Реализация рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении
статья
В статье рассматриваются некоторые особенности реализации рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_publikatsiya.docx | 55.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
В статье рассматриваются следующие вопросы:
- Нормативные документы, на основании которых в ДОУ разрабатывается программа воспитания.
- Примерная программа воспитания для ДОУ
- Принципы воспитательной работы с дошкольниками.
- Основные понятия и термины, которые применяются в примерной программе воспитания.
- Как в Профстандарте «Педагог» отражена воспитательная работа
- Какие психолого педагогические условия должны быть созданы в ДОУ для реализации воспитательных задач.
В июле 2020 года вышел федеральный закон . № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся
Это инициатива президента , которая получила второе название – новый закон о воспитании детей определяет воспитание как приоритет современного российского образования.
Настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 сентября 2020 года.
•Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года. Т.о, все образовательные учреждения с 1 сентября 2021 года реализуют рабочую программу воспитания.
Закон дает определение понятию воспитание: –деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувств патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа РФ, природе и окружающей среде.
Нормативные документы, которые учитываются при разработке программы воспитания:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФЗ от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся; ФГОС ДО , утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013г. № 1155;
- Указ Президента РФ Путина В.В. от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года»;
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р;
- Концепция воспитания юных петербуржцев на 20-25гг «Петербургские перспективы» СПб АППО Институт развития образования
- Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01.07.2021 № 2/21, https://fgosreestr.ru
Рассмотрим подробнее некоторые из них
Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025, утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р определяет Основные направления развития воспитания:
Поддержка семейного воспитания | Развитие воспитания в системе образования |
содействие повышению педагогической культуры родителей с участием образовательных и общественных организаций | обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, лучшего педагогического опыта в сфере воспитания, способствующих реализации ФГОСДО |
создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания | содействие разработке и реализации ОП, включению в них элементов, направленных на повышение уважения детей к семье и родителям, старшим поколениям на основе традиционных семейных и нравственных ценностей |
сохранение, укрепление и развитие культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных и духовно-нравственных ценностей, с учетом роли традиционных религий России | полноценное использование воспитательного потенциала основных и дополни-тельных образовательных программ (формы включения детей в интеллектуально-познавательную, трудовую, общественно-полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую деятельности) |
популяризация лучшего педагогического опыта воспитания детей в семьях, в том числе многодетных и приемных, содействие укреплению связей между поколениями, родственных связей, возрождению традиционной значимости много-поколенных семей | расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей |
создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности образовательных и других организаций, работающих с детьми, а также в управлении ими | совершенствование условий для выявления и поддержки одаренных детей |
поддержка семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению традиционных семейных и нравственных ценностей, культуры семейной жизни, усилению роли отца в семейном воспитании | развитие у подрастающего поколения интереса к чтению, создание условий для повышения у детей уровня владения русским и родным языками и иными коммуникативными компетенциями |
расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма в каникулярное время | создание условий для психолого-педагогической поддержки воспитания в системе каникулярного отдыха и оздоровления детей |
Расширение воспитательных возможностей информационных ресурсов | Поддержка общественных объединений в сфере воспитания |
- создание условий для позитивного развития детей в информационной среде (интернет, кино, телевидение, книги, СМИ, в том числе радио и телевидение) |
детских и иных общественных объединений с образовательными организациями общего, профессионального и дополнительного образования в целях содействия реализации и развития лидерского и творческого потенциала детей |
- содействие популяризации традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей в информационном пространстве | - поддержка родительских и иных общественных объединений, содействующих воспитательной деятельности в образовательных организациях |
- применение разнообразных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию при предоставлении доступа к интернет-ресурсам | - широкое привлечение детей к участию в деятельности социально-значимых познавательных, творческих, культурных, краеведческих, благотворительных организациях и объединениях, волонтерском движении |
- расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания детей |
Рассмотрим шесть направлений воспитания и задачи, которые необходимо решать, чтобы реализовать эти направления.
1. Гражданское и патриотическое воспитание | Задачи |
формирование у детей целостного мировоззрения, российской идентичности, уважения к своей семье, обществу, государству, принятым в семье и обществе духовно-нравственным и социокультурным ценностям, к национальному культурному и историческому наследию и стремления к его сохранению и развитию | Воспитание уважения и любви к близким родственникам и окружающим Ознакомление с фольклором Поддержка детской субкультуры |
создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества, для увеличения знаний и повышения способности ответственно реализовывать свои конституционные права и обязанности | Познакомить с правами и обязанности гражданина, с государственной символами ( герб, гимн. флаг, президент) |
развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно-значимой деятельности | Поддержка форм детского самоуправления Вовлечение детей и родителей в социальные акции и общественные дела |
развитие программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического | Воспитание любви к малой родине, к России |
разработка и реализация вариативных программ воспитания, способствующих правовой, социальной, культурной адаптации детей мигрантов | |
формирование мотивов, нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять экстремизму, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам, межэтнической и межконфессиональной нетерпимости, другим негативным социальным явлениям | Создание условий для безопасного общения взрослых и детей |
2. Духовно-нравственное развитие | Задачи |
воспитание у детей чувства достоинства, чести и честности, совестливости, уважения к отцу, матери, учителям, старшему поколению, сверстникам, другим людям | Развитие у детей нравственных чувств ( чести, достоинства, справедливости, милосердия, дружелюбия) |
развитие в детской среде ответственности и выбора, принципов коллективизма и солидарности, духа милосердия и сострадания, привычки заботиться о детях и взрослых, испытывающих жизненные трудности | Формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в т.ч. способности к сознательному выбору добра |
формирование деятельностного позитивного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам, преодоление психологических барьеров, существующих в обществе по отношению к людям с ограниченными возможностями | Содействие формированию у детей позитивных жизненных ориентиров и планов Развитие сопереживания, позитивного отношения к людям, в т.ч. с ОВЗ и инвалидам |
расширение сотрудничества между государством, обществом, традиционными религиозными общинами и иными общественными организациями и институтами в сфере духовно-нравственного воспитания детей | Оказание помощи детям в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в т.ч. проблемных, стрессовых, конфликтных |
3. Приобщение к культурному наследию | Задачи |
создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям | Обеспечение равного доступа к культурным ценностям, условий для доступности музейной и театральной культуры |
увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы | Эффективное использование уникального российского культурного наследия, в т.ч. литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического |
поддержка мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию традиционных российских культурных, нравственных и семейных ценностей | Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в России |
создание и поддержка производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное и интеллектуальное развитие детей | Увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к произведениям искусства и литературы |
совершенствование деятельности библиотек | |
создание условий для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества |
4. Физическая культура и здоровье | Задачи |
формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни | Обучение детей ЗОЖ, воспитание «полезных привычек» |
создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования | Совершенствование условий физического воспитания детей Развитие рекреационных форм оздоровления |
привитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактика вредных привычек | Ознакомление с ПДД |
формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости | |
распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях | Вовлечение детей и родителей в совместные спортивно-оздоровительные мероприятия |
5. Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение | Задачи |
воспитание у детей уважения к труду, людям труда, трудовым достижениям и подвигам | |
формирование у детей умений и навыков самообслуживания, выполнения домашних обязанностей, потребности трудиться, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности | Организация вариативных форм трудовой деятельности ( дежурства, традиций, самообслуживания) Привлечение детей к выполнению домашних обязанностей |
развитие умения работать совместно с другими, действовать самостоятельно, активно и ответственно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивая смысл и последствия своих действий | Организация коллективных форм трудовой деятельности, поддержка детского волонтерства Воспитание привычки к поддержанию порядка |
содействие профессиональному самоопределению, приобщение детей к социально-значимой деятельности для осмысленного выбора профессии | Ознакомление с миром профессий Поддержка развивающих и сюжетных игр детей |
6. Экологическое воспитание | Задачи |
становление и развитие у ребенка экологической культуры, бережного отношения к родной земле | Использование вариативных форм развития экологической культуры ( экскурсии, походы, наблюдения, игры, анимация, волонтерство) |
формирование у детей экологической картины мира, развитие у них стремления беречь и охранять природу | Использование проектного метода при ознакомлении детей с природой родного края, России |
воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов и разумное взаимодействие с ними | Вовлечение детей и родителей в экологические акции Организация игр экологической направленности |
Рассмотрим следующий документ, который конкретизирует принципы, направления, задачи воспитательной работы для дошкольных образовательных учреждений. Это Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования
Программа воспитания построена на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и опирается на следующие принципы:
принцип гуманизма. Приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности; воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;
принцип ценностного единства и совместности. Единство ценностей и смыслов воспитания, разделяемых всеми участниками образовательных отношений, содействие, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение;
принцип общего культурного образования. Воспитание основывается на культуре и традициях России, включая культурные особенности региона;
принцип следования нравственному примеру. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка, побудить его к открытому внутреннему диалогу, пробудить в нем нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребенку реальную возможность следования идеалу в жизни;
принципы безопасной жизнедеятельности. Защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
принцип совместной деятельности ребенка и взрослого. Значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
принцип инклюзивности. Организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Примерная рабочая программа воспитания также определяет ценности и, исходя из них, направления воспитания:
Ценности | Направления воспитания |
Родины и природы | патриотическое |
человека, семьи, дружбы | социальное |
знания | Познавательное |
здоровья | физическое и оздоровительное |
труда | трудовое |
культуры и красоты | этико-эстетическое |
В программе также определен кодекс нормы профессиональной этики и поведения:
- педагог всегда выходит навстречу родителям и приветствует родителей и детей первым;
- улыбка – всегда обязательная часть приветствия;
- педагог описывает события и ситуации, но не даёт им оценки;
- педагог не обвиняет родителей и не возлагает на них ответственность за поведение детей в детском саду;
- тон общения ровный и дружелюбный, исключается повышение голоса;
- уважительное отношение к личности воспитанника;
- умение заинтересованно слушать собеседника и сопереживать ему;
- умение видеть и слышать воспитанника, сопереживать ему;
- уравновешенность и самообладание, выдержка в отношениях с детьми;
- умение быстро и правильно оценивать сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
- умение сочетать мягкий эмоциональный и деловой тон в отношениях с детьми;
- умение сочетать требовательность с чутким отношением к воспитанникам;
- знание возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников;
- соответствие внешнего вида статусу воспитателя детского сада.
В связи с этим в должностные инструкции педагогов должны быть внесены изменения.
Рассмотрим, какие термины и понятия являются новыми и существенными в примерной рабочей программе воспитания.
Уклад образовательной организации – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся
на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности
и социокультурный контекст.
Воспитывающая среда ДОО - это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.
Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет.
Также появляются общности или сообщества ДОУ:
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу.
Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.
Пример из опыта работы воспитателей : Дети старшей группы помогают детям из младшей группы: изготавливают книги-самоделки о диких животных.
Другой пример: так как в связи с эпидемиологической обстановкой невозможно организовать посещение детьми других групп, детям старших групп предлагается нарисовать, например, дерево, а малыши рисуют на них листья. Таким образом, образуются общности детей не только внутри одной группы, но и нескольких групп.
Требования профессионального стандарта «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» (далее – ПС); квалификационные характеристики должности «Воспитатель».
Трудовая функция «Воспитательная деятельность» предусматривает следующие трудовые действия:
•Регулирование поведения обучающихся для обеспечения безопасной образовательной среды
•Реализация современных, в том числе интерактивных, форм и методов воспитательной работы, используя их как на занятии, так и во внеурочной деятельности
•Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
•Определение и принятие четких правил поведения обучающимися в соответствии с уставом образовательной организации и правилами внутреннего распорядка образовательной организации
•Проектирование и реализация воспитательных программ
Трудовая функция «Воспитательная деятельность». Трудовые действия:
•Реализация воспитательных возможностей различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.)
•Проектирование ситуаций и событий, развивающих эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка)
•Помощь и поддержка в организации деятельности ученических органов самоуправления
•Создание, поддержание уклада, атмосферы и традиций жизни образовательной организации
•Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
•Формирование толерантностии навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде
•Использование конструктивных воспитательных усилий родителей (законных представителей) обучающихся, помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка
Итак, как мы видим, педагог должен создавать условия для решения воспитательных задач, прежде всего, психолого-педагогические . Рассмотрим их подробнее.
Условие 1. Взаимодействие и общение между взрослыми и детьми, которое облегчает детям духовно-нравственное саморазвитие и способствует:
развитию их интересов и возможностей;
формированию и поддержке положительной самооценки, уверенности в собственных способностях и возможностях;
поддержке инициативы и самостоятельности в специфических для дошкольного возраста видах деятельности;
развитию социальных чувств, поддержке положительного, доброжелательного отношения друг
к другу и конструктивного взаимодействия в разных видах деятельности
Условие 2. Создание насыщенной эмоциональными стимулами
социокультурной среды, которая соответствует возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей и обеспечивает: твозможность выбора видов активности, партнеров в совместной деятельности и общении; материалов для игры и продуктивной деятельности;
гибкое зонирование помещения, которое обеспечивает детям возможность заниматься разными видами деятельности в одно и то же время, а также уединяться во время игры, при рассматривании книг и т. д.;
обогащение окружающей детей среды разнообразными, новыми предметами в целях развития у них любознательности и познавательной активности;
представление информации на горизонтальных и вертикальных бумажных и электронных носителях; использование информационных материалов, которые выходят за рамки непосредственного опыта жизнедеятельности детей (детские энциклопедии, познавательные
программы и передачи и др.), обобщенных наглядных средств (схем, чертежей, логических таблиц и др.), полифункциональных предметов, элементов декораций, костюмов и аксессуаров для создания «волшебного мира» в сюжетно-ролевой и режиссерской играх;
использование мультимедийных средств и средств ИКТ;
своевременную трансформацию с учетом обогащения жизненного и игрового опыта детей, а также их зоны ближайшего развития
Условие 3. Обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышение компетентности родителей.
Условие 4. Использование различных форм организации образовательного процесса.
Игра, наблюдение, экспериментирование, реализация проектов, экскурсия, создание моделей объектов и ситуаций, чтение, решение ситуативных задач, коллекционирование, мастерская с элементами арт-технологий, инсценирование и драматизация.
Таким образом, реализация рабочей программы воспитания в детском саду должна прослеживаться во всех образовательных областях, а также во всех формах работы и видах деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №23 Петродворцового района Санкт-Петербурга
Рабочая программа старшей группы...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида второй категории № 6 «Колосок» коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности детей 5-6 лет с ОНР на 20
Планирование данной рабочей программы составлено на основе «Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, с учетом профиля логоп...
Рабочая программа учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения
Целью программы является обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и осуществления своевременного и...
Рабочая программа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12» 1 младшая группа № 2
Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО и с учетом комплексной образовательной программы дошкольного образования «Миры детства: конструирование возможностей» Под редакцией Т. Н. Дороновой...
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
Содержание воспитательной работы по патриотическому направлению воспитания в рамках реализации Рабочей программы воспитания в дошкольном образовательном учреждении.
Содержание воспитательной работы в разных возрастных группах по патриотическому направлению воспитания....
Федеральная рабочая программа воспитания Государственного Бюджетного образовательного учреждения "Детский сад №3" компенсирующего вида
Федеральная рабочая программа воспитания составлена в соответствии с требованиями ФАП ДО и ФГОС ДО. Содержит :целевой раздел, содержательный и организационный. Программа отражает специфику воспи...