«Об аккуратности, опрятности и старании».
консультация
Об аккуратности в рассказах для детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Об аккуратности, опрятности и старании». | 967.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Истории к разговору с детьми: «Об аккуратности, опрятности и старании». Пособие для воспитателя
Продолжаю серию публикаций – в помощь тематическим беседам с детьми (мой псевдоним Ирина Романова).
Юные иллюстраторы помогли мне «оживить» картинки мягкими акварельными карандашами и пастельными мелками.
Словарь:
Аккуратность – это опрятность, привычка к порядку, чистоте; это старание и добросовестность в работе.
Противоположные качества: неаккуратность, неопрятность, неряшливость в отношении себя и дела, которым занимаешься.
*
Об этом – следующие истории. Ребята, постарайтесь ответить на вопросы в их заглавии.
КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕТИ И ИХ ИГРУШКИ?
Дети спят, сопит Надюшка, вьются кудри по подушке.
Тишина… И вдруг в коробке зашептали куклы робко.
Тихо молвит кукла Катя, поправляя складки платья:
«Как мне нравится хозяйка, – аккуратна, не лентяйка».
С ней согласна кукла Вита: «Мы ухожены, умыты,
Как родные ей игрушки, и зовёт всех нас – «подружки».
Тут, скрепя во все колёса, конь катится с битым носом.
«Ну, а наш хозяин, Петя, – неопрятней всех на свете!»
«Да, да, да, – прибавил мишка в замусоленных штанишках, –
И не любит нас, бедняжек, никому не даст поблажек!»
Добрый Сон, услышав это, полетел по белу свету
Малышам твердить на ушки: «Пожалейте, вы, игрушки!»
(Ирина Романова)
***
ЧЕМУ Я УЧУ СВОИ ИГРУШКИ?
Рая, Машенька и Женька, мойте руки хорошенько,
Не жалейте мыла! Я уж стол накрыла.
Всем поставила приборы, всем салфетки раздала.
Прекращайте разговоры – я вам супу налила.
Ножик, вилку или ложку не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку: плошка кошки – в уголке.
Хлеб в солонку не макайте, и друг дружку не толкайте.
На второе будет рыба, а на сладкое – компот.
Пообедали? Ну вот! Что должны сказать?
– Спасибо!
(Елена Благинина)
***
ПОЧЕМУ ПРОСНУЛСЯ АНДРЮША?
Вчера Андрюша поломал коробку для игрушек.
Без крыши мишка ночевал и несколько зверушек.
Проснулся ночью мальчик мой и слышал, как под стулом
Заплакал клоун, как живой, – его совсем продуло.
И этот плач услышал мяч в зеленые горохи.
И говорит ему: «Не плачь! А как же эти крохи?
А как же кубики? Смотри: они совсем поникли,
Они в коробочке лежать бочок к бочку привыкли!»
Подня́лся маленький Андрей, и взял пилу неробко
И молоток, и поскорей пошел чинить коробку.
«Не плачьте, бедные друзья, я виноват, простите.
Когда вам плохо, то и я спать не могу, поймите».
(Татьяна Дашкевич)
***
ЧТО У КАТИ НА КРОВАТИ?
Что у Кати на кровати! Кукла, прыгалки, халатик,
Книжка, чашка, бутерброд! Кто все это уберет?
Тот, кто раньше всех встает, кто стирает, моет, шьет,
Кто на фабрику потом мчится, чуть ли не бегом,
Кто под вечер с полной сумкой еле-еле входит в дом.
Неужели это мама никогда не устает?
Неужели это мама все за Катей уберет?
(Галина Лебедева)
***
У КОГО «СТАРАНИЕ», А КОГО СТРАДАНИЕ?
Если пол я подметаю – пыль до неба поднимаю,
Если стирку затеваю – всю квартиру заливаю.
Если мою я посуду – грохот слышится повсюду:
Бьются чашки, бьются блюдца, ложки в руки не даются.
У меня старание – у бабушки страдание...
(Петр Синявский)
***
КАКИЕ У БАБУШКИ ВНУЧКИ?
У бабушки-бабули две внучки крохотули.
Модница Марьяшечка, Кудряшкизавивашечка,
Нарядыпримеряшечка, Ничемнезанимашечка.
И умница Наташенька – Квартируподметашенька,
Посудувытирашенька, Повсюдупоспевашенька.
(Петр Синявский)
***
КТО НЕАККУРАТНЫЙ, Я ИЛИ БРАТ?
Дома, когда мы бываем без мамы,
Почти что всегда приключится беда:
Что-то прольется, что-то побьется...
Вот и сейчас непорядок у нас:
Чашка разбита, кресло облито.
А кто виноват? Мой маленький брат!
Но мама, наверное, скажет: «Не верю я!
Он не достанет, брат маловат!..»
Кто же, выходит, во всем виноват?
(Георгий ладонщиков)
***
У КОГО В РУКАХ ТАНЦЕВАЛА МЕТЛА?
Метлу взяла и двор подмела.
Всюду нос метла совала, но и я не отставала –
От сарая до крыльца танцевала без конца.
Приходите, поглядите, хоть сориночку найдите!
(Елена Благинина)
***
КТО ВСЕ ДЕЛАЕТ ТЯП-ЛЯП, А КТО – ТЕРПЕЛИВО?
Как-то торопливая Куница стала шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.
А терпеливая Синица аккуратно начала из ткани фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила. Все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.
Диву далась Куница. На фартук глядит, завидует.
– Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?
– Бабушка меня шитью выучила.
– А как он учила тебя?
– Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
– Каких?
– «Семь раз отмерь – один отрежь».
(Евгений Пермяк)
***
ЧЕМ НЕДОВОЛЬНА МЫШКА?
Аккуратный ребенок сел за стол обедать. И ни крохи на пол не роняет.
А под столом сидит мышка – ждет. Наконец она рассердилась и сказала:
– Не люблю я этих аккуратных! Придется уйти из этой квартиры, от этого плохого мальчишки. Поселюсь-ка я летом на природе, а зимовать пойду в дом к неопрятным хозяевам!
***
ПОЧЕМУ ЕЖА НАЗЫВАЮТ НЕРАВНОДУШНЫМ И ОПРЯТНЫМ?
В старом лесу у старого пруда живет старый еж. Он очень любит порядок, бережет его, и все умеет делать: шить, стирать и гладить.
Ляжет пятнышками на полянку тень от листьев – заботливый еж принесет воду с пруда, трет, трет, час, другой. Глядишь – а пятнышек уже нет: тень перешла на другое место...
Помнет ветерок шелковистую траву – старый еж тут как тут; притащит гладкий, раскаленный на солнце камушек и аккуратненько гладит им траву. Только дотронется – и трава уже гладенькая: ветерок улетел.
Порвется на пруду ряска – неравнодушный еж берет сосновую иголку, вдевает в нее паутинку подлиннее и начинает старательно штопать. Кончит штопать, иголку к себе в жилет воткнет, а потом найти не может среди своих собственных иголок.
(Рахиль Баумволь)
***
ЧЕМ УДИВИЛА ВОРОНА?
– Ворона! – удивился я, идя по городскому скверу. – Что ты все ходишь и – то старую газету подберешь своим прекрасным носом, то пустую консервную банку, а потом относишь да в мусорный бак бросаешь? Очень необычно для животных такое поведение.
А ворона мне отвечает:
– Когда люди ведут себя как животные, то почему бы животному не научиться вести себя по-человечески? (Вячеслав Брейэр)
***
ЧТО ПРОИЗОШЛО ИЗ-ЗА КОЖУРЫ НА ДОРОЖКЕ?
Хорошо шел Лелик по дорожке, вкусно так шел, банан ел, по сторонам глядел и радовался своей счастливой жизни!
Ну, а съев банан, кожуру на дорожку бросил, и дальше пошел сытый и довольный...
А скоро по той дорожке и один дедушка пошел. Не заметил банановую кожуру – да вдруг и поскользнулся, да так упал, что ногу сломал.
Его «скорая» отвезла в поликлинику, а там как раз сын этого дедушки был врачом. И дедушкин сын очень расстроился и ругался, что хорошо бы ему встретить того бандита, который бросил кожуру людям под ноги.
А полечив своего папу, врач стал лечить одну женщину. Но поскольку он был очень расстроен, то лечил ее не очень хорошо. После этого недолеченная женщина пришла на фабрику, где она была начальница, и накричала на подчиненную.
А потом та подчиненная, которую напрасно обидели, пришла к себе домой и сделала сыну Лелику пересоленный и пригорелый ужин. Потому что была расстроена. И потому что тот Лелик оказался как раз её сыном. Так что и пришлось тому есть испорченный ужин и выслушивать в свой адрес мамины разные сердитые замечания.
(Вячеслав Брейэр)
***
ЧЕМУ РАДОВАЛАСЬ ВАЛЯ, И ПОЧЕМУ ПОКРАСНЕЛА ОЛЯ?
Как-то две сестрички – Оля и Валя, – нашли в бабушкином сундучке клубок ниток. И крючок рядом.
Оля начала вязать да и бросила, нитки с досады запутала. Трудно, неинтересно ей показалось. Побежала в куклы играть с другими подругами.
А Валечка тихонько, аккуратно нитки распутала и в сад весенний пошла. Любила она с цветами в саду разговаривать – с подснежниками, фиалками, тюльпанами, нарциссами.
Больше всех Валя нарциссы любила. Они белые, с голубым оттенком, а серединка – золотистая, будто солнышко поцеловало ее.
Села девочка у грядки и глаз с любимых цветов не сводит. Долго сидела. Любовалась, шептала им что-то. И они в ответ покачивали головками.
Вернулась Валюша в дом, взяла клубок шелковых ниток. Затрепетали они в руках у девочки, вобрали в себя тепло ее пальчиков, и стали появляться вязанные нарциссы.
И вот пролетели дни, как минуточки. Связала девочка скатерть, а на ней – цветы любимые разбросаны.
А чтобы сердцевинки цветов связать, попросила Валечка у солнышка несколько лучиков. Для такой работы изысканной да из-за старания трепетного детского поделилось солнце лучами драгоценными.
С тех пор, кто ни зайдет в дом, любуется работой Валюшиной, а Оля покраснела почему-то… (Анна Вартанян)
***
Интересное о животных:
ПОЧЕМУ ТУПАЙЮ НАЗЫВАЮТ АККУРАТНЫМ ЗВЕРЬКОМ?
Интересно наблюдать в зоопарке за ловкой тупайей. Она очень похожа на нашу белку, хотя относится к полуобезьянам тропических лесов Азии.
Тупайя отличается большой доверчивостью и часто сама приходит к местным жителям в дом. Если она берется листать книгу, то осторожно, аккуратно перебирает страничку за страничкой.
А во время еды за столом с хозяевами, зверек сидит на задних лапках, удерживая чашку передними. Вы удивитесь – зверек может пить из нее чай и даже кофе, не пролив ни капельки! (Ирина Романова)
***
ОПРЯТНОСТЬ ТЕЛА И ДОМА
Обратим внимание на белочку. Этот красивый пушистый зверек – очень опрятное животное.
Сидя на солнце, белочка ловко умывается лапками – точно так же, как это делает кошка. А потом начинает вылизывать языком брюшко. Она очень гибкая, поэтому моет и спинку. Все зверек делает очень старательно.
А еще белка постоянно делает тщательную уборку гнезда. Хозяйка выбрасывает из него всякий скопившийся мусор, убирает за своими детьми, как хорошая нянька.
Опрятно содержит свое жилище и барсук.
При строительстве удобной норы он устраивает отдельное помещение для съестных припасов. И обязательно предусматривает вдали от подземного жилого помещения – туалет. Для этого роет побочную нору.
Поэтому в его квартире всегда чисто и уютно! (Ирина Романова)
***
УХОД ЗА СЕМЕЙНЫМ ЖИЛИЩЕМ
Своей опрятностью очень славятся пчелы. Они строго следят за порядком общего жилища, а также чинят поломки в гнезде. Каждое утро рабочие пчелы проводят уборку в улье.
Пчелы также регулярно проветривают жилище и не допустить его перегрева. Почувствовав, что в помещении повышенная температура, они сразу приступают к его вентиляции.
Как же совсем маленькие существа могут это сделать? А для этого дружные насекомые применяют оригинальный способ.
Часть рабочих пчел организованно располагается на разной высоте улья. Затем быстрыми взмахами крыльев они приводит воздух в движение. Образуется сильный поток, который выносит застоявшийся воздух наружу. А другие пчелы в это время машут крыльями у входа в улей. Они загоняют внутрь свежий воздух.
Вентиляция производится пчелами долго. Благодаря хорошо организованной совместной работе их крыльев, поток воздуха получается очень сильным. Даже рука человека ощущает возле улья этот ветер.
А как пчелы поступают, когда они утомятся? Оказывается, и здесь соблюдается строгий порядок. Если одна партия пчел устает, наступает очередь другой.
А если в гнезде слишком сухо? Тогда рабочие пчелы, как и муравьи, приносят в зобиках воду и смачивают соты для повышения влажности.
Остается только удивляться, что такие малыши все хорошо знают и умеют!
Как в мире живого все премудро! (Ирина Романова)
***
А теперь перейдем к физкультминуткам:
ЗА ЧТО МАМА СЫНА ПОХВАЛИЛА?
Не спеши, постой, голубчик,
Не беги во двор играть.
(побегать на месте)
Слышишь: кто-то тебя учит
(показать двумя пальцами на уши)
Все игрушки подобрать.
(наклониться и «собирать» игрушки)
Вымыть чашку из-под сока
(изобразить мытьё чашки)
И цветы полить скорей,
(изобразить полив из лейки цветов в горшках)
Поснимать машинки с окон,
Пластилин содрать с дверей,
(изобразить, что палочкой счищаешь пластилин)
Стул накрыть красивым пледом,
(руки вперед, изобразить это движение)
С пианино пыль стереть…
(изобразить это движение)
Ну, теперь на все на это
Любо-дорого смотреть!
(похлопать в ладоши)
Папа, мама, приходите,
(шагать на месте)
Посидите, отдохните.
(присесть на корточки)
Может суп вам подогреть?
(Улыбнуться и широко развести руки в стороны)
Это совесть научила
(приложить правую руку к сердцу)
Потрудиться малыша.
(потопать ногами, похлопать руками)
Мама сына похвалила,
Расцвела ее душа.
(приложить правую руку к сердцу)
(Татьяна Дашкевич)
***
КАКИМИ БЫВАЮТ ДЕТИ?
Дети спят, сопит Надюшка,
(Присесть, наклонить голову и сложить ладони у щеки)
Вьются кудри по подушке.
(Покрутить пальчиками по волосам)
Тишина…
(приложить указательный палец ко рту)
И вдруг в коробке
(присесть и руки сложить домиком над головой)
Зашептали куклы робко.
Тихо молвит кукла Катя,
(приложить указательный палец ко рту)
Поправляя складки платья:
(погладить руками низ одежды)
– Как мне нравится хозяйка –
И добра, и не лентяйка.
(приложить с улыбкой руку к груди)
С ней согласна кукла Вита:
– Мы ухожены, умыты,
(руками погладить щёчки)
Как родные ей игрушки,
(приложить с улыбкой руку к груди)
И зовёт всех нас – «подружки».
(вытянуть руку вперед, изобразить рукопожатие)
Тут, скрепя во все колёса,
(покачивать туловищем в стороны)
Конь катится с битым носом.
(продолжать покачиваться, показывая пальцем на нос)
– Ну, а наш хозяин, Петя, –
Шаловливей всех на свете!
(прыжки на месте с поворотами)
– Да, да, да, – прибавил мишка
В замусоленных штанишках, –
(потереть руками штанишки)
Он не любит нас, бедняжек,
Никому не даст поблажек!
(вытянуть руку вперед, погрозить пальцем)
Добрый Сон, услышав это,
Полетел по белу свету
(взмахи руками, как крыльями птиц)
Шалунам твердить на ушки:
– Пожалейте, вы, игрушки!
(ладошки, сложив домиком, поднести ко рту и пошептать)
(Ирина Романова)
*
Чистоговорки-рифмоговорки:
Ат-ят, ат-ят – очень крепко дети… (уснули, заснули, спят).
Юшка-юшка, ушка-ушка – аккуратная… (игрушка, Надюшка, подружка).
Ён-ён, он-он – учит деток… (мама, папа, добрый Сон)
*
Ребята, надеюсь, что вы обладаете всеми замечательными сторонами аккуратности!
Но, может, вы замечали в себе (именно в себе, а не в ком-то другом) какие-то противоположные качества?
Бываете ли вы, как и герои некоторых из этих историй, неаккуратными, неопрятными в отношении себя, игрушек окружающих людей и природы?
А как вы относитесь к любому делу – как говорят, «спустя рукава», «халатно» или добросовестно?
Подумайте об этом.
***
Часть 2. Дополнительный материал
КАК НАЗВАТЬ СЕРЕЖУ?
Сережа как проснется, так и начнет свои вещи разыскивать: один чулок у него на стуле, а другой на столе, один сапог под кроватью, а другого и в комнате нет...
Ищет книгу, и найти не может; перо и карандаш – в школе забыл. Возится Сережа каждое утро, долго ищет свои вещи и часто опаздывает в училище.
(Клавдия Лукашевич)
***
ЧТО ЛЮБЯТ ЛЮДИ?
Клочок бумаги, горошина и пыль лежали в комнате на полу под диваном и грустили. – Мне кажется, я никогда не попаду в мусорное ведро! – вздохнул клочок бумаги.
– А я – в суп, – сказала горошина.
– А я – на мокрую тряпку или в пылесос, – отозвалась пыль.
– Не печальтесь! – вступил в разговор диван. – Всё будет хорошо. Ведь люди терпеть не могут, чтобы у них под ногами или под мебелью что-то лежало. Они любят, чтобы пол в доме был всегда чистым и легко дышалось. Просто люди так устроены. Они считают, что всё должно быть на своём месте: клочок бумаги – в мусорном ведре, горошина – в супе, пыль – на половой тряпке или в животе пылесоса…
– Что-то они не торопятся! – горько усмехнулись клочок бумаги, горошина и пыль.
– Подождите!
И тут…
– Вжик! Вжик! Вжик!
Это приближался веник.
– Ура! – закричали клочок бумаги и горошина. – Наконец-то о нас вспомнили! Клочок бумаги угодил в совок, а затем в мусорное ведро, а горошину подняли, промыли водой и положили в банку к другим горошинам.
Следом за веником вышла гулять по полу тряпка.
– Ура! – обрадовалась и пыль. – И меня не забыли!
Она, как и хотела, попала на мокрую тряпку.
– Ну, что я говорил! – довольно скрипнул диван.
(Владимир Конюхов)
***
Статья из интернета:
Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей раннего и младшего возраста
Воспитание аккуратности одна из важных сторон в подготовке детей к самостоятельной жизни. Аккуратный человек успешнее и качественнее справляется со своими обязанностями, с ним хорошо и приятно окружающим.
Аккуратность – черта личности, выражающаяся в любви к порядку, в исполнительности, точности и тщательности в делах, дисциплинированности, а также во внешней опрятности.
Навыки опрятности и аккуратности следует начинать воспитывать у детей с первых дней жизни ребенка. Но нужно помнить, что для ребенка естественна та среда, в которой он живет.
Если в комнатах постоянно разбросаны вещи и книги, раковина на кухне переполнена грязной посудой, которая не моется по нескольку дней, если мама ходит в грязном халате, а мокрые штанишки малыша сушит на батарее вместо того, чтобы постирать их, то какой смысл объяснять подросшему ребенку, что одежда должна быть чистой, что игрушки нужно убирать на место, а во время еды следует пользоваться салфеткой.
Дети стремятся во всем подражать взрослым. Поэтому первое правило для родителей – будьте сами аккуратны и опрятны, следите за тем, чтобы ребенок был всегда чисто одет, умыт, подстрижен, чтобы у него были подстрижены ногти на руках и ногах, чтобы стол, за которым он ест, был красиво сервирован, а его кроватка застелена.
Конечно, этого недостаточно. Важно и самого ребенка приучать к опрятности, воспитывать у него аккуратность.
Начинать это можно с того момента, когда у ребенка появляются первые попытки делать что-то самостоятельно. Маленькие дети очень активны и хотят делать то, что делают взрослые. Ранний возраст – самое благодарное время для того, чтобы не перевоспитывать, а воспитывать ребенка.
***
Ребята, кому будет интересно, можно «оживить» раскраски с помощью пластилина, масляной пастели, цветных или акварельных карандашей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание опрятности и аккуратности у детей
Внимательное и заботливое обращение с малышом, долгое терпение, постоянный и неослабный контроль в сочетании с душевным теплом, дружеской поддержкой, совместной радостью по поводу пока ещё маленьких п...
Об опрятности и аккуратности.
Когда нужно воспитывать опрятность и аккуратность у малыша? В пять лет, в три года,а может в год? Народная мудрость гласит, что воспитывать малыша нужно с первых дней жизни, а не делать скидок на возр...
ОБ ОПРЯТНОСТИ И АККУРАТНОСТИ
«Ну что за неряха!» — в сердцах восклицает иной родитель, будто он и не причастен к тому, что ребенок таков. А ведь опрятность и аккуратность — не врожденные качества. В основе их — гигиенические навы...
Конспект занятия на тему: «Учимся чистоте, аккуратности и опрятности».
Цель:расширить представление о чистоте, аккуратности и опрятности.Программные задачи:-научить основам эстетического отношения к своей внешности;-дать понять детям, что внешность человека играет важную...
Как приучать детей к опрятности и аккуратности
Все родители хотят, чтобы их ребёнок рос аккуратным: содержал в порядке одежду, убирал на место свои игрушки и вещи, бережно относился к чужим. Но как же трудно бывает этого добиться....
Статья "Об опрятности и аккуратности"
Консультация для родителей «Об опрятности и аккуратности»...
Воспитание навыка опрятности и аккуратности у детей раннего и младшего возраста.
В данной статье раскрывается почему необходимо начинать воспитывать опрятность и аккуратность, как можно раньше, почему ранний возраст является благоприятным временем для этого. Освещаются аспекты, о ...