Рабочая программа средняя группа
рабочая программа (средняя группа)
По ФГОС ДО и ООП ДО «Мозаика» (В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_drakunovoy_n.a.srednyaya_gruppa.docx | 120.96 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка ________________________________________2
- Возрастные особенности детей средней возрастной группы: ________4
- Индивидуальные особенности детей средней возрастной группы____4
- Социальный паспорт группы___________________________________7
- Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Мозаика +»______________________________9
- Особенности организации образовательной деятельности в средней возрастной группе №13 «Смешарики»___________________________9
- Организация режима пребывания детей в средней группе №13 «Смешарики» в холодный период_______________________________9
- Организация режима пребывания детей в средней группе№13«Смешарики» в теплый период_______________________11
- Объем максимально допустимой образовательной нагрузки________13
Расписание специально моделируемой образовательной деятельности (СМОД).___________________________________________________13
- Модель образовательного процесса на день______________________14
- Модель образовательной деятельности на две недели, на учебный год (комплексно-тематическое планирование)._______________________19
- Особенности традиционных праздников, событий, мероприятий с воспитанниками_____________________________________________24
- Лента традиционных событий:_________________________________24
- . Планируемые результаты освоения Программы воспитанниками средней группы №13 «Смешарики»_____________________________29
- Взаимодействие с семьями воспитанников_______________________37
- Перспективный план работы с родителями средней группы №13 «Смешарики» на 2017-2018 учебный год________________________37
- .Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе №13 «Смешарики»_____________________________45
- Информационно-методическое обеспечение Программы___________48
Пояснительная записка
Рабочая программа организации образовательной деятельности в средней возрастной группе № 13 «Смешарики» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утверждённого Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года № 1155 г. Москва, на основе основной образовательной программы «Мозаика +» МАДОУ детский сад «Лесная сказка» п. Каменск МО «Кабанский район» Республики Бурятия (утвержденной приказом заведующего МАДОУ от 00.00.0000 г. №00).
Программа включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития (далее — образовательные области) — социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому и физическому. Задачи по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано в ходе освоения всех образовательных областей наряду с задачами, отражающими специфику каждой образовательной области.
Программа представляет собой стратегию психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей 4-5 лет.
Кроме того, Программа определяет планируемые результаты освоения основной образовательной программы МАДОУ «Мозаика +», содержание и организацию образовательного процесса для детей 4 до 5 лет, направлена на:
- создание условий полноценного развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам детской деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Целью Программы является создание условий для расширения возможностей развития личностного потенциала и способностей каждого ребёнка 4-5 лет.
Программа направлена на реализацию следующих задач:
- обеспечить необходимые условия для формирования здорового образа жизни и безопасности детей среднего дошкольного возраста;
- приобщить детей через соответствующие их индивидуально-возрастным особенностям виды детской деятельности к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства;
- развивать интерес и мотивацию детей среднего дошкольного возраста к познанию мира и творчеству;
- формировать основы экологического сознания детей 4-5 лет;
- обеспечить вариативность и разнообразие содержания образования детей средней возрастной группы детского сада через использование дополнительных авторских и парциальных образовательных программ дошкольного образования для соответствующего возраста; возможность формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей воспитанников 4-5 лет;
- соблюдать права ребёнка, родителей и других участников образовательных отношений;
- создать оптимальные условия для положительной социальной адаптации детей средней возрастной группы к социальной действительности в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями;
- формировать познавательную активность и познавательные интересы ребенка 4-5 лет в различных видах детской деятельности;
- расширять «зону ближайшего развития» путём включения ребёнка 4-5 лет в развивающие формы взаимодействия со значимыми взрослыми и сверстниками и т.д.
Принципы и подходы к формированию и реализации Программы
В соответствии с обновлёнными идеологическими положениями во ФГОС ДО содержание Программы учитывает следующие основные принципы дошкольной педагогики и возрастной психологии, а так же принципы, заложенные непосредственно во ФГОС ДО и ООП ДО «Мозаика» (В.Ю. Белькович, Н.В. Гребёнкина, И.А. Кильдышева):
- Сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека.
- Поддержка специфики и разнообразия дошкольного детства.
- Реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности.
- Создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями.
- Личностно развивающий и гуманистический характер содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром.
- Учёт специфики психофизиологического развития мальчиков и девочек.
- Поддержка познавательной и экспериментально-поисковой деятельности воспитанников.
- Сотрудничество семьи и детского сада в воспитании и образовании детей на основе партнёрства.
- Формирование событийного образовательного пространства, в котором событие рассматривается как объект реализации образовательной деятельности и как практика становления самостоятельности и инициативности, субъективности детей и взрослых в различных видах деятельности.
- Психолого-педагогическая поддержка устойчивого развития личности ребёнка в меняющемся мире, которая основывается на представлении о том, что образовательный процесс как основа педагогического взаимодействия рассматривается как инновационный ресурс для развития личности каждого ребёнка в период дошкольного детства.
- Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
- Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности при котором ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
- Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей.
- Поддержка инициативы детей в различных видах детской деятельности.
- Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие содержания, условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка 4-5 лет).*
2.Возрастные особенности детей средней группы (пятого года жизни)
предоставлены на с.26-28 целевого раздела ПООП ДОУ "Мозаика"
3.Индивидуальные особенности контингента воспитанников
средней группы №13«Смешарики»
Фамилия, имя ребенка | Поведенческие особенности | Особенности здоровья | Особенности общения с близкими взрослыми | Особенности общения с другими детьми | Насколько ребенок владеет навыками самообслуживания | Особенности сна | Особенности питания | Чем ребенок любит заниматься | Есть ли у ребенка «вредные привычки» |
Аверин Миша | Меланхо лик | Здо ров | Привет лив | Коммуника тивен | Не умеет одеваться | Спокойный,долгий | Куша ет все | играть | Мате рится |
Антонова Вика | Спокой ная | Здо рова | Каприз ная | Коммуника тивная | Владеет полностью | Спокойный долгий | Куша ет все | Рисо вать | нет |
Безрукова Аня | Актив ная | Здо рова | Ров ные | Избирател ьна | Владеет полностью | Долго засыпает | Куша ет все | лепть | нет |
Быкова Ксюша | Актив ная | Здо рова | Ров ные | Коммуни кативная | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушет по настроению | Рисо вать | нет |
Власова Маша | Актив ная | Болезь желуда | Ров ные | Коммуни кативная | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает все | Наводиь порядок | Неряш лива |
Гильден Берг Тася | активная | Здо рова | Ров ные | Коммуни кативна | Владеет полностью | Засыпает Долго, Спит мало | Кушает все | Лепить | Много говорит |
Гусева Ира | Спокой ная | Часто болеет | Ров ные | избирательна | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает мало | Рисо вать | нет |
Залуцкий Тимоша | Акти вный | Косо глазие | Капризничает | Коммуни кативен | Владеет полностью | Спокойный,долгий | Хоро ший аппетит | Аппли кация | драчлив |
Карнапольцева Лиза | Спокой ная | Здо рова | Капрриз ничает | коммуникативна | Владеет полностью | Спокойный, долгий | Кушает все | Петь, Танце вать | нет |
Кобылкин Саша | неативен | Здо ров | Ров ные | Неакти вен | Владеет полностью | Спокойный,долгий | Кушает все | лепить | нет |
Козлов Никита | Неакти вен | Здо ров | Ров ные | Некомму никативен | Владеет полностью | Спокйный долгий | Кушает все | лепить | нет |
Кузьмин Артемий | Пасси вен | Здо ров | Ров ные | Необщи телен | Владеет полностью | Спокойный долгий | Не кушает | Рисо вать | нет |
Маркова Алиса | Актив ная | Здо рова | Ров ные | Коммуни кативна | Владеет полностью | Спокйный долгий | Избира тельна | Рисо вать | нет |
Мезенцев Саша | Акти вен | Здо ров | Каприз ничает | Коммуни кативен | Владеет Непол ностью | Долго засыпает | Кушает все | драчлив | |
Никонова Соня | Актив ная | Здо рова | Ров ные | Коммуни кативная | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает все | Петь, танце вать | нет |
Никулина Даша | Актив наяч | Косогла зие | Ров ные | Коммуника тивная | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает все | Петь, Танце вать | нет |
Новокрещенных Диана | Актив ная | Здо рова | Ров ные | Коммуни кативная | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает все | Петь, Танце вать | нет |
Новолодский Святослав | Пасси вен | Здо ров | Ров ные | Коммуни кативен | Владеет неполностью | Долго засыпает | Кушает все | нет | |
Ринчинов Саша | Пасси вен | Здо ров | Ров ные | Малооб щителен | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает все | Собирать пазлы | нет |
Синюшкин Леня | Пасси вен | Здо ров | Каприз ничает | Коммуни кативен | Владеет полностью | Долго засыпает | Кушает плохо | Рассматривать книги | плаксив |
Смольникова Даша | Актив ная | Здо рова | Ров ные | Коммуни кативна | Владеет полностью | Долго засыпает | Кушает все | Петь, Танце вать | Много говорит |
Тишкин Андрей | Акти вен | Здо ров | Ров ные | Малооб щителен | Владеет полностью | Долго засыпает | Избирателен в еде | лепить | нет |
Хакимова Лера | Пассив на | Здо рова | Ров ные | Коммуника тивна | Владеет неполнстью | Долго засыпает | Избирательна в еде | Рисо вать | нет |
Чемезова Даша | Актив на | Здо рова | капризна | Коммуни кативна | Владеет полностью | Долго засыпает | Кушает плохо | Рисо вать | нет |
Чигринов Саша | Акти вен | Здо ров | Ров ные | Коммуни кативен | Владеет неполностью | Спокойный,долгий | Кушает плохо | лепить | нет |
Шадрина Даша | Пассив на | Здо рова | Каприз ничает | Малооб щительна | Владеет плохо | Долго засыпает | Кушает плохо | нет | |
Шелковникова Алина | Актив на | Часто болеет | Ров ные | Коммуни кативна | Владеет полностью | Спокойный долгий | Кушает плохо | Лепить, Рисо вать | нет |
Социальный паспорт средней возрастной группы №13 «Смешарики»
на 2017-2018 учебный год
7. Уровень образованности родителей:
Имеют высшее образование - 7 | Имеют среднее профессиональное образование -21 | Имеют среднее образование -1 | Учатся -1 |
8. Социальный статус родителей:
9. Характеристика семей по материальному обеспечению:
Обеспеченны полностью -8 | Средне обеспеченны -15 | Мало обеспеченны -7 |
10. Сведения об участии семей в жизни детского сада:
Постоянно участвуют - 16 | Эпизодически участвуют -4 | Не участвуют -10 |
4.Содержание образовательной деятельности по освоению образовательных областей в соответствии с основной образовательной программой МАДОУ «Мозаика +»
раскрыто на с.65-78 ООП МАДОУ детский сад "Лесная сказка" п.Каменск МО Кабанский район РБ.
5.Особенности организации образовательной деятельности в средней возрастной группе №13 «Смешарики»
Организация режима пребывания детей в средней группе №13 «Смешарики» в холодный период
Отрезок времени в режиме дня | Время | Режимные моменты | Содержание |
Утро хорошего настроения! | 7.30-8.15 | Утренний прием детей «Здравствуйте, это я!» Минутки игры. Индивидуальная работа с детьми. | Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. Индивидуальные и подгрупповые дидактические, самостоятельные игры. «Провокаторы» в среде |
8.15- 8.25 | «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята!» | Утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика | |
8.25- 8.35 | «Моем руки с мылом чисто!» | Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Формирование культурно-гигиенических навыков. | |
8.35- 8.50 | «Приятного аппетита!» | Завтрак: прием пищи | |
Наш активный день! | 9.00- 9.15 | «Минутки для игры» | Самостоятельная игровая деятельность детей(по инициативе детей) |
9.15- 9.45 | Специально-моделируемая игровая деятельность | Образовательные ситуации на игровой основе, «провокации» в среде | |
9.45- 10.00 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
10.00-11.30 | Прогулка «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Игровая деятельность, наблюдения | |
11.30 - 11.40 | Возвращение с прогулки. «Умывай- ся, не ленись – чистым за обед садись!» | Подготовка к обеду. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. | |
11.40-11.50 | «Это время – для обеда, значит нам за стол пора!» | Подготовка к обеду. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. | |
11.50-12.00 | Подготовка ко сну | Гигиенические процедуры, слушание колыбельных | |
12.00-15.00 | «Это время - тишины – все мы крепко спать должны!» | Создание тихой, благоприятной обстановки для сна Отдых, релакс | |
Вечер интересных событий! | 15.00-15.10 | «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Гигиенические процедуры, оздоровительные «Минутки пробуждения» |
15.10– 15.35 | «Это время игры!» | Игровая деятельность детей (под руководством взрослого) – «обучение игре». | |
15.35- 15.45 | «Это время – простокваш, в это время – полдник наш!» | Полдник: прием пищи | |
16.00-16.40 | Партнерская деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей. Самостоятельная деятельность детей в центрах активности. | Праздники, досуги, развлечения. Познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность в экологической гостиной, комнате детского экспериментирования, арт-студии, музее и т.д. Культурно-досуговая деятельность Кружковая работа | |
16.40- 16.50 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
16.50-18.00 | «Ну а вечером опять мы отправимся гулять!» | Игровая деятельность, взаимодействие с родителями, |
Организация режима пребывания детей в средней группе №13 «Смешарики» в теплый период
Отрезок времени в режиме дня | Время | Режимные моменты | Содержание |
Утро хорошего настроения! | 7.30-8.15 | Утренний прием детей на свежем воздухе «Здравствуйте, это я!» Минутки игры. | Прием детей. Взаимодействие с родителями. Игровая деятельность детей. «Провокации» в среде |
8.15- 8.25 | «На зарядку, как зайчата, по утрам бегут ребята!» | Утренняя гимнастика на свежем воздухе | |
8.25- 8.35 | «Моем руки с мылом чисто!» | Подготовка к завтраку, гигиенические процедуры. Формирование культурно-гигиенических навыков. | |
8.35- 8.50 | Приятного аппетита! | Завтрак: прием пищи | |
Наш активный день! | 9.00- 9.15 | Специально-моделируемая игровая , творческая деятельность | Игровая, творческая деятельность детей |
9.15- 9.30 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
9.30-11.30 | Прогулка «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Игровая деятельность, наблюдения | |
11.30 - 11.40 | Возвращение с прогулки. «Умывай- ся, не ленись – чистым за обед садись!» | Подготовка к обеду. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. | |
11.40-11.50 | «Это время – для обеда, значит нам за стол пора!» | Подготовка к обеду. Формирование элементарных навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков. | |
11.50-12.00 | Подготовка ко сну | Гигиенические процедуры, слушание колыбельных | |
12.00-15.00 | «Это время - тишины – все мы крепко спать должны!» | Создание тихой, благоприятной обстановки для сна Отдых, релакс | |
Вечер интересных событий! | 15.00-15.10 | «Это время – для здоровья, закаляйся, детвора!» | Гигиенические процедуры, оздоровительные «Минутки пробуждения» |
15.10– 15.35 | «Это время игры!» | Игровая деятельность детей (под руководством взрослого) – «обучение игре». | |
15.35- 15.45 | «Это время – простокваш, в это время – полдник наш!» | Полдник: прием пищи | |
15.50-16.15 | Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции обра- зовательных областей, самостоятель ная деятельность в центрах активности | Интеграция образовательных областей (досуговая, игровая деятельность) Праздники, досуги, развлечения, квест-путешествия | |
16.15- 16.30 | Подготовка к прогулке | Формирование элементарных навыков самообслуживания | |
16.30-18.00 | «Ну а вечером опять мы отправимся гулять!» | Игровая деятельность, взаимодействие с родителями, |
Объем максимально допустимой образовательной
нагрузки
№ | Образовательные области | Образовательные кампоненты | Количество занятий в неделю |
1. | Физическое развитие | "Детский фитнес"(ритмика,йога,степаэробика) "Физическая культура на свежем воздухе" "Овладение элементарными нормами и правилами ЗОЖ" | 2 1 в режимных моментах |
2. | Социально-коммуникативное развитие | "Основы собственной безопасности и безопасности окружающего мира" | в режимных моментах |
3. | Познавательное развитие | "Детское экспериментирование" "Окружающий мир" "Математика" "Экология" | 1/2 1/2 1 1/2 |
4. | Речевое развитие | "Восприятие художественной литературы и фольклора" "Развитие речи.Речевые игры" | в режимных моментах 1 |
5 | Художественно-эстетическое развитие | "Лепка" "Рисование.Изобразительные игры" "Аппликация" "Художественное моделирование и конструирование" "Музыка.Музыкальные игры" | 1/2 1 1/2 1/2 2 |
Итого: | 11 |
Расписание специально моделируемой образовательной деятельности (СМОД).
День недели | Содержание деятельности |
Понедельник | 1.Художественно-эстетическое развитие: музыка
|
Вторник | 1. Физическое развитие: детский фитнес 2.Художественно-эстетическое развитие: лепка/аппликация |
Среда | 1.Познавательное развитие: математика 2.Художественно-эстетическое развитие: музыка 3.Художественно-эстетическое развитие: рисование (вторая половина дня) |
Четверг | 1. 1. Физическое развитие: детский фитнес 2. Познавательное развитие: окружающий мир/экология |
Пятница | 1. Речевое развитие: развитие речи 2. Физическое развитие: физкультура на свежем воздухе |
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов
Социально-коммуникативное развитие, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни | Утренняя гимнастика | ежедневно |
Комплексы закаливающих процедур | ежедневно | |
Гигиенические процедуры | ежедневно | |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | ежедневно | |
Чтение художественной литературы, фольклора | ежедневно | |
Овладение элементарной трудовой деятельностью: хозяйственно-бытовой труд, дежурство | ежедневно | |
Целевые, тематические прогулки | ежедневно | |
Прогулка - спортивный досуг на свежем воздухе | 1 раз в неделю |
Модель образовательного процесса на день
Режимные моменты | Формы организации образовательного процесса | Вид деятельности | Время в режиме дня | Длитель-ность | ||||||||||
Прием детей | Игры (дидактические, настольно-печатные, сюжетно-роевые, подвижные) | Самостоятельная и совместная со взрослым игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная деятельность Физическая активность | 7.00–8.10 | 1 час 10 минут | ||||||||||
Беседы с детьми | Коммуникативная деятельность | |||||||||||||
Экскурсии по участку (теплое время года) | Поисково-исследовательская, коммуникативная деятельность | |||||||||||||
Наблюдения | ||||||||||||||
Гигиенические процедуры | Самообслуживание | |||||||||||||
Дежурство в уголке природы, в столовой | Элементарная трудовая деятельность | |||||||||||||
Утренняя гимнастика | Физическая активность | 8.12–8.20 | 8 минут | |||||||||||
Завтрак | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 8.20–8.50 | 30 минут | ||||||||||
Режимные моменты | Формы организации образовательного процесса | Вид деятельности | Время в режиме дня | Длитель-ность | ||||||||||
| Игра | Самостоятельная игровая деятельность | 8.50–9.00 | 10 минут | ||||||||||
| Подготовка к занятиям | Элементарная трудовая деятельность | ||||||||||||
Специально организованная образовательная деятельность | Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование | Познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная (продуктивная), музыкальная, коммуникативная, речевая, восприятие художественной литературы и фольклора, игровая, двигательная активность | 9.00–9.50 (с учетом 10-минутного перерыва между занятиями, динамическими паузами на занятиях) | 40 минут (подсчет времени 50/50) | ||||||||||
Самостоятельная деятельность | Самостоятельная деятельность детей по интересам | Игровая деятельность, коммуникативная деятельность (общение), конструирование | 9.50–10.10 | 20 минут | ||||||||||
Подготовка к прогулке, прогулка | Занятия Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Чтение художественной и познавательной литературы Наблюдения и экскурсии Беседы Элементарные опыты Дидактические и сюжетно-дидактические игры Конструирование Труд в природе | Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, коммуникативная, конструктивная, изобразительная (продуктивная), элементарная трудовая деятельность, восприятие художественной литературы и фольклора, физическая активность | 10.10–12.10 | 2 часа
| ||||||||||
Самостоятель-ная деятельность | Самостоятельная деятельность детей по интересам | Игровая деятельность, элементарный труд (дежурство), коммуникативная деятельность (общение) | 12.10–12.30 | 20 минут | ||||||||||
Подготовка к обеду. Обед | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 12.30–13.00 | 30 минут | ||||||||||
Сон | Воспитание навыков здорового образа жизни | 13.10–15.00 | 2 часа | |||||||||||
Постепенный переход от сна к бодрствованию | Гимнастика пробуждения | Физическая активность | 15.00–15.20 | 20 минут | ||||||||||
Закаливающие процедуры | Воспитание навыков здорового образа жизни | |||||||||||||
Игра | Самостоятельная игровая деятельность | |||||||||||||
Подготовка к полднику, полдник | Формирование культуры еды | Самообслуживание | 15.20–15.45 | 25 минут | ||||||||||
Совместная деятельность педагога с детьми | Игра сюжетно-ролевая, сюжетно-дидактическая, дидактическая, чтение художественной литературы | Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы | 15.45–16.15 | 30 минут | ||||||||||
Дополнительное образование |
|
| 15.45–16.15 | 30 минут | ||||||||||
Совместная со взрослым образовательная деятельность | Мастерская, коллекционирование, беседы, чтение художественной и познавательной литературы, тематические досуги (игровые, физкультурные, познавательные, театрализованные, музыкальные и др.), реализация проектов | Изобразительная (продуктивная), музыкальная, игровая, познавательно-исследовательская, конструктивная, игровая, | 16.15–16.45 | 30 минут | ||||||||||
Подготовка к прогулке, прогулка | Коллекционирование Реализация проектов Решение ситуативных задач Дидактические, сюжетно-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры Конструирование Труд в природе | Самостоятельная и совместная со взрослыми игровая деятельность, познавательно-исследовательская, конструктивная, коммуникативная, элементарная трудовая деятельность и др. | 16.45–19.00 | 2 часа 15 минут | ||||||||||
Уход детей домой |
|
| 19.00 |
| ||||||||||
Общий подсчет времени | На занятия | 40 минут | ||||||||||||
На прогулку | 4 часа 15 минут | |||||||||||||
На игру (без учета времени игр на прогулке и в перерывах между занятиями) | 2 часа 10 минут |
Модель образовательной деятельности на две недели, на учебный год (комплексно-тематическое планирование).
Месяц | Недели | Средняя группа |
Сентябрь «Ходит осень по дорожке!» | 1-2 неделя | ВОТ ОНА КАКАЯ – ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ! Подарки Осени: Овощи на грядке Есть ли жизнь в песке? Труд взрослых осенью 27 сентября – День воспитателя и всех дошкольных работников Проект «Дары волшебн6ицы-Осени» |
3-4 неделя | Я В ДЕТСКОМ САДУ! Игрушки Вот и лето прошло! Яблоня осенью на моем участке Комнатные растения в моей группе Волшебные превращения песка и глины Проект «Мы растем здоровыми!» | |
Октябрь «День осенний на дворе» | 1-2 неделя | ОСЕНЬ В МОЕМ ПОСЕЛКЕ Дома Деревья осенью 1 октября – Международный день пожилых людей Проект «Моя улица» |
3-4 неделя | ЛУКОШКО СО СКАЗКАМИ Сказочные герои Бытовые сказки. Насекомые осенью Камни Проект «Жилища сказочных героев» | |
Ноябрь «Это нужно знать!» | 1-2 неделя | ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО! Осенняя одежда Рыбки в аквариуме 4 ноября – День народного единства. Проект «В гостях у Светофорика» |
3-4 неделя | Я И МОЯ СЕМЬЯ Дом Мама и папа, братья и сестрички. Улица, на которой я живу. Домашние питомцы Как зимуют дикие звери? Последнее воскресение ноября – Международный праздник День матери. Проект «Мой домашний любимец» | |
Декабрь «Здравствуй, гостья Зима!» | 1-2 неделя | ЧТО ПОДАРИТ НАМ ЗИМА, ЧЕМ ОНА ПОРАДУЕТ? Катание на санках и лыжах Прогулка в зимний лес Проект «Зимовье зверей» |
3-4 неделя | ВСТРЕЧАЙ ПРАЗДНИК ЧУДЕС: УКРАШАЙ ЛЕСНУЮ ГОСТЬЮ! Какие бывают елочки Игрушки и украшения для ёлочки. Подарки для всех! Как живут растения зимой? Мыльные радости Проект «Все работы хороши!» | |
Январь «Наши любимые игры, игрушки, занятия!» | 1 неделя | |
2 неделя | ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ Лепим снеговика Времена года Мерзнет ли песок? Проект «Чудесные приключения снеговичка Гоши» | |
3-4 неделя | ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАНЫ ЭТИ ДЕВЧОНКИ И МАЛЬЧИШКИ? Внешние отличия мальчиков и девочек Заботимся о комнатных растениях Проект «Кто мы? Какие мы?» | |
Февраль «Защитники Родины» | 1-2 неделя | САГААЛГАН Бурятский праздник Белого месяца Птицы зимой. Воробей и ворона На поиски воды Обувная фабрика Проект «Сказки дедушки Цыдена» (бурятские сказки) |
3-4 неделя | НАША АРМИЯ СИЛЬНА КАКОЙ БЫВАЕТ ТРАНСПОРТ Наземная техника (танки) Автобус и трамвай Военные самолеты, вертолеты Домашние животные Чем пахнет вода? 23 февраля – День защитника Отечества Проект « | |
Март «Волшебство вокруг нас» | 1-2 неделя | ИДЕТ ВЕСНА НАВСТРЕЧУ ЛЕТУ! Путешествие в весенний лес Гжель Какой бывает вода? 8 марта – международный женский день Проект «Первоцветы для мамочки» |
3-4 неделя | ВОЛШЕБСТВО, КОТОРОЕ ПОМОГАЕТ! Волшебные слова Книжкины именины Чудеса природы. Почему тает снег? Посадили мы горох! Проект «Огород – без хлопот» | |
Апрель «Весна идет – навстречу лету!» | 1-2 неделя | ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ Звездолеты, ракеты и кометы Магнитная сила Птицы весной 12 апреля – День космонавтики Городецкая роспись Проект «Приключения Звездочки» |
3-4 неделя | КАК ЖИВОТНЫЕ В ЛЕСУ ВЕСНУ ВСТРЕЧАЮТ? Жизнь диких зверей весной Воробьи в лужах Ручьи. Вода в решете Филимоновская игрушка 22 апреля Всемирный день Земли Проект « | |
Май «Скоро лето!» | 1-2 неделя | ПРАЗДНИКИ МАЯ 1 мая. 9 мая – День Победы Правила друзей леса Витамины для всех Проект «Таблетки растут на ветке!» (витамины) |
3-неделя | ||
3-4 неделя | СКОРО ЛЕТО! Как узнать лето? На пруду Где прячется воздух? Проект «Люблю березку русскую!» |
5. Особенности традиционных праздников, событий, мероприятий с воспитанниками
Задача детского сада наполнить ежедневную жизнь детей увлекательными и полезными делами, создать атмосферу радости общения, коллективного творчества, стремления к новым задачам и перспективам. Организация традиционных событий в средей возрастной группе №13 «Смешарики» осуществляется на основе комплексно-тематического планирования образовательного процесса.
Лента традиционных событий:
- события основные (календарные праздники: Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и др.);
- значимые события социальной и культурной жизни страны и мира;
- события региональные (праздники — даты республики, тематические мероприятия);
- события муниципальные: районные, поселковые;
- события МАДОУ;
- события личные (дни рождения детей, их близких, мероприятия выходного дня и т.п.).
Примерный перечень общих традиционных праздников, событий, мероприятий в средней группе №13 «Смешарики»
Тема (согласно комплексно-тематическому планированию) | Традиционные праздники, события, мероприятия | Форма | Ответственный | |
Сентябрь | ||||
«Ходит осень по дорожке!» | «День знаний» | Флешмоб | Инструктор по физической культуре | |
«Осень бродит у ворот» | Комплекс открытых тематических образовательных событий с воспитанниками старших и подготовительных групп | Воспитатели старших и подготовительных групп | ||
«Гуляй, ярмарка!» (Рождество Богородицы. Осенины) | Праздник урожая | Музыкальный руководитель | ||
«Дары Осени» | Выставка детского творчества | Воспитатели | ||
«День здоровья» | Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | ||
«День воспитателя» | Торжественная линейка ко Дню воспитателя и всех дошкольных работников | Музыкальный руководитель | ||
Октябрь | ||||
«День осенний на дворе» | «Это надо видеть!» (осень в моем поселке), составление фотоальбома «Осень в Каменске» | Конкурс семейных фотографий | Воспитатели возрастных групп | |
«День Берендея» | Целевая экскурсия | Воспитатели старших и подготовительных групп | ||
«Бал осенних шляп» | Развлечение | Музыкальный руководитель | ||
«Мой край у Байкала» | Участие в районном празднике «День бурятского языка» (выставка детского творчества) | Воспитатели возрастных групп | ||
«Праздник первого снега» (Покров Богородицы)
| Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | ||
Ноябрь | ||||
«Сердцу милый уголок» | «День народного единства» | Комплексное образовательное событие с воспитанниками старших и подготовительных групп | Воспитатели, музыкальный руководитель | |
«День матери» | Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | ||
«День рождение детского сада» | Праздник | Музыкальный руководитель | ||
«Кузьминки. Проводы Осени» | Фольклорный праздник | Музыкальный руководитель | ||
Декабрь | ||||
«Здравствуй, гостья Зима!» | «Новый год у порога детского сада» | Новогодние утренники | Музыкальный руководитель | |
«Новогодний серпантин» | Конкурс новогоднего оформления возрастных групп, новогодних поздравительных газет. | Воспитатели возрастных групп | ||
«Подошел бы Николин день, будет и зима на санках!» | Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | ||
«Ледяная фантазия» | Конкурс ледяных фигур среди родителей возрастных групп | Воспитатели возрастных групп | ||
Январь | ||||
«Наши любимые игры, игрушки, занятия!» | «Рождество Христово. Крещение Господне» | Тематическое образовательное событие с воспитанниками старших и подготовительных групп | Воспитатели старших и подготовительных групп | |
«Гуляют ребятки в зимние Святки» | Фольклорный праздник | Музыкальный руководитель | ||
«Праздник мяча» | Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | ||
Февраль | ||||
«Защитники Родины» | «День защитника Отечества» | Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | |
«Сагаалган – праздник Белого месяца» | Музыкальный досуг | Музыкальный руководитель | ||
«Сретение Господне» | Тематическое образовательное событие с воспитанниками старших и подготовительных групп | Воспитатели старших и подготовительных групп | ||
Март | ||||
«Волшебство вокруг нас» | «Масленица пришла – отворяй ворота!» | Фольклорный праздник | Музыкальный руководитель | |
«Международный женский день: весенние капели для мамочки запели!» | Праздник | Музыкальный руководитель | ||
«А ну-ка, девушки!» | Участие работников МАДОУ в ежегодном поселковом спортивном конкурсе, посвященном Международному женскому дню | Педагоги | ||
«Сороки: гуканье Весны» | Комплексное образовательное событие с воспитанниками старших и подготовительных групп | Воспитатели, музыкальный руководитель | ||
«Неделя детской книги» | По согласованию | Воспитатели | ||
Апрель | ||||
«Встреча Весны» | «Вербное воскресение. Светлое Христово воскресение» | Развлечение | Музыкальный руководитель | |
«Пасхальная палитра» | Выставка детского творчества | Воспитатели | ||
«Весна идет – Весне дорогу!» | Комплекс открытых тематических образовательных событий с воспитанниками младших и средних групп | Воспитатели младших и средних групп | ||
«Международный День птиц» | Комплексное образовательное событие с воспитанниками старших и подготовительных групп | Воспитатели, инструктор по физической культуре | ||
Май | ||||
«Весна идет – навстречу лету!» | «Сердцем прикоснемся к подвигу!» | Флешмоб | Инструктор по физической культуре | |
«Сирень Победы» | Выставка детского творчества | Воспитатели | ||
Выпускной бал, «Аллея выпускников» | Праздник | Музыкальный руководитель | ||
«Именины у Березки» (день Святой Троицы) | Музыкальный досуг | Музыкальный руководитель | ||
Июнь, июль, август | ||||
«Долгожданная пора – тебя любит детвора!» | «День защиты детей» | Флешмоб | Инструктор по физической культуре | |
«Иван Купала – обливай кого попало!» | Развлечение | Музыкальный руководитель | ||
«Сурхарбан» | Национальный спортивный праздник | Инструктор по физической культуре | ||
«А у нас – яблочный спас!» (Медовый, яблочный, ореховый Спас) | Фольклорный праздник | Музыкальный руководитель | ||
«День строителя» (день поселка) | Спортивный досуг | Инструктор по физической культуре | ||
«Шагающие за Солнышком» | Организация летнего оздоровительно-туристического лагеря | Инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, воспитатели |
6. Планируемые результаты освоения Программы
воспитанниками средней группы №13 «Смешарики»
Планируемые результаты освоения Программы осуществляется один раз в год (в конце учебного года) в формате автоматизированного мониторинга образовательных результатов воспитанников по освоению Программы.
СРЕДНЯЯ ГРУППА (ПЯТЫЙ ГОД ЖИЗНИ) | |
Образовательные области и разделы программы | Показатели развития ребенка |
Социально-коммуникативное развитие (СКр) | |
1) Овладение коммуникативной деятельностью и элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме | Умеет дружить, оказывать помощь, делиться игрушками. |
Понимает последствия своего поступка, его влияние на эмоциональное состояние других людей. | |
Соблюдает правила культуры поведения в детском саду, на улице. | |
Использует вежливые слова (здравствуйте, спасибо, до свидания, извините). | |
Соблюдает элементарные правила культуры принятия пищи. | |
2) Овладение элементарной трудовой деятельностью | Владеет навыками самообслуживания, оказывает помощь сверстникам (одеваться, складывать вещи, собирать игрушки и т.д.) |
Принимает участие в общих трудовых делах (дежурства, украшает группу к празднику, участвует в уборке группы или участка). | |
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения, помогает взрослым. | |
Знает некоторые профессии, инструменты и оборудование некоторых профессий. | |
Трудится и играет вместе с другими детьми. | |
3) Овладение основами собственной безопасности и безопасности окружающего мира | Понимает опасность общения с незнакомыми людьми. |
Четко знает предметы, которыми детям пользоваться запрещено (спички, зажигалки, утюги и т.д.). | |
Понимает, что нельзя трогать чужих животных (они могут быть агрессивны, больны). | |
Называет все сигналы светофора и рассказывает их значения. | |
Знает что такое тротуар, проезжая часть и для чего они предназначены. | |
Знает, что такое «зебра» и для чего она предназначена. | |
4) Овладение навыками игровой деятельности | Самостоятельно выбирать, в какую игру играть. Умеет воплощать новые игровые замыслы. |
Умеет объединяться для игр, содержащих 2 – 3 роли (совместно с воспитателем), распределять их между собой, поступает в соответствии с игровым замыслом. | |
Выполняет правила игры. | |
Создает игровое детское сообщество на основах партнерства. Умеет договариваться со сверстниками во что играть, распределять игровой материал. | |
Самостоятельно создает предметно-ролевую среду, используя полифункциональный материал, модули, игрушки-заместители. | |
5) Формирование первичных представлений о себе, других людях | Знает о том, что за организмом надо ухаживать, что бы быть здоровым. |
Устанавливает связь между совершенным действием и реакцией организма, настроением, самочувствием. | |
Идентифицирует свои действия с действиями других детей («Я так же быстро бегаю, как Женя») | |
6) Развитие представлений о семье, родословной | Умеет различать пол людей, их внешний вид, возрастные особенности, особенности гендерного поведения. |
Умеет называть родословные отношения (кто есть кто в семье). | |
Любит семейные праздники, с удовольствием изготавливает подарки для членов семьи. | |
Отражает сюжеты из жизни семьи в играх. | |
7) Развитие представлений о Родине | Знает название своей Родины (Россия), флаг, герб, узнавать гимн своей страны. |
Знает некоторые государственные и народные праздники. | |
Знает, где находится дом и детский сад. | |
8) Формирование элементарных экологических представлений | Сформированы элементарные умения предвидеть положительные и отрицательные последствия своего поведения по отношению к объектам природы. |
Может выражать сочувствие объектам живой природы (животному, дереву). | |
С интересом участвует в элементарных экологических праздниках, акциях. | |
Познавательное развитие (Пр) | |
1) Овладение познавательно-исследовательской деятельностью | Присутствует естественное любопытство и интерес к экспериментированию с предметами и познанию их свойств. |
Сформированы элементарные представления о материалах, из которых изготовлены предметы. | |
Умеет делать самостоятельные «открытия» свойств природных объектов (камешки тонут в воде, глина лепится, песок сыплется). | |
С интересом включается в наблюдения, проведение опытов. | |
2) Сенсорное развитие | Различает 9 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, коричневый, черный, белый), их светлые и темные оттенки |
Различает параметры величины, использует их для сравнения объектов. | |
Умеет сравнивать предметы, находить в них сходства и различия; группировать объекты по различным признакам. | |
3) Мир живой и неживой природы | Умеет замечать происходящие в природе суточные и сезонные изменения , явления (вечер, утро, дождь, листопад, распускание цветка, перелет птиц и т.д.) |
Имеет представления о многообразии птиц, особенности их внешнего облика и поведения. | |
Имеет представление о повадках животных, их внешних особенностей, сезонных особенностей. | |
Имеет представление о насекомых, называет их, знает о приспособлении насекомых к сезонным изменениям. | |
Умеет узнавать и называть деревья, кустарники, цветы. | |
Умеет использовать условные обозначения, графические модели объектов живой и неживой природы. | |
Сформированы представления о самых простых природных взаимосвязях (растениям нужны свет, вода, почва; животным пища, вода и т.д.) | |
На основе сенсорного опыта имеет представления об овощах и фруктах, среде их обитания (сад – огород). | |
Осуществляет уход за комнатными растениями, обитателями живого уголка. | |
4) Овладение конструктивной деятельностью | Умеет конструировать из строительного материала, бумаги по собственному замыслу. |
Создает простейшие постройки для игры из конструктора, бумаги. | |
Проявляет творчество по созданию поделок из природного материала. | |
5) Развитие РЭМП | Различает, из каких частей составлена группа предметов, называет их характерные особенности (цвет, размер, назначение). |
Считает до 5 (количественный счёт), отвечает на вопрос «Сколько?». | |
Сравнивает количество предметов на основе счёта, а также путём соотнесения предметов двух групп (составления пар). | |
Сравнивает два предмета по величине на основе приложения их друг к другу или наложения. | |
Знает характерные отличия круга, квадрата, треугольника, шара, куба. | |
Определяет положение предметов в пространстве по отношению к себе; двигается в нужном направлении по сигналу. | |
Определяет части суток. | |
Речевое развитие (Рр) | |
Выделяет первый звук в слове. | |
1) Овладение речью как средством общения и культуры | |
Умеет производить звуковой анализ односложного трёхзвукового слова. | |
Составляет описательные рассказы (по игрушке), сюжетные рассказы, сочиняет загадки. | |
Эмоционально откликается на образное содержание литературных и фольклорных произведений. Проявляет инициативность, активность в общении | |
2) Обогащение активного словаря в процессе восприятия художественной литературы и фольклора | Называет любимую сказку, читает наизусть стихотворение, считалку. |
Рассматривает иллюстрированные издания детских книг. | |
Драматизирует (инсценирует) с помощью взрослого небольшие сказки (отрывки из сказок). | |
При рассказывании сказки дополнять её собственными историями, выдерживая авторский сюжет. | |
Придумывает условные обозначения к событиям истории | |
Художественно-эстетическое развитие (ХЭр) | |
1) Развитие детей в процессе овладения изобразительной деятельностью | Выделяет выразительные свойства дымковской и филимоновской игрушки, проявляет интерес к книжным иллюстрациям. |
Изображает предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др. | |
Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием. | |
Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи. | |
Создаёт образы разных предметов и игрушек из пластилина , объединяет их в коллективную композицию. | |
Использует всё многообразие усвоенных приёмов лепки Правильно держит ножницы и режет ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник). | |
Вырезает круг из квадрата, овал — из прямоугольника, плавно срезает и закругляет углы. | |
Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящих из нескольких частей. | |
Составляет узоры из растительных форм и геометрических фигур. | |
2) Развитие детей в процессе овладения музыкальной деятельностью | Может эмоционально отзываться на музыку различного характера в речевом, двигательном, инструментальном, изобразительном и других выражениях. |
Знает и называет музыкальные инструменты (барабан, бубен, колокольчик, бубенцы, треугольник, ложки, металлофон, ксилофон, блоктроммель, маракас, трещотка, рубель). | |
Умеет выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движения парами по кругу, кружение в парах и по одному. | |
Использует во всех видах деятельности «звучащие жесты» (цокание языком, хлопки в ладоши, шлепки по коленям, притопы ногами), ритмические и шумовые инструменты (колокольчик, треугольник, барабан, ложки, клавесы, штабшпили, шаркунки) в качестве ритмизации или сопровождения. | |
Имеет представление о театре как ярком зрелищном искусстве. | |
3) Развитие детей в процессе овладения театрализованной деятельностью | |
Имеет первоначальные навыки перевоплощения через освоение образов растительного, животного и предметного мира | |
Физическое развитие (ФР) | |
| Ходит и бегает, согласуя движения рук и ног. |
Бегает, соблюдая правильную технику движений. | |
Ползает разными способами: опираясь на стопы и ладони, колени и ладони, на животе, подтягиваясь руками. | |
Строится в колонну, в круг, шеренгу, выполняет повороты на месте. | |
Ориентируется в пространстве, находит левую и правую стороны. | |
Развиты физические качества (скорость, гибкость, выносливость, сила, координация), улучшен индивидуальный результат в конце учебного года. | |
| Соблюдает элементарные правила гигиены. |
Полощет рот питьевой водой после приёма пищи. | |
Следит за опрятностью одежды и обуви. | |
Различает, что вредно, а что полезно для здоровья. |
7.Взаимодействие с семьями воспитанников
Основной целью работы с семьями воспитанников является создание необходимых условий для эффективного взаимодействия, формирования ответственных взаимоотношений и развития психолого-педагогической компетентности родителей.
Основные задачи взаимодействия воспитателя и родителей:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
- поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Перспективный план работы с родителями средней группы №13 «Смешарики» на 2017-2018 учебный год
Цель:Вовлечение максимального числа родителей в образовательный процесс, осуществляемый с детьми средней группы.
Задачи:
- Создать условия открытости образов в пространстве группы (информация родителей о предстоящих темах недели, детском продукте, ожидаемой помощи родителей, участие родителей в мероприятиях, деятельности, режимных моментах и т.д.)
- Обеспечить психолога – педагогическое просвещение родителей по направлениям:
- особенности развития детей 5 года жизни;
- создание оптимальных условий дома для ребёнка;
- способы общения и взаимодействия с ребёнком;
- Внедрить в работу нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:
Ожидаемый результат:
- Между педагогами и родителями установятся доверительные отношения, что приведёт к созданию благоприятного климата для развития ребёнка.
- У родителей возникнет интерес к процессу воспитания и обучения детей.
- У педагогов повысится профессиональный уровень.
- У детей появится положительная мотивация посещения детского сада.
Месяцы | Название мероприятия | Цель проведения мероприятия |
Сентябрь | 1. Организационное родительское собрание «Что должен знать ребёнок 4 – 5 лет». 2. Беседа с родителями «Одежда детей в разные сезоны». 3. Консультация для родителей «Осторожно, ядовитые грибы». 4. Консультация «Всё о развитии детской речи». 5. Памятка для родителей «Возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста». 6. Анкетирование родителей. Тема: «Какой вы родитель?». 7. Стенд для родителей «Как мы живём?» - отражающий культурно-досуговую деятельность детей. 8. Консультация «Всё о детском питании». |
|
Октябрь | 1. Консультация «Игра, как средство воспитания дошкольников». 2. Индивидуальные беседы с родителями о необходимости проводить вакцинацию против гриппа и ОРВИ. 3. Педагогический всеобуч «Что надо знать о своём ребёнке». 4. Анкетирование родителей. Тема: «Знаете ли вы своего ребёнка?». 5. Коллаж для родителей «Познакомьтесь, это я!». Рисунки родителей и детей. 6. Памятка для родителей «Какие родители, такие и дети!». 7. Консультация «Азбука дорожного движения». |
|
Ноябрь | 1. Консультация «Как провести выходной день с ребёнком?». 2. Индивидуальные беседы с родителями. Тема «Спортивная обувь для занятий физкультурой». О необходимости её приобретения. 3. Консультация «Одежда детей в группе». 4. Родительское собрание. Тема: «Пожарная безопасность. Советы доброго доктора». 5. Памятка для родителей. Тема: «Помогите детям запомнить правила пожарной безопасности». 6. Выставка детских работ «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды». 7. Тестирование родителей. Тема: «Откуда опасность?». 8. Консультация «Главные направления в развитии речи детей старшего дошкольного возраста». |
|
Декабрь | 1. Консультация «Грипп. Меры профилактик. Симптомы данного заболевания». 2. Беседа «Чесночницы – одна из мер профилактики вирусных инфекций». 3. Педагогический всеобуч «Здоровье ребёнка в наших руках». 4. Тестирование родителей. Тема: «Состояние здоровья вашего ребёнка». 5. Памятка для родителей «Кодекс здоровья». 6. Консультация «Жизнь по правилам: с добрым утром». 7. Анкетирование родителей. Тема: «Условия здорового образа жизни в семье». 8. Памятка для родителей «Как отвечать на детские вопросы?». |
|
Январь | 1. Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы». 2. Памятка для родителей. Тема: «Приглашаем к сотрудничеству». 3. Индивидуальные беседы. Тема: «Закаливание – одна из форм профилактики простудных заболеваний детей». 4. Педагогический всеобуч «Методы, повышающие познавательную активность дошкольников». 5. Памятка для родителей. Тема: «Три основных способа познания окружающего мира». 6. Консультация «Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной?». 7. Памятка для родителей. Тема: «Чаще говорите детям». |
|
Февраль | 1. Выставка детских рисунков, тема: «Мой папа». 2. Анкетирование Отцов и дедушек, тема: «Каковы вы мужчины?». 3. Индивидуальные беседы с папами, тема: «Кого вы считаете главным в воспитании ребенка?». 4. Беседа «Возможные формы совместного отдыха родителей и детей». 5. Памятка для родителей «Несколько советов по организации и проведению детских праздников». 6. Выставка рисунков «Папа, мама, я – очень дружная семья». 7. Поделки родителей и детей «Наши увлечения». 8. Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье». |
|
Март | 1. Плакат для родителей «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости!». 2. Выставка детских работ «Мы едим, едим, едим». 3. Папка – передвижка «осторожно – красный свет». 4. Памятка для родителей «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге». 5. Родительское собрание, тема: «Ребенок и правила дорожного движения». 6. Тематическая выставка «Внимание улица!» книги, дидактические пособия, игры. 7. Консультация «Ребенок и дорога. Правила поведения на улицах города». 8. Консультация «Азбука дорожного движения». |
|
Апрель | 1. Беседа «Детский рисунок – ключ к внутреннему миру ребенка». 2. Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях». 3. Памятка для родителей «Как измерить талант?». 4. Педагогический всеобуч «Музыка и дети». 5. Консультация «Развитие творческих способностей ребенка». 6. Памятка для родителей «Пойте ребенку песни». 7. Оформление фотоальбома «Семьи наших воспитанников». |
|
Май | 1. Итоговое родительское собрание. 2. Открытое занятие для родителей воспитанников. 3. Консультация «Увезите ребенка в даль светлую». 4. Памятка для родителей «Изобразительная деятельность дошкольников». 5. Консультация «Как сделать путешествие в автомобиле интересным? Поиграйте с малышом!». 6. Консультация «Развод родителей – это серьезно». 7. Консультация «Все о компьютерных играх». |
|
В целях обеспечения условий для эффективного взаимодействия с родителями воспитанников, предоставления актуального результата деятельности в средней группе №13 «Смешарики» создан сайт возрастной группы - http://smeshariki.ucoz.org.Работа в данном направлении предполагает составление ежемесячных мини-отчетов для родителей о достижениях детей, содержании образовательной деятельности, реализации интересных проектов и т.д. Кроме того, формат «обратной связи» является новой интерактивной формой взаимодействия воспитателя и родителей воспитанников.
Условия реализации Программы
Кадровые условия
В средней группе №13 «Смешарики» образовательную деятельность осуществляют следующие педагоги:
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
Расписание музыкальных занятий-понедельник,среда.
Расписание занятий по детскому фитнесу и физкультуре-вторник,четверг,пятница.
Психолого-педагогические, здоровьесберегающие условия
Для оптимизации образовательного процесса в средней группе №13 «Смешарики» и построения его в соответствии с требованиями ФГОС ДО соблюдаются следующие требования:
- максимально уменьшить «бумажное» планирование: использовать электронные документы (с целью сокращения временных затрат на организационные моменты и высвобождения времени для непосредственного взаимодействия и общения педагога с ребёнком);
- организовывать разновозрастное общение детей через посещение детьми разных возрастных групп, гостевые экскурсии и т.д.;
- своевременно реагировать на возникающие проблемы в развитии детей, обеспечивать профилактику и раннюю коррекцию нарушений развития (при необходимости подключать специалистов);
- добиваться соответствия формы одежды воспитателей (соблюдать дресс-код) специфике работы с детьми дошкольного возраста (одежда должна позволять принимать различное положение тела при взаимодействии и играх с детьми: сесть, лечь на ковёр, ползать, прыгать и т.п.);
- соблюдать сопровождающую (тьюторскую) позицию педагога;
- решать образовательные задачи как в специально-моделируемой образовательной деятельности (образовательные события с воспитанниками, игры, экскурсии, наблюдения, эксперименты и т.д.), так и в реальных жизненных ситуациях (режимные моменты, естественное общение с ребёнком и его семьёй и т.п.);
- проводить педагогическую диагностику (диагностические игры и др.), не нарушая комфортного состояния ребёнка (с целью выработки конкретных рекомендаций по дальнейшему образованию ребёнка);
- организовывать деятельность по повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
Педагогические требования к организации образовательного процесса:
- создавать для ребёнка ситуации выбора (наличие одновременно нескольких видов деятельности!) и вовлекать в разнообразную продуктивную деятельность с учётом предпочтений;
- расширять осведомлённость и опыт ребёнка (освоение разнообразных способов деятельности) с учётом его интересов и опорой на уже имеющийся опыт;
- осуществлять доброжелательное партнёрство, сотрудничество с ребёнком и его семьёй;
- вовлекать ребёнка в разнообразную продуктивную деятельность;
- создавать благоприятные условия для разнообразной свободной самостоятельной деятельности детей, поощряя детское творчество, обогащая личный опыт детей.
Психологические требования к организации образовательного процесса:
- развивать базовые психические процессы: восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), мышление (наглядно-действен ное, логическое, абстрактное, креативное), память (зрительную, слуховую, двигательную), внимание (концентрацию, переключаемость), речь, воображение;
- содействовать эмоционально-образному подкреплению получаемой ребёнком информации.
Здоровьесберегающие требования к организации образовательного процесса:
- уметь распознавать состояние здоровья ребёнка, владеть способами распознавания болезненных состояний и оказания первой медицинской помощи;
- учитывать индивидуальные особенности физического и психического развития детей при выборе педагогических подходов;
- обеспечивать гибкую режимную организацию жизнедеятельности и физиологически необходимую двигательную активность.
8.Организация развивающей предметно-пространственной среды
в средней группе №13 «Смешарики»
В соответствии со Стандартом развивающая предметно-пространственная среда в возрастной группе обеспечивает и гарантирует:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального благополучия детей, в том числе с учетом специфики информационной социализации и рисков Интернет-ресурсов, проявление уважения к их человеческому достоинству, чувствам и потребностям, формирование и поддержку положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях, в том числе при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МАДОУ, возрастных групп и прилегающих территорий, приспособленных для реализации образовательной программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих чувств и мыслей;
– создание условий для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного самосовершенствования и профессионального развития педагогических работников, а также содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей и мотивов;
– открытость дошкольного образования и вовлечение родителей (законных представителей) непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
– создание равных условий, максимально способствующих реализации различных образовательных программ в Организации, для детей, принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- возможность самовыражения детей.
Маленькие творческие мастерские и островки наполнены разнообразным, стимулирующим деятельность ребенка материалом, развивающими играми.
В возрастной группе есть игры-самоделки, изготовленные дошкольниками совместно с родителями и воспитателем.
В игровых комнатах для детей есть карта-путеводитель с игровым кубиком и набором разнообразных карточек по всем видам детской деятельности.
Коробочка "Деловые хлопоты" заполнена бейджиками с надписью роли, которую сегодня ребенок исполняет: "гардеробщик", "эколог", "главный строитель", "директор гаража" и др. Поручения такого рода позволяют детям принимать непосредственное участие в ежедневной работе в группе, участвовать в игре, предоставляют возможность почувствовать свою значимость и уникальность.
Материалы в возрастной группе могут также воплощаться во временных компонентах детской субкультуры, т. е. присутствующих периодически, например, коллекциях, газетах, выставках, мини-музеях, оформленных совместно с родителями, и продуктах детской деятельности, полученных в результате реализации проектов (книжках-малышках, альбомах, фотоальбомах, макетах и т. п.).
Коллекционирование – доступный детям вид деятельности, учитывающий их индивидуальные интересы и удовлетворяющий потребности в "собирательстве сокровищ".
В процессе коллекционирования ребенок учится систематизировать и изучать собираемые предметы. Педагог помогает с поиском новых экспонатов, информации в книгах и энциклопедиях, организацией посещения музея. Представляя детям чью-либо коллекцию, рассказывая о ней, он вызывает у сверстников интерес к созданию собственной. Коллекции могут быть представлены: коллекция камней, открытками, иллюстрациями, предметами неживой природы, муляжами, игрушками и др.
Центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками, – макет. Он выводит способность к сюжетосложению на новый уровень, содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.
Помимо создания коллекций дети могут поочередно оформлять свои мини-музеи по интересующей теме или теме проекта. «Музей шляп», «Чудо-телефон» «Вторая жизнь дерева», «Музей ключей», «Музей часов» и т.д. В подготовке и оформлении материалов принимают участие родители.
Для каждой «мастерской» или «островка» располагаются понятные для детского восприятия эмблемы с соответствующим видом деятельности. Кроме того в возрастных группах МАДОУ располагаются «Уголок дежурства», который сопровождается соответствующей символической эмблемой.
Стена "Наша жизнь, наши успехи" используется для демонстрации личных достижений воспитанников в городских, краевых и Всероссийских конкурсах, выставках рисунков дошкольников, посещающих кружки, тематических фотовыставок с изображением необычного, значимого для ребенка события, разнообразных выставок-конкурсов детских работ.
Организованная таким образом личностно ориентированная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей таких жизненно необходимых социальных навыков, как инициативность, самостоятельность, творчество.
Среда группы, организованная с учетом индивидуализации пространства жизни ребенка, отличается динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.
Художественно-эстетическое развитие:
- «Мастерская творчества»
- «Музыкальная мастерская»
- «Театральная мастерская»
Социально-коммуникативное развитие:
- «Мастерская сюжетно-ролевой игры» (дом, больница, салон красоты, магазин)
- «Мое настроение»
- «Здравствуйте, я пришел!»
- «Уголок именинника»
- «Островое уединения»
- «Уголок дежурства»
- «Звезда дня»
- уголок «Чем мы занимались, чему научились»
- «Островок ПДД, ОБЖ»
- «Лавочка примирения»
Познавательное развитие:
- «Мастерская настольно-печатных, дидактических игр»
- «Книжная мастерская»
- «Мастерская природы»
- «Мастерская детского экспериментирования» (песок-вода-природный материал)
- «Строительная мастерская»
- «Мастерская коллекционера»
- «Мини-музей»
- «Огород на подоконнике»
Речевое развитие:
- Книжный уголок
Физическое развитие:
- «Физкультурно-оздоровительная мастерская»
Помимо РППС в возрастной группе, для воспитанников организована современная развивающая предметно-пространственная среда в рамках многомерного пространства детского сада:
Художественно-эстетический комплекс:
- арт-студия (изобразительная и театральная деятельность);
- музыкальный зал;
- музыкальный кабинет.
- Социально-познавательный комплекс:
- «Экологическая гостиная»;
- Музей природы;
- тематические музейные экспозиции;
- комната ОБЖ, ПДД «Островок безопасности»;
- детская лаборатория «Маленькие волшебники»;
- экологическая тропинка в здании МАДОУ;
- уголок бурятской культуры «Бурятская юрта»;
- уголок русской культуры «Русская изба».
- Физкультурно-оздоровительный комплекс
- спортивный зал;
- медицинский кабинет;
- кабинет психолога, логопеда.
- Комплекс «Уличное пространство»:
- игровые площадки возрастных групп;
- спортивная площадка»;
- «Тропа здоровья»;
- «Экологическая тропа»;
- площадка по обучению ПДД;
- «Аллея выпускников».
Информационно-методическое обеспечение Программы
Образовательный компонент (согласно учебному плану) | Перечень основной методической литературы |
Образовательная область «Физическое развитие» | |
Детский фитнес | - Е.В. Сулим «Детский фитнес» (физкультурные занятия для детей 3-5 лет) - М: 2014 г. - Т.А. Иванова «Йога для детей» - М: 2013 г. |
Физкультура | По выбору инструктора по физической культуре. |
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» | |
Основы безопасности жизнедеятельности | - Картотека «Мир вокруг – добрый и безопасный», 2017 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). - И.С. Артюхова, развивающая тетрадь «Мир вокруг – добрый и безопасный», Ч.1 и Ч.2 (ПМК «Мозаичный парк»). |
Образовательная область «Познавательное развитие» | |
Окружающий мир | - Картотека «Мир, в котором я живу!», 2017 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). |
Детское экспериментирование | - Картотека «Чудеса рядом с нами!», 2017 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). |
Математика | - Е.В. Колесникова, парциальная программа «Математические ступеньки», М: 2015 г. - Методические пособия «Математика для детей (4-5 л.)». - Е.В. Колесникова – Рабочие тетради, «Я считаю до 5» (4-5 л) |
Экология | - О.В. Воронкевич, парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!», Санкт-Петербург: 2015 г. - О.В. Воронкевич – Рабочие тетради «Добро пожаловать в экологию!» Ч 1, Ч 2 (4-5 л.). |
Конструирование из строительного материала | - О.Э. Литвинова «Конструирование с детьми среднего дошкольного возраста», Санкт-Петербург: 2016 г. - Рабочая программа «Конструируем вместе с детьми» - 2017 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). |
Образовательная область «Речевое развитие» | |
«Восприятие художественной литературы» | |
«Развитие речи» | - Е.В. Колесникова – Учебно-методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» к рабочей тетради «Раз – словечко, два – словечко!», М: 2016 г. - Е.В. Колесникова – Рабочая тетрадь для детей 3-4 лет «Раз – словечко, два – словечко!». |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» | |
Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) | - И.А. Лыкова, парциальная программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки», М: 2015 г. - Рабочая программа «Рисуем вместе с детьми» - 2016 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). - Рабочая программа «Лепим вместе с детьми» - 2016 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). - Рабочая программа «Создаем аппликации вместе с детьми» - 2016 г. (ПМК «Мозаичная палитра»). - И.А. Лыкова – Учебно-методическое пособие «Изобразительная деятельность в детском саду»(средняя группа)М: 2015 г. |
Художественное моделирование | - И.А. Лыкова, парциальная программа «Умелые ручки» по художественному труду в детском саду, М: 2015 г. - Учебно-методическое пособие «Художественный труд в детском саду» (средняя группа), М: 2015 г. - Учебно-методическое пособие «Конструирование в детском саду» (средняя группа), М: 2015 г. |
Музыка | - По выбору музыкального руководителя. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа средней группы по программе "От рождения до школы"
Рабочая программа составлена для организации воспитательно-образовательного процесса воспитателей группы с детьми среднего дошкольного возраста (с 4 до 5,5 лет), обеспечения гарантии...
Рабочая программа средней группы №11 (от 4 до 5 лет) (приложение к образовательной программе дошкольного образования)
Рабочая программа средней группы (далее Программа) спроектирована на основе образовательной программы дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Д...
Рабочая программа Средней группы «Незабудка» (4-5 лет) Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой на 2018-2019учеб
Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса средней группы муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №1 «Росинка...
Рабочая программа средней группы по программе "Детство"
Разработка рабочей программы средней группы по программе "Детство"....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2021 – 2022 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года. рабочая программа (средняя группа)
Годовой перспективный план работы с родителями воспитанников средней группы на 2022 – 2023 учебные года.рабочая программа (средняя группа)Цель: Создание условий для взаимодействия с ...