Совершенствование культуры поведения детей дошкольного возраста
методическая разработка

Совершенствование культуры поведения детей дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

С. А. Филимонова

Совершенствование культуры поведения детей дошкольного возраста

(учебно-методическое пособие)

Санкт-Петербург

2020

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие и компоненты культуры поведения……………………...................5

2. Освоение культуры поведения детьми дошкольного возраста……………...9

3. Практическая деятельность………………………………………..................11

Заключение……………………………………………………………………….21

Список литературы………………………………………………........................23

Приложение………………………………………………………………………24

Введение
     Человек, как существо социальное, постоянно взаимодействует с другими людьми. Ему необходимы  самые разнообразные контакты: внутрисемейные, общественные, производственные и т.д. любое общение требует от человека умения соблюдать общепринятые правила культуры поведения, обусловленные нормами морали.

     По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина) ребенок как самая чувствительная часть социума, подвержен разнообразным отрицательным воздействиям.

     В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенным явлением является ослабление культуры поведения детей, проявление агрессивности (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров). Одним из условий является микроклимат семьи и общества.

     Воспитание культуры поведения означает научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности. Правило очень простое, но, увы, в повседневной практике человеческих отношений далеко не всеми и не всегда осуществляется. А между тем культура человеческих отношений, общение людей между собой играют важную роль в жизни.  

     Для маленького ребенка семья – это целый мир, в котором он живет, делает открытия, учится любить, ненавидеть, отстаивать свои интересы. Будучи ее членом, ребенок вступает в определенные отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.    

     Если у ребенка получается общаться культурно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и совершенно с незнакомыми людьми.
    Культура  поведения – это качество, которое является показателем отношения человека к другим  людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться, причем прививать основы культурного поведения необходимо как у дошкольников, так и у школьников.
    В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.
    Целеустремленная, систематическая работа из воспитания навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в детский сад. Именно в детском саду  закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в группе, доме, на улице и в общественных местах.

     Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с раннего возраста, то позже приходится заполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать детей, в которых укоренились негативные привычки.
    Каждый из нас может по личным поступкам определить почти безошибочно степень воспитанности ребенка, преобладания у него привычки думать или не думать об интересах окружающих.
В каждой эпохе преобладает свой культурный стиль, у каждого общества принят свой кодекс правил поведения, но есть ценности общечеловеческие, и именно на их основе развивается культура любого народа. Неотъемлемая часть культуры поведения, складывающейся веками, уходит своими корнями в сферу нравственности.
    Культивирование ценностей нравственного приличного поведения начинается с детства. Хотя фактически воспитание нравственности необходимо начинать с колыбели, ведь когда мать улыбается ребенку, радуется ему – это уже воспитание самой глубокой нравственности, его дружеского отношения к миру. Впоследствии и в детском саду, и в школе необходимо усложнять процесс воспитания и прививания нравственных и культурных норм поведения. При этом центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка – это воспитатели,  учителя, однако главенствующую роль в воспитании культуры поведения ребенка традиционно отдают семье.
    Для развития культуры поведения в детско-родительских отношениях взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания ребенка. Очень часто даже мы, педагоги, оказываемся в затруднительном положении при разрешении некоторых проблем, связанных с культурой поведения наших воспитанников.

     Поэтому актуальность проблемы воспитания культуры поведения ребенка остается неизменно острой. В связи с этим мы решили изучить эту тему и раскрыть ее в нашей работе.

1. Понятие и компоненты культуры поведения

    Культура ценна для всего человечества, всем она дорога. Не дорога она только тем людям, которые лишены её. Культура, только культура может помочь нам, а отсутствии её - причина многих бед.
Культура деятельности – проявляется в поведении ребенка на занятиях, в играх, во время выполнения трудовых поручений, домашних и групповых заданий.

     «Культура трактуется как поведение, которому человек научился, а не получил в следствии генетического наследства родителей. Культура есть ненаследуемая генетическая культура мира».  

     «Культурный прогресс нации – вовсе не сплошная череда побед и приобретений. Он  полон противоречий и утрат. Как человек, взрослея,

теряет способность довольствоваться детскими наивными радостями, так и народ, развивая культуру, лишается многого, что волновало предков».

Важный показатель культуры деятельности – естественная тяга к интересным, содержательным занятиям, умению дорожить временем. В старшем дошкольном возрасте родители учат ребенка регулировать соотношение отдыха и занятий в течение дня, быстро и организованно выполнять гигиенические процедуры и т.д. Это будет хорошей основой для формирования у него навыков эффективной организации труда в дальнейшем.

      В младшем школьном возрасте ребенок должен уметь рационально организовывать режим труда и отдыха, правильно определять четко выделенное время на домашние задания, на прогулки, посещение секций, кружков, просмотр телевизора и т.д.
Для определения достигнутого воспитания культуры трудовой деятельности можно использовать такие показатели, как умение и желание ребенка трудиться, интерес к выполненной работе, понимание её цели и обоснованного смысла; активность, самостоятельность; проявление волевых усилий в достижении требуемого результата; взаимопомощь в коллективном труде. Данные показали родителям, что необходимо развивать и регулировать навыки культурного поведения  начиная с детского сада, и активно поддерживать и укреплять их в младшем школьном возрасте.

     Хотя на сегодняшний день специалисты нередко отмечают неспособность школьников средних классов и даже старшеклассников организовать распределение труда и отдыха в течение рабочего дня, рационально организовать себя во время отдыха, зачастую старшеклассники тратят время бездарно, а в итоге не успевают выполнить домашние задание и сделать самое главное. В этом также проявляется неразвитость культуры поведения. «Современная русская культура находится на перепутье. В ней идет ломка стереотипов, которые сложились в досоветские и советские времена».

     Культура общения – предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Зачастую можно быть свидетелями использования школьниками в речи нелитературных выражений, что во многом объясняется невысоким уровнем культуры родителей и других членов семьи, т.к. подобное поведение всегда  является следствием копирования взрослых, а так в детском саду и школе это практически не встречается, то можно вполне однозначно говорить о значительном влиянии культуры общения родителей как образца на развитие

культуры общения их детей.
«В культуре общения есть два взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, «этикетный», и внутренний, социально-психологический.

Первый аспект – это то, что называют «внешней культурой». Он выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения,  правил этикета, предписывающих, что и как надлежит во время общения делать, но это лишь ее поверхностный слой. Ритуал и правила – это формы, призванные обеспечить «нормальные» отношения между вступающими в общение людьми. Характер этих отношений образует второй слой культуры общения – ее социально-психологический аспект. Его обычно имеют в виду, когда говорят о «внутренней культуре» человека. К основным нормам «внутренней культуры поведения» относятся следующие требования.

  1. Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе («Золотое правило нравственности»).
  2. Выполняй свои обещания, договоренности и обязательства.
  3. Будь доброжелателен, старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы».  

     Культура общения предполагает не только поступать в соответствие с принятыми культурными нормами и стандартами поведения, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов. Ребенка надо учить замечать состояния других людей, особенно в дошкольном возрасте.

     Говоря о воспитании культуры поведения, важно отметить сущность воспитания как такого. Воспитание – это процесс систематического и целенаправленного воздействия на человека, на его духовное и физическое развитие в целях подготовки его к производственной, общественной и культурной деятельности. Но воспитание не отдельный процесс, он неразрывно связан с обучением и образованием, поскольку названные процессы направлены на человека как целое. В направлениях воспитания трудно выделить отдельные составляющие, оказывающие влияние на эмоции, волю, характер, ценностные ориентации и интеллект. Но, несмотря на это, в процессах воспитания и образования существуют различия. В отличие от образования, где главной целью является развитие познавательных процессов индивида, его способностей, приобретения им знаний, воспитание ставит целью формирование человека как личности, его отношение к миру, обществу и взаимоотношений с ним.

     Таким образом, воспитание культуры поведения в значительной степени носит целенаправленный характер, который предполагает определенное направление воспитательной деятельности, осознание ее конечных целей, а также содержит средства и методы достижения этих целей.

    Целями воспитания являются ожидаемые изменения в человеке, осуществляемые проведением специально организованных воспитательных действий и акций. Но цели воспитания не устанавливаются раз и навсегда, не являются едиными, а определяются идейными и ценностными ориентирами, провозглашенными тем или иным обществом.

     Однако главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности с теми качествами, которые необходимы ей для жизни в обществе. Также следует отметить, что в качестве идейной базы воспитательного процесса следует придерживаться принципов гуманизма. То есть воспитывать в человеке «общечеловеческие ценности», не имеющие исторических и государственных границ. Именно они и определяют собой цели воспитания на различных этапах развития человечества. Эти цели, главным образом связаны с понятием морали и нравственности, а также с тем, что происходит с личностью и вокруг нее. Но наряду с «общечеловеческими ценностями» существуют цели, которые ставят перед воспитанием текущие процессы в обществе, данная государственная формация. Специальными целями сегодняшнего этапа развития общества и государства являются воспитание инициативного, предприимчивого, стремящегося к успеху человека.

«Культурный человек строит общение по сценариям, предполагающим единство и согласованность внешней и внутренней культуры. Когда «внутренняя культура» не находит выражения во «внешней культуре», человек может совершать поступки, ставящие его в неловкое положение, заставляющее считать его «невоспитанным», ведущим себя «неприлично».

Это нередко бывает с людьми, выросшими в одной культурной среде и попавшими в иную. Еще хуже, когда человек демонстрирует «внешнюю культуру», ведет себя так, как того требует этикет, но при этом не обладает «внутренней культурой». Проявления во вполне вежливой форме хамского пренебрежения к нуждам людей; общение исключительно по принципу выгоды для себя под прикрытием «хороших манер»; замаскированные внешней любезностью манипуляции для достижения корыстных целей – все это «цивилизованное бескультурье» в общении».  

Целью воспитания культуры школьников и дошкольников является формирование духовно богатой, физически здоровой, социально направленной личности ребенка, обладающей национальным самосознанием, этическим и эстетическим потенциалом и современным речевым развитием.

Главная задача воспитания культуры— формировать моральные

представления и понятия о доброжелательности, справедливости, гуманности, дружбе, обществе и др. При разъяснении правил культурного поведения необходимо обратить внимание детей на мотивы поступков и их следствия для других людей.

2. Освоение культуры поведения детьми дошкольного  возраста.

С раннего детства ребенок вступает в сложную систему социальных связей и взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в детском саду или школе, на секциях, кружках, на улице и т.д.) и приобретает опыт общественно принятого поведения.

В процессе повседневного общения со сверстниками в детском саду  дети учатся жить в коллективе, овладевают на практике моральными нормами поведения, которые помогают регулировать отношения с окружающими.

Прививая культурные нормы поведения, воспитатели детского сада уделяют большое внимание формированию их  на занятиях, в играх, труде.

 

В силу того, что дети годами посещают детский сад, появляется возможность упражнять их в хорошем поведении многократно, и это способствует выработки привычек культурного общения и поведения. В частности, можно приучать детей каждый день здороваться друг с другом и с воспитателями, прощаться, убирать за собой игрушки после игры, самостоятельно умываться и одеваться / раздеваться на прогулку и после нее…
Данные навыки должны быть твердо привиты у детей и быть само собой разумеющимися поступками. То есть во многом культура поведения и общения закладывается и развивается именно в детском саду. Впоследствии в школьном возрасте она совершенствуется и усложняется, ребенок начинает понимать, что в зависимости от ситуации и с разными людьми (например, разного возраста) вести себя нужно по-разному.

     Ежедневно ребенку приходится аккуратно вешать одежду, ставить обувь, убирать игрушки и  т.д.  Во всех  ситуациях дети не только практически овладевают различными навыками и умениями, но и осваивают определенные нормы поведения в коллективе сверстников. Это им пригодится в дальнейшем в школьном возрасте, т.е. элементарными основами культуры поведения и общения должен овладеть каждый ребенок, для этого в семье должно быть уделено существенное внимание развитию культуры в воспитательном процессе, т.к. только совместными усилиями воспитателей,  родителей и других членов семьи ребенок поступит в школу уже со сформированными навыками культурного поведения.

     Однако, к сожалению, зачастую так получается, что этими навыками не обладают даже старшеклассники.
Воспитатель на конкретных примерах объясняет детям необходимость и целесообразность каждого правила поведения. Осознав ценность правил, дети начинают активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становиться для них нормой поведения.
В детских садах  реализуется концепция культурологического образования детей дошкольного возраста, результатом является:

- формирование базиса личностной культуры ребенка – дошкольника, его полноценное физическое, психическое и духовно-нравственное развитие;

- творческое взаимодействие детского сада – ребенка – семьи – социума способствует созданию соответствующей образовательной среды для обеспечения индивидуального творческого развития каждого участника педагогического процесса.

     Приобщение детей к истокам русской национальной культуры происходит путем занятия разными видами народного творчества – музыкой, танцами, пением, театрализованной деятельностью, народными подвижными играми, народным изобразительным творчеством, что благотворно влияет на психофизический статус ребенка, его социально-эмоциональное развитие. Использование народного фольклора раскрепощает детей, способствует формированию духовно-нравственного здоровья воспитанников.
    Создание культурных привычек необходимо начинать с воспитания аккуратности и чистоплотности. Уже с трёхлетнего возраста ребенок может сам с некоторой помощью взрослых одеваться, застелить свою кровать, может помогать в уборке комнаты.
Культура еды, умение культурно принимать пищу – один из первых навыков, который должен воспитываться у ребенка. Перед едой необходимо обязательно вымыть руки. Уметь пользоваться ложкой, вилкой, не пачкать скатерти и одежды во время еды – всё это можно воспитывать только путём постоянного наблюдения и систематических указаний со стороны взрослых, причем, прежде всего, речь идет о родителях, которые должны в первую очередь подавать в этом плане положительный пример со своей стороны. Ведь именно родители обладают наибольшим авторитетом для ребенка.

     Что касается воспитания культуры поведения в школьном возрасте, необходимо отметить, что именно в начальных классах закладываются основы аккуратности и опрятности, вежливости, точности, прививаются красивые манеры, умение культурно вести себя в школе, доме, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то позже приходится заполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки.

     Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такту, деликатности, непринужденности, выбору  манер и так далее.  Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведения человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — вынуждает человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому в раннем  возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения.

Для того чтобы повторение закрепляло то или другое действие, привычку поведения, необходимо, чтобы оно подкреплялось позитивными эмоциями, приятным переживанием. Иногда это молчаливое одобрение взрослого, поощрение коллектива, товарищей. Повторение только тогда становится упражнением, когда сам ребенок активно стремится к получению определенного результата в своих действиях, сам хочет поступать правильно. Другими словами, воспитание культуры поведения должно быть связано с самовоспитанием.

3. Практическая деятельность.

I.  Диагностический этап.

1. Серёже пять лет. Он удивлял окружающих отсутствием культуры поведения. Он приставал не только к малышам и сверстникам,  но досаждал и более старшим детям: встревал в их игры, неожиданно хватал чужие мячи, даже пытался отнимать скакалки у больших девочек, кусался, если ему оказывали сопротивление, за что, конечно, получал по заслугам.  Но страдал недолго, вновь пускаясь на вредные проделки. Казалось, что наказания только подогревают его энергию, ничуть не меняя поведения.

   Серёжина мама, молодая, энергичная и вполне современная дама, искренне недоумевала, откуда у ребёнка негативные черты поведения. Они с мужем - благополучная супружеская пара, сын - желанный, здоровый ребёнок. Муж хорошо зарабатывает, она не работает, занимается домашними делами и воспитанием сына. Мама много занимается с мальчиком: не только играет с ним и рассказывает сказки, но и учит читать, считать, рисовать. Он и стихи разные знает, может рассказать. Совершенно непонятно, почему сын так плохо себя ведёт. Мама и наказывает, и пытается объяснять. Иногда,  кажется, что он всё понимает, а порой - хоть плачь! Ведь он сам тоже страдает - большие дети его бьют, сверстники с ним не хотят играть, так как он применяет силу и часто добивается необходимой ему, на данный момент, игрушки при помощи укусов. А игрушки вообще непонятно зачем отнимает - своих, разных, даже самых дорогих, «полный»  дом.

   Загадку Серёжиного поведения я, воспитатель старшей  группы, частично, неожиданно раскрыла на прогулке. Однажды, когда день был очень жарким, ребята разделись на площадке (детский сад расположен рядом с Финским заливом) до трусиков и маечек и стали играть в огромной песочнице. Всё шло отлично, он ни разу не нарушил своего обещания «вести себя прилично». Но когда пришла за ним мама и попросила надеть костюмчик (лёгкие шортики и рубашечка), то Серёжа спокойно и несколько удивлённо сказал: «Так одевай же меня!»  Вот так ситуация! Оказывается пятилетнего  ребёнка одевает мама, а ведь в саду он всё делает сам. Мальчик требование мамы не выполнил, а стал бегать по песочнице и ломать постройки из песка, когда дети возмутились, то он их стал толкать, а Диму укусил за плечо, так как он упирался и не падал, как другие. Вот так раз! Серёжа в свои пять лет  так использует маму и своеобразно выражает агрессию на детях.

   Когда представился удобный случай, я постаралась узнать у Серёжиной мамы, почему её сын такой несамостоятельный в её присутствии.

   Рассказ Серёжиной мамы: «С мужем (отцом Серёжи) я познакомилась на последнем курсе института. Сразу после окончания учёбы началась семейная жизнь, беременность, рождение сына. Подруг завидовали: как у меня всё удачно сложилось! Муж, красавец и надёжная опора, меня любит, сына обожает, материально полностью семью обеспечивает. Казалось бы, живи и радуйся. Однако мне стыдно признаться: с каждым годом я чувствую себя всё менее счастливой. Нет, дома мне сидеть совсем не скучно. Если нужно, я могу оставить Серёжу с бабушкой, которая живёт близко - в пяти минутах ходьбы от нашего дома. Кроме того, муж - замечательный папа, он любит заниматься с Серёжей и часто по вечерам сам отпускает меня, например, в фитнес-клуб или просто встретиться с подругой.

   Однако муж достаточно строгий, требует во всём отчёта, он - хороший хозяин. Просьбы выполняет, конечно, хотя нередко со всякими оговорками…иногда мне обидно бывает. Очень тяготит эта зависимость…как-то и чувства к нему затухают…

   В общем, самая большая моя радость - это Серёжа. Почему я его одеваю? Так ведь мне самой проще и быстрее его одеть. Я его и кормлю всегда сама. А то, знаете, он напачкает кругом. Ну конечно, к самостоятельности надо бы приучать… Но я думаю, что он подрастёт и … сам научится».

   Проблемы Серёжи - типичный случай агрессивного и безкультурного  поведения ребёнка в результате неповиновения ему с чьей-либо стороны, а в присутствии мамы он «становится» вообще «беспомощным»  и чувствует вседозволенность.  

 

      Когда маленький ребёнок начинает сам есть, одеваться и даже «помогать маме», он гордится собой, самоутверждается, чувствует себя всё более способным и похожим на более взрослых культурных детей. Мама, конечно, любит Серёжу, но продолжает полностью обслуживать его не потому, что ему это необходимо, а потому, что ей так удобнее. Получается, что она действует больше «для себя», чем «ради сына». При этом воспитание ребёнка выступает не столько целью, сколько средством выражения её собственной активности. Из-за того, что мама сама одевает и кормит (с ложки!) Серёжу, у него возникает чувство неспособности (только в присутствии мамы), то есть внутреннего дискомфорта. Чтобы компенсировать неприятное состояние, он ищет способ самоутвердиться в любой деятельности, которая кажется ему более доступной. Нередко эта деятельность носит агрессивный характер.

   Так же поступает любой ребёнок, не имеющий достаточной сферы нормальной, то есть позитивной самореализации. Иначе говоря, если у ребёнка нет необходимого, важного, интересного  дела - ему нечем заняться, нет идей, что можно сделать самому, то, весьма вероятно, вскоре он найдёт, что можно «поломать»  или достичь цели при помощи силы и укусов, наглости, а вскоре и сквернословия.   Отчётливо видно, что отсутствие у ребёнка опыта позитивной, созидающей жизнедеятельности, в оторванности от решения насущных жизненных задач в присутствии мамы и коренятся социальные проблемы: повышенная агрессивность, чувство безнаказанности (ведь мама всегда защитит) и «ничегонеделания», ведь маме приятно одевать и кормить сына - не нарушается её порядок. Мы наблюдаем негативное развитие личности.  Необходимо провести индивидуальную   профилактику. (Авторы методики: Мустафьева,  Головузова, Бочарова).

2.  Методы сбора информации:

     -наблюдение за ребёнком в процессе общения со сверстниками и в присутствии мамы, для определения технологии действия, чтобы не пропустить важный этап и придти к желаемому результату;

     -беседа с Серёжей и мамой в отдельности, чтобы использовать на каждом из этапов свои методы и приёмы в получении «результата»;

     - анкетирование родителей на собрании для сбора информации о семье и постановки цели своей деятельности при работе, ведь очень важно знать, что я хочу изменить и что я должна для этого сделать;

     -опрос о поведении сына в определённой жизненной ситуации в домашних условиях и в условиях жизнедеятельности группы, для сравнения и определения следующих целей и задач, способствующих разрешению проблемы. Важно владеть логикой развития и «видеть»  чёткий путь чего хочу и как буду добиваться;

     - психодиагностическое тестирование, где разработано много специальных приёмов и процедур, вошедших в число классических диагностических средств:

1) рисунок человека

Цели: помогает определить отношение к окружающему миру, личный опыт и переживание, чувства.  

Вывод: Серёжа - яркий представитель своего типа: «Изобретатель, конструктор, художник». Он обладает богатым воображением, пространственным видением, живёт по собственным моральным нормам, ему всегда дают требуемое и во всём угождают (особенно мама). Эмоционален и одержим собственными оригинальными идеями. Его идеи носят агрессивный характер - бомбы, взрывчатки, различное оружие, которое он будет создавать. Если его кто-нибудь заденет - поток угроз об уничтожении. Мальчику требуется больше внимания со стороны отца, умеренной требовательности и положительной информации об оружейной технике, возможно, он станет прекрасным военным.

2) тест "Дерево" (К. Кох).

Цели: выявляет  у ребёнка индивидуально-типологические особенности, когда по рисунку можно судить о личности, её потребностях, возможно, определить уровень интеллектуального развития Серёжи.

Вывод: у ребёнка склонность к доминирующей роли, стремление быть в центре внимания, руководить кем-то, активность, направленная на окружающих с целью признания себя (любой ценой). Отличается большой подвижностью, которая сдерживается обязанностями правильного поведения, отчего ребёнок иногда чувствует себя скованно, а при определённых ситуациях (неповиновение ему в присутствии мамы-защитницы) - срывается. В нём постоянно идёт внутренняя борьба с агрессивностью.

3) рисунок семьи (В. Вульф).

Цели: выявляет особенности внутрисемейных отношений и определяет особенности восприятия и переживания Серёжей отношений в семье.

 Вывод: мальчик чувствует в семье себя хорошо, но не может разделить свои привязанности между отцом и матерью, выбрать кого-то одного из них. Он очень уважает отца, хотя его ответы носят специфический характер. Например, вопрос: кто из нарисованных людей самый счастливый, почему? Ответ: папа, у него много денег, он их копит на огромный дом. Выяснилось, что дома он любит что-то придумывать, создавать, но ему нельзя самостоятельно брать ножницы (может разрезать что-то нужное), краски (вдруг испачкает мебель или вещи), пластилин (прилипает к полу и размазывается ногами, когда незаметно упадёт). Большую часть времени дома они проводят с мамой, ведь у папы только два выходных, а приходит он поздно. Общение с родителями у Серёжи оставляет положительный эмоциональный заряд, он любит своих близких, старается их не расстраивать.

3. Выявление причин нарушающих культуру поведения.

     - ребёнок переживает сильный стресс при привыкании к новому образу жизни в детском саду. В ситуации стресса одни дети плачут,  замыкаются в себе, другие становятся неуправляемыми, агрессивными. В любом случае изменения в поведении ребёнка служат призывом о помощи;

     - ребёнок охраняет «свою территорию», считает себя центром Вселенной. Из этого следует: «Всё, что есть вокруг меня, привлекает меня, должно безраздельно принадлежать мне»  (а кому же ещё?). Приходится бороться за «свою воспитательницу», за игрушки, книжки, возможность побыть одному или в приятной компании. Эта ситуация ставит ребёнка перед необходимостью постоянно быть начеку: вдруг кто-то отнимет или возьмёт что-то необходимое? «Лучшая защита – нападение», - может подумать ребёнок, обнаружив, что укусив конкурента - верный способ избавиться от него и к тому же привлечь внимание воспитателя или мамы;

     - ребёнок выражает своё недовольство. Если человек чем-то недоволен, он оказывается в трудной ситуации. Недовольство рвётся наружу, и приходится решать, как предъявить его миру. Взрослые пытаются взвешивать последствия, подбирать нужные слова и поступать адекватно. Ребёнок ещё не столь искушён в общении, а порой и не в полной мере владеет речью. На самом деле у ребёнка не такой уж богатый выбор - можно или отступить и проглотить обиду, или отстаивать свои желания, нападая на обидчика;

     - ребёнок плохо говорит, а кусаться - значит общаться.    Неспособность донести свои желания до окружающих - настоящая пытка. Непонимание окружающих, неспособность получить желаемое вызывает его обоснованное недовольство. Укус оказывается эффективным средством привлечь к себе внимание и, дезориентировав противника, получить желаемое. Плюс - выразить своё недовольство;

     - чрезмерная опёка матери ведёт к вседозволенности в поступках.

1.) Уровень мотивации к различным видам деятельности (чего хочет ребёнок в определённой ситуации).

     - Серёжа любит играть в мяч с детьми, но т.к. ловит его ещё плохо, то ребята часто не принимают его в игру, а очень хочется. Тогда приходится отнимать мяч и таким образом, привлекая к себе внимание, хоть чуть-чуть, но оказаться в центре игры.

     - «Иногда, при игре в песочнице, Миша забирает грузовую машинку синего цвета, а она мне очень нравится, но он не отдаёт, тогда мне приходится кусать его, а пока он плачет, я выхватываю игрушку. Правда, меня потом дети не принимают в игру, т.к. боятся. Я хочу, чтобы мне все дети уступали, как мама» - рассказывал Серёжа.

     - Ребёнок в садике любит лепить, рисовать, вырезать, клеить и  очень хочет это же делать дома самостоятельно, чтобы порадовать маму сюрпризом. Но мама не разрешает.

     - Хочет придти рано утром  в детский сад (первым) и поиграть с любимыми игрушками вместе с воспитательницей, но мама приводит почти самого последнего и постоянно торопит.

2.) Уровень готовности ребёнка к решению проблем (что я (ребёнок)  могу).

     - Я могу попросить игрушку, а в случае отказа предупредить, что очень обижусь или стукну.

     - Приходить первым в детский сад и играть с чем захочу.

     - Приносить любимую игрушку и давать её своим друзьям не отказывая, тогда и мне будут давать по моей просьбе.

     - Могу не ломать детям постройки в песочнице, а строить вместе с ними.

     - Могу не кусать детей, ведь понимаю, что это больно, однажды меня укусил  хомяк в зоомагазине, когда я сунул к нему палец и хотел его погладить.

     - Могу сам быстро одеваться дома.

     - Могу постараться не пачкать в квартире при рисовании красками, при вырезании картинок, при изготовлении поделок из пластилина, а если чуть-чуть напачкаю, то могу всё сам убрать.

     - Могу сам аккуратно кушать - не надо меня кормить!

3.) Уровень страхов, тревожности у ребёнка.

- Я очень боюсь, когда надо мной смеются, если у меня что-то не получается сделать.

- Боюсь темноты, хотя говорят, что она не опасна.

- Боюсь громко лающих собак, ведь они могут укусить и будет больно.

- Боюсь грома.

- Боюсь, что мама меня разлюбит, если буду делать плохие поступки, но я ведь стараюсь, а получается плохо.

- Боюсь, что меня раздавит машина.

4.  Выявление причин агрессивного поведения (социальная среда).

1). Уровень принятия внешних требований.

- В образовательной деятельности необходимо учитывать индивидуальные способности ребёнка, тогда ему не придётся нервничать и нарушать правила культурного человека.

- В психофизиологическом развитии строить свою деятельность относительно возраста ребёнка, чтобы прививать радость от физической нагрузки при помощи интересных подвижных игр, тогда ребёнок окажется в центре внимания и не придётся вредничать.

- Дети часто упрямы и капризны от усталости назиданий. Лучше переключить внимание ребёнка на другой предмет или объект.

- Агрессия идёт от родителей, когда они резко что-то отбирают от ребёнка. Возникает вопрос: почему взрослым можно отбирать при помощи силы, а детям нет?

- У любого поведения есть причина, не ребёнок трудный, а жизнь у него трудная, от непонимания взрослыми.

- Учитывать правовой возраст ребёнка - очень существенная причина, когда взрослые должны относиться к детям как к личностям. Ведь не зря гласит народная мудрость: «Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе». А себе ведь никто зла не желает!

- Учитывать социальный возраст, ведь у ребёнка ещё нет опыта отношений - он его только приобретает.

- Малыш живёт, как чувствует, а чувствует он то, что создаём мы - взрослые.

- Никто не знает, как должно быть и у каждого человека на это понятие своя точка зрения.

- Дети подчас мудрее нас, а к ним относятся как к несмышлёнышам, вот и приходится отстаивать свои позиции.

- Дети черпают опыт не из реальной жизни, не на примере взрослых, а на примере острых агрессивных ситуаций, предлагаемыми телевидением.

- Взрослые не учитывают возраст ребёнка, а судят по себе, поэтому возникает непонимание.

Вывод: в отношениях с детьми важно не только то, чему мы их учим, но и то, как выражать себя, быть позитивным, разрешать конфликты в общении. Если человек освоит технику общения, то он начинает чувствовать себя иначе: более спокойно и уверенно, лучше понимать детей и близких, меньше раздражаться, больше прислушиваться к чувствам людей, и это идёт уже изнутри. Так работа над внешней стороной поведения меняет внутреннее состояние человека! Усилия, затраченные на освоение техник, окупаются сторицей.

2.) Уровень адаптивности и неадаптивности.

- Пятилетний  ребёнок может ежедневно заниматься по 20 - 25 минут на обучаемом занятии: развитие речи, математика, обучение грамоте, окружающий мир, рисование, аппликация, конструирование и на занятии, требующем физических усилий: физкультура, музыкально-танцевальное.

- Ребёнку необходимо чередование труда и отдыха (приблизительно 20 и 10 минут).

- Обязательное горячее питание,  не реже 4 раз в день.

- Прогулка на свежем воздухе не меньше 4 часов в день.

- Дневной сон около 2,5 часов.

Если мы будем нарушать возрастные возможности ребёнка, то можем сталкнуться с: негативизмом, упрямством, строптивостью, своенравием, протестом-бунтом, стремлением к агрессии.

3.) Уровень толерантности и конфликтности.

Серёжа очень хочет дружить с детьми, только взрослым надо показать как можно заинтересовать ребят: предложить поиграть в подвижную игру, покачаться вместе на качелях, построить замок из песка или снега, собрать граблями листья в огромную кучу и устроить листовой батут (если листья сухие и чистые), организовать весёлый оркестр по принципу - от каждого по возможностям, придумать весёлые старты, совместный труд по заготовке семян и ягод рябины для подкормки птиц…   Вскоре игровая заинтересованность на хорошие поступки перерастёт в привычку, тогда и конфликтовать будет некогда и ненужно, а главное - Серёжа почувствует свою значимость и самостоятельность.

5. Круг проблем ребёнка.

Некомфортно чувствует себя, когда на его просьбу, чтобы ему дали игрушку или желаемый предмет отвечают отказом, когда его не понимают и не могут угодить его требованиям, когда с ним не играют, а ему очень хочется быть с этими детьми, когда над ним смеются, когда мама считает его маленьким и неаккуратным и многое не разрешает, когда папа занят, а так охота с ним поговорить…

II. Проектировочно - деятельностный этап.

1)        Определение изменений в поведении ребёнка.

Серёжа стал активным участником при разыгрывании сложных ситуаций с игрушками: один медвежонок ударил другого, кукла отняла у зайчика игрушку, ворона клюнула лисёнка…

В детском саду и дома стали предоставлять ребёнку возможность научить игрушки правильно себя вести: расскажи собачкам, можно ли кусать друг друга, как поступить двум котикам, если игрушка всего одна, а поиграть хотят оба и т.д. Серёжа в этой ситуации чувствует себя взрослым, авторитетным, компетентным. Повышается его самооценка, лучше усваиваются нормы и правила поведения. Этот приём очень эффективен, если в играх-драматизациях продемонстрировать мальчику правила взаимодействия с окружающими. Он учится видеть реакцию и чувствовать настроение своих сверстников в играх, где все вместе выполняют одинаковые движения, например:  прыгают, как зайчики; «летают», как самолёты; «клюют» зёрнышки, как воробьи, и т.д.

Он начал идентифицировать себя с детским коллективом, он увидел, что вокруг такие же, как и он, они могут делать то же, что и он и Серёжа стал задумываться о чувствах и переживаниях другого. Появилось больше самостоятельности в домашних условиях: сам одевается, сам аккуратно кушает, как в садике, мама стала разрешать пользоваться красками и пластилином в её присутствии. Улучшился микроклимат в детском коллективе, а Серёжа стал немножко дружелюбнее и добрее.

Видны изменения в поведении мальчика, значит идёт правильный процесс в достижении поставленной цели.

Проведённая работа с мамой позволяет ребёнку чувствовать самостоятельность в домашней обстановке.

2.) Изменения в отношениях с самим собой (чего хочу, чего боюсь).

Если раньше Серёжа боялся оказаться в трудной ситуации и использовал метод нападения, то сейчас даже старается восстановить справедливость и помирить детей. Почувствовал свою значимость в группе.

Боялся, что ему не дадут желаемую игрушку, а теперь стал приносить (по договорённости с мамой) настольные игры и участвовать в них с друзьями. Появилась уверенность в своих способностях.

Раньше боялся принимать самостоятельные решения и отвечать за собственные поступки, а теперь появилось естественное чувства ответственности и внутренней дисциплины.

Боялся, когда его критиковали или запрещали его нежелательные действия, а постепенно начинает понимать, что плохой поступок, а не он сам, его по- прежнему любят, но расстроены сложившейся ситуацией.

3). Изменение отношений с окружающим миром.

Серёжа поверил в свои силы и стал постепенно расширять область своей реальной и практической самостоятельности. Постепенно уменьшается конфликтность, прислушивается к чужому мнению, исчезает подозрительность и настороженность, стал более общительным. Почти исчезли требовательные моменты в отношении с мамой («Одень меня», «Подай или достань»).

4). Деятельность, в которую будет включён ребёнок.

Я предполагаю, что ребёнка надо отправить в школу фигурного катания, где он закрепит умения общаться с ребятами, научится справляться с трудностями  при катании на роликовых и фигурных коньках. Можно поводить в музыкальную школу, где есть группа раннего развития детей, ведь у Серёжи хорошее чувство ритма и приятный голос. Возможно посещение кружка рисования.

5). Что я делала конкретно?

- Я выяснила индивидуальные особенности мальчика, его привычки и постаралась направить его по правильному пути: бесконфликтному, дружелюбному.

- Серёжа любит беседовать один на один. Если случалась конфликтная ситуация, то я брала ребёнка к себе и говорила с ним, постепенно он понимал, в чём виноват.

- Если он очень возбуждался - предлагала ему нарисовать что-то, т.к. рисовать он любит или давала ему задание что-то сделать (для занятия, игры, и т.п.), чувствуя ответственность, Серёжа очень старался и занят был только своим делом.

- Если мальчик засматривался на какую-то игрушку в руках другого ребёнка, то я старалась отвлечь его от «отнимания»  и дать игрушку-заменитель или просто переключала вид деятельности своей просьбой, а помогать он любил.

- Если ребёнок выполнял что-то хорошо и аккуратно - подчёркивала это похвалой.

- Старалась включить его  в общую работу, слить со всеми детьми.

- Постоянно контролируя поведение мальчика, вовремя порицая и хваля его, я добилась, что он старался вести себя спокойнее, а если всё-таки что-то происходило - он сам искал причину и, если был виноват, извинялся.

- Зная, что Серёжа стремится быть у детей авторитетом, а значит - лучшим, я с ним беседовала о его поведении или вымышленных героев индивидуально. Он понял, что лучше и охотнее с ним общаются при нормальном поведении и стремился вести себя так, чтобы не вызывать недовольства.

- Работая в паре с мамой (в группе и дома) мы ставили перед собой небольшие цели и незаметно для Серёжи (не акцентрируя его внимание) постепенно добивались нужного результата.

III. Вторичная диагностика.

1). Насколько изменилось представление ребёнка о себе (что хочу, что могу, что мешает?)

-Серёжа старается понять, что он уникальная личность со своими отличительными чертами и главное - его все любят, он самый лучший, а плохими бывают только поступки и не стоит из-за них расстраивать окружающих, лучше их не совершать!

- Ребёнок понимает, что нельзя бить и обижать людей, даже если они в чём-то не уступают, а надо постараться договориться, хотя бывает очень трудно, ведь хочется молниеносного результата, а на выяснение уходит время. Он может найти компромисс!

- Нельзя без разрешения брать чужие вещи и игрушки, даже если очень хочется. Он может попросить хозяина и узнать его мнение в данной ситуации.

- Может приносить любимые игрушки и заниматься вместе с детьми, где он будет главным, но надо уметь одалживать игрушку товарищам, тогда и для него не будут жадничать.

- Нельзя ломать и портить результаты труда других. Он может обратиться к детям  со своей просьбой и его примут в игру на определённых условиях, которые он может соблюдать!

- Если хочешь, чтобы было хорошо, то надо учитывать интересы других и сдерживать свои желания и настроения. Не всегда получается, т.к. свои желания пока опережают возможности других.

- Хочет играть в коллективные игры и может договариваться с другими, уступать, слышать товарища, продолжать его действия или выручать, подчинять свои желания существующим правилам. Иногда мешает самомнение, но помнит, что не соблюдающего правила в следующий раз уже не позовут в игру.

- В спокойной игре он может рассказать окружающим о том, что его радует или беспокоит, какие впечатления или проблемы требуют помощи товарищей. Ему ничего не мешает в принятии помощи, ведь он постоянно готов «спасать»  других!

- Хочет и может быть организатором в деле, упорно стремиться к цели и увлекает за собой других. Пока требуется небольшое участие взрослых.

2). Как изменились отношения к социуму (конфликтность, толерантность)?

- В результате проведённой работы количество конфликтных ситуаций значительно снизилось, они уже не носят столь агрессивный характер, учится уступать другим и понимает, что тогда будут уступать и ему.

- В беседах с детьми проявляет уважение к говорящему, старается сдерживать себя и не перебивать.

- Пытается заинтересовывать других и быть в центре внимания.

- Одевается в присутствии мамы практически сам (пака не умеет застёгивать кнопки и молнию) и не упрямится.

- Появились друзья и подруги по интересам.

3). Какие проблемы ребёнка разрешились  удачно и что осталось?

- Проблема с добыванием желаемого предмета при помощи укусов решена, но иногда (хотя и редко), бывает применение силы. Когда Серёжа злится, то сжимает пальчики на руках и в этот момент его надо отвлечь, занять чем-то другим или вмешаться в ситуацию.

- Проблема с одеванием при маме практически решена.

- Осталось научиться договариваться, идти на компромисс  в сложных ситуациях.

- Маме надо больше предоставлять ребёнку самостоятельности в делах, которые ему по силам: убрать книжки, собрать карандаши, сложить вещи…

- Продолжить вводить в повседневную практику приёмы для выплёскивания гнева: громко спеть любимую песню, использовать «стаканчик для криков»,  пускать мыльные пузыри…

 

4). Решил ли специалист проблемы ребёнка?

Проблемы ребёнка решены не полностью, но прослеживаются значительные улучшения. С родителями ведётся обсуждение проблем и намечается дальнейший план действий. Процесс приносит свои положительные результаты. Продолжаем работать!

 

 

Заключение

     Мы убедились, что в период дошкольного детства ребенок проходит огромный путь в своем развитии – его направление стремительно разворачивается, а содержание неуклонно расширяется и пополняется.           Дошкольный возраст насыщен важными достижениями в социализации детей, которые овладевают собственными эмоциями, приобретают опыт практического мышления в предметном и образном плане; у них развивается произвольное владение собственными действиями и поведением. К 6 годам у дошкольников уже будет сформирован первый виток спирали социального познания – у них прочно закрепляется позиция «Я и общество».

     Как показывает практика, дети старшего дошкольного возраста участвуют в жизни группы и близких взрослых, готовы прийти на помощь, с интересом подключаются к групповым занятиям и играм, делятся  важной, на их взгляд, информацией, делают уместные замечания, откликаются на предложения других людей, стараются быть вежливыми и культурными.  Все это становится возможным потому, что активизируется социальное познание детей в реальном обществе взрослых и сверстников. Они уже разбираются в том, как устроен наш мир, в достаточной мере владеют знаниями о себе, своей семье, сверстниках, культуре поведения,  способны устанавливать нормальные взаимоотношения со взрослыми и с детьми.

     Ребенок, по мере взросления,  все более углубляется в постижение связей и закономерностей, взаимоотношений и взаимодействий между отдельными сторонами социальной жизни. Он свободно  ориентируется во взаимоотношениях между детьми, умеет налаживать эмоциональные и познавательные контакты с людьми из ближайшего  социального окружения; при этом пути социального познания, освоения окружающего мира и самого себя  расширяются  и приобретают специализацию любознательного культурного ребенка.

     Опыт взаимодействия ребенка старшего дошкольного возраста с разными людьми дает ему основания ориентироваться не только на содержание общих дел, но и на мнения, суждения, оценки, высказанные взрослыми.

Очень важно, чтобы взрослые были не просто организаторами, а активными участниками жизнедеятельности группы. Полученные достижения позволят детям не только эффективно вписываться в мир людей, но и активно его осваивать, делать выбор в пользу собственного развития в социуме по отношению к пространству и событиям, значимому взрослому.

     Из опыта работы с маленькими детьми можно сделать вывод, что существует непосредственная связь между культурой поведения и стилями воспитания в семье.

Красота мира едина, но формы ее выражения для каждого человека свои.  Человек обладает даром свободно ставить цели и свободно их выбирать.  «Правильный выбор цели помогает человеку расширить рамки биологической и социальной свободы. Вся история культуры, есть история борьбы за свободу и независимость. Культура – это все то, что противостоит хаосу на основе избирательного и свободного выбора человеческого сознания.  Продукты культуры – это нейтральное или активное отношение человека или социума к естественному ходу событий».

Дети часто используют непослушание, чтобы привлечь к себе внимание. Неуверенность и колебания родителей при принятии каких-либо решений провоцирует ребенка на капризы и вспышки гнева, с помощью которых он может влиять на дальнейший ход событий и при этом добиваться своего. Проблему удастся решить только совместными усилиями педагогов и родителей. Это нелегкая задача, потому что главная трудность во взаимоотношениях состоит в том, чтобы найти золотую середину, объединяющую любовь и терпение, доброту и внимательность, требовательность и уважение к подрастающему человеку. Личность процветает только тогда, когда методы воспитания пронизаны  духом уважения и симпатии, тогда непонимание и нарушение культуры поведения самоуничтожатся. Мы воздвигаем Храм жизни и судьбы. И от нас зависит, насколько этот Храм будет наполнен светом радости и человечности!

Список литературы

1. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья. – М.: издательство Мозаика – Синтез, 2008, - 142 с.

2. Кармин А.С,  Новикова Е.С.  Культурология. – СПб.: Питер, -464 с.

3. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры: Учеб. Пособие. – М. Аспект Пресс, 1997. – 687 с.

4. Кэмпбелл Р.Н. Как на самом деле любить детей. – М.: издательство «Знание», 1992, -194 с.

5. Романов К.В. Лекции по культурологи.

  Приложение

Программа по выработке навыков культурного поведения детей старшей группы.

     Занятие №1

Время – 20 минут. Беседа-игра «От слов своих». Цель: дать представление детям о том, как наша речь, слова влияют на нашу жизнь, здоровье.

     

     Занятие №2 

Время-25 минут. Анализ песни «Если с другом вышел в путь…»

Цель: знакомство, установка на совместную работу; дать представления о дружбе, друге, развитие навыков общения.

Введение. Вводиться понятие  правила, дается установка на совместную работу.

Игра «Снежный ком».

Цель:  сплочение группы.

Игра «Знакомство по парам».

Цель: научиться правильно воспринимать информацию о другом и о себе со стороны.

Игра «Хлопки».

Цель: отдых, разрядка.

Ритуал прощания.

Занятие №3.

Время 30 минут.

Цель: представления об уверенном, неуверенном,

агрессивном поведении.

Подвижная игра «Путаница».

Цель: сплочение коллектива и бережное отношение друг к другу.

Игра «Слепец и поводырь».

Цель: сплочение, установление контакта, опыт

ответственности и беспомощности, доверие к партнеру.

Игра «Уверенное, неуверенное, обидчивое поведение».

Цель: отработка разного типа поведения, проигрывание ситуаций, умение отличать одно поведение от другого.

Подвижная игра «Мальчик/ девочка наоборот». Цель: произвольный контроль за своими действиями, снятие негативизма, разрядка.

Ритуал прощания.

Занятие №4.

Время 25 минут.

Цель: выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева, снятие тревожности, обидчивости.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Прорвись в круг».

Цель: сплочение, установление контакта.

Беседа о чувствах, эмоциях. Как их можно выразить.

Игра «Выражение чувств».

Цель: научить выражать словами, что ты сейчас чувствуешь.

Подвижная игра «Поросята и котята».

Ритуал прощания.

Занятие №5

Время 25 минут.

Цель: исследования себя, осознание своих эмоций,

актуализация «Я - состояний», «Я - мотиваций», процессов мотивации и волевой регуляции.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Дракон и его хвост».

Цель: Осознание своего Я, своих мотивов, упражнение «Я - состояние», «Я - мотивация».

Рисование чувств, эмоций, своего эмоционального состояния. Обсуждение рисунков.

Игра «Зоопарк».

 Цель: разрядка, проявление фантазии, выход энергии.

Ритуал прощания.

     Занятие №6

Время25 минут.

Цель: осознание своих прав и прав других людей. Просьба. Умение высказать, принять отказ или согласие о ее выполнении. Умение отвечать

отказом на просьбу.

Ритуал приветствия.

Подвижная игра «Переманивание».

Беседа о правах людей.

Обсуждение понятия «просьба», отношение к просьбе.

Упражнение «Пирог с начинкой». Индивидуальное рисование, обсуждение рисунков.

Игра «Скульптура».

Цель: овладение своим телом, развитие фантазии, отработка уверенного, неуверенного, обидчивого поведения.

Ритуал прощания.

     

Занятие №7

Время25 минут.

Цель: работа с обидами, обучение релаксации, создание предпосылок для более свободного выражения чувств.

Ритуал приветствия.

Осознание своего пространства, как мы взаимодействуем с окружающими, упражнение «Моя граница».

Беседа о том, что такое обида, обсуждение ситуаций.

Упражнение «Детские обиды».

Цель: умение выразить обиду, осознание своего отношения к ней.

Упражнение «Копилка обид», рисование, обсуждение.

Ритуал прощания.

     Занятие №8

Время25 минут.

Цель: как справиться с раздражением, плохим настроением, снятие тревожности, обидчивости.

Ритуал приветствия.

Конструирование -«Мое тайное место».

Цель: развитие фантазии, воображения, чувства безопасности, умение работать сплоченно.

Упражнение «Хоровод».

Ритуал прощания.

     Занятие №9

Время25 минут.

Цель: осознание своих сильных и слабых сторон. Снятие тревожности.

Ритуал приветствия.

Упражнение «Свеча».

Цель: снятие напряжения, выход негативных эмоций и  чувств. Осознание своего Я.

Упражнение «Мои идеалы».

 Цель: осознание своих слабых и сильных сторон.

Подвижная игра «Я самый лучший».

Цель: снятия напряжения, разрядка. Освобождение от своих негативных качеств в упражнении «Монстр». Осознание своих личностных положительных качеств в игре «Магазин желаний».

Ритуал прощания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице »

Чтобы занятия по обучению детей безопасного поведению на улицах и дорогах проходили успешно, необходимо организовать уголок дорожного движения. В нем должны быть представлены следующее: - наглядно-ил...

культура поведения детей дошкольного возраста

Методические рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возрастаСтатья отнесена к разделу: Работа с дошкольникамиФормирование культуры поведения – одна из актуальных и слож...

Культура поведения детей дошкольного возраста

    Вы обратили внимание, что в автобусах, троллейбусах, метро, трамваях есть такие надписи: « Места для пассажиров с детьми, престарелых и инвали-дов».      ...

Рекомендации по формированию культуры поведения детей дошкольного возраста

То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью....

Важнейшие педагогические подходы к воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста.

Культурное поведение является одной из составляющих нравственного воспитания человека. Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфорт...

«Нравственное воспитание, формирование культуры поведения детей дошкольного возраста»

Главное в дошкольном возрасте заложить основы для формирования энергичного, достойного и полезного обществу человека. Помочь ребенку, увидеть и понять мир, в котором он живёт....