Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстникам
статья

Малышева Наталья Евгеньевна

В статье описаны методы влияния взрослого на ребенка в процессе формирования положительного отношения к сверсникам, а также приведен ряд психологических игр и упражнений,  направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль  взрослого  в  формировании  у  детей отзывчивого  отношения  к  сверстникам  в ситуации   игрового  взаимодействия  и  в повседневной жизни»

Положительные взаимоотношения между детьми внутри группы - залог успешности их коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя - не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские взаимоотношения между ребятами.

Формирование доброжелательности во взаимоотношениях у детей старшего дошкольного возраста осуществляется, прежде всего, в процессе усвоения детьми норм и правил поведения в обществе. Соблюдение правил поведения в обществе сверстников содействует становлению начал коллективных отношений, проявляющихся, прежде всего, в дружной совместной игре (в согласованности действий), в стремлении помогать друг другу, поддерживать общий порядок в группе, в готовности каждого научить другого тому, чему научился сам, в умении считаться с другими, в бережном отношении к общим вещам, игрушкам и т. п.

Какова же роль взрослого  в  формировании  у  детей отзывчивого  отношения  к  сверстникам? Какое  именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

В  дошкольном возрасте возможны два пути, во-первых, это организация совместной деятельности детей; во-вторых, это формирование их субъектного взаимодействия.

  1. Путь, при котором взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к субъектным качествам друг друга:

 демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера, предлагает повторить его действия т. д. При таких воздействиях взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику. Именно взрослый помогает ребенку «открыть» сверстника и увидеть в нем такое же существо, как он сам.

  1.  Путь формирования субъектного взаимодействия детей: 

одной из форм субъектного взаимодействия детей являются совместные  игры, в которых ребята действуют одновременно и одинаково. Отсутствие предметов и соревновательного начала в таких играх, общность действий и эмоциональных переживаний создают особую атмосферу единства со сверстниками и близости детей, что благоприятно влияет на развитие общения и межличностных отношений

.

Что же делать, если ребенок явно демонстрирует какие-либо проблемные формы отношения к сверстникам: если он обижает других, или постоянно обижается сам, или боится сверстников?

Объяснения, как нужно себя вести, положительные примеры, а тем более наказания за неправильное отношение к сверстникам оказываются малоэффективными для дошкольников (впрочем, как и для взрослых). Дело в том, что отношение к другим выражает глубинные личностные качества человека, которые нельзя произвольно поменять по просьбе родителей. В то же время у дошкольников эти качества еще не являются жестко фиксированными и окончательно сложившимися. Поэтому на данном этапе можно преодолеть негативные тенденции, но делать это надо не требованиями и наказаниями, а организацией собственного опыта ребенка.

           

Гуманное  отношение к другим основано на способности к сопереживанию, к сочувствию, которая проявляется в самых разных жизненных ситуациях.  

 Значит, нужно воспитывать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, но прежде всего нравственные чувства, которые позволяют принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Какое  именно влияние должен оказывать взрослый для того, чтобы взаимодействие детей складывалось успешно?

Педагогам:

  • снизить безапелляционность требований,
  • ярче выражать доброжелательность ко всем детям,
  • увеличить число позитивных оценок ,
  • поощрять и успехи в познании, и доброжелательное отношение детей друг к другу,
  • индивидуализировать общение,
  • аргументировать требования,
  • не давать ярлыков.

В повседневной жизни:

  • направлять чувства и эмоции детей на сверстника в конкретных действиях, а не на приобретение знаний и умений хорошего поведения;
  • формировать чувство общности, группы(«секретные совещания», постановка детей в ситуацию зависимости друг от друга);
  • снизить соревновательное начало;
  • минимизировать предметность общения;
  • учить детей выражать свои эмоции мимически и жестами

( предупреждение распространения бранных слов детском лексиконе).

       

         

Психологические игры и упражнения, направленных на улучшение взаимоотношений с окружающими. 

В детском саду у детей закладываются умения общаться и взаимодействовать с окружающими, понимать других и себя, доверять и дружить. Через игровую деятельность любой навык усваивается лучше и легче, ребенок вовлечен в процесс и с готовностью следует правилам, закрепляя необходимые умения. Проведение таких игр не требует особенного оборудования, а правила очень легко запомнить или видоизменить, чтобы игра не надоела детям и через месяц. 

  1. Игра «Чародей»

Главная цель — сформировать доверительные отношения в группе.

Ход игры: все дети встают в круг, положив ручки друг другу на плечи. Один из детей выбирается «волшебником», воспитатель завязывает ему глаза и переводит в другое место круга. Теперь рядом с ребенком стоят уже другие дети: коснувшись руками их плеч, «чародей» должен сказать, кто это. Воспитатель просит ребят сохранять тишину во время отгадывания, чтобы не рассеялись «чары».

  1. Игра «Когда приходит грусть»

Главная цель — развить умение сочувствовать и помогать. 

Ход игры. Воспитатель: вы ведь плачете, когда вас обижают? Дети: да, иногда! Воспитатель: как вы думаете, может ли и природа плакать, если кто-то ее обидит?  Дети: наверное! Воспитатель: вот осенью идет дождик, это природу кто-то обидел? Далее ведущий предлагает детям обсудить, почему природа может плакать и как ее могли обидеть. Для разнообразия можно выбирать не абстрактные явления, а деревья или цветы. Дети должны предложить различные варианты: как можно пожалеть природу и помочь ей. В процессе обсуждения ведущий спрашивает, можно ли точно так же пожалеть своего друга, если его обидели. Дети приходят к выводу, что сочувствие и поддержка – это не сложно. 

  1. Игра «Злая Ладошка»

Главная цель — развить у детей навыки самоконтроля в ситуациях конфликта. 

Ход игры. Ведущий: давно-давно в городе жила маленькая, но очень вредная и злая ладошка. Она толкала ребят, отнимала игрушки и щипалась. Но добрым ребятам удалось ее перевоспитать. Давайте попробуем и мы! Дети по очереди садятся на стульчик в центр круга и показывают Злую ладошку — сильно сжимают руку, перебирают пальцами. Далее всем ребятам предлагается обсудить, в каких ситуациях ладошка могла быть злой, и не были ли их собственные ручки когда-нибудь быть такими. В конце обсуждения дети приходят к выводу, что Злую ладошку нужно обязательно прогонять, потому что с такой никто не будет дружить.  По команде ведущего все дети сразу изображают Злые ладошки, напрягая мышцы, скрючивая пальчики и шевеля ими. А после слов воспитателя «Ладошка стала доброй!», дети расслабляют руку. Игру можно проводить после всех конфликтных ситуаций в группе.

  1.  Игра «Маленький — большой круг»

Главная цель — развить у детей умение сотрудничать. 

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым. 

  1. Игра «Пересядь, если ты...»

Ход игры: ведущий рассказывает, что все дети и все люди на свете очень разные, но при этом все друг на друга похожи.  Потом включает тихую фоновую музыку и предлагает проверить.  Ведущий: Давайте убедимся, что это так! Пусть сейчас встанут и пересядут на место другого те, кто любит... шоколад! Дети встают и пересаживаются на освободившиеся места.  Воспитатель предлагает разные варианты: кто любит Фиксиков, кто любит спать во время тихого часа, кто помогает маме, кто всегда доедает обед, кто любит осень и т.д.  После нескольких этапов, детям предлагается сделать вывод, что у них в группе действительно очень много общего, а для того, чтобы узнать другого человека и подружиться с ним, у него можно спросить, что ему нравится.

  1.  Игра «Смешное пианино»

Главная цель — развиваем умение сотрудничать, навыки эмпатии и самоконтроль

Ход игры: все дети садятся на стульчиках в одну линию. Теперь они не просто ребята, а клавиши волшебного пианино, которые звучат голосами разных животных. Воспитатель назначает каждому малышу свой голос — кошки, мышки, лягушки, собаки, высокий, низкий, ля-ля, а-а-а. Далее ведущий-пианист двигается вдоль ряда детей, легонечко касаясь плеча или головы ребенка — нажимая на клавиши. Клавишам нужно звучать в момент прикосновения, а после — переставать.  При повторном выполнении задания можно его усложнить: например, нажимать сразу «две клавиши» рядом сидящих детей или регулировать громкость звука местом, куда пианист нажимает: голова — громко, плечо — тихо.