Проект "Масленица"
проект (старшая группа)

Краткосрочный проект "Масленичная неделя" для  детей старшего дошкольного возраста. Цель;  познакомить детей с историей возникновения  праздника , формировать интерес к традициям и обычаям русского народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenits.docx71.9 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт проекта «Масленица»

Цель проекта:

знакомство учащихся  с народным праздником Масленица;

воспитание любви к своей Родине;

развитие смекалки, выносливости;

 Задачи:

возрождение  интереса к обрядовым русским праздникам;

воспитание патриотизма, основанного на русских традициях;

обогатить духовный мир;

провести праздник, через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы

Тип проекта:

по числу учащихся – групповой, разновозрастной по доминирующему методу – игровой, творческий;

по предметным областям – межпредметный (литература, музыка, физическая культура);

по продолжительности – краткосрочный;

Ожидаемые результаты проекта:

Приобщение детей к традиции проведения народного праздника – Масленицы через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.

Создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.

Повышение познавательного интереса к родной истории.

 

 

 

 

 

Понедельник

 

«Встреча»

Познакомить детей с русским народным праздником – Масленицей, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре.

- беседа «Что за праздник, Масленица?»

- рассматривание альбома «Масленица»

- поговорки про масленицу

- заучивание стих-я «Масленица»

- изготовление вместе с детьми из соломы чучела Масленицы

 

Вторник

 

«Заигрыш»

Продолжать знакомить детей с русским народным календарным празднеством Масленицей, посвящённым концу зимы.

- беседа «Как отмечать Масленицу»

- п/и «Горелки», «Звонарь»

- хороводные игры «А я по лугу гуляла», «Заинька, попляши»

- разучивание масленичных закличек

 

Среда

 

«Лакомка»

 

Знакомство детей с обрядами масленичной недели и праздничной кухней.

- слушание песни «Песня блинам»

- разучивание стих-я «Про Масленицу»

- слушание песни «Как на Маслянской неделе»

- приготовление теста для блинов

- чаепитие с блинами в группе

 

Четверг

 

«Разгуляй»

Разучивание народных подвижных игр и обрядовых песен. Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- игры-эстафеты «Перетягивание каната»

                 «Снежный тир»

                 «Кто быстрее на метле»

п/и «Заря», «Анюта»

 

Пятница

 

«Посиделки»

Пробудить интерес и приобщить детей к российской культуре. . Воспитание уважительного отношения к народным традициям.

- продуктивная деятельность «Наша хата утехами богата» (изготовление с детьми куклы-зерновушки)

- катание на лошадях

- лакомство блинами

Педагогический проект «Масленичная неделя». Масленица – это старинный языческий праздник, наполненный народными песнями и обычаями. Масленица всегда ярко отмечалась на Руси ярмарками, гуляниями со скоморохами. В нашей памяти она еще жива и в настоящее время повсеместно возрождается. Для детей это веселый и «вкусный» праздник. Он знаменует собой прощание с зимой и ожидание весны. Задача взрослых – познакомить детей с особенностями это праздника и праздновать его, в соответствии с традициями, всю неделю. Цель: формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к традициям русского народа, дать знания о возникновении и традиции проведения Масленицы. Задачи: • Познакомить детей с историей возникновения Масленицы; • Дать знания об обрядах прошлого времени, традициях празднования; • Рассказать, что каждый день масленой недели был особенным и имел свое название; • Разучить с детьми пословицы, стихи, игры, связанные с этим праздником; • Поддерживать интерес к физической культуре и спорту. Предполагаемые результаты: дети обладают знаниями о традициях масленичной недели. 

Педагогический проект «Масленичная неделя»

(старшая группа)

 

Выполнение проекта

 

Понедельник

 

                          Мероприятия

Время проведения

Ответств.

В группе появляется ряженый:

– Здравствуйте, ребята. Я развеселый потешник, столичный насмешник, веселый скоморох. Приглашаю вас на масленицу. А вы знаете, что это за праздник? (неопределенные ответы)

Воспитатель: «Ребята, хотите узнать об этом празднике? (да)

        Беседа «История Масленицы».

Цель: рассказать об истории возникновения этого праздника, о названии каждого дня недели, о занятиях детей (приложение 1).

        Подвижная игра «Бояре».

Цель: познакомить с русской народной игрой, разучить ее правила. Развивать двигательную активность детей(приложение 2).

        Рассматривание иллюстраций о

масленичных гуляньях.

Цель: дать представление о катаниях на тройках и о кулачных боях.

 

 

 

 

 

 

 

утренний отрезок времени

 

 

физкультурное занятие

 

 

 

вечерний отрезок времени

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель группы

 

 

 

Инструктор ФИЗО

 

 

 

Воспитатель группы

                              

Вторник

 

Мероприятия

Время проведения

Ответств.

        Рассказ воспитателя о том, как встречали

Масленицу в разных областях России(приложение 3).

Цель: познакомить с особенностями и основными традициями встречи Масленицы.

        П/и «Займи пустое место», «Бояре».

Цель: закрепить правила игры «Бояре», познакомить с новой игрой.

        Разучивание стихотворений к

спортивному празднику (приложение 4).

Утренний отрезок времени

 

 

Прогулка

 

 

Вечерний отрезок времени

Воспитатель группы

 

 

 

Инструктор ФИЗО

 

Воспитатель группы

Среда

 

Мероприятия

Время проведения

Ответств.

        Чтение стихотворения С. Крупиной

«Блины», рассказа Т.Д. Нуждиной «Блины», рассказ воспитателя о том, как на Руси пекли блины(приложение 5).

Цель: расширение кругозора детей.

        П/и «Хромой волк», «Займи пустое

место».

Цель: познакомить детей с новой игрой «Хромой волк», закрепить правила знакомой игры.

        Рисование на тему: «Мама печет блины».

Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание уважения к домашнему труду матери.

Утренний отрезок времени

 

 

Прогулка

 

 

 

 

Вечерний отрезок времени

Воспитатель группы

 

 

 

Инструктор ФИЗО

 

 

 

Воспитатель группы

 

Четверг

 

Мероприятия

Время проведения

Ответств.

        Знакомство детей с особенностями

Прощеного воскресенья (приложение 6).

   Цель: рассказать об обычаях этого дня – люди   просили прощения друг у друга, катались на тройках и т.д.

        Спортивный праздник «Масленица»

(приложение 7).

Цель: продолжать знакомить детей с русскими народными играми. Воспитывать здоровый образ жизни, создавать радостное настроение.

        Составление творческих рассказов «Как

встречали Масленицу на Руси» (в помощь детям дать соответствующие иллюстрации).

Цель: развивать монологическую речь детей, закрепить знания о народных традициях.

Утренний отрезок времени

 

 

Прогулка

 

 

 

 

Вечерний отрезок времени

Воспитатель группы

 

 

 

Инструктор ФИЗО

 

 

 

Воспитатель группы

 

                                                  

 

 

 

 

Пятница

 

Мероприятия

Время проведения

Ответств.

        Знакомство детей с пословицами о

Масленице (приложение 8).

Цель: знакомить детей с русским фольклором.

        Посиделки «Масленица-блиноеда» (с

участием родителей) (приложение 9).

Цель: поддерживать народные традиции, воспитывать гордость за свою маму-мастерицу, которая испекла блины, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми и родителями.

Утренний отрезок времени

 

Вечерний отрезок времени

Воспитатель группы

 

 

Воспитатель группы

 

                                           Презентация проекта

 

1.     Спортивный праздник «Масленица»

2.     Посиделки с родителями «Масленица-блиноеда».

 

Определение задач для новых проектов

 

1.     Продолжать знакомить детей с историей возникновения русских народных праздников.

2.     Дать детям знания о Пасхе.

 

                               Использованная литература:

 

1.     Масленица / Детский сад. - №2. – 2000.

2.     Нуждина Т.Д. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. Мир людей. – Ярославль: Академия развития. – 2000. – 304 с.

3.     Фокина Т. Масленица-блиноеда // Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки. – №5. – 2001.

 

                                      Приложение 1

 

Беседа «История Масленицы»

 

Русский народ свою Масленицу величает: честная масленица, широкая масленица, веселая масленица.

     Все дни масленой недели имеют свои особенные названия:

       понедельник – встреча;

       вторник – заигрыш;

       среда – лакомка;

       четверг – разгул, перелом, широкий четверг;

       пятница – тещины вечерки;

       суббота – золовкины посиделки;

       воскресенье – проводы, прощанья, целовник, прощеный день.

На первый день масленой недели наш народ справляет встречу масленицы.

Дети с утра выходят на улицу строить снежные горы. Здесь они, устроивши горы, скороговоркою причитывают: «Душа ли ты моя масленица, приезжай ко мне в гости на широк двор на горах покататься, в блинах поваляться!»

После этой встречи дети сбегают с гор и кричат: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!»

Зажиточные люди встречу масленицы начинали посещением родных, условливались: когда и где проводить время? Кого звать в гости? Когда кататься по улицам?

К первому ню масленицы устраиваются общественные горы, качели, балаганы для скоморохов, столы со сладостями.

Не ходить на горы, не качаться на качелях, не потешаться над скоморохами, не отведать сладимых яств – значило в старину: быть при старости, лежать на смертном одре, сидеть калекой без ног.

Богатые люди с понедельника начинали печь блины, а бедные  с четверга или с пятницы. В старину первый блин отдавали нищим.

С утра во вторник, на заигрыши, приглашаются девицы и молодцы покататься на горах, поесть блинов.

В богатых домах к этому дню братцы устраивали для сестриц горы посреди двора. Матушки посылали посыльных звать по родным и знакомым своих дочек и сынков с наказом: у нас готовы горы и блины испечены – просим жаловать.

Посыльных встречали с почетом, угощали блинами и отпускали с наказом: «Кланяться хозяину и хозяйке, а деток своих пришлем к вечеру!»

Вечером после угощений молодежь – братцы, сестры и их гости – катались с гор.

На лакомки, в среду, тещи приглашали своих зятьев к блинам, а для забавы любимого зятя сзывали всех своих родных.

В широкий четверг начинается масленичный разгул: катание по улицам, разные обряды и кулачные бои.

Кулачные бои начинаются с утра и продолжаются до вечера. Сначала начинают бои один на один, потом стена на стену. В кулачных боях прежде принимали участие все возрасты. Ныне одни мальчики напоминают о старых потехах.

В пятницу, на тещины вечерки, зятья угощают своих тещей блинами. Приглашения бывают почетные, со всею роднею, к обеду, или запросто, на один ужин. В старину зять обязан был с вечера лично пригласить тещу, а утром присылать нарядных посыльных. Чем больше было посыльных, тем теще было почетнее.

В субботу, на золовкины посиделки, молодая невестка приглашала к себе своих родных, подруг, дарила золовкам подарки.

В воскресенье – проводы масленицы, прощеное воскресенье. Прощаться приходят родные к старшему в роде, бедные к богатым. В старые годы на прощание приносили пряники и говорили друг другу: «Прости меня, если в чем виноват перед тобою». Прощание заключалось поцелуем и низким поклоном. Прощание между родными бывало после ужина, перед сном.

Днем сжигали соломенную Масленицу, катались на торйках с бубенцами, лазили на столб за каким-либо гостинцем.

 

                                           Приложение 2

                           

                               Русская народная игра «Бояре»

 

     Дети выстраиваются в две шеренги лицом друг к другу, взявшись за руки.

    

1 команда: Бояре, а мы к вам пришли,

                        Дорогие, а мы к вам пришли!

2 команда: Бояре, а зачем пришли,

                        Дорогие, а зачем пришли?

1 команда: Бояре, мы за Таней (Ваней, Колей) пришли,

                        Дорогие, мы за Таней пришли!

2 команда: Бояре, мы ее не отдадим,

                        Дорогие, мы ее не отдадим!

1 команда: Бояре, а мы сами возьмем,

                        Дорогие, а мы сами возьмем!

 

     После этих слов ребенок, имя которого назвали, бежит к противоположной команде и пытается разорвать цепь. Если это ему удалось, он возвращается в свою команду, а если нет, то он остается в чужой команде. Побеждает та команда, в которой окажется больше «бояр».

 

                                    Игра «Займи пустое место»

 

Дети, взявшись за руки, идут вокруг Масленицы. Педагог с закрытыми глазами идет навстречу со словами:

                Купи, тятя, мне коня,

                Вороные ножки,

                Буду девочек катать

                По большой дорожке.

По окончании слов все останавливаются. Детям, напротив которых остановился педагог, вручаются палочки. Они по команде «скачут на лошадках» вокруг Масленицы.

Понедельник — встреча. В этот день Масленицу встречали, наряжали куклу-чучело, ходили друг к другу в гости.

Вторник — заигрыш. Начинались игрища и потехи, возводились снежные городки, народ катался на санках, на лошадях.

Среда — лакомка, или сладкоежка. В этот день лакомились круглыми горячими блинами.

Четвёртый день — широкий четверг, разгуляй. С четверга начинали колядовать, ходили по дворам, поздравляли хозяев, водили хороводы, пели частушки.

Пятница — тёщины вечёрки. В этот день зять едет к тёще на блины.

Суббота — золовкины посиделки. В этот день вспоминали умерших, провожали зиму, сжигали чучело.

Воскресенье — прощёный день, целовальник, проводы. На ледяных горках разводили огонь, чтобы растопить лёд, просили друг у друга прощения.

А. Усачёв

МАСЛЕНИЦА

Здравствуй, Масленица!

Дай нам маслица!

Мы блинков себе горячих напечём —

Нам метели и морозы нипочём!

 

Если есть сковорода,

Не страшны нам холода,

Потому что блин горячий —

Это лучшая еда!

 

То не мышь пищит,

Не мороз трещит,

В сковородке блин

За блином шкворчит...

 

Да с селёдочкою,

Да с икорочкою,

Да по краю с золотистою

Корочкою!

 

Вот так Масленица

Дала маслица нам!

Даже в небе появились два блина:

Это солнце-блин и рядом блин-луна.

 

Один блин горячий,

Другой блин холодный...

Полезай на небо —

Если кто голодный!

 

По земле колёсами

Покатились блинчики...

Дети, под берёзами

Собирай гостинчики!

 

Мир крещёный нынче радуется,

Потому что нынче Масленица.

Приходи, народ, и с нами съешь блина,

Чтоб на землю поскорей пришла весна!

 

Ну-ка, съешь блина,

Чтоб пришла весна!

* * *

Ф. Тютчев

Зима недаром злится,

Прошла её пора —

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

 

И всё засуетилось,

Всё нудит зиму вон,

И жаворонки в небе

Уж подняли трезвон.

 

Зима ещё хлопочет

И на весну ворчит.

Та ей в глаза хохочет

И пуще лишь шумит...

 

Взбесилась ведьма злая

И, снегу захватя,

Пустила, убегая,

В прекрасное дитя.

 

Весне и горя мало:

Умылася в снегу

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

* * *

В. Жуковский

На солнце тёмный лес зардел,

В долине пар белеет тонкий,

И песню раннюю запел

В лазури жаворонок звонкий.

 

Он голосисто с вышины

Поёт, на солнышке сверкая:

— Весна пришла к нам молодая,

Я здесь пою приход весны!

* * *

А. Майков

Ласточка примчалась

Из-за бела моря,

Села и запела:

«Как, февраль, ни злися,

Как ты, март, ни хмурься,

Будь хоть снег, хоть дождик

Всё весною пахнет!»

* * *

ЧАСТУШКИ

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

Масленица, Масленица,

Блинами попеканщица,

Приходи раненько,

Встретим хорошенько —

Сыром, маслом, и блином,

И румяным пирогом.

Масленица блиноеда

Накормила до обеда.

И сама за плетень,

На весь день, на весь день.

Полизала сыр и масло,

А сама потом погасла.

* * *

А мы Масленицу ожидали,

Дорогую гостьюшку встречали,

Блинами гору устилали,

Сверху маслицем поливали.

Как от блинов гора крута,

Как от маслица гора ясна,

А на горушку снег сыплют,

А нас маменьки домой кличут.

Нам домой идти не годится,

Мы надумали с горы прокатиться.

Ой ты, Масленица-кривошейка,

Покатай-ка нас хорошенько.

* * *

КОЛЯДЫ

Вот приехала Масленица!

Сударыня-боярыня Масленица!

С сыром, маслом, и блином,

И румяным пирогом!

* * *

Здравствуй, Масленица годовая,

Наша гостьюшка дорогая!

Приезжай на конях вороных,

На саночках расписных,

Чтобы слуги были молодые,

Нам подарки везли дорогие,

И блины, и калачи

К нам в окошко мечи!

* * *

А мы Масленицу провожали,

Тяжко-важно по ней вздыхали;

Ой ты, Масленица, воротись,

За белую берёзу зацепись,

До красного лета протянись.

А мы Масленицу прокатали,

Дорогую потеряли,

Думали, будет она — семь годков,

А она погостила — семь деньков.

Ой, Масленица, воротись!

В новый год покажись!

http://ped-kopilka.ru/images/20(2).jpg

Поздравления в стихах с Масленицей

Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином,

Сыром, медом, калачом

Да с капустой пирогом.

Всех нас пост Великий ждет,

Наедайся впрок, народ!

Всю неделюшку гуляй,

Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье —

Будем мы просить прощенья,

Чтоб с души грехи все снять,

С чистым сердцем пост встречать.

Нынче радуемся мы —

Нынче проводы зимы,

С пирогами да блинами,

В шуме милой кутерьмы.

С горки саночки летят,

Очи девичьи горят,

Песни, пляски и гулянья

Уж который день подряд.

Это — Масленица,

Чудо — Масленица.

От души вас поздравляем

И сердечно приглашаем:

Все заботы бросьте,

Приходите в гости,

Прямо к нашему крыльцу,

К нам на Масленицу.