ПК 5.3.
материал

Хамидуллина Людмила Васильевна

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».

 Цель здоровьесберегающих технологий – сбережение здоровья учащихся от неблагоприятных факторов образовательной среды, обеспечение школьнику возможность сохранения здоровья в период обучения в школе, способствование воспитанию у учащихся культуры здоровья. формирование у школьников необходимых УУД по здоровому образу жизни и использование полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи здоровьесберегающих образовательных технологий в свете внедрения ФГОС - сбережение и укрепление здоровья учащихся, формирование у них ценности и культуры здоровья, выбор образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье школьников.

Отличительные особенности здоровьесберегающих образовательных технологий: наличие мотивации на здоровый образ жизни учителя и учеников, интерес к учебе, желание идти на занятия, наличие физкультминуток, наличие гигиенического контроля.

Примеры:

      Детей с самого рождения приучают к чистоте, зарядке и каждая мать старается кормить свое чадо лишь здоровой пищей. Детский сад является учреждением, где строго соблюдается СанПин, а также соблюдает все предписания ФГОС.

Игра «В гостях у доктора Пяткина»

Цель: формирование практических навыков по профилактике плоскостопия.

Актуальность:

Профилактика детского плоскостопия у дошкольников всегда приводит к положительным результатам в дальнейшем. Планирование работы по профилактике плоскостопия – важная задача любого воспитателя. Важно, чтобы профилактическая гимнастика от плоскостопия проводилась в игровой форме, нельзя заставлять детей делать комплекс упражнений насильно, а лучше всего делать его вместе с ними. Для того чтобы занятия были интересны для детей, можно использовать персонажей из сказок. Для создания положительного эмоционального фона упражнения выполняются под музыку.

Кроме того применяются наглядные пособия (картинки, рисунки, а также загадки, песни, стихи, соответствующие сюжету комплекса). Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений

Значение игры для развития ребенка трудно переоценить. Доказано, что именно в процессе игровой деятельности ребенок познает окружающий мир, учится общаться.

Также при создании конспекта этой игры учитывалась недостаточность представлений у детей о деятельности врачей разных специальностей. Вышеизложенные факторы привели к созданию образа доктора-ортопеда, пришедшего в гости к детям, с говорящей фамилией Пяткин.

Задачи:

1.Провести комплекс упражнений по профилактике плоскостопия в игровой форме.

2.Провести исследовательскую деятельность «Мои следы». Для последующего определения плоскостопия (с помощью плантографии -отпечатка следа стопы).

3.Углублять знания детей о труде врача.

4.Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.

5.Продолжать развивать активное речевое общение детей в процессе игровой деятельности, расширять и обогащать словарный запас.

Форма проведения: игра.

Участники:

воспитатели;

дети средней группы детского сада.

Место проведения: на улице.

Предварительная работа:

1. Создание развивающей среды:пополнение копилки дидактических игр «Врачи бывают разные».

2.Беседа «Сохраним ножки здоровыми».

3.Чтение энциклопедии «Азбука здоровья» раздел «Наши ноги» автор К. Люцие.

4.Разучивание гимнастики в игровой форме «Ребячья прогулка» с использованием физкультурного оборудования.

Материал:

-оформление группы: развешенные рентгены ножек (по возможности используем настоящие или изготавливаем сами), плакат на стене «В гостях у доктора Пяткина;

-картинкис изображениями врачей– 6 штук;

-банка краски с надписью «Волшебные краски»;

-листы плотной белой бумаги (формат А4), по количеству детей;

-музыкальное сопровождение;

-инвентарь для проведения гимнастики.

План проведения:

1.Дидактическая игра «Врачи бывают разные».

2.На приеме у доктора Пяткина.

3.Снятие отпечатков ног у детей «Мои следы».

4.Комплекс гимнастики для профилактики плоскостопия детям 4-6 лет, представленный в игровой форме «Ребячья прогулка».

5.Рефлексия. Дети высказывают свое мнение о проведенном мероприятии, что понравилось, что интересное узнал, чему научился.

6. Итог:

-выставка отпечатков ножек (с последующим обсуждением на «Школе заботливых родителей»);

-информация на сайте детского сада.

7. Предполагаемые результаты

• Приобретенные знания и навыки помогут детям осознать важность здоровья ног.

•В ходе игры дети смогут повысить свою познавательную активность, пополнить свои знания о специализациях медицинских работников.

•Понимание детьми значимости данных профессий.

•Дети научатся ролевому взаимодействию, коммуникативным навыкам.

•Обогатится словарный запас детей.

1.Дидактическая игра «Врачи бывают разные».

Ход игры:

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы будем делать много полезных упражнений, играть, веселиться, раскрасим свои ножки специальными волшебными красками, но, самое главное, нас ожидает встреча с необычным детским врачом, которого очень любят и уважают все дети.

А сейчас я хочу рассказать вам о том, какие бывают доктора (называя врача, воспитатель показывает соответствующие картинки).

Итак, давайте посмотрим нашу первую картинку. Это врач-педиатр. Кто же такой педиатр? (новое слово). Это тот врач, который лечит детей, проще говоря – детский врач. Он наблюдает ребёночка от самого рождения, следит за его ростом и весом. Если ребёнок заболел, он его осматривает, прослушивает, измеряет температуру, затем назначает нужные лекарства, следит, чтобы лечение проходило успешно. 

Ну вот, побывали мы у педиатра, а теперь давайте посмотрим нашу следующую картинку. Это врач  отоларинголог (новое слово). Но это название очень сложное, поэтому чаще этого врача называют ЛОР (новое слово). Выясним, кто же такой ЛОР и что же он лечит? А лечит этот врач  ушки, горло и носик.

У нас есть ещё картинка, давайте посмотрим. Мы видим врача, осматривающего глазки. Это  окулист (новое слово). В кабинете окулиста на стене весит плакат с изображением картинок и букв для проверки зрения. Окулист лечит глазки.

         Итак, еще одна картинка. Написано на ней стоматолог (новое слово). Зайдём к нему в кабинет. Стоматолог – это зубной врач. Он лечит зубы и дёсны; исправляет прикус, если зубы неправильно выросли; помогает, даёт советы, что нужно делать, чтобы зубы не болели. Врач стоматолог учит взрослых и детей правильно чистить зубы. Бояться этого врача совсем не стоит, а вот посещать его надо регулярно, и тогда наши зубки всегда будут красивые и белые. 

Но в больнице есть и другие врачи. Есть еще один важный врач, а называется он врач-ортопед (новое слово). Если у ребенка начинает болеть позвоночник, ножки или ручки, то родители приводят его к врачу-ортопеду. Еще детский ортопед может сказать правильная ли осанка и здоровые ли ножки у ребенка.

2. На приеме у доктора Пяткина.

Ну что же, вы поиграли. И теперь я хочу познакомить вас с доктором, который уже вылечил очень много деток. И пришел в гости к нам. Ребята, а вот и он. Знакомьтесь, многоуважаемый доктор Пяткин. ( он проводит профилактику плоскостопия)



Предварительный просмотр:

Игровые технологии

Педагогику игры, место игры в педагогическом процессе, строение игровой деятельности, руководство игрой разрабатывали Н.А. Аникеева, Н.Н. Богомолова, В.Д. Пономарев, С.А. Смирнов, С.А. Шмаков и др..

Игровая педагогическая технология - организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Это последовательная деятельность педагога по: отбору, разработке, подготовке игр; включению детей в игровую деятельность; осуществлению самой игры; подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Главная цель игровой технологии - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии:

1.    Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2.    Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Но как любая педагогическая технология, игровая также должна соответствовать следующим требованиям:

1.    Технологическая схема - описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

2.    Научная база - опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

3.    Системность - технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

4.    Управляемость - предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

5.    Эффективность - должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

6.    Воспроизводимость - применение в других образовательных учреждениях.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

Примеры:

Ведущим видом деятельности ребенка в детском саду является игровая деятельность. Исходя из этого ребенок почти всегда находится в игре. В пример привожу один из НОД в старшей группе:

Конспект НОД в сюжетно-игровой форме в старшей группе "Детское кафе».

Цель:  сформировать у детей умение играть в сюжетно – ролевую игру «Детское кафе»

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе» формировать умение детей готовить обстановку для игры, подбирать предметы – заместители и атрибуты.

Расширить кругозор  и познавательный интерес к  профессиям  (художник по аквагримму, администратор, официант).

Закрепить:

-знания детей о правилах поведения за столом  в общественных местах.

Развивать:

- творческое воображение, способность совместно развивать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;

-связную речь, грамматический строй  речи, умение делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми  предложениями, сочетать существительные с глаголами и прилагательными.

Обогащения словаря: аквагримм, официант.

Активизация словаря: праздник, администратор, организатор.

Воспитывать: у детей уважение к  труду людей  разных профессий и бережное отношение к его результатам.

Предварительная работа:

Работа с детьми

- Экскурсия в магазин, в кафе.

- Беседа с детьми «Что такое кафе?», «Кто работает в кафе?», «Что такое меню?»

- Рассматривание картин, иллюстраций и альбомов на тему «Профессии».

- Рисование на тему «Все профессии важны, все профессии нужны ».

- Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Муха – цокотуха»

А. Милн «Вини – пух и все, все, все»

Ю. Кушак «Подарок»

Игровая деятельность:

Сюжетно- ролевая игра «Магазин», «Семья», «Детский сад».

- Составление рассказа из личного опыта:

«Как мы встречаем гостей»

«Как я провёл выходные»

- Выставка книг

Материалы к НОД

- муляжи продуктов для кафе

- чайная посуда

- вывеска «Кафе Умка»

-Дидактическая игра «Кому, что нужно»

-костюм официанта, повара,

Использованная литература

Т.В,Потапова,  «Беседы о профессиях с детьми»,

А. Усачёв «Самый лучший день»

И. Пивоварова «День рождение»

В.В.Коноваленко  «Развитие связной речи»

Этапы НОД

Ход игры

Работа с детьми

Интеграция областей

1.Организационный момент

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Беседа «День рождение»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Распределение ролей.

 

 

4.Правила поведения за столом.

  Воспитатель:

- Дети, посмотрите, какая сегодня Вика красивая, нарядная. Вика, расскажи нам, может у тебя какой – то праздник?

Вика:

- Я в хорошем настроении

Принимаю поздравления

Собрались  мои друзья

День рожденье у меня!

Мне исполняется 6 лет!

Воспитатель:

- Да, день рождения – самый любимый праздник, яркий, особенный, личный. И для взрослых, и для детей. Кстати, раньше в России православные люди отмечали не день рождения, а именины – день святого, в честь которого новорождённый получал своё имя. Духовное рождение  считалось значительнее телесного, и оттого день ангела или именины, праздновался каждым. Отголоски этой традиции живут и сейчас.

Расскажите пожалуйста, а как мы отмечаем день рождения? Где? (ответы детей)

Воспитатель:

- Молодцы. А давайте сегодня отметим день рождения Вики в детском кафе! Вы согласны? (ответы детей)

Воспитатель:

- Давайте вспомним, кто же работает в кафе! (ответы детей)

Воспитатель:

- А что должен делать повар в кафе? (ответы детей)

- А за что отвечает администратор? (ответы детей)

- Какие обязанности у официанта? (ответы детей)

- Чем занимается уборщица? (ответы детей)

- А еще могут в кафе работать организаторы праздников, которые развлекают детей, играют с ними, устраивают различные конкурсы.

Ребята, а вы когда-нибудь видели, как в детском кафе на лице детей рисуют различные маски или рисунки? (ответы детей)

- Знаете, как называется эта профессия? (ответы детей)

- Это художник по аквагримму (повторение за воспитателем)

Ну что, пора нам отправляться в кафе, которые будет называться «Умка». Давайте с вами определим, кто кем будет в нашем кафе (распределение ролей) .

А вы знаете, как надо себя вести за столом?

Дети:

- В гостях и дома за обедом

Говорить нельзя с соседом

Не нужно чавкать и сопеть,

А также головой вертеть,

Есть спокойно, аккуратно

Будет всем вокруг приятно

Дополнительные ответы детей.

Воспитатель:

- А как следует себя вести в кафе?

Дети: (ответы детей)

 Вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

Заинтересовать детей предстоящей игрой.

 

 

 

 

 

Сформировать умение играть в сюжетно – ролевую игру «Детское кафе»

обеспечение условий для возникновения и развития игровой деятельности

 

 

 

 

 

 

эмоционально-положительного состояния детей; обеспечение активности играющих; направление детей на игру; 

 

 

Расширить кругозор и познавательный интерес к профессиям

Воспитывать уважение к  труду людей  разных профессий и бережное отношение к его результатам.

 

 

 

Развивать умение

согласовывать тему игры; распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий. Налаживать и регулировать контакты в совместной игре.

Закрепить знания о правилах поведения за столом.

Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ложкой); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом; обращаться с просьбой, благодарить.

Коммуникация

Чтение художественной литературы

 

 

 

 

 

Музыка

Социализация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникация

Социализация

 

 

Познание

Социализация Коммуникация

 

Коммуникация

Социализация

5.Обыгрывание сюжета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Физкультминутка.(Развлечение)

 

 

 

 

 

 

Загадывание загадок.

 

7.Вручение подарка.

Воспитатель:

- Молодцы, вижу вы знаете, как надо себя вести и за столом и в общественных местах. Давайте уже отправлять с вами в кафе, а оно у нас не простое, а волшебное, и чтобы в него попасть, мне надо будет сказать волшебные слова (дети встают в круг, воспитатель в центре с «волшебным» зеркалом):

Вот волшебное стекло,

Отражает все оно

Чтобы в сказке очутиться,

Посмотрись, дружок, в него,

Улыбнись, перевернись,

Хлопни, топни – обернись.

Получилось?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Давайте теперь займем свои игровые места и подготовимся к нашей игре.

Вика, веди своих гостей в кафе.

Администратор:

- Здравствуйте, добро пожаловать в кафе «Умка». Занимайте свободный столик, я пришлю к вам официанта!

Посетители:

- Спасибо (мальчики сажают девочек за стол)

Официант:

Здравствуйте, меню, пожалуйста!

Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.

Администратор:

- Извините, в нашем кафе вы можете воспользоваться услугами художника по аквагримму.

Дети:

- Спасибо!

Организаторы праздника во время пауз в период приготовления заказанных блюд устраивают развлекательную программу для посетителей.

Воспитатель:

А я предлагаю игру «Салют»

Рассыплем мы все мячики – и там, и там, и тут»

И скажем громко: «Раз, два, три –

Мячи скорее собери!»

Здесь надо только не зевать

Мячи одного цвета собирать.

 

отгадывание загадок

рисование открыток для именинника

пение песен в караоке,

танцы и др. по желанию детей.

 

В конце игры дети просят счет, расплачиваются и благодарят персонал кафе.

В день рождение дарят подарки, прими  от нас подарок (в коробке передают подарок)

-Спасибо, огромное, друзья! (раскрывает подарок)

-Подарили мне такое – ни за что не отгадать!

Ну такое о котором, можно только лишь мечтать!

Ну такое озорное, непослушное, родное –

Помахало мне хвостом, прямо в нос меня лизнуло

И залаяло потом!

Развивать и обогащать сюжет игры в «Детское кафе» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать атрибуты для игры самостоятельно; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками; развивать умение детей взаимодействовать и ладить друг с другом в совместной игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Познание

Социализация

 

 

 

 

 

 

Художественное творчество

 

Физическая культура

Безопасность

Музыка

 

 

 

 

 

Познание

Музыка

8.Итог игры

 

  

 - Что мы сегодня делали? (ответы детей)

- Хорошо играли? (ответы детей)

- Что больше всего понравилось, а что не очень?

Похвалить детей, которые отличились. Сказать детям, что все постарались, молодцы. Если были какие-либо недочеты – указать ребенку, в чем ему следует потренироваться. Попросить убрать все атрибуты для игры на свои места.

 

Развивать связную речь, грамматический строй  речи, умение делать простые умозаключения, высказываться полными, развёрнутыми  предложениями, сочетать существительные с глаголами и прилагательными.

 

Познание

Коммуникация

Музыка

 

 



Предварительный просмотр:

Технология  проектного обучения

Метод проектов – технология моделирования и организации образовательных ситуаций, в которых обучающиеся выполняют комплекс действий по решению значимой для себя проблемы.

Основные идеи Дж. Дьюи – основоположника метода проектов (в России педагогика Дж. Дьюи стала известна в 20-е годы XX века

Проектная технология направлена:

-на осознание детьми своих интересов и формирование умений их реализовывать;

-приобретение детьми опыта собственной исследовательской деятельности, включая умение ее планировать;

-формирование таких личностных качеств, как умение договариваться и работать в команде;

-применение и приобретение детьми новых знаний (порой и путем самообразования).

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности детей на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Особенности проектной деятельности заключаются в том, что ее участники должны быть мотивированы, адресный характер.

Проблемы при организации проектной деятельности в ДОУ: Несоответствие между традиционной формой организации образовательного процесса и характером проектной деятельности: традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой и т. п. Проектная деятельность, как отмечалось выше, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм.

           

Примеры:

Технология проектного обучения:

История: с давних пор человек интересовался природой и даже боготворил её. Порой он не мог объяснить необычайные явления и процессы, происходящие в природе. Люди преклонялись перед законами природы и создавали себе богов, чтобы те могли оградить их от бед. До наших дней сохранились многие праздники, связанные с прославлением природы.

Проблема: проживая в городе, дети плохо знают сезонные особенности родного края. Дети данной группы любят природу, но у них слишком маленький жизненный опыт и знания. Они не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе. Не могут ответить на интересующие вопросы: «Зачем и куда улетают птицы?», «Зачем падает листва?», «Куда прячутся насекомые?» … Они очень любознательны и хотят все знать, поэтому воспитатели решили проводить углубленную работу по ознакомлению детей с природой через познавательно-исследовательскую деятельность.

Цель: пополнение и обогащение знаний детей по лексическим темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты».

В ходе реализации проекта дети расширяли знания об осени, её признаках и явлениях; представления о многообразии и пользе овощей и фруктов. Дошкольники были вовлечены в разговор во время рассматривания картин, таким образом происходило развитие диалогической формы речи, дети учились вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него. Дети прочитывали наизусть небольшие стихотворения, исполняли различные образы при пении.

Проект реализовывался, используя дидактические, коммуникативные, пальчиковые, малоподвижные игры; непосредственно образовательную деятельность; беседы; рассматривание иллюстраций, открыток; DVD для просмотра презентации об осени; активное взаимодействие с родителями.

Конечным продуктом стало развлечение, выставка поделок из овощей «осенние дары».