Театрализованная деятельность в детском саду
статья (старшая группа)
Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Поэтому, актуальность данной темы заключается в том, что театрализованная деятельность формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует нравственному воспитанию, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, а, также, носит психопрофилактический характер, так как, позволяет ребёнку преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_teatralizovannaya_deyatelnost_v_detskom_sadu.docx | 21.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Куклина Татьяна Сергеевна, воспитатель
ГБДОУ детского сада №20 Московского района Санкт-Петербурга
САТЬЯ
Театрализованная деятельность в детском саду
Каждый из нас, как педагог часто задаётся вопросами: Как сделать каждое занятие с ребёнком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном - о красоте и многообразии этого мира, и, как интересно можно жить в нём… Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать.
Пожалуй, самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Поэтому, актуальность данной темы заключается в том, что театрализованная деятельность формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует нравственному воспитанию, развивает интерес к литературе, формирует диалогическую речь, активизирует словарь, а, также, носит психопрофилактический характер, так как, позволяет ребёнку преодолевать застенчивость и неуверенность в себе.
Основной целью моей работы является развитие творческих способностей и речи детей посредством театрализованной деятельности. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в детском саду, решается целый комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях, в соответствии с образовательным стандартом дошкольного образования. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что даёт им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребёнку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, и театру.
Основными требованиями к организации театрализованных игр являются:
- содержание и разнообразие тематики;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры;
- максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр;
- сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Соблюдая одно из главных условий образовательной деятельности в соответствии со стандартом дошкольного образования- интеграция всех направлений развития ребёнка, я стараюсь учитывать при организации театрализованной игры такие виды детской деятельности , как : чтение художественной литературы, отгадывание загадок, прослушивание музыкальных произведений, заучивание стихов, драматизация сказок (обыгрывание диалогов), заучивание танцевальных движений, художественная деятельность ( изготовление элементов декораций для настольного театра, изготовление театральных билетов, рисование иллюстраций к сказкам и т.д.), игровая деятельность (подвижные, сюжетно-ролевые игры и т.д.).
Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, не боялся пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Таким образом, в соответствии со стандартом дошкольного образования, театрализованная деятельность в детском саду может быть включена в образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности, образовательную деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельную деятельность детей. Например: привлечение кукол для решения познавательных задач, музыкальная зарядка и подвижные игры (совершенствуется моторика, координация, переключаемость, целенаправленность движений), театрализованные игры-спектакли (стимулируется развитие творческой активности, развивается чувство коллективизма), и т.д.
Чтобы выбрать материал для театрализованных игр, я отталкиваюсь от возрастных особенностей детей. В младшем дошкольном возрасте это игры с куклами, пластические этюды, игры-имитации, игры на развитие образного мышления, небольшие пьески в настольном и пальчиковом театре. Это могут быть небольшие инсценировки и диалог персонажа со мной и с детьми. Например, я вношу в группу игрушку-медвежонка и показываю детям: «Ребята, к нам в гости пришел медвежонок, его зовут Мишутка. У него коричневая шерстка, и синий бантик на шейке.
Мишутка: «Здравствуйте, ребята! Меня зовут Мишутка. Я живу в лесу с мамой медведицей. Я очень люблю мёд и малину» и т.д. Поскольку театрализованная игра тесно связана с сюжетно-ролевой игрой, они отражают круг повседневных интересов детей. Знакомые сказки и стихи тоже являются хорошим игровым материалом. Я показываю детям небольшие пьески в настольном театре, в театре на магнитах, в пальчиковом театре, при помощи игрушек и кукол бибабо. Для того чтобы устранить внутреннюю скованность у детей, я провожу пластические этюды такие как: «Птички машут крылышками», «Деревья качаются», «Кружатся и падают листочки» и т.д. Дети склонны к подражанию, поэтому я добиваюсь выразительной имитации различных звуков (голоса животных, дуновение ветра и т.д.).
В средней группе интерес детей к театрализации углубляется. Дети переходят от игры «на себя» к игре «на зрителя». Я учу детей создавать образ героя, передавать его эмоции и настроение; сочетать в роли движение и текст. Игры-драматизации становятся многоперсонажными: по сказкам о животных или небольшим стихотворениям. Также, в средней группе я использую игры на развитие творческого воображения и образного мышления («Угадай, что я делаю?», «Угадай, кто это?», и т.д.) Они помогают детям перевоплощаться и импровизировать. Таким образом, начинает развиваться режиссёрская игра.
В старшем дошкольном возрасте я побуждаю детей фантазировать и импровизировать (вводить новых героев в знакомые сказки, изменять сюжет, самостоятельно сочинять сказки и истории).Театрализованная игра превращается в спектакль. Мы вместе оформляем инсценировки, обсуждаем постановку и проведение спектакля.
С детьми старшей группы я продолжаю создавать обстановку раскованности. Провожу упражнения на развитие воображения. Например: «Представьте, что мы с вами в лесу. Сквозь деревья проглядывает солнышко, под ногами мягкий мох. Мы садимся на мох и гладим его ладонями. Вдруг, мы видим под деревьями целую семейку грибов. Мы берём свои корзинки, и начинаем собирать грибы…» и т.д.
Дети 5-6 лет любят переделывать начало и конец знакомых сюжетов, придумывать новые обстоятельства, в которые попадают персонажи, и вводить в действие новых героев. Я предлагаю детям оформлять инсценировки, отражая их в изобразительной деятельности (иллюстрации к сказкам, театральные билеты, декорации для настольного театра и т.д.).
В подготовительной группе детям становятся интересны рассказы об истории театра, о внутреннем обустройстве театра, его помещениях, а, также, о профессиях работников театра. Я рассказываю детям о правилах поведения в театре, а также, провожу игры для подготовки к посещению театра. Например: «Как Незнайка ходил в кукольный театр», «Как вёл себя медвежонок в зрительном зале». В подготовительной группе игра-драматизация уже превращается в спектакль. Вместе с детьми я обсуждаю постановку и проведение спектакля. Дети могут предложить что-то своё. Например: мимику, жесты, движения персонажей, проявляют инициативу и творчество.
Подбор произведений для театрализации в подготовительной группе усложняется по содержанию, объёму и нравственному значению. При распределении ролей я всегда учитываю, какая речевая нагрузка возможна для каждого ребёнка.
Таким образом, в соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены в стандарте дошкольного образования, ребёнок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются именно в театрализованной деятельности.
Я активно привлекаю к театрализованной деятельности родителей. Это изготовление костюмов, атрибутов, афиш, а, также, участие родителей в театральных постановках.
В группе создан центр театрализованной деятельности «В гостях у сказки», в котором имеются различные виды театра и реквизит:
- Театр игрушки.
- Кукольный театр (бибабо, ростовые куклы).
- Пальчиковый.
- Театр на магнитах.
- Настольный (плоскостной).
- Театр масок.
- Театр на деревянных лопатках.
- Теневой театр.
Также, для театрализованной деятельности, я использую такой реквизит, как костюмы, маски, элементы декораций, билеты, афиши, книги, сборники музыкальных произведений.
Театрализованная деятельность дарит ребёнку радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребёнка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить, играя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация и постановка работы по театрализованной деятельности в детском саду.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; разви...
Презентация "Организация театрализованной деятельности в детском саду"
Рекомендации для педагогов...
Сообщение к педсовету "Театрализованная деятельность в детском саду" , МБДОУ детский сад № 62 город Новочеркасск Ростовской области
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности....
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»
Мастер-класс для воспитателей детского сада «Театрализованная деятельность в детском саду»АктуальностьСегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности ...
Консультация "Театрализованная деятельность в детском саду, роль педагога в театрализованной деятельности дошкольника"
Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, р...
Консультация для воспитателей детского сада. Организация театрализованной деятельности в детском саду в летний период
Лето вносит большие перемены в организацию учебно-воспитательного процесса в ДОУ. Ведущими видами деятельности дошкольников становятся игры, досуги, развлечения и оздоровительные мероприятия, а преобл...
Мастер класс для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка" : "Театрализованная деятельность в детском саду. "
Мастер класс проведен для педагогов МДОУ "Детский сад "Ласточка", в рамках программы "В гостях у сказки" для обучения и конкретного занятия по совершенствованию практичес...