Профориентация детей в дошкольном образовании
консультация
Помощь педагогам в приобщении детей к труду и знакомство с профессиями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx | 70.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов.
«Профориентация детей в дошкольном образовании»
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром происходит уже в младшем дошкольном возрасте, когда дети через сказки, общение с взрослыми и средства массовой информации узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Помощь родителей в таком важном и ответственном деле, как приобщение детей к труду и знакомство с профессиями, важна и необходима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет. Приобщая детей к труду и знакомя с профессиями, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания, состояние здоровья, а также семейные традиции и интересы. В своём будущем выборе дети, зачастую, ориентируются на профессии родственников. Всем нам известны примеры трудовых династий, когда несколько поколений одной семьи работают по одной специальности, и случаи, когда кто-то становится «врачом, как мама» или «шофером, как папа».
Семья – это то пространство, где формируется отношение к работе, к профессиональной деятельности. У каждого из нас, взрослых, есть свое представление о работе, которое мы, порой сами того не замечая, передаём ребенку. Если родители относятся к работе как к значимой части собственной жизни, рассматривают ее как средство самореализации и самовыражения, то ребёнок с раннего детства усваивает, что удовлетворенность жизнью напрямую связана с работой, и наоборот. В первую очередь, такая работа в семье должна быть направлена на формирование у детей положительного отношения к труду.
Для детей младшего дошкольного возраста (3-5 лет) подойдут наблюдения за трудом продавца (парикмахера, водителя и др.), формирующие первоначальные представления о некоторых видах труда взрослых, совместные игры детей и взрослых, отражающие простейшие трудовые операции. Следует обратить внимание детей, что труд взрослых направлен на заботу о людях. При чтении детской художественной литературы советуем отмечать положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений, которые трудятся.
С детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет) полезными будут наблюдения, рассматривания, чтение литературы (художественной и энциклопедий), беседы о разнообразных видах техники, облегчающей выполнение трудовых функций человека, о профессиях, связанных со спецификой местных условий, о роли механизации в труде, о машинах и приборах – помощниках человека. В целях знакомства с трудом людей творческих профессий (художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства) рекомендуем посещать с детьми выставки, музеи, мастер-классы, театральные постановки. Важное место отводится знакомству с профессиями родственников, примерами трудовых династий через рассматривание альбомов с фотографиями, личные беседы и рассказы. Практика показала, что дети не знают где и кем работают родители. На вопрос «Где работает твой папа», некоторые дети отвечают «На работе». Дети не знают, какие предприятия находятся в городе, какую продукцию выпускают. Это говорит о том, что родители мало говорят о своих профессиях.
Семейный досуг включает в себя: чтение, разгадывание кроссвордов, просмотр фильмов, встречи с родственниками, друзьями и знакомыми, совместный отдых, посещение театров, музеев, кинотеатров и концертов; проведение ежегодного отпуска; посещение парков, туристские походы, экскурсии, прогулки на природу; занятия спортом, участие в соревнованиях, в проведении праздников. Это все влечет за собой познание окружающего мира. Дети узнают много нового и полезного. Появляется интерес к тому, чтобы узнать что-то еще, не останавливаться на достигнутом. Таким образом, расширяется кругозор ребенка. И родители должны сделать так, чтобы интерес был устойчивым и потом не пропал.
Типичные ошибки родителей в выборе критериев. Во-первых, во многих семьях и вовсе никаких критериев выбора нет. Некоторым родителям просто лень заниматься ребенком вообще, а уж о его профессиональной ориентации они думают в самую последнюю очередь. Это приводит к случайному выбору профессии. Хотя иногда этот выбор оказывается удачным. Во-вторых, существуют семейные традиции. Например, прадед был врачом, дед был врачом, отец был врачом. Кем же еще быть сыну? Вопрос даже не стоит. Это – династические профессии. И опять же иногда это приводит к успеху. Ребенок с детства погружен в соответствующую среду, общается с представителями своей будущей профессии, имеет преимущества в виде помощи и связей родителей, их опыта и протекции. В-третьих, часто на первый план выводятся деньги или престиж профессии. Мне все равно, где ты работаешь, лишь бы ты зарабатывал много, купил крутую тачку, квартиру и нас, родителей, обеспечивал, - такова позиция многих отцов и матерей. Наконец, многие чадолюбивые родители призывают ребенка найти такую работу, чтобы много не напрягаться. Где бы ни работать, лишь бы не работать! Во всех этих случаях, ребенок вполне может найти то, что ему нужно и быть вполне успешным и счастливым, но такие случаи, скорее исключение, чем правило. Это как выигрыш в лотерею – кому-то везет, но далеко не всем.
Подготовить ребенка к будущей профессии, помочь ему сделать правильный выбор – одна из важнейших задач для любящих и дальновидных родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Профориентация детей в дошкольном образовании"
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. Что ...
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании".
Данный материал рассказывает о необходимости вести работу по профориентации с детьми уже в детском саду....
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании"
Консультация для родителей "Профориентация детей в дошкольном образовании"...
«Профориентация детей в дошкольном образовании»
Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе...
консультаия «Профориентация детей в дошкольном образовании»
Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помо...
Консультация для родителей «Профориентация детей в дошкольном образовании»
Консультация для родителей«Профориентация детей в дошкольном образовании» Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личност...