Рабочая программа музыкального руководителя
методическая разработка
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МКДОУ «Калачеевский детский сад №5» Музыкального руководителя г.Калач
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1. Целевой раздел рабочей программы.
1.1.Пояснительная записка.
1.2. Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического развития детей.
2. Содержательный раздел рабочей программы.
2.1. Комплексно-тематическое планирование
. 2.2. Содержание образовательной работы с детьми
. 2.3. План взаимодействия с семьями воспитанников.
2.4. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения основной адаптированной программы дошкольного образования .
3. Организационный раздел рабочей программы.
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.Пояснительная записка. Концептуальные основы программы
Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица воспитательно-образовательного пространства, обеспечивающая динамическое единство субъектов педагогического процесса, системы их отношений и условий деятельности
. Цель данного документа – решение конкретных задач, определенных комплексными и парциальными образовательными программами, реализуемыми в ДОУ. Разработка программы осуществлена в соответствии со следующими нормативными документами:
. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
. 2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
3. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384
). 4. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014"Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования"
. Настоящая рабочая образовательная программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, м.А. Васильевой, «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой, образовательной программы ДОУ, требований ФГОС. Рабочая программа разработана для построения системы педагогической деятельности для детей группы раннего возраста, младшей группы, среднейгруппы,старшей группы, подготовительной группы и направлена на обеспечение гарантии качества содержания, создания условий для практического освоения задач в музыкальной деятельности, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
В рабочей программе определены целостно – целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития ребёнка в музыкальной деятельности, как одного из видов продуктивной деятельности детей дошкольного возраста, их ознакомления с миром музыкального искусств в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Цель и задачи рабочей программы
Целью Программы является музыкальное развитие детей дошкольного возраста 3-7 лет с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. «Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей».
Задачи программы: - развитие личности ребенка, сохранение и укрепление здоровья детей, а также воспитание у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям. - забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка. - максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. - творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса. - вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка. - уважительное отношение к результатам детского творчества. - единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи. - соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения. Реализация цели осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:
1.2.Краткая психолого-педагогическая характеристика особенностей психофизического раэвития детей Возрастные и индивидуальные особенности к детей к третьему году жизни. На третьем году жизни происходит дальнейшее развитие музыкальности, эмоциональной отзывчивости на музыку. Совершенствуется музыкальная память и мышление. Он помнит многие музыкальные произведения, узнаёт их. Особенно легко дети воспринимают доступные им музыкальные произведения, вплетенные в канву небольшого рассказа. Формируются музыкально – сенсорные способности ребенка, он начинает разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности. В течении третьего года возрастает активность детей в музыкальной деятельности. Малыш получает удовольствие от пения, подпевает концы фраз, поет несложные песенки. Большинство детей поет песню выразительно, напевно, но неточно передают ее мелодию. Успешно проходят движения под музыку, поскольку расширяются двигательные возможности. Любят танцевать под пение взрослых, а также под инструментальную музыку, без атрибутов и с ними. Пляски исполняют, стоя в кругу, в паре, по одному. Двигаться в хороводе им пока еще трудно. Дети способны активно участвовать в музыкально – сюжетных играх. В этом возрасте дети готово к музыкально – творческим проявлениям как в пении. Так и в играх – драматизациях. Возрастные и индивидуальные особенности детейчеивёртого года жизни. На четвертом году жизни интенсивно формируются основы его личности. Ребенок с удовольствием слушает музыку, связанную по содержанию с его родным домом, с образами его любимых мамы, папы, бабушки, дедушки, домашних животных, игрушек, с природным окружением. Продолжается становление музыкального восприятия, Внимание ребенка делается все более произвольным, поэтому он может слушать музыкальное произведение (непродолжительное), до конца. В этом возрасте у малыша уже достаточен объем музыкально – слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует об обогащении музыкальной памяти. Дети различают музыку первичных жанров (песня, танец, марш), а также некоторые разновидности песни (колыбельная, плясовая). Восприятие музыки становится не только более эмоциональным, но и дифференцированным: Дети без труда различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки. Осваивают музыкально - дидактические игры, упражнения. Но пока еще произвольность поведения только формируются, музыкальная деятельность имеет неустойчивый характер. Ребенок по - прежнему не может долго слушать музыку, и продолжительность ее звучания должна быть четко регламентирована. Движения под музыку становятся более координированными. Проявляется умение менять движения в связи со сменой характера музыки. В свободных плясках, как правило, движения остаются однотипными, но выполняются с радостью. Довольно слаба ориентировка в зале, продолжительность игры, танца небольшая. Однако все это не снижает интереса детей и их возможности в овладении движениями под музыку. Этот вид музыкальной деятельности является для них одним из наиболее привлекательных. В этом возрасте ребенок с удовольствием пробует импровизировать на различных музыкальных инструментах и игрушках. Он с любопытством обследует музыкальные инструменты. Однако возможности при общении к игре на детских музыкальных инструментах остаются по-прежнему небольшими: его слуховой опыт невелик и недостаточно координации движений руки Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года жизни. Одним из любимых видов музыкальной деятельности ребенка пятого года жизни по – прежнему остается слушание музыки (как вокальной, так и инструментальной). Определенный слуховой опыт позволяет дошкольнику активно проявлять себя в процессе слушания музыки. Восприятию музыки продолжает помогать иллюстрации. Ребенок способен запоминать, узнавать называть многие знакомые ему произведения, что свидетельствует о состоявшимся развитии музыкальной памяти. Однако необходимо помнить, что у ребенка еще продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легко ранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось, поэтому музыка не должна быть громкой и продолжительной по звучанию. Ребенок по-прежнему проявляет интерес к пению, любит петь вместе со сверстниками и взрослыми, а также самостоятельно. Осознанно использует в пении средство выразительности: музыкальные (высота звука, динамические оттенки) и внемузыкальные (выразительная мимика). Правильно пропевает мелодии отдельных, небольших фраз песни, контрастные низкие и высокие звуки, соблюдает несложный ритмический рисунок. Певческий диапазон в пределах РЕ – ЛЯ первой октавы. Голосовой аппарат ребенка не сформирован, связки очень тонкие, дыхание слабое и короткое, дикция у многих детей остается нечеткой, но несмотря на это дошкольника можно успешно обучать пению. Продолжается дальнейшее физическое развитие ребенка, он изменятся внешне, становится более стройным, пропорционально сложенным, в области музыкально – ритмических движений у него появляются новые возможности: движения под музыку делаются более легким и ритмичными, удаются довольно сложные движения, качество исполнения движений повышается. Вместе с тем возможности детей этого возраста в музыкально – ритмической деятельности по - прежнему остаются сравнительно небольшими: легкость движений относительна, синхронность движений в паре, в подгруппе вызывает затруднения, выразительность движений не достаточна, длительность игры и пляски не продолжительна. Однако все это не снижает интерес детей и их возможности в освоении музыкальных игр, танцев, хороводов. Ребенок проявляет большой интерес к овладению игрой на детских музыкальных инструментах и игрушках. В этом возрасте дошкольники лучше, чем малыши разбираются в тембровых, звуковысотных, динамических особенностях звучания различных инструментов, могут их сравнивать, выделять из многих других. К этому времени у детей улучшается координации движения руки, обогащается слуховой опыт, поэтому они уже способны воспроизводить на одной пластинке металлофона элементарные ритмические рисунки. Возрастные и индивидуальные особенности детей шестого года жизни Слушание музыки остается по – прежнему весьма привлекательным для ребенка.Большинство детей к этому времени овладевают культурой слушания. Они помнят, просят повторить самое любимое. Легко различают не только первичный жанр музыки, но и виды музыкальных произведений. Вникают в эмоционально – образное содержание музыки, воспринимают формы произведения, чувствуют смену характера музыки. Интенсивно продолжают развиваться музыкально – сенсорные способности. Ребята могут различать выразительные отношения музыкальных звуков, активизируется ладо -высотный слух. Развивается музыкальное мышление, ребенок анализирует и оценивает сложное музыкально произведение, может сравнивать, обобщать. В этом возрасте у ребенка сформирована потребность в пении. Можно отметить такие положительные особенности пения: голос становится звонче, характерен диапазон в пределах РЕ – СИ первой октавы, налаживается вокально – слуховая координация, дети могут петь как напевно, так и отрывисто. Они способны петь на одном дыхании целые фразы песни. Певческая дикции у большинства детей правильная, в то же время голос ребенка остается довольно хрупким, поскольку продолжается формирование вокальных связок. У детей формируется осанка, движения становятся более свободными, выразительными, а в сюжетных играх, танцах – более осмысленными и управляемыми, слаженными и уверенными Ребенок способен и желает овладевать игровыми навыками и танцевальными движениями, требующие ритмичности и координированности исполнения. Дети имеют достаточный запас игровых и танцевальных умений, для них характерно большое желание участвовать в играх, танцах, упражнениях, этюдах. Большинство детей с удовольствием включаются в творческие игровые ситуации, в свободные пляски; любят придумывать свои танцы на основе знакомых движений. Однако возможности этих детей несколько ограничены: в движениях не хватает пластичности, полетности, выразительности, тем не мене данная возрастная ступень имеет самостоятельное значение в последовательном музыкально – ритмическом развитии каждого ребенка. У детей проявляется большое желание заниматься игрой на музыкальных инструментах, в элементарных импровизациях на металлофоне большего успеха дети достигают в использовании таких средств музыкальной выразительности, как динамические оттенки, ритмические особенности, тембровая окраска звука. При обучении игре на металлофоне дети легко справляются с игрой на двух пластинках, не соседствующих друг с другом, это объясняется недостаточностью развития в данном возрасте микрокоординации движения руки. В этом возрасте у детей проявляется стойкое чувство ансамбля. Прежде всего ритмического, они физически и психически готовы осваивать далее игру на ведущем детском музыкальном инструменте, металлофоне, и на других, доступных их возрасту и возможностям. Возрастные и индивидуальные особенности детей седьмого года жизни Дети этого возраста приобретают более широкий кругозор , достаточный уровень интеллектуального развития и музыкального образования, обладают заметными возможностями, чтобы слушать довольно сложные музыкальные произведения. К этому времени у них имеется значительный объем музыкальных впечатлений, они знают некоторых композиторов, избирательно относятся к музыке, мотивируют свой выбор. Дети способны прослушивать относительно крупные музыкальные произведения, чувствовать их форму, вслушиваться в интонационные ходы и ритмические особенности, осознавать характер музыки. Ребенок способен анализировать музыкальное произведение, сравнивать выделять, обобщать отдельные особенности музыкального языка и речи. У дошкольников достаточно развит психологический механизм восприятия музыки: эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальный слух, память. Музыкальное мышление как обобщенное качество музыкального восприятия, способность к творчеству. Таким образом у выпускников детского сада большие возможности для дальнейшего приобщения к музыке различных стилей и эпох. В этом возрасте ребенок обладает существенными возможностями дляпроявлении себя в пении, он обладает достаточно окрепшим голосовым аппаратом, хотя голосовые связки не сформированы окончательно. Диапазон у большинства дошкольников в пределах октавы ДО ( первой), ДО (второй).Большинство ребят имеют большой запас песен, выделяют любимые, испытывают эстетическое наслаждение при удачном исполнении песни. Дети могут самостоятельно петь подолгу, однако это не всегда желательно. Взрослым необходимо постоянно заботиться об охране детского голоса. В этом возрасте дети достигают кульминации развития движений, в том числе и под музыку – движения делаются легкими, изящными, пластичными. В движении под музыку дети легко ориентируются в композиции игры, в форме исполняемого танца, в характере музыки, а также пластично передают не только изобразительные, но и выразительные особенности музыки. К этому времени у ребят уже имеется большой объем музыкальных и двигательных навыков и происходит их дальнейшее закрепление. Ребенок инициативен и активен как в музыкально – игровом, так и в танцевальном творчестве. Дети могут подгруппой придумать новый танец ( восновном из знакомых движений), а также с удовольствием импровизируют в свободных плясках. В этом возрасте дети в совершенстве постигают игру на том инструменте, на котором они играют второй – третий год, они могут с удовольствием осваивать пьесы, где необходимо играть на пластинках, расположенных одна за другой. Дети охотно участвуют в выступлении оркестра, с радостью импровизируют на знакомых инструментах, вслушиваясь в мелодию, однако подбирать на слух могут лишь музыкально одаренные
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическое развитие», ориентировано на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. Задачи психолого-педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качествдетей решаются интегрированно в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным психологическим сопровождением, в соответствии с возрастом детей основными направлениями их развития. Задачи образовательных областей по направлениям решаются во время образовательной деятельности:
• • на специально организованных формах обучения (НОД)
; • • в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения)
; • • образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов
; • • самостоятельную деятельность детей;
• • взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
2.2. Содержание образовательных областей Художественно- эстетическое развитие . Цель: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку. Задачи: *развитие музыкально-художественной деятельности; *приобщение к музыкальному искусству. Ранний возраст от 2 до 3 лет Создавать у детей радостное настроение при пении, движениях и игровых дейст¬виях под музыку. Вызывать эмоциональный отклик на музыку с помощью самых раз¬нообразных приемов (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слу¬шать музыкальные произведения. Неоднократно повторять с детьми произведения, с которыми их знакомили ранее (на первом году жизни и в течение этого года). Приобщать к веселой и спокойной музыке, способствовать формированию уме¬ния различать на слух звучание разных по тембру музыкальных инструментов (бара¬бан, флейта или дудочка). Помогать понять содержание понравившейся песенки, подпевать (как могут, уме¬ют), постепенно формируя умение заканчивать петь вместе со взрослым. Приучать ходить под музыку, показывать простейшие плясовые движения (пру¬жинка, притопывание ногой, переступание с ноги на ногу, прихлопывание в ладоши, помахивание погремушкой, платочком; кружение, вращение руками — «фонарики»). В процессе игровых действий вызывать желание передавать движения, связанные с образом (птичка, мишка, зайка). Начинать развивать у детей музыкальную память. Вызывать радость от восприя¬тия знакомого музыкального произведения, желание дослушать его до конца. Помо¬гать различать тембровое звучание музыкальных инструментов (дудочка, барабан, гармошка, флейта), показывать инструмент (один из двух или трех), на котором взрослый исполнял мелодию. При пении стимулировать самостоятельную активность детей (звукоподража¬ние, подпевание слов, фраз, несложных попевок и песенок). Продолжать совершенствовать движения под музыку, учить выполнять их само¬стоятельно. Учить вслушиваться в музыку и с изменением характера ее звучания изменять движения (переходить с ходьбы на притопывание, кружение). Помогать чувствовать характер музыки и передавать его игровыми действия¬ми (мишка идет, зайка прыгает, птичка клюет). Приобщать детей к сюжетным музыкальным играм. Учить перевоплощаться при восприятии музыки, которая сопровождает игру. Вызывать радость, чувство удовле¬творения от игровых действий. Младший возраст от 3 лет до 4 лет Музыкальное развитие ребенка дошкольного возраста проис¬ходит в процессе накопления музыкального опыта. С помощью музыки ребенок эмоционально и личностно познает себя и дру¬гих людей, осуществляет художественное познание окружающего мира, реализует индивидуальный творческий потенциал. — развитие музыкальной культуры дошкольника, накопле¬ние у него опыта взаимодействия с музыкальными произведе¬ниями; — развитие у ребенка позиции активного участника, испол¬нителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами выра¬жать себя, свои эмоции и чувства, настроения и переживания.
В связи с этим программа каждой возрастной группы со¬держит две части:
— Музыкальное восприятие — слушание — интерпретация;
— Музыкальное исполнительство — импровизация — твор¬чество
. В возрасте 3—4 лет чувственным путем ребенок познает окружающий его мир людей и предметов. Одним из объектов познания являются звуки, в том числе и музыкальные. Необ¬ходимым становится создание условий для активного экспери¬ментирования и практикования со звуками с целью накопления первоначального музыкального опыта. Именно манипулирова-ние и игра с музыкальными звуками (при их прослушивании, элементарном музицировании, пении, выполнении простейших танцевальных и ритмических движений) позволяют ребенку на¬чать в дальнейшем ориентироваться в характере музыки, ее жанрах. Естественное для младшего дошкольника желание органи¬зовать собственную жизнедеятельность в определенном ритме выражается в попытках зарифмовать слова, в ритмичном проговаривании-пропевании фраз, в двигательных импровизациях под музыку. Поэтому особое значение придается развитию мет¬роритмического чувства малышей.
Задачи, содержание и организация музыкального восприятия — слушания — интерпретации.
—Воспитание у детей слуховой сосредоточенности и эмо¬циональной отзывчивости на музыку;
—Организация детского экспериментирования с немузы¬кальными (шумовыми, природными) и музыкальными звуками и исследования качеств музыкального звука: высоты, длитель¬ности, динамики, тембра; —Активизация слуховой восприимчивости младших до¬школьников. В силу сложности восприятия произведений музыкального искусства для малышей необходимо включать инструменталь¬ные произведения в доступные и привлекательные для них виды деятельности (рассказывание сказок с музыкальным вступлением; двигательные образные импровизации под музы¬ку; сопровождение рассказывания потешек и прибауток игрой» на музыкальных инструментах и т. д.). Ориентация в свойствах музыкального звука позволяет младшему дошкольнику устанавливать простейшие связи между характером музыкального образа и средствами его выразитель¬ности (колыбельная для куклы — потому, что музыка медлен¬ная; медведь идет — потому, что музыка низкая, и т. д.). Ре¬бенок различает контрастные музыкальные регистры (высоко — низко); простой характер музыки (веселая — грустная); двигательно интерпретирует метроритм (плясовая — марш). Задачи, содержание к организация музыкального исполнительства — импровизации — творчества. —Развитие двигательно-активных видов музыкальной дея¬тельности — музыкально-ритмических движений и игры на шу¬мовых музыкальных инструментах; —Развитие координированности движений и мелкой мото¬рики при обучении приемам игры на инструментах; —Формирование вокальных певческих умений в процессе подпевания взрослому; —Стимулирование умений импровизировать и сочинять простейшие музыкально-художественные образы в музыкальных играх и танцах. Возможности эмоционального развития позволяют детям в этом возрасте различать элементарный характер музыки, по¬нимать, создавать и импровизировать простейшие музыкальные образы. В этом возрасте создаются предпосылки для развития по¬казателей певческого голосообразования. Педагог готовит голо¬совой аппарат ребенка к естественномузвуко -извлечению. Для этого используются упражнения артикуляционной гимнастики, интонационно-фонетические игровые упражнения, приемы зву¬коподражания, пение взрослого «а сарpеllа». Двигательные творческие импровизации позволяют ребенку прочувствовать ритмический рисунок музыки, активно отклик¬нуться на характер музыки, выраженный в метрической орга¬низации. В музыкально-ритмических движениях ребенок 3—4 лет использует различные предметы (шары, мячи, ленты, цветы и т.д.), с помощью которых движения становятся более выра¬зительными. Особое значение в музыкальном развитии малыша приоб¬ретает накопление опыта элементарного музицирования.
Средний возраст от 4 лет до 5 лет В среднем дошкольном возрасте, благодаря возросшей само-стоятельности и накопленному музыкальному опыту, ребенок становится активным участником танцевальной, певческой, ин¬струментальной деятельности, Чувственное познание свойств музыкального звука и двигательное, персептивное восприятие метроритмической основы музыкальных произведений позволяют среднему дошкольнику интерпретировать характер музыкальных образов, настроение музыки, ориентируясь в средствах их выражения. Умение понять характер и настроение музыки вызывает у ребенка потребность и желание пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства, Условия организации музыкальной деятельности детей этого возраста должны обеспечивать единство эмоционального и художественного компонентов развития. Педагогическое содействие в музыкальном воспитании детей заключается в специаль¬ном подборе музыкального репертуара, музыкальных игр, организации музыкального восприятия, демонстрирующих, что музыка выражает эмоции, характер, настроения человека. Необходимо показать ребенку, что окружающий его мир людей, вещей и природы может быть изображен и выражен музыкальными звуками, а о собственных переживаниях может сообщить то или иное музыкальное произведение. Так музыка становится одним из средств общения ребенка с социумом. Важно научить ребенка пользоваться имеющимися у него средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений. ¬ Задачи, содержание и организация музыкального восприятие ¬ слушания ¬ интерпретации. -Воспитание слушательской культуры детей, развитие умений понимать и интерпретировать выразительные средства му¬зыки; -Развитие умений общаться и сообщать о себе, своем настроении с помощью музыки; - Развитие музыкального слуха ¬ интонационного, мелодического, гармонического, ладового; освоении детьми элементарной музыкальной грамоты. На основе развитого метроритмического чувства у детей развивается интонационный, тембральный, ладовый слух, музы¬кальная память. Этому способствуют специальные музыкальные игры, песенные и инструментальные импровизации. Дети умеют дискутировать о настроении музыки на примере уже знакомых метроритмических рисунков, понимают, что чувства людей от радости до печали отражаются во множестве произведений искусства, в том числе и в музыке. Они могут анализировать музыкальную форму двух и Трехчастных произведений. Дошкольник 5-ro года жизни пони¬мает, что музыка может выражать характер и настроение человека (резвый, злой, плаксивыый) и различает музыку, изо¬бражающую что-либо. Дети умеют дифференцировать: выражает музыка внутренний мир человека, а изображает ¬ внешнее движение. Освоенные в младшем дошкольном возрасте звуковые сенсорные предэталоны позволяют перейти к азам музыкальной предэталонной грамоты, в которой общепринятая музыкальная терминология заменена доступными и понятными детям названиями. Таким образом развивается музыкальный, интона¬ционный слух, Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства ¬ импровизации ¬ творчества. - Развитие координации слуха и голоса детей, приобретение детьми певческих навыков; - Освоение детьми приемов игры на детских музыкальных инструментах; - Освоение элементов танца и ритмопластики для создания музыкальных двигательных образов в играх и драматизациях; - Стимулирование желания детей самостоятельно зани¬маться музыкальной деятельностью. Благодаря введению приемов сольмизации, дети 5-ro года жизни мoгyт начинать попевки от любой ступени, соотвeтст¬венно перенося мелодический рисунок в «нотный дом». У них хорошо развит артикуляционный аппарат, гласные пропеваются на хорошем дыхании, с правильным звукообразованием, по¬ строенным на умении расслаблять голосовые связки. Дошкольники ориентируются в игре двумя руками на металлофоне, дровах, лесенке¬-дровах, резонаторе и клавишных инструментах. Умеют записать простейший ритмический рису¬нок. Прочтение ритмослогами сопровождают игрой наударных: бубен, металлофон, лесенка, ксилофон. Каждый ребенок может стать дирижером «импровизационного ансамбля» с игрой и пением, побуждая тем самым друг друга к творчеству.
Старший дошкольный возраст от 5 лет до 7 лет В старшем дошкольном возрасте источником получения му¬зыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки.
Возрастные возможности детей, уровень их художественной культуры позволяют устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством позволяет каждому ребенку выражать свои эмоции и чувства более близкими для него средствами: звука¬ми, красками, движениями, словом. Постепенно ребенок приобщается к «общественной технике чувств» (Л.С. Выготский), понимая, что музыка позволяет лю¬бому человеку общаться и быть понятым. Музыкальная Культура ребенка позволяет рассматривать музыку как способ саморегуляции поведения, что открывает возможности в применении элементов музыкотерапии в работе с детьми. Эмоции, пережи¬ваемые при восприятии музыкального произведения, усиливают «чувство жизни», вызывают эмоциональный подъем, активизи-руют творческий потенциал старшего дошкольника. Закономерности и особенности развития психических про¬цессов старшею дошкольника позволяют формировать его музыковедческий опыт, музыкальную эрудицию. Старший дошкольник не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций. Естественной базой и предпосылкой для получения знаний становится накопленный в младшем и среднем возрасте эмоцио¬нально-¬практический опыт общения с музыкой. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрас¬ту концертов, музыкальных спектаклей. Чрезвычайно важной становится специальная организация работы не только с деть¬ми, но и с родителями, обеспечивающими полноценное музыкальное развитие дошкольника. Задачи, содержание и организация музыкального восприятие ¬ слушания ¬ интерпретации - Обогащение слухового опыта детей при знакомстве с основными жанрами, стилями и направлениями в музыке; - Накопление представлений о жизни и творчестве русских и зарубежных композиторов; - Обучение детей анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности; - Развитие умений творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. Старшие дошкольники проявляют большую заинтересованность и активность в слушании музыки, становясь участниками этого процесса. Создается прекрасная возможность для проявления индивидуального творческою потенциала детей: это и возможность передачи художественно-музыкального образа в музыкально- ритмических движениях. Возможность подобрать музыкальный инструмент, который характеризует этот художественный образ, и музицировать на нем. Изображение музыкаль¬ных впечатлений в изобразительной деятельности; сочинение ребенком стихотворения, отражающего ею отношение и впечат¬ление, эмоции от услышанною музыкального произведения; желание исполнить эту музыку в составе детскою оркестра или в музыкально-художественной театрализации. В процессе активного восприятия музыки ребенком реализуется ею естественная потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества. Задачи, содержание и организация музыкального исполнительства ¬ импровизации ¬ творчества - Освоение навыков ритмического многоголосия посредст¬вом игрового музицирования; - Развитие умений сотрудничества и сотворчества в коллективной музыкальной деятельности. Дети много импровизируют в пении, танцах, на музыкальных инструментах. Могут создавать оригинальные мелодические фразы и песенки на предлагаемые тексты; отбирать и соединять движения в танец; собираться по несколько человек, распределять инструменты и создавать небольшие оркестровки. В му¬зыкальных играх и хороводах выступают сочинителями сюжетных ходов, музыкальных образов, организаторами самостоятельных игр. Старшему дошкольнику свойственны эмоциональный по¬дъем и переживание чувства волнения от участия в спектакле, празднике, выступлении детскою оркестра или хора. Они характеризуют изменившееся отношение ребенка к исполнению музыки. Желание качественно исполнить роль или музыкальное произведение показывает, что главным для ребенка становится не процесс участия в деятельности, а ее результат. Направлен-ность на результат, на создание понятною и выразительного образа, стремление получить одобрение зрителей свидетельст¬вует о том, что участие в музыкальной деятельности становится для ребенка не игрой, а художественным творчеством. Важно поддерживать это состояние как до, так и после выступлений детей.
2.3 Формы сотрудничества с семьей Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Основные формы взаимодействия с семьей.
1. Знакомство с семьей: анкетирование семей.
2. Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
3. Образование родителей: организация «Родительского всеобуча» (лекции, семинары, семинары-практикумы), проведение мастер-классов, тренингов, создание библиотеки.
4. Совместная деятельность: привлечение родителей к организации вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, концертов семейного воскресного абонемента, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных объединений (клуб, студия, секция), семейных праздников, прогулок, экскурсий, семейного театра, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
ПЛАН работы с родителями
Месяц Форма работы Взаимодействие с родителями Задачи Примечание
Сентябрь Консультация «Музыка как средство воспитания», встреча с родителями вновь прибывших детей. Посещение занятий, развлечение для детей и родителей «День знаний» воспитывать музыкальное восприятие у ребёнка в семье. Индивидуальные беседы
Октябрь Индивидуальные беседы «По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года». Индивидуальные беседы «По результатам диагностики музыкального развития дошкольников на начало учебного года». Создать благоприятную творческую атмосферу. Изготовление костюмов.
Ноябрь беседы с родителями о склонностях, способностях, пожелания. Развлечения ко Дню Матери: Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. Участие родителей в подготовке и проведении развлечений. Познакомить с программными задачами и содержанием работы на квартал. Участие родителей в подготовке и проведении развлечений. Ответы на вопросы. участие в играх и аттракционах
. Декабрь Рекомендации по подготовке к зимним праздникам, «В гости ёлка к нам пришла» приглашение на утренники Создать праздничную атмосферу и праздничное настроение детям. Изготовление атрибутов, подарков сюрпризов.
Январь Новый год + Рождество.
Февраль Консультация «Развитие творческой деятельности на основе русского фольклора» Развлечение «День защитников Отечества». Воспитание нравственно- патриотических чувств. Отзывы пап о проведённом празднике
. Март «День открытых дверей» Организовать музыкальные встречи с семьями воспитанников Стимулировать эмоциональное состояние детей посредством музыкальной деятельности. Подбор детских песен.
Апрель Принять участие в групповых родительских собраний по результатам работы за год во всех группах. Провести день смеха «Хохотунчики» Обеспечить уровень эмоциональной стабильности в пределах нормы. Организовать фото и видеосъемки для оформления альбомов.
Май Консультация «О домашней фонотеке» Индивидуальные консультации с родителями детей, Индивидуальные консультации с родителями детей, Индивидуальные консультации с родителями детей,
2.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования планируемые результаты освоение детьми ООП делятся на промежуточные и итоговые (сентябрь, май). Планируемые итоговые результаты: Художественно- эстетическое развитие. Интегрированные качества: Ребенок способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.; Ребенок овладевший необходимыми умениями и навыками в изобразительном искусстве и музыке. У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской творческой деятельности. Ранний возраст от 2 до 3 лет • Слушает муку и эмоционально реагирует на нее. • Внимательно слушает песню. • Подпевает слоги и слова. • Выполняет простые плясовые движения. • Начинает реагировать на начало и конец музыки. • Узнавать знакомые мелодии и различать высоту знаков. • Вместе с воспитателем подпевать музыкальные фразы. • Двигаться в соответствии с характером музыки. • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. • Называть погремушки, бубен
. Младший возраст от 3 до 4 лет Ребенок вслушивается в музыку, запоминает и уз¬нает знакомые произведения. Проявляет эмоциональную отзыв¬чивость, появляются первоначальные суждения и эмоциональные отклики на характер и настроение музыки. В движении передает различный метроритм. Активен в элементарном музицировании. Владеет приемами игры в две ложки, на треугольнике, бубенцах, копытцах, доске. Хорошо интонирует большинство звуков, пение протяжно. Чисто интонирует заданную музыкальную фразу, может спеть знакомую песенку с музыкальным сопровождением. • Слушать музыкальное произведение до конца. • Узнавать знакомые песни. • Различать звуки по высоте (в пределах октавы). • Замечать изменения в звучании (тихо — громко). • Петь, не отставая и не опережая друг друга. • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать по¬переменно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листоч-ки, платочки и т. п.). Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан)
Средний возраст от 4 лет до 5 лет Ребенок понимает структуру музыкального произ¬ведения и может установить связь между средствами вырази¬тельности и содержанием музыкально-художественного образа. Различает выразительный и изобразительный характер в музыке. Владеет элементарными вокально-хоровыми приемами в области сольмизации, чисто интонирует попевки в пределах зна¬комых интервалов. Ритмично музицирует и понимает изображения ритмослогов, слышит сильную долю в 2-, 3-дольном размере. Накопленный на занятиях музыкальный опыт перено¬сит в самостоятельную деятельность, делает попытки творческих импровизаций на инструментах, в движении и пении. • • Узнавать песни по мелодии. • • Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). • • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение. • • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно ме¬няя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. • • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение па¬рами по кругу, кружение по одному и в парах. • • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). • • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке .
Старший дошкольный возраст от 5 лет до 6 лет У ребенка развита культура слушательского вос¬приятия. Любит посещать концерты, музыкальный театр, делится полученными впечатлениями. Музыкально эрудирован, имеет представления о жанрах и направлениях классической и народной музыки, творчестве разных композиторов. Прояв-ляет себя во всех видах музыкальном исполнительской деятель¬ности, на праздниках. Активен в театрализации, где включается в ритмо-интонационные игры, помогающие почувствовать выразительность и ритмичность интонаций, а также стихотворных ритмов, певучие диалоги или рассказывания. Проговаривает ритмизирован но стихи и импровизирует мелодии на заданную тему, участвует в инструментальных импровизациях.
• • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); зву¬чание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка).
• • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты).
• • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносить слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровожде¬нии музыкального инструмента.
• • Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки
. • • Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног впе¬ред в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении
. • • Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов; действовать, не подражая друг друг
у. • • Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами
Седьмой год жизни (подготовительная группа)
• • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ
. • • Определять жанр прослушанного произведения (марш, песня, танец) и инст¬румент, на котором оно исполняется.
• • Определять общее настроение, характер музыкального произведения. • • Различать части произведения (вступление, заключение, запев, припев).
• • Петь песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно, пра-вильно передавая мелодию (ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание)
. • • Петь индивидуально и коллективно, с сопровождением и без него
. • • Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообраз-ным характером музыки, музыкальными образами; передавать неслож¬ный музыкальный ритмический рисунок. • • Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг.
• • Инсценировать игровые песни, придумывать варианты образных движе¬ний в играх и хороводах
• • Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских му¬зыкальных инструментах несложные песни и мелодии
. 2.5.СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ Мониторинг в проводится 1 раза в год (в мае) группой специалистов (инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог-психолог). В данную группу входят и воспитатели, работающие в данной возрастной группе. Руководство мониторингом осуществляет заведующая и (или) старший воспитатель.
Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Система мониторинга ДОУ включает в себя мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы). Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка. Мониторинг образовательного процесса С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно оценить степень продвижения дошкольника в образовательной программе. Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательных областей программы) основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в Картах диагностического обследования. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в карты ребенка с помощью уровней (высокий, средний, низкий). В итоге подсчитывается количество и выводится уровневый показатель
. 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ.
Учебный план
В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.
Продолжительность занятия 10 - 30 минут
Кол-во занятий в неделю 2 занятия Кол-во занятий в год 96 занятия
Вечер развлечения в месяц 3 развлечения
Непосредственная образовательная деятельность (НОД) Продолжительность НОД: в первой младшей группе (дети от 2 до 3 лет) – 10-15 минут;
во 2-й младшей группе (дети от 3 до 4 лет) – 15 минут;
в средней группе (дети от 4 до 5 лет) – 20 минут; в старшей группе (дети от 5 до 6 лет) – 20-25 минут;
в подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет) – 30 минут.
Учебный год составляет 32 учебные недели (с 01.09 по 25.05). С 01 по 15 сентября, с 19 по 30 мая проводится педагогическая диагностика детей.
С 09 по 15 января – каникулярная неделя
Расписание непосредственно-образовательной деятельности
ПОНЕДЕЛЬНИ
К 8.45 – 9.00 -1 младшая группа
9.35 – 10.00 – старшая группа
10.20 – 10.50 - подготовительная к школе группа
ВТОРНИК
9.30 – 9.50 – средняя группа
9.55 – 10.30 подготовительная группа
10.10 – 10.35 – старшая группа
СРЕДА
8.45 – 9.00 – 1 младшая группа
9.30 – 9.50 – средняя группа
10.20 – 10.50 - подготовительная группа
ЧЕТВЕРГ
9.00 – 9.20 – средняя группа
9.35 – 10.00 – старшая группа
10.10 – 10.35 –1 младшая группа
ПЯТНИЦА
15.35 – 16.15 – подготовттельная группа
Методическое обеспечение программы № п/п Автор(ы) название Город, издательство, год издания, к ол-во стр.
1. О.П.Радынова Настроения, чувства в музыке Москва Из-во «ТЦ СФЕРА»,2010, 204.
2. Учебное пособие для дошкольников Музыкальные инструменты для дошкольников. Ростов-на Дону, Из-во «Проф-Прес», 2012, 25.
3. Развивающие учебные методики. Журнал «Колокольчик» №55, №50, №51. Москва, Из-во 2011, 2012, 2013
. 4. Иллюстрированный методи- ческий журнал «Музыкальный руководитель»
№5-№8. Москва, ООО Издательсний дом «Воспита- ниедошкольни- ка» 2010.
5. Иллюстрирова-нныйметоди- ческий журнал «Музыкальный руководитель» №1 - №8. Москва, ООО Издательский Дом «Воспита- ниедошкольни-ка» 2012.
6. Иллюстрирова-нныйметоди- ческий журнал «Музыкальный руковолитель» №1 - №4. Москва, ООО Издательский дом «Воспита-ниедошкольни- ка» 2014.
7. Ежемесячный научно-мето- дическийжур- нал. «Дошкольное воспитание» №1 - №12 Москва.ООО Издательский дом«Воспитание дошкольника» 2010.
8. Ежемесячный научно-мето- дическийжур- нал. «Дошкольное воспитание» №1 - №12 Москва. ООО Издательский дом «Воспитание дош- кольника» 2013.
9. Ежемесячный Научно-методический журнал. «Дошкольное воспитание» №1 - №12 Москва. ООО Издательский Дом «Воспита- ниедошоль- ника» 2014.
10. Л.О.Тимофеева Н.И.Волохова, Т.В.Тимофеева. Приобщение старших до- школьников к традициям родного края. Волгоград. Из-во «Учитель», 2014.
11. И.Е.Ромашкова Весёлые утренники. Москва.Из-во «АСТ-ПРЕСС» 2010.
12. В.В.Лещинская Праздники в детском саду. Москва.Из-во «Аделант»,2010.
13. А.В.Аджи Открытые мероприятия для детей старшей группы. Воронеж. Из-во ООО «Метод» 2014.
14. А.В.Аджи Открытые мероприятия для Детей средней группы. Воронеж. Из-во ООО «Метод» 2014
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnik.docx | 17.08 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
МКДОУ «Калачеевский детский сад №5»
Музыкального руководителя
Калач
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыкальное развитие» на 2015 – 2016 учебный год
Рабочая программа музыкального руководителя разработана для детей от 2-х до 8-ми лет и определяет обязательную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования детей от...
Рабочая программа музыкального руководителя разработана с учетом ФГОС ДО для детей дошкольного возраста (от 1 года до 7 лет) образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» раздел «Музыкальная деятельность»
Разработала: музыкальный руководительЖарникова Наталья АлександровнаСрок реализации: 2019-2020 уч. год...
Рабочая программа музыкального руководителя для работы с детьми 3-5 лет по музыкальному развитию и воспитанию в детском саду
Программа стставлена для младших (первой второй) и средней групп, представлена разделами Целевой, Содержательный, Организационный....
Рабочая программа музыкального руководителя по музыкальному развитию с детьми от 1 года до 3 лет
Настоящая рабочая программа по музыкальному развитию детей с 1 до 3 лет разработана в соответствии с ООП МБДОУ ДС №10 на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного обр...
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основе основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Рабочая программа музыкального руководителя по освоению образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" (музыкальная деятельность для детей 2-7 лет разработанная на основ...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования Предназначена для образовательной деятельности с детьми 2-7 лет
Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. Музыкальное воспитание в ДОУ осуществляе...
Рабочая программа музыкального руководителя по ОО «Художественно-эстетическое развитие» в части музыкального образования (Предназначена для образовательной деятельности с группами детей 4-7 лет с ТНР, приложение к АООП ДОУ)
Данная программа разработана с учётом концептуального положения используемой в ДОУ комплексной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой и адапт...