Статья-презентация "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям: от семьи и родного города к родной стране и ее народам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1 - Тема
Патриотическое воспитание старших дошкольников
Слайд 2 - Цитата
«Если человека учат добру – учат умело, умно,
настойчиво, требовательно, в результате
будет добро.
Учат злу (очень редко, но бывает и так),
в результате будет зло.
Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,
потому, что и человеком его надо воспитать».
В.А. Сухомлинский
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.
Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.
В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей.
Дети в дошкольном возрасте легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Это благодатное время для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, для формирования их духовной основы, эмоций, чувств, осознания себя в окружающем мире. Образы ребенка в этом возрасте остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Заинтересовавшись темой патриотизма, мной был разработан план по самообразованию.
Начала я с подбора и изучение учебной и методической литературы
Изучение передового опыта педагогов, успешно использующих эту тему в своей педагогической работе
Ознакомление и отбор стихотворений и прозаических произведений, соответствующих возрасту детей
Подготовка картотеки патриотических стихотворений, музыкальных произведений, звуковых эффектов, видео и фотографий
Просмотр театральных постановок и адаптация для детей дошкольного возраста интересных световых и звуковых эффектов, костюмов и декораций.
Ознакомление со сценариями и программами дополнительного образования по патриотическому воспитанию
Прослушивание вебинаров и прохождение курсов
Слайд 3 - Задачи
Далее, определив основные задачи патриотического воспитания:
- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Слайд 4 – Система работы
И выстроив систему работы по патриотическому воспитанию детей:
Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
Ознакомление с явлениями общественной жизни.
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
Ознакомление с природой.
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы.
Слайд 5 – Формы работы
Я приступила к непосредственному применению различных форм работы на практике:
- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..
Взаимодействие с родителями и социумом очень важно. Родителям давались рекомендации по посещению музев, выставок, парадов, мемориалов. Родители также постепенно заинтересовывались темой патриотического воспитания. Они вместе с детьми возлагали цветы в память о защитниках в годы войны; приглашали на вечера памяти ветеранов, приносили медали времен войны и рассказывали семейные истории, связанные с ними, помогали делать фотоколлажи ко дню снятия блокады Ленинграда
При проведении итоговых мероприятий, по изучаемым темам, полученные мной теоретические знания помогли для написания сценариев, подбора видеоряда, отбора стихотворений, выбора песен и музыки для танцевальных номеров, подготовки сценок, подбора атрибутов и костюмов. А также для написания перспективного плана и программы дополнительного образования.
Слайд 6 – Модель
В системе патриотического воспитания мною используется модель патриотического воспитания :
Семья.
Детский сад.
Родной город.
Родная страна.
Наша Армия
В работе по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо уделять внимание не только темам любви к родному дому, семьи, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам.
Мною ведется поэтапное приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям:
Дети начинают узнавать Родину с самых близких – мамы, папы, бабушки, дедушки. Проводятся совместные с родителями мастер-классы и праздничные вечера, «дни восторга и удивления»
Фото детей с родителями (Слайд 7, Слайд 8 – мастер-класс ко дню матери в яслях)
Позже они начинают чувствовать любовь к дому, детскому саду, к улице, к родному городу. В младшей и средней группе дети с удовольствием участвуют в совместных с родителями проектах: «Улица, на которой мы живем», «Цветные мосты», «дни профессий» и др.
Фото с проектов (Слайд 9, Слайд 10 – цветные мосты, Слайд 11 – улица, на которой я живу)
В старшей и подготовительной группе дети узнают о величии своей страны, о ее округах с разнообразием природы, рельефа, климатических условий и многонациональности народов, живущих в России. Дети начинают испытывать чувство гордости из-за своей принадлежности к сильной, могущественной, богатой, красивой стране.
Фото демонстрационного материала (Слайд 12 – герб, гимн, флаг, карта России, Слайд 13 - книги, Слайд 14 – фото в национальных костюмах)
Мы знакомим их с историей нашей Родины. Для закрепления полученных чувств и знаний мы устраиваем праздники, вечера памяти и игровые мероприятия к историческим датам.
Отрывки видео с праздников (Слайд 15- Слайд 20 – флаговая группа, песня «С чего начинается Родина, танец матрешек, танец Заваленка, блокада - клин со свечками, 9 мая – номер с портретами и голубями)
Для детей очень важно знать, что родители интересуются их жизнью в детском саду. Без участия семьи в патриотическом воспитании очень трудно добиться положительных результатов. Мы привлекаем родителей к участию в совместных выставках, вечерах досуга.
Видео выступления родителей (Слайд 21 – мама Матрешка, Слайд 22 – блокада – родители стихи со свечами, Слайд 23 – танец с родителями – гуляй Россия)
Важно правильно подбирать материал (стихи, песни, музыку, художественные произведения, сценки) – он должен быть понятен детям, вызвать отзывчивость. Ведь патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.
Слайд 24 – Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.
Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...
Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»
Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...
Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников
Данный материал включает в себя опыт работы педагога с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы был подготовлен по модульной технологии....
Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы
Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...
Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....
Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"
О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....
«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников
laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...