"Артикуляционная гимнастика"
план-конспект занятия (младшая группа)
Артикуляционная гимнастика
Одна из важных составляющих успешного развития речи у детей — правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может неправильно выговаривать или не выговаривать вообще некоторые звуки. Избежать подобных проблем поможет артикуляционная гимнастика для дошкольников.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого неба). Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трех лет, чтобы ребенок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Если у ребенка все равно наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков, следует обратиться к логопеду, который посоветует более конкретные упражнения.
Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений.
Лучше всего проводить занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме, придумывая каждому упражнению забавное название. Не нужно сразу «вываливать» на ребенка все упражнения: начните с простых и постепенно переходите к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.
Каждое упражнение следует отрабатывать определенным образом. Сначала покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение. После этого ребенок должен выполнить его, глядя в зеркало. Ваша задача — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягкой форме!). Когда ребенок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Все упражнения выполняются сидя.
Предлагаем вам несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Разумеется, их существует гораздо больше, но для начала хватит и этих.
Статические упражнения для губ
- вытянуть губы вперед трубочкой;
- улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;
- естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
- сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперед;
- чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвертым;
- сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.
Динамические упражнения для губ
- вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;
- поочередно почесывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;
- вытянуть губы вперед трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
- с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
- сильно втянуть щеки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
- широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.
Упражнения для щек и губ
- растирать, похлопывать и покусывать щеки;
- надувать щеки (сначала обе сразу, потом поочередно);
- втянуть щеки и удерживать их в этом положении;
- закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.
Статические упражнения для языка
- широко раскрыть рот, расслабить язык, чтобы он лежал ровно в ротовой полости;
- открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;
- широко раскрыть рот и поднять передний и боковые края таким образом, чтобы они не касались зубов;
- открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно дальше вперед;
- широко открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять вверх.
Динамические упражнения для языка
- слегка открыть рот, растянуть губы в улыбке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счет (как маятник);
- открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (или верхним и нижним зубам);
- закрыть рот и медленно обводить языком зубы по кругу;
- открыть рот как можно шире, выдвигать язык вперед как можно дальше, а затем убирать назад вглубь рта под ритмичный счет;
- закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щеку.
Предлагаю вашему вниманию Сказки - артикуляционные гимнастики, они помогут разнообразить ваши занятия с ребенком и сделают их более интересными. (Взрослый рассказывает «сказку», ребенок выполняет соответствующие движения.)
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка. | |
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), | |
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). | |
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) | |
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), | |
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). | |
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). | |
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: | |
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) | |
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), | |
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), | |
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот). | |
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, Вот и закончился день, пора спать. |
Сказка о Веселом Язычке.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
Желаю успеха!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartikul._ginastika.docx | 491.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика
Одна из важных составляющих успешного развития речи у детей — правильная артикуляция, то есть согласованная работа произносительных органов при образовании звуков речи. Именно проблемы с артикуляцией приводят к тому, что ребенок может неправильно выговаривать или не выговаривать вообще некоторые звуки. Избежать подобных проблем поможет артикуляционная гимнастика для дошкольников.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников — это совокупность упражнений для тренировки органов, составляющих артикуляционный аппарат (губ, языка, мягкого неба). Эти упражнения помогают тренировать положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звуков.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.
- Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
- Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
- Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
- Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям, и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
Артикуляционная гимнастика для дошкольников полезна не только для борьбы с речевыми нарушениями, но и для их профилактики. Заниматься такой гимнастикой можно уже в возрасте двух-трех лет, чтобы ребенок как можно раньше научился правильно произносить звуки и слова. Если у ребенка все равно наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков, следует обратиться к логопеду, который посоветует более конкретные упражнения.
Чтобы артикуляционная гимнастика для дошкольников приносила плоды, заниматься ей нужно ежедневно. Все упражнения следует повторять как минимум 4-8 раз; если упражнение статическое (т. е. заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 15-20 секунд. Оптимальный график занятий артикуляционной гимнастикой — 3-4 пятиминутных «подхода» в день, каждый «подход» должен содержать не больше трех упражнений.
Лучше всего проводить занятия артикуляционной гимнастикой в игровой форме, придумывая каждому упражнению забавное название. Не нужно сразу «вываливать» на ребенка все упражнения: начните с простых и постепенно переходите к более сложным. Новые упражнения нужно вводить по одному, перемежая их с уже знакомыми ребенку.
Каждое упражнение следует отрабатывать определенным образом. Сначала покажите ребенку, как правильно выполнять упражнение. После этого ребенок должен выполнить его, глядя в зеркало. Ваша задача — контролировать выполнение упражнения и указывать на ошибки (в мягкой форме!). Когда ребенок освоит правильное выполнение упражнения, можно убирать зеркало. Все упражнения выполняются сидя.
Предлагаем вам несколько упражнений артикуляционной гимнастики. Разумеется, их существует гораздо больше, но для начала хватит и этих.
Статические упражнения для губ
- вытянуть губы вперед трубочкой;
- улыбнуться так, чтобы не были видны зубы;
- естественно улыбнуться с сомкнутыми зубами;
- сомкнуть зубы, округлить губы и вытянуть их вперед;
- чередовать предыдущие упражнения: первое со вторым, третье с четвертым;
- сомкнуть зубы, приподнять верхнюю губу и обнажить верхние резцы.
Динамические упражнения для губ
- вытянуть губы вперед трубочкой, затем растянуть их в улыбку;
- поочередно почесывать и покусывать зубами сначала верхнюю, потом нижнюю губу;
- вытянуть губы вперед трубочкой, после чего двигать ими в различных направлениях, вращать по кругу;
- с глухим звуком хлопать губами друг о друга;
- сильно втянуть щеки, после чего резко открыть рот с чмокающим звуком;
- широко открыть рот и втянуть губы внутрь рта, плотно прижав к зубам.
Упражнения для щек и губ
- растирать, похлопывать и покусывать щеки;
- надувать щеки (сначала обе сразу, потом поочередно);
- втянуть щеки и удерживать их в этом положении;
- закрыть рот, надуть обе щеки и бить по ним кулаком или ладонью, с силой шумом выпуская воздух.
Статические упражнения для языка
- широко раскрыть рот, расслабить язык, чтобы он лежал ровно в ротовой полости;
- открыть рот, расслабить язык и расположить его на нижней губе;
- широко раскрыть рот и поднять передний и боковые края таким образом, чтобы они не касались зубов;
- открыть рот и вытянуть напряженный язык как можно дальше вперед;
- широко открыть рот, упереть кончик языка в нижние зубы, а среднюю часть поднять вверх.
Динамические упражнения для языка
- слегка открыть рот, растянуть губы в улыбке, по очереди тянуться языком к уголкам рта под ритмичный счет (как маятник);
- открыть рот и тянуться языком попеременно к носу и подбородку (или верхним и нижним зубам);
- закрыть рот и медленно обводить языком зубы по кругу;
- открыть рот как можно шире, выдвигать язык вперед как можно дальше, а затем убирать назад вглубь рта под ритмичный счет;
- закрыть рот и попеременно упираться языком то в одну, то в другую щеку.
Предлагаю вашему вниманию Сказки - артикуляционные гимнастики, они помогут разнообразить ваши занятия с ребенком и сделают их более интересными. (Взрослый рассказывает «сказку», ребенок выполняет соответствующие движения.)
Артикуляционная гимнастика-сказка
«У бабушки с дедушкой»
Жили были дедушка и бабушка. | |
БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы), | |
ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ (губы тянутся вперёд). | |
ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ (широкий язык за верхними зубами) | |
ГУБЫ СОЖМЁМ МЫ, И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ (поочерёдное надувание щёк — губы не пропускают воздух), | |
БЛЮДЦА ПОСТАВИМ - ПОЛОЖАТ БЛИНЫ НАМ (широкий язык лежит на нижней губе). | |
БЛИНЧИК С ВАРЕНЬЕМ МАЛИНОВЫМ ВКУСНЫМ (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад). | |
БАБУШКА ШИЛА, А БАРСИК С КАТУШКОЙ БАБУШКЕ НАШЕЙ ВСЕГДА ПОМОГАЕМ: | |
БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) НИТКИ В ИГОЛКИ МЫ ЕЙ ПРОДЕВАЕМ (узкий язык вытянут вперёд). БАБУШКА ШВЫ НА МАШИНКЕ СТРОЧИЛА (узкий язык двигается вперёд-назад) | |
ДЕДУШКА СДЕЛАЛ ДЛЯ ВНУКОВ КАЧЕЛИ (широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы), | |
ДЕДУШКА СКАЧЕТ НА ЛОШАДИ ЛОВКО (щёлкаем языком), | |
ВОТ НА ОПУШКЕ МЫ ВИДИМ ГРИБОЧКИ (присасываем язык к нёбу и открываем рот). | |
ВОТ ИЗ САРАЯ ИНДЮШКА ПРИШЛА, Вот и закончился день, пора спать. |
Сказка о Веселом Язычке.
Жил да был Веселый Язычок. А у тебя есть язычок? Покажи. У Веселого Язычка был домик. Домик очень интересный. Что это за домик? Догадался? Это рот. Вот какой интересный дом был у Веселого Язычка. Чтобы Веселый Язычок не выбегал, его дом всегда был закрыт. А чем закрыт домик? Губами. Покажи, где у тебя губы. Видишь их в зеркале? Но кроме одной дверки, у этого домика есть вторая дверка. (Здесь Вы должны улыбнуться, так чтобы видны были верхние и нижние зубы.) Как называется эта дверка? Зубы. Покажи свои зубки. Посмотри на них в зеркало.
Однажды захотелось Веселому Язычку посмотреть на солнышко и подышать свежим воздухом. Сначала открылась первая дверка. Покажи, как она открылась. Да так и осталась стоять открытой. Не закрывай первую дверку, пока я не скажу. (В норме ребенок может удерживать такое положение 5-6 секунд без подергиваний, толчков, уголки губ растянуты симметрично.) А теперь закроем первую дверку. Снова откроем. Закроем. (Повторите это упражнение 3-4 раза. В норме движение выполняется ребенком с полной амплитудой, без затуханий, легко, плавно, достаточно быстро.) Открылись дверки в домике Веселого Язычка, и он высунулся наружу, но не весь, а только кончик. Показался Язычок и спрятался – холодно на улице.
В домике у Веселого Язычка есть постелька, где он спит. Посмотри, как спокойно он спит. (Язык лежит на дне ротовой полости распластанным, без бугорков, спокойно, неподвижно.) Пусть твой язычок так же спокойно поспит. Не буди его, пока я не скажу. (Такое положение также удерживается ребенком в норме 5-6 секунд без толчков и подергиваний, боковые края языка расположены симметрично.) Закроем сначала вторую дверку, а потом первую.
Наш Язычок очень веселый, он любит веселиться, прыгать, иногда даже достает до потолка. Потолок в доме Язычка называется нёбо. Пусть твой язычок допрыгнет до потолка и погладит нёбо. А теперь пусть язычок достанет потолок и посидит там немножко. (Движение должно выполняться только языком, без вспомогательных движений губ и нижней челюсти. Рот широко открыт. Спокойно, без подергиваний язык удерживается наверху в течение 5-6 секунд.) Потом Веселый Язычок спустился вниз, опять подпрыгнул до потолка. Спустился. Подпрыгнул… (Упражнение повторяется несколько раз. Ребенок в норме сразу находит правильное положение языка, движения выполняет легко, быстро, с полной амплитудой.) Напрыгался язычок, утомился и пошел спать. Пусть немножко отдохнет.
На следующий день Язычок решил еще раз проверить, не стало ли теплее. Когда все дверки были открыты, Язычок выглянул, посмотрел влево, вправо, вверх, вниз (ребенок должен знать направления движения языка, сразу находить нужное положение, стараться выполнить их в полном объеме), почувствовал, что стало холоднее и ушел в свой домик. Сначала закрылась одна дверка, а затем и вторая. Вот и вся сказка про Веселого Язычка.
Желаю успеха!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...