Консультация "Музыка и танец как средство оздоровления"
консультация
Главное в зорошей музыке - она должна быть светлой, логичной и неагрессивной, а так же даже самую полезную композицию не нужно включать громко, так как у детей достаточно тонкий слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_-_muzyka_i_tanets_kak_sredstvo_ozdorovleniya.doc | 44.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыка и танец как средство оздоровления
Консультация для воспитателей
С каждым годом растет количество детей, страдающих сердечно – сосудистыми заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, зрения, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.
В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья детей, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека.
О лечебной силе музыки свидетельствуют самые древние источники. Так, Пифагор, Аристотель, Платон считали, что музыка восстанавливает нарушенную болезнью гармонию в человеческом теле. Выдающийся врач древности Авиценна еще тысячу лет назад лечил музыкой больных нервными и психическими заболеваниями. С XIX века пошло распространение музыкотерапии в Европе. В наши дни врачи все чаще обращаются к «приятному» лекарству через подсознание, активизируя внутренние силы человека в борьбе с недугом.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания.
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально-оздоровительной работы. Это создание такого музыкального сопровождения, которое способствует коррекции психофизического статуса детей в процессе их двигательно-игровой деятельности. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание. Музыкотерапию можно проводить в течение всего дня – детей встречают, укладывают спать, поднимают после дневного сна под соответствующую музыку, используют ее в качестве фона для занятий, свободной деятельности.
Соответствующая литература изобилует рекомендациями слушать Моцарта, Шуберта, Гайдна и т. д. Так уж сложилось, что изучением влияния классической музыки на детей занимались в основном немецкие ученые. Не будем с ними спорить: все вышеперечисленные композиторы действительно нравятся маленьким слушателям. В музыке В. А. Моцарта есть свой секрет, состоящий в том, что он стал композитором в четыре года и перенес в свои произведения детское восприятие действительности. Его почти все произведения отличаются простотой и гармоничностью, они оптимистичны, и даже печаль у них светла. Пьесы А. Вивальди легкие, воздушные, при их прослушивании возникают лишь положительные эмоции. Творения П. И. Чайковского это как путешествие в неведомый мир, полный сюрпризов.
Главное в хорошей музыке - она должна быть светлой, логичной и неагрессивной. И второе – даже самую полезную композицию не нужно включать громко, так как у детей достаточно тонкий слух.
Танцевальные упражнения и танцы под музыкальное сопровождение можно рассматривать как средство оздоровления наших ребятишек. Упражнения на формирование и укрепление осанки, для профилактики плоскостопия, пальчиковую, суставную и дыхательную гимнастику лучше проводить под ритмическую музыку, потому что под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмическая музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на занятии, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, потому что под ее влиянием активизируются физиологические чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.
Целенаправленное использование музыки при двигательной деятельности способствует настройке организма ребенка на определенный темп работы, повышает работоспособность, отдаляет наступление утомления, ускоряет протекание восстановительных процессов. В зависимости от задач урока музыкальное сопровождение возбуждает или успокаивает ребенка, снимает нервное напряжение. Такую музыку можно назвать функциональной. В основе благотворного влияния функциональной музыки на деятельность занимающихся лежат два фактора: положительная роль оптимального эмоционального возбуждения и способность стимулировать ритмику работы двигательного аппарата. Функциональной музыкой можно повышать ритмические процессы организма, делая их более экономичными в энергетических затратах. Мелодичные, ритмичные звуки тонизируют и оживляют происходящие в организме ребенка биохимические процессы и перестраивают его нервный аппарат и психику.
Танец возник в глубокой древности из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Постепенно движения изменялись, обобщались, и сформировалось искусство танца. Каждая историческая эпоха и социальные группы влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавали свои определенные музыкально-хореографические формы, которые и характеризовали дух времени.
Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его на занятиях, мы не только разучиваем движения, но и создаем художественный образ, а для этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей. Плавные, ритмичные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются одним из любимых видов двигательной деятельности учащихся.
В процессе работы над танцем вырабатывается правильная постановка рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационная целесообразность движений.
Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную системы организма, позволяют поддерживать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. По данным исследователей, они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени и пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.
Сам танец совместно с музыкой имеет огромный психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств, и особенно – через нервную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной психотерапии, основная цель которой – принести облегчение детям с неустойчивой нервной системой и эмоционально перегруженным. Танец может служить не только как средство психофизиологической регуляции, но и как средство установления межличностных отношений в группе, проявления индивидуальности личности каждого ребенка, самовыражения, высвобождения в движении подавленных чувств, самоутверждения. Занятия с использованием музыки и танца стимулируют творческий потенциал детей, способствуют коррекции системы отношений личности.
Поэтому педагоги дошкольных учреждений совместно с музыкальным руководителем должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения с использованием музыки и танцевальных движений.
Составлено на основе сборника О. Н. Арсеневской «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду». Подготовила музыкальный руководитель Шелундова С. Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка и танец как средство оздоровления.
О том, что искусство лечит, знали в глубокой древности. Швейцарский этнограф О. Штель описал случаи, когда в древнем Хорезме табибы с помощью танцевальной музыки, звуков сурны, дойры, нагоры ожи...
Консультация для воспитателей "Музыка и танец как средство оздоровления дошкольников"
В консультации раскрывается значение танцевального искусства как средства художественного, эстетического и нравственного воспитания дошкольников....
«Музыка и танец как средство оздоровления детей»
Консультация для родителей...
Музыка и танец как средство оздоровления
Консультация для педагогов дошкольного образования....
Консультация для родителей «Музыка и танец как средство оздоровления детей»
Консультация для родителей«Музыка и танец как средство оздоровления детей»...
Консультация для воспитателей «Музыка и танец как средства оздоровления дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей «Музыка и танец как средство оздоровления детей»
Консультация для родителей...