Психогимнастика для старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)
Картотека игр, направленная на формирование у воспитанников умений слушать друг друга, взаимодействовать, способствует развитию умений выражать свое эмоциональное состояние посредством мимики, жестов, поз.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihogimnastika.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Психогимнастика для детей старшего дошкольного возраста
(старшие, подготовительные группы)
Педагог-психолог Фролова Ю.М.
Тема | Название игры | Цель | Ход игры |
“Дружно ходим в детский сад” | “Пирамида любви” | Развитие коммуникативных навыков, формирование доброжелательных отношений. | Дети сидят по кругу. Педагог говорит детям: “Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите. Давайте построим пирамиду любви из наших рук. Дети встают и кладут свою руку на руку предыдущего ребёнка, говоря: “Я люблю море”, “Я люблю маму”, “Я люблю цветы” и т.д. Педагог подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы. |
“День знаний” | “Радость” | Формирование позитивного настроения, сплочение детского коллектива. | Дети закрывают глаза, ведущий проговаривает внушение: “Тебе сегодня подарили то, о чём ты больше всего мечтал, покажи как ты рад”. Дождаться когда все будут улыбаться, предложить открыть глаза и закончить игру аплодисментами. |
Сколько есть профессии разных, всех нам их не перечесть | “Профессии” | Психомышечная тренировка, профилактика психоэмоционального напряжения, закрепление навыков, относящихся к социальной компетенции. | Педагог сообщает детям о том, что у них сегодня необычная зарядка. Она посвящена профессиям. Взрослый показывает движения, а дети повторяют за педагогом и угадывают, о какой же профессии идёт речь. - “Фотограф” - “Маляр” - “Космонавты в невесомости” - “Гармонисты» - “Балерины” - “Водители”. В конце упражнения педагог предлагает детям загадать и показать какое-нибудь движение, а оставшиеся участники должны будут узнать, о какой профессии идёт речь. |
Проект “Моя семья”/ | “Дружная семья” | Эмоциональное раскрепощение, преодоление двигательного автоматизма. | Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят делом. Один лепит, другой вколачивает гвоздики, кто - то рисует. Дети воспроизводят движения так, словно у них в руках реальные предметы. |
День пожилого человека | Пантомима “Соленый чай” | Снятие напряжения мышц лица, выражение различных эмоциональных состояний. | Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместе сахарного песка мелкую соль. Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него 2 ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту! Выразительные движения голова наклонена назад, брови нахмурены. Глаза сощурены. Верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился. |
“Осенняя пора, очей очарованье...” | “Осенние листочки” | Развитие способности управлять эмоциональным состоянием, снятие психомышечного напряжения. | Педагог предлагает детям представить себе, что они - осенние листочки. Ветер сорвал их с веточки, и, прежде чем упасть на землю, листочки затеяли танец. Они то закружились, то ветерок их относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод. Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются. |
“Солнышко - тучки” | Создание возможностей для самовыражения, формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями. | Педагог рассказывает детям о том, что осенью на улице бывает либо солнышко, либо тучки и просит нарисовать глазами на потолке (небе) солнце, тучку. Затем озвучивает правила: при слове “солнце” детям предлагается поднять руки вверх, развести их в стороны и улыбнуться; при слове “тучка” сжаться в комочек, сделать лицо хмурым, руки сжать в кулаки. Заканчивать игру следует словом “солнце”. | |
“Погулка в осенний лес” | Расширение эмоциональной сферы, обучение разнообразным имитационным движениям. | Педагог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения взрослого: “Пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем ягоды, идем тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, прыгаем по кочкам в болоте, тянемся вверх за орехами”. | |
“Образные перевоплощения” | Развитие эмоционально-личностной сферы, раскрытие творческого потенциала. | Педагог просит детей показать, как животные готовятся к зиме! Ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, потом укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую. | |
Неделя здоровья “Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно” | “Зеркало” | Развитие навыков моторного проигрывания, формирование умений воспроизводить особенности выразительного поведения партнера. | Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой - тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера. |
Проект “5 континентов”/ “Земля наш общий дом” | “Две страны” | Развитие навыков невербального общения, профилактика агрессивного поведения. | Педагог распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: “Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое- грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача - заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит”. |
Проект “Пять глубоких озер” | “Волны” | Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие доброжелательного отношения к окружающим. | Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: “В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце”. Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, “волны” окружают его и, поглаживая, тихонько журчат. |
Моя страна - Россия | “Богатыри” | Эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка. | Педагог проговаривает слова и показывает соответствующие движения, дети повторяют: Нет на свете Родины красивей (ходьба на месте), Боевой страны богатырей (изображение “богатырей” - руки на поясе, ноги на ширине плеч) Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей (ходьба на месте, широко разводя руки). |
Мой край - мое Зауралье | “Общий круг” | Преодоление психологических барьеров в коммуникативном общении со своими сверстниками | Все садятся на ковер, образуя круг, чтобы могли все видеть друг друга. Надо поздороваться глазами. Воспитатель первым здоровается с каждым ребенком, глядя ему в глаза, слегка кивнув головой, дотрагиваясь до плеча ребенка. Точно также каждый из детей взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий. |
День матери “Я маме своей весь мир подарю: все горы, моря, океаны. Я ее очень сильно люблю, ведь нет никого лучше нее.” | “Помощь” | Развитие эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения. | Перед группой детей ставится задача представить виртуальную ситуацию, что их мама вернулась из магазина с очень тяжелыми сумками. Каждый ребенок должен оказать помощь своей маме. Дети поочередно показывают, как они несут тяжелую ношу, прикладывая максимальное количество усилий. |
Зимушка хрустальная в гости к нам пришла / По дороге, по прямой, щла зима... День здоровья (30.12) | “Снежки” | Эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка, профилактика агрессивного поведения. | Педагог предлагает детям поиграть в воображаемые снежки: наклониться, взять снег, слепить снежок, кинуть его в соседа, который должен уклониться. |
“Елочка” | Преодоление психологических барьеров в коммуникативном общении со своими сверстниками | Считалкой выбирается ребенок, который становится “новогодней елкой” и встает в центр. Дети подходят к нему по очереди, дотрагиваются и делают вид, что вешают елочное украшение, игрушку, называя ее. | |
“Снеговик” | Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, развитие творческого воображения. | Детям предлагается слепить снеговика. Дети изображают, как скатывают из снега комки разных размеров, показывают движениями, как тяжело это делать. -Первым ставим большой ком, на него - ком поменьше и затем - самый маленький. Изображают, как надевают снеговику ведро на голову, вставляют угольки - глаза, нос - морковку, веточку - рот. | |
“Спать хочется” (этюд) | Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. | Педагог рассказывает детям о мальчике, который попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены. | |
“Покажи свое состояние и настроение” - ко дню здоровья | Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. | Педагог предлагает детям выразить свое состояние и настроение в разное время зимы: - радуемся первому снегу; - ёжимся от холодного ветра; - нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду. | |
Пришла коляда, отворяй ворота | “Северный полюс” | Профилактика психоэмоционального напряжения, помощь детям в расширении представлений о себе, повышение детской самооценки. | Представьте, что вас пригласил в гости на праздник медвежонок - Умка, который живёт на северном полюсе. Там холодно, но мы не боимся холода, потому что мы закалённые, сильные и смелые. Ярко светит солнышко, снежинки сверкают на солнце. Воздух морозный, свежий наполняет нас чистотой, подышите, протяните руки к солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, рукам, ногам и проникли добротой к самому сердцу. Давайте послушаем, как бьется наше сердечко. |
Книжный гипермаркет / Это удивительно, истории о книгах | “Изобрази своего героя” | Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. | Выполнение этого упражнения состоит в том, что каждый ребенок выбирает своего любимого персонажа из сказки, мультфильма, художественного фильма или любого письменного произведения, а затем показывает его перед своими сверстниками. При этом все действия детей должны сопровождаться активной мимикой лица. |
Проект “Раз, два, три - прилетели сизари” | “Птички зимой” | Эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка | Педагог просит детей изобразить птиц в морозный день: “Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!”; выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц, передать свое эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их. Обыгрывание ситуации: “Помогаем птицам” Представьте, что вы мастерите кормушку, строгаете и пилите доски, а затем вешаете кормушку на дерево. |
Олимпийская неделя “Спорт и физкультура всех вперед ведут. В трудную минуту нас не подведут.” | “Мое настроение” | Развитие эмпатии, умения чувствовать настроение другого. | Детям предлагается поведать другим о своем настроении: его можно сравнить с каким-нибудь цветком, животным или показать в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка. |
Мир технических чудес - роботы | “Образные перевоплощения” | Формрование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации. | Педагог просит детей передать движением, мимикой или позой функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др. |
День защитников отважных | “Стойкий солдатик” | Профилактика психоэмоционального напряжения, скованности, агрессивного поведения | Скажите ребенку: “Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!” |
Много традиций есть на Руси, ими культура славится | «Поделись своим теплом» | Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи | Педагог предлагает детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями. |
Ранняя весна | “В весеннем лесу” | Расширение эмоциональной сферы, обучение разнообразным имитационным движениям. | Педагог предлагает детям представить, что они нахродятся в зеленом весеннем лесу: -Мы ступаем по зелёной нежной травке (дети идут тихо-тихо). -Шаг за шагом, ещё один шаг (дети шагают). -Прислушайтесь. (дети останавливаются) -Что вы слышите? (дети прислушиваются, слышны звуки весеннего леса) -А теперь оглянитесь. (дети оглядываются) -Посмотрите, какие красивые цветы растут в лесу. Понюхайте их. -Видите там вдалеке полянку? (дети прикладывают ладошку ко лбу) выходите на полянку, кто здесь живет? Каких диких животных вы знаете? (лиса, белка, медведь, волк, заяц) |
“Самая, самая красивая мамочка моя” | “Мамино настроение” | Формирование конструктивных способов управления собственным поведением, умений действовать по правилам. | Предварительная работа: подготовить совместно с детьми на каждого ребенка тучку и солнышко. Педагог называет детям поступки, если они считают, что это хороший поступок - поднимают вверх солнышко и улыбаются, а если плохой поступок – поднимают тучку и делают грустное лицо. - Сын полил комнатные цветы. - Дочка съела всю кашу. Мальчик порвал книжку. - Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку? - Дети убрали игрушки на место. Девочка разбила чашку. - Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться) - Сын подрался во дворе. - А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому) - Дочка помыла посуду. - Мальчик вытер пыль. |
Уроки тетушки Совы - все о вежливости и весне | “Вежливая просьба” | Формирование положительного отношения к правилам поведения, развитие внимания и восприятия. | Педагог произносит различные команды, например: сесть, встать, поднять руки вверх, похлопать в ладоши, попрыгать и т. д., но выполняют дети только те, которые начинаются со слова «пожалуйста». |
Наши добрые дела. Права детей. | «Доброта, нежность, ласка» | Формирование доброжелательных отношений, развитие положительных личностных качеств. | Доброта прилетела к нам и села на кончик носа. (Дети трогают кончик носа.) Доброта сказала: “Улыбайтесь, всему миру улыбайтесь”. (Дети улыбаются.) Нежность прилетела, обняла нас плечи (дети гладят плечи) и сказала: “Дорожите друг другом”. Ласка прилетела, обняла всё тело (дети обнимают себя) и сказала: “Любите друг друга”. |
Весна продолжается | “Подснежники” | Создание новых возможностей и положительной атмосферы для личностного развития ребенка и его самовыражения | Педагог читает стихотворение о подснежнике, дети приседают; медленно плавно встают, поднимают руки вверх, тянутся за руками как можно выше; разводят руки в стороны, делая повороты туловища вправо-влево. В лесу, где берёзки столпиись гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зелёную выставил ножку, Потом потянулся Из всех своих маленьких сил И тихо спросил: “Я вижу: погода тепла и ясна, Скажите, ведь правда, что это весна?” |
Город мастеров (народные промыслы) | “Кувшинчик” | Развитие познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка. | Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и “выливают” из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу. Затем улыбаются друг другу и заполняют кувшинчики радостью и дружбой, улыбаясь друг другу. |
День смеха | “Хохотунья” | Создание положительной, эмоциональной атмосферы, радости у детей. | Дети, образуют круг, в центре водящий с платком в руках. Он кидает платок вверх, пока тот летит до пола, все громко смеются, платок на полу - все умолкают, кто засмеется - садится на место. |
Мир театра и кино | “С платком” | Профилактика эмоционального напряжения, развитие способности к переключению внимания с одного образа на другой. | Педагог говорит детям: “Представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить: бабочку; принцессу; волшебника; бабушку; фокусника; человека, у которого болит зуб; морскую волну; лису. После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: “Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?” |
Проект “Тайны третьей планеты”/ Неизведанные галактики | “Рождение планет и звезд” | Профилактика агрессивного поведения, снижение психоэмоционального напряжения. | Педагог предагает детям движениями изобразить, как рождаются звёзды и планеты: “Звёзды и планеты возникли в результате сжатия всего космоса в одну точку (широко раскинуть руки в стороны, а затем делать ими движения, будто собирая энергию в себя, сесть на корточки и спрятать голову в колени, замереть, “превращаясь в точку”). А затем произошёл взрыв (резко встать и вновь широко разбросить руки, выбрасывая энергию). |
Дорожная азбука | “Моем машину” | Сплочение детского коллектива, формирование доброжелательных отношений. | Группа детей выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один ребенок в начале шеренги — “машина”, второй в конце – “сушилка”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. “Сушилка” должна ее высушить – обнять. Потом “сушилка” становится в шеренгу, прошедший мойку становится “сушилкой”, и с начала шеренги идет следующая “машина”. |
Мир науки - электричество | “Покажи, как...” | Выражение эмоционального и психофизического состояния. | Покажите, как вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились поломке телевизора, прикоснулись к горячему утюгу. |
“День Победы” | “Сосредоточенность” | Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью жестов и мимики. | Педагог предлагает детям перевоплотиться. Теперь они не воспитанники детского сада, а военные командиры: “Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления”. Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте. |
Пузыри пускает рыбка под водою без конца, как ей это удается, нет ведь мыла, нет кольца | “Летел по небу шарик” | Выражение различных эмоций, расслабление, сплочение детского коллектива, | Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на воздушном шарике. “Давайте возьмемся за руки и надуем наш шарик» (дети делают круг). “Летел по небу шар, летел, летел, летел” (дети движутся по кругу). “Мимо бежала мышка. Она подумала, что шар – это головка сыра, и прокусила его. Шар начал сдуваться – с-с-с” (дети сбегаются в середину круга, повторяя свистящий звук). “Какой маленький стал шарик. Но мы не унываем. Сейчас поставим заплатку” (хлопки в ладоши). “И надуем наш шарик” (изображаем надувание насосом, дети снова делают широкий круг). “Продолжаем наше путешествие. Летит по небу шарик, летит, летит, летит” (ходьба по кругу). “Вдруг появился ежик, и нечаянно проколол шарик иголочкой” (дети сбегаются в центр со звуком сдувающегося шарика). “Но мы знаем, что нужно сделать” (дети хлопают, изображают насос и снова делают широкий круг). “Полетел наш шарик дальше. Но тут подул сильный ветер. Закружился шарик, завертелся и улетел высоко-высоко в небо” (дети кружатся, прыгают, и машут руками). |
По веселым по дорожкам побежим навстречу лету | “Облака” | Осознание и выражение основных эмоций, расслабление мышц | Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое - на дракона, а третье - на большой красивый цветок. Поза: дети лежат на ковре, руки сцеплены в замок и положены под голову. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе”
Сценарий масстер-класса «Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе” совместно с учителем ...
Семинар-практикум для педагогов "Психогимнастика для детей среднего и старшего дошкольного возраста"
То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитател...
Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста
Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...
Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения (с использованием песочных игр и психогимнастики)
Занятие рекомендовано использовать в работе педагога- психолога ДОУ...
Картотека по психогимнастике для старшего дошкольного возраста
Картотека по психогимнастике...
Картотека игр по психогимнастики для старшего дошкольного возраста.
Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься? Как гимнастика полезна для гармоничног...
Картотека по психогимнастике для старшего дошкольного возраста
Картотека по психогимнастике...