«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Для детей занятия музыкой не только очень интересны, но и познавательны, они побуждают их к экспериментированию: «Что будет, если нажать разные клавиши пианино одновременно?» А если ударить палочкой по металлофону? А если ударить по нему не специальной палочкой из металла, а деревянным карандашом?» Ребенок учится познавать мир не только со слов взрослых, но и самостоятельно. Таким образом ребенок начинает искать нетрадиционные способы решения. Ребенок экспериментирует. Это и есть креативность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.3 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
Издавна музыка признавалась важным средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Современные научные исследования свидетельствуют о том, что музыкальное развитие оказывает незаменимое воздействие на общее развитие детей: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются все виды восприятия и задействованы все виды памяти. Ребенок становится чутким к красоте в искусстве и в жизни. музыка совершенствует человека – дает особое видение окружающего мира, учит не только слушать и смотреть, но и слышать и видеть, а, следовательно, чувствовать. Ребенок станет более эмоциональным, его мир будет гораздо насыщеннее и красочнее. Человек, знающий музыку, обладает душой более богатой, чем тот, кто ею не владеет. Музыка: моторную, ассоциативную, слуховую, зрительную и образную.
Для детей занятия музыкой не только очень интересны, но и познавательны, они побуждают их к экспериментированию: «Что будет, если нажать разные клавиши пианино одновременно?» А если ударить палочкой по металлофону? А если ударить по нему не специальной палочкой из металла, а деревянным карандашом?» Ребенок учится познавать мир не только со слов взрослых, но и самостоятельно. Таким образом ребенок начинает искать нетрадиционные способы решения. Ребенок экспериментирует. Это и есть креативность.
Креативность – это способность создавать и находить новые оригинальные идеи, решать задачи необычным способом.
К важнейшим показателям креативности ребенка относятся:
- творческая активность, т.е. готовность и высокий уровень мотивации к созданию нового продукта;
- самовыражение, иначе – свободный выбор ребенком вида музыкальной деятельности, способа воплощения своего замысла;
- интеллект, «интеллектуальные способности»,
- «музыкальный интеллект» - способность исполнять, сочинять и воспринимать музыку;
- знания и навыки.
Часто можно заметить, как дети, вернувшись с музыкального занятия, где слушали мелодии понравившихся им песен, с важным видом ставят на пюпитр детскую книгу и с рисунками и начинают «сочинять музыку» по картинкам. Интересно наблюдать, как всматривается ребенок в рисунок, словно в ноты, пальцы нажимают воображаемые клавиши – и тут рождается музыкальный образ, соответствующий настроению картинки.
К факторам, способствующим становлению креативности детей можно отнести:
- информационный, позволяющий развивать интеллект;
- социальный, обеспечивающий поддержку детей в процессе их творчества, дающий возможность общения и обмена впечатлениями;
- эмоциональный, обуславливающий психологический комфорт и безопасность.
Для ребенка дошкольного возраста, музыкальную среду можно представить, как совокупность нескольких главных функциональных зон: среда дошкольного учреждения, среда семьи, среда социума.
Музыкально-образовательная среда – ДОУ
Музыкально-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков.
• Блок организованной (регламентированной) музыкальной деятельности:
• Блок не регламентированной (совместной с воспитателем и самостоятельной) музыкальной деятельности детей в группе вне занятий.
Большую часть времени ребенок проводит в группе детского сада, поэтому музыкальная среда группы имеет большое значение для музыкального воспитания и развития его креативности. В совместной деятельности складываются доброжелательные отношения между детьми, реализуются их творческие замыслы. Здесь мы не обучаем детей, а стараемся заинтересовать их в слушании знакомой музыки, высказываем свое отношение к ней, вовлекаем детей в знакомые им музыкальные игры, упражнения, проводим музыкальные разминки и традиции (утренняя песня-приветствие новому дню).
Музыкальный репертуар, оборудование и инструменты, дидактические музыкальные игры и пособия практически те же, что и для музыкальных занятий, однако эти компоненты отличаются большим разнообразием, так как времени на регламентированную деятельность у воспитателя больше.
Музыкально-предметно-развивающая среда ДОУ (не регламентированной) деятельности она организуется по трём основным блокам:
- восприятие музыки
- воспроизведение музыки
- музыкально-творческая деятельность.
Каждый блок, в свою очередь, предусматривает ориентацию на целостность определённого вида детской музыкальной деятельности. Оформление музыкальных зон в группах старшего дошкольного возраста имеет дидактическую основу.
В нашей работе мы используем различные формы организации совместной и самостоятельной музыкальной деятельности. Одна из форм – это сюжетно- ролевая игра, когда дети выбирают тему под различные музыкальные задания («ищем таланты», «концерт», «музыкально-литературные викторины», «музыкальные занятия», «игра в оркестр», «игра в театр» и т.д.), распределяют роли, и сюжет получает своё развитие.
Другая форма – игры-упражнения, в которых ребенок тренируется, играя на каком-либо инструменте, или разучивает танцевальные движения.
В нашей группе создан музыкальный уголок, где размещаются музыкальные инструменты и дидактические игры, также магнитофон и диски, на которые специально для воспитателей записывается новый музыкальный репертуар; диски с записью инструментальной музыки, детских песен и музыкальных сказок, а также различные пособия:
1.Образные пособия:
- Портреты композиторов.
- Картинки с изображением музыкальных инструментов.
- Музыкальное лото.
- Музыкально-дидактические игры.
2. Не озвученные музыкальные инструменты (предназначены для создания игровых ситуаций, при которых дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах):
- Макеты музыкальных инструментов
- Не озвученное пианино с нарисованной клавиатурой.
3.Озвученные музыкальные инструменты:
- игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты)
(погремушки, бубны, барабан).
- игрушки-инструменты, издающие только один звук (свистульки, дудочка).
- игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (музыкальные шкатулки)
- игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, ксилофоны, детские пианино)
- самодельные шумовые музыкальные инструменты
Сделав своими руками звучащую игрушку, ребенок по-иному воспринимает окружающее, более внимательно относится к звуку, с большей активностью включается в совместное музицирование. Вовлечение дошкольника в создание детских музыкальных инструментов дает ему много новых возможностей почувствовать себя творцом и личностью, по-иному воспринимать окружающее, более внимательно относиться к звуку, с большей активностью включаться в совместную деятельность.
4. Аудиовизуальные пособия (диски с записью музыкальных произведений и видео концертов)
Самостоятельная музыкальная деятельность детей вне занятий возникает по инициативе детей, представлена песнями, музыкальными играми, упражнениями, танцами, а также песенным, музыкально-ритмическим, инструментальным детским творчеством. Наблюдая за детьми можно заметить, как они ищут мелодии для своих забав и развлечений: маршировок, плясок, народных и дидактических игр, кукольных представлений, часто импровизируют свои мелодии. Мы, воспитатели, осторожно направляем самостоятельную музыкальную деятельность по желанию и по интересам детей, помогает каждому проявить себя, заинтересовать малоактивных детей.
Музыкально-образовательная среда – семья.
Для обеспечения качества музыкального образования детей дошкольного возраста необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда как в детском саду, так и дома. Среда – это атмосфера, в которой дышит, живёт и развивается ребёнок. Очень важно, когда родители обеспечивают просмотр детских музыкальных передач, фильмов, собирают детские музыкальные видеотеки и ауди отеки, когда имеется наличие музыкальных игрушек, музыкальных инструментов, самодельных шумовых инструментов, элементов детских театральных костюмов, атрибутов к детским танцам, играм, иллюстрации к детским песням, иллюстрации композиторов, музыкально-дидактические игры.
В своей работе мы применяем различные формы взаимодействия с семьей. С целью музыкального просвещения родителей мы проводим индивидуальные консультации, онлайн родительские собрания. Также организовано информирование родителей через «Уголок для родителей», создание фотоальбомов «Моя семья», проведение выставок книг по музыкально-эстетическому воспитанию. Все они дают определенный эффект. Однако этого недостаточно, мало убедить родителей в необходимости музыкального воспитания ребенка в семье, важно еще обучить их наиболее доступным методам организации этой работы (например, рассказать, как создать музыкальную среду дома, какую музыку слушать предпочтительнее в том или ином возрасте ребенка, какие музыкальные игрушки и инструменты приобретать или делать своими руками, как организовывать детский праздник, как создать музыкальный «музей» дома и др.). Опыт показывает, что благодаря объединению усилий педагогов нашего детского сада и родителей, работа по музыкальному воспитанию детей в целом и развитию их творческих способностей становится более успешной.
Музыкально-образовательная среда – социум.
Среда социума является местом музыкального просвещения ребёнка. Особенность социального фактора заключается во встрече детей с профессиональными музыкантами – носителями музыкальной культуры, с людьми, заинтересованными в музыкальном просвещении детей. То же относится и к эмоциональному фактору. Увлечённость профессионалов, с которыми сталкиваются дошкольники, достаточно заразительна, что позволяет рассматривать её как мощный фактор стимулирования творческой активности детей.
Таким образом, музыкальная среда раскрывает свои возможности в процессе общения детей со взрослым в этой среде. От компетентности взрослого, его доброжелательности и заинтересованного отношения к детям зависит, станет ли эта среда развивающей, захочет и сможет ли ребенок освоить ее в своей деятельности.
Подводя итог анализа музыкально-образовательной среды ДОУ, семьи и социума можно сделать вывод, что лишь при тесном взаимодействии музыкального руководителя, воспитателей, семьи и социума культуры музыкально-образовательная среда становится мощным средством музыкального образования и развития креативности у детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
Музыка промогает овладеть разными видами искусств, т.к. хорошо развивает ассоциативное мышление - фантазию, эмоции. Если ребенок замкнут и необщителен, то музыка помогает найти контакт с собеседником....
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
Музыка промогает овладеть разными видами искусств, т.к. хорошо развивает ассоциативное мышление - фантазию, эмоции. Если ребенок замкнут и необщителен, то музыка помогает найти контакт с собеседником....
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/01/picture-213387-1633091877.jpg)
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
Для музыкального воспитания детей необходима богатая музыкальная предметно-развивающая среда, а для развития личности дошкольников рядом с ними должен быть педагог, увлечённый музыкой, умеющий р...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/22/picture-469179-1408685855.jpg)
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
«Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»...
Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка
Музыкальная среда как средства развития креативности ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/03/picture-1295320-1606982895.jpg)
Выступление на педагогическом совете «Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка»
Прежде чем преступить к рассмотрению данной проблемы, давайте немного пофантазируем.Попробуем представить себе ребенка в пустой комнате. Что произойдет? Он приложит максимум усилий, чтобы покинуть ее:...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/28/picture-132305-1351424565.jpg)
Музыкальная среда как средство развития креативности ребенка
В наше время весьма актуальна проблема разностороннего воспитания человека уже в самом начале его пути, в детстве, воспитания Человека, в котором гармонично развивалось бы эмоциональное и рациональное...