Картотеки дидактических игр по гражданскому воспитанию
картотека

Степанова Юлия Александровна

Картотеки дидактических игр по гражданскому воспитанию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гагаринова Татьяна Олеговна

Картотека подвижных игр

по нравственно – патриотическому воспитанию.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (от 5 до 6 лет)

Бубенцы.

Цель: учить внимательно слушать текст, развитие ловкости, слуха, речи.

Дети встают в круг. На середину выходят двое - один с бубенцом или колокольчиком, другой ("жмурка") - с завязанными глазами. Все поют:

Трынцы-брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы:

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон!

После этих слов "жмурка" ловит увертывающегося игрока.

Горелки с платочком.

Цель: учить внимательно слушать текст, ориентироваться в пространстве; развитие ловкости, речи.

Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший "горит", т. е. водит.

Фанты.

Цель: учить внимательно слушать текст; развивать диалогическую речь, логику мышления.

Игра начинается так. Ведущий обходит играющих и каждому говорит:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Черный, белый не берите,

"Да" и "Нет" не говорите!

После этого он ведет с участниками игру - беседу, задает разные провокационные вопросы, с тем, чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: черный, белый, да, нет. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. После игры каждый, кто нарушил правила, выкупает свой фант.

Играют не более десяти человек, все участники игры имеют по несколько фантов. Дети в игре внимательно слушают вопросы и следят за своей речью.

Ведущий ведёт примерно такой разговор:

- Что продаётся в булочной?

- Хлеб.

- Какой?

- Мягкий.

- А какой хлеб ты больше любишь: чёрный или белый?

- Всякий.

- Из какой муки пекут булки?

- Из пшеничной. И т.д.

При выкупе фантов участники игры придумывают для хозяина фанта интересные задания. Дети поют песни, загадывают загадки. Читают стихи, рассказывают короткие смешные истории, вспоминают пословицы и поговорки, прыгают на одной ножке. Фанты могут выкупаться сразу же после того, как проиграют несколько человек.

Правила игры. На вопросы, играющие должны отвечать быстро. Ответ исправлять нельзя. Ведущий может вести разговор одновременно с двумя играющими. При выкупе фанта ведущий не показывает его участникам игры.

Мячик к верху.

Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции, умения внимательно слушать.

Участники игры встают в круг, водящий идёт в середину круга и бросает мяч со словами: "Мячик к верху!". Играющие в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: "Стой!" Все должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный становится водящим. Если же он промахнулся, то остаётся вновь водящим: идёт в центр круга, бросает мяч кверху - игра продолжается.

Правила игры. Водящий бросает мяч как можно выше. Разрешается ловить мяч и с одного отскока от земли. Если кто-то из играющих после слова: "Стой!" - продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Играющие, убегая от водящего, не должны прятаться за встречающимися на пути предметами.

Делай, как я!

Цель: развитие внимания, воображения, ритмичной выразительной речи, умения двигаться свободно, действовать сообща.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Участники игры встают в круг, один остается в середине. Все поют:

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий. Играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

У дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей:

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится ведущим.

Правила игры. При повторении игры дети, стоящие в кругу идут в противоположную сторону.

Колыбель.

Цель. Развитие коммуникативных навыков, чувства доверия к группе.

Содержание. Дети встают вокруг расстеленного на полу одеяла. Ведущий упоминает детям о том, как в детстве их качали родители, и предлагает желающим покачаться на одеяле.

Один ребенок ложится на одеяло, а остальные берут одеяло, поднимают его и начинают раскачивать.

Делать это нужно согласованно. При раскачивании можно напевать спокойную песню.

Примерно через минуту по команде ведущего дети прекращают раскачивание и осторожно опускают одеяло на пол.

Рекомендации. Качают только тех, кто сам этого захотел. Ребенок решает, качается он с открытыми или с закрытыми глазами.

Молчанка.

Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи, учить выдержке.

Перед началом игры все играющие произносят певалку:

Первенчики, червенчики,

Летали голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Молчок!

Как скажут последнее слово, все должны замолчать. Ведущий старается рассмешить играющих движениями, смешными словами и потешками, шуточными стихотворениями. Если кто-то засмеётся или скажет слово, он отдаёт ведущему фант. В конце игры дети свои фанты выкупают: по желанию играющих – поют песенки, читают стихи, танцуют, выполняют различные движения. Разыгрывать фант можно и сразу, как проштрафился. Правила игры. Ведущему не разрешается дотрагиваться руками до играющих. Фанты у всех играющих должны быть разные.

Кто дальше бросит?

Цель: учить строиться друг за другом, действовать после сигнала, развивать ловкость, координацию движений.

Играющие выстраиваются в две шеренги по обе стороны площадки. В центре площадки находится флажок на расстоянии не менее 8 - 10 м от каждой команды. По сигналу игроки каждой шеренги бросают мешочки вдаль, стараясь добросить до флажка. То же делают игроки второй шеренги. Из каждой шеренги выявляется лучший метатель, а также шеренга-победительница, в чьей команде большее число участников добросят мешочки до флажка.

Правила игры. Бросать все должны по сигналу. Счет ведут ведущие команд.

Сосед, подними руку.

Цель: развитие внимания, координации движений, действовать в соответствии с правилами игры.

Играющие, стоя или сидя (в зависимости от уговора), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Руки!" тот игрок, к кому обратился водящий, продолжает сидеть (стоять), не меняя положения. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа - левую, сосед слева - правую, т.е. ту руку, которая находится ближе к игроку, стоящему (сидящему) между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т.е. поднял не ту руку или вообще забыл ее поднять, то он меняется с водящим ролями. Играют установленное время. Выигрывает тот ребенок, кто ни разу не был водящим.

Правила игры. Игрок считается проигравшим даже тогда, когда он только пытался поднять не ту руку. Водящий должен останавливаться точно напротив игрока, к которому он обращается. В противном случае его команда не выполняется.

Игра «Гуси».

Цель: учить легкости движений, ходить друг за другом, не толкая впереди идущего, ориентироваться в пространстве, синхронизировать движения со словами; развитие речи.

Для игры нужен рисунок на асфальте, где изображаются гусиный дом, извилистая тропинка, пруд.

Все дети - гуси. Один из них - вожак. Он поведет гусей из дома на пруд. Все движения, которые делает гусь-вожак, повторяют гуси. Гуси идут друг за другом, на цыпочках, поджимают то одну, то другую ногу, машут крыльями, поворачивают голову в разные стороны. Но при этом никто не должен сойти с тропинки, оступиться. Все повторяют за вожаком: "Га-га-га!"

Когда вожак скажет:

"И скорей бегом на пруд!", гуси наперегонки бегут к пруду.

Друг за дружкою гуськом.

Ходят гуси бережком.

Впереди идёт вожак,

Он шагает важно так -Га-га-га!

Гуси все за вожаком

Вперевалочку, шажком.

Шаг шагнут, другой шагнут,

Низко головы нагнут. Га-га-га!

Гуси крыльями взмахнут,

И скорей бегом на пруд!

«Калачи».

Цель: развитие внимания, координации движений, активизировать речь, учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать в соответствии с правилами игры.

Дети становятся в три круга. Двигаются подскоками по кругу и при этом произносят слова:

Бай-качи-качи-качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

Горелки.

Цель: развитие речи, внимания, координации движений, учить действовать после сигнала.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо - Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

Лошадки.

Цель: развитие внимания, координации движений, учить действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве.

Играющие разбегаются по всей площадке и на сигнал воспитателя "Лошадки" бегут, высоко поднимая колени. На сигнал "Кучер" - обычная ходьба. Ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал подряд.

«Коршун и цыплята».

Цель: развитие внимания, координации движений, учить действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве, бегать не наталкиваясь друг на друга.

С одной стороны зала положен шнур - за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого назначает педагог. Дети -«цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу педагога: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), а «коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок (но не из числа пойманных).

Змейка.

Цель. Сплочение группы, развитие внимания, умения руководить и подчиняться.

Содержание. Дети идут по комнате паровозиком, в затылок друг другу. Ведущий (он идет первым) обходит воображаемые препятствия, перепрыгивает через воображаемые рвы и канавы, а все остальные повторяют за ним движения. По знаку педагога ведущий переходит в хвост паровозика, а следующий за ним становится новым ведущим.

Рекомендации. Желательно, чтобы в роли ведущего побывали все дети.

Дракон.

Цель. Формирование навыков общения, сплочение коллектива.

Содержание. Играющие становятся в колонну, держась за плечи друг друга. Первый участник — «голова», последний — «хвост» дракона. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» схватила «хвост», она становится «хвостом».

Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в обеих ролях.

Прогулка по ручью.

Цель. Приобретение навыков совместных действий, сплочение группы, развитие внимания, ловкости.

Содержание. Ведущий рисует мелом на полу две линии, которые обозначают извилистый ручеек.

Ширина его должна изменяться, но нужно следить, чтобы дети могли шагать вдоль «ручья», расставив ноги.

Дети отправляются в поход. Они выстраиваются друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширину «ручья» в том месте, где начинается их путь, и медленно передвигаются вдоль «ручья», ступая по его берегам. Тот, кто «попал ногой в воду», встает в конец цепочки.

Терпеливые руки.

Цель. Развитие внимания, координации движений рук и ног, согласованности действий в группе.

Инвентарь. Простыня с отверстием посередине, такого размера, чтобы сквозь него свободно проходил мяч, мячи.

Содержание. Дети располагаются вокруг простыни (стоят или сидят на стульях), поднимают и натягивают ее. Ведущий кладет на простыню мячик и предлагает детям, изменяя наклон простыни, закатить мячик в отверстие.

Развитие игры. Можно усложнить задачу, положив несколько мячей.

Хлоп и топ.

Цель. Тренировка пространственной ориентации, развитие моторики и умения сотрудничать в группе.

Инвентарь. Мешочек, наполненный фасолью или другим сыпучим материалом, или легкий мяч.

Содержание. Дети встают в два ряда, один напротив другого, на расстоянии около трех метров. Один из участников бросает мешочек любому ребенку из ряда напротив. Делать это нужно не резко, так, чтоб мешочек можно было легко поймать. Пока мешочек летит, все дети должны хлопнуть в ладоши. A как только мешочек пойман, то все вместе топают один раз ногой. Затем ребенок, поймавший мешочек, бросает другому ребенку из ряда напротив. И так далее.

Если мешочек падает, его возвращают обратно тому, кто бросал. Второй раз мешочек бросают уже другому ребенку.

Бояре.

Цель. Развитие ловкости, общительности.

Содержание. Две группы детей становятся рядами напротив друг друга. Берутся за руки и идут навстречу друг другу, потом назад. При этом поется такая песня:

Первые: «Бояре, а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли».

Вторые: «Бояре, а зачем пришли, молодые, а зачем пришли?»

Первые: «Бояре, нам невесту выбирать, выбирать».

Вторые: «Бояре, а какая вам мила, вам мила?»

Первые: «Бояре, нам вот эта мила, нам мила» (указывают на кого-либо из противоположного ряда).

Выбранная невеста поворачивается к выбирающим спиной.

Вторые: «Бояре, она шалунья у нас».

Первые: «Бояре, а мы плеточкой ее».

Вторые: «Бояре, она плеточки боится».

Первые: «Бояре, а мы пряничком ее».

Вторые: «Бояре, у ней зубки болят».

Первые: «Бояре, а мы к доктору сведем».

Вторые: «Бояре, она доктора боится».

Так идет своеобразная торговля. Слова можно изменять, добавлять свои. Заканчивается игра так:

Первые: «Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда».

Невеста разбегается и старается разорвать ряд выбирающих, которые крепко держатся за руки. Если ее удержат, невеста переходит в ряд к выбирающим, а если нет — невеста возвращается к своим.Затем команды меняются ролями.

Рыбаки и щучки.

Цель. Развитие внимания, ловкости, выразительной речи, учить двигаться по сигналу.

Подготовка. Дети разучивают слова припевки и правила игры. Выбирают двоих водящих. Это рыбаки. Остальные дети — щучки.

Содержание. Рыбаки берут друг друга за обе руки, поднимают руки вверх, образуя ворота, и напевают припевку:

щух-щух-щух-щух,

В нашей речке много щук,

Едет дедушка Назар,

Везет щучек на базар,

Славные щучки,

Купим по штучке,

А этих и так возьмем.

Остальные дети, взявшись за руки, идут цепочкой через ворота. С последними словами припевки рыбаки опускают руки. Попавшие в сеть, присоединяются к рыбакам. Они берутся за руки, и игра продолжается. Когда число рыбаков и щучек станет примерно равным, обе группы встают напротив друг друга. Рыбаки хором говорят: «Щучка, щучка, поймай меня за ручку!» Щучки бросаются на рыбаков и ловят их. Те, кого поймают последними, становятся новыми водящими, и игра продолжается.

Дударь.

Цель. Развитие ловкости, воображения, речи, повторение частей тела человека, учить синхронизации движений и слов текста.

Подготовка. Выбирается водящий — Дударь. Оговариваются границы игровой зоны.

Содержание. Дети ходят вокруг Дударя и поют припевку:

Дударь, Дударь, Дударище,

Старый, старый старичище,

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Пропев эти слова, дети спрашивают:

«Дударь, Дударь, что болит?» Дударь называет часть тела: рука, нос, колено и т. д. Он может сказать и так: «Макушка соседа». После этого все берутся за «больное» место, свое или соседа и продолжают водить хоровод вокруг Дударя, напевая ту же песню. Так продолжается несколько раз (3 — 5), до тех пор, пока Дударь не скажет: «Я здоров!». Тут все разбегаются, а Дударь начинает ловить детей.

Кого схватит или запятнает, тот становится новым водящим.

Чижик.

Цель. Развитие ловкости, памяти, общительности.

Подготовка. Дети разучивают слова песни и выбирают водящего — чижика.

Содержание. Все играющие берутся за руки и становятся в круг. Чижик сидит на корточках в центре. Он подпрыгивает и взмахивает руками, как будто пытается взлететь. Дети ходят вокруг чижика и поют:

Чижик, чиж, милашечка,

Маленькая пташечка!

Мы тебя кормили,

Мы тебя поили,

На ноги поставили,

Танцевать заставили.

Со словами «На ноги поставили», дети подходят к чижику, поднимают его и ставят на ноги. Затем дети отходят на свои места, пляшут и поют:

Ну-ка, ну-ка не стоять,

Надо русского плясать... (3 раза)

Затем дети перестают плясать и обращаются к чижику:

Мы плясали, мы устали,

Стали чижика просить.

Танцуй сколько хочешь,

Выбирай кого захочешь

(последние две строки — 2 раза).

На последних словах дети хлопают в ладоши, водящий подходит к кому-нибудь и кланяется. Тот, кому поклонился чижик, становится новым водящим.

«Кубанка» (шапка казака).

Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

Варианты игры:

1 вариант. Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает.

2 вариант. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

3 вариант. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

Колядки. Щедрые кубанские казаки.

Цель: приобщение к обрядовой культуре младшего поколения; развитие ритмичной выразительной речи.

Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили с меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети в возрасте от 5 до 14 лет. Варианты детских колядок не имели религиозного сюжета. Как правило, они носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:

«Коляд-коляд-колядин,

я у бабушки один,

у бабушки карие глазки,

подайте мне колбаски».

Дети получают за колядку сладости.

Коники.

Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга, действовать после сигнала.

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

Сторожевые.

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

Подсолнухи.

Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.

Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

«Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!»

Золото.

Цель: развитие ритмичной выразительной речи, внимания.

Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе, Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,

Я чистоеприхораниваю!

Мое золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай, у кого?

Все: Гадай, гадай, девица,

В какой руке перица?

Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».

Утки.

Цель: развитие ритмичной выразительной речи, координации движений.

Играющие становятся в круг. Один из них называется селезнем, а другой уткой. Утка становится в круг, а селезень ловит ее. Играющие при этом поют: «Утка киря, по полю лета, поспивай, селезень, за ней. Скорий, скорий, бо мало дитипищать, истихотять». Утку свободно пропускают, а селезня стараются задерживать.

Хвост-Левка.

Цель: учить ходить друг за другом в контакте, не наталкиваясь друг на друга, развивать координацию движений, внимание.

Играющие берутся руками один за другого гуськом, передний берет в руки хворостину и, приговаривая: «Свисти Левка, шопоти Левка, поворачивайся», бросается в сторону. За ним должны быстро повернуться и все другие. Отставшие-подгоняются хворостиной.

Звонок.

Цель: развивать координацию движений, память, слух, внимание, умение ориентироваться с закрытыми глазами, ловкость.

Составляется круг или замкнутая цепь; в круг входят двое играющих – один со звонком, а другой со жгутом. Последнему завязывают глаза, и он старается по звуку колокольчика настигнуть своего противника и ударить его жгутом. Цепь не позволяет играющим далеко расходиться.

Мышка.

Цель: развивать координацию движений, быстроту реакции, внимание, умение ориентироваться в пространстве.

Число играющих пять, из которых четверо становятся по углам, а пятый, мышка, посередине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его.Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкой.

Не займай (не тронь меня).

Цель: развивать ловкость, быстроту реакции, учить бегать врассыпную.

В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держат один другого за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки убегая, кричат: «Не займай!». Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в этой цепи игра кончается.

Моргушки.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции движений.

Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.

Хороводная игра «Просо сеяли».

Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Группа парней, повторяя движение девушек, поёт: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».

Парни отвечают:

«Нам не надо кривую, нам не надо косую».

Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:

«А мы возьмем любую, любую».

Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Шеренги девушек и парней соединяются.

«Разбей кувшин».

Цель: развитие координации движений, ловкости.

Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

Трещотки.

Цель: развитие памяти, речи.

Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу – 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести, он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников. «Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».

*        *        *        *

«Раз дрова, два дрова, три дрова».

*        *        *        *        *

«В поле Поля полет просо, сорняки выносит Фрося».

Стадо.

Цель: развитие памяти, речи, учить быстро бегать, ориентироваться в пространстве.

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец – два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха:

«Пастушок, пастушок, заиграй в рожок!

Трава мягкая, роса сладкая,

Гони стадо в поле, погулять на воле!»

Пастух выгоняет овец, они ходят, бегают, прыгают, щиплют травку. По сигналу «Волк» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки. Пастух защищает овец. Кого волк поймал, выходит из игры.

Перетягивание.

Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

Мак.

Цель: развитие ритмичной выразительной речи и координации движений.

Играющие стоят по кругу плечо к плечу. Один из них в середине круга – это огородник. Он поет: Ой, на горе мак,Под горой так!

Играющие берутся за руки и, отступая назад, увеличивают круг на ширину отведенных в стороны рук. На слова:Маки, маки, маковочки,Золотыеголовочки!

Все участники делают шаг на месте, размахивая руками вперед-назад. На слова:Станьте вы так,Как на горе мак- все приседают и показывают руками, вытянутыми перед грудью, какой вырос мак. Затем стоя спрашивают:

Огородник, огородник,

Поливал ли мак?

Огородник отвечает: «Поливал».

На припев:Маки, маки, маковочки,Золотыеголовочки!

Все делают шаг на месте, размахивая руками, а огородник в это время ходит в середине круга и имитирует действия поливки мака. На слова:

Станьте вы так.

Как на горе мак.

Все стоя показывают, как вырос мак: поднимают руки в стороны, ладони поворачивают вверх, пальцы рук немного согнуты – имитируют цветок мака.

На припев:Маки, маки, маковочки,Золотыеголовочки!

Все играющие опускают руки и делают шаг на месте, размахивая руками. Потом спрашивают:Огородник, огородник,Поспел ли мак?

Огородник отвечает: «Поспел!»

Все участники игры повторяют песню сначала, мелкими шагами сужают круг, берутся за руки и медленно поднимают руки вверх. На слова:

«Станьте так!»- показывают, какая спелая головка у мака.Движения выполняются в соответствии с текстом песни.

Завивайся плетень.

Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15 м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Прыганье через шапку.

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки. Если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

Кауны.

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции, речи; учить ориентироваться в пространстве, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

На одном конце площадки проводится черта. За чертой на расстоянии 2-3 шагов от черты – «бахча» и «Шалаш сторожа» На противоположной стороне площадки обозначается линией «Дом детей». Выбирается сторож. Остальные играющие – дети.

Когда «сторож засыпает», дети направляются к бахче со словами:

Крадем, крадем кауны,

Деда не боимся

Дед нас палкой – мы его каталкой.

Сторож просыпается, дети бегут «домой», а он их догоняет. Пойманного сторож отводит в сторону шалаша.

Штандер.

Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции, координации движений.

Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, который должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Бросавший бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах круга игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.

«Тополек».

Цель: развитие речи, внимания, ловкости; учить ориентироваться в пространстве.

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий: «На Кубань пришла весна, распушила тополя!

Тополиный пух кружится, но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!».

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

«Баба Яга».

Цель: активизировать речь детей; учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений.

В центре стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

Бабка Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

«Курень».

Цель: развивать память, внимание, учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ К ШКОЛЕ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

(от 6 до 7 лет)

«Кубанка» (шапка казака).

Цель: развитие координации движений, ловкости, быстроты реакции.

Варианты игры:

1 вариант. Играющие дети, по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. У кого кубанка подброшена выше (падает последней), тот побеждает.

2 вариант. По кругу сидят игроки (20-30 человек) через одного, на голове кубанка. У ведущего в руках тоже кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку одному из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передавать со своей головы тем, кто без кубанок свои шапки по цепочке (идет смена головных уборов). Там, где две кубанки будут рядом (т.е. у одного человека), игрок выходит из круга, поэтому нужно передавать как можно быстрее.

3 вариант. Для начала игры надо выбрать водящего, который незаметно для игроков (2 команды по 8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все будут искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит «Есть» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать кубанку. Кубанку можно передавать своей команде, но не перебрасывать. Чья команда положит кубанку в условленное место, та и выиграла.

Колядки. Щедрые кубанские казаки.

Цель: приобщение к обрядовой культуре младшего поколения; развитие ритмичной выразительной речи.

Перед новогодними праздниками были распространены ритуальные обходы дворов – коляда, ходили с меланкой и с козой, в которых принимали участие и дети в возрасте от 6 до 14 лет. Варианты детских колядок не имели религиозного сюжета. Как правило, они носили характер требования одарить исполнителя и содержали мотивы угрозы в случае невыполнения этого требования. В качестве примера можно привести детскую игру-коляду:

«Коляд-коляд-колядин,

я у бабушки один,

у бабушки карие глазки,

подайте мне колбаски».

Дети получают за колядку сладости.

Коники.

Цель: учить детей быстро бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Проводится как эстафета. У всех кони едут по свистку атамана наперегонки к плетню, на котором висит шляпа. На пути – препятствия: ров, вода и т.д. Победит тот, кто первый возьмет шляпу.

Сторожевые.

Цель: развитие ловкости, координации движений.

Нужны палки и резиновый мяч, положить обруч или вырыть ямку. Сторожевые с палками охраняют круг, нападающие за кругом. Задача – загнать мяч в круг.

Колыбель.

Цель. Развитие коммуникативных навыков, чувства доверия к группе.

Содержание. Дети встают вокруг расстеленного на полу одеяла. Ведущий упоминает детям о том, как в детстве их качали родители, и предлагает желающим покачаться на одеяле.

Один ребенок ложится на одеяло, а остальные берут одеяло, поднимают его и начинают раскачивать.

Делать это нужно согласованно. При раскачивании можно напевать спокойную песню.

Примерно через минуту по команде ведущего дети прекращают раскачивание и осторожно опускают одеяло на пол.

Рекомендации. Качают только тех, кто сам этого захотел. Ребенок решает, качается он с открытыми или с закрытыми глазами.

Подсолнухи.

Цель: развитие внимания, ритмичной выразительной речи.

Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял. Считает ведущий:

«Солнце светит, дождь идет,

Семечко растет, растет.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелек.

Небосвод весь обегая,

Солнце светит, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!»

Золото.

Цель: развитие ритмичной выразительной речи, внимания.

Игра ведется преимущественно девочками в неопределенном числе, Один из играющих берет какую-нибудь вещь (колечко, цепочку); остальные становятся в круг, держа перед собой руки, сжатые в кулак. Первая, стоя в кругу, приговаривает нараспев:

Я золото хороню, хороню,

Я чистоеприхораниваю!

Мое золото пропало,

Чистым порохом запало,

Метелицей замело.

Угадай, у кого?

Все: Гадай, гадай, девица,

В какой руке перица?

Стоящая в кругу девушка спускает руку с золотом в руки играющих с тем, чтобы оставить его в какой-нибудь руке. На ком остановится рука хоронящей «золото», при словах: «Угадывай, у кого?» - та выступает вперед и угадывает; если угадает, то остается в кругу и хоронит «золото»; если ж нет, то следует женитьба, которая обыкновенно состоит в том, что у девушки спрашивают: в какой стороне живет ее жених, как его зовут и прочее, после чего она снова хоронит «золото».

Моргушки.

Цель: развитие внимания, быстроты реакции движений.

Девушки сидят по кругу. За каждой девушкой, стоит парень. Перед одним из парней, водящим стоит стул. Он оглядывает всех сидящих девушек и незаметно моргает одной из них. Она должна быстро занять свободное место, а парень, стоящий за ней, должен её удержать. Если он не успел удержать свою девушку, то он становится водящим.

Хороводная игра «Просо сеяли».

Цель: координировать слова и движения в соответствии с текстом.

В игре принимают участие две группы: группа девушек и группа парней, которые выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу на расстоянии 8 шагов.

Девушки на слова: «А мы просо сеяли, сеяли...» делают 4 шага вперёд и два притопа. Затем, на слова: «Ой, дед Лада, сеяли, сеяли». Возвращаются на место.

Группа парней, повторяя движение девушек, поёт: «А мы просо вытопчем, вытопчем. Ой, дед Лада, вытопчем, вытопчем». Девушки, сменяя парней, поют: «Мы дадим вам 100 рублей, 100 рублей. Ой, дед Лада, 100 рублей, 100 рублей». Парни, сменяя девушек, продолжают песню: «Нам не надо 100 рублей, 100 рублей. А нам надо девицу, девицу красавицу». Девушки идут навстречу парней со словами: «Мы дадим вам девицу, девицу красавицу. Мы дадим вам кривую, вот такую косую».

Парни отвечают:

«Нам не надо кривую, нам не надо косую».

Один из парней остаётся на середине площадки, а парни продолжают петь:

«А мы возьмем любую, любую».

Парень выбирает себе девушку, кланяясь ей.

Шеренги девушек и парней соединяются.

«Разбей кувшин».

Цель: развитие координации движений, ловкости.

Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Игрок берет в руки палку, отходит от шеста с кувшином на 5-6 шагов, завязывает себе глаза. Делает несколько оборотов на месте, а затем, направляется к кувшину, чтобы разбить его. (Можно вместо кувшина взять шарик).

Трещотки.

Цель: развитие памяти, речи.

Соревнуются две группы. Ведущий дает задание и следит за его выполнением. На каждую группу – 2 скороговорки. Каждый должен верно произнести по одной скороговорке. Если игрок не может произнести, он выбывает. Побеждает та группа, которая «переговорила» соперников. «Пришел Прокоп, кипел укроп. Ушел Прокоп, кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, Так и без Прокопа кипел укроп».

*        *        *        *

«Раз дрова, два дрова, три дрова».

*        *        *        *        *

«В поле Поля полет просо, Сорняки выносит Фрося».

Петушок.

Цель: развиваем слуховую память, внимание.

Все дети сидят, Ведущий считалкой удаляет одного игрока, он становится ко всем спиной. Среди оставшихся назначается Петушок. Ведущий говорит: «Утром кто бесов гоняет, песни звонкие спивает, спать мешает казаку и кричит...» Петушок: «Кукареку!» Выбранный отгадывает, кто кричал.

Перетягивание.

Цель: развитие силы, умения двигаться сообща; сплочение коллектива.

Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков.

По сигналу каждая группа, повернувшись боком, идет навстречу друг другу. Сцепившись согнутыми в локтях руками, игроки каждой команды тянут в свою сторону, стараясь нарушить цепь противника, т. е. перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает.

Дети не должны умышленно разрывать руки, мешать другим, вызывать падение игроков.

Завивайся плетень.

Цель: развитие речи, координации движений, силы, ловкости.

Играющие делятся на две равные по силам команды – зайцы и плетень. Чертят две параллельные линии – коридор шириной 10-15м. Игроки-плетень, взявшись за руки, становятся в центре коридора, а зайцы – на одном из концов площадки. Дети-плетень читают:

Заяц, заяц не войдет

В наш зеленый огород!

Плетень, заплетайся,

Зайцы лезут, спасайся!

При последнем слове зайцы бегут к плетню и стараются разорвать его или проскочить под руками играющих. Зайцы, которые проскочили, собираются на другом конце коридора, а тем, кого задержали, говорят: «Иди назад, в лес, осинку погрызи!». И они выбывают из игры. Дети-плетень поворачиваются лицом к зайцам и читают:

Не войдет и другой раз,

Нас плетень от зайцев спас.

Игра повторяется, пока не переловят всех зайцев. После этого меняются ролями. Побеждает та группа, которая переловит всех зайцев при меньшем количестве запевов.

Прыганье через шапку.

Цель: развитие ловкости, быстроты реакции.

Все играющие, кроме одного, который стоит в кругу, садятся на землю на некотором расстоянии друг от друга и перебрасывают шапку один другому, не соблюдая при этом никакого порядка (бросают вперед и назад). Стоящий в кругу должен поймать шапку, когда она летит от одного к другому из бросающих, или должен вырвать ее из руки. Если это ему удается, то он садится в круг, а его заменяет тот, у кого была отнята шапка, или кто не поймал ее, когда ему ее бросали, между тем, как ее схватил кто-либо из играющих.

На ровном месте один из играющих («болван») садится на землю и ставит на своей голове шапку верхом вниз; остальные играющие друг за другом перепрыгивают через сидящего, и кто первый свалит шапку, тот переменяет сидящего, то есть становится сам «болван».

Штандер.

Цель: развитие ловкости, внимания, быстроты реакции, координации движений.

Играть нужно на улице, под открытым небом. Все играющие становятся в круг на расстоянии шага, а кто-то один берет мячик и становится в середину, которую обозначают камушком. Затем он бросает мяч высоко вверх и громко называет имя кого-то из игроков, который должен быстро выбежать в центр, чтобы поймать мяч. Бросавший бежит на его место. Бросать мяч надо повыше и точно вверх, чтобы мяч падал в пределах круга игроков. Тот, кого назвали, ловит брошенный мяч и становится в центр, чтобы опять подбросить мяч и назвать кого-то по имени. Но, если мяч поймать не удалось, и он упал на землю, то все игроки разбегаются в стороны, а ловивший как можно быстрее должен схватить мячик с земли, прибежать с ним в центр и крикнуть: «Штандер!» После этого игроки должны сразу остановиться. Водящий должен попасть в кого-нибудь мячом. Если попадет, то все опять разбегаются подальше от того, в кого попал мячик, а тот, подняв его с земли, сам кричит «Штандер!» Так игра и продолжается.

Узел.

Цель. Развитие групповой сплоченности, умения выполнять команду и действовать сообща.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От семи человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. Один из участников игры отворачивается, остальные встают в круг и берутся за руки.

Ведущий говорит: «Теперь попробуйте превратиться в узел. Для этого надо будет запутаться, не разнимая рук. Можно перешагивать через сомкнутые руки, проползать под ними так, чтобы в результате ваши руки переплелись, а из круга получился клубок. Отпускать руки своих соседей нельзя!»

Тот, кто отворачивался, пытается развязать узел. Надо объяснить, что сразу может и не получиться, распутать узел можно только шаг за шагом. Можно давать инструкции с помощью слов: «Виктор, перелезь через руку Маши», а можно с помощью слов и направляющих движений.

Песня.

Цель. Отработка навыков работы в группе, умения соблюдать общий ритм с помощью внутреннего слуха.

Инвентарь. Не нужен.

Число участников. От трех человек.

Участие взрослого. Желательно.

Содержание. По сигналу (например, хлопку или голосовой команде) ведущего, все участники хором начинают петь какую-либо песню, которая известна всем участникам. По второму хлопку все поют про себя. По третьему — снова вслух.

Развитие игры. После второго хлопка, когда дети поют про себя, ведущий указывает на одного из ребенка, и тот становится солистом — начинает петь вслух, в то время как другие продолжают петь молча. 3aтем ведущий указывает на другого ребенка и так далее.

«Тополек».

Цель: развитие речи, внимания, ловкости; учить ориентироваться в пространстве.

В игре участвуют: ведущий - «тополь», игроки - «пушинки», 3 игрока - «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 метра стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии. Ведущий:

«На Кубань пришла весна,распушила тополя!

Тополиный пух кружится,

но на землю не ложится.

Дуйте ветры с кручи сильные, могучие!».

После этих слов налетают «ветры» и «уносят» (т.е. ловят) «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные пушинки становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остался возле тополя.

Горелки.

Цель: развитие речи, внимания, координации движений, учить действовать после сигнала.

Играющие становятся в две колонны (парами, впереди - водящий). Все хором произносят:

Гори, гори ясно, Чтобы не погасло.

Глянь на небо -

Птички летят.

Колокольчики звенят!

Раз, два, три - беги.

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонны: один - слева, другой - справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успевают встретиться и взяться за руки. Если водящему удается это сделать, то одного из детей он берет за руку и встает с ним в пару.

«Коршун и цыплята».

Цель: учить соотносить слова с действиями, бегать, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

С одной стороны зала положен шнур - за ним располагаются «цыплята» - это их «домик». Сбоку домика на стуле располагается «коршун» - водящий, которого назначает педагог. Дети-«цыплята» бегают по залу - «двору», присаживаются - «собирают зернышки», помахивают «крылышками». По сигналу педагога: «Коршун, лети!» - «цыплята» убегают в «домик» (за шнур), а «коршун» пытается их поймать (дотронуться). При повторении игры роль коршуна выполняет другой ребенок (но не из числа пойманных).

«Мишень — корзинка».

Цель: развиваем ловкость, меткость, чувство ритма, внимание, координацию движений, учить действовать после сигнала.

Небольшую корзинку подвешивают к ветке дерева и раскачивают. 2-3 играющих встают за кругом, обозначенным на расстоянии 4-5 шагов от нее, стараются забросить в корзину какие-либо мелкие предметы — например, один - еловые шишки, второй — сосновые, и т.д. Когда корзина перестает раскачиваться, производится подсчет заброшенных предметов. Выигрывает тот, чьих предметов оказывается больше.

Правила: при метании нельзя заходить за круг; бросать в корзину по одному предмету любым способом.

«Хлибчик».

Цель: учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать после сигнала, ориентироваться в пространстве.

Дети делятся на пары и встают врассыпную. Ведущий – хлибчик (хлебец) – становится на некотором расстоянии от детей, у него нет пары. Он громко произносит: - Пеку, пеку хлибчик!

- А выпечешь?

- Выпеку!

-А убежишь?

- Посмотрю!

С этими словами дети бегают врассыпную по одному. На команду педагога «Пара!» - быстро образуют пару, взявшись за руки. Тот ребенок, кому пары не хватило, становится хлибчиком. Игра повторяется.

«Курень».

Цель: развивать память, внимание, учить бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, ориентироваться в пространстве.

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под веселую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль и вытянутыми над головой руками натягивают ее (крыша).

«Баба Яга».

Цель: активизировать речь детей; учить ориентироваться в пространстве, развивать координацию движений.

В центре стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

Бабка Ежка, костяная ножка, С печки упала, ножку сломала! А потом и говорит: «У меня нога болит!» Пошла на улицу - раздавила курицу, Пошла на базар - раздавила самовар, Вышла на лужайку - испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

«Заря -заряница».

Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, активизация речи, умения внимательно слушать, уметь бегать, не пересекая круг.

Один игрок (ребенок или взрослый) держит шес, с прикрепленными на конце лентами. Каждый играющий берется за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют:

Заря-заряница,

Казачка-девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два - не воронь,

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

«Капуста»

Цель: развитие координации движений, быстроты реакции, ловкости, активизация речи.

Рисуется круг - огород. В его центр играющие складывают кубанки, платки и другие вещи, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один, выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поет:

Я на камушке сижу,

Лозу тешу,

Лозу тешу -

Плетень горожу,

Чтоб капусту не украли,

В огород не прибегали

Коза с козлятами,

Свинья с поросятами,

Утка с утятами,

Курица с цыплятами.

Играющие пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту и убежать. Кого хозяин коснется рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесет из огорода капусты, объявляется победителем.



Предварительный просмотр:

Картотека игр

по художественно-эстетическому

 развитию

«Угадай и расскажи»

Цель: Закрепить знания детей о народной игрушке, как об одной из форм народного декоративноприкладного искусства; узнавать игрушку по изображению, уметь объяснить свой выбор, выделять элементы росписи, её колорит и композицию узора на изделии. Развивать эстетический вкус.

 «Городецкие узоры»

Цель: Закреплять умение детей составлять Городецкие узоры, узнавать элементы росписи, запомнить порядок выполнения узора, подбирать самостоятельно цвет и оттенок для него, развивать воображение, умение использовать полученные знания для составления композиции.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

«Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди друзей среди красок»

Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

«Составь натюрморт»

Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему ( натюрморт ), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.

 «Закончи картинку»

 Цель: обнаружить уровень формирования восприятия и определения предмета за его частями, уметь его дорисовать; развивать фантазию, воображение.

Ход игры: на картинках частично нарисованы предметы (зайка, елка.). Нужно узнать предмет, дорисовывать части, которых не хватает, и раскрасить.

«Подготовим стол к празднику»

Цель: развивать умение подбирать оттенки к основным цветам, составлять красивую цветовую гамму.

 Ход игры: перед детьми лежат разного цвет (красного, желтого, синего, зелёного) вырезанные бумажные скатерти и по 4-5 оттенков предметов бумажной посуды каждого цвета. Задание заключается в том, чтобы подобрать к основному цвету его оттенки. Предметы посуды подбирать так, чтобы цвет гармонировал со скатертью.

Настольная игра «Домино»

Цель: Закрепить знания детей о декоративно-прикладном искусстве игрушке; умение находить нужную игрушку и обосновать свой выбор. Закрепить знание об изготовлении народной игрушки и особенности каждой. Воспитывать любовь к прекрасному.

«Распиши платок для мамы»

Цель: Закрепить знания детей об искусстве русской шали. Развивать у детей эстетический вкус, учить составлять простейшие узоры из различных декоративных элементов (цветов, листьев, бутонов, веточек и т.д.), умение подбирать цветовую гамму узора.

 «Художественные промыслы»

Цель: Закрепить знания детей о народных художественных промыслах; находить нужный промысел среди других и обосновать свой выбор.

«Собери гжельскую розу»

 Цель: Закреплять умение детей составлять гжельскую розу способом аппликации по мотивам гжельской росписи, поддерживать интерес е гжельскому промыслу.

«Собери матрёшку»

Цель: Закреплять знания детей о народной игрушке матрёшке; умение собирать матрёшку из частей по способу мозаики. Выделять элементы украшения. Воспитывать уважение и любовь к народному творчеству.

«Дорисуй узор»

Цель: игра направлена на развитие внимания и памяти детей, развитие чувства симметрии с последующим разрисовыванием.

Ход игры: на листе бумаги нарисовано начало узору. Детям нужно продлить узор дальше и раскрасить.

«Найди среди красок друзей»

 Цель: обнаружить уровень знаний детей в выборе краски, которая отвечает цвету предмета; выполнить рисунок в цвете

 Ход игры: на листах бумаги нарисованы силуэты предметов. Воспитатель дает задание найти среди предметов «друзей» желтой, зеленой, синей, красной красок. Дети находят предметы, которые отвечают определенному цвету, раскрашивают их.

 «Составь натюрморт»

 Цель: совершенствовать композиционные навыки, умение создавать композицию на определенную тему (натюрморт), выделять главное, устанавливать связь, располагая изображение в пространстве.

Ход игры: в конверте находятся изображения разных овощей, фруктов, а также разных ваз, тарелок, блюд, корзинок. Детям нужно выбрать предметы и создать свой натюрморт.



Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

по декоративно-прикладному

 искусству

«Разрезные картинки»

Дидактическая задача. Закрепить знания о выразительных средствах, применяемых в дымковской росписи, упражнять в составлении целой картинки, развивать внимание, сосредоточенность, стремление к достижению результата, наблюдательность, творчество, вызвать интерес к предметам декоративного искусства.

 Материал. Два одинаковых плоскостных изображения различных предметов, одно из которых разрезано на части (можно подготовить варианты разрезных изделий, поделив их на четыре-восемь частей различной геометрической формы).

Игровые правила. Быстро составить из отдельных частей изделие в соответствии с образцом. Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Воспитатель показывает образцы, дает возможность внимательно их рассмотреть. По сигналу взрослого играющие собирают из частей изображение какого-либо изделия. Выигрывает тот, кто первым справится с заданием.

«Цветные капельки»

Цель: учить детей выделять и называть цвета, входящие в цветовую гамму народной росписи.

Материал: Хохломская посуда, гжельская посуда, дымковские игрушки, городецкие доски.

 Ход игры: перед детьми выставлены гжельские, городецкие и хохломские изделия, затем педагог называет промыслы и просит детей внимательно рассмотреть изделия. Педагог поочерёдно называет различные цвета. Дети должны определить, какие цвета входят в гжельскую, городецкую и хохломскую роспись. Побеждает тот, кто получит больше фишек (фишка даётся за правильный ответ).

«Третий лишний»

Цель: учить детей выделять из трёх игрушек одну лишнюю, принадлежащую к другому промыслу.

Ход игры: детям предлагается поочерёдно несколько вариантов сочетания игрушек: две дымковские игрушки и одна хохломская ложка ; две городецкие доски и одна дымковская игрушка; две дымковские игрушки и одна гжельская тарелка. Ребёнок должен сказать, какие два предмета принадлежат одному промыслу, а какой предмет лишний. Попросите ребёнка прокомментировать свой ответ. Спросите, как называются эти игрушки. В случае затруднения педагог называет народные игрушки дымковская. Гжельская и городецкая.

«Художественный салон»

 Дидактическая задача. Учить устно описывать выбранный предмет, развивать сосредоточенность, речь-описание.

Материал. Различные предметы народных промыслов или их изображения, фотографии.

Игровые правила. Точно описать предмет, который игрок хочет «купить».

«Продолжи узор»

 Дидактическая задача. Закрепить умение детей рисовать дымковский узор по мотивам дымковской росписи.

Материал. Элементы дымковской росписи из бумаги.

 Игровые правила. Игроки выбирают карточки с рисунком. Продолжают рисование, используя начатые элементы росписи, подбирая цветовую гамму и заданный элемент.

«Укрась фартук»

Дидактическая задача. Учить составлять декоративные композиции - располагать элементы, подбирая их по цвету, на силуэтах фартука стиле дымковского промысла, развивать чувство симметрии, ритма, наблюдательность, творчество.

Материал. Плоскостные изображения фартуков; элементы росписи, вырезанные по контуру; образцы украшенных узором силуэтов.

 Игровые правила. Составить на выбранном силуэте из отдельных элементов узор в соответствии с правилами и традициями данной росписи (принцип передвижной аппликации).

Ход игры. В игре может принять участие один ребенок или группа. Силуэты предметов, которые следует украсить, играющие выбирают по желанию. Выбрав нужное количество элементов, составляют узор. Работу игрок может выполнять, копируя узор образцов или придумывая свою композицию.

        «Дымковская мозаика»

 Дидактическая задача: Уточнить и закрепить представление об элементах дымковской росписи, развивать память, композиционные умения. Воспитывать желание создавать оригинальные дымковские игрушки.

Материал: плоскостные изображения различных дымковских игрушек, набор мелких плоскостных элементов дымковских узоров.

Ход игры : Предложить детям создать свою собственную дымковскую игрушку.

«Реставратор»

Цель: закрепление знаний элементов дымковской росписи.

Ход игры: воспитатель предлагает детям восстановить «разбившуюся» игрушку. Задача каждого реставратора определить, какой фрагмент росписи утрачен, и нарисовать его.

 

«Угадай -ка»

Цель: закреплять представления об особенностях народного промысла.

Ход игры: воспитатель предлагает поиграть в «угадай ку». Дети должны выбрать из предложенных предметов, среди которых много изделий разных промыслов или современной посуды, произведения гжельских мастеров (или хохломских ). И ответят почему они выбрали это изделие

Дидактические игры по изобразительной деятельности

«Замок»

 Цель: Развивать чувства формы.

Материал: Картинки с изображением разных замков. Бумага. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку рассмотреть картинку, и назвать из каких фигур состоит изображенный на картинке замок. Раскрасить картинку.

«Цвета вокруг нас»

Задачи: Закреплять знания о цветах и их оттенках. Упражнять в нахождении заданного цвета или оттенка в окружающих предметах.

Задание: Педагог называет какой-либо цвет, а ребенок находит предмет такого цвета в окружающем интерьере.

«Подбери цвет и оттенок»

Задачи: Закреплять представление о цвете и оттенках знакомых овощей и фруктов. Упражнять в умении применять в речи названия оттенков цветов: темно-красный, светло-зеленый и др.

Задание: Педагог показывает картинку с изображением овоща или фрукта и просит назвать его цвет или оттенок.

«Теплые и холодные краски»

Цель: Закреплять знания о теплых и холодных цветах.

Задание:

 1 й вариант: педагог раздает детям карточки с теплыми и холодными цветами, попросить объединиться тех, у кого карточки с теплыми цветами и тех, у кого с холодными.

2-й вариант: выбрать двух ребят капитанов, которые набирают команду, один выбирают ребят с карточками теплых цветов, а второй с карточками холодных цветов.

«Художники волшебники»

Цель: Приобретение навыков работы с акварелью по сырой бумаге, вливания одной краски в другую и получения новых цветов и их оттенков.

 Материал: Бумага. Акварель.

Задание: Педагог говорит: «Мы все художники волшебники, творим на бумаге чудеса. Сейчас я покажу вам, как это делается. У меня два листа бумаги. Один обыкновенная бумага, другой смоченная волшебной водой. У вас на столах волшебная вода в стаканчиках. Я беру бумагу, смоченную волшебной водой (бумага должна находиться в стадии высыхания), кистью рисую три лепестка малиновой краской (цветы получаются расплывающимися), потом три лепестка фиолетовой краской. Видите, как краски вплывают одна в другую. Вот и получились волшебные цветы. Теперь давайте сделаем и вашу бумагу волшебной. Возьмем кисточку покрупнее, окунем ее в воду, смочим бумагу. Положим кисточки, держим руки над бумагой, закрываем глаза и медленно считаем: «Раз, два, три, бумага волшебная смотри!». Так надо сказать три раза. Теперь мы можем создать волшебные цветы.

«Палитра»

 Цель: Развивать чувство цвета у детей, продолжать знакомить с основными цветами и их оттенками, учить получать новые цвета и их оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: Гуашь четырех цветов (белого, желтого, красного и синего). Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с красками и из предложенных создать новые цвета. В процессе свободного экспериментирования дети смешивают краски на палитре и получают новые цвета и их оттенки. Завершить игру можно рисованием на свободную тему, используя только что полученные цвета.

«Палитра художника»

Цель: Развивать чувство цвета у детей, учить подбирать цвета и оттенки, соответствующие предложенной иллюстрации.

Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Книжные иллюстрации.

Задание: Педагог предлагает детям рассмотреть книжки с иллюстрациями, выбрать понравившуюся и подобрать на своей палитре те цвета и оттенки, которые использовал художник. Выигрывает тот ребенок, который подберет цвета и оттенки, наиболее соответствующие палитре художника.

«Радуга»

Цель: Познакомить детей с расположением цветов в спектре, закрепить умение получать новые цвета и оттенки путем смешивания красок на палитре.

Материал: Гуашь белого, красного, желтого и синего цвета. Палитры. Листы бумаги с недорисованной радугой.

Задание: Дети на палитрах смешивают краски, получают новые цвета и оттенки, а затем рисуют радугу. Для запоминания последовательности расположения цветов можно использовать считалку «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан», вкоторой начальные буквы каждого слова соответствуют определенному цвету радуги (каждый красный, охотник оранжевый и т.д.).

«Убери лишнюю»

 Цель: Уточнить представления детей о натюрморте.

 Материал: Репродукции картин: три натюрморта, один или два пейзажа.

Задание: Педагог предлагает детям посмотреть внимательно на картины и отложить в сторону пейзаж. Результаты обсуждаются с детьми.

«Подбери краски, которые использовал художник в своей картине»

Цель: Развивать цветовое восприятие у детей, упражнять их в подборе красок, которые использовал художник в своей картине.

Материал: Репродукция одной картины (у каждого ребенка своя). Гуашевые краски, вода, кисточка, палитра из бумаги.

Задание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть репродукции картин, которые лежат перед ними, обратив внимание на использованные краски; затем взять кисточку и гуашь и нанести на палитру те краски, которые есть на картине. Затем все вместе рассматривают работы детей и картины, к которым они подбирали цвета, обсуждают работы.

«Любопытная змейка»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши, зеленые карандаши.

 Задание: Педагог предлагает детям нарисовать на листе бумаги дорогу (две параллельные линии) по ее краям деревья (зелеными точками). А вот и любопытная змейка: ей кажется, что за каждым деревом ее ждет что-то интересное (она оползает дерево с одной стороны дороги, потом дерево с другой ее стороны и т.д., не пропуская ни одного)

«Лужок с цветами»

 Цель: Развивать воображение, творчество.

Материал: Краски для пальчиковой живописи. Фломастеры.

 Задание: Педагог предлагает детям нарисовать пальчиками летний лужок: цветы, деревья, бабочек. Травинки дорисовать кистью.

«Железная дорога»

Цель: Развивать изобразительные навыки, фантазию, воображение.

Материал: Нарисовать фломастером поезд.

Задание: Педагог предлагает ребенку дорисовать в вагонах поезда животных.

«Волшебные линии»

 Цель: Развивать графические навыки рисования.

 Материал: Бумага. Простые графитные карандаши. Трафареты геометрических фигур.

Задание: Педагог предлагает с помощью трафаретов нарисовать дом, машину и т.д. Затем каждую часть контура (геометрическую фигуру) заштриховать простым карандашом в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные штрихи, слева направо, справа налево).

«Объемная штриховка»

Цель: Развивать графические навыки рисования.

Материал: Бумага. Простые графитные карандаши.

Задание: В центре листа бумаги ставится точка и от нее рисуются три луча: вертикальный, горизонтальный, по диагонали. Промежутки между лучами штрихуются в направлении основного луча. Дети убеждаются: с помощью штриховки можно получить объемное изображение.

«Угадай, что получится?»

Цель: Развивать воображение, фантазию, творчество.

Материал: Лист бумаги, карандаши.

Задание: Педагог предлагает кому-то первому из детей начать изображать предмет (линию), но не полностью. Следующий говорит, что это, может быть и дорисовывает ещё одну линию. Следующий должен придумать ещё что-нибудь и дорисовать в соответствии со своим замыслом. Так продолжается до тех пор, пока кто-нибудь из играющих уже не сможет изменить рисунок по-своему. Выигрывает тот, кто внёс последнее изменение.

«Волшебная палитра»

Цель: Развивать чувство цвета.

Материал: Гуашь. Палитра.

Задание: Педагог предлагает детям поиграть с палитрой и красками. Смешивая краски можно получать различные оттенки цветов. Можно предложить изобразить, как светлеет небо на рассвете, с помощью синей и белой красок. Разбеливать синюю краску нужно на палитре, постепенно добавляя белила и последовательно нанося мазки на лист бумаги. Главное добиться, чтобы оттенки изменялись как можно равномернее. Предложить детям нарисовать, как заходит солнце (от оранжевого к красному цвету), как желтеют листья осенью (от зелёного к жёлтому).

«Чего на свете не бывает?»

Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

 Задание: Педагог предлагает ребёнку нарисовать то, чего на свете не бывает. Затем просит рассказать, что он нарисовал и обсудить рисунок: действительно ли то, что на нём изображено, не встречается в жизни.

«Что это может быть?»

Цель: Развивать воображение.

Материал: Гуашь. Палитры.

Задание: Педагог предлагает детям нарисовать сладкое, круглое, ароматное, свежее, душистое, солёное, зелёное и т.д. Игру можно повторять неоднократно, используя каждый раз новый материал.

«Расскажи об их настроении»

 Цель: Развивать восприятие, внимание, воображение.

 Материал: Иллюстрации с изображением лиц людей, выражающих различные эмоциональные состояния. Бумага. Цветные карандаши.

 Задание: Педагог предлагает посмотреть на картинку, изображающую лицо человека и рассказать о его настроении. Предложить детям нарисовать лицо загадку. Игру можно повторять с разным материалом.

«Поможем художнику»

 Цель: Развивать творческое воображение.

Материал: Цветные карандаши. Бумага.

Цель: Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно попасть в волшебную страну. Нарисовать и рассказать о своей машине.

«Придумай сам»

Цель: Развивать воображение, фантазию. Материал: Бумага. Краски. Палитры. Фломастеры.

Задание: Педагог предлагает ребенку представить, что он прилетел на другую планету и нарисовать то, что он мог бы там увидеть. Когда рисунок будет готов, можно предложить ребенку придумать историю.

«Волшебные картинки»

 Цель: Учить детей создавать образы на основе схематического изображения предмета.

Материал: Лист бумаги с незаконченным изображением. Цветные карандаши.

Задание: Дорисуй картинку. Отметить наиболее интересные картинки, когда ребята придумывают что- то своё, непохожее на другие картинки.

«Симметричные предметы»

Цель: Закреплять с детьми представление о симметричных предметах, знакомство с профессией гончара.

Материалы: Шаблоны кувшинов, ваз и горшков, разрезанные по оси симметрии.

Задание: У гончара разбились все горшки и вазы, которые он изготовил для продажи на ярмарке. Все осколки перемешались. Надо помочь гончару собрать и «склеить» все его изделия.

«Составь портрет»

Цель: Закреплять знания о жанре портрета. Развивать чувство пропорции.

Материал: Разнообразные модификации частей лица. Бумага. Цветные карандаши.

Задание: Педагог предлагает детям из разных частей лица составить портрет. Определить настроение и нарисовать портрет.

«Подводный мир»

Цель игры: Закреплять знания детей об обитателях подводного мира. Учить детей внимательно рассматривать форму, окраску, особенности строения подводных обитателей. Учить создавать многоплановую композицию на подмалевке. Развивать мелкую моторику. Активизировать словарь детей.

Материал: Иллюстрации с изображением обитателей подводного мира. Бумага. Акварель.

Задание: Вместе с педагогом дети вспоминают, кто живет в морях и океанах, уточняют строение тела и окраску. Затем на подмалевках дети создают картину подводного мира, располагая предметы многопланово. Фишку получает тот ребенок, у которого получилась более интересная картина, тот, кто использовал много деталей для создания картины подводного мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей 3 года жизни

Рааставить букеты по вазамПодбери гараж для машиныНайди колеса к паравозуГеометрическое лоттоЧто лежит в корзинеБабочки и цветыНарядим неволяшкуПочини коту Леопольду зонтикПодбери узорыВеселые поварят...

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию для детей старшего возраста

В старшем дошкольном возрасте дидактические игры используются в основном в целях систематизации представлений о мире природы, а также для развития таких психических процессов, как внимание, память, мы...

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию.

В картотеке использованы дидактические игры по сенсорному воспитанию....

Картотека дидактических игр по экологическому воспитанию

картотека дидактических игр по экологическому воспитанию...

Картотека дидактических игр по гражданско-патриотическому воспитанию

Данная картатека направлена на формирование представлений у детей о доме, семье и своём городе....

Картотека дидактических игр по гражданско-патриотическому воспитанию детей

Патриотическое воспитание через игру - наиболее простой способ воздействия на сознание детей. Тема любви к Родине должна быть связана с воспитанием  человечности. Ведь цель воспитания- это прежде...