Статья на тему «Развитие моторики рук детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через различные виды деятельности»
статья (младшая группа)
Актуальность выбранной темы
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4013112_1.docx | 25.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Самообразование
на тему «Развитие моторики рук детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через различные виды деятельности»
Выполнила воспитатель
2 младшей группы №11
Серегина О. М.
Лабинск
2020
Актуальность выбранной темы
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации. Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, 1 формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас. Поэтому выбранная тема является актуальной для детей младшего дошкольного возраста.
Цель:
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Повышение своего теоретического и педагогического уровня и компетентности по вопросу развитие мелкой моторики.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений рук, гибкость рук;
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
3. Улучшить общую двигательную активность;
4. Содействовать нормализации речевой функции;
5. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие;
6. Создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.
7. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.
Работа с детьми
Сентябрь
1. Пальчиковые игры: «Фруктовая ладошка», «Компот», «Семья», «Дружат в нашей группе», «Дом», «Замок»
2. Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»
3.Настольная игра «Найди фигуре место»
4. Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная)
5. Аппликация «Бусы»
6. Рисование ватными палочками «Накормим петушка горошком»
7. Раскрашивание пластилином «Листопад»
8. Строительные игры: «Улицы города», «Постройка ворот»
9. Игра с природным материалом (песком) «Я пеку, пеку, пеку…»
10. Лепка «Веселые колобочки»
11. Рисование ладошками «Бабочка»
Октябрь
1. Пальчиковые игры «Зайцы», «Медведь», «Бабочка»
2. Обучение детей игре «Шнуровка»
4. Конструирование из палочек «Заборчик», «Дорожка»
5. Настольные игры: «Пазлы», «Мозаика», «Домино», «Собери картинку» (из кубиков)
6. Сенсорные игры: «Зашнуруй ботинок», «Собери матрешку», «Поиск предметов в миске с крупой», «Геометрический узор»
7. Строительные игры: «Загончики для животных», «Постройка домика для котенка»
8. Игра с природным материалом «Ежик» (из песка и веточек)
9. Аппликация «Осенние цветы»
10. Трудовые поручения: кормление птиц, сбор опавших листьев и желудей
11. Упражнение «Дождик» (рисование косых линий)
Ноябрь
1. Пальчиковые игры: «Пирожки», «Человечек», «Капельки»
2. Изображение пальцами различных фигур: «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок»
3. Рисование на влажном песке (на прогулке), выкладывание рисунков их желудей (на прогулке), «Угощение для кукол» (из песка), «Постройка домиков для игрушек»
4. Конструирование из палочек «Квадрат», «Треугольник»
5. Повторение игр на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек»
6. Строительная игра «Арка»
7. Игра с природным материалом «Насекомые» (выкладывание из веточек и камешков)
8. Аппликация «Воздушные шары»
9. Лепка «Гусеница»
10. «Салют» (рисование в технике примакивания)
11. Игра с прищепками «Ежик»
Декабрь
1. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Зима», «Новый год», «Дед Мороз»
2. Учить детей одевать и раздевать кукол
3. Лепка «Печенье для куклы»
4. Конструирование из лего-конструктора «Домик», «Заборчик»
5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы)
6. Лепка «Веселые колобочки»
7. Сенсорные игры: «Форма предметов», «Обследование мяча и куба», «Обследование фруктов»
8. Игра с прищепками «Лошадки»
9. Лепка «Колечки»
10. Игра «Соберем пирамидку»
11. Аппликация «Снеговичок»
Январь
1. Пальчиковые игры: «Карандаш», «Орехи», «Дорожка», «Муку в тесто замесили»
2. Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам)
3. Строительные игры: «Мебель для кукол»
4. Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка»
5. Аппликация «Варежка» (из риса)
6. Выкладывание елочки из счетных палочек
7. Пальчиковый театр «Теремок»
8. Изготовление «Солнышка» из обведенных и вырезанных ладоней
9. Шнуровка «Бусы»
10. Дидактическая игра «Выложи цветок»
11. Аппликация «Божья коровка»
Февраль
1. Пальчиковые игры «Лапки-царапки», «Апельсин», «Шнуровка»
2. Строительная игра «Городок для кукол»
3. Лепка из соленого теста «Ароматные блинчики»
4. Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур
5. Настольные игры «Мозаика», «Ассоциации»
6. Строительная игра «Домик для щенка»
7. Выкладывание узоров из пуговиц
8. Дидактическая игра «Поможем ежику» (застежки-липучки)
9. Аппликация «Облака» (из ваты)
10. Творческая мастерская «Снежные фигуры» (на прогулке)
11. Выкладывание из природного материала (каштаны, шишки и др.) «Рисунки на снегу»
Март
1. Сенсорные игры «Шнуровки», «Молнии»
2. Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок»
3. Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Моя семья»
4. Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок»
5. Комбинированная аппликация из бумаги и салфеток «Веточка мимозы»
6. Игра «Прищепки»
7. Строительная игра «Мост для пешеходов»
8. Аппликация «Зимний вечер» (из ваты)
9. Творческая мастерская «Веточка рябины (из цветной бумаги и пластилина)
10. Творческая мастерская «Рисуем следами»
Апрель
1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.
2. Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ.
3. Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки»
4. Дидактическая игра с липучками «Найди место для животного»
5. Игры в «сухом бассейне» (найти заданный предмет)
6. Строительная игра «Постройка гаража»
7. Рисование пальчиками «Весенние цветы»
8. Упражнение «Обведи рыбку»
9. Рисование «Веселые кляксы» (при помощи складывания листа с рисунком)
Май
1. Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Капуста», «Спокойного сна!»
2. Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.
3. Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок»,«Очки», «Стол», «Стул»,«Бочка»,«Крыша».
4. Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (полоски, треугольники, квадраты).
5. Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.
6. Лепка «Пирамидка»
7. Игра «Разложи бусинки»
8. Игра «Тяжело-легко» (сортировка предметов)
9. Игра «Автомастерская» (прикручивание колес для автомобиля)
10. Рисование пальчиками на сухом песке
Работа с родителями
Месяц | Вид деятельности |
Сентябрь | Консультация для родителей «Пальчиковые игры для развития мелкой моторики» |
Октябрь | Мастер – класс для родителей «Развитие мелкой моторики детей |
Ноябрь | Памятка «Пальчиковые игры для детей 3-4 лет» |
Декабрь | Новогодние поделки: «Зимняя сказка» |
Январь | Консультация для родителей «Нетрадиционные методы рисования и аппликации для детей второй младшей группы» |
Февраль | Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания» |
Март-Май | Вместе с родителями создаем пальчиковый театр по мотивам русских народных сказок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические достижения профессиональной деятельности (личного вклада в развитии образования) педагогического работника Черновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через проек
Практические достижения профессиональной деятельности(личного вклада в развитии образования)педагогического работникаЧерновой Юлии Владимировны На тему «Развитие познавательного интересау д...
Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»
Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...
Статья по теме:«Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Работу выполнила:Черемисина Оксана Анатольевна Работа выполнена по образовательной программе:Дошкольное образование...
статья на тему:“Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.”
Огромная роль в воспитании и развитии детей дошкольного возрастапринадлежит игре - важнейшему виду деятельности.Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в...
Статья на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»
Сенсорное развитие предполагает становление процессов восприятия и различных представлений ребенка о предметах или явлениях окружающего мира. Успешное развитие ребенка напр...
Статья на тему: "Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста через игру"
Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Дети, не получившие в раннем возрасте...
Статья на тему: «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Жизнь во всех ее проявлениях становится все разнообразнее и сложнее; она чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, твор...