Консультация для родителей " Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству"
материал

 Оксана Петровна Перерва

В данной консультации описываются методы и приемы, применяемые воспитателями на практике и стимулирующие детское творчество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_vozdeystviya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:


           Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №23 «Ромашка» станицы Березанской муниципального образования

                                                   Выселковский район

 

«Методы взаимодействия воспитателя,

стимулирующие детей к творчеству.»

Подготовила:

                                                                                                                                  воспитатель

 Перерва О.П.

                                                                            2021

           

        Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средство для его воплощения. Основными характеристиками творчества ребенка являются: скорость мысли; гибкость мышления; оригинальность идей и решений; смелость; чрезвычайная любознательность и любопытство; способность к концентрации внимания в течение длительного времени; устойчивые желание делать все по-своему - независимость действий и мыслей; изобретательность.

    С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И взрослые, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. На плечи воспитателя ложится не только задача научить, но и дать так называемый толчок к стремлению познавать мир через творчество.

   Для этого мы используем различные методы, стимулирующие детское творчество. Выбор наиболее эффективных методов зависит от различных факторов. Это возраст и личностные особенности детей, цели и задачи педагогического процесса, содержательная часть деятельности и уровень профессиональной подготовки педагога.

      К методам воздействия воспитателя, прежде всего, относятся наглядные и словесные методы и их взаимосвязь, а также практические методы. С детьми проводят беседы, которые помогают воспитателю обратить внимание детей на главное, учат ребят эмоционально воспринимать художественные образы. С этой целью также используется поэтическое слово, так как в нём иными художественными средствами переданы настроение, характер персонажа, явления природы. У детей необходимо формировать представление о различном подходе в передаче образа и поэтому желательно, во время беседы, рассматривать разные варианты изображения. Целесообразно перед проведением бесед устраивать в группе небольшие экспозиции репродукций картин, скульптуры малых форм, графики, декоративно – прикладного искусства. Устраивать также тематические выставки, итоговые беседы и итоговые выставки.

     Развитию творчества способствует организация наблюдений в природе. У детей развивается наблюдательность. Дети начинают замечать, что в природе цвета очень различные (не просто белый, синий, красный, а есть многообразие оттенков). В своих рисунках дети используют эти оттенки. Воспитатель учит детей видеть, как изменяется форма, величина предмета от освещения (так, например, вечером кажется всё более тёмным, днём, наоборот, ярким, красочным, предмет хорошо виден). Необходимо с детьми анализировать предметы, обращая их внимание не только на основные части, но и второстепенные, подмечая выразительность очертания.

      Немаловажной является и правильная мотивация, то, с какой целью будем создавать тот или иной продукт. Так, в период 2–4 лет дети с большим энтузиазмом будут помогать героям сказок, потешек, песенок, нуждающимся в поддержке: лепить печенье для голодного котенка," строить" для зверей теремок, который развалил медведь и т. д. Очень часто занятия начинаются со сказки, весёлого стихотворения или потешки. Это помогает эмоционально затронуть малышей, превратить занятия в увлекательную игру.

     Детям постарше можно предложить творческие задания. Содержанием таких заданий могут быть явления действительности, общественные события, сказочные образы. В творческих заданиях дети ставятся в необычные условия, им предлагается самостоятельно найти различные варианты цветового решения, композиционного построения. Воспитатель должен создать необычную ситуацию новизны. Поисковые ситуации заставляют детей идти от неизвестного к знакомому, догадываться, пробовать способы изображения. В заданиях творческого характера воспитатель обращает внимание детей на фон бумаги, который помогает создать цветовой образ рисунка. При изображении природы воспитатель должен учить детей использовать разнообразные цвета. Всё это в целом развивает у детей чувство цветовой гармонии.

        Ну и конечно метод использования педагогом  игровой ситуации, создает мотивацию, вызывает желание у детей создать творческий образ. Создание игровой мотивации и использование сказочных персонажей тесно взаимосвязаны. Появление героев сказки удивляет, увлекает детей, вызывает стремление выполнять их поручения или просьбы, а зачастую помочь, если это необходимо.

        Персонаж принимает участие в выполнении задания, может задавать вопросы, активно выражает свое мнение. Оценка деятельности ребёнка из уст сказочного героя интересна и понятна малышам, вызывает у них эмоциональный отклик и желание встретиться вновь. В роли сказочных персонажей часто выступают игрушки, куклы бибабо и куклы, созданные педагогами или родителями. В качестве сюрпризного момента так же может использоваться появление в группе различных предметов: посылки, письма, чудо-дерева, волшебного зонтика и т. д.

   Конечно же, воспитателю нужно помнить о методе поощрения. Действие поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому оно вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Каждое занятие должно проходить и заканчиваться на позитивной ноте: вместе с героем хвалим детей, восхищаемся их работами. Затем помещаем работы воспитанников на выставке. Это стимулирует их к дальнейшему творчеству. Зачастую обыгрываем наши работы: пчел сажаем на цветочную поляну, гусениц прячем в траве, яблоки складываем ежику в корзину, рыбок выпускаем в море.

Одобрение – простейший вид поощрения. Воспитатель может выразить свое одобрение по поводу поведения или работы воспитанников жестом, мимикой, положительной оценкой, доверием в виде поручения выполнить что-либо, одобрением перед остальными воспитанниками, педагогами или родителями.

Похвала – словесная положительная оценка взрослого, направленная прежде всего на действия и поступки ребенка. Педагоги должны правильно пользоваться этим методом, поскольку дети склонны относить оценку своих поступков или результатов своей деятельности к себе в целом. По словам Н.Ф. Виноградовой, оценивая детей, целесообразно избегать жестких формулировок. Вместо коротких словесных оценок типа «Молодец!», «Здорово!», «Плохо!» рекомендуется использовать развернутые: «Мне нравится, как ты это делаешь», «Подумай еще раз», «Ты старался, но, пожалуйста, прояви терпение...», «Давай, посоветуемся с другими», «Мне кажется, что здесь ты ошибся, или я не прав(а)?

«Если вам хочется похвалить кого-то –сделайте это немедленно, а если поругать – отложите до завтра: возможно, вы сочтете, что этого делать не стоит»(М. Горький). Во-первых, дети дошкольного возраста еще не понимают значения отметки как способа оценки их деятельности, поэтому часто воспринимают ее как отношение взрослого к себе, а не как результат своего труда.

Во-вторых, уровень интеллектуального развития, психических процессов детей одной возрастной группы существенно различается (необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка).

Втретьих, отрицательная отметка разрушает ситуацию успеха, снижает положительное отношение к какой-либо деятельности или формирует безразличие к ее результатам.Можно выделить две функции педагогической оценки: ориентирующую и стимулирующую. Оценку как стимул широко применяют все педагоги («Умница моя, у тебя получится хорошая работа», «Я уверена, ты это знаешь», «Ты вежливый, поэтому не забудешь поблагодарить!» и т. д.).

Ориентирующая функция оценки используется на практике значительно реже, хотя педагогический эффект ее воздействия гораздо значительнее. В связи с этим рекомендуется чаще использовать именно такой способ оценивания, например: «Слава –культурный мальчик, потому что прикрывает рот во время кашля и при этом просит прощения», «Алина –умница, она вспомнила, что заштриховывать фон легче боковой поверхностью мелка», «Инна –заботливая девочка, не забыла, что, прежде чем одеться самой, нужно помочь одеться малышу». Такие замечания позволяют не только похвалить конкретного ребенка, но и помочь остальным ориентироваться в правильности своих поступков.Стимулы в педагогическом процессе – специфические педагогические средства, способные выполнять побудительные функции по отношению к внутренним движущим силам развития ребенка.

Соревнование –один из давних методов стимулирования, основанный на присущем детям стремлении к соперничеству. Утверждение себя среди окружающих –врожденная потребность человека, реализуемая им путем соревнования с другими людьми. Результаты соревновательной деятельности прочно и на длительное время определяют и закрепляют статус личности в коллективе.

Метод наглядно-практического воздействия. Кроме вербальных оценок воспитатели могут использовать в своей практике специальные наглядные пособия, выполненные в различных вариантах, для работы с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. В основу таких пособий положен метод соревнования

Занятия изобразительной деятельностью предполагает не только обучение приемам лепки, аппликации и рисования, но и, прежде всего, общение взрослого и малыша. Наблюдая за каждым ребенком на занятиях или в игре с другими детьми, вы можете больше узнать о нём и справиться с трудностями в его поведении.

Если ребёнок бросает свои занятия, как только у него что-то не получилось, значит, он не умеет преодолевать препятствия. Этому можно научить, предлагая ему другие способы достижения желаемого. Например, если малышу не удаётся нарисовать машинку, предложите ему вместе с вами сделать машину из конструктора.

Если ребёнок быстро теряет интерес к занятию, возможно, оно слишком простое или сложное для него. Поймите причину и усложните или облегчите задание. Например, малышу нужно лепить из пластилина баранки. Если это слишком просто для него, предложите лепить калачи и украшать их бусинками из пластилина другого цвета. Если задание слишком сложное, начните с лепки "пирожков" (шариков) из пластилина и также украсьте их дополнительным материалом.

Необходимым для развития творчества детей является их работа с разнообразными материалами (рисование цветными мелками, восковыми, углём и т. д.), знакомство ребят с разнообразными нетрадиционными приёмами рисования. Удивительные образовательные и творческие плоды дает рисование в нетрадиционной технике в детском саду. Максимально облегченные и стопроцентно привлекательные для детей занятия оригинальной живописью позволяют быстро и с энтузиазмом получать результаты. Отечественные и зарубежные исследователи доказали, что использование нетрадиционных техник рисования приводит к развитию художественно-творческих способностей у дошкольников, улучшает уровень увлеченности темой и техникой, а также формирует способность дошкольников к лучшему восприятию цветовой гаммы.

Одним из практических методов развития творчества является обучение детей различным способам изображения предметов (например, рисование травки штрихом, мазком, примакиванием, набрызгом и т. д.).

Итак, чтобы дети росли творческими личностями, воспитателю необходимо

  1. Обеспечивать систематическое накопление детьми как можно больше положительных впечатлений об окружающем мире во время различных видов деятельности (игра, рисование, конструирование, лепка, аппликация, игра на ДМИ, пение и танцы, театрализованная деятельность, чтение, письмо, сочинение стихов или сказок, труд, и т.д.);
  2. Стремиться, чтобы дети получали удовольствие от самого процесса деятельности и не занимались ею под принуждением взрослого;
  3. Обеспечивать стимулирующую развивающую среду, наличие необходимых для творческой деятельности дошкольников всегда доступных материалов;
  4. Ни в коем случае не давать негативной оценки детскому творчеству,
  5. Поощрять интересные и глубокие вопросы детей,
  6. Активно использовать в образовательном процессе нестандартные творческие задания (изобразительные, музыкальные, словесные, логико-математические, творческие задания комбинированного типа),
  7. Не допускать чрезмерной опеки детей, которая может мешать детскому творчеству,
  8. Обеспечивать положительный психологический микроклимат в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей«Методы воздействия воспитателя,стимулирующие детей к творчеству» Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое,...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для педагогов "Методы воздействия воспитателя стимулирующие детей к творчеству"

Методы воздействия воспитателя стимулирующие детей к творчеству...

Консультация для воспитателей «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребёнок создаёт новое, оригинальное, проявляя воображение, реализуя свой замысел, самостоятельно находя средст...

Консультация для воспитателей: «Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству»

Консультация для воспитателей:«Методы воздействия воспитателя,стимулирующие детей к творчеству»...

Консультация для родителей и педагогов: "Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству"

Консультация для родителей и педагогов: "Методы воздействия воспитателя, стимулирующие детей к творчеству"...