Памятка воспитателям по обучению детей рассказыванию
методическая разработка

Ершова Ирина Александровна

Памятка воспитателям по обучению детей рассказыванию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятка воспитателям по обучению детей рассказыванию

Виды занятий по развитию речи:

Пересказ;

Рассказ по сюжетной картинке или по картине известного художника;

Рассказ по серии сюжетных картинок;

Описательный рассказ по предмету; драматизация; творческий рассказ.

 

        Виды рассказов:

По серии предметных картинок в действии;

Серии сюжетных картинок;

Сюжетной картинке с опорой на план (схему).

Примерная структура занятия по обучению рассказыванию

        1. Организационный момент.

        2. Введение в тему: рассматривание картинки или игрушки. Беседа (ответы детей на вопросы педагога). Если это серия картинок, разбор действий по каждой картинке отдельно.

        3. Физкультминутка.

        4. Составление предложений с соответствующей словарной работой.

        5. составление рассказа самостоятельно.

        6. Итог занятия.

 Виды пересказов

        1. Последовательный, полный (подробный).

Цель: учить детей передавать содержание последовательно.

        2. Выборочный.

Цель: научить чувствовать сюжетные линии. (Умение отделить одну узкую тему от всего текста возможно только в том случае, если ребенок в состоянии проанализировать все произведение).

        3. Краткий.

Цель: передать услышанное коротко, тезисно (умение обобщать).

        4. Творческий.

Цель: самостоятельное додумывание сюжета (ситуации):

Пересказ текста и его продолжение с добавлением фактов, событий из жизни героев;

Составление рассказов из нескольких текстов на заданную тему;

Составление рассказа на основе личного опыта по аналогии с услышанным.

     Примерная структура занятия по обучению пересказыванию

        1. Организационный момент.

        2.  Введение в тему: чтение рассказа 1 раз (с опорой на картинку или предмет).

        3. Словарная работа (уточнение ключевых слов, объяснение новых или малознакомых слов).

        4. Физкультминутка.

        5. Вспоминание сюжета по наводящим вопросам (без зрительной опоры).

        6. Самостоятельный пересказ текста + зрительная опора (цепочкой, по частям; одним ребенком)        

          7. Итог занятия.

 Приемы для привлечения внимания детей, организационных моментов и поддержания интереса к сообщению, рассказу, теме занятия.

Неожиданное начало. Общение между педагогом и детьми может происходить в любой обстановке: на прогулке, до или после занятий, перед дневным сном. Главное – эффект неожиданности. Когда дети не ждут ничего особенного, вдруг начинается необычный рассказ.

Ждали одно, получили другое. Если дети расшалились, не слушают педагога, вместо традиционного способа – строгого окрика, серьезного внушения, к которым дети готовы (ожидают), - он вдруг усаживает их вокруг себя и начинает рассказ. Тема может быть любой – главное, заинтересованность.

Не только делай, но и слушай. Во время трудовой деятельности (в природном и живом уголке, на участке, огороде) педагог начинает рассказывать о чем-либо или о ком-либо. Главное – тема рассказа должна соответствовать тому делу, которым заняты дети. Это сделает рассказ не только интересным сообщением, но и очень нужной информацией.

 Приемы обучения рассказыванию

 В детском саду главную роль в формировании умения рассказывать играет обучение. Только в результате планомерных систематических упражнений (сначала самых простых, а затем постепенно усложняющихся) ребенок научится рассказывать

 Приемы обучения рассказыванию.

1. Рассказывание по вопросам представляет по существу ответы детей на вопросы, задаваемые воспитателем в определенном порядке.

Важно вопросы составить заранее и таким образом, чтобы вопросы были понятны детям, чтобы они могли наиболее полно и последовательно передать содержание рассказываемого. Этот прием обучения используется во всех группах детского сада и на разных занятиях. Самое широкое применение этот прием имеет в младшей группе, поскольку дети трех-четырех лет неспособны к самостоятельному составлению рассказа.

 В средней и старшей группах рассказывание по вопросам применяется в отдельных случаях и служит подготовительным этапом к самостоятельному рассказу, например, на занятиях по картине, при пересказе литературного произведения.

 2. Рассказывание по образцу. Образцом для детского рассказа может служить рассказ воспитателя или же литературное произведение, народная сказка. Образец, на котором дети учатся, должен быть им доступен для подражания. Это требование относится как к содержанию, так и к языку. В качестве образца для рассказывания мы должны выбирать более простые рассказы, чем для слушания, так как слушать и понимать легче, чем самому рассказывать.

 Рассказ воспитателя может учить только тогда, когда он обладает качествами, которые должен заимствовать ребенок (связность, последовательность изложения, грамматическая правильность; точность языка). Рекомендуется после рассказа-образца давать детям указания, о чем и как они должны рассказывать.

 Рассказывание по образцу как прием обучения применяется в средних и старших группах.

 3. Рассказывание по указаниям. Воспитатель дает детям тему для рассказа и указания, как рассказывать. Указания к рассказыванию должны быть сформулированы кратко, просто, чтобы дети правильно их поняли и запомнили.

 Примеры указаний воспитателя детям:

 «Расскажите, как вы провели праздник: куда вы ходили, с кем, что вам больше всего понравилось».

 «Дети, летом мы с вами часто ходили в лес. Вспомните интересный случай во время таких прогулок и расскажите».

 «Расскажите, как мы вырастили цыплят: откуда у нас появились цыплята, какие они были, как вы за ними ухаживали, какие стали цыплята, когда выросли».

 Рассказывание по указаниям практикуется главным образом в старшей группе.

При использовании любого приема обучения рассказыванию воспитатель всегда должен иметь в виду развитие и обогащение мышления детей. Умение рассказывать приобретается в результате многократных упражнений в рассказывании. Чтобы научить рассказывать всех детей группы, необходимо упражнять в этом каждого ребенка. Чтобы воспитатель группы всегда знал, кто из детей и сколько раз рассказывал, рекомендуется вести тщательный учет вызовам. После каждого занятия по рассказыванию воспитатель отмечает, кто рассказывал, а перед следующим занятием просматривает свои записи и намечает, кого нужно на этот раз вызвать. Целесообразно чаще вызывать тех, кто хуже рассказывает. В детском саду в средних и старших группах проводятся разнообразные занятия по обучению рассказыванию. Это рассказы детей о том, что они сами пережили или наблюдали, пересказ литературных произведений, придумывание рассказов по картинкам или на темы, предложенные воспитателем, дидактические игры с рассказыванием и с описанием предметов.

 

Обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта. Важно научить детей рассказывать без опоры на наглядность, к этой задаче и будет относиться обучение детей рассказыванию на тему из личного опыта.

Существует несколько видов рассказов по памяти:

1.     Описание события из личного опыта;

2.     Описание события из коллективного опыта;

3.     Дидактические игры на описание без наглядного материала.

Основой для этого вида рассказывания является повседневная жизнь ребёнка. Темы для рассказывания из личного опыта берутся из наблюдений, экскурсий, прогулок, праздников, интересных случаев и т.д. «Как мы провели праздник», «Моё любимое время года», «Осенний букет», «Мой лучший друг», «Моя любимая игрушка», «Наши игры» и т.д.

         Для успешного обучения рассказыванию по памяти ребёнок должен придерживаться некоторых требований:

*Тема и содержание рассказа должны быть близкими опыту ребёнка;

*Чёткость построения предложений;

*Отсутствие лишних деталей;

*Ясная концовка

Язык повествования приближен к разговорному.

         Обучение рассказыванию из личного опыта детей 3 – 4 лет.Обучение рассказыванию осуществляется как полуразговор, полубеседа на близкую для ребёнка тему (о животных, о игрушках, как провёл выходной, к кому ездил в гости и т.д.). В разговоре желательно присутствие наглядного материала, т.к. ребёнку в этом возрасте ещё трудно вспомнить некоторую информацию. Разговор продолжается до тех пор, пока у ребёнка присутствует интерес.

         Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 4 – 5 лет.Рассказ с такими детьми начинается с рассказа по вопросам и заканчивается обобщением взрослого или детей. Можно использовать такое средство обучения рассказыванию как взрослый начинает повествование, а ребёнок заканчивает. Одним из главных приёмов обучения рассказыванию будет рассказ-образец, вопросы и подсказки (напоминания). Не следует ждать от ребёнка того, что он сразу взял и рассказал, что с ним произошло. Рассказы в этом возрасте содержат много пауз и повторений, речь ребёнка ещё не совершенна.

Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 5 – 6 лет.Требования к рассказу ребёнка этого возраста значительно возрастают. Рассказ должен быть связный, последовательный, понятный окружающим. Взрослый должен направлять свои усилия на развитие памяти и воссоздающего воображения. Образец-рассказ используется в том случае, если ребёнок затрудняется составить собственный рассказ, или как методический приём на занятии по развитию речи после того как были прослушаны рассказы 2 – 3 детей или в конце занятия. В этом возрасте помимо рассказа-образца используется такой методический приём как рассказ по плану или указания взрослого.

         Обучение рассказыванию на тему из личного опыта детей 6 – 7 лет.

         В этом возрасте идёт активная подготовка ребёнка к школе. Речь ребёнка более совершенная и уже близка ко взрослой речи. С ребёнком этого возраста можно организовывать рассказы на морально-этические темы (о друге, о маме, о папе, как помогал маме или бабушке и т.д.). Ведущим методическим приёмом обучения составления рассказу будет составление плана рассказа и рассказывание по этому плану. В детском саду активно используется коллективный рассказ, совместное составление и обсуждение плана, а так же составление коллективного письма какому-нибудь сказочному герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка воспитателям по обучению детей рассказыванию

обучение детей дошкольного возраста рассказыванию : этапы, методы, приемы....

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

Картина - один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства....

Консультация для воспитателей: "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

Картина-один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картине"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13616242","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"338","width":"450"}}]]...

Консультация для воспитателей"Методика обучения детей рассказыванию по картинке"

Консультация для воспитателей"Методика обучения детей рассказыванию по картинке...

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картинке"

Консультация для воспитателей "Методика обучения детей рассказыванию по картинке"...