«Пальчиковая гимнастика для малышей»
методическая разработка (младшая группа)

Савчук Наталья Григорьевна

В данной методической разработки представлены пальчиковые игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Методическая разработка нацелена на развитие мелкой моторики дошкольников, через систематическое использование  пальчиковых игр в  целостном образовательном процессе ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.odt11.32 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка

«Пальчиковая гимнастика для малышей»

Пояснительная записка

В данной методической разработки представлены пальчиковые игры, подобранные в соответствии с возрастными особенностями дошкольников.

Методическая разработка нацелена на развитие мелкой моторики дошкольников, через систематическое использование  пальчиковых игр в  целостном образовательном процессе ДОУ.

Для пальчиковых игр характерны следующие особенности:

- универсальность – можно играть в любом месте в любое время;

- кратковременность – обычно не более 2-5 минут;

- активный, но безопасный телесный контакт в парных и групповых играх;

- невербальное общение в играх-«молчанках», использование языка жестов;

- наличие множества вариантов одной и той же игры с изменяющимися правилами: постоянное усложнение как двигательных, так и мыслительных задач.

А так же с помощью пальчиковых игр осуществляется коррекция эмоционального состояния, двигательной расторможенности, развитие внимания, памяти и мышления, обучение совместной деятельности. Специфика пальчиковых игр состоит в том, что в них используются изолированные, разнотипные движения каждого из пяти пальцев. Помимо сжимания и растяжения пальцев немало времени уделяется их расслаблению. Это способствует разностороннему, гармоническому развитию двигательной функции руки.

Значение  использования пальчиковых игр в младшем дошкольном возрасте достаточно большое, и обусловлено в первую очередь тем, что развитие мелкой моторики рук малыша ведет за собой развитие речи ребенка. Пальчиковые игры помогают начать говорить.

Некоторые движения маленьким ручкам скопировать трудно. Но ПОКАЗЫВАТЬ все равно надо и простые, и сложные игры: в простые малыши сразу начинают играть, а сложные сначала просто запоминают, потом пытаются на них «намекнуть», и уж только тогда, когда вы этого меньше всего ожидаете, складывает пальчики «как положено». Стремление каждого здорового ребенка к подражанию заставило его этому научиться!

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем, развивать речь и мелкую моторику у детей. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счёту, в других ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребенка, хлопает его по руке, или загибает пальцы партнера по игре, важны для формирования чувства уверенности у ребенка.

Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах. Малышам трудно проговаривать текст, им достаточно выполнять движения вместе со взрослым или с его помощью. Для некоторых игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на подушечках пальцев глазки и ротик.

Пальчиковые игры побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если возможно, показать свои творческие достижения, например, папе или бабушке.

Наибольшее внимание ребенка привлекают пальчиковые игры с пением. Синтез движения, речи и музыки радует малышей и позволяет проводить занятия наиболее эффективно.

Дети обычно и сами предлагают какие-нибудь способы, довольно разнообразные. Десяти-пятнадцати минут обычно бывает достаточно, для того чтобы дети, каждый в своем темпе, стали выписывать абрис буквы  достаточно плавно и четко.

После этого игра продолжается с закрытыми глазами. Движения детей после нескольких повторений обычно становятся точными и уверенными. Теперь можно подвести ребенка, не открывающего глаз, к доске, дать ему в руку мелок — и на доске плавно и быстро появляется нужная буква, что воспринимается самим ребенком как маленькое волшебство. 

Пальчиковые игры для детей младшего дошкольного возраста

Большой и маленький (разминка)

Вот большим сейчас я стану,

(Подняться на носочках)

В небе солнышко достану,

А потом когда устану,

Очень маленьким я стану.

(Наклониться вниз)

Весёлая белочка (разминка)

Белка, белка, попляши,

(Поставить ручки на коленки и слегка присесть)

Хвостикам нам помаши

(Подвигать попками)

Хвостикам нам помаши

(Подвигать попками)

Веселятся малыши.

(Подпрыгнуть)

Лапками орех возьми,

(Соединить большой и указательный пальчики)

Носиком пошевели.

(Пошевелить носиком)

Ушками пошевели,

(Пошевелить ушками)

Малышей развесели.

(Подпрыгнуть)

Белка, белка, попляши,

(Поставить ручки на коленки и слегка присесть)

Хвостикам нам помаши

(Подвигать попками)

Хвостикам нам помаши

(Подвигать попками)

Веселятся малыши.

(Подпрыгнуть)

Веселые пальчики (разминка)

Свои большие пальчики

Мы можем вверх поднять.

(Поднять оба больших пальчика вверх)

Потом их вниз опустим мы

(Опустить большие пальчики вниз)

И будем танцевать.

(Подвигать пальчиками)

На плечиках, макушечке

(Пошевелить пальчиками)

Им нравиться скакать.

Вот прыгнут на коленочки

(Пошевелить пальчиками над коленками)

И сразу лягут спать.

(Скрестить ручки на груди, спрятать ладошки)

Ветер

Я могу сильно дуть,

(Подуть)

Даже дождик нагнать,

(Пошевелить пальчиками, как будто идет дождь)

А могу тихо дуть,

Даже имя шептать.

(Прошептать имя ребенка)

Вот мои глазки

Вот мои глазки

(Показать на глазки)

Правый и левый.

Ими моргаю

(Моргнуть)

Я то и дело.

Глазки открою –

(Широко открыть глазки)

Ах, красота!

Глазки закрою –

(Закрыть глазки)

И темнота!

Горошинки

Горошинки в ряд

В стручочке сидят.

(Сжать пальчики в кулачек)

Созреет стручок –

Услышим щелчок.

(Разжать кулачок и поднять руку ладонью вверх)

Горошки возьмут и вниз упадут.

(Опустить руку вниз и пошевелить пальчиками)

Греем ручки

Ручки замерзли

Как их согреть?

Быстренько нужно

Их потереть.

Вариант:

Ручки надобно согреть.

(Сложить ручки ладонями вместе)

Знаешь как?

(Слегка похлопать в ладони)

Ручки надо потереть

(Потереть ладони друг о друга)

Вот так.

Две ручки

Эти две ручки –

(Показать обе ручки)

Родные сестрицы,

Друг дружке они

Помогают умыться.

(«Помыть» ручки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковая гимнастика для малышей.

Игры с пальчиками для детей 2-3 лет....

Пальчиковая гимнастика для малышей

В картотеке представлен комплекс упражнений для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....

Пальчиковая гимнастика для малышей

В этой статье дан материал для проведения пальчиковой гимнастики для малышей....

Пальчиковая гимнастика для малышей в картинках

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев р...

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Картотека пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики для малышей

Эта картотека поможет развить мелкую моторуку рук малыша....