Проект "Масленица"
проект (старшая группа)
Краткосрочный проект "Масленичная неделя" для детей старшего дошкольного возраста. Цель; познакомить детей с историей возникновения праздника , формировать интерес к традициям и обычаям русского народа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maslenits.docx | 71.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Паспорт проекта «Масленица»
Цель проекта:
знакомство учащихся с народным праздником Масленица;
воспитание любви к своей Родине;
развитие смекалки, выносливости;
Задачи:
возрождение интереса к обрядовым русским праздникам;
воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;
обогатить духовный мир;
провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы
Тип проекта:
по числу учащихся – групповой, разновозрастной по доминирующему методу – игровой, творческий;
по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);
по продолжительности – краткосрочный;
Ожидаемые результаты проекта:
Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
Повышение познавательного интереса к родной истории.
Понедельник
«Встреча»
Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.
- беседа «Что за праздник, Масленица?»
- рассматривание альбома «Масленица»
- поговорки про масленицу
- заучивание стих-я «Масленица»
- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы
Вторник
«Заигрыш»
Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.
- беседа «Как отмечать Масленицу»
- п/и «Горелки», «Звонарь»
- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»
- разучивание масленичных закличек
Среда
«Лакомка»
Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.
- слушание песни «Песня блинам»
- разучивание стих-я «Про Масленицу»
- слушание песни «Как на Маслянской неделе»
- приготовление теста для блинов
- чаепитие с блинами в группе
Четверг
«Разгуляй»
Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- игры-эстафеты «Перетягивание каната»
«Снежный тир»
«Кто быстрее на метле»
п/и «Заря», «Анюта»
Пятница
«Посиделки»
Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. . Воспитание уважительного отношения к народным традициям.
- продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки)
- катание на лошадях
- лакомство блинами
Педагогический проект «Масленичная неделя». Масленица – это старинный языческий праздник, наполненный народными песнями и обычаями. Масленица всегда ярко отмечалась на Руси ярмарками, гуляниями со скоморохами. В нашей памяти она еще жива и в настоящее время повсеместно возрождается. Для детей это веселый и «вкусный» праздник. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Задача взрослых – познакомить детей с особенностями это праздника и праздновать его, в соответствии с традициями, всю неделю. Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к традициям русского народа, дать знания о возникновении и традиции проведения Масленицы. Задачи: • Познакомить детей с историей возникновения Масленицы; • Дать знания об обрядах прошлого времени, традициях празднования; • Рассказать, что каждый день масленой недели был особенным и имел свое название; • Разучить с детьми пословицы, стихи, игры, связанные с этим праздником; • Поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Предполагаемые результаты: дети обладают знаниями о традициях масленичной недели.
Педагогический проект «Масленичная неделя»
(старшая группа)
Выполнение проекта
Понедельник
Мероприятия | Время проведения | Ответств. |
В группе появляется ряженый: – Здравствуйте, ребята. Я развеселый потешник, столичный насмешник, веселый скоморох. Приглашаю вас на масленицу. А вы знаете, что это за праздник? (неопределенные ответы) Воспитатель: «Ребята, хотите узнать об этом празднике? (да) ∙ Беседа «История Масленицы». Цель: рассказать об истории возникновения этого праздника, о названии каждого дня недели, о занятиях детей (приложение 1). ∙ Подвижная игра «Бояре». Цель: познакомить с русской народной игрой, разучить ее правила. Развивать двигательную активность детей(приложение 2). ∙ Рассматривание иллюстраций о масленичных гуляньях. Цель: дать представление о катаниях на тройках и о кулачных боях. |
утренний отрезок времени
физкультурное занятие
вечерний отрезок времени |
Воспитатель группы
Инструктор ФИЗО
Воспитатель группы |
Вторник
Мероприятия | Время проведения | Ответств. |
∙ Рассказ воспитателя о том, как встречали Масленицу в разных областях России(приложение 3). Цель: познакомить с особенностями и основными традициями встречи Масленицы. ∙ П/и «Займи пустое место», «Бояре». Цель: закрепить правила игры «Бояре», познакомить с новой игрой. ∙ Разучивание стихотворений к спортивному празднику (приложение 4). | Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени | Воспитатель группы
Инструктор ФИЗО
Воспитатель группы |
Среда
Мероприятия | Время проведения | Ответств. |
∙ Чтение стихотворения С. Крупиной «Блины», рассказа Т.Д. Нуждиной «Блины», рассказ воспитателя о том, как на Руси пекли блины(приложение 5). Цель: расширение кругозора детей. ∙ П/и «Хромой волк», «Займи пустое место». Цель: познакомить детей с новой игрой «Хромой волк», закрепить правила знакомой игры. ∙ Рисование на тему: «Мама печет блины». Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание уважения к домашнему труду матери. | Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени | Воспитатель группы
Инструктор ФИЗО
Воспитатель группы |
Четверг
Мероприятия | Время проведения | Ответств. |
∙ Знакомство детей с особенностями Прощеного воскресенья (приложение 6). Цель: рассказать об обычаях этого дня – люди просили прощения друг у друга, катались на тройках и т.д. ∙ Спортивный праздник «Масленица» (приложение 7). Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать здоровый образ жизни, создавать радостное настроение. ∙ Составление творческих рассказов «Как встречали Масленицу на Руси» (в помощь детям дать соответствующие иллюстрации). Цель: развивать монологическую речь детей, закрепить знания о народных традициях. | Утренний отрезок времени
Прогулка
Вечерний отрезок времени | Воспитатель группы
Инструктор ФИЗО
Воспитатель группы |
Пятница
Мероприятия | Время проведения | Ответств. |
∙ Знакомство детей с пословицами о Масленице (приложение 8). Цель: знакомить детей с русским фольклором. ∙ Посиделки «Масленица-блиноеда» (с участием родителей) (приложение 9). Цель: поддерживать народные традиции, воспитывать гордость за свою маму-мастерицу, которая испекла блины, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и родителями. | Утренний отрезок времени
Вечерний отрезок времени | Воспитатель группы
Воспитатель группы |
Презентация проекта
1. Спортивный праздник «Масленица»
2. Посиделки с родителями «Масленица-блиноеда».
Определение задач для новых проектов
1. Продолжать знакомить детей с историей возникновения русских народных праздников.
2. Дать детям знания о Пасхе.
Использованная литература:
1. Масленица / Детский сад. - №2. – 2000.
2. Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия развития. – 2000. – 304 с.
3. Фокина Т. Масленица-блиноеда // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – №5. – 2001.
Приложение 1
Беседа «История Масленицы»
Русский народ свою Масленицу величает: честная масленица, широкая масленица, веселая масленица.
Все дни масленой недели имеют свои особенные названия:
∙ понедельник – встреча;
∙ вторник – заигрыш;
∙ среда – лакомка;
∙ четверг – разгул, перелом, широкий четверг;
∙ пятница – тещины вечерки;
∙ суббота – золовкины посиделки;
∙ воскресенье – проводы, прощанья, целовник, прощеный день.
На первый день масленой недели наш народ справляет встречу масленицы.
Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «Душа ли ты моя масленица, приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться!»
После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»
Зажиточные люди встречу масленицы начинали посещением родных, условливались: когда и где проводить время? Кого звать в гости? Когда кататься по улицам?
К первому ню масленицы устраиваются общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.
Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств – значило в старину: быть при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.
Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные с четверга или с пятницы. В старину первый блин отдавали нищим.
С утра во вторник, на заигрыши, приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.
В богатых домах к этому дню братцы устраивали для сестриц горы посреди двора. Матушки посылали посыльных звать по родным и знакомым своих дочек и сынков с наказом: у нас готовы горы и блины испечены – просим жаловать.
Посыльных встречали с почетом, угощали блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке, а деток своих пришлем к вечеру!»
Вечером после угощений молодежь – братцы, сестры и их гости – катались с гор.
На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.
В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды и кулачные бои.
Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои один на один, потом стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты. Ныне одни мальчики напоминают о старых потехах.
В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощают своих тещей блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а утром присылать нарядных посыльных. Чем больше было посыльных, тем теще было почетнее.
В субботу, на золовкины посиделки, молодая невестка приглашала к себе своих родных, подруг, дарила золовкам подарки.
В воскресенье – проводы масленицы, прощеное воскресенье. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощание приносили пряники и говорили друг другу: «Прости меня, если в чем виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между родными бывало после ужина, перед сном.
Днем сжигали соломенную Масленицу, катались на торйках с бубенцами, лазили на столб за каким-либо гостинцем.
Приложение 2
Русская народная игра «Бояре»
Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, взявшись за руки.
1 команда: Бояре, а мы к вам пришли,
Дорогие, а мы к вам пришли!
2 команда: Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?
1 команда: Бояре, мы за Таней (Ваней, Колей) пришли,
Дорогие, мы за Таней пришли!
2 команда: Бояре, мы ее не отдадим,
Дорогие, мы ее не отдадим!
1 команда: Бояре, а мы сами возьмем,
Дорогие, а мы сами возьмем!
После этих слов ребенок, имя которого назвали, бежит к противоположной команде и пытается разорвать цепь. Если это ему удалось, он возвращается в свою команду, а если нет, то он остается в чужой команде. Побеждает та команда, в которой окажется больше «бояр».
Игра «Займи пустое место»
Дети, взявшись за руки, идут вокруг Масленицы. Педагог с закрытыми глазами идет навстречу со словами:
Купи, тятя, мне коня,
Вороные ножки,
Буду девочек катать
По большой дорожке.
По окончании слов все останавливаются. Детям, напротив которых остановился педагог, вручаются палочки. Они по команде «скачут на лошадках» вокруг Масленицы.