Воспитание духовно-нравственных качеств личности
статья
Описание работы по воспитанию духовно-нравственных качеств личности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvenno-duhovnyh_kachestv.doc | 27 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственно-духовных качеств личности в семье.
Первая школа воспитания растущего человека — семья. Она — целый мир для ребенка, здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи — чистая абстракция. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и нравственного развития ребенка. Поэтому нужно помочь понять родителям, что воспитание нравственно-духовных качеств детей не должно идти стихийным путем. В большей степени оно должно определяться их воспитательными воздействиями, которые зависят от ценностных ориентаций семьи, стиля взаимоотношений к окружающим. И хотя детские чувства изменчивы и ситуативны, им свойственно закрепляться.
Сегодня потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные деформации. Педагоги и психологи, изучающие современную семью, отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации детей.
Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени и занятости на работе, переизбытка информации, разрыва связей между родственниками. Нередко они явно недооценивают роль своих отношений и действий в развитии ребенка, не знают, чем могут ему помочь. Конечно многое определяется особенностью темперамента, характера, ценностных ориентаций, знаний, педагогический грамотностью родителей. Но при желании всегда можно найти оптимальный для себя и своего ребенка путь развития его эмоциональной сферы, поддержки его творческого потенциала, развитие которого подчиняется закону взаимодействия ребенка и взрослого.
Наш детский сад в течение многих лет проводит планомерную работу с родителями, подчиненную единой цели — созданию единого образовательного пространства детский сад — семья. При этом решаются следующие, выделенные нами как приоритетные задачи:
- повышение педагогической культуры родителей, в том числе ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
- изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания;
- приобщение родителей к участию в жизни детского сада.
Работа музыкального руководителя так же направлена на создание единого образовательного пространства. Многовековой опыт и специальные исследования показали, что музыка влияет и на психику, и на физиологию человека, что она может оказывать успокаивающее и возбуждающее воздействие, вызывать положительные и отрицательные эмоции.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания дошкольников является проведение сезонных музыкально-игровых праздников, при активной помощи родителей и лиц их замещающих: осенью — «Ярмарка»; зимой — «Новый год», «Рождество», «Святки», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто», «Именины березки» (Троица). Мы привлекаем родителей к совместному с детьми изготовлению костюмов и атрибутов к праздникам.
Во время проведения музыкальных занятий знакомим детей с русскими национальными музыкальными инструментами (деревянные ложки, трещотки, гармонь, бубен). В каждой группе организованы музыкальные уголки. Совместно с родителями мы приобретаем музыкальные инструменты. Дети любят в свободное время заниматься музицированием.
Совместно с родителями расширяем круг приобщения детей к устному народному творчеству. В каждой группе в раздевальной комнате имеется красочно оформленная папка для родителей с подходящими по возрасту песенками, потешками, которые многие взрослые знают.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Поэтому в своей работе, во время проведения музыкальных занятий, развлечений и праздников, мы всегда обращаемся к игре: как к дидактической, так и к народной. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Несправедливо будет, если не отметим значение дидактических игр в формировании духовно-нравственных качеств дошкольника. Много словесных игр используем при воспитании духовно-нравственных чувств. Например, игры “Вкусные слова” (ребенок с закрытыми глазами определяет, кто сказал вежливое слово), “Цветок красивых слов” (дети вставляют свои лепестки произнося волшебное слово), “Поделись улыбкой”, “Поляна добра”, “Похвали соседа”, “Моя игрушка рассказывает обо мне”, “Люблю своих близких” (ребенок только движениями показывает, как любит своих близких).
В своей работе мы стараемся привлекать и старшее поколение семей воспитанников - бабушек и дедушек, ведь они являются хранителями семейного очага и источниками исторических знаний. Их рассказы, подкрепленные семейными реликвиями, не только приближают ребенка к истории своей семьи. Через эту призму «высвечивается» история всей страны. Приходит понимание, что люди, события, вещи имеют свое прошлое. В этом году мы организовали фольклорный праздник «Из бабушкиного сундука», при активном участии бабушек, где знакомили детей с предметами старины (рушник, утюг, ложки и другие).
Много лет в нашем саду успешно работает музыкальный кружок «Кнопочки». В процессе его работы дошкольники знакомятся с крестьянским бытом и культурой предков. Крестьянское искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Для наилучшего восприятия быта наших предков в нашем детском саду совместно с родителями создан мини-музей «Русской избы», где дети получают возможность не только посмотреть, но и потрогать своими руками предметы быта, изделия старины.
Одно из занятий нашего кружка посвящено знакомству детей с народными костюмами. Со старшими дошкольниками классифицирую его по принадлежности: праздничный, будничный; для женщины, девушки; женский, мужской. Знакомлю с декором костюма, материалом украшений: жемчуг, бисер, разноцветное стекло и др. Помогаю детям в радостной гамме расцветок увидеть красоту и попробовать изобразить ее в продуктивной творческой деятельности. Дети украшают декором женский народ: костюм, мужскую косоворотку и др. (в рисунке, аппликации.) Это очень важно, так как позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
И в заключение. Конечно же в своей работе с родителями мы стараемся охватить многие аспекты воспитания. Очень важно разъяснять родителям роль их собственного участия в совместной с ребенком деятельности. Это участие ценно не только для формирования у ребенка определенных умений, но и способствуют развитию его личностных качеств.
Для себя на будущее мы поставили еще одну задачу - ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада.
Главный результат нашего взаимодействия с родителями, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание духовно-нравственных качеств личности средствами народного декоративно-прикладное искусства
Выступление из опыта работы...
«Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций»
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстеригающая наше общество сегодня - в разрушении личности....
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников как основа патриотического самосознания личности
Духовно-нравственное воспитание детей рассматривается, как одна из важнейших сторон общего развития дошкольников. А без развития в ребенке духовных, нравственных ценностей невозможно воспитание ...
Консультация «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста»
Духовно-нравственное воспитание детей является одной из самых основных задач дошкольного учреждения. Оно очень многообразно по содержанию – это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение...
Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия ДОУ, семьи и общественных организаций
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня- в разрушении личности. Н...
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...