Значение игры в развитии и воспитании дошкольников
статья

Самохвалова Елена Анатольевна

В данной статье рассказывается об игре как о ведущей деятельности дошкольника и раскрывается ее содержание, функции, роль в жизни ребенка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игровая деятельность17.01 КБ

Предварительный просмотр:

Самохвалова Елена Анатольевна,

Воспитатель ГБДОУ детский сад №34 Приморского р-на г. СПб

Значение игры в воспитании и развитии дошкольников.

Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порою нам, взрослым, кажется, что, играя, дети впустую тратят свое время и пытаемся навязать им развивающую с нашей точки зрения деятельность, до конца не осознавая, что игра для ребенка – это не праздное времяпровождение, а ведущая деятельность, которая не только расцветает в детском возрасте, но и сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Игра – это деятельность, в которой дети самостоятельно вступают в общение со сверстниками. Они сами выбирают себе игру, сами ее организуют, сами придумывают ее правила. Все участники игры чувствуют себя равноправными членами детского игрового коллектива, учатся оценивать свои действия и действия других детей между собой, формируются отношения, основанные на дружбе, справедливости, взаимовыручке, сопереживании, ответственности.

В игре формируются все стороны личности ребенка, поэтому игры имеют широкие воспитательные возможности, а психологи справедливо считают игровую деятельность ведущей.

Игра – это отражение жизни. Ребенок играет «как бы», «понарошку», но все игровые ситуации являются проводниками к ситуациям реальным, жизненным, через «невзаправдашние» игровые ситуации ребенок закладывает себе жизненный фундамент для решений реальных вопросов. Проигрывая разнообразные роли, ребенок проявляет реальные чувства и эмоции. Побеждая «злого дракона», он чувствует себя смелым, отважным, ловким, по-настоящему гордится своей победой.

Подражая в игре взрослым, ребенок развивает свое воображение. А подражая, сопоставляет свои действия с личным опытом.

В игре активно проявляется детское творчество, а именно в выборе замысла игры и в поиске средства его реализации. Особенно ценно, что дети не готовятся к игре заранее: предварительно не вынашивают ее замысел и не распределяют роли, а действуют спонтанно, по ситуации, в зависимости от своих чувств и настроения, активно импровизируя.

Игра – важное средство умственного развития. Знания, получаемые дома, в детском саду, почерпнутые из читаемых ребенку книг находят активные применения в игре, закрепляясь в ней и приумножаясь.

В игре дети воплощают жизненные впечатления, выбирают себе игровую роль в соответствии со своими интересами, умениями и желаниями.

В любой игре особое значение имеет воображение, что активизирует умственную активность ребенка. Например, в игре для ребенка не составит особого труда открыть «магазин», подобрать «ассортимент товара» из подручного материала, придумать и изготовить «деньги», выбрать продавцов, пригласить покупателей…

В игре формируются различные моральные качества. Ответственность друг перед другом за свои действия и результат способствует развитию товарищества, учит коллективно и справедливо решать спорные вопросы.

Важное условие успешного руководства любыми играми для воспитателя – это умение завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это возможно только тогда, когда воспитатель искренне и с интересом будет относиться к желаниям детей, понимать и поддерживать их замысел.

Наблюдая поведение ребенка в игре, можно предположить об отношениях взрослых в семье, об их отношениях с ребенком, понять желания ребенка, его интересы и предпочтения, понять его страхи, причины неуверенности в себе и мн.др.

Полноценного развития игра достигает только тогда, когда воспитатель целенаправленно формирует игровую деятельность, направляет ее в нужное русло для достижения полноценного результата.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение игры для развития и воспитания ребёнка.

Значение игры для развития и воспитания ребёнка.        Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников...

Дидактические игры в развитии и воспитании дошкольников

В дидактической игре ребенок не только по­лучает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель любой дидактической игры - обучающая....

Значение игры для развития и воспитания ребенка раннего возраста.

Игра имееет большое значение в жизни ребека. Этот материал о том,как приобщить детей к сюжетно-ролевым играм, дидактическим, подвижным, театрализованной деятельности....

Роль игры в развитии и воспитании дошкольников.

Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных  средств и...

Значение игры футбол в физическом воспитании дошкольника

Статья о значении игры футбол в физическом воспитании дошкольников, этапы обычения элементам футбола и перечень физических качест, развитию которых способствуют занятия футболом....

Значение коллекционирования для развития и воспитания дошкольников

Чем интересно собирательство дошкольникам и как взрослые могут решать ряд педагогических задач с помощью этого детского увлечения вы узнаете из статьи. Также вы сможете познакомиться с наиболее популя...