Психогимнастика для старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Фролова Юлия Михайловна

Картотека игр, направленная на формирование у воспитанников умений слушать друг друга, взаимодействовать, способствует развитию умений выражать свое эмоциональное состояние посредством мимики, жестов, поз.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihogimnastika.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика для детей старшего дошкольного возраста

(старшие, подготовительные группы)

Педагог-психолог Фролова Ю.М.

Тема

Название игры

Цель

Ход игры

“Дружно ходим в детский сад”

“Пирамида любви”

Развитие коммуникативных навыков, формирование доброжелательных отношений.

Дети сидят по кругу. Педагог говорит детям: “Каждый из вас что-то или кого-то любит. Расскажите, кого и что вы любите.

Давайте построим пирамиду любви из наших рук.

Дети встают и кладут свою руку на руку предыдущего ребёнка, говоря: “Я люблю море”, “Я люблю маму”, “Я люблю цветы” и т.д. Педагог подчёркивает, что пирамида получилась высокая, потому, что мы любим и любимы.

“День знаний”

“Радость”

Формирование позитивного настроения, сплочение детского коллектива.

Дети закрывают глаза, ведущий проговаривает внушение: “Тебе сегодня подарили то, о чём ты больше всего мечтал, покажи как ты рад”. Дождаться когда все будут улыбаться, предложить открыть глаза и закончить игру  аплодисментами.

Сколько есть профессии разных, всех нам их не перечесть

“Профессии”

Психомышечная тренировка, профилактика психоэмоционального напряжения, закрепление навыков, относящихся к социальной компетенции.

Педагог сообщает детям о том, что у них сегодня необычная зарядка. Она  посвящена профессиям. Взрослый показывает движения, а дети повторяют за педагогом и  угадывают, о какой же профессии идёт речь.

- “Фотограф”

- “Маляр”

- “Космонавты в невесомости”

- “Гармонисты»

- “Балерины”

- “Водители”.

В конце упражнения педагог предлагает детям загадать и показать какое-нибудь движение, а оставшиеся участники должны будут узнать, о какой профессии идёт речь.

Проект “Моя семья”/

“Дружная семья”

Эмоциональное раскрепощение, преодоление двигательного автоматизма.

Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят делом. Один лепит, другой вколачивает гвоздики, кто - то рисует.

Дети воспроизводят движения так, словно у них в руках реальные предметы.

День пожилого человека

Пантомима “Соленый чай”

Снятие напряжения мышц лица, выражение различных эмоциональных состояний.

Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместе сахарного песка мелкую соль.

Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него 2 ложечки сахарного песка, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!

Выразительные движения голова наклонена назад, брови нахмурены. Глаза сощурены. Верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен – ребенок выглядит так, словно он подавился.

“Осенняя пора, очей очарованье...”

“Осенние листочки”

Развитие способности управлять эмоциональным состоянием, снятие психомышечного напряжения.

Педагог предлагает детям представить себе, что они - осенние листочки. Ветер сорвал их с веточки, и, прежде чем упасть на землю, листочки затеяли танец. Они то закружились, то ветерок их относит куда-то. Кто-то, может быть, кружится в паре, а кто-то устроил целый хоровод.

Листочки все разные: веселые, грустные, сердитые, мечтательные, восторженные или удивленные. Некоторые листочки даже затеяли веселую игру и похожи на маленьких веселых птенчиков. Кто-то грустит об ушедшем лете. А кто-то сердится на ветер, который оторвал его от родной ветки. А кто-то завидует еловым колючкам, которые никогда не осыпаются.

“Солнышко - тучки”

Создание возможностей для самовыражения, формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями.

Педагог рассказывает детям о том, что осенью на улице бывает либо солнышко, либо тучки и просит нарисовать глазами на потолке (небе) солнце, тучку. Затем озвучивает правила: при слове “солнце” детям предлагается поднять руки вверх, развести их в стороны и улыбнуться; при слове “тучка” сжаться в комочек, сделать лицо хмурым, руки сжать в кулаки. Заканчивать игру следует словом “солнце”.

“Погулка в осенний лес”

Расширение эмоциональной сферы,  обучение разнообразным имитационным движениям.

Педагог приглашает детей прогуляться в воображаемый лес. Дети повторяют движения взрослого: “Пробираемся сквозь бурелом, встречаем пугливого зайца, собираем ягоды, идем тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, прыгаем по кочкам в болоте, тянемся вверх за орехами”.

“Образные перевоплощения”

Развитие эмоционально-личностной сферы, раскрытие творческого потенциала.

Педагог просит детей показать, как животные готовятся к зиме! Ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, потом укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки в свою кладовую.

Неделя здоровья “Всем известно, всем понятно, что здоровым быть приятно”

“Зеркало”

Развитие навыков моторного проигрывания, формирование умений воспроизводить  особенности выразительного поведения партнера.

Дети стоят лицом друг к другу. Один ребенок – зеркало. Другой - тот, кто смотрит в зеркало. Последний пытается с помощью мимики, жестов, поз отразить различные состояния (человек радуется, дуется, удивляется, грустит, гордится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения партнера.

Проект “5 континентов”/

“Земля наш общий дом”

“Две страны”

Развитие навыков невербального общения, профилактика агрессивного поведения.

Педагог распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: “Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое- грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача -  заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону и начинают заражать своей радостью тех, кто все еще грустит”.

Проект “Пять глубоких озер”

“Волны”

Преодоление застенчивости, замкнутости, нерешительности, развитие доброжелательного отношения к окружающим.

Педагог собирает детей вокруг себя и говорит: “В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково

омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они, шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце”.

Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди искупаться в море. Купающийся становится в центре, “волны” окружают его и, поглаживая, тихонько журчат.

Моя страна - Россия

“Богатыри”

Эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка.

Педагог проговаривает слова и показывает соответствующие движения, дети повторяют:

Нет на свете Родины красивей (ходьба на месте),

Боевой страны богатырей (изображение “богатырей” - руки на поясе, ноги на ширине плеч) 

Вот она, по имени Россия, От морей простёрлась до морей

(ходьба на месте, широко разводя руки).

Мой край - мое Зауралье

“Общий круг”

Преодоление психологических барьеров в коммуникативном общении со своими сверстниками

Все садятся на ковер, образуя круг, чтобы могли все видеть друг друга. Надо поздороваться глазами. Воспитатель первым здоровается с каждым ребенком, глядя ему в глаза, слегка кивнув головой, дотрагиваясь до плеча ребенка. Точно также каждый из детей взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. Желательно, чтобы дети избегали словесных приветствий.

День матери “Я маме своей весь мир подарю: все горы, моря, океаны. Я ее очень сильно люблю, ведь нет никого лучше нее.”

“Помощь”

Развитие эмоционально-выразительных движений, снятие психоэмоционального напряжения.

Перед группой детей ставится задача представить виртуальную ситуацию, что их мама вернулась из магазина с очень тяжелыми сумками. Каждый ребенок должен оказать помощь своей маме. Дети поочередно показывают, как они несут тяжелую ношу, прикладывая максимальное количество усилий.

Зимушка хрустальная в гости к нам пришла / По дороге, по прямой, щла зима...

День здоровья (30.12)

“Снежки”

Эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка, профилактика агрессивного поведения.

Педагог предлагает детям поиграть в воображаемые снежки: наклониться, взять снег, слепить снежок, кинуть его в соседа, который должен уклониться.

“Елочка”

Преодоление психологических барьеров в коммуникативном общении со своими сверстниками

Считалкой выбирается ребенок, который становится “новогодней елкой” и встает в центр. Дети подходят к нему по очереди, дотрагиваются  и делают вид, что вешают елочное украшение, игрушку, называя ее.

“Снеговик”

Формирование позитивного отношения к себе и окружающим, развитие творческого воображения.

Детям предлагается слепить снеговика.

Дети изображают, как скатывают из снега комки разных размеров, показывают движениями, как тяжело это делать.

-Первым ставим большой ком, на него - ком поменьше и затем - самый маленький. Изображают, как надевают снеговику ведро на голову, вставляют угольки - глаза, нос - морковку, веточку - рот.

“Спать хочется” (этюд)

Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации.

Педагог рассказывает детям о мальчике, который попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.
Выразительные движения: 

Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.

“Покажи свое состояние и настроение” - ко дню здоровья

Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации.

Педагог предлагает детям выразить свое состояние и настроение в разное время зимы:

- радуемся первому снегу;

- ёжимся от холодного ветра;

- нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

Пришла коляда, отворяй ворота

“Северный полюс”

Профилактика психоэмоционального напряжения, помощь детям в расширении представлений о себе, повышение детской самооценки.

Представьте, что вас пригласил в гости на праздник медвежонок - Умка, который живёт на северном полюсе. Там холодно, но мы не боимся холода, потому что мы закалённые, сильные и смелые. Ярко светит солнышко, снежинки сверкают на солнце. Воздух морозный, свежий наполняет нас чистотой, подышите, протяните руки к солнышку, чтобы тепло и свет разлились по всему телу, рукам, ногам и проникли добротой к самому сердцу. Давайте послушаем, как бьется наше сердечко.

Книжный гипермаркет / Это удивительно, истории о книгах

“Изобрази своего героя”

Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации.

Выполнение этого упражнения состоит в том, что каждый ребенок выбирает своего любимого персонажа из сказки, мультфильма, художественного фильма или любого письменного произведения, а затем показывает его перед своими сверстниками. При этом все действия детей должны сопровождаться активной мимикой лица.

Проект “Раз, два, три - прилетели сизари”

“Птички зимой”

Эмоциональное раскрепощение зажатого, скованного и закомплексованного ребенка

Педагог просит детей изобразить птиц в морозный день: “Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!”; выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц, передать свое эмоциональное состояние: сочувствуем птицам, нам очень жалко их.

Обыгрывание ситуации:

“Помогаем птицам” Представьте, что вы мастерите кормушку, строгаете и пилите доски, а затем вешаете кормушку на дерево.

Олимпийская неделя “Спорт и физкультура всех вперед ведут. В трудную минуту нас не подведут.”

“Мое настроение”

Развитие  эмпатии, умения чувствовать настроение другого.

Детям предлагается поведать другим о своем настроении: его можно сравнить с каким-нибудь цветком, животным или показать в движении - все зависит от фантазии и желания ребенка.

Мир технических чудес - роботы

“Образные перевоплощения”

Формрование умений передавать эмоциональное состояние с помощью мимики, жестов, выразительной интонации.

Педагог просит детей передать движением, мимикой или позой функциональное назначение электроприборов и бытовых машин: наполненный продуктами холодильник, работающий пылесос, закипевший электрочайник, включенный телевизор, работающий миксер и др.

День защитников отважных

“Стойкий солдатик”

Профилактика психоэмоционального напряжения, скованности, агрессивного поведения

Скажите ребенку: “Когда ты сильно возбужден и не можешь остановиться, взять себя в руки, встань на одну ногу, а другую подогни в колене, руки опусти по швам. Ты - стойкий солдатик на посту, ты честно несешь свою службу. Оглянись по сторонам, заметь, что вокруг тебя делается, кто чем занят, кому надо помочь. А теперь поменяй ногу и посмотри еще пристальней. Молодец! Ты настоящий защитник!”

Много традиций есть на Руси, ими культура славится

«Поделись своим теплом»

Развитие эмоционально-волевой сферы личности ребёнка, доброжелательности, взаимопомощи

Педагог предлагает детям найти своё сердце, прижав обе ладони к груди, и прислушаться, как оно стучит. Затем каждый должен представить, что у него вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Тёплый свет его разливается по телу. Его так много, что он не помещается в груди. Воспитатель предлагает поделиться этим теплом с другими. Дети прикасаются  друг к другу со словами: я хочу поделиться с тобой своим теплом. Затем дети делятся своими ощущениями.

Ранняя весна

“В весеннем лесу”

Расширение эмоциональной сферы,  обучение разнообразным имитационным движениям.

Педагог предлагает детям представить, что они нахродятся в зеленом весеннем лесу:

-Мы ступаем по зелёной нежной травке (дети идут тихо-тихо).

-Шаг за шагом, ещё один шаг (дети шагают).

-Прислушайтесь. (дети останавливаются)

-Что вы слышите? (дети прислушиваются, слышны звуки весеннего леса)

-А теперь оглянитесь. (дети оглядываются)

-Посмотрите, какие красивые цветы растут в лесу. Понюхайте их.

-Видите там вдалеке полянку? (дети прикладывают ладошку ко лбу) выходите на полянку, кто здесь живет? Каких диких животных вы знаете?

 (лиса, белка, медведь, волк, заяц)

“Самая, самая красивая мамочка моя”

“Мамино настроение”

Формирование конструктивных способов управления собственным поведением, умений действовать по правилам.

Предварительная работа: подготовить совместно с детьми на каждого ребенка тучку и солнышко.

Педагог называет детям поступки, если  они считают, что это хороший поступок -  поднимают вверх солнышко и улыбаются, а если плохой поступок – поднимают тучку и делают грустное лицо.

- Сын полил комнатные цветы.

- Дочка съела всю кашу.

Мальчик порвал книжку.

- Ребята, а как надо поступить, если вы порвали книжку?

- Дети убрали игрушки на место.

Девочка разбила чашку.

- Если вы нечаянно разобьёте посуду, то что надо сделать? (извиниться)

- Сын подрался во дворе.

- А как надо играть? (дружно) А если вам, что то не нравится? (надо договариваться или обратиться за помощью к взрослому)

- Дочка помыла посуду.

- Мальчик вытер пыль.

Уроки тетушки Совы - все о вежливости и весне

“Вежливая просьба”

Формирование положительного отношения к правилам поведения, развитие внимания и восприятия.

Педагог произносит различные команды, например: сесть, встать, поднять руки вверх, похлопать в ладоши, попрыгать и т. д., но выполняют дети только те, которые начинаются со слова «пожалуйста».

Наши добрые дела. Права детей.

«Доброта, нежность, ласка»

Формирование доброжелательных отношений, развитие положительных личностных качеств.

Доброта прилетела к нам и села на кончик носа. (Дети трогают кончик носа.)

Доброта сказала:  “Улыбайтесь, всему миру улыбайтесь”. (Дети улыбаются.) 

Нежность прилетела, обняла нас плечи (дети гладят плечи) и сказала:  “Дорожите друг другом”.

Ласка прилетела, обняла всё тело (дети обнимают себя) и сказала:  “Любите друг друга”.

Весна продолжается

“Подснежники”

Создание новых возможностей и положительной атмосферы для личностного развития ребенка и его самовыражения

Педагог читает стихотворение о подснежнике, дети приседают; медленно плавно встают, поднимают руки вверх, тянутся за руками как можно выше; разводят руки в стороны, делая повороты туловища вправо-влево.

В лесу, где берёзки столпиись гурьбой,

Подснежника глянул глазок голубой.

Сперва понемножку

Зелёную выставил ножку,

Потом потянулся

Из всех своих маленьких сил

И тихо спросил:

“Я вижу: погода тепла и ясна,

Скажите, ведь правда, что это весна?”

Город мастеров (народные промыслы)

“Кувшинчик”

Развитие познавательной и эмоциональной сферы психики ребёнка.

Дети представляют себя красивым расписным кувшинчиком, из которого можно вылить грязную воду, чтобы наполнить чистой водой. Дети наклоняются вперёд и “выливают” из себя то, чего там быть не должно: боль, обиду, злобу. Затем улыбаются друг другу и заполняют кувшинчики радостью и  дружбой, улыбаясь друг другу.

День смеха

“Хохотунья”

Создание положительной, эмоциональной атмосферы, радости у детей.

Дети, образуют круг, в центре водящий с платком в руках. Он кидает платок вверх, пока тот летит до пола, все громко смеются, платок на полу - все умолкают, кто засмеется - садится на место.

Мир театра и кино

“С платком”

Профилактика эмоционального напряжения,  развитие способности к переключению внимания с одного образа на другой.

 Педагог говорит детям: “Представьте себе, что мы попали в театр. В театре сцена, актеры и зрители. Выберем и в нашей группе место для сцены. Для того, чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто – зрителем, проводим набольшую артистическую разминку. У меня платок, попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

бабочку;

принцессу;

волшебника;

бабушку;

фокусника;

человека, у которого болит зуб;

морскую волну;

лису.

После показа каждого нового персонажа детям следует задавать следующие вопросы: “Кто может показать бабочку (принцессу) иначе? Кто еще хочет попробовать? Кому понравилось исполнять роли? Кому понравилось смотреть?”

Проект “Тайны третьей планеты”/ Неизведанные галактики

“Рождение планет и звезд

Профилактика агрессивного поведения, снижение психоэмоционального напряжения.

Педагог предагает детям движениями изобразить, как рождаются звёзды и планеты:

“Звёзды и планеты возникли в результате сжатия всего космоса в одну точку (широко раскинуть руки в стороны, а затем делать ими движения, будто собирая энергию в себя, сесть на корточки и спрятать голову в колени, замереть, “превращаясь в точку”).

А затем произошёл взрыв (резко встать и вновь широко разбросить руки, выбрасывая энергию).

Дорожная азбука

“Моем машину”

Сплочение детского коллектива, формирование доброжелательных отношений.

 Группа детей выстраивается в 2 шеренги, лицом друг к другу. Один ребенок в начале шеренги — “машина”, второй в конце – “сушилка”. “Машина” проходит между шеренгами, все ее моют: поглаживают, потирают и т.д., делая это бережно и аккуратно. “Сушилка” должна ее высушить – обнять. Потом “сушилка” становится в шеренгу, прошедший мойку становится “сушилкой”, и с начала шеренги идет следующая “машина”. 

Мир науки - электричество

“Покажи, как...”

Выражение эмоционального и психофизического состояния.

 Покажите, как вы радуетесь покупке компьютера или видеоприставки, огорчились поломке телевизора, прикоснулись к горячему утюгу.

“День Победы”

“Сосредоточенность”

Формирование умений передавать эмоциональное состояние с помощью жестов и мимики.

Педагог предлагает детям перевоплотиться. Теперь они не воспитанники детского сада, а военные командиры:

“Командир сидит за столом и внимательно изучает карту. Он обдумывает план наступления”.

Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по воображаемой карте.

Пузыри пускает рыбка под водою без конца, как ей это удается, нет ведь мыла, нет кольца

“Летел по небу шарик”

Выражение различных эмоций, расслабление, сплочение детского коллектива,

Педагог предлагает детям отправиться в путешествие на воздушном шарике. “Давайте возьмемся за руки и надуем наш шарик» (дети делают круг). “Летел по небу шар, летел, летел, летел” (дети движутся по кругу).

“Мимо бежала мышка. Она подумала, что шар – это головка сыра, и прокусила его. Шар начал сдуваться – с-с-с” (дети сбегаются в середину круга, повторяя свистящий звук).

“Какой маленький стал шарик. Но мы не унываем. Сейчас поставим заплатку” (хлопки в ладоши).

“И надуем наш шарик” (изображаем надувание насосом, дети снова делают широкий круг).

“Продолжаем наше путешествие. Летит по небу шарик, летит, летит, летит” (ходьба по кругу).

“Вдруг появился ежик, и нечаянно проколол шарик иголочкой” (дети сбегаются в центр со звуком сдувающегося шарика).

“Но мы знаем, что нужно сделать” (дети хлопают, изображают насос и снова делают широкий круг). “Полетел наш шарик дальше. Но тут подул сильный ветер. Закружился шарик, завертелся и улетел высоко-высоко в небо” (дети кружатся, прыгают, и машут руками).

По веселым по дорожкам побежим навстречу лету

“Облака”

Осознание и выражение основных эмоций, расслабление мышц

Мальчик лежит на травке и наблюдает, как облака плывут по небу. Одно похоже на белого пушистого зайчика, другое - на дракона, а третье - на большой красивый цветок.

Поза: дети лежат на ковре, руки сцеплены в замок и положены под голову.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе”

Сценарий масстер-класса «Интегрированный игровой комплекс для детей старшего дошкольного возраста с элементами диагностики и психогимнастики “ Психологическая готовность к школе” совместно с учителем ...

Семинар-практикум для педагогов "Психогимнастика для детей среднего и старшего дошкольного возраста"

То, что дети дошкольного возраста нуждаются в психологической помощи, доказывать уже никому не нужно.Важно, чтобы методами психопрофилактики владели не только педагоги-психологи, но и воспитател...

Картотека релаксационных игр и упражнений по психогимнастике для детей старшего дошкольного возраста

Психогимнастика - курс специальных занятий (этюдов, игр, упражнений), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как его познавательной, так и эмоционально-личностной ...

Картотека игр по психогимнастики для старшего дошкольного возраста.

Последнее время всё чаще говорят о психогимнастике, она даже включена в обязательную программу дошкольных учреждений. Что же это такое, и как ею заниматься? Как гимнастика полезна для гармоничног...