Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В данном файле представлен консультация к презентации по теме "Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_hudozhestvennoy_literatury_v_ekologicheskom_vospitanii_doshkolnikov.docx | 16.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
Знакомство ребёнка с миром природы начинается задолго до того, как он начнёт говорить и начнёт ходить. Мир природы волнует его, будит интересы, фантазию. В дошкольном возрасте у ребёнка бурно развивается воображение, которое, ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Мы нередко забываем о том, что одно из самых приятных, полезных и доступных удовольствий для ребёнка — это когда ему читают вслух интересные книги.
Цель экологического воспитания – это формирование правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и к людям, как важным частям природы с помощью чтения художественной литературы.
Задачи экологического воспитания и образования детей:
- Освоение новых знаний, закрепление и обогащение ранее усвоенных;
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными;
- Формирование умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы;
- Воспитание самостоятельности через общение с природой;
- Воспитание эстетических чувств;
- Воспитание любви к природе, родине;
- Развитие воображения, мышления, внимания, речи.
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению природоведческой литературы. Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя.
Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе. Также благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас.
В художественной литературе о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, ее надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому.
Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю.
Привлекательность объектов и явлений природы вызывает желание глубже познавать их. В процессе познания ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основы экологического сознания, т.е. понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее.
Хорошая книга - лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребёнку. Наша с вами задача приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.
При отборе художественной литературы следует руководствоваться следующими принципами:
- Доступность произведений детскому пониманию
- Реалистичность. Важны стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в природе, их внешний вид, повадки, жилища и др.
- Привлекательность для детей
- Чтение художественных произведений можно сочетать с беседой, играми, решением экологических задач
Художественное слово усиливает впечатление от непосредственных наблюдений, оно развивает воображение и усиливает мыслительную деятельность. Поэтические образы природы надолго сохраняются в памяти ребёнка, а вызванные ими чувства способствуют воспитанию бережного отношения к родной природе, к родному краю, к Родине.
Неправильные поступки детей в природе часто связаны с отсутствием достаточного количества знаний. Чем же мы можем помочь детям?
Можно побудить родителей создать дома библиотечку книг о природе. Для рассматривания можно использовать книги, иллюстрации которых доступны и понятны детям, а также картины разных художников, посвящённые природе.
В заключение хочется отметить, что формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающей его природе, единства с нею, осознание необходимости оберегать её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов Тема: «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»
материал предназначен для педагогов детских садов....
«Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Консультация для родителей по подбору художественной литературы для грамотного экологического воспитания....
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
Только при работе в тандеме с родителями можно воспитать гуманного человека, способного к состраданию и соучастию. Экологические сказки и рассказы помогут в осуществлении это важной задачи....
Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»
Статья «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье»...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
Давайте посмотрим с точки зрения отношения ребенка к природным объектам, что получается, если ребенок может разгонять птиц и ему это доставляет удовольствие.В...
Консультация " Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников в семье."
Рассказать родителям какую роль играет художественная литература в экологическом воспитании детей....
Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников
В статье отмеченно огромное значение художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников...