Интегрированное занятие в средней группе "Русская матрешка"
план-конспект занятия (средняя группа)

Виноградова Маргарита Владимировна

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx60.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

Русская матрешка

Интегрированное занятие в средней группе

C:\Users\user3\Desktop\i.jpg

                                          Подготовила и провела воспитатель

Виноградова М.В.  

                                                                                   

                                                   

2020г

Цель занятия:

Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей матрёшки.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.

3. Развивать интерес детей к народному творчеству.

5. Воспитывать любовь к народному искусству.

Формы и средства обучения:

Образно-художественная, игровая, музыкальные, наглядные.

Материально-техническое обеспечение:

Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка»); мультимедиа (презентация «Русская матрёшка», костюм матрёшки, платки для девочек, музыкальные инструменты (ложки, бубен, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, цветы.

Оформление:

В группе стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор и клумба с цветами.

Ход занятия:

Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.

Воспитатель: Здравствуйте детишки,

Девчонки и мальчишки!

Рада видеть всех вас я

В группе у меня.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?

Дети: Да, любим!

Воспитатель: Сейчас проверю. (Загадывает загадку)

Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может, шесть.

Разрумянилась немножко.

Это русская…

Дети: Матрёшка.

Воспитатель: Правильно, матрёшка! Сегодня мы с вами поедем в гости к матрёшке.  Для начала давайте вспомним правила в музее.

Вы пришли в музей и вот.

Встретил вас экскурсовод.

Он здесь – главный – помни это

И прислушайся к совету.

Экскурсовода не перебивай,

От своей группы не отставай,

Вопросы задавай не сразу,

А дождись конца рассказа.

Не все экспонаты трогай руками,

А смотри на некоторые глазами.

Постарайся побольше узнать,

Чтоб другим про музей рассказать.

А на чём мы с вами поедем? (Ответы детей.) А давайте мы с вами поедем на поезде.

Дети строятся паровозиком.

Под музыку «Паровоз» выходят из группы и отправляются к музею, где их встречает матрешка. (становятся полукругом)

Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова. Матрёшка выходит из-за домика и выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.

Матрёшка:

Я матрёшечка, я круглёшечка!

Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.

Я в деревне родилась и на славу удалась.

Щёчки пухленькие, сама кругленькая

А на голове платок, словно яркий цветок.

Матрёшка: Здравствуйте, ребятки! Добро пожаловать ко мне в гости. Живу я в этом красивом домике (показывает детям расписной деревянный домик). Живу я в нём не одна, а со своими подружками. Вы их не видели? (Нет.) Мои подружки – весёлые девчонки-хохотушки. Они очень любят играть. Давайте, ребята, вместе произнесём слова: «Раз, два, три, четыре, пять выходите к нам играть! » Они услышат нас и появятся. (Матрёшка вместе с детьми произносят слова)

Матрёшка: Ах, вот где вы спрятались! А, ну-ка выходите! (Подходит к столу; на столе стоят матрёшки, накрытые расписной салфеткой, раскрывает матрёшек.)

Матрёшка: Ребята, а кто мои подружки? (Матрёшки) А кто такая матрёшка? (Деревянная куколка) Какая она? (красивая, яркая, расписная, весёлая и др.) Какой формы матрёшка? (Яйцевидной, оваловидной) Что можно делать с этой игрушкой? (Играть) Какой секрет есть у матрёшки? (В ней прячутся другие матрёшки) Давайте посмотрим. (Матрёшка раскрывает куклу и показывает, сколько в ней спряталось матрёшек.) Молодцы! Кто-нибудь знает стихи про матрёшку? (Да)

Выходят дети и читают стихи про матрёшку

1 ребёнок:

Матрёшка на окошке

В ярком сарафане,

И вся семья в матрёшке

Как в доме деревянном.

2 ребёнок:

Очень любят все матрёшки

Разноцветные одёжки:

Всегда расписаны на диво

Очень ярко и красиво.

3 ребёнок:

Они игрушки знатные,

Складные и ладные.

Матрёшки всюду славятся

Они нам очень нравятся.

1 слайд - Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.

2 слайд - Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца, мудреца фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.

Первая русская матрёшка родилась в Москве в самом конце 19 века, более 100 лет назад. Русские мастера одели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. Назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Похожа она была на самую простую деревенскую девочку. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. На всемирной выставке в Париже русскую игрушку наградили бронзовой медалью. Так матрёшка получила всемирную известность и стала одним из национальных символом России.

 Делают матрёшек из дерева: лиственницы, липы и осины, срубленных ранней весной. Сначала мастер точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…

Фигурки матрёшек вытачивают мужчины, а расписывают – женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Заключительный этап – матрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.

Наиболее известны 5 видов  матрёшек:

Сергиев-Посадские  матрёшки, Полхов-Майданская матрёшка, Семеновские матрешки, Вятские и Авторские матрешки . Их названия зависят от того места, где их расписывают.

Давайте внимательно рассмотрим все  виды матрёшек и моих подружек. Первая моя подружка называется «Сергиев-посадская»

 Сергиев-Посадские  матрёшки. Первое производство матрёшек находилось в городе Сергиев Посад, расположенном недалеко от Москвы. Сергиевопосадские матрёшки – это девочки в ярких сарафанах с младенцами, букетами, корзинами, серпами, курочками, чайниками, валенками в руках. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.

Дети: Платок.

Матрёшка: А поверх сарафана.

Дети: Фартук.

Матрёшка: Платок матрёшек украшает роспись.

Матрёшка: Как называется моя первая подружка? Сергиев-Посадские  матрёшки (Она очень любит играть в игры. Давайте, поиграем с ней.

Игра «Матрёшечка - матрёшка»

Ну, ребятки не зевайте

А в кружочек все вставайте.

Хотите поиграть немножко?

Нарядитесь тогда вы матрёшкой.

(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни.)

Вторая моя подружка-матрёшка  называется «Полхов-Майданская матрёшка». 

Полхов-Майданская матрёшка. Эти матрёшки отличает крупная роспись, яркий колорит. У них нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Один из распространённых приёмов – так называемые «цветы с наводкой», когда каждый цветок очерчивается чёрным контуром.

Матрёшка: Как называется моя вторая подружка?

(Полхов-Майданская матрёшка) 

Эта моя подружка любит петь песни.

Ах, матрёшечка – матрёшка.

Хороша не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть!

Давайте мы споём песенку про матрёшек.

(Дети исполняют песню «Матрёшки»)

Из города Семёнова, называется «Семёновская матрёшка».

Семёновская матрёшка. В городе Семёнове, недалеко от Нижнего Новгорода, начали расписывать матрёшек в традициях травного орнамента, издревле применявшегося на Руси.

Особенностью росписи стало использование трёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного. А ещё у семёновской матрёшки всегда пышный букет. Именно в Семёнове была сделана уникальная 72-местная матрёшка.

Матрёшка: Как называется моя третья подружка? (Семёновская матрёшка)

Она очень любит танцевать.

Наши девочки – матрёшки

Не устали ваши ножки?

В центр зала выходите

Как танцуете нам покажите.

А вы мальчишки не зевайте

И на ложках подыграйте.

(Девочки исполняют танец «Матрёшка».

Мальчики играют на музыкальных инструментах) .

Матрёшка может иметь не только женский облик. Мастера изготавливали игрушки на темы сказок и басен: «Репка», «Золотая рыбка», «Иван-царевич», «Жар-птица», «Конёк-горбунок», «Квартет».

Современные матрёшки. Некоторые современные мастера народных промыслов делают так называемую авторскую матрёшку. Она основывается на традиционных формах, но не повторяет их точь-в-точь. Матрёшка может быть и такой!

Рефлексия.

Матрёшка: На этом наше знакомство с русской матрёшкой подошло к концу. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Как зовут моих подружек? Как можно их отличить друг от друга? Что они любят делать? В какие игры мы с вами играли? (Ответы детей.) Молодцы!

Матрёшка: Пришло время мне с вами прощаться, меня ждут дела. А вам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ребята! До новых встреч!

Под музыку матрёшка уходит из зала.

Воспитатель: поезд, пора ехать.

Дети под музыку выходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»

Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой. Воспитывать уважение к народным промыслам России....

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»...

Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: "Русская матрешка"

Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие....

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»

Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприяти...

Интегрированное занятие в средней группе "Весёлые матрешки"

Интегрированное занятие ИЗО и музыка в средней группе...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрешка».

Формирование представлений детей о русской матрешке, развитие интереса к народному творчесту....