Интегрированное занятие в средней группе "Русская матрешка"
план-конспект занятия (средняя группа)
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 60.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Русская матрешка
Интегрированное занятие в средней группе
Подготовила и провела воспитатель
Виноградова М.В.
2020г
Цель занятия:
Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрёшки.
2. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку народного характера.
3. Развивать интерес детей к народному творчеству.
5. Воспитывать любовь к народному искусству.
Формы и средства обучения:
Образно-художественная, игровая, музыкальные, наглядные.
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальное сопровождение (русская народная мелодия «Русская изба», русская народная мелодия «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова, песня Ю. Вережникова «Русская матрёшка», песня «Матрёшки» музыка З. Левиной слова З. Петровой, русские народные мелодии в записи, русская народная мелодия в обработке Т. Ломовой, русская народная песня «Русская матрёшка»); мультимедиа (презентация «Русская матрёшка», костюм матрёшки, платки для девочек, музыкальные инструменты (ложки, бубен, домик для Матрёшки, заборчик, лавочка, цветы.
Оформление:
В группе стоит домик матрёшки. Возле домика лавочка, забор и клумба с цветами.
Ход занятия:
Под фонограмму русской народной мелодии «Русская изба» дети заходят в группу и рассаживаются на стульчиках.
Воспитатель: Здравствуйте детишки,
Девчонки и мальчишки!
Рада видеть всех вас я
В группе у меня.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Ребята, а вы любите отгадывать загадки?
Дети: Да, любим!
Воспитатель: Сейчас проверю. (Загадывает загадку)
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская…
Дети: Матрёшка.
Воспитатель: Правильно, матрёшка! Сегодня мы с вами поедем в гости к матрёшке. Для начала давайте вспомним правила в музее.
Вы пришли в музей и вот.
Встретил вас экскурсовод.
Он здесь – главный – помни это
И прислушайся к совету.
Экскурсовода не перебивай,
От своей группы не отставай,
Вопросы задавай не сразу,
А дождись конца рассказа.
Не все экспонаты трогай руками,
А смотри на некоторые глазами.
Постарайся побольше узнать,
Чтоб другим про музей рассказать.
А на чём мы с вами поедем? (Ответы детей.) А давайте мы с вами поедем на поезде.
Дети строятся паровозиком.
Под музыку «Паровоз» выходят из группы и отправляются к музею, где их встречает матрешка. (становятся полукругом)
Звучит русская народная мелодия песни «На горе то калина» в обработке Ю. Чичикова. Матрёшка выходит из-за домика и выполняет танцевальные движения, дети хлопают в ладоши.
Матрёшка:
Я матрёшечка, я круглёшечка!
Улыбаюсь я всегда и с ребятами в друзьях.
Я в деревне родилась и на славу удалась.
Щёчки пухленькие, сама кругленькая
А на голове платок, словно яркий цветок.
Матрёшка: Здравствуйте, ребятки! Добро пожаловать ко мне в гости. Живу я в этом красивом домике (показывает детям расписной деревянный домик). Живу я в нём не одна, а со своими подружками. Вы их не видели? (Нет.) Мои подружки – весёлые девчонки-хохотушки. Они очень любят играть. Давайте, ребята, вместе произнесём слова: «Раз, два, три, четыре, пять выходите к нам играть! » Они услышат нас и появятся. (Матрёшка вместе с детьми произносят слова)
Матрёшка: Ах, вот где вы спрятались! А, ну-ка выходите! (Подходит к столу; на столе стоят матрёшки, накрытые расписной салфеткой, раскрывает матрёшек.)
Матрёшка: Ребята, а кто мои подружки? (Матрёшки) А кто такая матрёшка? (Деревянная куколка) Какая она? (красивая, яркая, расписная, весёлая и др.) Какой формы матрёшка? (Яйцевидной, оваловидной) Что можно делать с этой игрушкой? (Играть) Какой секрет есть у матрёшки? (В ней прячутся другие матрёшки) Давайте посмотрим. (Матрёшка раскрывает куклу и показывает, сколько в ней спряталось матрёшек.) Молодцы! Кто-нибудь знает стихи про матрёшку? (Да)
Выходят дети и читают стихи про матрёшку
1 ребёнок:
Матрёшка на окошке
В ярком сарафане,
И вся семья в матрёшке
Как в доме деревянном.
2 ребёнок:
Очень любят все матрёшки
Разноцветные одёжки:
Всегда расписаны на диво
Очень ярко и красиво.
3 ребёнок:
Они игрушки знатные,
Складные и ладные.
Матрёшки всюду славятся
Они нам очень нравятся.
1 слайд - Молодцы, ребятки! А теперь я расскажу вам немного об истории создания русской матрёшки.
2 слайд - Однажды из Японии привезли игрушку - большеголового деревянного японца, мудреца фукурума – лысоватого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам.
Первая русская матрёшка родилась в Москве в самом конце 19 века, более 100 лет назад. Русские мастера одели её в русский сарафан с передничком, на голову повязали платочек, нарисовали ей красивые глазки и положили на щёчки яркий румянец. Назвали её старинным русским именем – Матрёшей. Похожа она была на самую простую деревенскую девочку. А деревенских девочек часто называли именем Матрёна. На всемирной выставке в Париже русскую игрушку наградили бронзовой медалью. Так матрёшка получила всемирную известность и стала одним из национальных символом России.
Делают матрёшек из дерева: лиственницы, липы и осины, срубленных ранней весной. Сначала мастер точит самую маленькую матрёшечку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше…
Фигурки матрёшек вытачивают мужчины, а расписывают – женщины. Обычно, рядом с матерями рисуют и их дочери. Расписываются матрёшки акварельными и гуашевыми красками. Любимый узор – большие розово-малиновые цветы шиповника. Заключительный этап – матрёшка покрывается слоем лака. Лак защищает изделия от влаги и пыли, а также придаёт особый блеск готовому сувениру.
Наиболее известны 5 видов матрёшек:
Сергиев-Посадские матрёшки, Полхов-Майданская матрёшка, Семеновские матрешки, Вятские и Авторские матрешки . Их названия зависят от того места, где их расписывают.
Давайте внимательно рассмотрим все виды матрёшек и моих подружек. Первая моя подружка называется «Сергиев-посадская»
Сергиев-Посадские матрёшки. Первое производство матрёшек находилось в городе Сергиев Посад, расположенном недалеко от Москвы. Сергиевопосадские матрёшки – это девочки в ярких сарафанах с младенцами, букетами, корзинами, серпами, курочками, чайниками, валенками в руках. Эти матрёшки всегда в сарафанах, кофточка на них с вышивкой, на голове.
Дети: Платок.
Матрёшка: А поверх сарафана.
Дети: Фартук.
Матрёшка: Платок матрёшек украшает роспись.
Матрёшка: Как называется моя первая подружка? Сергиев-Посадские матрёшки (Она очень любит играть в игры. Давайте, поиграем с ней.
Игра «Матрёшечка - матрёшка»
Ну, ребятки не зевайте
А в кружочек все вставайте.
Хотите поиграть немножко?
Нарядитесь тогда вы матрёшкой.
(Из детей выбирают 3-х матрёшек. Им на головах завязывают платочки. Они приседают в центре круга, который образуют другие дети. Дети идут по кругу и поют песню «Матрёшка» на мотив русской народной песни.)
Вторая моя подружка-матрёшка называется «Полхов-Майданская матрёшка».
Полхов-Майданская матрёшка. Эти матрёшки отличает крупная роспись, яркий колорит. У них нет сарафана и фартука. Вместо этого – условный овал на двухцветном поле, на котором множество ярких цветов. На голове полушалок с цветами. Один из распространённых приёмов – так называемые «цветы с наводкой», когда каждый цветок очерчивается чёрным контуром.
Матрёшка: Как называется моя вторая подружка?
(Полхов-Майданская матрёшка)
Эта моя подружка любит петь песни.
Ах, матрёшечка – матрёшка.
Хороша не рассказать!
Очень любят с тобой детки
В детском садике играть!
Давайте мы споём песенку про матрёшек.
(Дети исполняют песню «Матрёшки»)
Из города Семёнова, называется «Семёновская матрёшка».
Семёновская матрёшка. В городе Семёнове, недалеко от Нижнего Новгорода, начали расписывать матрёшек в традициях травного орнамента, издревле применявшегося на Руси.
Особенностью росписи стало использование трёх основных цветов: красного, жёлтого, зелёного. А ещё у семёновской матрёшки всегда пышный букет. Именно в Семёнове была сделана уникальная 72-местная матрёшка.
Матрёшка: Как называется моя третья подружка? (Семёновская матрёшка)
Она очень любит танцевать.
Наши девочки – матрёшки
Не устали ваши ножки?
В центр зала выходите
Как танцуете нам покажите.
А вы мальчишки не зевайте
И на ложках подыграйте.
(Девочки исполняют танец «Матрёшка».
Мальчики играют на музыкальных инструментах) .
Матрёшка может иметь не только женский облик. Мастера изготавливали игрушки на темы сказок и басен: «Репка», «Золотая рыбка», «Иван-царевич», «Жар-птица», «Конёк-горбунок», «Квартет».
Современные матрёшки. Некоторые современные мастера народных промыслов делают так называемую авторскую матрёшку. Она основывается на традиционных формах, но не повторяет их точь-в-точь. Матрёшка может быть и такой!
Рефлексия.
Матрёшка: На этом наше знакомство с русской матрёшкой подошло к концу. Вам понравилось? Что нового вы сегодня узнали? Как зовут моих подружек? Как можно их отличить друг от друга? Что они любят делать? В какие игры мы с вами играли? (Ответы детей.) Молодцы!
Матрёшка: Пришло время мне с вами прощаться, меня ждут дела. А вам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ребята! До новых встреч!
Под музыку матрёшка уходит из зала.
Воспитатель: поезд, пора ехать.
Дети под музыку выходят из зала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»
Познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой. Воспитывать уважение к народным промыслам России....
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Веселые матрешки»...
Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»
Смотреть здесь...
Конспект интегрированного занятия в средней группе по теме: "Русская матрешка"
Приобщать детей к истокам народного декоративно прикладного искусства. Закреплять знания о матрешке, ее характерных особенностях, материале из которого изготавливают изделие....
Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»
Интегрированное занятие в средней группе «Русская матрешка»Цель занятия:Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприяти...
Интегрированное занятие в средней группе "Весёлые матрешки"
Интегрированное занятие ИЗО и музыка в средней группе...
Конспект интегрированного занятия в средней группе «Русская матрешка».
Формирование представлений детей о русской матрешке, развитие интереса к народному творчесту....