Конспект на тему: «Профилактика детского травматизма и формирование культуры собственной безопасности»
план-конспект занятия (старшая группа)

Общие мероприятия:

    Контроль (но не надзор!) за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.

  • Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («Нельзя!», «Не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает; поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами»). Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; «упадешь!» «ударишься!». Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: «Смотри под ноги», «Будь внимателен!»
  • Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия
  • Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики
  • Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ивушка» 

Конспект на тему:

«Профилактика детского травматизма и формирование культуры собственной безопасности»

Выполнил воспитатель

старшей группы «Мотыльки»

М.В. Мамонтова

                                                                               

К сожалению, детский травматизм остается одной из наиболее распространенных проблем нашего общества. Травмы причиняют детям физические и моральные страдания, требуют лечения (нередко в стационаре), заставляют отказываться от привычного распорядка жизни, уменьшать двигательную активность. Последствия травм часто становятся причиной серьезных нарушений здоровья и инвалидности.

     Вместе с тем, опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. В первую очередь, родители не должны забывать, что дети требуют особого внимания: они очень подвижны, активны, любознательны, часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности. Ниже перечислены основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей.

Общие мероприятия:

    Контроль (но не надзор!) за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.

  • Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («Нельзя!», «Не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог – кожа покраснеет, может появиться пузырь — это очень больно и очень мешает; поэтому надо быть особенно осторожным с горячими предметами»). Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок; «упадешь!» «ударишься!». Чтобы этого не произошло, гораздо лучше сказать: «Смотри под ноги», «Будь внимателен!»
  • Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия
  • Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики
  • Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост гармоничное физическое и психомоторное развитие.

Картотека бесед по профилактике травматизма с детьми старшего дошкольного возраста.

Тема«Трудовая деятельность»

Цель: Учить детей соблюдать правила безопасности при использовании предметов и инструментов во время проведения трудовой деятельности

(лейки, тряпочки, палочки- труд в уголке природы ;

стеки, ножницы, карандаши, кисточки- ручной труд;

грабельки, лопаточки, совочки, венички- труд в природе).

Материал«Волшебный сундучок» с предметами и инструментами

Ход:

1. Игра с «Волшебным сундучком». Загадать загадку о предмете. Обсудить полезные и опасные стороны этого предмета.

- Для чего нужен?

-Когда невозможно обойтись без этого предмета?

-Чем он может быть опасен, и что делать, чтобы предотвратить травму или опасную ситуацию?

-Как правильно им пользоваться?

2.Выучить пословицу«Каждой вещи - свое место».

3. Подвести детей к мысли, что, если подчиняться правилам безопасности при использовании этих опасных предметов, они приносят много радости и пользы.

Повторить правила:

- Соблюдай осторожность при обращении с любым из этих предметов;

-Все острые, колющие и режущие предметы обязательно надо класть на свои места;

-Не размахивай и не тычь в лицо другим;

-Ножницы при работе должны быть направлены от себя и находиться на уровне груди

-Неси ножницы закрытыми, острые концы зажаты в кулаке (показ);

-После работы ни один из этих предметов не оставляй без присмотра, убери на место;

-Не отвлекай других, если они работают с ножницами, граблями, лопаточкой и др. ;

-Не толкайся, не отбирай у других;

-Не бегай с опасными предметами;

-Делай свою работу спокойно, не отвлекаясь!

Тема«Правила поведения на участке д/сада во время прогулки»

Цель: Учить детей соблюдать правила безопасного поведения на участке д/с;

знать границы своего участка;

напомнить об опасностях, которые подстерегают их на участке.

Материал: Иллюстрации

Ход: Воспитатель демонстрирует детям иллюстрацию и (можно прочитать стихотворение об опасных предметах) рассказывает о должной реакции на предметы незнакомого происхождения. Показывает пакет и спрашивает, знают ли дети, что в нем находится. Дети не знают. Что опасного может быть в нем? Выслушать рассуждения детей. Проигрывание ситуаций:

Попросить показать нескольких детей, как бы они поступили.

Совместное рассуждение воспитателя и детей: никогда нельзя подходить и открывать незнакомые сумки, пакеты! Там может быть взрывное устройство, отравленные предметы, опасные вещи, яды. Нужно обязательно пригласить взрослого и показать!

И нельзя брать пакеты и сумки у незнакомых людей!

Далее воспитатель проводит беседу (с использованием иллюстраций, стихов или загадок) о том, как себя вести правильно на участке д/сада, почему так, а не иначе нужно вести себя детям?

Запомнить правила:

- Выходить на участок д/с и возвращаться с прогулки нужно спокойным шагом.

- Не подходи и не трогай незнакомые пакеты и сумки.

- Не толкать своих товарищей, не ставить подножки, не драться, быть

доброжелательным и вежливым.

-Не покидать территорию своего участка без разрешения воспитателя.

-Не играть с острыми предметами.

-Не бегать с игрушками и не отбирать их у других.

-Не разбрасывать игрушки. Это нужно не только для порядка, а в целях безопасности.

Так как кто-нибудь может наступить на игрушку или другой предмет, упасть и травмироваться.

-Не кидаться песком, землей, снегом.

-Не подходить к собакам и кошкам.

-Не трогать грибы и ягоды и не есть их.

-Не ломать деревья, кусты.

-Не махаться руками на насекомых, не ловить и не убивать их.

-Не подходить к незнакомым людям, если даже они зовут вас.

Тема «Мы любим праздники в д/с»

Цель: Познакомить детей с правилами поведения во время проведения праздников на улице; формировать навыки безопасного поведения; воспитывать взаимоуважение, добрые чувства.

Материал: картинки или фотографии с изображением праздников в д/с, с участием детей.

Ход: 1. Д/упр. «Назови праздник» (с мячом). Сядет тот, кто назовет какой- нибудь праздник.

2. Рассматривание картин. Беседа по ним. Вопросы к детям:

-Что дети делают? Где они находятся?

-За что мы любим праздники?

-Какие праздники мы проводим в муз. зале? Физ. зале?

-А какие праздники мы проводим на улице?

-Как дети себя ведут на празднике?

-А как еще можно и нужно себя вести?

-Какие дети всегда ведут себя так? (Внимательные, вежливые, доброжелательные и др.)

-А вы хотите быть такими же?

-Давайте мы эти правила сейчас повторим и запишем на красивый лист фломастером!

А когда пойдем на прогулку, объясним и подарим малышам эти правила и проведем с ними маленький праздник «Хорошего настроения».

Итак, первое правило скажет Дима (желательно, чтобы каждое правило сказали дети):

• Нельзя шуметь и разговаривать друг с другом, иначе не услышим речь героев (артистов);

• Нельзя толкаться, наступать на ноги друг другу;

• Не загораживать обзор другим детям;

• Не выскакивать вперед без приглашения;

• Не подставлять подножки;

• Обходить лужи и скользкие места;

• Не хватать и не дергать героев за одежду;

• Не наталкиваться друг на друга при беге;

• Остановиться и внимательно посмотреть перед собой, забегая за угол здания;

• Строго выполнять все эти правила!

Тема «Как себя вести в группе»

Цель: Воспитывать у детей правила поведения и общения в помещении детского сада

(в группе, спальне, приемной). Развивать умение подчиняться правилам

безопасности, желание беречь свое здоровье и здоровье окружающих.

Материал: сюжетная картина (в методкабинете, Губка БОБ- кукла (или медвежонок).

Ход: 1. Приходит кукла- Губка Боб Квадратные Штаны в группу.

Обыграть ситуации:

*пока он «бежит» (а не идет) ударяется об угол стола;

*затем спотыкается об брошенную игрушку;

*захотел достать со шкафа предмет, залез на стул и упал;

*чуть не залез на окно, увидев там собачку (игрушку);

*когда, наконец его усадили на стул, он сидит и раскачивается.

С детьми обсудить все эти ситуации, (воспитатель объясняет детям, что Боб- мягкий, а если бы с детьми случилось такое, пришлось бы вызвать врача скорой помощи по тел. -03, объяснить Бобу, что он делал не правильно, почему себя так вести нельзя, а как правильно себя вести (озвучить ПРАВИЛА) и показать сюжетную картину.

2. Рассматривание сюжетной картины, где все дети заняты своим делом, никто не шумит, не бегает, не толкается, в группе порядок и т. д. Беседа по ней. Также рассказать (обсудить) детям о правилах поведения в спальне и приемной комнате.

Привести детей к мысли, что НАДО подчиняться правилам безопасности, т. к. это нужно для сохранения жизни и здоровья- своего и других людей!

*Разбросанные игрушки могут послужить причиной падения, ушиба.

Порядок в группе не только для чистоты, но и для безопасности!

*Нельзя залезать на подоконник, стол и шкафы.

Если не можешь достать, попроси воспитателя!

*Очень опасно бегать по группе, спальне и приемной: острые углы мебели могут стать причиной травмы, столкнувшись с другим ребенком можно получить сильный ушиб!

*Не бери мелкие игрушки в рот- ты можешь нечаянно проглотить их и подавиться!

*Раскачиваться на стуле нельзя! Потеряв равновесие, ты упадешь и ударишься!

*Во время игр с водой следи, чтобы вода не попала на пол.

Мокрый пол очень скользкий, поэтому опасен для тебя!

*Во время приема пищи не разговаривай, тщательно пережевывай пищу!

*Обувь всегда должна быть застегнутой и удобной, без длинных шнурков!

*Приносить в д/с жевательную резинку запрещено во избежание несчастных случаев!

Тема«Передвигаемся по детскому саду»

Цель: научить детей правилам безопасного передвижения по детскому саду;

Воспитывать выдержку, желание осознанно правильно вести себя в

помещении д/с.

Материал: карта-схема д/сада;фотографии детей: идут по коридору; поднимаются по лестнице (спускаются); просмотр театр. представлений в муз. зале;

заходят в физ. зал, и т. д. Кукла Незнайка (или взрослый).

Ход: Вопросы к детям:

- Куда мы ходим по д/саду? Какие помещения есть в д/с? (Музыкальный зал, физкультурный зал, медицинский кабинет и др.)

- Как нужно себя вести, когда мы передвигаемся по д/с?

Приходит Незнайка, приносит фотографии. Рассматривание и обсуждение фотографий. Незнайка показывает, как он себя ведет в той или иной обстановке (толкается, спорит, не хочет стоять с кем-то или сзади, дергает за косичку девочек, ущипнет, наступает на ноги, балуется, говорит громко, машет руками, пинается, в театре вскакивает и орет, не здоровается со взрослыми в коридоре, на лестнице не держится за перила).

Объяснить Незнайке, что так себя вести ни в коем случае нельзя, и еще раз показывают, как нужно правильно вести себя, главное- почему так надо вести! Можно показать картинку, где ребенок лежит в больнице, обсудить ситуацию.

Незнайка обещает исправляться.

Воспитатель показывает детям карту- схему помещений д/сада, объясняет, где что находится.

Повторение правил вместе с Незнайкой (можно озвучить в магнитофонной записи):

-Спускаясь по лестнице, идти нужно друг за другом, спокойным шагом, не толкаясь, держась за перила;

-Двигаться по коридорам д/с надо спокойно, придерживаясь правой рукой стороны коридора;

-Осторожно переходи пересечения коридоров, потому что ты не видишь, кто может идти тебе навстречу;

-При движении по коридорам всегда смотри вперед, чтобы не натолкнуться на выступы в стенах или на нянечек, спешащих с кастрюлями на кухню и обратно;

-Коридоры и лестница- не место для игр и баловства. Помни об этом!

-Не открывай двери ногой, также не открывай их резко, т. к. с той стороны двери может находиться человек, и ты его поранишь! (Ой, ребята,-

Верь, не верь,-

От меня сбежала дверь.

-Прощай,- сказала,- дорогой,

Ты открывал меня ногой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей на тему: Профилактика детского травматизма зимой

Каждую зиму детский травматизм увеливается примерно на треть. Какие травмы типичны для этого времени года, и как их избежать?...

Консультация на тему: "Профилактика детского травматизма зимой"

В консультации размещён материал для родителей по профилактике детского травматизма зимой. Какие травмы типичны для этого времени года, как их избежать......

Консультация для родителей на тему: "Профилактика детского травматизма дома, на улице и во дворе."

В этой консультации даны рекомендации для родителей по профелактеке травмотизма дома, на улице и во дворе....

Консультация для родителей на тему:"Профилактика детского травматизма"

Лето – самое любимое время года у детей. Дети летом больше играют, больше двигаются, а значит, летом повышается детский травматизм. Запретить ребёнку познавать мир невозможно. Дело родителей &nd...

Наглядная информация для родителей на тему "Профилактика детского травматизма в летний период".

Предупреждение детского травматизма – одна из самых актуальных проблем нашего времени. За жизнь и здоровье детей отвечают взрослые, и в первую очередь именно родители должны создать безопасные у...

Буклет для родителей на тему: "Профилактика детского травматизма"

Буклет для родителей на тему: "Профилактика детского травматизма"...