консультация для воспитателей "Всегда ли нужен показ?"
консультация

Федоренко Елена Геннадьевна

Консультация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsegda_li_nuzhen_pokaz.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для воспитателей.

Основные требования к показу различных способов изображения.

Всегда ли нужен показ? Каким он должен быть, чтобы не «погасить» самостоятельность и творческий поиск? Необходимо ли учитывать возраст детей? Именно эти вопросы наиболее часто задают воспитатели и родители дошкольников.

Первое пожелание: не злоупотреблять этим приемом. Пользоваться им очень осторожно и тактично, только в тех случаях, когда ребенок действительно сам не может найти необходимый способ изображения. Воспитатель должен максимально побуждать детей к самостоятельному нахождению различных способов изображения. Всячески поощрять за оригинальное и своеобразное решение.

Второе пожелание: вместо прямого показа использовать иллюстративный материал, выразительные игрушки, художественное слово и другие средства.

Третье пожелание: при показе ориентироваться не только на возраст детей, но и на некоторые психологические особенности ребят: у одних преобладает конструктивный способ изображения, другие предпочитают целостный, третьим нравится обобщенность, декоративность в рисунке и т.д.

Показ должен содействовать проявлению умственной, эмоциональной, речевой, двигательной активности, индивидуальности каждого ребенка, развитию его творческих качеств и художественно-творческих способностей. Он должен заставлять ребенка всматриваться, наблюдать за окружающими объектами, будить фантазию, воображение, творческое мышление.

Характер показа обусловлен, прежде всего, возрастом детей и особенностями изображаемого объекта. Например, в младшем возрасте показ должен быть эмоциональным, игровым, а в старшем это не нужно. Чаще всего показывать следует быстро, смело, чтобы у ребят появилось ощущение легкости и желание самим так же действовать; одновременно привлекайте к показу детей, спрашивая, беседуя с ними по поводу изображаемого объекта. Хорошо, если у ребят создастся впечатление, что это они подсказывают взрослому как надо рисовать. Например, взрослый, через показ движущейся фигуры лыжника стремится объяснить детям закономерности изображения человеческой фигуры в движении. Для этого он спрашивает у них: «Какое положение имеет туловище лыжника? Почему наклонено? Какое положение ног?» «Одна очень сильно выброшена вперед, а другая назад», - отвечают дети. Кто-то из детей заметил, что одна нога может быть согнута в колене. «Может быть», - соглашается взрослый и рисует другое положение ног.

Показ – это не догма, «только так, а по-другому нельзя». Наоборот. Показ – это толчок к поиску, действию. Важно, чтобы через показ дети увидели причинность, обусловленность способа изображения от объекта, его строения, состояния и т.д. Увидеть эти зависимости и помогает вариативный показ. Возраст ребенка диктует, подсказывает формы вариативного показа.

Показ – это и толчок для ребенка к рождению будущего образа, будущего рисунка, формирующий влюбленность, положительно-эмоциональное отношение, желание рисовать. Важно помочь ребенку увидеть, что определенный прием, способ изображение продиктован характером, особенностями, поведением образа, т.е. показ должен быть причинно обусловленным. Например, взрослый показывает варианты рисования цыплят. Естественно, он придумывает какую-нибудь историю. Рассказывает ее и одновременно показывает: «Жили-были цыплята друзья. Один из них был несмелый, всего боялся, сожмется весь в комочек, только носик торчит, и еле ножками передвигает, вот-вот упадет. Другой же, наоборот, всегда спешит, торопится, бежит. Головой крутит во все стороны, все хочет увидеть, узнать, найти.

Иногда показ взрослого, предлагающий разные варианты последовательного изображения, может быть построен на основе знания возможных ошибок детей.

В старшем возрасте обыгрывание при показе может разрушить сложившиеся у детей представления об образе. Тогда лучше обратиться к личному опыту детей. Например: «Давайте вспомним, какие упражнения мы выполняем во время утренней гимнастики»,- предлагает воспитатель, показывая приемы изображения человеческой фигурки в движении.

Способы изображения, предлагаемые взрослым, должны учитывать возраст ребенка и особенность изображаемого объекта. Вот некоторые из способов:

  1. рисунок можно создать из прорисовки каждой части, каждой формы. Это конструктивный способ изображения.
  2. путем упрощения, обобщения и стилизации формы.
  3. нахождением линий, определяющих суть движения, позы.
  4. от простых форм к более сложным, путем наращивания сложных элементов (замки, дворцы). Здесь сочетаются два способа изображения: конструктивный и от простого к сложному.
  5. от общего к частному, передавая контур предмета одной непрерывной линией.
  6. характер линий, их направление, даже скорость и конфигурация изображения, форма диктуются особенностями внешнего вида человека, животного, его образом жизни. Если он толстый – линии все округлые, если стремительный, быстрый – части тела изображаются удлиненными, заостренными.
  7. часто изображение зависит от состояния героя, а также от черт характера: добрый (формы и линии округлые), злой (заостренные, неправильные, преувеличенные).
  8. иногда показывать следует только один какой-нибудь элемент, наиболее трудный в исполнении, тогда показ будет частичный.
  9. необходимость в схематичном способе изображения возникает в тех случаях, когда ребенок знает, о чем (ком) он будет рисовать, но не видит композиции своего рисунка или не улавливает общее положение, позу изображаемого объекта.

Таким образом, не существует специальных способов изображения для каждого объекта. Способы изображения причинно обусловлены. Вариативный показ часто используется воспитателем в начале и реже в середине – для отдельных детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Им нужен собеседник"

Рекомендации для родителей по развитию связной речи детей, воспитанию у них общительности...

Консультация для родителей "Зачем нужен логопед?"

Увеличивается число детей, у которых к школьному возрасту выявляется задержка речевого развития. Многие родители спокойно относятся к речевым недостаткам своих детей, считая, что все само собой образу...

Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух»

Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух»1. Что такое воздух2. Охрана воздуха от загрязнений......

Консультация для родителей «Кому нужен логопед?»

Консультация для родителей «Кому нужен логопед?».Ни один ребёнок не рождается с готовой, правильно поставленной речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится правильно и четко произносить звуки, связыват...

Консультация для родителей «Кому нужен логопед»

Консультация для родителей «Кому нужен логопед»...