Кружок "Бумажная фантазия"
календарно-тематическое планирование (старшая группа)
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дамырак»
Согласовано Утверждаю
Старший воспитатель Заведующий
______________ /Санчат М.Ч. МБДОУ «Дамырак»
__________/Доптан О.В.
«___»__________2022 года
Программа кружка по бумагопластике
«Бумажные фантазии»
(для детей старшей группы: 5-6 лет)
Руководитель кружка
Биче-оол Ай-Кыс Федоровна
с. Самагалтай
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
Цели:
- Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.
- Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май, во второй половине дня.
Продолжительность занятий: 25 мин.
Форма – тематическая совместная деятельность.
Формы и методы работы:
- Беседа
- Рассказ
- Рассматривание иллюстрации
- Показ образца выполнения последовательности работы
- Презентация
Материалы для занятий занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- карандаши простые,
- линейка,
- клеящий карандаш
К концу года дети должны:
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- научиться следовать устным инструкция;
- развить внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- усовершенствовать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- улучшить свои коммуникативные способности и закрепить навыки работы в коллективе.
Планируемый результат реализации кружка «Бумажные фантазии»
- проведение выставок детских работ.
- Мастер-класс «Голубь» (оригами) Биче-оол А.Ф.
- Совместная выставка работ детей и родителей
Тематическое планирование
Октябрь
Тема | Задачи | Материал | |
1 | «Бабочка» | Учить изготавливать бабочку при помощи бумажных полосок. Учить закреплять полоску в виде петли. | Картонная заготовка бабочки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
2 | «Рыбка» | Продолжать учить детей делать петлю при помощи бумажной полоски. | Картонная заготовка рыбки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
3 | «Осеннее лист» | Совершенствовать умение детей в изготовлении поделки при помощи бумажной. | Цветная бумага для изготовления зелёные, жёлтые для листьев, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
4 | «Лебедь» | Закреплять умение делать поделку при помощи бумажной полоски | Картонная заготовка лебедя, полоски белого цвета, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой
Ноябрь
1 | «Русская красавица» | Учить детей создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя её характерными деталями. Учить детей складывать лист бумаги гармошкой, проглаживая сгибы. Совершенствовать технику вырезания по шаблону. Развивать интерес к народным игрушкам. | Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
2 | «Снеговик» | Продолжать учить изготавливать поделку из бумаги, сложенной гармошкой , аккуратно проглаживая сгибы. | Бумага белого цвета, цветная для декора, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
3 | «Ёлочка» | Совершенств умения детей в складывании бумаги гармошкой. Разрезать гармошку на 4 части, склеивая края на двухсторонний скотч. | Картон синего цвета, сложенный в форме открытки, бумага зелёного цвета, ножницы, двухсторонний скотч, салфетки. |
4 | «Гирлянда» | Закреплять умения детей складывать бумагу гармошкой. | Цветная бумага. |
Январь
1 | «Деревья зимой» | Учить детей комкать бумажную салфетку в виде шарика., аккуратно пользоваться клеящим карандашом при наклеивании шариков. Воспитывать эстетический вкус. | Лист чёрного картона, бумажные салфетки, клеящий карандаш. |
2 | «Птицы в кормушке» | Продолжать учить детей делать поделку из комочков из смятой бумаги. | чёрного и красного цвета, клеящий карандаш. |
3 | «Рукавичка» | Закреплять умения детей делать комочки из смятой бумаги. | Шаблон рукавички, белые салфетки, клеящий карандаш |
Февраль
1 | «Зайчики» | Учить детей способом оригами делать зайца. Учить аккуратно и правильно делать сгибы. | Бумага белого цвета. |
2 | «Собачка» | Продолжать учить детей делать поделку способом оригами. Обращать внимание на ровное сгибание бумаги. | Бумага коричневого цвета. |
3 | «Кораблик» | Продолжать учить детей делать поделку способом оригами | Бумага белого цвета |
4 | «Весёлые гномики» | Совершенствовать знания детей при работе с бумагой. Продолжать учить делать поделку способом оригами. | Цветная бумага |
Март
1 | «Букет цветов» | Учить детей симметрично вырезать цветы. Закручивать края для придания объёма. | Бумага белого и зелёного цветов, клеящий карандаш. |
2 | «Цветы для украшения» | Закреплять умение сгибать бумагу в форме гармошки, склеивая края придать форму цветка. | Цветная бумага, клеящий карандаш, степлер. |
3 | «Подснежники» | Учить детей делать цветок подснежника из ватных дисков. Вырезать цветок по контуру, а затем отгибать края, придавая цветку объём. | Ватные диски, зелёная бумага, клеящий карандаш. |
4 | «Тюльпаны» | Учить детей делать объёмные цветы тюльпанов. Учить симметричному вырезанию лепестков, с наклеиванием. Дополнять работу листьями и стеблями. | Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы. |
Апрель
1 | «Скворечник на дереве» | Учить детей приёмом закручивания бумаги делать ствол дерева, Веточки выполнять техникой закручивания полоски на карандаш. Дополнить композицию скворечником и птицей. | Голубой картон, цветная бумага, птичка, клеящий карандаш. |
2 | «Солнышко и тучка» | Закреплять навык детей делать лучи и дождь при помощи полосок, сложенных в виде капельки. | Бумага жёлтого и синего цветов, клеящий карандаш. |
3 | «Божья коровка» | Закреплять умение делать насекомое при помощи кругов, сложенных пополам. | Красная и чёрная бумага, клеящий карандаш. |
4 | «Гусеница» | Учить детей делать гусеницу при помощи колечек из бумаги. | Цветная бумага, клеящий карандаш, картон для основания, карандаш зелёного цвета. |
Май
1 | «Лягушка» | Продолжать учить детей работать в техники объёмной аппликации. Продолжать сочетать различные приёмы для создания красивой композиции. | Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка. |
2 | «Голубь» | Закреплять умение детей создавать голубь всеми изученными способами. | Цветная бумага, картон, трафарет вазы, ножницы, клеящий карандаш, салфетка. |
Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
4. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
6. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bumazhnaya_fantaziya.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Дамырак»
Согласовано Утверждаю
Старший воспитатель Заведующий
______________ /Санчат М.Ч. МБДОУ «Дамырак»
__________/Доптан О.В.
«___»__________2022 года
Программа кружка по бумагопластике
«Бумажные фантазии»
(для детей старшей группы: 5-6 лет)
Руководитель кружка
Биче-оол Ай-Кыс Федоровна
с. Самагалтай
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Знакомство с оригами – пер. с японского «сложенная бумага» - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник.
Цели:
- Создание оптимальных условий для художественно-эстетического развития детей.
- Развитие творческих способностей детей средствами бумажной пластики.
Задачи:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с бумагой.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с бумагой.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к искусству бумажной пластики.
• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Программа «Бумажные фантазии» рассчитана на 1 год (старшая группа). Занятия проводятся четыре раза в месяц, с октября по май, во второй половине дня.
Продолжительность занятий: 25 мин.
Форма – тематическая совместная деятельность.
Формы и методы работы:
- Беседа
- Рассказ
- Рассматривание иллюстрации
- Показ образца выполнения последовательности работы
- Презентация
Материалы для занятий занятий.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- карандаши простые,
- линейка,
- клеящий карандаш
К концу года дети должны:
- научиться различным приемам работы с бумагой;
- научиться следовать устным инструкция;
- развить внимание, память, мышление, пространственное воображение;
- усовершенствовать мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
- улучшить свои коммуникативные способности и закрепить навыки работы в коллективе.
Планируемый результат реализации кружка «Бумажные фантазии»
- проведение выставок детских работ.
- Мастер-класс «Голубь» (оригами) Биче-оол А.Ф.
- Совместная выставка работ детей и родителей
Тематическое планирование
Октябрь
Тема | Задачи | Материал | |
1 | «Бабочка» | Учить изготавливать бабочку при помощи бумажных полосок. Учить закреплять полоску в виде петли. | Картонная заготовка бабочки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
2 | «Рыбка» | Продолжать учить детей делать петлю при помощи бумажной полоски. | Картонная заготовка рыбки, цветные полоски, клеящий карандаш, дополнительная бумага для завершения образа, клеёнка, салфетка. |
3 | «Осеннее лист» | Совершенствовать умение детей в изготовлении поделки при помощи бумажной. | Цветная бумага для изготовления зелёные, жёлтые для листьев, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
4 | «Лебедь» | Закреплять умение делать поделку при помощи бумажной полоски | Картонная заготовка лебедя, полоски белого цвета, клеящий карандаш, клеёнка, салфетка. |
Конструирование из бумаги, сложенной гармошкой
Ноябрь
1 | «Русская красавица» | Учить детей создавать поделку на основе бумажной гармошки, дополняя её характерными деталями. Учить детей складывать лист бумаги гармошкой, проглаживая сгибы. Совершенствовать технику вырезания по шаблону. Развивать интерес к народным игрушкам. | Разноцветная бумага, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
2 | «Снеговик» | Продолжать учить изготавливать поделку из бумаги, сложенной гармошкой , аккуратно проглаживая сгибы. | Бумага белого цвета, цветная для декора, ножницы, клеящий карандаш, салфетки, клеёнки. |
3 | «Ёлочка» | Совершенств умения детей в складывании бумаги гармошкой. Разрезать гармошку на 4 части, склеивая края на двухсторонний скотч. | Картон синего цвета, сложенный в форме открытки, бумага зелёного цвета, ножницы, двухсторонний скотч, салфетки. |
4 | «Гирлянда» | Закреплять умения детей складывать бумагу гармошкой. | Цветная бумага. |
Январь
1 | «Деревья зимой» | Учить детей комкать бумажную салфетку в виде шарика., аккуратно пользоваться клеящим карандашом при наклеивании шариков. Воспитывать эстетический вкус. | Лист чёрного картона, бумажные салфетки, клеящий карандаш. |
2 | «Птицы в кормушке» | Продолжать учить детей делать поделку из комочков из смятой бумаги. | чёрного и красного цвета, клеящий карандаш. |
3 | «Рукавичка» | Закреплять умения детей делать комочки из смятой бумаги. | Шаблон рукавички, белые салфетки, клеящий карандаш |
Февраль
1 | «Зайчики» | Учить детей способом оригами делать зайца. Учить аккуратно и правильно делать сгибы. | Бумага белого цвета. |
2 | «Собачка» | Продолжать учить детей делать поделку способом оригами. Обращать внимание на ровное сгибание бумаги. | Бумага коричневого цвета. |
3 | «Кораблик» | Продолжать учить детей делать поделку способом оригами | Бумага белого цвета |
4 | «Весёлые гномики» | Совершенствовать знания детей при работе с бумагой. Продолжать учить делать поделку способом оригами. | Цветная бумага |
Март
1 | «Букет цветов» | Учить детей симметрично вырезать цветы. Закручивать края для придания объёма. | Бумага белого и зелёного цветов, клеящий карандаш. |
2 | «Цветы для украшения» | Закреплять умение сгибать бумагу в форме гармошки, склеивая края придать форму цветка. | Цветная бумага, клеящий карандаш, степлер. |
3 | «Подснежники» | Учить детей делать цветок подснежника из ватных дисков. Вырезать цветок по контуру, а затем отгибать края, придавая цветку объём. | Ватные диски, зелёная бумага, клеящий карандаш. |
4 | «Тюльпаны» | Учить детей делать объёмные цветы тюльпанов. Учить симметричному вырезанию лепестков, с наклеиванием. Дополнять работу листьями и стеблями. | Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы. |
Апрель
1 | «Скворечник на дереве» | Учить детей приёмом закручивания бумаги делать ствол дерева, Веточки выполнять техникой закручивания полоски на карандаш. Дополнить композицию скворечником и птицей. | Голубой картон, цветная бумага, птичка, клеящий карандаш. |
2 | «Солнышко и тучка» | Закреплять навык детей делать лучи и дождь при помощи полосок, сложенных в виде капельки. | Бумага жёлтого и синего цветов, клеящий карандаш. |
3 | «Божья коровка» | Закреплять умение делать насекомое при помощи кругов, сложенных пополам. | Красная и чёрная бумага, клеящий карандаш. |
4 | «Гусеница» | Учить детей делать гусеницу при помощи колечек из бумаги. | Цветная бумага, клеящий карандаш, картон для основания, карандаш зелёного цвета. |
Май
1 | «Лягушка» | Продолжать учить детей работать в техники объёмной аппликации. Продолжать сочетать различные приёмы для создания красивой композиции. | Цветная бумага, клеящий карандаш, ножницы, клеёнка, салфетка. |
2 | «Голубь» | Закреплять умение детей создавать голубь всеми изученными способами. | Цветная бумага, картон, трафарет вазы, ножницы, клеящий карандаш, салфетка. |
Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы:
1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.
3. Сержантова Т.Б. Оригами. Базовые формы. – М: Айрис-пресс, 2012 г.
4. Долженко Г.И. 200 фигурок и игрушек из бумаги и оригами. – Ярославль: Академия развития, 2011 г.
5. Анистратова А.А., Гришина Н.И. Поделки из кусочков бумаги. – М: Из-во Оникс, 2010 г.
6. Просова Н.А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги. – М.: Эксмо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Путешествие в страну фантазий» Конспект интегрированного занятия у детей подготовительной к школе группы №6
Развивать фантазий, нестандартное мышление, выделять противоречивые свойства предметов и явлений. Упражнять в составлении описаний по представлению, формировать умение пользоваться формула...
"Оловянный солдатик" Фантазии по мотивам сказок Андерсена.
Отчетный концерт по теме «Музыкально-ритмические движения в жизни детей» с участием детей танцевального кружка «Топотушки» ...
Сценарий новогоднего праздника "Новогодняя фантазия"
Самый веселый и самый любимый всеми праздник Новый год. Снегурочка приглашает к себе на бал всех сказочных героев: Красную шапочку и волка, Белоснежку и гномов, Буратино и Мальвину, Дюймовочку и ...
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»
Практикум для родителей. Тема практикума: «Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников» Цель: Оказание помощи родителям ...
Выставка детского творчества "Осенняя фантазия"
Выставка детских работ из природного и бросового материала....
Мастер-класс «Веселые фантазии» (игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста.
Игры, при помощи которых можно развивать фантазию, а также словесное творчество у детей дошкольного возраста...
СТАТЬЯ «Бином фантазии»: как придумать сказку и развить гениальность, фантазию, воображение.
quot;Бином фантазии"- это приём основан на создании чего – либо нового, абсолютно неизвестного никому, не существовало в природе. Данный приём целесообразно использовать при работе над сло...