Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников
материал (средняя группа)
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_formy_sredstva_organizatsii_deyatelnosti_vospitannikov.docx | 108.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников
Методы - упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.
Для обеспечения эффективного взаимодействия педагога и детей в ходе реализации образовательной программы используются следующие методы:
Методы передачи сведений и информации, знаний
Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, разъяснение, поручение, анализ ситуаций, обсуждение, увещевание, работа с книгой.
Основным средством выступает устное или печатное слово: фольклор: песни, потешки, заклички, сказки, пословицы, былины; поэтические и прозаические произведения (стихотворения, литературные сказки, рассказы, повести и др.);
Методы практического обучения:
∙ упражнения (устные, графические, двигательные (для развития общей и мелкой моторики) и трудовые);
∙ Приучение;
∙ Технические и творческие действия
Основные средства: скороговорки, стихотворения; музыкально-ритмические движения, этюды-драматизации; дидактические, музыкально-дидактические и подвижные игры; различный материал для продуктивной и творческой деятельности.
Методы эстетического восприятия:
∙ побуждение к самостоятельному творчеству (описанию, словотворчеству, продуктивной художественной деятельности и художественному моделированию, пению, музицированию и др.);
∙ Побуждение к сопереживанию;
∙ Культурный пример;
∙ Драматизация.
Средства:
- разнообразные продукты и атрибуты различных видов искусства (в том числе и этнического) - сказки, рассказы, загадки, песни, танцы, картины, музыкальные произведения и другие;
- личный пример взрослых, единство их внешней и внутренней культуры поведения;
- эстетика окружающей обстановки (целесообразность, её практическая оправданность, чистота, простота, красота, правильное сочетание цвета и света, наличие единой композиции, уместных аксессуаров)
Методы проблемного обучения
∙ Проблемная ситуация;
∙ познавательное проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему и в процессе общения дает алгоритм решения);
∙ диалогическое проблемное изложение (педагог ставит задачу или обозначает проблему, и в процессе общения дети ведут поиск решения данной проблемы);
∙ метод неоднозначной ситуации (отсутствие однозначного вывода или решения проблемы);
∙ экспериментирование, эвристический или частично-поисковый метод (дети экспериментальным путем знакомятся с различными явлениями или свойствами; проблема ставится или до, или после эксперимента);
∙ прогнозирование (потенциально-реальной ситуации, фантазийных ситуаций, нелепиц);
∙ метод интеллектуального штурма (как можно больше ответов к вопросу/проблеме, даже супер фантастических)
Средства проблемного обучения: рассказы, содержащие проблемный компонент; картотека логических задач и проблемных ситуаций; объекты и явления окружающего мира; различный дидактический материал, различные приборы и механизмы (компас, барометр, колбы, и т.д.); оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, светотенью и иными свойствами материалов, явлениями; технические средства обучения (интерактивная доска, мультимедийное оборудование и др.).
Методы поддержки эмоциональной активности
∙ Игровые и воображаемые ситуации;
∙ похвала (в качестве аванса, подбадривания, как положительный итог, как утешение);
∙ придумывание сказок, рассказов, стихотворений, загадок и т.д.;
∙ игры-драматизации;
∙ Сюрпризные моменты, забавы, фокусы;
∙ Элементы творчества и новизны;
∙ Юмор и шутка.
Средства поддержки эмоциональной активности: картотека возможных игровых и проблемных ситуаций; картотека стихотворений, загадок, закличек, в том числе предполагающих додумывание концовки воспитанников; шаблоны, полуготовые и промежуточные варианты раздаточного материала, разрезные картинки, пазлы, нелепицы, шутейные изображения и др., инвентарь для элементарных фокусов, игрушки-персонажи, ростовые куклы, костюмы для ряженья; юморески, комиксы и др.
Реализация Программы осуществляется в формах, специфических для детей данной
возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и
исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Коммуникативная практика | |
Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта | Данные ситуации носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям дошкольного возраста, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Такие ситуации могут быть реально-практического характера (оказание помощи малышам, старшим), условно-вербального характера (на основе жизненных сюжетов или сюжетов литературных произведений) и имитационно-игровыми. В ситуациях условно вербального характера воспитатель обогащает представления детей об опыте разрешения тех или иных проблем, вызывает детей на задушевный разговор, связывает содержание разговора с личным опытом детей. В реально-практических ситуациях дети приобретают опыт проявления заботливого, участливого отношения к людям, принимают участие в важных делах («Мы сажаем рассаду для цветов», «Мы украшаем детский сад к празднику» и пр.). Ситуации могут планироваться воспитателем заранее, а могут возникать в ответ на события, которые происходят в группе, способствовать разрешению возникающих проблем. |
| |
Игровая практика | |
Игротека | Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры) направлена на обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых. |
Детская студия (театрализованные игры) | Театрализованные игры, спектакли, представления. Условия необходимые для организации самостоятельной игры. |
Маршрутная игра, квест-путешествие | Практическое выполнение дошкольниками специально подобранных педагогом заданий в ходе целенаправленного движения по определенной схеме (маршрутной карте). |
Детские досуги | Носят игровой, развлекательный характер по определенной тематике. |
Познавательно-исследовательская практика | |
Сенсорный игровой и интеллектуальный тренинг | Система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, составлять сериационные ряды, систематизировать по какому-либо признаку и пр.). Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. |
Исследовательская лаборатория | Опыты, эксперименты, наблюдения (в том числе экологической направленности). |
Олимпиада | Интеллектуальное соревнование детей в определенной научной области, позволяющей не только выявить фактические знания, но и умение применять эти знания в новых нестандартных ситуациях, требующих творческого мышления |
Лепбук | Интерактивная, тематическая папка, позволяющая закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. |
Проект | Модель педагогической системы по определенной теме (направлению), готовая для педагогического применения в педагогической практике. Проект ограничен по времени и имеет свой конечный продукт. |
Коллективно-творческое дело (КТД) | КТД – вид познавательно – увлекательного мероприятия, направленного на развитие творческих, интеллектуальных и физических способностей ребенка. КТД - мероприятие, которое преследует не только развивающие цели, но и воспитательные, практические. Педагогические цели всегда вторичны. |
Книгоиздательство, редакция газеты (журнала) | Подготовка, изготовление и демонстрация детьми книг по определенной теме. Подготовка и выпуск периодического издания согласно выбранной тематике. Предполагает реализацию интегрированных видов детской деятельности. |
Акция | Специально организованная предметно-практическая деятельность взрослого и детей, ограниченная по месту и времени проведения. |
Коллекционирование, мини-музеи | Целенаправленное собирательство, систематизированный подбор и классификация каких-либо однородных предметов, объединенных по определенным признакам и имеющих научную, историческую или художественную ценность. |
Формы творческой активности | |
Музыкально-театральная гостиная | форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале. |
Творческая мастерская (лепка, рисование, художественный труд по интересам) | Творческая мастерская предоставляет детям условия для использования и применения знаний и умений. Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию, например, занятия рукоделием, приобщение к народным промыслам («В гостях у народных мастеров»), просмотр познавательных презентаций, оформление художественной галереи, книжного уголка или библиотеки («Мастерская книгопечатания», «В гостях у сказки»), игры и коллекционирование. Начало мастерской – это обычно задание вокруг слова, мелодии, рисунка, предмета, воспоминания. Далее следует работа с самым разнообразным материалом: словом, звуком, цветом, природными материалами, схемами и моделями. И обязательно включение детей в рефлексивную деятельность: анализ своих чувств, мыслей, взглядов (чему удивились? что узнали? что порадовало? и пр.). Результатом работы в творческой мастерской является создание книг-самоделок, детских журналов, составление маршрутов путешествия на природу, оформление коллекции, создание продуктов детского рукоделия и пр. |
Выставка | Подготовка и публичная демонстрация детьми каких-либо продуктов (индивидуальных или совместных) их деятельности по определенной теме. |
Ярмарка | Традиция устраивать в установленное время и в определенном месте «торжища», куда съезжаются «продавцы» и «покупатели» товаров (продуктов детской деятельности). |
Самообслуживание и элементарный бытовой труд | |
Самообслуживание |
|
Трудовые поручения (индивидуально и подгруппами) | носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников ДОУ
В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном про...
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников.
Реализация программы по ФГОС....
Методы, формы и средства организации деятельности воспитанников в группе «Колокольчик»
методы и формы и средства...