Консультация педагогов Планирование воспитательно-образовательного процесса
календарно-тематическое планирование
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно-образовательного процесса"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_no_1_planirovanie_vospit-obraz_protsessa.doc | 202 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 16»
Консультация: «ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ»
из опыта работы
Калугина О.А.
Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:
1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3
года;
2. Годовой план ДОУ;
3. Тематические планы (по основным видам деятельности);
4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;
5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.
Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.
ПРИНЦИПЫ
ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
- Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.
- Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
- Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
- Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.
- Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа?
(Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?... 2 принципа?....
3 принципа?
- Учет местных и региональных особенностей климата.
- Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции не нуждаются.
- Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
- Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
- Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
- Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
- Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
- Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
- Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)
Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:
1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;
2 день – учить детей заранее придумывать план игры;
3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на
культуру общения;
4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;
5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.
- Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
- Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.
Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.
- Планируемая деятельность должна быть мотивирована.
Мотив – это интерес, желание.
Мотивация практическая – научиться сделать.
Мотивация игровая ( использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)
Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как
живут птицы в лесу?…).
- Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.
Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический ( в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.
- Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.
Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.
УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
1. Знание программных задач.
2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.
3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.
Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.
Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.
4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).
В перспективном плане планируются:
1. Цели и задачи (на квартал);
2. Виды детской деятельности:
а) игровая деятельность;
б) социальное развитие;
в) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,
подвижные игры);
г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,
эксперименты);
д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,
изобразительная);
е) элементы трудовой деятельности.
3. Работа с семьей.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:
- Установить объем плана в условно-учебных часах.
- Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.
Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.
- Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.
Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.
Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений , направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.
Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.
Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день.
Календарный план является обязательным документом (1987 г).
Компонентами календарного планирования являются:
1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.
- Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
- Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
- Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).
Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.
Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:
СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.
В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:
- Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
- Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую
подготовку.
- Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается
использование колющих и режущих предметов труда.
- Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
- Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии
комплекс меняется через две недели.
ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.
Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:
1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными
изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся
чаще.
- Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,
соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.
3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в
старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .
4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.
5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к
занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили
материал ( 3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.
6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей
необходимо формировать потребность в труде.
Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.
7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.
ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:
1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,
подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и
потребности детей.
2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз
в неделю (в четверг или пятницу).
Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.
- Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.
Планировать знакомый вид дежурства нет
необходимости, в плане отражается лишь нововведение.
4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной
деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы
воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с
робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на
занятии эти дети чувствовали себя увереннее.
5. Чтение художественной литературы.
6. Работа с родителями.
7. Работа по ЗКР.
Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.
Непосредственно образовательная деятельность.
Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:
Тема .
Задачи (программное содержание).
Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.
Н: не рекомендуется записывать такие задачи как «учить внимательно слушать», так как умению слушать, запоминать и выполнять то, что говорит воспитатель, нужно учить на всех НОД.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждой НЕДЕЛИ планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
Оборудование.
Активизация словаря.
Методы и приемы.
Источник.
В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).
Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.
В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.
ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:
1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.
2. Схема-сетка.
1 страница – список детей.
2 страница – сетка занятий.
3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.
Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.
Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.
Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.
3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.
В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.
Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.
Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,
Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.
Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.
СХЕМА - СЕТКА
календарное планирование на 1 неделю
игра | наблюдение | познават.разв. | труд | развлечение | индивид.работа | |
1 половина дня | Дидактические, развив. настольные. 1. с математическим содержанием 2. по экологии 3. по развитию речи 4. пальчиковые 5. ПДД, ППБ | Наблюдения из окна за состоянием природы птицами, снегом и пр. В уголке природы. 1. 2. | 1. Беседы (нравств, эколог., патриот, ЗОЖ, безопасность) 2. Рассматривание иллюстраций. 3. Чтение художественной литературы. 1. 2. 3. 4. 5. | В уголке природы Самообслуживание 1. 2. 3. | По математике, развитию речи, экологии 1. 2. 3. 4. 5 | |
ПРОГУЛКА | Подвижные, спортивн. сюжетно-ролевые 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. | 1. за погодой 2. за животн. и растен. 3. за изменениями в природе 4. за трудом взрослых 5. за транспортом | Беседы на нравственные темы. Закрепление знаний, полученных на занятиях. 1. 2. | Хозяйственно- бытовой труд Труд в природе 1. 2. 3. 4. 5. | ФИЗО Развитие речи Подготовка к праздникам 1. 2. 3. 4. 5. | |
2 половина дня | Сюжетно-ролевые, строительные, театральные, муз-дид., настольно-печатные… 1 2 3 4 5 6 7 | Составление рассказов. Пересказ. Заучивание стихотворение. Рассматривание картинок. 1. 2. 3. 4. 5. | Ручной труд Хозяйственно- бытовой труд, самообслуживание 1. 2. 3. | 1 развлечение в неделю 1. | ИЗО, конструирование Математика По подготовке к занятиям 1. 2. 3. 4. 5. |
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________
игра | наблюдение | познават.разв. | труд | развлечение | индивид.работа | |
1 половина дня | Д/и «Чудесный мешочек» - закреп. зн. геом. фигур Д/и «Из чего что варят» овощи – фрукты Р/и «Танграмм» Конструктор «Лего» П/и «Съедобное – несъедобное». | 1. Рассмотреть распустившийся цветок (как ухаживать) 2. За ветром из окна – гонит тучи, раскачивает деревья (гнутся). | 1. Беседа «Город в котором мы живем» - архитект. памятники 2. «Части суток» -что мы делаем утром, днем, вечером. 3. «Я люблю овощи» - учить составл. описательный. рассказ. 4. «Природа живая и неживая» - кто? что? 5. «В гостях у сказки» рассматр. иллюстраций к сказкам. | 1. Учить самостоятельно готовить материал к занятиям. 2. Уход за цветами в уголке природы (полив) 3. Учить самостоятельно одеваться и раздев. | 1. Правильно пользоваться вилкой – Петя, Кирилл. 2. Закрепить понятие гласные звуки – Артем, Дима. 3. Цвет, форма, величина- Артем, Юля. 4. Названия деревьев – Катя, Дима. 5 Артикул.упр. –Юля, Дима, Артем. | |
ПРОГУЛКА | П/и «Бездомный заяц» П/и «У медведя во бору» П/и «День и ночь» Сп/и «Футбол» Сп/упр. «Городки» С/р и. «Шоферы» | 1 За облаками – чтение стихотворения «На что похожи облака» 2 За насекомыми – о пользе. 3 За играми старших детей – соблюдение правил, дружелюбие. 4. За грузовыми машинами. | 1. За покупками в магазин» - закр. знания об овощах, где растут, что с ними делают. 2. Составление рассказов по теме «Осень» | 1. Сбор плодов рябина для ручного труда 2. Привлечь детей к уборке засохших цветов и клумб. 3. Мытье игрушек после прогулки. 4. Уборка веранды. 5.Помочь малышам дойти до группы. | 1.Закрепить временные понятия: утро, день, вечер, ночь – Катя, Петя. 2.Счет в пределах 10 – Кирилл, Артем. 3.Учить бросать мяч в цель – Юля, Артем. 4. Повторить текст потешки – Катя, Вера. 5. Приучать активно участвовать в играх – Владик, Настя. | |
2 половина дня | С/р и «Библиотека» С/р «Семья» С/р Магазин» Д/и «Что изменилось» (внимание) Д/и «Скажи ласково» Стр/и «Города и улицы» П/и «Мышеловка» | 1. Составление рассказа «Если бы я был волшебником» 2. Пересказ сказки «Лиса и кувшин» (по иллюстрациям) 3. Заучивание пословиц об осени. 4. «Наша улица» (рассматрива- ние картин по ПДД) 5. Заучивание текста пальчиковой гимнастики. | 1.Помыть строитель. 2. Учимся работать по готовой выкройке «Кошелек» 3.Реставрация старых книг (учить подклеивать, используя кальку). | 1. Литературная викторина «Узнай сказку» (по иллюстрации по тексту, по загадке) | 1.Учить правильно полоскать рот – Артем,Д 2. Расширение словаря по теме «Осень» - Андрей, Кирилл, Вера. 3.Учить вырезать из бумаги фигуры по контуру-Настя,Катя. 4.Учить отвечать на вопрос полным ответом – Юля, Вера. |
ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | |
понедельник | Приобщение к русской национальной культуре: Знакомство со сказками. | Приобщение к русской национальной культуре: Заучивание загадок, пословиц, поговорок. | Приобщение к русской национальной культуре: Знакомство с народными промыслами. | Приобщение к русской национальной культуре: Чтение и заучивание потешек, песенок. |
Хозяйственно-бытовой труд. | Хозяйственно-бытовой труд. | Хозяйственно-бытовой труд. | Хозяйственно-бытовой труд. | |
Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. | |
Словесные игры и упражнения. | Словесные игры и упражнения. | Словесные игры и упражнения. | Словесные игры и упражнения. | |
вторник | Забочусь о своем здоровье. | Забочусь о своем здоровье. | Забочусь о своем здоровье. | Забочусь о своем здоровье. |
Труд в природе. | Труд в природе. | Труд в природе. | Труд в природе. | |
Наблюдение за животными. | Наблюдение за птицами. | Наблюдение за насекомыми. | Наблюдение за неживой природой. | |
Знакомство с творчеством художников. | Знакомство с творчеством художников. | Знакомство с творчеством композиторов. | Знакомство с творчеством композиторов. | |
среда | ПДД (чтение). | ПДД (игры). | ПДД (беседа). | ПДД (наблюдение). |
Экскурсия. | Целевая прогулка. | Целевая прогулка. | Целевая прогулка. | |
Игры с математическим содержанием. Количество, счет. | Игры с математическим содержанием. Форма, величина. | Игры с математическим содержанием. Время. | Игры с математическим содержанием. Ориентировка в пространстве. | |
Культурно-гигиенические навыки. | Культурно-гигиенические навыки. | Культурно-гигиенические навыки. | Культурно-гигиенические навыки. | |
четверг | Литературный час. (авторская проза) | Литературный час. (мировое народное творчество) | Литературный час. (поэтические произведения) | Литературный час. (заучивание) |
Наблюдение за растительным миром. | Наблюдение за растительным миром. | Наблюдение за растительным миром. | Наблюдение за растительным миром. | |
Театрализованные игры. | Театрализованные игры. | Театрализованные игры. | Театрализованные игры. | |
Работа по закреплению темы по познавательному развитию. | Работа по закреплению темы по познавательному развитию. | Работа по закреплению темы по познавательному развитию. | Работа по закреплению темы по познавательному развитию. | |
пятница | ППБ (беседа) | ППБ (чтение) | ППБ (игра). | ППБ (чтение). |
Вечер развлечений. | Вечер развлечений. | Вечер развлечений. | Вечер развлечений. | |
Игры на развитие памяти, внимания. | Игры на развитие памяти, внимания. | Игры на развитие речи, мышления. | Игры на развитие речи, мышления. | |
Наблюдение за неживой природой. | Наблюдение за неживой природой. | Наблюдение за неживой природой. | Наблюдение за неживой природой. |
ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.
1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | ||
понедьник | Развивающие игры | «Веселый счет» | «Количество» | Логические упражнения. | Ориентировка, форма. |
«Время» | «День да ночь» | «Семь братцев» | «Времена года» | «Календарь», «Часы» | |
Наблюдение | Изменения в природе. | Изменения в природе. | Изменения в природе. | Изменения в природе. | |
Труд | Самообслуживание. | Самообслуживание. | Самообслуживание. | Самообслуживание. | |
вторник | «Российская словесность» развитие речи, словарь. | Составление рассказов, творческое рассказ-ние | Пересказ. | Словесные игры. | Литературные викторины. |
«Мир природы» | Растительный мир. | Животный мир. | Взаимосвязь человека с природой. | Экология: беседы, ситуации. | |
Наблюдение | Животный и растительный мир. | Животный и растительный мир. | Животный и растительный мир. | Животный и растительный мир. | |
Труд | Хоз.-бытовой. | Хоз.-бытовой. | Хоз.-бытовой. | Хоз.-бытовой. | |
среда | «Учимся быть здоровыми» | Безопасность жизни. | Культура поведения, правила этикета. | Безопасность жизни | Гигиенические основы. |
Художественная литература | Чтение, драматизация, театрализованные игры | Заучивание наизусть. | Знакомство с писателями. | Загадки и отгадки. | |
Наблюдение | За погодой. | За погодой. | За погодой. | За погодой. | |
Труд | Труд в природе. | Труд в природе. | Труд в природе. | Труд в природе. | |
четверг | «Мир вокруг нас» | «Космос» | «Вода». | «Суша». | «Воздух». |
«Наша Родина» | «Наша Родина – Россия» | «Наш город» | Труд взрослых. | «Открою сам» в клубе «Почемучек». | |
Наблюдение | Труд взрослых. | Труд взрослых. | Труд взрослых. | Труд взрослых. | |
Труд | В уголке природы. | В уголке природы. | В уголке природы. | В уголке природы. | |
пятница | ПДД | Чтение произведений. | Рассматривание плакатов, иллюстраций, картин. | Создание проблемных ситеаций, игры. | ППБ |
Приобщение к русской национальной культуре | Обряды, праздники. | Пословицы, поговорки, народные приметы. | Экскурсия | Целевая прогулка | |
Наблюдение | За транспортом. | За транспортом. | За транспортом. | За транспортом. | |
Ручной труд | С бумагой. | С природным материалом, бросовым материалом. | Строитель, составление плана. | С тканью. |
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы во второй младшей группе.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | Беседы по иллюстрациям (развитие речи, ознаком. с окружающим). Дидактическая игра по РЭМП. Театрально-игровое творчество. Индивидуальная работа по изодеятельности. Подвижная игра. Настольные развивающие игры с правилами. Артикуляционная гимнастика. | Наблюдения в уголке природы (экологическое воспитание, артикуляция речи). Рассказывание сказок по схемам-пиктограммам. Подвижная игра. Логоритмика. Игровая пальчиковая гимнастика. Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим (игра, общение) | Беседа по нравственному воспитанию. Индивидуальная работа по изодеятельности. Подвижная игра. Разучивание стихов. Логоритмика. Индивидуальная работа по активизации словаря. Театрализованная деятельность. | Беседы по ОБЖ, рассказы из личного опыта. Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи. Индивидуальная работа по трудовому воспитанию. Элементы ТРИЗ. Подвижная игра. Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания. | Подвижная игра. Дидактическая игра по РЭМП. Составление описательного рассказа. Работа по развитию мелкой моторики рук. Игра-эксперимент. |
Вечер | Подвижная игра. Индивидуальная работа по РЭМП (предварительная подготовка к будущему занятию). Игра-экспериментирование. Проблемно-игровая ситуация (воспитание гуманизма, ознакомление с окружающим). | Подвижная игра. Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления. Сюжетно-ролевая игра. Чтение художественной литературы. Лепка, «обыгрывание» поделок и речевая работа. | Элементы ТРИЗ. Подвижная игра. Конструирование, «Обыгрывание» поделок. Игровое упражнение на развитие артикуляции (звукоподражание, чистоговорки). Динамический час. Сюжетно-ролевая игра. | Подвижная игра. Сюжетно-ролевая игра. Индивидуальная работа по закреплению навыков владения ножницами, кисточкой клеем. Игра на развитие памяти, внимания, мышления. Чтение художественной литературы. | Подвижная игра. Сюжетно-ролевая игра. Хозяйственно-бытовая деятельность (по подгруппам). Конкурс стихов. Игра-драматизация. Дидактическая игра на расширение и активизацию словаря. Музыкально-спортивное развлечение. |
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы в средней группе.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | Наблюдение в уголке природы. Разучивание стихов. Дидактическая игра по развитию речи. Индивидуальная работа по ознак. с окружающим. Элементы ТРИЗ. Развитие фонематического слуха (автоматизация звука). | Составление рассказов по схеме (описание). Подвижная игра. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук. Дидактическая игра по развитию речи. Индивидуальная работа по физическому воспитанию. Индивидуальная работа по РЭМП. | Беседа по нравственному воспитанию (решение проблемных ситуаций, рассказы из личного опыта, рассуждение). Подвижная игра. Индивидуальная работа по грамматическому строю речи. Элементы ТРИЗ. Дидактическая игра по развитию речи. | Составление рассказов по схеме (повествование). Подвижная игра. Индивидуальная работа по грамматическому строю речи. Элементы ТРИЗ. Дидактическая игра по развитию речи. Народная игра. Трудовое воспитание. | Подвижная игра. Элементы ТРИЗ. Дидактическая игра по развитию речи. Индивидуальная работа по ознак. с окружающим. Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций). |
Вечер | Подвижная игра. Сюжетно-ролевая игра. Игра-экспериментирование. Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла. Дидактическая игра по развитию речи. Индивидуальная работа по РЭМП. | Индивидуальная работа по ознак. с окружающим. Сюжетно-ролевая игра. Предварительная работа по подготовке к аппликации (с бумагой и ножницами). Элементы ТРИЗ. Чтение художественной литературы. Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления. Лепка. | Подвижная игра. Индивидуальная работа по нравственному воспитанию. Сюжетно-ролевая игра. Составление рассказов по схемам. Опыт. Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления. Конструирование с «обыгрыванием» поделок. Динамический час. | Подвижная игра. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук. Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления. Работа по дифференциации звуков. Сюжетно-ролевая игра. Игра-экспериментирование. Элементы ТРИЗ. | Подвижная игра. Индивидуальная работа (предварительная подготовка к будущему занятию по познавательному развитию). Сюжетно-ролевая игра. Чтение художественной литературы. Театрально-игровое творчество. |
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы в старшей группе.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | Беседа (социально-нравственное воспитание). Дидактическая игра по развитию речи. Индивидуальная работа по изодеятельности. Подвижная игра. Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях. | Составление рассказов по схемам (описание). Дидактическая игра по РЭМП. Дидактическая игра по развитию речи. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук. Подвижная игра. | Наблюдение в природе. Опыт. Дидактическая игра по ознак. с окружающим. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Подвижная игра. Индивидуальная работа по РЭМП. | Составление рассказов из личного опыта (повествование и рассуждение). Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Подвижная игра. Индивидуальная работа в тетрадях по развитию мелкой моторики рук, активизации мышления и речи. | Активизирующее общение (решение проблемных ситуаций). Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение). Разучивание стихов. Подвижная игра. Дидактическая игра по ознак. с окружающим. |
Вечер | Подвижная игра. Сюжетно-ролевая игра. Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи. Элементы ТРИЗ. Дидактическая игра по РЭМП. Разучивание стихов. | Подвижная игра. Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления. Чтение художественной литературы. Лепка. Театрально-игровое творчество. Индивидуальная работа по физическому воспитанию. | Подвижная игра. Сюжетно-ролевая игра. Элементы ТРИЗ. Динамический час. Конструирование с «обыгрыванием» поделок. | Подвижная игра. Игра-эксперимент. Элементы ТРИЗ. Чтение художественной литературы. Драматизация сказки. | Подвижная игра. Индивидуальная работа по активизации словаря. Сюжетно-ролевая игра. Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха. Хозяйственно-бытовой труд. Музыкально-спортивное развлечение; конкурс чтецов, загадок и т.п. |
Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».
Формы работы в подготовительной к школе группе.
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Утро | Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций). Наблюдение и труд в уголке природы. Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях. Подвижная игра. | Составление рассказов по схемам (повествование, описание). Дидактическая игра по ознак. с окружающим. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Подвижная игра. Элементы ТРИЗ. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук. | Игра-эксперимент. Хозяйственно-бытовой труд. Развивающая игра (логическое и пространственное мышление. Подвижная игра. Логоритмика. Разучивание стихов. | Беседа (социально-нравственное воспитание). Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение). Подвижная игра. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика | Беседы с применением пиктограмм по ОБЖ. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика Подвижная игра. Игра-забава (народная, хороводная, малой подвижности). Драматизация сказки. |
Вечер | Подвижная игра. Индивидуальная работа по ознак. с окружающим. Сюжетно-ролевая игра. Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте. Дидактическая игра по РЭМП. | Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слова. Предварительная работа по подготовке к будущему занятию по познавательному развитию. | Сюжетно-ролевая игра. Подвижная игра. Опыт. Индивидуальная работа по РЭМП. Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук). | Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла. Подвижная игра. Чтение художественной литературы. Дидактическая игра на активизацию словаря. Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук. | Хозяйственно-бытовой труд. Элементы ТРИЗ. Игра-экспериментирование. Дидактическая игра (грамматический строй речи). Индивидуальная работа по РЭМП. Конструирование, обыгрывание поделок (2-я неделя- музыкально-спортивное развлечение). |
Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).
Вариант 1.
- Тема нод.
- Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
- Оборудование.
- Активизация словаря.
- Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
- Организационный момент (мотивация)
- Первая часть (закрепление пройденного материала)
- Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
- Третья часть (закрепление нового материала)
- Итог занятия в соответствии с поставленными целями.
Вариант 2.
- Тема нод.
- Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
- Специально организованное рабочее пространство.
- Активизация словаря.
- Методические приемы:
а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.
б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.
в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.
Четвертая часть (заключительная).
Разнообразие методов и приемов.
Словесные:
- рассказ Воспитателю увлекаться словесными методами
- чтение обучения нельзя – это приводит к
- беседа формальному усвоению знаний.
Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала
всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):
- Наблюдение Самые необходимые методы в процессе Демонстрация первоначального обучения.
- Рассматривание
Организационные:
- интригующее начало
- эмоциональная завязка
- сюрпризный момент и т. д.
Мотивирующие :
- создание ситуации занимательности
- загадывание загадок
- создание ситуации новизны
- эффект удивления и т.д.
Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:
- создание ситуации столкновения мнений
- игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
- игровое упражнение
- эвристический метод – метод открытий
- проведение опыта
- экспериментирование
- проблемно-поисковые методы
Календарно-тематическое планирование
_________________учебный год
Вид деятельности _______________________________________________
Возрастная группа_______________________________________________
Программа ___________________________________________________________________
_(комплексная, парциальная
_____________________________________________________________________________
Дата | Непосредственно образовательная деятельность | Совместная и самостоятельная деятельности | |||
месяц | неделя | Тема НОД | Программные задачи | Дополнительное методическое обеспечение | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение, опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр. (1-3 мероприятия) |
Рекомендации по составлению календарно-тематического плана
- Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
- Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.
- Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям программы.
- В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
- Темы должны соответствовать программе.
- Совместная деятельность определяется по выбору педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ Система планирования воспитательно-образовательного процесса в ДОУ
Материалы муниципального семинара по планированию образовательного процесса, 2008 г....
Самообразование педагога "Планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДОУ"
Планирование воспитательно -образовательной работы в дошкольном учреждении - одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы, планирование отражает различные...
Консультация для педагогов «Планирование воспитательно-образовательной работы»
Материал поможет педагогам методически правильно спланировать весь день в детском саду ,чередуя различные виды деятельности....
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя"
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Документация воспитателя"...
Консультация для педагогов «ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ДОУ»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Планирование воспитательно- образовательной работы на неделю"
Консультация для педагогов...
Памятка для педагогов "«Планирование воспитательно-образовательной работы в группе»
Памятка поможет педагогам грамотно спланировать и оформить воспитательно-образовательную работу в группе...