Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.
методическая разработка

ЖАРНИКОВА ТАТЬЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_attestatsiya_22docx.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

     

                Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников. 

         В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе методовформсредств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

       С целью повышения интеллектуально-познавательных способностей детей в своей работе  активно применяются следующие современные образовательные технологии и методы:

  1. Здоровьесберагающие технологии;
  2. Билингвальная технология
  3. Игровые технологии;
  4. Групповой сбор;
  5. Организация ОД по центрам активности;
  6. Технология деятельностного подхода;
  7. Технология исследовательской деятельности;
  8. ИКТ.

    В своей педагогической деятельности используются новые технологии и методы обучения дошкольников.

- проблемно-поисковый метод на занятиях,  создать проблемную ситуацию, которая будет лично значимая для ребенка. Именно эта преднамеренность помогает увидеть противоречие. А возникает ли проблемная ситуация, «принял» ли ее ребенок, сужу по активности ребенка на занятии, степени заинтересованности;

- исследовательский метод, который способствует высокому качеству усвоения нового материала («Язык мой друг»). Являясь «партнером» для ребенка на занятиях, учат детей наблюдать, выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, проверять решения путем «Проб и ошибок»;

метод экспериментирования; ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И этому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.

- интегрированный метод является инновационным. Он помогает  развивать личность ребенка, его познавательные и творческие способности.

- обучения  организуется в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности. Используются следующие методы и приемы обучения:

- побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;

- проблемные и игровые обучающие ситуации;

- проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);

- развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);

- задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);

учебно-методические (формируют мотивацию для обучения в школе); связь результатов опытов с повседневной жизнью, наблюдениями детей дома и на улице;

методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Результат: у детей повысился интерес к учебной задаче и процессу ее решения, повысилась эффективность запоминания, они научились не только решать, но и составлять задачи, рассказ, опираясь на схематизированные образы, повысилась творческая активность детей.

Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

      Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:

              • методы мотивации и стимулирования развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (образовательные ситуации, игры, соревнования, состязания и др.);

            • методы создания условий, или организации развития у детей первичных представлений и приобретения детьми опыта поведения и деятельности (метод приучения к положительным формам общественного поведения, упражнения, образовательные ситуации);

            • методы, способствующие осознанию детьми первичных представлений и опыта поведения и деятельности (рассказ взрослого, пояснение, разъяснение, беседа, чтение художественной литературы, обсуждение, рассматривание и обсуждение, наблюдение и др.);

            •  информационно -рецептивный метод- предъявление                                                             информации, организация действий ребёнка с объектом изучения (распознающее наблюдение, рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение);

              • репродуктивный метод - создание условий для воспроизведения представлений и способов деятельности, руководство их выполнением (упражнения на основе образца воспитателя, беседа, составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель);

               • метод проблемного изложения - постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;

              • эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях)

             • исследовательский метод - составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование).

                    Метод «проектов» самый трудный, но интересный в работе.

Технология проектирования ориентируется на совместную деятельность участников образовательного процессавоспитатель – ребенок, ребенок–родители, воспитатель – родители, ребенок – воспитатель – родитель – педагоги. Использую разнообразие технологии метода проектов: развлечения, творческие проекты, информационные. В технологии проектирования каждому ребенку обеспечиваю признание важности и необходимости каждого в коллективе.

                 Метод проектов способствует развитию у детей ключевых компетентностей: социально-коммуникативной, технологической, информационной.

Большинство детей умеют вести диалог с взрослыми и сверстниками, самостоятельно и с помощью взрослого формулируют вопросы, умеют понимать настроение по внешним и вербальным признакам, отстаивать свою точку зрения в общении.

         В формировании информационной компетентности большая часть детей называют источники информации, устанавливают причинно-следственные связи при оценке социальных привычек, связанных со здоровьем и окружающей средой. Дети могут получать сведения при помощи взрослого, делать выводы на основе аналогичного примера, осознанно выбирают источники информации, используют вопросы разного типа.

              Личностно – ориентированные технологии.

Считаю, что в работе с детьми наиболее эффективным является личностно-ориентированные технологии, использование которых позволяет вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс.

      Способ общения – понимание, признание и принятие личности ребенка. Сотрудничество строится, исходя из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.  Стараются быть партнером детей во всех видах деятельности. Занятия проводят в разных формах: коллективные, работа в парах, самостоятельная работа с раздаточным материалом, индивидуальная работа, свободные игры, дидактические игры за столами, беседы и слушания, чтение и т. д.

          Подгруппы объединяются с учетом темпа и общего уровня развития детей. При оценке деятельности использую поощрение и похвалу, без жестких оценок «правильно – неправильно»«хорошо – плохо». Предлагают детям оценивать друг друга, использую самоконтроль, проверку друг с другом. Поддерживают детей с заниженной самооценкой, проводят с ними индивидуальную работу вне занятий.

    Предоставляется возможность детям самим выбирать занятие по интересам (в свободной  деятельности, во время прогулок, откликаюсь на любую просьбу ребенка в совместной деятельности.  Постоянно отмечают новые достижения ребенка в разных видах деятельности, намеренно создаю ситуации, в которых робкие, неуверенные в себе дети достигают успеха. Поддерживают эмоциональный комфорт «непопулярных» в группе детей, создаю условия для их принятия сверстниками. В результате создаются равноправные взаимоотношения между всеми участниками педагогического процесса.

В группах преобладает доверительный стиль общения: дети-дети; дети-взрослые; педагоги – родители.

Результат: Таким образом, педагогический процесс в ДОУ, представляет собой единую личностно-ориентированную систему совместной жизни детей и взрослых. Дети вечером не хотят идти домой, и просят родителей прийти за ними позже.

Информационно-коммуникативные технологии

В своей работе  активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, консультации с родителями.  Используются как готовые презентации, так и созданные самостоятельно. В данной сфере  стремятся  быть компетентной в работе с данным ресурсом: хорошо знают технические основы, владею методическими приемами использования данного ресурса. Кроме того неотъемлемой частью работы является саморазвитие педагогов .И здесь ИКТ тоже возможно: это создание электронного портфолио.

      Можно смело утверждать, что ИКТ в дошкольном учреждении способствует модернизации учебно-воспитательного процесса, повышению его эффективности, дифференциации обучения с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, мотивации детей на поисково-познавательную деятельность.

     Новые условия жизни общества требуют принципиально новых подходов к системе образования. Изменились цели и задачи, стоящие перед современными образовательными учреждениями. Они находятся в поиске содержания, средств, и методов образования, которые соответствовали бы изменившимся условиям.

             Игровые технологии

              Для социального развития ребенка важно создание условий для формирования коммуникативных навыков. С этой целью в свободной деятельности используют все виды игр: сюжетно – ролевые, подвижные, дидактические, режиссерские, строительные, игры-драматизации, словесные, социальные. Во время игры у детей более успешно идет развитие познавательных процессов, быстрее формируются и закрепляются положительные черты личности и социальные навыки, умение работать в коллективе.

Используя в педагогическом процессе народные игры, своей работе  не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: одновременно приобщаю воспитанников к народной культуре. Это важное направление регионального компонента образовательной программы детского сада.

   Использование игровой технологии театральной деятельности, помогает  обогащать детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

    Подводя итоги, можно  сделать вывод, что применение игровых технологий в педагогической работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования.

  Таким образом, понимая, что игра – это важный вид деятельности в дошкольном возрасте,  организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить знания, умения и навыки, которые он пронесёт через всю жизнь

         Все формы реализации Программы могут выступать и в качестве методов (проектная деятельность - интегративный метода проектов).

Технологии предметно – развивающей среды

Для того, чтобы достичь определенных результатов, создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка: Центр искусства, Центр книги, Центр строительства, Центр игры, Центр науки.

Основные цели организации Центров:

- ребенок развивается наилучшим образом, если он включен в активную деятельность;

- каждый ребенок развивается в своем темпе, но все дети проходят через типичные периоды развития;

- для успешного развития ребенка необходимо объединение усилий педагогов, специалистов и всех членов семьи.

             Каждому ребенку предоставлена свобода в выборе средств для применения творческих способностей, удовлетворения своих интересов и любознательности, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Это помогло осуществить необходимую коррекцию для познавательного продвижения развития каждого ребенка. Предметно-развивающая среда не только обеспечивает разные виды активности (физическую, умственную, игровую, но становится объектом самостоятельной деятельности ребенка, являясь своеобразной формой самообразования.

     Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:

• демонстрационные и раздаточные;

• визуальные, аудийные, аудиовизуальные;

• естественные и искусственные;

• реальные и виртуальные;

• двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и др.);

• игровой (игры, игрушки);

• коммуникативной (дидактический материал);

• чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

• познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);

• трудовой (оборудование и инвентарь для всех видов труда);

продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

• музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДЫ, ФОРМЫ, СРЕДСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

                                                      ...

Методы, формы средства организации деятельности воспитанников.

В ФГОС дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств работы с детьми, соо...

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Применение методов, форм, средств и приёмов в работе с детьми, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям, является одним из главных психолого-педагогических условий для успешной реализа...

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников

Для успешной реализации программы  в образовательном процессе используются различные формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям....

Методы, формы, средства организации деятельности воспитанников.

материал на темуВ ФГОС дошкольного образования одним из психолого-педагагических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм, методов, средств рабо...

2( пункт).-Методы , формы, средства, организации деятельности воспитанников.

ОСНОВНОЕ ЦЕЛЕВОЕ НАПРАЛЕНИЕ ОБУЧИТЬ НОВЫМИ СПОСОБАМИ ДЕТЕЙ В РАЗНЫХ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ  ОБЛОСТЯХ ОПЕРАЯСЬ НА АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ....

1-пункт:Методы ,формы ,средства организации деятельности воспитанников. В своей работе использую методы:

Основное целевое направление обучить новыми способами детей, в разных образовательгых областях опираясь на активную деятельность раннего и дошкольного возраста детей  в детском саду ....