«Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников»
презентация к уроку (подготовительная группа)
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В.А.Сухомлинский.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka.docx | 19.3 КБ |
Предварительный просмотр:
«Сказка как средство духовно - нравственного воспитания дошкольников»
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь,- в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет «божий» выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое». В.А.Сухомлинский.
Актуальность опыта
Проблема приобщения ребенка к книге в современном обществе стоит очень остро. Как известно, современные дети все чаще проводят большую часть у телевизора и компьютера и все реже с книгой.
Они пассивно поглощают все то, что негативно воздействует на них с голубого экрана: агрессия, насилие, жестокость. Все это способствует разложению нравственных устоев.
Именно книга, с ее простотой и чистотой, формирует у детей нравственные качества: милосердие, сострадание, уважение к старшим и т.д. Эти качества позволят им в дальнейшем самостоятельно принимать правильные решения в той или иной жизненной ситуации, приспосабливать свои возможности к потребностям общества.
Ведущая педагогическая идея
Состоит в том, чтобы «посеять и взрастить» в детской душе семена любви к истории и культуре своей страны, к нравственным качествам, которые русский народ всегда ценил и прославлял: преданность Родине, любовь к своему народу, героизм, скромность, доброта, вежливость, правдивость, трудолюбие.
Создание условий для духовно-нравственного развития дошкольника.
Способствование коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы детей в процессе художественной и продуктивной деятельности, связанной с нравственным содержанием русской сказки.
Цель опыта: создание педагогических условий для духовно - нравственного воспитания дошкольников посредством сказок.
Задачи:
- Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий(добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень и т.д.).
- Способствовать развитию познавательной активности детей.
- Развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту.
- Формировать у детей осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений.
- Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в произведении и в жизни, умение делать нравственный выбор.
- Развивать у детей чувства любви и уважения к родителям, терпение, милосердие, умение уступать, помогать друг другу.
- Воспитывать в детях читательский интерес к книге, стремление к знакомству с новыми произведениями.
Сказка-это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
Принципы работы со сказками
- Осознанность
Осознание причинно следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.
Задача: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.
2. Множественность
Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.
Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.
3. Связь с реальностью
Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.
Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в конкретных ситуациях.
Классификация русских народных сказок:
- Сказки о животных.
- Волшебные сказки.
- Бытовые сказки.
Сказки о животных.
Здесь действуют рыбы, звери, птицы ,они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. «Мужик и медведь», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса» и др.
Волшебные сказки
В основе лежит чудесный, фантастический, неограниченный мир. «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек»и т.д.
Бытовые сказки
Воспроизведение обыденной жизни. Порядочность и честность противостоят жадности и злобе. «Про мужика-бедняка», «Ленивая жена», «Каша из топора» и т.д.
Методы ознакомления детей со сказкой:
- Чтение воспитателя.
- Рассказывание.
- Дидактические игры и литературные викторины.
Приемы формирования восприятия сказок:
- выразительность чтения;
- повторность чтения;
- выборочность чтения;
- инсценировка сказки;
- просмотр иллюстраций.
Этапы работы со сказкой по нравственному воспитанию дошкольников:
1. Знакомство с народной сказкой (чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций) развитие эмоционального отношения к действиям и героям сказки;
2. Эмоциональное восприятие сказки детьми (пересказ содержания, подвижные игры персонажами) закрепление содержания сказок;
3. Художественная деятельность (отношение к герою сказки в рисовании) воплощение переживаний, развитие навыков сочувствия к судьбе и поступкам персонажей;
4. Подготовка к самостоятельной деятельности (инсценировка сюжета) понимание нравственных уроков сказки, развитие умений оценивать поступки окружающих людей.
Младшая группа:
Сказки простые, динамичные, короткие по содержанию.
Средняя группа:
Сказки более глубокого смыслового значения. Предварительная словарная работа
Старшая группа:
Сказки требующие анализа, осмысления и рассуждения детей.
Подготовительная группа:
Анализ текста сказки. Ответы на вопросы.
Преимущество сказки в нравственном воспитании дошкольников:
- отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению;
- помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло;
- дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества;
- развивают в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
«…Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка»,
«…Сказка – это зернышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений» (В.А. Сухомлинский)
«Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…» (Сергей Королев)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Испокон веков именно сказка вводила детей в мир идеалов и ценностей традиционной культуры. Сказка нужна и малышу, и шестилетке, и даже подростку. Только задачи сказки по отношению к каждому возр...
Русские народные сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Роль русских народных сказок в воспитании дошкольников...
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников...
Программа реализации темы по самообразованию : "Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе
Программа реализации темы по самообразованию :"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников" в подготовительной к школе группе № 15МБ ДОУ "ЦРР - детский сад № 71"...
«Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»
Разработка по теме самообразования(старшая группа)...
методическая разработка "Русская народная сказка, как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
Опыт работы по использованию русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании старших дошкольников...