Роль интерактивных игр в развитии речи детей раннего возраста
консультация

Куликова Татьяна Николаевна

Выступление на городское педагогическое объединение по раннему возрасту

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gpo_rol_ikt_v_rannem_vozraste.docx19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городское педагогическое объединение по раннему возрасту

Тема: «Роль интерактивных игр в развитии

речи детей раннего возраста»

Современный ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа средой. Электронные игрушки, игровые приставки, компьютер занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности.

Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир. Обучающий материал, который преподносится ребенку в игре, усваивается быстрее, легче и дает более высокие результаты. В игровой форме сложные и порой малоинтересные логопедические  упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.
          Новые современные возможности инициируют педагогов к решению образовательных задач разными путями, один из которых - применение интерактивного оборудование и интерактивных игр.
Интерактивность – это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем – либо, или непосредственно с самим человеком, это - одна из характеристик диалоговых форм познания.                                  Обучение детей дошкольного возраста никогда еще не было столь привлекательным и захватывающим. Интерактивные и мультимедийные средства призваны вдохновить и призвать их к стремлению овладеть новыми знаниями.

           Красочное оформление программ, анимация активизирует внимание малышей, развивает ассоциативное мышление, а умело подобранные задания, создают позитивную психологическую атмосферу сотрудничества.

Использование интерактивных игр позволяет включаться трем видам памяти:

  • зрительной, слуховой, моторной, что позволяет сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально — аудиальные условно-рефлекторные связи ЦНС.
  • В процессе работы на их основе у детей формируются необходимые речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью;
  • Повышается мотивация обучения детей, активизация непроизвольного внимания за счет использования новых способов подачи материала, помогает развитию непроизвольного внимания;

Развитие мелкой моторики детей, за счет управления мышью и работой с клавиатурой. Формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, т.к. мозг ребенка одновременно выполняет несколько видов деятельности:

Следит за изображением, отдает команды пальцами, а также активизирует умственную деятельность;

Повышение самооценки ребенка за счет системы поощрений, возможности исправить недочеты самостоятельно;

Формирование активной позиции, за счет представления себя в новой роли;

Побуждение детей к познавательной деятельности;

Расширение объема получаемой информации, увеличение восприятия, лучшее запоминание чему способствует увеличение количества и качества иллюстративного материала (это важно, поскольку в дошкольном возрасте преобладает наглядно — образное мышление)

Высокая динамика способствует эффективному усвоению материала, памяти, воображения, творчества у детей

Восприятия образной информации, понятной детям, которые пока не владеют навыками чтения и письма;

Развитие таких волевых качеств, как самостоятельность, собранность, усидчивость (т.к. решая проблемную задачу, ребенок стремится к достижению положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели)

Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Применение мультимедийных технологий позволяет моделировать различные ситуации из окружающей социальной среды. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всей группой детей, подгруппой и индивидуально. Большую помощь педагогам в развитии речи детей оказывают интерактивные игры. 

Интерактивные игры вызывают у детей:
• познавательный интерес;
• способствуют снятию перенапряжения, перегрузки и утомления; 
• могут служить средствами развития речи и двигательных качеств;
• развивают мелкую моторику, координацию;
• развивают двигательную память;
• повышают работоспособность головного мозга;

 Хочется вам представить несколько интерактивных игр, которые будут полезны и интересны для раннего возраста.

Артикуляционная гимнастика

Цель: подготовка органов артикуляции к правильному и четкому звукопроизношению.

Правила: ребенок выполняет упражнения, параллельно наблюдая в зеркало за четкостью артикуляционной позы и движения под присмотром педагога.

 

Тик-так звуки

Цель: побудить ребенка повторить (имитировать) разные звуки.

Правила: выбрать картинки, послушать звук, повторить его. Кликая на картинку можно еще раз его послушать.

Рекомендации: набор картинок предназначен для малышей, а том числе не говорящих, с целью вызвать речевую активность. Игру можно использовать, как и на обследовании, так и для проведения занятий.

Кто сказал мяу?

Цель: познавательно-развлекательная. Знакомство со звуками животных и птиц.

Правила: за закрытым окном слышан звук животного или птицы. Если ребенок правильно определил источник звука, нужно нажать «Я знаю!». Ответ появляется в окошке.

Рекомендации: ее можно использовать как на занятиях с малышами, знакомя их с животными и птицами, а также со звуками, которые они издают. Если ребенок еще не говорит, то можно начать с подражания звукам животных и птиц.

Домашние животные

Цель: получить и закрепить знания о том, как «разговаривают» домашние животные.

Правила: домашние животные умеют «говорить». Нажимая на животных, можно услышать их голоса.

Рекомендации: игра дает возможность придумывать правила игры самим. Это ферма пригодиться, как и при обследовании ребенка на знание домашних животных, их повадок, детенышей. Настройки игры позволяют услышать настоящие голоса животных и их имитацию.

Снежинки

Цель: тренировка воздушной струи.

Правила игры: под сугробом лежит какой-то предмет. Надо подуть на сугроб (в микрофон) и посмотреть, что лежит под сугробом. Затем щелкнуть на героя одной из трех картинок, которому принадлежит эта вещь.

Рекомендации: в настройках игры нужно выбрать длительность воздушной струи, а также отрегулировать микрофон так, чтобы ребенку было легко дуть.

Но не стоит забывать, что занятия с применением компьютера необходимо проводить фрагментарно, с обязательным соблюдением СанПиНов (для сбережения здоровья воспитанника):
- работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю (индивидуально, в зависимости от возраста воспитанника, особенностей его нервной системы);
- проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд воспитанника с монитора каждые 1,5-2 мин. на несколько секунд
- включение игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Использование в логопедической работе интерактивных игр , помогает детям приобрести недостающие знания и навыки по изучаемым темам, расширить их познавательные способности и доступ к специальным программным продуктам, а так же:
- привнести эффект наглядности в занятие;
- повысить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям, речевую и познавательную активности;
- поможет ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме;
- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений – рисунки со сказочными героями и др.).

Так как в последние годы отмечается увеличение числа поздно говорящих детей и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. В настоящее время внедрение компьютерных технологий является новой ступенью в образовательном процессе.

Одним из преимуществ компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды. В ее рамках ребенок самостоятельно осуществляет свою деятельность, тем самым, развивая способность принимать решения, учится доводить начатое дело до конца. Особо хочется отметить принцип объективной оценки результатов деятельности ребенка.

Таким образом систематическое и целенаправленное внедрение в коррекционно-образовательный процесс специальных компьютерных программ позволяют развивать фонематические процессы, мелкую моторику, способствуют активизации у детей концентрации внимания, памяти, мышления, расширяют словарный запас и кругозор детей, увеличивают речевую активность, формируют навыки правильной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста

Роль сюжетной игрушки в развитии детей раннего возраста...

Роль воспитателя в организации игр детей раннего возраста

виды игр, план сетка игровой деятельности, приемы руководства игрой...

Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста

Статья об использовании устного народного творчества на занятиях по развитию речи детей раннего возраста....

Роль предметных игр в развитии детей раннего возраста

Игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, речь, и произвольность поведения, навыки общения, умение устанавливать со сверстниками...

Интерактивная игра "Котенок" для детей раннего возраста

Упражнять детей в нахождении котенка на слайде и называть его действия...