гендерное воспитание в условиях детского сада
консультация (младшая группа)

гендерное воспитание в условиях детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада


Гендерное воспитание в детском саду

В реалиях современности часто возникает вопрос, так ли необходимо какое-то особенное гендерное воспитание малышам-детсадовцам. Есть ли в этом насущная необходимость для детей? И вообще — что такое «гендер», что такое «воспитание с учётом гендерных ролей», как этот аспект должен реализовываться на практике? В последнее время педагоги и психологи говорят о воспитании как гармоничной картине, где учтены все аспекты развития личности, что подразумевает педагогическую работу с детьми, учитывающую не только их биологический пол, но и социальный — «гендер».

Задачи гендерного воспитания

Образовательными задачами гендерного воспитания являются:

Воспитывать у детей положительное отношение и необратимый интерес к своему гендеру. Закладывать основы осознания собственных особенностей и восприятия их окружающими, учить строить своё поведение с оглядкой на реакцию людей вокруг.

Развивать у малышей представление о себе и прочих людях как о социальных и физических лицах, имеющих собственные достоинства и недостатки, типичные черты и индивидуальные особенности.

Воспитывать у детей хорошее отношение и интерес к окружающим людям.

Насыщать знаниями о своей семье, семейных реликвиях, традициях, роде, раскрывать основные функции семьи, как социального института и психологической группы.

Развивать эмпатию и чуткость, умение почувствовать настроение и состояние других людей и вести себя в соответствии с ними, научить управлять собственным поведением и эмоциями.

Углублять детские знания о смысле понятий «девочка» и «мальчик», о непременном делении людей на женщин и мужчин. Содействовать гендерной и половой идентификации, правильно реагировать на проявления полового развития у детей обоих полов.

Воспитывать толерантное отношение к разным гендерным социальным ролям, к допустимости их существования.

Закладывать основы будущих гендерных и социальных ролей, показывать особенности их исполнения.

https://blogs.bebeshka.info/images/articles/2016-08-05_004202.jpg

Но гендерное воспитание необходимо не только для того, чтобы дети научились осознавать себя представителями одного из полов, но и для формирования в сознании малыша устойчивого понятия своего пола («Я мальчик» или «Я девочка», и это навсегда).
В современном обществе важность гендерного воспитания стала заметно больше, поскольку его направление согласуется с общественной тенденцией, выступающей против того, чтобы у женщин и мужчин были лишь те преимущества, которыми их снабдил половой признак. Гендерное воспитание в дошкольных учреждениях направлено на то, чего так хотят большинство родителей. Чтобы мальчики не только могли продемонстрировать мускулы и несгибаемую волю, но, чтобы они, в зависимости от ситуации, могли быть и чуткими, мягкими, проявлять доброту и заботу к окружающим людям, уважать близких и родственников. Женщины, в свою очередь, не теряя женственности, должны уметь выстроить карьеру и проявить себя.
Кажется, что в семье с самого рождения малыша налажено гендерное воспитание: как только родители узнают пол ребёнка, они физически и морально начинают готовиться к появлению сына либо дочери – покупают вещи «правильного» цвета и игрушки, соответствующие полу ребёнка. 
Но стереотипы в виде розовых колясок для девочек и голубых для мальчиков не имеют к гендерному воспитанию ни малейшего отношения.
В детском саду разнополое воспитание больше опирается на индивидуальные особенности каждого малыша, зависит от тех примеров мужского и женского поведения, которые ребёнок чаще всего наблюдает в семье. Зная об этом воспитательном моменте, многие родители полагают, что этого вполне достаточно, что ребёнок автоматически скопирует свою гендерную роль. 
Но трудность современных детей в том, что им сложнее самих себя воспитать. Хотя бы потому, что папа дома бывает редко, поэтому мама начинает ассоциироваться с обоими полами сразу. Бывает, что образца в виде папы и вовсе нет, случаются и прочие негативные примеры.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры

Физическое развитие чрезвычайно важно для дошкольников. Но всем известно, что физические возможности мальчиков и девочек могут существенно отличаться. Бывают, конечно, исключения, но речь сейчас не об этом. Для того чтобы привить девочкам и мальчикам разные представления, не нужно их изолировать друг от друга. Правильнее будет использовать следующие приемы:

Разные упражнения. Это значит, что одни выполняют только мальчики (например, отжимание), а другие – девочки (крутят обруч).

Разные требования. Нормативы для девочек иные, нежели для мальчиков. Даже если это отжимание, то нужно сделать акцент на том, что мальчики должны отжаться десять раз, а девочки всего пять.

Разные способы обучения.

При распределении ролей в подвижных играх, например, роль волка предлагают сильным и смелым мальчикам, а вот «зайки» – это осторожные и милые девочки.

Разная оценка. Мальчиков нужно оценивать коротко и емко, а девочки обращают внимание на эмоциональную окраску сказанного.

Акцентировать внимание дошкольников на виды спорта. Именно на то, что одни бывают мужскими, а другие — женскими.

Гендерное воспитание дошкольников посредством взаимодействия детского сада и семьи

Воспитатели подготовительного учреждения (сада) должны замечать некоторые отклонения в гендерном поведении детей и сразу сообщать об этом родителям. Сделать это нужно немедленно, а не пускать на самотёк. Именно от этого зависит дальнейшее становление личности.

Важно! После бесед опытные психологи могут «пролить свет» на все нюансы, которыми заинтересуются мамы и папы. Можно заняться самообразованием. Это принесёт пользу.

Гендерный подход к воспитанию девочек.

Если родители хотят, чтобы их дочка выросла заботливой и нежной женщиной, в процессе воспитания им следует делать акцент на таких вещах:

Уникальность малышки. Ребенок все время должен знать о том, что больше таких, как она, не существует. Нельзя занижать самооценку девочки.

Красота. Внешняя привлекательность повышает самоуверенность. Дочери нужно делать комплименты и восхищаться ее красотой. Предпочтительнее, чтобы это делал отец. Таким образом прививается понятие того, что девушка должна привлекать мужчин.

Формирование личностных качеств. Требуется донести до малышки понятие того, что оказание своей помощи постороннему человеку делает ее лучше. . Не следует только требовать от малышки, чтобы она выполняла все пожелания родителей. Мама для дочки должна стать не только наставником, но и подругой. Во время разговора с матерью девочка начнет понимать, как быть хранительницей домашнего очага.

Чтобы девочке было легче понять всю информацию, которую пытаются донести до нее родители, рекомендуется обратиться к сказкам. В каждой сказке присутствует определенная мораль. Действие героев побуждает детей к проявлению различных эмоций. Они начинают переживать за главного героя, тем самым формируя в себе чувство сострадания, добра и справедливости. Из сказок девочки могут почерпнуть образцы нравственного поведения.

Девочка сажает цветы

В гендерном воспитании нельзя недооценивать роль детских игр. С их помощью можно заложить основу будущего материнства. Девочке следует покупать игрушки, побуждающие в ней развитие заботливости и материнских инстинктов. Это могут быть куклы, коляски, посуда и прочее.

Особое внимание следует уделить одежде и уходу за собой. Маленькая модница должна с самого детства понимать, что привлекательный внешний вид дает возможность намного проще сближаться с людьми.

Ребенок все время смотрит на окружающих его людей и из этого черпает определенную часть информации, которая влияет на его социальное развитие. Поэтому в вопросах воспитания ребенка достаточно важна домашняя атмосфера. Наблюдая за тем, как ведет себя мать девочки, малышка будет стремиться подражать ей.

Рекомендации  родителям

В развитии гендерных представлений дошкольников большую роль играет воспитание, которое дают родители. Именно поэтому необходимо проводить беседы с родителями дошколят на тему «Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС». Консультация для родителей, вовремя предоставленная педагогом, поможет не допустить ошибок:

Ни в коем случае нельзя забывать о том, что рядом ребенок, который имеет определенную половую принадлежность. Соответственно, будь то мальчик или девочка, они совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Именно поэтому относиться к ним стоит индивидуально, но, конечно же, обязательно любить.

Нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Тем более ставить их в пример друг другу, поскольку они совершенно разные.

Необходимо запомнить, что сравнение детства родителя другого пола, например, мамы, для сына бесполезно, поскольку приобретенный матерью в младые годы опыт ребенку вряд ли пригодится.

При попытке пожурить девочку не нужно повышать голос: для начала необходимо доступно сформулировать претензии. Иначе ребенок растеряется.

А вот с мальчиком длинные разговоры не помогут. Он просто устанет слушать и ничего не поймет. Поэтому разговор с ним должен быть коротким и четким.

Всем известно, что девочки бывают капризными. Но нужно также знать, что происходит это от усталости. А когда устают мальчики, это сказывается на умственных способностях. Но не нужно за это ругать: в данной ситуации нужно помочь ребенку расслабиться.

Часто бывает так, что родители ругают ребенка за то, что он не преуспел в каком-либо виде деятельности. Как правило, это происходит из-за того, что дошкольник не получил вовремя нужную ему поддержку и помощь. Поэтому в данном случае виноват не он, а родители.

Запомните навсегда, что нельзя ругать ребёнка за то, что он чего-то не знает или не понимает. Он ещё слишком маленький и не может знать столько же, сколько и взрослые.

Ребенок – это сформировавшаяся личность. Поэтому нужно дать ему возможность быть таким, каков он есть или хочет быть.

Ну и последний совет. Для того чтобы не возникало проблем в воспитании ребёнка, необходимо сделать так, чтобы требования родителей максимально совпадали с желаниями их детей.

Гендерное воспитание в детском саду

Осознание гендерной идентичности детьми дошкольного возраста не происходит само по себе. Понятие принадлежности к тому или иному полу у ребенка формируется благодаря воспитанию, которое он получает в семье и детском саду. Впервые представление о существовании двух полов, мужского и женского, появляется у детей в два года. Постепенно дети, начинают относить себя к одному из них.

Для чего необходим гендерный подход в воспитании?

Задачи по формированию представлений о признаках мужского и женского полов у детей стоят перед детскими дошкольными учреждениями и семьями. В детских садах реализуются целые программы по гендерному воспитанию детей. Важность данного подхода заключается в том, что мальчики и девочки совершенно по-разному воспринимают мир и также по-разному мыслят.

Игры, проводимые в рамках мероприятий по гендерному воспитанию, позволяют детям впоследствии понимать, к какому именно полу относятся они сами. Также у детей формируются представления о том, как они должны себя вести. Те дети, которые ведут себя отлично от усвоенных остальными детьми норм, могут ими не приниматься. Проявлением этого становится осуждение и непринятие мальчиками других мальчиков, которые демонстрируют проявление женских признаков поведения. Точно также не принимаются девочками и те из них, поведение которых соответствует мальчишечьему. Отчуждаемые своими группами, дети с легкостью вливаются в те, чье поведение они демонстрируют.

Суть гендерного подхода в воспитании состоит не только в понимании детьми качеств, присущих разным полам, но и в формировании толерантности у мальчиков и девочек по отношению друг к другу.

Явными проявлениями гендерной идентичности ребенка являются игрушки и одежда, которую он стремится одевать. Если интерес к играм и одежде противоположного пола слишком выраженный, то следует обратить внимание на данный аспект воспитания ребенка.

Гендерный подход в физическом воспитании

Гендерные особенности имеются и в физическом воспитании детей. Мальчики и девочки изначально ориентированы на разные типы двигательной активности. Девочкам подходят занятия, направленные на развитие ритма, плавности и гибкости, а занятия с мальчиками предполагают развитие выносливости, выдержки и быстроты. В соответствии с этим подбираются игры для них, определяется разное число повторений и продолжительность упражнений.

Мальчики ориентированы на те физические игры и упражнения, в которых они могут продемонстрировать собственную силу и скорость. Примером таких игр являются борьба, бег и метание предметов. Девочкам ближе игры со скакалками, лентами и мячом. Именно в таких занятиях они максимально могут проявить себя, поскольку частота движения кисти рук у них намного выше, чем у мальчиков.

Современные требования к программам гендерного воспитания

В последнее время специалисты рекомендуют подходить к вопросам гендерного воспитания детей комплексно. Их следует развивать всесторонне, прививая им качества обоих полов. Связано это с тем, что общество выдвигает немного другие требования к полам. Современные женщины вынуждены быть более решительными и действенными, а мальчики должны уметь сочувствовать другим. Так, в девочках воспитывается решительность, а в мальчиках терпимость и умение сопереживать.

Имея признаки поведения, присущие обоим полам ребенку будет легче адаптироваться к требованиям современного мира. Важно при этом соблюдать баланс, так как размытие границ между мужскими и женскими качествами будет негативно влиять на социальное развитие ребенка.

можно считать новой отраслью педагогики, которая представляет собой одну из составляющих модернизации содержания образования и
воспитания
, нацеленных на социализацию личности.

На сегодняшний день существует ряд проблем, которые негативно влияют на развитие гендерного самосознания детей

Во-первых, социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения.

Во-вторых, в условиях образовательного пространства ДОУ девочки и мальчики воспитываются

в одной возрастной группе, живут по единому для всех режиму.

В-третьих, родители, как правило, имеют недостаточно знаний о необходимости применения подходов к воспитанию ребенка с учетом гендерных различий

. Не все семьи имеют статус полной семьи, следовательно, ребенок не имеет возможности видеть взаимоотношения родителей, распределений между ними бытовых обязанностей и социальных ролей, что также влияет на формирование у ребенка неправильного
гендерного самосознания

В-четвёртых, имеющиеся исследования позволяют выделить противоречие, суть которого состоит в значимости дифференцированного подхода к воспитанию мальчиков и девочек

, стремлении оказать содействия детям в процессе
гендерной
социализации и отсутствием в педагогической практике
гендерных технологий
.

В основе педагогического процесса с учётом гендерных особенностей дошкольников

лежат личностно-ориентированные технологии, основанные на адекватных возрасту формах организации и видах детской деятельности.

технология – это личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребёнком с учётом
гендерного подхода
. Таким образом,
гендерным
технологиям соответствуют все виды детской деятельности и, прежде всего, игра.

Мною было принято решение разработать стратегию создания и внедрения педагогической технологии дифференцированного подхода к воспитанию

девочек и мальчиков в детском саду и семье, способную обеспечить
гендерный подход
в образовательной деятельности.

На этапе апробации в практике работы ДОУ форм и методов по реализации гендерного подхода определила цель, общие задачи в работе с детьми:

Цель: повысить свой профессиональный уровень по теме, систематизировать работу гендерного подхода в воспитании детей в ДОУ

1) Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей

2) Формирование у родителей гендерной компетентности

3) Знакомство педагогов с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков девочек, особенностями их воспитания и обучения

культуры отношений между мальчиками и девочками, доброжелательного и уважительного отношения друг к другу.

Организация гендеронаправленной

Среда является одним из основных средств социального развития личности ребёнка, основой для деятельности с учётом гендерных особенностей

Формирование гендерной

идентичности мальчиков и девочек возможно лишь в совместной среде. Одним из важнейших условий формирования
гендерной
идентичности является создание полифункциональной предметно-развивающей среды, окружающей мальчиков и девочек
(выделение игровых зон для мальчиков и для девочек)
.

Принципы организации гендеронаправленной развивающей среды

• достаточность и полнота материала для игр, в процессе которой девочки воспроизводят

модель социального поведения женщины – матери;

• наличие атрибутики и маркеров игрового пространства для игр, в которых для мальчиков представляется возможность проиграть мужскую модель поведения;

• наличие оборудования для взаимодействия мальчиков и девочек.

Образовательная среда в моей группе создана с учётом возрастных возможностей детей, зарождающихся гендерных склонностей

. В оформлении помещения группы, использую простейшие маркеры
гендерных различий
: дифференцируем на шкафчиках для одежды метки: мальчик – девочка; стульчики двух цветов; разное постельное бельё; полотенце для вытирания рук двух разных цветов; на дверях туалетной комнаты имеются картинки, которые позволяют определить, кому в данный момент можно войти: мальчикам, или девочкам. Содержание игровых и развивающих центров обеспечивает удовлетворение интересов и свободу выбора деятельности для мальчиков и девочек.

В сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения

. В группе созданы условия для игр мальчиков
«Гараж»,
«Дежурная часть»,
«Водители»,
«Изобретатели»,
«Парковка».

Для девочек –
«Театр»,
«Семья»,
«Поликлиника»,

со всеми необходимыми атрибутами.

Средства реализации гендерной технологии

в образовательной деятельности

Так же использую все виды и формы образовательной деятельности:

– Комплексно – тематическое планирование: тема «Мальчики и девочки»

– Проведение образовательной деятельности (в частности изодеятельность)

отдельно с мальчиками, отдельно с девочками.

– Оформление выставок детской художественной литературы в книжном уголке, ориентированной на девочек и мальчиков.

– Проводим «Секретные совещания»

с мальчиками и отдельно с девочками, где обсуждаем такие темы: («Нравится ли тебе быть девочкой (мальчиком?»; «Как я помогаю маме (папе?»; «Прежде чем что – то делать, подумай: кто ты – мальчик или девочка?»;
«Как поступать по отношению к девочкам, мальчикам?».

– Обогащение словаря детей через знакомство с мужскими и женскими профессиями, увлечениями, особенностями внешнего вида мужчин и женщин, с закономерностями родственных связей.

– Изготовление дидактических игр, универсального методического пособия «Волшебный цветок»,
«Цветок Дружбы»; «Кому, что нужно для игры?»,  

символическая игра
«Кто живёт в твоём сердце?»;
«Расскажи о себе».

– Овладение опытом мужского и женского поведения в хозяйственно – бытовой деятельности.

– Ведётся подбор музыкальных номеров (совместно с музыкальным руководителем)

для праздников, досугов с учетом
гендерной дифференциации. – Осуществляется дифференцированный подход в процессе физического
воспитания 
(совместно с инструктором по физической культуре): девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими.

Методические приёмы для учёта гендерных особенностей дошкольников

• различия в подборе упражнений только для мальчиков или только для девочек;

• различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам);

• распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, а девочки-пчёлки)

Пропаганда педагогических знаний по данной проблеме с родителями и привлечение их к участию в педпроцессе

Работа с родителями носит информационно – практический характер. Для полноценного воспитания ребёнка важно, чтобы родители были грамотными в вопросе
гендерного воспитания детей. С этой целью провододятся различные формы работы с родителями:

1. Наглядная информация по темам: «Гендерное воспитание в детском саду

2. Консультации, советы, рекомендации по темам: «Семья – главный фактор в становлении гендерной

идентичности ребёнка»;
«Как воспитывать девочку»«Психологическое развитие мальчиков»;

«Рекомендации дидактических игр по
гендерному воспитанию».

Приобщаясь к детской субкультуре, дошкольник

принимает возрастные и
гендерные
нормы поведения в группе сверстников, опираясь на
гендерную идентификацию, и приобретает социальную компетентность. Вместе с познанием мира сверстников у ребёнка формируется собственная система ценностей, т. е. происходит процесс индивидуализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в условиях детского сада

Если пол имеет отношение к физиче­ским, телесным различиям между мужчиной и женщиной, то по­нятие «гендер»  затрагивает их психологические, социальные и куль­турные особенности....

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"

" Гендерное воспитание в условиях детского сада"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада в соответствии с требованиями ФГОС

Актуальность проблемы состоит в том, что в настоящее время наблюдается омужествление девочек и феминизация мальчиков (другими словами, трудно разобрать, где сильный пол, а где  – слабый).Причины:...

Консультация для педагогов "Гендерное воспитание в условиях детского сада".

Цель: Актуализация и уточнение знаний педагогов "Почему детей нужно воспитывать с учетом их гендерных особенностей?"...

Гендерное воспитание в условиях детского сада.

Проблема воспитания и обучения ребёнка в соответствии с его полом является актуальной задачей педагогической работы с детьми дошкольного возраста. Социальные изменения, происходящие в современном обще...

Педсовет на тему: «Гендерное воспитание в условиях детского сада»

Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представи...

Консультация для родителей " Гендерное воспитание в условиях детского сада".

В данном материале раскрывается тема гендерного воспитания детей дошкольного возраста в детском саду....