Развитие способностей у детей (презентация)
презентация к уроку (подготовительная группа)
1. Создание системы работы с одаренными детьми.
2. Понятие «способности». Способности как индивидуальная психологическая особенность человека и важнейшее условие успешного выполнения определенной деятельности. Структура способностей. Обнаружение способностей.
3. Сензитивные периоды, благоприятствующие становлению способностей.
4. Качественный анализ способностей. Количественные измерения способностей как характеристика меры их выраженности.
5. Конкретно-психологические характеристики различных способностей. Уровень и степень развития способностей.
6. Природа способностей. Задатки как природная предпосылка и основа развития способностей. Важность своевременности обнаружения особых природных задатков и склонностей детей.
7. Виды способностей. Общие способности.
8. Виды способностей. Специальные способности как способности к отдельному виду деятельности
9. Взаимосвязь общих и специальных способностей.
10. Наиболее значимые факторы в процессе диагностики детской одаренности.
11. Влияние уровня интеллектуальных и творческих способностей педагога, а также величины его педагогического стажа на адекватность оценки компонентов интеллектуальных и творческих способностей детей.
12. Способности одаренного ребенка (по Э.Ландау).
13. Подходы творческих способностей (по А. Танненбауму, А. Олоху, А. Маслоу).
14. Зависимость творческой способности от интеллекта (по Дж. Гилфорду, К. Тейлору, Г. Грубберу).
15. Высокий уровень интеллекта индивида как высокий уровень творческих способностей (по Д. Векслеру, Г. Айзенку, Р. Стернбергу).
16. Создание развивающей среды как способ раскрытия творческого потенциала одаренных детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_sposobnostey_u_detey_prezentatsiya.pptx | 1.62 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 . Создание системы работы с одаренными детьми. 2. Понятие «способности». Способности как индивидуальная психологическая особенность человека и важнейшее условие успешного выполнения определенной деятельности. Структура способностей. Обнаружение способностей. 3. Сензитивные периоды, благоприятствующие становлению способностей. 4. Качественный анализ способностей. Количественные измерения способностей как характеристика меры их выраженности. 5. Конкретно-психологические характеристики различных способностей. Уровень и степень развития способностей. 6. Природа способностей. Задатки как природная предпосылка и основа развития способностей. Важность своевременности обнаружения особых природных задатков и склонностей детей. 7. Виды способностей. Общие способности. 8. Виды способностей. Специальные способности как способности к отдельному виду деятельности 9. Взаимосвязь общих и специальных способностей. 10. Наиболее значимые факторы в процессе диагностики детской одаренности. 11. Влияние уровня интеллектуальных и творческих способностей педагога, а также величины его педагогического стажа на адекватность оценки компонентов интеллектуальных и творческих способностей детей. 12. Способности одаренного ребенка (по Э.Ландау ). 13. Подходы творческих способностей (по А. Танненбауму , А. Олоху , А. Маслоу ). 14. Зависимость творческой способности от интеллекта (по Дж. Гилфорду , К. Тейлору, Г. Грубберу). 15. Высокий уровень интеллекта индивида как высокий уровень творческих способностей (по Д. Векслеру, Г. Айзенку , Р. Стернбергу ). 16. Создание развивающей среды как способ раскрытия творческого потенциала одаренных детей. СОДЕРЖАНИЕ
Создание системы работы с одаренными детьми Социально-экономические преобразования в российском обществе обусловили необходимость формирования интеллектуального и духовного потенциала нации. В связи с этим особенно актуальной становится задача создания российской элиты. Работа с одарёнными детьми признана одним из приоритетных направлений в образовании на государственном уровне. ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе. Важно направить одарённую личность не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми строится следующим образом: 1. Выявление одарённых и талантливых детей: анализ особых успехов и достижений ученика. Создание банка данных по талантливым и одарённым детям. Диагностика потенциальных возможностей детей. Психолого – педагогическое сопровождение детей. 2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности: включение в учебный план школы факультативных, элективных курсов. Организация исследовательской деятельности. Организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах, предметных олимпиадах, научно-практических конференциях. Вовлечение учащихся в систему дополнительного образования. Деятельность научного общества младших школьников. 3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых школьников: тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня. 4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ, Благодарственные письма директора школы, благодарности с занесением в личную карту ученика. Ценные призы в рамках конкурса «Ученик года». 5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение грамот и благодарственных писем на торжественном приёме директора и в рамках праздника окончания учебного года и окончания школы – выпускной вечер). 6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с одарёнными детьми: «Организация исследовательской работы с учащимися», «Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время» (в плане на следующий учебный год). Повышение профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор новых поступлений, использование возможностей Интернет. 7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий развития одарённости
Отдельным направлением деятельности по сопровождению одаренных детей является индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ). Это один из наиболее эффективных методов взаимодействия педагога с одаренным ребенком. Эта форма применима и для общеобразовательной школы, и для внеурочной деятельности, и для системы дополнительного образования детей. Индивидуальный образовательный маршрут – это временная последовательность реализации образовательной деятельности школьника. Индивидуальный образовательный маршрут является изменяющимся и зависит от динамики возникающих образовательных потребностей и задач. Образовательный маршрут позволяет иначе, чем учебный план конструировать временную последовательность, формы, и виды организации взаимодействия педагогов и обучающихся, перечень видов работы. Индивидуальная образовательная траектория представляет собой последовательность дополнительных образовательных предметов (элективных курсов), свободной работы, внеурочной деятельности, в том числе дополнительного образования, выстроенная рядом (параллельно) с блоком обязательных образовательных предметов, в которой освоение учебной информации обучаемыми проходит в тесном контакте с педагогами. Это более широкое понятие чем ИОМ.
Схема построения индивидуального образовательного маршрута для одаренного ребенка : диагностика уровня развития способностей ребенка и его индивидуальных особенностей или одаренности; определение целей и задач, которые должны быть достигнуты ребенком по окончанию прохождения индивидуального маршрута; составление плана занятий с учащимся, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественнонаучные, музыкальные и т. д.) и психические особенности; определение времени, которое должен затратить ребенок на освоение базовой и специальной программы; определение тем консультаций по наиболее сложным вопросам; выбор форм отчета учащегося по предмету (тесты, вопросы, творческая работа и т. д.) за определенные промежутки времени; определение роли родителей ребенка в реализации маршрута; разработка учебно- тематического плана; определение содержания учебно-тематического плана, формы занятий, приемов и методов, формы определения итогов; предоставление учащемуся: название темы; план изучения темы; основные вопросы; основные понятия и термины, которые он должен усвоить; практические работы; список необходимой литературы; формы контроля; задания для самопроверки; интеграция с другими специалистами; определение способов оценки достижений ребенка на каждом этапе освоения маршрута.
Вывод: Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, и реализация их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач современного общества . Выявление , развитие и обучение одаренных детей должно работать в единой системе: программа «Одаренные дети», организация научно-методической работы, материалы для профессионально-личностной подготовки педагогов, разнообразные диагностики одаренности, опыт работы учителей-предметников. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Понятие «способности». Способности как индивидуальная психологическая особенность человека и важнейшее условие успешного выполнения определенной деятельности. Структура способностей. Обнаружение способностей. СПОСОБНОСТИ – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение. СПОСОБНОСТИ – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Иными словами, под способностями понимают свойства, или качества, человека, делающие его пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Нельзя быть просто «способным» или «способным ко всему», безотносительно к какому-либо определенному занятию. Всякая способность обязательно является способностью к чему-нибудь, к какой-либо деятельности. Способности и проявляются, и развиваются только в деятельности, и определяют большую или меньшую успешность в выполнении этой деятельности.
Базовая структура способностей (в общем смысле) состоит из следующих частей: Информационная часть ( знания о мире и обществе, научные знания, знания о способах осуществления определенных действий в различных видах деятельности). Психофизическая часть (опыт осуществления определенных действий в осваиваемой сфере деятельности, выражающийся в конкретных умениях и навыках). Творческая часть (умение и готовность к поиску новых видов решений каких-либо задач, способность создавать более эффективные умения и навыки). Эмоциональная часть (умение формировать позитивные эмоции в отношении осуществляемой деятельности, способность использовать эмоции для более эффективного освоения умений и навыков). Наличие вышеперечисленных элементов в структуре способностей позволяет человеку эффективно развивать его способности в любых сферах деятельности .
Работа по выявлению способностей выстраивается с помощью: - инструментальной диагностики; - педагогического наблюдения; - изучения результатов деятельности (работ учащихся); -методика Н.Ц. Бадмаевой, для диагностики учебной мотивации школьников; - учета желаний родителей. - наблюдение за проектной деятельностью учащихся и анализ продуктов деятельности . Диагностика по выявлению одарённых детей включает: Выявление интересов, способностей к той или иной деятельности. Выявление предпосылок общей одарённости. Выявление уровня развития креативности (творческих способностей) ребёнка.
Вывод: Способности развиваются на основе задатков – психофизиологических особенностей человека . Способности развиваются из склонностей. Склонность – это предпочтение к занятиям той или иной деятельностью, когда главным является не результат, а процесс. Во время занятия ребёнок испытывает удовольствие, интерес. Склонность имеет более настойчивый характер, чем просто интерес, т.е. ребёнок отдаёт предпочтение определённым видам деятельности в большинстве случаев. Именно познавательные интересы ребенка определяют его отношение к тому, что задает направленность и уровень его способностей. Когда ребенок занимается, пусть даже по одному предмету, увлеченно, с интересом, с большим желанием, у него более интенсивно развивается и мышление, и память, и восприятие, и воображение, а значит способности .
Сензитивные периоды, благоприятствующие становлению способностей Сензитивный период развития (встречается также сенситивный) ‒ период в жизни человека, создающий наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения. Сензитивный период – период наивысших возможностей для наиболее эффективного развития какой-либо стороны психики. Например, сензитивный период развития речи ‒ от полутора до 3 лет. Известный своей авторской методикой раннего развития итальянский педагог Мария Монтессори выделяла следующие сензитивные периоды развития: Сензитивный период развития речи (0-6 лет) Сензитивный период восприятия порядка (0-3 года) Сензитивный период сенсорного развития (0-5,5 лет) Сензитивный период восприятия маленьких предметов (1,5-6,5 лет) Сензитивный период развития движений и действий (1-4 года) Сензитивный период развития социальных навыков (2,5-6 лет )
Вывод: Сензитивный период дает возможность максимально развивать способности ребенка в определенном возрасте, уделяя внимание качественному развитию способностей: до года – тактильные и слуховые ощущения, с года до трех – речь, умение выражать ребенком свои мысли и чувства, с трех до семи - навыки общения и взаимодействия с людьми. Особенность развития человека состоит в том, что каждые новые знания, умения и навыки накладываются на предыдущие, поэтому важно «успеть» вложить в ребенка как можно больше . В раннем возрасте сложно распознать сензитивные периоды, однако очень важно вовремя успеть начать развивать те навыки, которые дает природа человека. Главное – создать необходимые условия, в которых ребенок сможет проявить свои возможности, неограничевать действия ребенка (важно чуткое руководство взрослого), дать возможность свободного творческого проявления. Сензитивные периоды не заканчиваются в возрасте 7 лет, они свойственны для младшего школьного возраста, подросткового, юношеского и т.д. Однако в ранний возрастной период закладываются основы, которые человек использует и в более старшем возрасте. В основе сенситивного периода лежит преходящее увеличение чувствительности к определенным внешним влияниям. Фактически такой период являет собой временной отрезок более высокой пластичности, функция и структура во время которого показывают свою способность к изменчивости согласно специфике внешних обстоятельств . Если детей принуждать что-нибудь делать вне границ соответственного сенситивного периода (например, осваивать навыки письма, чтения), то результат, конечно, будет, но гораздо позже, а иногда результата может не быть совсем .
Качественный анализ способностей. Количественные измерения способностей как характеристика меры их выраженности. Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания ‒ вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей ( сенситивность возрастная). Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Количественная характеристика способностей отвечает на вопрос – насколько способности развиты? Качественная – в какой среде легче найти себя? Какой вид деятельности вам подходит ? Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного выполнения конкретного вида деятельности.
Количественная характеристика способностей ‒ необходимая процедура при решении широкого круга проблем. Так, уже в школьной практике имеется настоятельная потребность ранжирования детей по способностям, в соответствии с которыми применяются разные типы обучения; выявления задержек умственного развития, с одной стороны, и одаренности, с другой; учебные и профессиональные консультации, отбор в специализированные и профессиональные школы и пр. Все это требует определения количественных показателей выраженности той или иной способности и сравнения их между собой. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей ‒ тесты (тест достижений; тест интеллекта; тест креативности).
Если в психологических тестах, составленных в соответствии со строгими научными требованиями, удастся смоделировать важнейшие условия развития человека и уловить динамику приобретения знаний и умений, то такие испытания позволят достаточно быстро измерять и выражать количественно уровень способностей человека и тем самым оказывать помощь практике. Качественные различия способностей , по мнению Б.М. Теплова, выражаются не только в том, что один человек одарен в одной области, а второй - в другой, не только в том, что один человек проявляет технические, а другой - музыкальные способности, и не только в том выражаются они, что и в пределах музыкальных способностей один проявляет способности по преимуществу к композиторской деятельности, а другой - к деятельности пианиста- исполнителя. Качественные различия способностей выражаются в том, что даже пианистические способности у разных ладей качественно различны: из двух пианистов каждый будет одарен по-своему. В то же время, абстрагируясь от качественного своеобразия сочетания различных способностей к отдельным видам деятельности, можно отметить, что каждая способность имеет различную силу, выраженность, уровень, т.е. имеет количественную характеристику, показывающую, в какой мере развиты они у данного человека по сравнению с другими людьми . Вывод:
Конкретно-психологические характеристики различных способностей. Уровень и степень развития способностей. Изучая конкретно-психологическую характеристику различных способностей, мы можем выделить более общие качества, которые отвечают требованиям не одной, а многих видов деятельности, и специальные качества, отвечающие более узкому кругу требований данной деятельности. В структуре способностей некоторых индивидов эти общие качества могут быть исключительно ярко выражены, что дает возможность говорить о наличии у людей разносторонних способностей, об общих способностях к широкому спектру различных деятельностей, специальностей и занятий. Эти общие способности или качества не должны противопоставляться специальным способностям или качествам личности.
РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ – обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать различными видами деятельности ТВОРЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ – обеспечивает создание нового, оригинального Развитие способностей состоит из 3-х следующих уровней: Определение и развитие задатков. Определение и развитие склонностей. Развитие способностей .
Уровни развития способностей (Качественные уровни): 1. Репродуктивный - возможность точно скопировать предложенный образ 2. Реконструктивный - позволяет восполнить недостающие фрагменты образца, опираясь на имеющийся материал, и воссоздать произведение без ущерба подлинному стилю. 3. Творческий - создание нового. (Репродуктивный и творческий – противоположные уровни, так как условием Репродуктивного уровня является наличие образца, а Творческий ‒ подразумевает его отсутствие. Реконструктивный - представляется наиболее удачным для исполнительской деятельности, т.к. объединяет Репродуктивный и Творческий и выступает условием попадания в "золотую середину" между исходным замыслом автора и творческими ориентирами исполнителя.)
Стадии развития способностей (временная шкала): Задатки - врожденные психофизиологические особенности человека - являются базой для формирования способностей. С дальнейшим развитием постепенно формируются простейшие мотивации, позволяющие определить склонности. Склонности - предрасположенность к чему-либо, тенденция действовать определенным образом, отношение к деятельности (то, что человек хочет) Непосредственно в деятельности проявляются и создаются способности. Способности – возможности человека в деятельности, перспективы его профессионального развития. Способности развиваются из задатков в процессе деятельности (в частности, учебной). Одаренность - комплекс (качественно-своеобразное сочетание) способностей, от которого зависит успех в той или иной деятельности. (Трактовки понятия таланта в отношении детей - Одаренность как сложный индивидуализированный комплекс способностей, которому необходим индивидуальный подход, ключ к раскрытию возможностей человека; Одаренность как особый природный дар) Талант - определенные выдающиеся способности, эффективно формирующие навык на основе опыта. (Точки зрения относительно причин таланта - Генетически обусловленное явление или Божий дар; Степень развития талантов полностью обусловливается воспитанием человека.) Гениальность - высший уровень интеллектуально-творческого функционирования личности, проявлениями которого являются продукты труда, имеющие отдаленные последствия во многих областях национальной или мировой науки и культуры. С практической стороны - высокая скорость работы и качественная продуктивность в каком-либо виде деятельности. Гениальность также связывают с генетической информацией и психическими заболеваниями (шизофрения и биполярное расстройство). Примерно со времен эпохи Возрождения мнение о гениальности помимо незаурядности подразумевает еще разносторонность, универсальность интересов личности.
Вывод: Следует отметить, что способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимости от наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс способностей конкретного человека, каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказывается особенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместно определяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различных высокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретного человека.
Природа способностей. Задатки как природная предпосылка и основа развития способностей. Важность своевременности обнаружения особых природных задатков и склонностей детей Способности имеют органические, наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Люди от рождения бывают наделены различными задатками, хотя различия эти не так велики, как это утверждают те, которые различия в способностях ошибочно целиком сводят к различию врожденных задатков. Следует сказать, что природа человеческих способностей до сих пор вызывает достаточно бурные споры среди ученых. Одна из наиболее распространенных точек зрения ведет свою историю от Платона. Авторы, придерживающиеся этой точки зрения, утверждают, что способности биологически обусловлены и их проявление целиком зависит от унаследованных характеристик. Различия между людьми в задатках заключаются прежде всего в прирожденных особенностях их нервно-мозгового аппарата - в анатомо-физиологических, функциональных его особенностях. Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатками и способностями очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности. Задатки многозначны; они могут развиваться в различных направлениях. Задатки - лишь предпосылки развития способностей. Развиваясь на основе задатков, способности являются все же функцией не задатков самих по себе, а развития, в которое задатки входят как исходный момент, как предпосылка. Включаясь в развитие индивида, они сами развиваются, т. е. преобразуются и изменяются . У человека есть два вида задатков: врожденные и приобретенные Способности не существуют в готовом виде у человека. Они формируются и развиваются в процессе освоения какого-либо вида деятельности. Наличие или отсутствие способностей можно определить только по динамике усвоения навыков и умений. Иными словами, без активной, настойчивой и повседневной деятельности, даже при самых блестящих задатках, развитие способностей не происходит. Н.С. Лейтес , изучавший психологические особенности умственно одаренных учащихся, отмечал, что у всех у них проявляется готовность к напряженному труду, на основе которой формируется главная особенность их личности - трудолюбие. Отличие же их заключалось в направленности интересов, которые определяли конкретный вид учебной деятельности в соответствии с их склонностями. Немаловажное значение для развития способностей в детском возрасте имеют семейные условия воспитания. Если члены семьи занимаются традиционно какими-либо видом деятельности, то у ребенка появляется склонность заниматься ею, и при наличии врожденных задатков у него быстро развиваются способности .
Наследственность имеет большое значение для развития способностей, поскольку особенности анатомо-физиологического строения нервной системы человека в значительной степени определяют его задатки. Но, с другой стороны, сами по себе задатки не означают, что у человека разовьются соответствующие способности. Развитие способностей зависит от многих социальных условий. Зависимость развития способностей от обучения, рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок, которые далеко не одинаковы у разных людей, однако способности не столько дар природы, сколько продукт человеческой истории. Вывод:
Виды способностей. Общие способности По происхождению выделяют природные и специфически человеческие способности : природные (естественные) способности - в основе своей биологически обусловлены, являются общими для человека и животных, непосредственно связаны с врожденными задатками. Однако задатки человека и задатки животного — это не одно и то же. У человека на базе этих задатков формируются способности. Это происходит при наличии элементарного жизненного опыта, через механизмы научения и т. п. В процессе развития человека данные биологические способности способствуют формированию целого ряда других, специфически человеческих способностей. Например, такими элементарными способностями являются восприятие, память, способность к элементарной коммуникации . специфически человеческие способности - это способности, имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие человека в социальной среде .
Специфические человеческие способности, в свою очередь, подразделяются на : Общие способности - способности, которые определяют успехи человека в самых различных видах деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь, точность движений рук и т.д.). Специальные способности - способности, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения. Для их возникновения необходимы особые задатки и специальное развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Общие и специальные способности могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру. Теоретические способности - способности человека к абстрактно-логическому мышлению, к теоретическому интеллектуальному труду. Практические способности - способности человека к конкретно-практическим действиям, к практическим видам труда. Если общие и специальные способности могут дополнять друг друга, то теоретические и практические способности сочетаются лишь у разносторонне одаренных людей, в большинстве же случаев какой-то один вид способностей (теоретические или практические) преобладает. Учебные способности - способности, которые влияют на успешность педагогического воздействия, усвоение человеком знаний, умений, навыков, на формирование качеств личности. Творческие способности - способности, связанные с успешностью создания произведений материальной и духовной культуры, новых идей, открытий, изобретений. Межличностные способности - это способности к общению, к взаимодействию с людьми с помощью речи, способности восприятия и оценки людей, способности к социально-психологической адаптации. Предметные способности - способности, связанные с взаимодействием людей с природой, техникой, знаковой информацией, художественными образами .
ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ – способности, свойственны для большинства людей, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности и общения. Например, в данную категорию входят мыслительные способности , тонкость и точность ручных движений, память, речь, способности, проявляющиеся в общении, взаимодействии с людьми .
Виды способностей. Специальные способности как способности к отдельному виду деятельности СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ – определяют успехи человека в специфических видах деятельности и общения, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные , математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие , спортивные, сценические и др. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных способностей, и наоборот.
Взаимосвязь общих и специальных способностей Общие и специальные способности не конфликтуют , а сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга. Более того, в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Подобное взаимодействие некоторыми авторами объясняется тем, что общие способности, по их мнению, являются базой для развития специальных. Другие исследователи, объясняя взаимосвязь общих и специальных способностей, подчеркивают, что деление способностей на общие и специальные весьма условно. Например, практически каждый человек после курса обучения умеет складывать, умножать, делить и т. д., поэтому математические способности могут рассматриваться как общие. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что мы начинаем говорить о наличии у них математического таланта, который может выражаться в скорости усвоения математических понятий и операций, способности решать чрезвычайно сложные задачи и др.
Наиболее значимые факторы в процессе диагностики детской одаренности «Традиционно для отечественной школьной практики уровень развития ребенка определяет психолог. С помощью специализированных, надежных тестовых методик он оценивает глубинные слои психики ребенка, часто не доступные визуальному наблюдению. Но непосредственно развитием способностей детей занимается педагог. Именно его взгляду доступны некоторые внешние поведенческие признаки интеллектуальных и творческих способностей детей. Это обстоятельство говорит о том, что педагог также отслеживает изменения, происходящие в психическом развитии детей, с которыми работает. Школьные учителя (особенно учителя начальной школы) могут высоко адекватно оценить интеллектуальное развитие (особенно продуктивность мышления, внимание и память) при идентификации интеллектуальной одаренности. Вместе с тем сложности вызвала оценка творческой одаренности. В то время как педагоги-преподаватели художественного цикла предметов были объективны в процессе диагностики творческих способностей детей, но неадекватно оценили их интеллектуальные способности детей. Наиболее значимые факторы, влияющие на процесс диагностики детской одаренности педагогами являются: уровень интеллектуальных и творческих способностей у самого педагога величина его педагогического стажа
Влияние уровня интеллектуальных и творческих способностей педагога, а также величины его педагогического стажа на адекватность оценки компонентов интеллектуальных и творческих способностей детей Среди прочих условий, оказывающих непосредственное влияние на развитие одаренности ребенка, раскрытие его, подчас скрытого, интеллектуально-творческого потенциала, одним из главных является личность учителя. Определению его наиболее значимых профессиональных и личностных качеств посвящено большое количество работ (А. М. Матюшкин, Ю. З. Гильбух , Н. С. Лейтис , Д. Сиск и др.). Несмотря на то, что исключительная роль учителя подчеркивается в рамках обучения и развития, немаловажное значение, по нашему мнению, имеет его экспертная оценка одаренности того или иного ученика в процессе ее общей диагностики. В исследованиях Дружинина В. Н., Воронина А. Н, К. Хеллера , сотрудников лаборатории Матюшкина А. М. Щеблановой Е. И. и др. получила подтверждение, в целом, гипотеза об адекватности оценивания учителем наличного уровня развития способностей своих учеников. В них было выявлено, что существенным фактором, оказывающим влияние на степень адекватности учительских оценок являлось бы наличие специальных критериев, ориентируясь на которые педагог имел бы возможность анализировать интеллектуально-творческий потенциал того или иного ребенка. Процесс диагностики педагогом уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учеников своего класса должен стать неотъемлемой частью его развивающей работы с ними.
Основанием для такого подхода к процессу диагностики развития внутреннего потенциала личности ребенка педагогом послужила концепция доктора педагогических наук, профессора Савенкова А. И. В ее рамках, нами было подготовлено и осуществлено экспериментальное исследование возможностей педагога в процессе идентификации интеллектуальных и творческих способностей детей и апробация специальных опросников для них. В целом, педагоги способны адекватно оценивать интеллектуально-творческий потенциал своих детей, если их "вооружить" соответствующими критериально -ориентированными опросниками. Наиболее адекватно педагоги оценивают интеллектуальные способности детей и наименее адекватно - творческие . Направленность основных обучающих методов как основных педагогов, так и педагогов-специалистов на развитие в, большей степени, конвергентного мышления приводит к отсутствию различий в их оценках одаренности детей ( и те и другие адекватно оценивают интеллект и неадекватно - креативность) Уровень интеллектуальных способностей педагога оказывает непосредственное влияние на адекватность его оценки интеллекта своих учеников, величина педагогического стажа значимо отражается на его оценивании творческих способностей учеников, а собственно творческие способности педагога значимо влияют на адекватность его оценки как творческих, так и интеллектуальных способностей детей .
Вывод: Фактор собственных интеллектуальных способностей педагогов в значительной степени влияет на оценку интеллекта детей. Группа педагогов с высоким уровнем развития интеллекта достаточно адекватно оценивает у детей такие качества, как анализ и синтез мышления, внимание и память. Анализ творческих способностей педагога подтверждают мысль о необходимости самого пристального внимания к развитию творческого начала в личности самого педагога. В данном случае наиболее объективными в оценке как интеллекта, так и креативности и их частных характеристик оказались педагоги с уровнем развития творческих способностей выше среднего и средним. Этот фактор оказал значительное влияние на адекватную оценку оригинальности, анализа и синтеза мышления, внимания, памяти и перфекционизма . Наиболее «зоркими» в своей оценке способностей детей педагоги с более высоким стажем. У этих учителей адекватно диагностируемыми были названы перфекционизм , внимание, память, анализ и синтез мышления.
Способности одаренного ребенка (по Э.Ландау ) Э. Ландау определяет одаренность как совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей По мнению Э. Ландау, одаренный ребенок способен «концентрировать и ассоциировать несколько индивидуальностей в своей собственной, поскольку носит в себе как бы живое общество». У одаренных детей сильно развито чувство справедливости и проявляется оно очень рано. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и красоту природы. ... Таким образом, большие способности связаны с большей уязвимостью личности одаренного ребенка. Одаренные подростки все воспринимают и на все реагируют.
Подходы творческих способностей (по А. Танненбауму , А. Олоху , А. Маслоу ) Существует как минимум три основных подхода к проблеме творческих способностей. Они могут быть сформулированы следующим образом. 1. Как таковых творческих способностей нет . Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в детерминации творческого поведения играют мотивации, ценности, личностные черты (А. Танненбаум , А. Олох , А . Маслоу и другие) . К числу основных черт творческой личности эти исследователи относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость в неопределенных и сложных ситуациях.
Зависимость творческой способности от интеллекта (по Дж. Гилфорду , К. Тейлору, Г. Грубберу). Главным достижением Дж. Гилфорда многие исследователи считают разделение дивергентного и конвергентного мышления. Дивергентное мышление связано с порождением множества решений на основе однозначных данных и, по предположению Гилфорда , является основанием творчества. Конвергентное мышление направлено на поиск единственно верного результата и диагностируется традиционными тестами интеллекта. Недостатком модели Гилфорда является несоответствие результатам большинства факторно -аналитических исследований. 2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд , К. Тейлор, Г. Грубер , Я. А. Пономарев). В более «мягком» варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности есть незначительная корреляция.
Высокий уровень интеллекта индивида как высокий уровень творческих способностей ( по Д. Векслеру, Г. Айзенку , Р. Стернбергу ) 3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяли и разделяют практически все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Г . Айзенк , Р . Стернберг и другие ). Айзенк , опираясь на значимые (но все же невысокие) корреляции между IQ и тестами Гилфорда на дивергентное мышление, высказал мнение, что креативность есть компонент общей умственной одаренности. Уайсберг утверждает, что творческое мышление диагностируется по качеству продукта, а не по способу его получения. Всякий познавательный процесс, с его точки зрения, опирается на прошлые знания и влечет их преобразования в соответствии с требованиями задачи. В последнее время распространение получила концепция Стернберга . Согласно Стернбергу , интеллект участвует и в решении новых задач, и в автоматизации действий. По отношению к внешнему миру интеллектуальное поведение может выражаться в адаптации, выборе типа внешней среды или ее преобразовании. Если человек реализует третий тип отношений, то при этом он проявит творческое поведение.
Создание развивающей среды как способ раскрытия творческого потенциала одаренных детей Создание особой среды, способствующей поддержанию и развитию индивидуальности ребенка и развитии его талантов Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент, может быть, еще не проявилась, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы учреждений образования .
Образовательно-воспитательная среда учебного заведения, ориентирующая на развитие творческого потенциала каждого учащегося, создается с опорой на следующие принципы: - принцип адаптивности, т.е. создание школы, которая, с одной стороны, максимально адаптирована к учащимся с их индивидуальными особенностями, а с другой – может гибко реагировать на социально-культурные изменения среды (не ребенок для школы, а школа для ребенка!); - принцип развития, предполагающий создание каждому учащемуся условий для полной реализации своих способностей; - принцип психологической комфортности, нацеленный на снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание раскованной, стимулирующей творческую активность атмосферы; - принцип смыслового отношения к миру, требующий не абстрактного познания и отношения к миру, а собственных, осознанных знаний об окружающем мире; - принцип ориентировочной функции знаний, требующий от школы, «не навязывать учащемуся созданного взрослыми мира, но помогать ему преобразовывать мыслью непосредственно очевидный чувственный мир». (П.П. Блонский ).
Ряд позиций, определяющих специфику подхода к созданию развивающей образовательной среды, в данном случае для учащихся с признаками одаренности: 1. Одаренность как проявление творческой природы психики может присутствовать в психике конкретного человека как в актуальной форме (явная, проявленная одаренность), так и в форме возможности (скрытая, потенциальная одаренность); 2. Актуализация творческой природы психики в виде одаренности возможна лишь при наличии природных и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме природных задатков, склонностей и способностей. Понятно, что эти условия могут как способствовать проявнию и развитию одаренности, так и, напротив, создавать внешние и . внутренние барьеры для ее проявления и развития; 3. Акцент практической работы с одаренными детьми смещается к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. Иными словами — к созданию такой развивающей образовательной среды, которая способствовала бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики данного учащегося. Более конкретно речь идет о создании ситуаций развития, включающих в качестве последовательных и обязательных этапов: ситуацию безоценочного самовыражения в том или ином материале, в той или иной форме (то есть самоопредмечивание , экстериоризация ), которая способствует проявлению и закреплению потребности творческого самовыражения индивида. Существенно, что это должна быть ситуация проявления максимальной субъективности, которая подкрепляется только положительной оценкой со стороны других людей; ситуацию , способствующую обучению и овладению необходимым инструментальными навыками. Здесь развитие меняет свое направление от экстериоризации к интериоризации , то есть к усвоению социально принятых инструментальных действий и их оценки. Следовательно, здесь должно быть сочетание как положительных, так и отрицательных оценок со стороны других людей; ситуацию , способствующую и социально подкрепляющую потребность индивида в самовыражении ( опредмечивании , экстериоризации ) своих психических состояний в соответствии с социально принятыми формами и критериями оценивания.
Подход к одаренности как становящейся психической реальности смещает акцент практической работы с одаренными учениками к созданию условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики. Иными словами ‒ к созданию таких условий, такой развивающей образовательной среды, которые способствовали бы раскрытию и наиболее оптимальному проявлению творческой природы психики каждого данного ученика. Для успешного развития одаренности у детей необходимо создание соответствующей развивающей среды, которая поможет ребенку проявить свои способности, даст правильную мотивацию к деятельности, благодаря которой он обязательно достигнет значимых для себя результатов. Развивающая среда должна постоянно содержать признаки новизны и проблемности , быть насыщенной, разнообразной, изменчивой, эмоционально привлекательной . Вывод:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретические основы развития способностей у детей 3-5 лет. 1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях
1.3 Развитие способностей у детей 3-5 лет на фортепианных занятиях...
«Тестопластика - как средство развития творческих способностей у детей» презентация 18 февраля 2021 г.
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, посредством использования арт-терапевтических технологий для формирования эмоциональной стабильности и развития творческих способностей у дошкол...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность...
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Рабочая программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»
Программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста «Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста»...
«Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)
laquo;Поиск и реализация способностей у детей дошкольного возраста» (программа по выявлению и развитию способностей у детей дошкольного возраста)...