Детская одаренность
статья

Ковшова Татьяна Георгиевна

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_odarennost.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Детская одаренность: понятие, признаки, виды и особенности личности одаренного ребенка

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Сам термин одаренность является системным, развивающимся в течение жизни качеством психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В свою очередь одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. [1]

В последние десятилетия на государственном уровне всё чаще встает вопрос о необходимости развития творческой среды для выявления особо одаренных ребят в каждом образовательном учреждении.

После послания Федеральному собранию 06 декабря 2016 года Президент России дал поручение «обеспечить создание с учетом опыта Образовательного Фонда «Талант и успех» сети центров выявления и поддержки одаренных детей, в том числе на базе ведущих образовательных организаций». [2]

В настоящее время в России выстраивается разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Одарённые дети представляют собой потенциал российского общества, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура в будущем.

Они обеспечат модернизацию экономики и инновационное развитие России. Иногда о способностях людей говорят только тогда, когда они исключительные, проявляются как одаренность или приближаются к таланту, что неверно. Одаренность – это совокупность ряда способностей, обусловливающая особенно успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц, обучающихся этой деятельности или выполняющих ее в тех же условиях. Необходимость определить критерии, по которым можно «узнать» одарённых детей возникла в 1996 году, когда был дан старт Федеральной целевой программе «Одарённые дети».

Одарённым ребенком называют ребенка, который:

  • обладает повышенной внимательностью и готов к напряжённой работе;
  • имеет просто неуёмную потребность в труде;
  • его мыслительная деятельность весьма продуктивна.

Одаренность может быть выражена в определенной сфере деятельности, для более объёмного понимания рассмотрим виды одарённости:

  • академическая, когда ребёнок прекрасно учится в школе по всем предметам;
  • интеллектуальная, когда у ребёнка высокий IQ(обычно проводят когда ребенку исполнилось 6 лет);
  • творческая, когда у ребёнка развиты способности к творчеству – рисованию, декоративно-прикладному искусству, сочинительству, музыке;
  • социальная, когда ребёнок – прирождённый лидер;
  • спортивная, когда ребёнок показывает высокие достижения в спорте.

Чаще всего одаренные дети:

  • обладают отличной памятью;
  • любят получать новую информацию;
  • легко учатся;
  • владеют большим словарным запасом;
  • способны классифицировать информацию и опыт;
  • умеют широко пользоваться накопленными знаниями;
  • имеют острое мышление и пытливый ум;
  • обладают хорошей наблюдательностью;
  • могут «с головой» погружаться в какое-то дело;
  • отлично применяют полученные знания на практике;
  • умеют чётко и логично излагать свои мысли;
  • с интересом занимаются несколькими видами деятельности, порой сильно отличающихся друг от друга;
  • с удовольствием читают словари и энциклопедии;
  • прекрасно решают разнообразные (в том числе – житейские) задачи;
  • предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей;
  • остро воспринимают окружающий мир;
  • предъявляют высокие требования к себе и окружающим;
  • способны следить за несколькими процессами одновременно;
  • владеют богатой фантазией и воображением;
  • испытывают неприязнь навязывания готовых схем, ответов и чужих идей;
  • проявляют любопытство в отношении того, как что-либо устроено; – имеют потребность в общении со взрослыми;

Педагог, работающий с одаренными детьми, должен обладать следующими качествами: быть доброжелательным и чутким, разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы, иметь высокий уровень интеллектуального развития, иметь широкий круг интересов и умений, иметь живой и активный характер. Для работы с одаренными детьми, кроме специальных знаний, необходимы такт, терпение и особая деликатность. Точность оценки способностей ребенка в значительной степени зависит от того, насколько внимательны и наблюдательны родители и педагоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детская одаренность. Диагностика детской одаренности.

  В настоящее время проблема детской одаренности достаточно актуальна. В данной статье рассматривается понятие "одаренности", особенности развития одаренных детей, а также диагностика....

Доклад «Одаренность. Признаки детской одаренности»

На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных за...

Понятие "Одаренные дети" и "детская одаренность"

Понятие «Одаренные дети» и «детская одаренность»Словосочетанием – «одаренные дети» (одарённый ребенок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой...

Консультация для родителей "Детская одаренность. Правила общения с одаренным ребенком»

Детская одаренность.Правила общения с одаренным ребенком»...

Детская одаренность Признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка

Для организации практической деятельности каждому педагогу  необходимо определить такие понятия, как «одаренность», «одаренный ребенок», признаки одаренности, виды одаренн...