Статья-презентация "Патриотическое воспитание старших дошкольников"
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)

Янушкевич Наталья Геннадьевна

Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям: от семьи и родного города к родной стране и ее народам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe_vospitanie_starshih_doshkolnikov.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1 - Тема

Патриотическое воспитание старших дошкольников

Слайд 2 - Цитата

«Если человека учат добру – учат умело, умно,

настойчиво, требовательно, в результате

будет добро.

Учат злу (очень редко, но бывает и так),

в результате будет зло.

Не учат ни добру, ни злу – все равно будет зло,

потому, что и человеком его надо воспитать».

В.А. Сухомлинский

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Одной из таких задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения.

В федеральном образовательном стандарте дошкольного образования ставятся цели по патриотическому воспитанию: создание условий для становления основ патриотического сознания детей.

Дети в дошкольном возрасте легко откликаются на все инициативы, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Это благодатное время для систематического и последовательного нравственного воспитания детей, для формирования их духовной основы, эмоций, чувств, осознания себя в окружающем мире. Образы ребенка в этом возрасте остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Заинтересовавшись темой патриотизма, мной был разработан план по самообразованию.

Начала я с подбора и изучение учебной и методической литературы

Изучение передового опыта педагогов, успешно использующих эту тему в своей педагогической работе

Ознакомление и отбор стихотворений и прозаических произведений, соответствующих возрасту детей

Подготовка картотеки патриотических стихотворений, музыкальных произведений, звуковых эффектов, видео и фотографий

Просмотр театральных постановок и адаптация для детей дошкольного возраста интересных световых и звуковых эффектов, костюмов и декораций.

Ознакомление со сценариями и программами дополнительного образования по патриотическому воспитанию

Прослушивание вебинаров и прохождение курсов

Слайд 3 - Задачи

Далее, определив основные задачи патриотического воспитания:

- формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города) ;
- формирование духовно-нравственных отношений;
- формирование любви к культурному наследию своего народа;
- воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
- чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
- толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям. 

Слайд 4 – Система работы

И выстроив систему работы по патриотическому воспитанию детей:

Ознакомление с предметами ближайшего окружения:
- Воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;
- Воспитание уважения к людям труда и предметам, произведенным ими. Знакомить с людьми прославившими Россию;
- Воспитание чувства дружбы к людям других национальностей;
         Ознакомление с явлениями общественной жизни. 
- Воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники) ;
- Бережливое отношение к тому, что сделано людьми;
- Воспитание любви к родному краю, к Родине (представление о стране, городах, столице, символике государства;
- Знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;
- Знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;
               Ознакомление с природой. 
- Воспитание любви к природе родного края;
- Воспитание бережного отношения к родной природе;
- Воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы. 

Слайд 5 – Формы работы

Я приступила к непосредственному применению различных форм работы на практике:

- создание развивающей среды по гражданско–патриотическому воспитанию;
- тематические занятия;
-беседы о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях, чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, телевизионных передач для детей, целенаправленные игры ;
- взаимодействие с родителями;
- взаимодействие с социумом..

Взаимодействие с родителями и социумом очень важно. Родителям давались рекомендации по посещению музев, выставок, парадов, мемориалов. Родители также постепенно заинтересовывались темой патриотического воспитания. Они вместе с детьми возлагали цветы в память о защитниках в годы войны; приглашали на вечера памяти ветеранов, приносили медали времен войны и рассказывали семейные истории, связанные с ними, помогали делать фотоколлажи ко дню снятия блокады Ленинграда

При проведении итоговых мероприятий, по изучаемым темам, полученные мной теоретические знания помогли для написания сценариев, подбора видеоряда, отбора стихотворений, выбора песен и музыки для танцевальных номеров, подготовки сценок, подбора атрибутов и костюмов. А также для написания перспективного плана и программы дополнительного образования.

Слайд 6 – Модель

В системе патриотического воспитания мною используется модель патриотического воспитания :

Семья.

Детский сад.

Родной город.

Родная страна.

Наша Армия

В работе по патриотическому воспитанию дошкольников необходимо уделять внимание не только темам любви к родному дому, семьи, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общественным праздникам.

Мною ведется поэтапное приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям:

Дети начинают узнавать Родину с самых близких – мамы, папы, бабушки, дедушки. Проводятся совместные с родителями мастер-классы и праздничные вечера, «дни восторга и удивления»

Фото детей с родителями (Слайд 7, Слайд 8 – мастер-класс ко дню матери в яслях)

Позже они начинают чувствовать любовь к дому, детскому саду, к улице, к родному городу. В младшей и средней группе дети с удовольствием участвуют в совместных с родителями проектах: «Улица, на которой мы живем», «Цветные мосты», «дни профессий» и др.

Фото с проектов (Слайд 9, Слайд 10 – цветные мосты, Слайд 11 – улица, на которой я живу)

В старшей и подготовительной группе дети узнают о величии своей страны, о ее округах с разнообразием природы, рельефа, климатических условий и многонациональности народов, живущих в России. Дети начинают испытывать чувство гордости из-за своей принадлежности к сильной, могущественной, богатой, красивой стране.

Фото демонстрационного материала (Слайд 12 – герб, гимн, флаг, карта России, Слайд 13 - книги, Слайд 14 – фото в национальных костюмах)

Мы знакомим их с историей нашей Родины. Для закрепления полученных чувств и знаний мы устраиваем праздники, вечера памяти и игровые мероприятия к историческим датам.

Отрывки видео с праздников (Слайд 15- Слайд 20 – флаговая группа, песня «С чего начинается Родина, танец матрешек, танец Заваленка, блокада - клин со свечками, 9 мая – номер с портретами и голубями)

Для детей очень важно знать, что родители интересуются их жизнью в детском саду. Без участия семьи в патриотическом воспитании очень трудно добиться положительных результатов. Мы привлекаем родителей к участию в совместных выставках, вечерах досуга.

Видео выступления родителей (Слайд 21 – мама Матрешка, Слайд 22 – блокада – родители стихи со свечами, Слайд 23 – танец с родителями – гуляй Россия)

Важно правильно подбирать материал (стихи, песни, музыку, художественные произведения, сценки) – он должен быть понятен детям, вызвать отзывчивость. Ведь патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования будущего гражданина.

Слайд 24 – Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей "Работа ДОУ по правовому воспитанию". Организация работы с воспитателями и родителями ДОУ по правовому воспитанию старших дошкольников.

Концептуальным фактором в современной ситуации российского детства должна стать защита прав ребёнка, в первую очередь, защита права  на адекватное его природным задаткам развитие и реализацию при...

Родительское собрание на тему «Гражданско-патриотическое воспитание старших дошкольников через воспитание любви к родному городу»

Родительское собрание является эффективной формой взаимодействия с родителями. Данное собрание, организованное в форме деловой игры, способствует формированию у родителей интереса к родному городу и ж...

Обобщение педагогического опыта по теме: "Воспитание доброты, милосердия и внимательности посредством экологического воспитания старших дошкольников

Данный материал включает в себя опыт работы педагога  с детьми старшего дошкольного возраста. Обобщенный опыт работы  был подготовлен по модульной технологии....

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников через театрализованную деятельность Сценарий досуга «СКАЗОЧНАЯ РЕПКА» для детей старшей группы

Цель:развитие духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе русского народного творчества, формирование позитивного гармоничного отношения ребенка к окружающему миру.Задачи:- вызвать у детей...

Консультация для родителей тема: «Экологическое воспитание старших дошкольников – это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту....

Статья на тему "Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников Воспитание нравственных норм и бережного отношения к природе у ребёнка"

О необходимости экологического воспитания детей дошкольного возраста, важности развития в ребенке желания заботиться и оберегать природу и окружающую среду....

«Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников

laquo;Воспитание книгой». Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольниковМеркурьева Светлана АнатольевнаТип проекта: творческий, познавательный.Участники проекта:...