Игры по нравственно - патриотическому воспитанию
картотека (старшая группа)
Картотека игр по нравственно - патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.docx | 22.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
по нравственно – патриотическому воспитанию
« Мой адрес…»
Цель: закрепление знаний о домашнем адресе (поселок, улица, номер дома)
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … улице», ребёнок продолжает, называя свою улицу, и передаёт мяч соседу и т. д.
« Поиски добрых слов»
Цель: раскрыть на примерах значение слов «простите, извините», воспитывать дружеские отношения, объяснить необходимость извинения, признания вины или доказательства правоты и справедливости, связь слова и поступка, слово и отношение
Материал:
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том, как следует извиняться, где и когда, как применяются эти вежливые слова
«Малая Родина».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях.
Материал: иллюстрации, фотографии города Тулуна и Иркутской области.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают
«Наша страна».
Цель: Выявить знания детей о нашей Родине, ее столице.
Материал: иллюстрации, фотографии
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, задает вопросы. Дети отвечают
« Герб России»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) закрепить знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает
Материал: картинка герба, разрезанная на 6-8 частей
Ход игры: Воспитатель показывает детям герб России, и предлагает детям составить герб одно целое из частей картинки.
« Флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал: полосы красного, синего и белого цвета.
Ход игры: Воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России.
«Найти флаг России»
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны, закрепить основные цвета флага, что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных флагов
Ход игры: среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Найти герб России, города Тулуна, Иркутской области»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны, (города, области, областного центра) , что они обозначают?
Материал: картинки с изображением разных гербов
Ход игры: среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
«Путешествие по городу Иркутску, Тулуну»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры.
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Назови кто»
Цель: знакомить детей с главными людьми РФ (Путин, Шойгу, Медведев)
Материал: портреты известных соотечественников
Ход игры: Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете, и рассказать, почему он знаменит.
«Наш город».
Цель: Закрепить знания детей о своем городе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении школы – интерната.
Материал: фотографии и иллюстрации, карта города
Ход работы: По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем городе, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении.
«Почта»
Цель: закрепить знания детей о городах России.
Материал: почтовые конверты, открытки
Ход игры: воспитатель предлагает посмотреть на предметы, определить для чего они нужны. Дает понятие о том, что почта это связь между людьми.
« Кто и в какой стране живет?»
Цель: расширить знания детей о мире, людях которые населяют его.
Материал: картины и иллюстрации с разными странами мира и народом .Развитие речи., логического мышления, формирование умения употреблять суффикс – ец.
Ход: Воспитатель показывает изображения и просит определить, из какой страны этот человек и как его назовут
Китай-китаец,
Африка-африканец…..
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля - планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем - как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты
«Страны и народы»
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: глобус, карта Мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов, картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением с изображением разных стран и народов мира. Рассказывает о них
« Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел
Дети называют
«Продолжи пословицу»
Цель: знакомить с устным народным словотворчеством, развивать речь, память, логическое мышление.
Материал:
Ход игры: Воспитатель начинает пословицу, дети ее продолжают.
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры: Дети рисуют, подбирают узор по образу, называют вид народного промысла.
« Богатства недр земли»
Цель: расширять представление детей о богатстве недр земли полезными ископаемыми (уголь, минералы, железная руда, драгоценные камни). Расширять представления детей о внутреннем строении земли
Материал: коллекция камушек, ископаемых земли, картинки и иллюстрации природных ресурсов земли
Ход игры - Воспитатель показывает детям картинку (природное ископаемое) предлагает назвать его.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре, любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры: Дети одевают куклу в национальную одежду.
«Собери узор».
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов
Ход игры - Дети собирают картинки из разрезных фрагментов.
« Мир предметов»
Цель: обобщить представление детей о том, что в окружающем мире многие предметы изготовлены человеком из материалов природного или искусственного происхождения (применяя различные материалы, человек изучает и использует их свойства). Воспитывать познавательную активность. Закрепить умения образовывать слова прилагательные.
Материал: Картинки и изображения предметов обихода
Ход игры: чугун - чугунный, дерево - деревянный……
«Отгадывание и толкование загадок об (Армии, солдатах, Родине)
Цель: знакомить с устным народным творчеством, способствовать самовыражению детей, умению загадывать и отгадывать загадки на нравственно - патриотическую тему
Материал: загадки и картинки с отгадками
Ход игры: воспитатель загадывает, дети отгадывают загадку
«Составь семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисована на ней одним и подобрать родственные однокоренные слова к нему :
родина, родной, родители, родственник, родинка
Герой - геройский, героический, героизм... Защита - защитник, защищать,
«Скажи какая»
Цель: развивать логическое мышление, память, речь, формировать навыки подбора определений к слову
Материал: карточки с изображением, Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры: Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать, что нарисовано на ней одним словом и подобрать определения к нему
Родина – огромная, могучая, красивая, бескрайняя и т.д.
«Скажи какой»
Цель: закрепление умения образовывать прилагательные от существительных, формировать знания о национальных языках своей Родины, развивать речь, логическое
Материал: Картинки и иллюстрации людей разных национальностей
Ход игры; татарин - татарский, мордвин - мордовский…..
«Я имею право...»
Цель: Расширить область правовых знаний детей.
Материал: Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенция ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Особенности жизни в современном городе»
Цель: познакомить с предметами обихода, их функциями и назначением, воспитывать бережное отношение к предметам созданными человеком,
Материал: картины и изображения различных предметов, созданных людьми
Ход игры: Дети поочередно выбирают картинку и объясняют, для чего нужен этот предмет.
« Какие праздники ты знаешь?»
Цель: Развивать у детей сообразительность, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры: Воспитатель начинает рассказ о том, что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
https://multiurok.ru/files/katalogh-didaktichiesk-ighr-po-nravstvienno-patrio.html
Игры, развивающие нравственные качества ребенка
Собирайся скорей
Цель: прививать детям самостоятельность, аккуратность, проявление инициативы, учить заботливому и внимательному отношению к близким.
Оборудование: 3 плоские картонные коробки с откидывающимися крышками. Карточки с изображением мужской, женской и детской одежды, обуви и головных уборов.
Ход игры: воспитатель показывает детям коробки-чемоданы и предлагает собрать вещи членов своей семьи для поездки на курорт. В первом варианте игры семья едет в южном направлении, во втором выбирается северное направление. Дети из стопки предложенных карточек выбирают нужные предметы, аргументируя свой выбор. Игру можно разнообразить, используя образ героя-неумейки, например Незнайки.
Вот идет Рассеянный по улице Бассейной
Цель: развивать чувство юмора, умение играть в коллективе, сохранять тайну.
Оборудование: 3 карточки ведущего – фотографии мужчины, женщины и ребенка, карточки с нарисованными предметами одежды, обуви, головных уборов, различных аксессуаров.
Ход игры: педагог произвольно выбирает из карточек персонаж, который сегодня отправится на прогулку, он кладет карточку на видное место изображением вниз. Для детей эта таинственная личность в конце игры станет сюрпризом.
Дети, разбившись на команды, из предложенной пары вещей выбирают одну. Каждая команда работает втайне от другой. Воспитатель складывает выбранные предметы рядом с фотографией Рассеянного. Когда дети закончат свой выбор, педагог объявляет: «Сегодня на улице льет проливной дождь, а наш герой решил пойти на прогулку в парк. Что же он надел (погода и место прогулок могут каждую игру меняться)?». Воспитатель называет выбранную детьми одежду. Например, он взял чемодан, трость, повязал на шею платочек, обулся в оранжевые сандалии и синие носки, надел шапку-ушанку, красную юбку, фиолетовый пиджак, ажурные перчатки, фуфайку и белую кофточку в малиновый горошек. Далее педагог открывает личность Рассеянного. Многие из предложенных вещей могут не подойти по погоде, сезону, половой или возрастной принадлежности. Посмеявшись над Рассеянным вместе с детьми, воспитатель предлагает детям помочь ему собраться на прогулку.
У нас порядок
Цель: научить детей быстро и аккуратно складывать вещи по своим местам, приучать ребенка к самоконтролю, бережному отношению к вещам и игрушкам, научить достижению результата как своими силами, так и с помощью товарищей.
Оборудование:
1-й вариант: кукольный домик с мебелью и всевозможными вещами.
2-й вариант: картинки с изображением предметов мебели (шкафов, буфетов, полок, тумбочек, антресолей) и картинки, изображающие вещи домашнего обихода)/
3-й вариант: обстановка реального дома или группы детского сада.
Ход игры: в игре могут принимать участие взрослый и ребенок, взрослый и команда детей, две команды, три команды. В ходе игры необходимо заметить как можно больше вещей, лежащих не на своих местах, и как можно быстрее убрать их. За каждую убранную вещь дается 1 очко, дополнительные очки начисляются за бережливость.
Команды складывают вещи по очереди, давая объяснение своим действиям. Например, участник одной команды говорит: «Я кладу книгу на полку в книжный шкаф» (он зарабатывает для своей команды очко). Участник второй команды говорит: «А я вешаю полотенце около умывальника». Дети из третьей команды дружными усилиями подвинули лавочку к окну, так как она стояла посередине группы и всем мешала выполнять задания. Они получают сразу 1 очка: за доброе дело и за проявленную заботу. Игра продолжается до полной победы над беспорядком.
Примечание: игрой можно воспользоваться перед тихим часом для наведения порядка.
День рождения кота Леопольда
Цель: развивать у детей желание сделать что-то приятное для другого, учиться помогать друг другу, уметь делиться.
Ход игры: собираясь на день рождения кота Леопольда, участники игры посещают три магазина: магазин одежды, магазин подарков и кондитерский магазин. В первом дети выбирают самый лучший наряд, но не для себя, а для товарища. Во втором – самый лучший, самый полезный подарок для именинника. А в кондитерской – самый вкусный торт. Только выбрать этот торт нужно всем вместе, договорившись между собой.
Шеф-повар
Цель: развивать у детей умение самостоятельно принимать решения, делать осознанный выбор, находить компромиссное решение, заинтересовывать своей идеей других детей, аргументировать свою точку зрения, уметь отстаивать ее в споре.
Ход игры: считалкой выбираются шеф-повар и капризные клиенты ресторана. Помощники шеф-повара разбиваются на две команды, они втайне друг от друга готовят первые блюда, горячие блюда, десерт. Для этого они рисуют совместными усилиями цветное меню. Шеф-повар предлагает капризным клиентам на выбор блюда каждой команды. Участники команды активно уговаривают Клиента попробовать принесенное блюдо, расхваливая его питательную ценность и вкус. Побеждает та команда, у которой заказали наибольшее количество блюд.
Блюда команд, предлагаемые Клиенту, не должны совпадать по названию и рецептуре. Нельзя давать негативную оценку блюду соперников.
Пойдем гулять
Цель: развитие артистичности, преодоление скованности, стеснения, учить терпеливости.
Ход игры: дети сидят на стульчиках, ожидая приглашения поучаствовать в игре. Ведущий подходит к любому ребенку и говорит: «Пойдем гулять?» Ребенок соглашается: «Пойдем!» Ведущий продолжает диалог: «Вставай!» «Встаю», – отвечает ребенок и поднимается со стульчика. Ведущий: «Одевайся!» Ребенок: «Одеваюсь», при этом он имитирует движения одевающегося человека. Ведущий: «Умойся!» Ребенок отвечает: «Умываюсь!», показывая, как он это делает. Ведущий: «Вот теперь пойдем гулять!» Далее ведущий и выбранный ребенок, держась за руки, подходят к следующему ребенку. Диалог продолжается. Когда все участники игры готовы пойти гулять, все вместе говорят:
Дружно мы гулять идем,
Песню звонкую поем!
Робинзоны
Цель: развитие фантазии, находчивости, практических навыков, умения помочь в трудную минуту, поделиться, ободрить словом и делом, придти на помощь.
Ход игры: с потерпевшего кораблекрушения судна на необитаемый остров попадают взрослые и дети. Они отсылают в бутылке записку с просьбой о помощи. Далее существуют две версии игры.
1. На остров с корабля попадают некоторые вещи. Нужно помочь робинзонам придумать новое применение известных вещей.
2. Собрать для робинзонов посылку, сложив в нее оптимальный набор вещей, с помощью которых они смогли бы построить себе жилище, охотиться, готовить пищу и т. п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактической игры в нравственно-патриотическом воспитании
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию позволяет открыть комплекс разнообразной деятельности детей: мысли, чувства, переживания, сопереживания, поиски активных способ...
Русские народные игры в нравственно – патриотическом воспитании детей.
занятие по окружающему миру, знакомящий детей с традициями русского народа...
Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитаниюСредняя группа
Данное пособие предназначено для педагогов Средней группы....
Подвижные игры по нравственно-патриотическому воспитанию
авторская разработка игр по НПВ для детей старшего дошкольного возраста...
Презентация дидактической игры по нравственно-патриотическому воспитанию
Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию...
Дидактическая игра по нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Сказочные приключения Нюши"
Игра для детей 6-7 лет....
Дидактическая игра по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста "Собери народный костюм", для детей 6-7 лет.
Данная игра поможет закрепить знания деет йо костюмах русского, татарского и башкирсого анродов расширить словарный запас деетй....