Использование нетрадиционных техник рисования в самостоятельной деятельности и дома.
консультация
Консультация для родителей и воспитателей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netraditsionnye_tehniki_risovaniya_v_samostoyatelnoy_deyatelnosti_i_doma.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование нетрадиционных техник рисования в самостоятельной деятельности и дома.
Под большим впечатлением результата на занятиях изобразительной деятельности дети стали использовать нестандартные способы рисования в самостоятельной деятельности в детском саду и дома, где столкнулись с непониманием некоторых родителей. Когда ребёнок захотел отразить на бумаге свои эмоции и наблюдения, взрослые проявили интерес к чистоте в доме, аккуратности и гигиене ребёнка, а не к его творческому порыву. Поэтому необходимо, работая с детьми не исключать и работу с родителями. Они – составная часть группы дошколят, наш пример для детей и всесторонняя поддержка.
Мы предлагаем вам несколько вариантов нетрадиционной техники рисования, которую вы можете попробовать дома со своим ребенком.
Сложности некоторых техник нестандартного рисования:
Поэтапное объяснение и показ техники;
Проводить процесс работы индивидуально;
Следить за мерами безопасности ребенка при работе с необычными изобразительными материалами;
Не ограничивать желания ребенка дополнять рисунок своими элементами, деталями декора и т.п.;
Для личной гигиены ребёнка необходимы фартук, нарукавники, салфетки.
Распыление краски на лист бумаги.
Способ рисования: на ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.
Сложность техники: Из- за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до и, по необходимости, во время работы.
Примерные темы для использования техники: “Листопад” (с трафаретами из природного материала), “Космос” (с трафаретами из бросового материала), “Снежинки” и т.д.
Мармарирование листа бумаги.
Способ рисования: в ёмкость с водой капают несколько разноцветных капель краски для мармарирования, делают палочкой разводы и на поверхность этого слоя кладут лист бумаги, на котором остаются неповторимые разводы краски. Лист аккуратно выложить на салфетку для просыхания.
Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения краски, только индивидуально.
Примерные темы для использования техники: “Море”, “Бабочка”, “Рамки для работ” и т.д.
Рисование мыльными пузырями.
Способ рисования: Вариант № 1. В несколько ёмкостей с жидким мылом (1 ч. ложка воды к 1 ст. ложке мыла) добавить разную краску (5 ст. ложек на одну порцию), дуть в трубочку до образования мыльных пузырей и обмакнуть лист бумаги о них. Получится воздушно- сказочное изображение.
Вариант № 2. За день до предлагаемого занятия необходимо смешать 80 мл. темперной краски и 80 мл. средства для мытья посуды в лотке ёмкостью 1 литр, помешивая добавить воды до краёв лотка. Таким способом развести 2-3 краски разного цвета. Отстоять смеси 12-14 часов. Для того, чтобы пузыри получились крупные и долго не лопались необходимо добавить несколько ложек сахара. С помощью соломинки подуйте в раствор, чтоб получились пузырьки. Аккуратно надавите бумагой на пузырьки, которые лопнут и оставят след. Повторить процедуру с каждым цветом.
Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру нанесения пятен только индивидуально. Следить за мерами безопасности детей при работе с мылом.
Примерные темы для использования техники: “Открытка маме”, “Лоскутный коврик”, “Смешарики” и т.д.
Рисование крупными бусинами.
Способ рисования: на дне упаковки фиксируется лист картона и на нём крепится силуэтное изображение. После крупные бусины делятся и обмакиваются в 4-5 ёмкостях с разной разведённой краской и выкладываются по краям картона. Упаковка закрывается и хаотично встряхивается. Далее аккуратно извлекается картон и освобождается от силуэтной вставки.
Сложность техники: Работу необходимо делать в перчатках и в фартуке. Проводить процедуру рисования поэтапно, а так же индивидуально или по подгруппам. Понадобится помощь неуверенным детям.
Примерные темы для использования техники: “Паутинка”, “Вьюга”, “Салюты” и т.д.
Остальные используемые техники такие, как: ниткопись, рисование по мокрому слою бумаги, рисование витражными красками, воскография, ладошковая и пальчиковая живописи, рисование поваренной солью по слою краски, оттиски бросовым материалом, монотипия, процарапывание по густому слою краски, трафареты, штампы, наложение целлофана на мокрый слой краски, обводка контуром из тюбика, рисование восковым пластилином, штриховка восковыми мелками или фломастерами, рисование ватными палочками или концом кисти, аппликация с использованием природного и бросового материалов для декоративного оформления работы, лепка из солёного теста, оригами воспринимаются с таким же интересом и восторгом.
6. Не исключается оформление рамкой каждой работы, созданной по задумке детей или с помощью родителй, с использованием нестандартных видов рисования или аппликации. Тем самым развиваются художественно-декоративные способности детей.
Метод «ТЫЧКА» (рисование жесткой полусухой кистью)
Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Для этого есть несколько способов.
Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски. Поэтому очень важно, чтобы ребенок набирал гуашь только на кончик ворса и начинал рисовать слева направо, не оставляя промежутков.
Материалы: Альбомный лист бумаги, простой карандаш, гуашь, жесткие и мягкие кисточки, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
Рисуем простым карандашом контурное изображение животного (детям старшего возраста контуры животных можно не намечать).
На сухую жесткую кисточку набираем совсем немного гуаши нужного цвета и, держа кисть вертикально (кисточка стучит "каблуком"), делаем сверху "тычки", располагая их внутри и по краям силуэта животного.
Когда краска подсохнет, нарисуем животному кончиком мягкой кисточки глаза, нос, рот, усы и другие характерные детали.
Варианты работ: тычком жесткой полусухой кисти можно рисовать котенка, собаку, овечку, козу, ежа, гриву льва, снеговика, снег, елку, сосну, лес, солнце, цветы (одуванчики, подсолнухи) и многое другое.
МОНОТОПИЯ.
С помощью предметной монотопии можно изобразить необычным способом симметричный предмет (бабочку, жука, цветок). Пейзажная монотопия открывает возможность рисовать природу и получать оттиск в зеркальном отображении (как в воде). Отпечаток получается только один. Отсюда и название - монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток). С помощью рисования техникой «монотопия» - получаются идеально симметричные предметы или великолепные пейзажи.
Материал.
Лист альбомной бумаги, гуашь, широкая и тонкая кисточки, баночка с водой, палитра, тряпочка.
Ход работы:
1. Лист бумаги складываем пополам по вертикали, чтобы появилась линия сгиба и, разворачиваем.
2. На правой половине листа рисуем правую половину бабочки.
3. Затем левую половину листа смачиваем водой при помощи широкой кисти, лист опять складывается по линии сгиба, прижимаем для получения отпечатка.
4. На развернутом листе появляется целая бабочка.
Варианты работ. Предметной монотопией можно изобразить ската, жука, паука, осьминога, цветок в горшке, мячик, солнце и другие симметричные предметы.
Если надо изобразить пейзаж, то лист кладется вертикально, складывается пополам. На верхней части рисуется пейзаж. Затем нижняя часть листа смачивается, складывается и распрямляется. Исходный пейзаж можно опять оживить красками.
Перед складыванием, если рисунок уже подсох, его следует быстро оживить красками.
ДИАТИПИЯ.
Техника диатипии (от греческого dia - сквозь, через) – считается разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Техника необычна тем, что выполняется рисунок на органическом стекле, а изображение остается на мокром от воды листе бумаги. Отсюда и второе название "водяная печать". На той стороне,
которая была прижата к стеклу или картону, получится оттиск – выпуклый зеркальный рисунок с интересной фактурой и цветным фоном.
Материал.
Глянцевый картон (или органическое стекло), тонкий лист бумаги, гуашь, широкая кисточка, простой карандаш или просто заостренная палочка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1. На глянцевый картон или оргстекло наносим толстой кистью морской пейзаж – море и небо.
2. Намочив лист бумаги, кладем его сверху на изображение, слегка прижав лист к картону.
3. Простым карандашом на обратной стороне листа делим море и небо горизонтальной линией, в центре рисуем и закрашиваем небольшой парусник, скалы, вверху – солнце, облака.
4. Осторожно снимаем тонкий лист с картона, у вас получается отпечатанное море с выпуклыми скалами, парусником и небо с солнцем и облаками.
Варианты работ.
Используя приемы работы в технике водяной печати можно изобразить элементы природы, дождливую погоду, различные пейзажи (море, горы, лес, долина) и т.д. Попробуйте оттиснуть чайку, парящую в небе, выпуклое дерево или лес, горы, дом и т.д.
Желательно не давить сильно руками на бумагу. Там, где ребенок прижмет сильнее - краска отпечатается лучше. Можно использовать вместо гуаши - акварель. Попробуйте не закрашивать изображенные предметы, а только обвести контуры рисунка заостренной палочкой. Некоторые участки изображения можно выделить акварелью или золотой или серебряной гуашью.
ТИСНЕНИЕ
Тиснение – это очень увлекательное занятие. Однообразно заштриховывая лист бумаги, вдруг обнаруживаем, что на нём постепенно проступают рифленые поверхности.
Материал
Лист тонкой бумаги, монетка или выпуклое изображение динозавра, простой карандаш.
Ход работы
1. Кладем лист бумаги на монетку.
2. Простым карандашом заштриховываем выступающую над монеткой часть бумаги, пока не появится вся рифленая поверхность.
Варианты работ
Закрашивать можно различную рифленую поверхность (пластмассовую доску с маленькими пупырышками или дырочками, рифленый картон, открытки с выпуклыми рисунками, наждачную бумагу, кружевные воротнички или салфетки, толстую пряжу, силуэты из бумаги, листья деревьев и т.д.). Цветные, проступившие поверхности можно применять вместо цветной бумаги для аппликации стен дома, замка или цветочка и т.д.
При тиснении можно использовать цветные карандаши или восковые мелки. Следите, чтобы ребенок левой рукой придерживал штрихуемый предмет и лист бумаги.
Обрывание бумаги
При изготовлении аппликации этим способом ножницы не нужны. Цветная бумага обрывается по намеченному контуру, образуя детали с неровными «мохнатыми» краями. Детали смазываются клеем и наклеиваются на основу. Эта техника подойдет для передачи пушистой, объемной и мягкой фактуры предмета.
Материал
картинка-основа;
цветная бумага;
самодельный клейстер (или клей ПВА);
поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея);
клеенка-подкладка.
Рекомендации:
В данном случае клей или клейстер удобнее наносить поролоновым тампоном или кисточкой. Лучше использовать цветную одностороннюю тонкую бумагу, которую удобно обрывать вдоль контура.
Варианты работ:
кучерявое тело барашка или облако, пушистый котенок или цыпленок, пышная роза, гвоздика или другой цветок, колючий ежик, косматая гриву льва, снеговик, лучистое солнышко, морские волны, зеленая травка, крона деревьев и мн. др.
АКВА
Аква – с английского языка переводится как вода. Так что из названия становится ясно, что эта техника связана с большим количеством воды. Как вода может повлиять на изображение? Интересно? Тогда познакомьтесь с приемами техники акватуши.
Материал. Плотный лист, гуашь, черная тушь, широкая кисть, баночка с водой, широкая мисочка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1. На листе гуашью разных цветов крупно рисуем любой предмет, например, гриб.
2. Когда гуашь подсохнет, покроем весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).
3. Промоем высохший рисунок под струей воды. При этом тушь, нанесенная поверх красок, смоется почти полностью , а та часть листа, которая покрыта только тушью, останется черной.
Варианты работ
С помощью «акватуши» можно нарисовать дерево, цветок, птицу или животное, дом, человека – что угодно.
Если тушь будет плохо смываться, рисунок можно осторожно потереть губкой.
Когда рисунок побывает в воде, то останется черный фон с интересным размытым белесым рисунком в центре.
Рисовать можно разными инструментами – кистью, поролоновым тампоном, краем полоски плотной бумаги, птичьим пером, зубной щеткой и ватной палочкой. У каждого из этих предметов своя специфика.
РИСОВАНИЕ ВАТНОЙ ПАЛОЧКОЙ
Получающиеся картинки, нарисованные точками, похожи на древние фрески. Оформив рисунок ребенка рамкой, вы можете украсить его комнату картиной «собственного производства».
Материал
Половина альбомного листа, простой карандаш, ватные палочки, гуашь (или акриловые краски), баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
1. Простым карандашом намечаем контуры крупного предмета, например бабочки.
2. Затем на кончик ватной палочки набираем гуашь определенного цвета и рисуем по контуру силуэта бабочки, чтобы получались точки. Для того, чтобы сменить цвет, приготовьте чистую ватную палочку.
3. Из точек на крыльях бабочки составляем различные узоры: цветы, разноцветные полоски, геометрические формы и т.д.
Варианты работ:
Точками можно рисовать что угодно – бабочку, стрекозу, змею, рыбу, ежа, медузу, зверей, деревья, пейзажи и т.д.
С детьми более старшего возраста можно рисовать более мелкие предметы и сразу ватной палочкой без наметок простым карандашом.
ОТПЕЧАТКИ ЛИСТЬЕВ.
Осенью так и хочется набрать красивых опавших листьев и принести их домой. Листья можно засушить, но тогда они станут ломкими. Для данной техники рисования нужно использовать свежесобранные листья. Ребенок может сделать отпечатки листьев с разных деревьев. И все они будут выглядеть как настоящие.
Материал.
Альбомный лист, опавшие листья с разных деревьев, гуашь, широкая кисть, баночка с водой, клеенка (подложить под раскрашиваемые листья).
Ход работы.
1. Берем листик клена, кладем его гладкой стороной на клеенку и обильно закрашиваем изнаночную сторону листика гуашью такого же цвета.
2. Пока гуашь не засохла, листочек прикладываем окрашенной стороной к чистому листу бумаги и плотно прижимаем, чтобы он отпечатался целиком. Следите, чтобы ребенок не двигал прижатый листик.
3. Затем листик убираем, а отпечаток, при необходимости, прокрашиваем в не пропечатанных местах.
Варианты работ.
Делайте отпечатки с листьев разных деревьев, цветов, веток или травинок. Можно сделать праздничную открытку или сюжетную картинку. Попробуйте выложить и отпечатать листья в виде животных: бабочки, гусеницы, лебедя и т.д. Используйте различные цвета и необязательно однотонные. Смешивайте краски прямо на листьях или заранее на палитре.
Предыстория.
Вы помните, что Пятачок собирался подарить Ослику Иа на его день рождения? Воздушный шарик! Пятачок весело бежал по лесу и вдруг…бум! Пятачок, конечно, огорчился, но Ослик Иа смог найти применение этой «резиновой тряпочке». Лопнувший шарик без труда был помещен в горшке из-под меда, который ему подарил Вини-Пух. Детям можно предложить познакомиться с еще одним применением воздушного шарика, только не лопнувшего, а настоящего, надутого.
Материал.
Прочный шарик, наполненный воздухом или гелем, гуашь, широкая мягкая кисточка, баночка с водой, тряпочка, скотч.
Ход работы
1. Закрепляем шарик на столе за «хвостик» или веревочку при помощи скотча.
2. Задумываем изображение. Например, мы хотим изобразить веселое лицо.
3. Набираем гуашь (без воды!) на кисточку и рисуем глаза, нос, рот.
4. Если надо сменить цвет – тщательно промываем кисточку в воде и вытираем тряпочкой.
5. По окончании работы даем шарику полностью высохнуть.
Варианты работ.
С помощью краски (или фломастеров) на воздушном шарике можно изобразить что угодно: лицо человека, деревья, цветы, животных, транспорт, солнце, написать свое имя или оформить шарик под пасхальное яйцо.
На шарике можно не только рисовать, но и выполнять аппликацию при помощи цветной бумаги, ваты, фольги, ткани, ниток и соответственно ножниц, скотча и клея ПВА. Можно получить симпатичных насекомых (с приклеенными скотчем крылышками) или девочек (с длинными косичками из ниток).
Можно использовать разные по форме и размеру шарики.
Оживлять шарик можно в виде конкурса на празднике. Тогда восторгу детей не будет предела! Ведь раскрашивание объемного воздушного пузыря – очень увлекательно. А когда веселые шары будут готовы, можно понаблюдать, как они двигаются и перемещаются по воздуху.
СИЛУЭТНЫЙ.
Перед тем, как научить ребенка обводить силуэты карандашом, познакомьте его с другим увлекательным способом передачи контуров предмета – тампонированием. Это намного легче и впечатлительнее!
Получается, как фокус. Поднимаешь шаблон и видишь на бумаге пушистый, легкий, воздушный, прозрачный контур, а дальше остается довести его до задуманного образа.
Материал.
Альбомный лист, вырезанный из картона силуэт медвежонка, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью, поролоновый тампон (или тампон из марли), гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы:
1. Прикладываем силуэт к листу бумаги придерживаем его левой рукой.
2. В правой руке – поролоновый тампон. Набираем на него гуашь и методом «тычка» легкими прикосновениями тампона обводим силуэт по контуру.
3. Осторожно убираем шаблон и получаем на бумаге четкий и ясный силуэт медвежонка.
4. Тонкой кисточкой оформляем медведю мордочку, дорисовываем мелкие детали.
Варианты работ.
С помощью такого тампонирования удобно передавать контуры пушистых животных: зайчат, цыплят, бельчат, щенят или добрых снеговиков.
Мокрые картинки
Предыстория:
Маленькие дети очень любят возиться с водой и красками. Поэтому от этого занятия они будут в восторге! К тому же мокрый лист позволяет краске самой растекаться и смешиваться, образуя новые цвета и причудливые сочетания.
Материал
лист бумаги для акварели;
акварельные краски;
широкие и тонкие мягкие кисточки;
баночка с водой;
тряпочка.
Ход работы:
1. Широкой кистью на лист бумаги нанесем много воды.
2. Ребенок на тонкую кисточку набирает акварельную краску и дотрагивается ею до листа бумаги в нескольких местах. Точка начинает расползаться.
3. Свободные места заполняются растекающимися точками других цветов.
4. Вместе с ребенком подумайте, что напоминает его картина. Дайте название детской работе.
Варианты работ:
Такой техникой можно нарисовать дождливую осень, разбрызгивающийся салют, ковер из осенних листьев, морские дали, небосвод и т.д.
Можно попробовать рисовать на мокром листе фломастерами, меловыми или пастельными мелками, сангиной.
С детьми 5-6 лет попробуйте нарисовать зверя из множества пятен. На мокрый лист бумаги поставьте много маленьких расползающихся клякс (на произвольном расстоянии друг от друга), а затем тушью (при помощи палочки) обведите контуры воображаемого животного. Кляксы будут имитировать шерсть животного.
Бумажные комочки
Предыстория
При изготовлении аппликации этим способом тонкая бумага или салфетки рвутся на маленькие или большие кусочки. Каждый кусочек при помощи пальцев рук или ладоней сминается, а затем скатывается в комочек нужной формы. В зависимости от размера кусочка бумаги получается и величина комочка. Затем маленькие комочки или большой комочек наклеиваются на основу.
Материал
Картинка-основа с нанесенным контуром предмета;
цветная бумага;
самодельный клейстер (или клей ПВА);
поролоновый тампон (или жесткая кисточка для клея);
клеенка - подкладка.
Ход работы и варианты работ:
1 прием. На большой комочек с помощью кисточки или поролонового тампона наносится клей или сам комочек опускается в блюдечко с клеем и наклеивается на основу. Большой комочек может выступать как готовый предмет (облако, сугроб снега, снежный комок, яблоко, помпон на шапке и т.п.) или, как деталь предмета, например, туловище медвежонка, цыпленка, зайчонка, паука, снеговика и т.п. Из больших комочков бумаги можно даже делать объемные поделки.
2 прием. Наклеивать маленькие комочки можно двумя способами. С маленькими детьми клей наносится на картонную основу и засыпается бумажными шариками. С более старшими детьми, когда требуется сделать более аккуратную работу - каждый комочек смазывается клеем при помощи кисточки или пальчика. Аппликация из маленьких шариков обыгрывается, как ягоды рябины, цветочки на лугу, украшения для матрешки или клоуна, орешки на дереве, конфетки в вазе, звезды на небе, падающий снег или дождь, бусинки для бус, панцирь черепахи, шляпка гриба, шерсть верблюда, барашка, пуделя, зайчонка, белки, колючки ежика и т.д.
3 прием. Можно не скатывать кусочки салфеток или бумаги в шарики, а просто слегка смять, придав им определенную форму – например, листика с дерева, лепестка от цветочка, крылышка бабочки и т.д.
Мозаика из кусочков бумаги
Предыстория. При этом способе аппликации маленькие круги, треугольники, квадраты или обрывные кусочки цветной бумаги наклеиваются на сюжетную основу или заполняют изображение внутри нанесенного контура. Ребенок смазывается каждый кусочек бумаги клеем при помощи кисточки и наклеивает на фон. Можно и наоборот – нанести клей на основу и распределить по клеевой поверхности кусочки бумаги.
Материал
Фон-основа с нанесенным контуром предмета;
цветная бумага;
самодельный клейстер (или клей ПВА);
жесткая кисточка для клея;
клеенка-подкладка.
Рекомендации:
Так как детали маленькие, клей или клейстер удобнее наносить пальчиком или тоненькой кисточкой. Лучше использовать цветную двустороннюю тонкую бумагу, которую удобно рвать на маленькие кусочки.
Варианты работ
1 приём. Наклеивать на сюжетную основу можно кусочки бумаги в виде падающих листьев или снежинок, капелек дождя, семечек, гороха или зернышек для птичек, корма для рыбок, звездочек на небе, рыбок в речке, цветочков в поле и т.п.
2 приём. Наклеивать внутри контура можно пятнышки на жирафе, точки на спинке божьей коровки, украшения на свитере, игрушки на новогоднюю елку, яблоки на яблоне и т.п.
3 приём. Можно предложить выложить внутри всего контура бумажной мозаикой «кучеряшки» на теле барашка, чешую на рыбке, шерсть на собачке, медведе и др. животных, перья на птицах, колючки на ежике, крону листьев на дереве, облака, льдины и т.д.
4 приём. Кусочками бумаги можно полностью выложить контурное изображение любого предмета – яблока, цветочка, домика, бабочки, змеи и т.д. Но такие кропотливые задания можно предлагать детям только 4-7 лет.
Необычное рисование: оттиски
Если нужно передать фактуру предмета, то нам на помощь приходят оттиски различными материалами с текстурированной поверхностью: поролоновым тампоном, смятой бумагой, полиэтиленом, пенопластом, ластиком, веревкой для белья, закрепленной на конце толстого бруска, и т.д.. Ребенок учится экспериментировать новыми материалами. И это доставляет ему огромное удовольствие. Ведь с помощью оттисков можно добиться потрясающего сходства с действительностью – передать пушистость, мягкость, ноздреватость, кучерявость, колкость и т.д.
Материал. Альбомный лист, простой карандаш, мисочка со штемпельной подушечкой, пропитанная гуашью (или блюдце с краской), поролоновый тампон, гуашь, кисточка, баночка с водой, тряпочка.
Ход работы
Простым карандашом намечаем контур предмета, например, овечки.
Затем кончик поролонового тампона прижимаем к штемпельной подушке с краской и делаем отпечатки на силуэте овечки. Если надо использовать новый цвет, необходимо взять другую мисочку со штемпельной подушкой и чистый инструмент для рисования.
Когда краска подсохнет, овечке тонкой кисточкой дорисовываем рога, глаза, хвост.
Варианты работ. С помощью оттисков поролоновым тампоном, комком смятой бумаги или полиэтилена можно нарисовать елку, животного, птицу, крону дерева, сугробы снега, снеговика. Отпечатки поролоном пригодятся для передачи фактуры дома, одежды, шерсти животного. Веревкой для белья изобразим змею, овечку, облака. Ластиком отпечатаем каждый кирпичик на кремлевской стене или плетенную корзинку.
Рисуем ладошками
Один из самых первых инструментов, при помощи которого можно создавать яркие и оригинальные шедевры, – это детские ладошки. Шлеп, и отпечаток готов! А теперь вглядываемся, что нам напоминает оставленный на бумаге след? Добавим несколько штрихов, и отпечаток ладони становится осьминогом, белым медведем или ёжиком. Дети очень любят такие увлекательные превращения. Ведь знакомые ребенку ладошки могут преобразовываться во вполне узнаваемые предметы.
Для занятия вам понадобится:
альбомный лист или цветная бумага любого цвета;
широкие мисочки (можно использовать одноразовые тарелки) с разведенной водой гуашью (или пальчиковыми красками);
гуашь;
тонкая и широкая кисточка;
мисочка с водой, чтобы помыть руки;
тряпочка.
Ход работы
1. В начале занятия потренируйте ребенка делать отпечаток сухой ладонью.
2. Набрать краску на ладонь можно двумя способами: ребенок опускает в мисочку с гуашью всю ладонь, или взрослый широкой кисточкой наносит слой краски непосредственно на ладонь малыша.
3. Ребенок делает отпечаток внутренней стороной растопыренной ладони на бумаге. Если по замыслу нужно, чтобы пальцы смотрели вниз, переворачиваем лист бумаги уже с готовым отпечатком "вверх ногами".
4. Когда отпечаток ладони на бумаге высохнет, доводим его до нужного образа, например , свинье дорисовываем на отпечатке большого пальца глаза, нос-пятачок, треугольные уши, с другой стороны - хвост-крючок.
Маленькие хитрости:
Из отпечатков ладони можно получить лебедя, гуся, голубя, птичку, ежика, слона, свинью, барашка, белого медведя, лошадь, рыбу, медузу, осьминога, дерево, куст, цветок, кленовый лист и т.д.
Если соединить вместе большие пальцы и сделать отпечаток сразу двух ладошек, получится краб или бабочка.
Ставить отпечатки можно тыльной стороной пальцев (морской конек), большим пальцем (туловище рыбы, краба или паука) или боковой стороной кулачка (отпечаток следа человека).
Можно сделать два отпечатка одной и той же ладонью, чтобы не пачкать другую.
Рисовать ладошками можно на листах бумаги большого формата.
Детей постарше можно учить обводить контур ладони простым карандашом, а затем доводить до нужного образа при помощи цветных карандашей.
Рисуем пальчиками
Даже для самых маленьких детей рисование может стать одним из самых любимых и полезных занятий. Малыши в возрасте 1-2 лет еще не могут изображать предметы. К тому же они такие непоседы! Поэтому самый доступный способ рисования для таких малышей — пальчиками. И действительно, что может быть проще – макай пальчик в краску да малюй… Даже у начинающего рисовать малыша получаются очень красивые работы Трудно испортить картину, на которой в произвольном порядке пальчиком натыканы ночные звезды или разбросаны по земле ягоды красной рябины для голодных птиц.
К тому же в последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками – они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды. Можно и самим приготовить краски для рисования пальчиками.
Самый легкий способ - развести гуашь небольшим количеством воды, добавив в неё несколько капель моющего средства для мытья посуды или крахмал.
Более сложный рецепт - сварить густой кисель из 1,5 ст. ложки крахмала и стакана воды, остудить, разделить на несколько частей. В каждую порцию добавить пищевой краситель разных цветов. Безопасные и недорогие пальчиковые краски готовы.
Пальчиком легче всего рисовать точки. Ребенку будет интереснее украшать точками заранее нарисованные предметы (мухомор, подсолнух, божью коровку, рисовать яблоки на яблоне, кружочке на платье и т.д.) или дополнять сюжетные картинки (рисовать падающий снег или дождь, горошек для петушка, зернышки для цыплят и т.д.). Для начала можно предложить ребенку рисовать пальчиком на подносе с манкой, солью или речным песком.
Ход работы
1. Ребенок опускает кончик пальчика в краску. Следите, чтобы малыш неглубоко опускал пальчик в баночку с краской.
2. Покажите малышу, как ставить на листе бумаги пальчиком точки, рисовать мазки, проводить линии. При необходимости возьмите руку ребёнка в свою и нарисуйте несколько точек.
3. При смене цвета пальчик промываем в мисочке
Консультация для родителей разных возрастных групп: «Нетрадиционные способы рисования и аппликации с детьми дома»
Воспитатель: Федоренко Е.Г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование нетрадиционных техник рисования в совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Цель нетрадиционных техник – раскрыть и развить потенциальные художественные способности, заложенные в ребенке.Задачи:1. Сформировать устойчивый интерес к художественной деятел...
КВН ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"
НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С КОЛЛЕГАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФАНТАЗИИ И ТВОРЧЕСТВА, ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗНАНИЙ О НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИКАХ РИСОВАНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
Наличие собственного инновационного педагогического опыта «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей»
Собственныйо инновационный педагогический опыт по теме: «Использование нетрадиционной техники рисования в совместной деятельности педагога и детей» ...
Консультация для родителей на тему: "Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома".
Консультация для родителей...
«Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду и дома»
Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет восхищает. Важную роль игр...
«Использование нетрадиционных техник рисования в детском саду и дома»
Консультация для родителей на тему: «Использование нетрадиционных техник рисованияв детском саду и дома»...
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»
Открытое занятие для педагогов по рисованию: «Использование нетрадиционных техник рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста «Летний дождик»...