Проект: «Традиции моей семьи» (старшая группа)
проект (старшая группа)
Проект: «Традиции моей семьи»
(старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_traditsii_moey_semi.docx | 45.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект: «Традиции моей семьи»
(старшая группа)
Проект: «Традиции моей семьи» |
| ||
В семейном кругу мы с вами растём Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаём, Основа основ – родительский дом. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Всем известно, что на Руси у всех семей были свои традиции, которые объединяли, делая их сильными и крепкими. Но, после 7 ноября 1917 года, дня октябрьской революции, многие традиции были упразднены, как народные, так и семейные. Часть, конечно, осталось, трансформировавшись. Часть – канули в небытие. Ну и, конечно появились новые. Изменились и взгляды на понятие «семьи», на верность в семье, на воспитание детей. Многие традиции, которые делали семью – семьёй, были потеряны. Многие семьи и по сей день больше напоминают людей, которые живут под одной крышей, при этом, не имея ничего общего, даже порою, не зная друг друга. А ведь именно семья даёт ощущение стабильности и защиты с самого раннего детства, которые мы проносим через всю нашу сознательную жизнь и передаём нашим детям, и так из поколения в поколение, набираясь мудрости и опыта. Традиции – это основа уклада семьи, семьи – дружной, крепкой, у которой есть будущее. Поэтому то и нужно возрождать традиции, семейные традиции. Хорошо, если они будут по нраву всем членам семьи, ведь они способны сближать, укреплять любовь, вселять в души взаимоуважение и взаимопонимание, то, чего так сильно не хватает большинству современных семей. Дети воспитываются не только родителями как таковыми, а ещё и той семейной жизнью, которая складывается. Приобщить к семейным традициям можно на личном примере самих родителей. Именно с семьи начинается и приобщение к культуре, ребёнок осваивает основы материальной и духовной культуры. В условиях семьи, формируются и человеческие формы поведения: мышление и речь, ориентации в мире предметов и отношений, нравственные качества, стремления, идеалы. Функция детского сада – целенаправленная социализация личности ребенка: введение его в мир природных и человеческих связей и отношений, передача ему лучших образцов, способов и норм поведения во всех сферах жизнедеятельности. Наш детский сад посещают дети разных национальностей: русские, украинцы, татары, армяне и т.д. Акцент делается на том, что все мы разные, но у нас общие интересы, мы нужны друг другу для содержательной, интересной, доброй совместной жизни. | ||
В детском саду на занятиях окружающего мира, мы часто говорим о семейных ценностях, традициях. Мне была очень интересна эта тема, потому что семья – это самое важное для человека.
Когда меня спросили, есть ли у нас в семье традиции, я задумалась. У меня возникли вопросы:
- Что такое семейные традиции?
- Есть ли традиции в моей семье?
- Какое значение имеют традиции в моей семье?
- Действительно ли традиции могут сделать семью крепче?
Цель моей работы: Выяснить роль традиций в становлении крепкой и дружной семьи.
Задачи: узнать
1) что такое семейные традиции;
2) какие традиции есть в моей семье;
3) как традиции влияют на взаимоотношения в семье.
Гипотеза: мы предполагаем, что: хорошие традиции делают семью крепкой и дружной; в такой семье вырастают достойные люди.
Получить ответы на вопросы мне помогли методы исследования: наблюдение, опрос, работа со словарями, поиск информации в сети Интернет.
Основная часть
Что же такое семейные традиции?
В одной из статей я прочитала: «Семейные традиции – это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи, взгляды, которые передаются из поколения в поколение». Если закрыть глаза и мысленно произнести слово «детство», то на память приходит что-то такое, что присуще только вашей семье. Вот именно это «что-то» и можно назвать семейной традицией.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома.
Мне очень нравится стихотворение о семье Татьяны Бульковской, которое я нашла в интернете.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец.
Родители – во всём мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть её дороже
На этой сказочной земле!
Такие красивые, тёплые слова о семье мог написать человек, любящий свою семью. В этом стихотворении тоже описаны традиции: совместное проведение праздников, уважение к отцу и матери, тёплые взаимоотношения.
В другой статье я нашла ещё и такое определение: «Семейные традиции – это повторяющиеся, понятные окружающим совместные действия, обряды, ритуалы, передающиеся из поколения в поколение».
Если так, то я могу с уверенностью сказать, что традиции – это верные спутники нашей семьи, они тесно переплетаются со всеми событиями нашей жизни.
Семейные традиции
Семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение.
Традиции семьи – понятие широкое. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества.
Семья собирается за столом в семейные праздники, все дарят друг другу смешные подарки на Новый год. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.
Все, что у нас в жизни было доброго, хорошего, веселого, мы связываем с семьей. Мы надолго запоминаем, как ходили с отцом на рыбалку, с дедом на качели. Помним, как с бабушкой пекли пироги, а с мамой выбирали свою первую косметику. Как на майские праздники ездили в гости к родственникам или ходили на каток в новогодние каникулы.
В семье мы учимся общаться с другими людьми, в том числе обходиться или избегать конфликтов и преодолевать возникающие проблемы. Традиции – это то, что скрепляет семью, учит ребенка правилам поведения с близкими и в обществе. Есть понятия, которые должны быть присущи всем без исключения – взаимная вежливость, благодарность. Если в семье принято благодарить друг друга, то дети обязательно будут говорить эти слова и потом, когда станут взрослыми. Если дети растут воспитанными, достойными, это значит, что в семье высокий уровень культуры.
Семейные традиции и обряды основываются на общественных, религиозных и исторических традициях и обрядах, но они дополняются собственными, поэтому они уникальны для каждой семьи.
Домашние праздники
Домашние праздники – то, что сплачивает семью, собирая за одним столом представителей всех поколений. Участвуют все: готовят закуски, накрывают стол. Дети очень любят участвовать в подготовке праздника. Традиция семейных воскресных обедов возвращается. Беседы во время совместного обеда, решение общих семейных проблем, общение – это отдых. Человек в окружении родных и друзей чувствует себя в безопасности.
Очень сплачивают семью и укрепляют семейные традиции маленькие знаки внимания друг к другу – можно купить игру «Мафия» для досуга, игрушку ребенку, или дедушке новые очки. Главное – не забывать о днях рождения и поздравлять хотя бы телефонным звонком. Так рождаются и укрепляются семейные традиции, объединяя семью в одно целое.
Заключением этой части хочется написать стихотворение (к сожалению, не могу указать автора)
«Это важное слово – СЕМЬЯ!»
Не жалейте время для детей,
Разглядите взрослых в них людей,
перестаньте ссориться и злиться,
Попытайтесь с ними подружиться.
Постарайтесь их не упрекать,
Научитесь слушать, понимать.
Обогрейте их своим теплом,
Крепостью для них пусть станет дом.
Вместе с ними пробуйте, ищите,
Обо всем на свете говорите,
Их всегда незримо направляйте
И во всех делах им помогайте.
Научитесь детям доверять –
Каждый шаг не нужно проверять,
Мненье и совет их уважайте,
Дети – мудрецы, не забывайте.
Взрослые, надейтесь на детей
И любите их душою всей
Так, как невозможно описать.
Вам тогда детей не потерять!
Пословица недаром молвится
Множество пословиц и поговорок сложено о семье. Семья - это наше самое первое окружение – наши родители, бабушки и дедушки, близкие родственники. В семье каждый человек узнает мир, чувствует защиту и поддержку, узнает первые радости и огорчения. Хорошую семью ничто не может заменить, потому что родные, необходимы каждому, даже повзрослевшему человеку.
Известно, что в пословицах и поговорках – кратких изречениях заключен многолетний опыт народов. В пословицах подчеркивается авторитет мамы в семье, особо отмечается её важная роль в создании и сохранении семейного очага, проявление заботы и любви к своим детям и мужу. Мама - родной человек, безгранично любящий свое дитя, независимо от его поступков, мнения окружающих, состояния его здоровья. Пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.
В пословицах о семье подчеркивается умение ладить, прощать, ценить друг друга. Вот только некоторые из их огромного количества:
Добрая семья прибавит разума-ума.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
В родной семье и каша гуще.
На что и клад, коли в семье лад.
Любовь да совет — так и горя нет.
Согласье в семье - достаток в дому, раздоры в семье - пропадать всему.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
За общим семейным столом еда вкуснее.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В дружной семье и в холод тепло.
В недружной семье добра не бывает.
В семье согласно, так идет дело прекрасно.
В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.
Дерево держится корнями, а человек семьей.
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
Дружная семья не знает печали.
Когда нет семьи, так и дома нет.
Не будет добра, коли в семье вражда.
Семейное согласие всего дороже.
Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.
Семьей дорожить — счастливым быть.
Семья — опора счастья.
Семья в куче, не страшна и туча.
Семья дает человеку путевку в жизнь.
Семья крепка ладом.
Согласье в семье — богатство.
Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.
Хоть тесно, да лучше вместе.
Вдумываясь в смысл пословицы, лучше понимаешь, как нужно строить отношения в семье, что является главным в жизни. Пословицы учат нас быть терпимыми, добрыми по отношению друг к другу.
Изучая литературу по вопросу «Семейные традиции», мы пришли к выводу, что семейные традиции - это обычные принятые в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, которые передаются из поколения в поколение. В него входят семейные праздники, семейные обеды и многое другое, объединяющее всех членов ячейки общества. Милые семейные традиции, без которых никак нельзя, без которых нет семьи, возникают только в том доме, где любят и уважают друг друга.
Обратившись к пословицам, мы уточнили, что в пословицах подчеркивается авторитет мамы в семье, особо отмечается её важная роль в создании и сохранении семейного очага, проявление заботы и любви к своим детям и мужу. Мы уточнили, что пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.
Нами было проведено анкетирование воспитанников, в ходе которого, мы выяснили, что многие ребята живут с мамой и папой, дедушкой или бабушкой, в некоторых семьях есть младшие дети. Главными традициями семей являются совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники. Более половины семей к традициям отнесли совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, праздники, а также посещение кино, театра, концертов. К совместным увлечениям ребята отнесли: заботу о домашних животных (уход, дрессировка), коллекционирование, рыбалку, шитьё (вышивку, вязание). Общим трудом, объединяющим семьи являются: уборка квартиры, работа в саду, на даче. Результаты анкетирования выявили, что совместно семьи собираются, как правило, для распределения работы по дому, а треть опрошенных детей указали, что семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов.
По результатам анкетирования родителей выявлено, что в семьях хорошие или отличные взаимоотношения, все семьи дружные. Главным образом укреплению семьи способствуют праздники, совместный труд, отдых, поездки, семейные традиции. Собираясь вместе семьи: общаются, занимаются всем понемногу, шутят, смеются, отдыхают.
Анкета для родителей «Традиции моей семьи»
1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье: | ||
хорошие | 14 чел. | 66,6% |
отличные | 7 чел. | 33,3% |
нормальные | 2 чел. | 9,5% |
не очень хорошие | 0 чел. | 0% |
2. Считаете ли вы свою семью дружной? | ||
да | 21 чел. | 100% |
не совсем | 0 чел. | 0% |
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи? | ||
праздники | 9 чел. | 42,8% |
ужин в кругу семьи | 8 чел. | 38,1% |
поездки | 9 чел. | 42,8% |
всё, многое | 6 чел. | 28,6% |
праздники и поездки | 7 чел. | 33,3% |
не знаю | 0 чел. | 0% |
выезд на природу, просмотр ТV, ужин | 8 чел. | 38,1% |
школьные праздники | 12 чел. | 57,1% |
4. Как часто ваша семья собирается вместе? | ||
ежедневно | 7 чел. | 33,3% |
часто | 6 чел. | 28,6% |
как получится | 1 чел. | 4,7% |
когда как | 2 чел. | 9,4% |
редко | 2 чел. | 9,4% |
всегда | 7 чел. | 33,3% |
5. Что делает ваша семья, собравшись вместе? | ||
каждый занимается своим делом | 0 чел. | 0% |
всё (всё понемногу, всем, много чем) | 11 чел. | 52,4% |
обсуждаем учёбу | 7 чел. | 33,3% |
занимаемся трудом и ходим летом на участок | 2 чел. | 9,4% |
смотрим TV, обсуждаем жизненные проблемы | 7 чел. | 33,3% |
занимаемся семейно – бытовым трудом | 7 чел. | 33,3% |
делимся впечатлениями | 7 чел. | 33,3% |
смотрим TV передачи | 5 чел. | 28,6% |
общаемся | 13 чел. | 61,9% |
вместе проводим досуг | 3 чел. | 14,3% |
читаем | 1 чел. | 4,7% |
шутим, смеёмся | 9 чел. | 42,8% |
отдыхаем | 8 чел. | 38,1% |
6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты? | ||
редко | 10 чел. | 47,6% |
иногда | 11 чел. | 52,4% |
нет | 2 чел. | 9,4% |
Выводы
Подводя итог нашей работы, можно сделать заключение:
Целью нашего проекта – выяснить, что является традициями семьи, достигнута. В ходе работы мы выяснили, что к традициям можно отнести совместные праздники: дни рождения и гражданские праздники, совместные спортивные мероприятия, походы, экскурсии, поездки на природу, праздники, а также посещение кино, театра, концертов. Мы уточнили понятие «традиция». С помощью пословиц уточнили, что пословица несёт в себе кладезь сводов и правил, исполняя которые, человек всегда будет чувствовать себя сильным, нужным, любимым.
Гипотеза нашего проекта, что подготовленный успех семьи может стать традицией и ведёт к её укреплению, подтвердилась. Продуктом проекта является презентация «Традиции семьи».
Анализируя проделанную работу, мы пришли к выводу, что традиции укрепляют семью, делают её дружной, сплоченной. Каждый член семьи чувствует себя любимым и защищенным. Очень важно сохранять традиции семьи, потому что именно традиции объединяют поколения, способствуют передаче опыта и взаимодействия с людьми. Семья – это не только удовольствие, но и ежедневный труд и забота друг о друге.
В заключение своей работы хочется поблагодарить маму, Бутову Татьяну Игоревну, за помощь в подборе материала, фотографий. Так же хочу выразить благодарность маме Денисова Даниила, за помощь в оформлении работы, поддержку, отзывчивость, готовность прийти на помощь в любую минуту, в ходе работы над проектом и ещё больше укрепить наши отношения. Создавая проект, мы всей семьёй, коллективом родителей и детей группы подбирали пословицы, фотографии, переживали приятные моменты жизни нашей большой и дружной семьи.
Библиография:
- Даль В., Пословицы русского народа. Сборник пословиц, поговорок, речений, присловий, чистоговорок. прибауток, загадок, поверий и проч. М., 1862; изд. 2-е. СПб., 1879; изд. 3-е, СПб., 1904.
- Рогозянский А. Хочу или надо? О свободе и дисциплине при воспитании детей. М., 2001.
- Титов В. Игра в жизни. – М., 1998.
проект «Традиции моей семьи»
Творческое название проекта «Традиции моей семьи»
Тип проекта: информационно – практико - ориентированный
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Исполнители : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители. Продолжительность : долгосрочный
Тематическое поле: Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.
Актуальность :1) В дошкольном возрасте происходит формирование культурно – ценностных ориентаций.
2) Семья есть важнейший институт воспитания духовно-нравственных качеств ребёнка.
3)У детей нечеткие, неясные, несформированные представления о семье, об уровнях ценности семьи.
4) В МАДОУ отсутствуют условия для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
5) Родители недооценивают значимость семейных традиций. Нет согласованности в вопросах воспитания детей.
Проблема: Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в МАДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.
Цель: Формирование нравственных и патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
1) Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
2) Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей. 3) Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
4) Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
5) Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
6) Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
7) Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Этапы реализации проекта
1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
3 этап - обобщающий (май)
Результат 1) Организовать выставки творческих работ детей и семейной гостиной в группе детского сада.
2)Повысить качество образовательного процесса, процесс обучения становится более увлекательным, эмоционально-насыщенным.
3)Создать методическую копилку по данной проблеме.
4)Повысить уровень родительской активности в организации совместной деятельности по воспитанию детей. Возрастает уверенность родителей в их педагогических возможностях.
Презентация проекта Семейная гостиная: «Цветок семейного счастья», посвящённая Дню семьи.
Обоснование актуальности проблемы
Существенные изменения, произошедшие за последние годы, и новые проблемы, связанные с воспитанием детей, обусловили переосмысление сущности духовно- нравственного воспитания, его места и роли в общественной жизни. Решение проблемы воспитания основ нравственной культуры потребовало новых подходов к организации воспитательно-образовательного процесса. Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из важных задач образовательного учреждения. В «Концепции модернизации российского образования» сформулированы важнейшие цели воспитания: «Формирование у детей гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации и активной адаптации в жизни». Большое значение для решения этих задач имеет семья, именно семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально- исторического опыта. В статье 18 Закона РФ "Об образовании" говорится: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте". Учитывая это, можно с полным правом считать, что семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания патриотических и нравственных качеств ребенка. Патриотизм применительно к ребёнку старшего дошкольного возраста, определяется, как потребность участвовать в посильных делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы; наличие у детей таких качеств, как сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира. В дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребенка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем мире. Данный период в жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма. Анализируя работы современных исследователей (Л.В. Кокуевой, Т.Н. Антоновой, Т.Т. Зубовой, Е.П. Арнаутовой и др.), можно говорить о том, что формирование основ патриотизма охватывает более широкий круг задач: - формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу (селу), родной природе, культурному наследию своего народа; - воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям; - воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям. Все эти задачи важны и актуальны, однако приоритетной для формирования основ патриотизма, на наш взгляд, является задача воспитания у ребенка любви и привязанности к родному дому, семье, семейным традициям и обычаям. Поэтому задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознавать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов: - корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны; - семья – ячейка общества, хранительница национальных ценностей. Это способствует формированию основ патриотизма уже в дошкольном возрасте, ребенком познаются поведенческие модели, происходит осознание целей жизни и закладывается основа успешности цели воспитания – развитие ребенка как личности, в которой концентрируются идеалы народа и государства. Семейные ценности - это принципы, на которых основывается наша жизнь; они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно. Некоторые ценности, такие как доброта, вежливость и честность широко признаются как наиболее важные, в то время как другие, такие как пунктуальность и постоянство, менее важны для некоторых людей. Каждый человек придерживается своей личной шкалы ценностей, характерной только для него. К сожалению, результаты диагностики показывают, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи. В семьях не сформированы представления о положительных и отрицательных поступках, как одних из ценностей семьи, так как есть семьи, членов которых ничто не радует в поведении ребенка, между родителями нет согласованности – одни и те же поступки вызывают свои, не совпадающие по значению, реакции. Родители не всегда выслушивают мнение детей, отсутствует доверие и уважение между членами семьи.
Недооцениваются семейные ценности, интерес к изучению и сохранению семейных обычаев и традиций неустойчив или отсутствует. У дошкольников в основном нечеткие, неясные, несформированные представления о семье как ценности, об уровнях ценностей семьи. Многие дети не могут охарактеризовать значимость семьи для человека. Конечно, не каждый родитель в полной мере осознаёт актуальность обсуждаемой проблемы и вряд ли знаком с методами и средствами её решения. Необходимость создания и реализации проекта «Семья» была обусловлена выше перечисленными факторами. Проблема исследования определяется противоречием между необходимостью приобщения детей к семейным традициям и обычаям, повышению интереса к ценностям семьи и отсутствием в МАДОУ педагогических условий, способствующих патриотическому и нравственному воспитанию в полной мере.
Практическая значимость.
- Повышение качества образовательного процесса по нравственно-патриотическому воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов.
- Создание методической копилки по нравственно-патриотическому воспитанию.
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. - Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей.
- Укрепление связи семьи и МАДОУ.
-Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.
Теоретическая значимость.
Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.
Цель: Формирование нравственно-патриотических качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.
Задачи:
- Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.
- Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.
- Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
- Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.
- Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом. Гипотезы исследования: предполагаю, что процесс воспитания патриотизма будет более эффективным в том случае, если:
- Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в МАДОУ.
- Воспитание патриотизма и нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей.
- Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи.
- Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.
Новизна заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по воспитанию ребёнка в условиях МАДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций.
Этапы реализации 1 этап – организационно - диагностический (сентябрь). Цель: Мониторинговые, диагностические исследования и определение перспектив. Установление партнёрских отношений педагогов, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства. Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. На первом этапе разрабатывается паспорт проекта, определяются его цель и основные задачи, участники проекта.
В ходе реализации группового проекта участниками стали воспитанники старшей группы, педагоги, родители. Определяется содержание проекта, разрабатывается перспективное планирование по работе с детьми, составляется план взаимодействия с родителями.
2 этап - формирующий (октябрь - апрель)
Цель: Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным. Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, к активной созидательной воспитательной практике по возрождению семейных традиций.
Второй этап – это непосредственно реализация самого проекта, в рамках которого ведется работа по трем направлениям: работа педагогов с детьми, работа детей и родителей, работа педагогов и родителей. С детьми проводятся занятия по проекту, организуется совместная и самостоятельная деятельность детей по ознакомлению с семейными ценностями. Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Корни связывают его с родным домом и ближайшим окружением. Поэтому необходимо установить тесное взаимоотношение с родителями воспитанников. Для этого организуется работа, которая включает в себя проведение ряда консультаций для родителей, а так же родительских собраний по теме проекта, целью которых объяснить актуальность, важность проводимой работы по духовно- нравственному воспитанию детей в МАДОУ, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, заинтересовать их и сделать своими союзниками.
Вся работа по проекту строится по темам: «Моя семья», «Члены моей семьи», «Наши имена и фамилии», «Родительский дом - начало начал», «Мой папа Защитник Отечества», «Моя мама», «Профессии моих родителей», «Мы помощники».
3 этап - обобщающий (май)
Цель: Анкетирование родителей и диагностика уровня сформированности сопричастности детей к семейным традициям и ценностям семьи. Анализ и подведение итогов работы.
Третий этап включает в себя презентацию проекта, которая проходит в форме семейной гостиной «Цветок семейного счастья», посвящённой Дню семьи. В рамках семейной гостиной организуются стендовая презентация и выставки творческих работ детей.
Формы работы с детьми: Беседы; занятия; рассматривание семейных альбомов, картин, иллюстраций; выставки детских работ по проекту «Семья» в МАДОУ; дидактические и сюжетно- ролевые игры по проекту «Семья»; заучивание стихов, пословиц, поговорок про семью; творческая речевая деятельность; утренники, развлечения; конкурсы; театрализованная деятельность; сочинение рассказов и сказок о семье; создание мини-проектов; видео просмотры с родителями.
Наглядная пропаганда; беседы и консультации; анкетирование; дни открытых дверей; круглый стол; звездный час; педагогическая лаборатория; конкурсы; семейная гостиная; семейные мини – проекты.
Методы и приёмы: 1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
- метод сравнения, элементарный анализ.
- метод моделирования и конструирования, метод проектной деятельности - метод вопросов
- постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать.
- метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.
2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний: игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств, сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться.
3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности: прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании, беседа – является связующим звеном.
4.Методы коррекции и уточнения: повторения, упражнения, наблюдения, экспериментирование – позволяет выяснить, что и как поняли дети в содержании сообщаемых им знаний, и помочь в правильном понимании этих знаний, метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия
Результативность.
Внедрение проекта обеспечивает оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрастает интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появляется желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Чаще возникает желание реализовать знания о прошлом семьи в собственной деятельности (рассказы, рисунки, предъявление семейных реликвий).
Самореализации родителей как субъектов образовательной деятельности, возможность конструктивного сотрудничества педагогов МАДОУ с семьями воспитанников, создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе.
Активизации и обогащению педагогических знаний и умений родителей. Повышению психолого-педагогической культуры родителей. Развитию креативных способностей детей и родителей в совместной деятельности. Созданию системы занятий и совместной деятельности: «ребёнок – педагог» и «ребёнок – родитель» по данной проблеме.
Оснащению предметно – развивающей среды в группе. Созданию уголка (стенда) по патриотическому воспитанию. Организации выставки и семейной гостиной в группе детского сада.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий вечера семейного отдыха в старшей группе: *Хорошо, когда мы вместе* ( В рамках проекта: *Традиции моей семьи*)
Сценарий мероприятия для родителей...
Проект "Традиции моей семьи"
Семья – это источник первичного воспитания и образования ребёнка. Сохраняя традиции – мы сохраняем множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической...
Проект "Герб моей семьи" старша группа (5-6 лет)
Цель проекта: Содействие возрождению традиций семейного воспитания, через изучение символики герба и создание семейных гербов.Задачи проекта:1. Формировать у детей представление о себе, свое...
Проект: «Традиции моей семьи»
Проект: «Традиции моей семьи»...
Проект: «Традиции моей семьи» (старшая группа)
Проект: «Традиции моей семьи»(старшая группа)...
Проект: «Традиция моей семьи»
Проект: «Традиция моей семьи»...
Проект по духовно-нравственному воспитанию Тема: "Традиции моей семьи" подготовительная группа
Проект по духовно-нравственному воспитанию Тема: "Традиции моей семьи" подготовительная группа...