Педагогический всеобуч «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников. Памятка «Советы по проведению родительских собраний»
консультация
Данный материал рекомендован педагогам ДОО, с целью повысить уровень профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_molodogo_pedagoga_obshchenie_konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 33.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Аленушка» г.Строитель Яковлевского городского округа»
Консультация для воспитателей «Школы молодого педагога»
Тема: «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников. Памятка «Советы по проведению родительских собраний»
Цель: повысить уровень профессионального мастерства молодых педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Дата и время проведения: 10 февраля 2022 года, 13.30
Форма проведения: педагогический всеобуч
Участники: молодые педагоги образовательного учреждения
Ответственный: Скрыпченко Н.М., воспитатель
Добрый день, уважаемые коллеги! Нашу встречу и общение с Вами мне бы хотелось начать с Притчи.
«Однажды к мудрецу пришел человек и сказал: «О, мудрейший! Я пришел просить у тебя совета, ведь я самый несчастный человек в мире! У меня нет друзей. Мои родные избегают меня. Со мной никто не хочет общаться. Что мне делать? Прошу тебя, научи!»
Отвечает ему мудрец: «Что ж, я подумаю, чем помочь тебе. А пока, будь добр, поговори со мной. Мне сегодня вспомнились давно ушедшие годы, когда я был совсем молод. Я расскажу тебе о том далеком времени, кем я был тогда и что чувствовал». Но человек грубо прервал его: «Некогда мне слушать твои воспоминания. Не за тем я пришел к тебе! У меня своих проблем хватает!»
Тогда улыбнулся мудрец и сказал: «Вот в чем причина твоих бед, ты не любишь слушать людей! Ты не интересуешься другими людьми, а они не интересуются тобой потому, что не могут простить тебе твоего пренебрежения и равнодушия к ним».
А вы задумывались когда-нибудь - какое огромное значение имеет общение для нас? Сможете ли вы прожить без общения? (Ответы педагогов)
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Оно всегда было значимым в жизни человека и в его личностном развитии. В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации, и он начинает общаться с несуществующими образами.
Способность общаться - это дар или то, чему можно научиться? Как Вы думаете? (Ответы педагогов)
Общение - многозначительный ритуал, это не только то, что говорится словами. Это язык поступков, взглядов, касаний, шагов навстречу или друг от друга. У всякого человека есть потребности, например, физиологические (такие как голод) и психологические (прежде всего, это потребность в положительных эмоциях). И во все времена потребность эта удовлетворялась с использованием общения. Привлечь к себе внимание, выразить себя, убедить в чем-либо окружающих, вызвать сочувствие - все это вечные задачи общения. Природа предусмотрела весьма высокий уровень коммуникативной готовности для человеческих существ. Способность к общению у человека – врожденная.
В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина (советского педагога) «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».
В нашей работе мы каждый день погружаемся в мир детства и непосредственности. Мы играем вместе с нашими воспитанниками, учим их, воспитываем, смеемся рядом с ними, а иногда огорчаемся. Но у этого мира есть еще одна сторона - это родители, с которыми мы встречаемся каждый день. К сожалению, с ними не всегда удается избежать проблемных коммуникаций.
Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Случается, что родители не готовы разбираться в ситуации и ведут себя агрессивно по отношению к воспитателю. Цель нашей встречи - научиться избегать конфликтных ситуаций и находить способы взаимодействовать конструктивно.
В общении педагога с родителями можно выделить два вида общения:
- групповое (фронтальное) общение - подразумевает специально организованные мероприятия, направленные на решение ряда информационных, познавательных и коммуникативных задач;
- дифференцированное педагогическое общение - подразумевает как специально организованное, так и спонтанное общение педагога с одним или подгруппой родителей. Такое общение решает, в основном, задачи индивидуального консультирования или работы с родителями, дифференцированными в подгруппу по каким-либо основаниям (неполные семьи, семьи с 2-мя и более детьми, семьи будущих первоклассников и т.д.).
С задачами фронтального общения воспитатель справляется, чаще всего, успешно. Провести традиционное родительское собрание, тематическую групповую консультацию может дать практически любой педагог. Дифференцированное педагогическое общение в большинстве случаев вызывает у современного воспитателя большие сложности, поскольку подразумевает непосредственный индивидуальный контакт.
Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:
- психолого-педагогической подготовленностью;
- коммуникативной культурой педагога;
- личностной психологической готовностью.
В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое (индивидуальное) общение и вовсе невозможно наладить.
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в общении «педагог-родитель»? (ответы педагогов). Верно, конечно же, ведущая роль в общении принадлежит педагогу. Поэтому воспитателю необходимо иметь не только теоретические знания, но и практические навыки общения с разными родителями.
Очень важно для воспитателя научиться общаться с родителями своих воспитанников так, чтобы избегать негативной оценки (ребенка или непосредственно родителя), обвинительной позиции. Здесь приходит на помощь техника «Я - сообщения», разработанная Томасом Гордоном, которая способствует формированию взаимопонимания между педагогом и родителем, а также снижению напряжения. С помощью «Я - сообщения» можно не только выразить чувства, которые возникают у воспитателя в напряженных ситуациях, но и корректно обозначить существующие проблемы, и при этом, что немаловажно, осознать собственную ответственность за их решение. Для того, чтобы овладеть техникой «Я -сообщения» надо осознавать свои собственные чувства и уметь правильно сообщать о них.
Три основные части «Я – сообщения»:
- события (когда…, если….);
- личная реакция (я чувствую….);
- предпочитаемый исход (мне хотелось бы, чтобы….; я предпочел…; я был бы рад….)
Пример: Когда я вижу весь этот беспорядок, я сильно расстраиваюсь, я была бы рада, если бы ты прибрал за собой игрушки (вещи).
Необходимо стараться, чтобы «Я – сообщение» не переходило в «Ты (Вы) – сообщение», это ошибка, которая приводит к «соскальзыванию» на позицию обвинителя. Этой ошибки можно избежать, если использовать безличные предложения. Какое из этих предложений будет верным?
Например:
Я огорчаюсь, что Вы до сих пор не принесли физкультурную форму! - неверно!
Я огорчаюсь, когда у ребят нет физкультурной формы - верно!
Конечно, чтобы пользоваться техникой «Я-сообщение», нужна практика, тренировка, должно пройти время, пока эта форма обратной связи станет для Вас привычным, естественным навыком общения. Возможно, сначала «Я-сообщение» покажется вам непривычным, искусственным, но не отступайте, освоив такой способ общения, Вы обязательно оцените его эффективность.
Общаясь с родителями, нужно помнить, что в общении существуют свои закономерности. Основа отношения к нам человека закладывается в …??? (Ответы педагогов) Первые 15 секунд! Для того чтобы благополучно пройти через «минное поле» этих первых секунд, необходимо применить ….??? (Ответы педагогов) «Правило трёх плюсов»: улыбка, имя, комплимент.
Для того чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны демонстрировать свою готовность общаться с ними. И собеседник должен это видеть. Необходима искренняя, доброжелательная улыбка!
Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке. Важно использовать имя-отчество при приветствии. Не просто кивнуть или сказать: «Здрась-те!», а «Здравствуйте, Анна Ивановна!».
В общении наиболее применим косвенный комплимент: мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику – ружье, родителю его ребенка.
Загруженные, усталые после работы родители особенно уязвимы в отношении хорошего и плохого поведения ребенка. Поэтому не стоит акцентировать внимание на плохом. Сначала нужно рассказать об успехах и только в конце тактично можно поведать о проблемных сторонах ребенка.
Кроме этих приёмов существуют и другие приёмы установления хорошего контакта с собеседником.
1.Одновременно с улыбкой необходим доброжелательный, внимательный взгляд (контакт глаз). Но не следует «сверлить» собеседника взглядом. Совет: при переговорах никогда не следует надевать темные очки, потому что у других появится ощущение, что их разглядывают в упор.
Взгляд может «выражать больше, чем слова». Язык глаз очень важен для самоощущения в процессе общения.
Упражнение «Взгляды»
Инструкция: участники встают в круг, закрывают глаза. По команде ведущего надо открыть глаза, и только глазами установить контакт с одним из участников группы.
- Удалось ли всем найти пару?
Если это не получилось с первого раза - попробовать еще. Когда все достигли поставленной цели, попросить встать друг перед другом с кем был установлен контакт глаз.
Итог: возможно с этим человеком у вас много общего, а так же важно то, что в сложных жизненных ситуациях вы можете положиться друг на друга и получить поддержку. Благодарю, займите свои места, и продолжим разговор дальше.
2. Короткая дистанция и удобное расположение (от 50 см до 1,5 м). Такая дистанция характерна для беседы близких знакомых, друзей, поэтому собеседник подсознательно настраивается нас выслушать и помочь – благодаря этой дистанции мы воспринимаемся им «ближе». Но не переступать «границы» личного пространства собеседника!
3. Убрать барьеры, «увеличивающие» расстояние в нашем восприятии в общении (стол, книга, лист бумаги в руках).
4. Использовать по ходу разговора открытые жесты, не скрещивать перед собой руки, ноги.
5. Всем своим видом поддерживать состояние безопасности и комфорта (отсутствие напряженности в позе, резких движений, сжатых кулаков, взгляд исподлобья, вызывающая интонация в голосе).
6. Использовать прием присоединения, т.е. найти общее «Я»: «Я сам такой же, у меня то - же самое!». Как можно реже употреблять местоимение «Вы…» (Вы сделайте то-то!», «Вы должны это…!») Чаще говорить; «Мы»: «Мы все заинтересованы, чтобы наши дети были здоровы, умели…, знали…!», «Нас всех беспокоит, что дети…», «Наши дети…», «Нас объединяет общее дело – это воспитание наших с вами детей!»
В общении не малую роль играет интонация. Одну и ту же фразу, слово можно сказать по-разному. Например, А.С. Макаренко отмечал, что он стал считать себя мастером, когда научился говорить фразу «Иди сюда» с 16 различными интонациями голоса: восклицательным, вопросительным, удивленным, ошеломленным, ироническим, сатирическим, уничижительным, любовным, доносительным, безразличным, саркастическим, патетическим, униженным, насмешливым, прокурорским, жестоким, командирским, пренебрежительным, просительным, презирающим, снисходительным и т.п.
Игра «Тренировка интонации»
Цель: осознание значения интонации для достижения цели воздействия воспитателя в общении с родителями.
Фразы: Мне не безразличны успехи Вашего ребенка. Мне хотелось бы большей откровенности в нашем разговоре.
Произнести эти фразы с оттенками иронии, упрёка, безразличия, требовательности, доброжелательности. На Ваш взгляд, какая интонация наиболее приемлема в общении с родителями? В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник.
Упражнение «Спокойствие, только спокойствие…»
Давайте вспомним, кто говорил эти слова? Правильно, эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие являются одними из основных моментов в общении. А теперь давайте проверим, какие же вы?
Вы заходите в магазин и покупаете булочки с повидлом. Но когда вы приходите домой и кушаете, то обнаруживаете, что отсутствует один существенный ингредиент – повидло внутри. Ваша реакция на эту мелкую неудачу?
- Относите бракованные булочки назад в магазин и требуете взамен другие.
- Говорите себе: «Бывает» - и съедаете пустой пончик.
- Съедаете что-то другое.
- Намазываете булочку вареньем или маслом, чтобы было вкуснее.
Если Вы выбрали первый вариант, значит вы человек, не поддающийся панике, знающий, что к вашим советам чаще всего прислушиваются. Вы оценивает себя как рассудительную, организованную личность.
Если кто-то выбирает второй вариант действий, это мягкий, терпимый и гибкий человек. С ним легко наладить отношения и ваши родители могут найти у вас утешение и поддержку.
Выбор третьего варианта свидетельствует о том, что у вас есть умение быстро принимать решения и быстро (хотя и не всегда правильно) действовать. Готов принять на себя главную роль в любом деле, авторитарен. В отношениях с родителями можете быть настойчивы и резки, требуя четкости и ответственности.
Выбор четвертого варианта ответа говорит о вашем нестандартном мышлении, новаторским идеям, некоторой эксцентричности. Всегда готов предложить несколько оригинальных идей для решения той или иной проблемы.
Умение общаться не приходит к человеку само собой. Умение жить в обществе, общаться с другими людьми – это наука, искусство, которому следует учиться всю жизнь. И если в отношениях педагога с родителями присутствует чувство доверия, открытости и готовности к взаимодействию с каждой семьей, то это поможет в развитии партнерских отношений с родителями воспитанников ДОУ. И, я хочу Вам пожелать достичь высокого уровня профессионального мастерства в вопросах построения эффективного общения с родителями воспитанников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальный клуб для родителей на тему: «Инновационные формы работы с родителями по педагогическому просвещению родителей в вопросах развития математических представлений дошкольников»
игровые задания для родителей по ФЭМП...
Мастер – класс: «Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – эффективное средство повышения правовой и педагогической культуры родителей (законных представителей)»
ЦеЦель:повысить компетентность педагогов в создании условий для развития ответственных и партнёрских отношений с родителями воспитанников;Обогатить педагогический опыт коллег в проведении родительских...
Нетрадиционные формы проведения родительских собраний с применением технологий педагогического общения.
laquo;Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детстве»....
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».
Консультация для педагогов ДОУ «Формы работы с родителями. Общение воспитателя с родителями воспитанников».Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет реб...
Интерактивные формы работы с родителями. Закрытое сообщество для родителей средней группы "Почемучки"
Закрытое сообщество "Почемучки было создано для эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями. Сообщество закрытое и вся информация доступна только его участникам....
Интерактивные формы работы с родителями. Закрытое сообщество для родителей средней группы "Почемучки"
Закрытое сообщество "Почемучки было создано для эффективного и продуктивного взаимодействия с родителями. Сообщество закрытое и вся информация доступна только его участникам.Данное сообщество был...