Рабочая программа на 2021-2022 учебный год (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)

 Гаршина Людмила Викторовна

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка» г. Горно – Алтайска.  

       Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

       Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Березка» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»

Принята на заседании

 педагогического совета

Протокол № ___от ________                                  

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Березка» г.Горно-Алтайска»

  __________Г.А. Левинская

  Приказ №_____ от _______

Рабочая программа

средняя группа

на 2021-2022 учебный год

     

                                                             Разработчик:

                                                                                            Гаршина Людмила Викторовна

Бурбуева Елизавета Александровна

г. Горно – Алтайск, 2021

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………..……………………………......3

1.1. Пояснительная записка……………....…………………………………………...3

1.1.1. Цели и задачи реализации программы……………………………………….3

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы…….......……………..4

1.2. Планируемые результаты……………………………………………..………….5

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе……………………………………………………………………………..... 6

2. СОДЕРЖАТЕЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………….....……………………………………..……..7

2.1. Общие положения………………………………………………………………….7

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях……….7

2.2.1. Дошкольный возраст…………………………………………………..………..7

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…….....…7

Образовательная область «Познавательное развитие»…………………….……11

Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………....12

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»………….15

Образовательная область «Физическое развитие»……………………….………18

2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников………19

2.4. Содержание коррекционно-развивающей работы..…………………………20

3. ОРГАНИЗАЦОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….…23

3.1. Режим дня и распорядок……………………………………………………...….23

3.2. Планирование образовательной деятельности……………………………….27

3.3. Культурно-досуговая деятельность……………………………………………28

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы..............................................................................................................................38

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.  Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка» г. Горно – Алтайска.  

       Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.

       Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Значимые характеристики детей для разработки и реализации программы

Возрастные особенности детей 4-5 лет подробно представлены в программе «От рождения до школы» / под ред.Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

  • Направленность группы -  общеразвивающая
  • Возрастная группа – средняя группа
  • Состав группы – 24 человека
  • Девочки – 8, мальчики – 16
  • Национальный состав – 13 русских, 11 алтайцев.

Анализ состава семей

2021 - 2022

Количество детей

24

Особенности семьи

Полные семьи

24

Не полные семьи

0

Опекуны

0

Многодетные

6

Образование

Высшее

15

с/спец.

9

Среднее

0

1.1.1. Цели и задачи реализации программы  

  Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:

Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.

Программа направлена на:

  • создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

  • Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
  • Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
  • Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
  • Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
  • Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
  • Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
  • Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
  • Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Алтай с культурой, языком и традициями народов РА. В качестве содержательного ориентира используется программно – методическое пособие «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Е.Н. Тобоевой.

Представлена возможность изучения алтайского языка в форме кружка в среднем дошкольном возрасте по желанию родителей (законных представителей).

Основными задачами данной работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры, бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали), культуре и традициям народов РА.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы

Программа учитывает принципы «Программы от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой

  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип возрастного соответствия;
  • Принцип развивающего образования;
  • Принцип поддержки разнообразия детства;
  • Принцип интеграции образовательных областей;
  • Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
  • Принцип позитивной социализации детей;
  • Принцип индивидуализации дошкольного образования;
  • Принцип открытости дошкольного образования;
  • Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • Принцип сотрудничества организации с семьей.

1.2. Планируемые результаты освоения детьми

Целевые ориентиры (на этапе завершения освоения программы)

      Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.

- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе

         Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей.  В качестве инструмента используется диагностика развития детей от 3 до 7 лет.

        1. Карта развития ребенка заполняется на основе наблюдения за детьми в свободной самостоятельной деятельности, организуемые воспитателями всех возрастных групп 3 раза в год – в начале, середине и конце учебного (сентябрь, январь, май).

        2. Унифицированная форма наблюдения (карта развития) используется в 5-ти видах детской деятельности в диапазоне от 3 до 7 лет:

- в сюжетной игре;

- в игре с правилами;

- в продуктивной деятельности;

- в познавательно-исследовательской деятельности;

- в двигательной активности.

        3. Каждый вид деятельности детей дошкольного возраста способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы:

- творческая инициатива,

- инициатива как целеполагание и волевое усилие,

- коммуникативная инициатива,

- познавательная инициатива (любознательность),

- двигательная инициатива.

        4. Каждая унифицированная карта развития включает описание показателей трех уровней (низкий, средний, высокий) проявления инициативы у детей в диапазоне от 3 до 7 лет.

        5. Карта развития позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне.

Позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу».

        6. Педагогическая диагностика проводится воспитателями групп.

        Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
  2. Оптимизация работы с группой детей.

        При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).

        Участие ребенка в психологической диагностики допускается только согласие его родителей (законных представителей).

        Результаты психологической диагностики могут использоваться в решении задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.  Общие положения

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Специфика образовательной программы определяется признанием самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, развитием его личности с учетом личностно - ориентированного содержания образования, профессионализма и мастерства педагогов МБДОУ.

Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях

2.2.1. Дошкольный возраст

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Цель:                                                                                                                                                                                                                     

Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Социально-коммуникативное развитие направлено на:

  • усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
  •  развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
  • формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

                                                            Вариативная часть

Социально-личностное развитие

   Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр.

 Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений алтайского народа.

   Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного города.

     Ознакомление с «зеброй», светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города.

   Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края.

   Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений. Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами русского и алтайского фольклора.

Формы работы с детьми по образовательной

области «Социально-коммуникативное развитие»

Содержание

Возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.Развитие игровой деятельности:

  • сюжетно-ролевые игры

4 -  5 лет

В соответствии с режимом дня

Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, досуги, праздники, сюжетно-ролевые игры.

Сюжетные самостоятельные игры (на основе опыта детей).

Вне игровые формы:

изобразительная деятельность, труд в природе,  конструирование, экспериментирование, бытовая деятельность, наблюдения, самодеятельность дошкольников.

2.  2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми

4 – 5 лет

Индивидуальная работа во время утреннего приема, культурно-гигиенические процедуры,

игровая деятельность во время прогулки (напоминание), дежурство; тематические досуги

Беседы- занятия, чтение   худ. литературы, проблемные ситуации, поисково- творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов,  решение задач

Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами,  сюжетно-ролевые игры, дежурство, самообслуживание, продуктивная деятельность

3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности

  • образ Я
  • семья
  • детский сад
  • Родная страна
  • наша Армия
  • наша планета

4 – 5 лет

Тематические досуги,  проектная деятельность, исследовательская деятельность

Викторины, КВН, познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсии, просмотр видеофильмов, беседы.

Продуктивная деятельность, дежурство

4. Формирование патриотических чувств

4 – 5 лет

Игра, наблюдения, упражнения

Познавательные беседы, развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы

Рассматривание иллюстраций, изобразительная деятельность

5. Формирование основ собственной безопасности

  • ребенок и другие люди
  • ребенок и природа
  • ребенок дома
  • ребенок и улица

4 – 5 лет

Сюжетно-ролевые игры, минутки безопасности, показ, объяснение

Беседы, чтение, рассказ, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки, просмотр видеофильмов

Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность

6. Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу

4 – 5 лет

Объяснение, напоминание, наблюдение

Познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование, чтение

Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность

7. Развитие трудовой деятельности

  • Самообслуживание

 4 – 5лет

Объяснения, обучения, напоминания.

Чтение художественной литературы, поручения, игровые ситуации, досуг

Рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры

  • Хозяйственно-бытовой труд

4 - 5 лет

ТрТрудовые поручения, участие в совместной со взрослыми уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр, книг.  Уборка постели после сна, сервировка стола, помощь воспитателю к подготовке материалов к занятию и уборка столов после занятий.

Коллективный труд, поручения, продуктивная деятельность, экскурсии

Творческие задания, дежурство, поручения,

  • Труд в природе

4 - 5 лет

Показ, объяснение, дежурство в уголке природы. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными уголка природы

Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, целевые прогулки

Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги

  • Ручной труд

 4 -5 лет

Показ, объяснения. Трудовые поручения, участие в ремонте атрибутов для игр, подклейке книг. Изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности. Работа с природным материалом, бумагой, тканью, изготовление игр и игрушек своими руками

Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность

Продуктивная деятельность

  • Формирование первичных представлений о труде взрослых

4 - 5 лет

Экскурсии, наблюдения, рассказывание, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов

Дидактические игры, чтение, практическая деятельность, встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов

Сюжетно-ролевые, практическая деятельность

Методическое обеспечение образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год издания

Т.Ф. Саулина

 Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения

 М.: Мозаика –Синтез

2015

В.И. Петрова, Т.Д. Стульник

Этические беседы с детьми 4-5 лет

М.: Мозаика –Синтез

2015

И .А. Лыкова,

В.А. Шипунова

Программа «Детская безопасность»

М.: Мозаика –Синтез

2015

Л.В. Куцакова

Трудовое воспитание в детском саду

М.: Мозаика –Синтез

2014

К.Ю. Белая

Формирование основ безопасности у дошкольников

М.: Мозаика –Синтез

2019

О.В. Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением

М.: Мозаика –Синтез

2015

Р.С.Буре

Социально – нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет)

М.: Мозаика –Синтез

2015

Н.Ф.Губанова

Развитие игровой деятельности

М.: Мозаика –Синтез

2016

Вариативная часть

Е.Н. Тобоева

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»

2015

Образовательная область «Познавательное развитие»

Цель:

 Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Познавательное развитие предполагает:

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, становление сознания;
  • Развития воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
  • Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Вариативная часть

Познавательное  развитие

 Ознакомление с национальными традициями и обычаями алтайского народа, предметами быта, музыкальными инструментами. Развитие умения отличать национальный колорит, особенности быта и труда людей, проживающих в Горном Алтае.

   Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды.

   Расширение знаний детей о Республике Алтай, о своем родном городе Горно-Алтайске, воспитание интереса к явлениям родной природы.

Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»

Содержание

Возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.Формирование элементарных математических представлений

  • количество и счет
  • величина
  • форма
  • ориентировка в пространстве
  • ориентировка во времени

4 - 5 лет

Игровые упражнения, объяснение, рассматривание, наблюдение

Интегрированные занятия, проблемно-поисковые ситуации, упражнения,  игры (дидактические), рассматривание, наблюдение, досуг, КВН, чтение

Игры (дидактические, развивавающие)

2. Познавательно-исследовательская деятельность

4 – 5 лет

Игровые упражнения, обследование, наблюдение, наблюдение на прогулке,  игры- экспериментирования, развивающие игры, проблемные ситуации

Интегрированные занятия, экспериментирование,     игровые упражнения, игры (дидактические), тематическая прогулка, КВН, проектная деятельность

Игры (дидактические, развивающие),  игры-экспериментирования, игры с использованием дидактических материалов, наблюдение

3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

  • предметное и социальное окружение
  • ознакомление с природой

4 – 5 лет

Игровые обучающие ситуации, наблюдение, труд в уголке природы, цветнике, подкормка птиц, выращивание растений, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность

Игровые обучающие ситуации наблюдение, рассматривание, просмотр фильмов, слайдов, труд в уголке природе,   цветнике, целевые прогулки, экологические акции, экспериментирование, опыты, моделирование,

исследовательская деятельность, комплексные, интегрированные занятия, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций,  проектная деятельность, проблемные ситуации,  экологические досуги, праздники

Игры с правилами,

рассматривание,

наблюдение,

экспериментирование

исследовательская

деятельность,

конструирование,

развивающие игры,

моделирование, самостоятельная художественно-речевая деятельность, деятельность в уголке природы

Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год издания

О.В. Дыбина

Ознакомление с предметным и социальным окружением

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2015

Е.Е.Крашенинников,

О.Л.Холодова

Развитие познавательных способностей дошкольников

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2016

Н.Е. Веракса,

О.Р. Галимов

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2016

И.А. Помораева,

В.А. Позина

Формирование элементарных математических представлений.   Средняя группа

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2016

Ю.Л. Павлова

Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет)

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2015

О.А. Соломенникова

Ознакомление с природой. Средняя группа

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2016

Вариативная часть

Е.Н. Тобоева

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»

2015

Образовательная область «Речевое развитие»

Цель:

 Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Речевое развитие включает:

  • Владение речью как средством общения и культуры;
  • Обогащение активного словаря;
  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • Развитие речевого творчества;
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Направления работы по развитию речи детей в ДОУ:

  1. Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
  2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и   произношения;
  3. Формирование грамматического строя:
  • морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
  • синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
  • словообразование;

4.Развитие связной речи:

  • диалогическая (разговорная) речь;
  • монологическая речь (рассказывание);

    5.  Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове;

    6.   Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Вариативная часть

Речевое развитие

 Знакомство с книжной культурой, детской литературой, фольклором, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Обучение пониманию смысла произведений, обращение внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений алтайского народа.

Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»

Содержание

Возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1. Развитие свободного общения с детьми и взрослыми

4 - 5 лет

Поддержка социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа; образцы

коммуникативных кодов взрослого; коммуникативные тренинги; тематические досуги гимнастики (мимическая, логоритмическая).

Имитационные упражнения, пластические этюды;

сценарии активизирующего общения; чтение, рассматривание иллюстраций (беседа);

коммуникативные тренинги; совместная продуктивная деятельность; работа в книжном уголке; экскурсии;

проектная деятельность

Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей; игры с   правилами; игры парами (настольно печатные);

совместная продуктивная деятельность детей

2. Развитие всех компонентов устной речи

4 – 5 лет

Речевые д/ игры; чтение, разучивание; беседа, досуги, разучивание стихов

Сценарии активизирующего общения;  экспериментирование с природным материалом; разучивание стихов, пересказ; речевые задания и упражнения; разучивание скороговорок, чистоговорок; артикуляционная гимнастика; проектная деятельность.

Совместная

продуктивная и игровая деятельность детей; самостоятельная художественно-речевая деятельность

3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет)

 4- 5 лет

Образцы коммуникативных кодов взрослого;

использование в повседневной жизни формул речевого этикета; беседы

Интегрированные занятия; тематические досуги; чтение художественной литературы; моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций

Самостоятельная художественно-речевая деятельность; совместная

продуктивная и игровая деятельность детей

4.Формирование интереса и потребности в чтении

4 -5 лет

Физкультминутки, тематические досуги; праздники, литературные викторины

Чтение художественной и познавательной литературы;

творческие задания,  пересказ;
литературные праздники; досуги;
презентации проектов; ситуативное
общение, подбор загадок, пословиц,
поговорок

Пересказ, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, игры

Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»

Автор, составитель

В.В.Гербова

Название

Коммуникация. Развитие речи и общения в 1 младшей группе детского сада.

Издательство

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

Год

издания

2012

В.В.Гербова

  Развитие речи: Средняя группа

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2016

Хрестоматия для чтения детям в детском саду

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2017

О.С. Ушакова

Развитие речи детей 4 - 5 лет.

М.: ТЦ Сфера

2015

 

Хрестоматия Алтайские сказки  

АУ РА «Литературно-издательский Дом «Алтын-Туу». Горно – Алтайск

2018

Вариативная часть

Е.Н. Тобоева

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»

2015

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Цель:

Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

Художественно – эстетическое развитие предполагает:

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
  • Становление эстетического отношения к окружающему миру;
  • Формирование элементарных представлений о видах искусства;
  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
  • Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Вариативная часть

Художественно-эстетическое развитие

   Развитие интереса к национальной алтайской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр. Формирование интереса к алтайскому и русскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий национальным орнаментом.

Формы работы с детьми по образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Содержание

Возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.Музыкальная деятельность

4 – 5 лет

Использование музыки:
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;
- на музыкальных занятиях;
- во время умывания
- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)
- во время  прогулки (в теплое время) 
- перед дневным сном
- при пробуждении
- на праздниках и развлечениях

Занятия, 
праздники, развлечения,
музыка в повседневной жизни:
-другие занятия
-театрализованная деятельность
-слушание музыкальных сказок, 
- беседы с детьми о музыке;
-просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов
- рассматривание иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности;
- рассматривание портретов композиторов

-музыкальные игры, хороводы с пением
-инсценирование песен
-развитие танцевально-игрового творчества
- празднование дней рождения

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО
Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «телевизор».

Создание для детей игровых творческих ситуаций способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы.
Игры в «детскую оперу», «спектакль», «кукольный театр» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей.  
Музыкально-дидактические игры,
инсценирование песен, хороводов,
музыкальное музицирование с песенной импровизацией,
пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, портретов композиторов, предметов окружающей действительности.
Составление композиций русских танцев, вариаций элементов плясовых движений
Придумывание выразительных действий с воображаемыми предметами.

2. Изобразительная деятельность

4 – 5 лет

Использование различных естественно возникающих ситуаций, 
беседы, 
рассказ воспитателя,
занятия,
рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства

Занятия по теме,  по замыслу,
интегрированные.
Изготовление украшений, подарков, декораций, 
экспериментирование,
детские конкурсы,
участие в выставках,
работа в изо уголке,
проектная деятельность,
коллективная работа,
индивидуальная работа.

Изготовление украшений, подарков, декораций.
Работа в изо уголке.
Рассматривание иллюстраций

 

3. Развитие игровой деятельности (театрализованные игры)

4 – 5 лет

Использование различных естественно возникающих ситуаций, 
рассказ воспитателя,
игры,
рассматривание эстетически привлекательных объектов быта. Игры с персонажами, игрушками.

Изготовление украшений, атрибутов.
Праздники, досуги, развлечения.
Театрализованные игры.
Коллективная работа.
Обыгрывание незавершенного рисунка.
Рассматривание иллюстраций.
Взаимопосещения.

Игры драматизации, кукольные спектакли, концерты.

Изготовление украшений, декораций.
Сюжетно-ролевая игра, народная игра,
рассматривание иллюстраций.

4. Приобщение к искусству

 4 – 5 лет

Использование различных естественно возникающих ситуаций ,
беседы, 
рассказ воспитателя,
рассматривание эстетически привлекательных объектов природы, быта, произведений искусства,
занятия,
народные игры

Занятия, 
изготовление украшений, подарков,
праздники, досуги, развлечения,
настольно-печатные игры, работа в изоуголке.
Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ),
использование технических средств обучения (ТСО),
театрализованные игры, рассматривание иллюстраций,
взаимопосещения.

Изготовление украшений, подарков.
Настольно-печатные игры .
Работа в изоуголке.
Рассматривание иллюстраций.

Конструктивно-модельная деятельность

4 - 5 лет

Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, 
рассказ воспитателя,
игры, обыгрывание построек,
рассматривание эстетически привлекательных объектов архитектуры. Проблемные ситуации.

Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ),
использование технических средств обучения (ТСО), рассматривание иллюстраций, схем.

Изготовление поделок, подарков.  Создание разнообразных построек и конструкций. Сюжетно-ролевая игра, рассматривание иллюстраций, схем.

Методическое обеспечение образовательной области

«Художественно – эстетическое развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год

издания

Т.С. Комарова

Изобразительная деятельность в детском саду.

 Средняя группа

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2015

И.А. Лыкова

Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа

М.: Издательство «Цветной мир»

2017

Л.В.Куцакова

Конструирование из строительного материал: Средняя групп (4 - 5 лет)

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2015

Т.С. Комарова

Развитие художественных способностей дошкольников

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2014

Вариативная часть

Е.Н. Тобоева

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»

2015

работников образования Республики Алтай»

 Образовательная область «Физическое развитие»

Цели:

  • Гармоничное физическое развитие;
  • Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
  • Формирование основ здорового образа жизни.

Физическое развитие включает:

  • Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
  • Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
  • Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Формы работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»

Содержание

Возраст

Режимные моменты

Совместная деятельность

Самостоятельная деятельность

1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

  • Становление ценностей здорового образа жизни
  • Воспитание культурно-гигиенических навыков

4 - 5 лет

Индивидуальная работа, беседы  и рассматривание иллюстраций и тематических сюжетных картинок., чтение художественной литературы,
утренняя гимнастика, прогулка (утро/вечер),
«гимнастика пробуждения»,
проблемные ситуации, закаливающие процедуры.

Индивидуальная работа,
спортивно-физкультурные досуги и праздники, дни здоровья,
ритмические танцевальные движения,
физкультминутки,
лечебная гимнастика,
подвижные игры и физкультурные упражнения на открытом  воздухе,
массаж,
целевые прогулки. Проектная деятельность.

Самостоятельная двигательная деятельность детей, игровые упражнения, подвижные и спортивные игры.

Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования.

Действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками.

2. Физическая культура

  • Обеспечение гармоничного физического развития
  • Начальные представления о некоторых видах спорта
  • Подвижные игры

4 - 5 лет

Индивидуальная работа,
физкультурные занятия в зале и на воздухе,  утренняя гимнастика,
прогулка (утро/вечер),
проблемные ситуации. Беседы и рассматривание иллюстраций и тематических сюжетных картинок.

Индивидуальная работа, подвижные игры и игровые упражнения,
физкультурные игры-занятия в зале и на воздухе, спортивные, физкультурные досуги и праздники,
дни здоровья,
неделя здоровья,
игры с элементами спортивных упражнений

Самостоятельная двигательная деятельность детей,
игровая деятельность,
игровые упражнения. Подвижные народно-спортивные игры.

Методическое обеспечение образовательной области

«Физическое развитие»

Автор, составитель

Название

Издательство

Год издания

Л.И. Пензулаева

Оздоровительная гимнастика

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2014

Л.И. Пензулаева

Физическая культура в детском саду. Средняя группа

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2014

М.М.Борисова

Малоподвижные игры и игровые упражнения

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2015

Э.Я. Степаненкова

Сборник подвижных игр

М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ

2015

Е.А. Алябьева

Знакомим детей с человеческим организмом

М.: ТЦ  СФЕРА

2016

2.3. Особенности взаимодействия педагогов

с семьями воспитанников

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

  • ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы;
  • ознакомление родителей с содержанием работы группы , направленной на физическое, психическое и социальное  развитие ребенка;
  • участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
  • целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
  • обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях

Реальное участие родителей в жизни группы

Формы участия

Периодичность

Сотрудничества

В проведении мониторинговых исследований

-Анкетирование

- Социологический опрос

3-4 раза в год

По мере необходимости

1 раз в квартал

В создании условий

- Участие в субботниках по благоустройству территории;

-помощь в создании предметно-развивающей среды;

-оказание помощи в ремонтных работах;

2 раза в год

Постоянно

Ежегодно

В управлении группы

- участие в работе родительского комитета.

По плану

В просветительской деятельности, направленной на  повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей

-наглядная информация (стенды, папки-передвижки «ПДД», «Роль семьи воспитания ребёнка», семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»;

-памятки;

-консультации «Возрастные особенности детей 4 - 5 лет», «Секреты воспитания вежливого ребёнка», «Как научить ребёнка личной безопасности на улицах»;

- распространение опыта семейного воспитания;

-родительские собрания «Возрастные особенности детей 4 - 5 лет», «Ребёнок и компьютер», «Что должен знать и уметь ребёнок дошкольного возраста 4 - 5 лет»;

- мессенджеры и соцсети.

1 раз в квартал

1 раз в месяц

По годовому плану

1 раз в квартал

1 раз в квартал

В течении года

В воспитательно-образовательном процессе группы, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство

-Дни открытых дверей.

- Дни здоровья.

- Совместные праздники, развлечения.

- Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах

 

2 раза в год

1 раз в квартал

2 раза в год

 Постоянно по годовому плану

 

        

2.4. Содержание коррекционно – развивающей работы

Совместная деятельность педагогов ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) рассматривается как метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира.

   Совместно с педагогом-психологом     ДОУ осуществляется индивидуальная работа, которая направлена на развитие определённых интегративных качеств ребёнка. Создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

Основные виды деятельности:

  • диагностическая работа;
  • консультативная работа;
  • экспертная деятельность;
  • просветительская деятельность;
  • организационно-методическая работа.
     
    Совместно с учителем-логопедом создаются условия, способствующие полноценному речевому развитию детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в  освоении  Программы.

Основные виды деятельности:

  • диагностирует уровень  импрессивной  и  экспрессивной  речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный  строй);
  • осуществляет на  индивидуальных  занятиях  постановку  диафрагмально-речевого  дыхания, коррекцию  дефектных  звуков,  их автоматизацию,  введение  в самостоятельную  речь;
  • вводит в  режимные  моменты  игры  и  упражнения, направленные  на практическое  овладение навыками  словообразования  и словоизменения, связной  речи;
  • консультирует педагогов  и  родителей  о  применении логопедических методов  и  технологий;
  • информирует родителей  о  результатах  диагностики,  о  плане индивидуального  развития;

   Музыкальный руководитель и воспитатель тесно взаимодействуют при подготовке к различным мероприятиям. Но ещё и, проводя совместный мониторинг, выявляются одарённые дети или дети, у которых не сформированы или находятся в стадии формирования навыки художественно-эстетической направленности, что позволяет корректно строить индивидуальную работу с учетом особенностей каждого ребенка. Основные виды деятельности:

  • осуществляет  музыкальное  и  эстетическое  воспитание  детей;
  • осуществляет  учёт  психоречевого  и  физического  развития  детей 

при  подборе  музыкального,  песенного  репертуара;

  • использует  в  работе  с детьми  элементов психогимнастики, музыкотерапии,  коррекционной  ритмики,  пластических  этюдов  и пр.

     Инструктор по физической культуре в ДОУ совместно с воспитателем реализует в образовательном пространстве здоровьесберегающие технологии. Они обеспечивают ребенку сохранение здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни. Также, по итогам мониторинга и наблюдений за всеми детьми, инструктор по физической культуре приводит пример упражнения, на которое нужно обратить внимание для развития определённого элемента. Это могут быть и дозированные физические нагрузки, физкультурные минутки, паузы, оздоровительный бег на прогулке, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, дорожка здоровья, подвижные игры, спортивные игры (элементы) – все направлено на укрепление здоровья и способствует снижению заболеваемости. 

Основные виды деятельности:

  • оценка физической подготовленности детей;
  • составление и реализация перспективного планирования укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей;
  • разработка и реализация плана – системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе;
  • проведение физ. занятий и праздников;
  • участие в проведении корригирующей гимнастики после дневного сна, утренней гимнастики, закаливании;
  • контроль за состоянием здоровья детей, их работоспособностью, утомляемостью, физической и психической нагрузкой;
  • проведение тематических родительских собраний, бесед, индивидуальных и групповых консультаций, семинаров – практикумов, с использованием наглядной информации.

Особое внимание обращает на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие двигательных качеств, особенностей его индивидуального развития. Ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.

Основные виды деятельности при взаимодействии с медицинским персоналом:

  • организует  проведение  профилактических  и  оздоровительных 

мероприятий;

  • осуществляет контроль   по соблюдению  требований  санитарно – эпидемиологических  норм  и  правил;
  • осуществляет  контроль   по соблюдению режима  и  качества  питания;
  • осуществляет  оценку  физического  развития  детей  по  данным 

антропометрических  показателей;

  • осуществляет  оценку  состояния  здоровья  детей  посредством регулярных осмотров.

Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Одним из подходов дающим возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы.

Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

Для детей 4 - 7 лет в ДОУ представлена возможность посещать следующие кружки (платные и бесплатные):

Наименование кружка

Возраст

Направление

Английский язык

4-7

Речевое

«Айучак»

4-7 лет

Познавательное, речевое

Хореография

4-7 лет

Художественно-эстетическое

Логопедия

4-7 года

Речевое

«Здоровячок»

4-7

Физическое

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Режим дня и распорядок

Режим пребывания детей в группе - 12 часов (с 7.00 до 19.00). Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.

Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к адаптации к новым условиям.

Группа работает по двум временным (сезонным) режимам: на теплый и на холодный периоды года. В режиме дня группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.

При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей, что позволяет учитывать физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.

Ежедневная организация жизни и деятельности детей

Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:

       -    построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;

       -     решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Организация режима дня

При проведении режимных процессов придерживаются следующих правил:

       -    полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, в питании);

       -    привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;

       -     формирование культурно-гигиенических навыков;

       -     эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;

       -     учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;

       -    соблюдение двигательной активности детей с учетом индивидуальных возрастных                    особенностей;

       -    спокойный, доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.

Основные принципы построения режима дня:

       -    режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность;

       -    режим дня учитывает психофизиологические особенности дошкольника;

       -    организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.

«Режим дня на холодный (сентябрь – апрель) период года»

        

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, свободные игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

Утренний круг

8.20-8.35

Подготовка к завтраку, завтрак дежурство

8.35-8.55

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.55 -9.10

Образовательная деятельность, занятия со специалистами, кружки

9.10-10.00

Второй завтрак

10.00 -10.10

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдение)

10.10 – 12.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.00 – 12.15

Подготовка к обеду, обед

12.15 – 12.30

Подготовка ко сну, дневной сон

12.30 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры, полдник

15.00 – 15.20

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность,

15.20 – 16.00

Прогулка (спортивные игры, индивидуальная работа)

16.00-17.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

17.00-17.15

Подготовка к ужину, ужин

17.15-17.30

Вечерний круг

17.30-17.40

Самостоятельная деятельность, уход детей домой

17.40 – 19.00

«Режим дня на теплый (май-август) период года»

Режимные моменты

Время

Прием, осмотр, свободные игры, самостоятельная деятельность, дежурство, утренняя гимнастика

7.00 – 8.20

Утренний круг

8.20-8.40

Подготовка к завтраку, завтрак

8.40 – 8.55

Игры, самостоятельная деятельность детей, выход на прогулку

8.55 – 9.10

Образовательная деятельность на участке

9.10 – 9.30

Возвращение с прогулки, подготовка к завтраку

9.50-10.10

Второй завтрак

10.10-10.20

Подготовка к прогулке , прогулка

10.20 – 12.10

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

12.10 – 12.20

Подготовка к обеду, обед

12.20 – 12.35

Подготовка ко сну, дневной сон

12.35 – 15.00

Постепенный подъем, воздушные процедуры, полдник

15.00 – 15.40

Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность

15.40 – 16.00

Подготовка к прогулке , прогулка

15.55- 17.00

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность

17.00 -17.15

Подготовка к ужину, ужин

17.15-17.30

Вечерний круг

17.30-17.40

Подготовка к прогулке, прогулка

17.40 – 18.40

Самостоятельная деятельность, уход детей домой

18.40 – 19.00

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения и темп деятельности, характер и т.д.).

Режим двигательной активности детей

Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия              

Формы работы

Виды занятий

Кол-во и длительность занятий (в мин.)

ООД Физическая культура

В помещении

2 раза в неделю,

20-25 мин.

На улице

1 раз в неделю,

20-25 мин.

Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня

Утренняя гимнастика (по желанию детей)

Ежедневно,

6-8 мин.

Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке

Ежедневно

2 раза (утром и вечером),

20-25 мин.

Физкультминутки

(в середине статического занятия)

Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия, 3-5 мин.

Активный отдых

Физкультурный досуг

1 раз в месяц,

20 мин.

Физкультурный праздник

2 раза в год,

до 45 мин.

День здоровья

1 раз в квартал

Самостоятельная двигательная деятельность

Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования

Ежедневно

Самостоятельные подвижные и спортивные игры

Ежедневно

                       

3.2. Планирование образовательной деятельности

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4. 3648 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573).

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, в первой половине дня в средней группе 40 мин., в середине образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.    

Перерывы    между    периодами    организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Организованная образовательная   деятельность с детьми среднего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 20 минут в день.

Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога.

Одной из форм организованной образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях - интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.

Понедельник

Рисование

Физическая культура

Родная речь

9.10 – 9.30

11.10 – 11.25

15.30-15.45

Вторник

ФЭМП

Музыка

9.10 – 9.30

10.35.10.50

Среда

Лепка / аппликация

 Физическая культура

9.10 – 9.30

11.10 – 11.25

Четверг

Родная речь

Ознакомление с окружающим миром

 Физическая культура (в)

9.10 - 9.25

9.35 – 9.55

15.30 – 15.45

Пятница

Развитие речи

Музыка

9.10 – 9.30

11.20 – 11.40

Способы и направления поддержки детской инициативы

Одним из подходов дающим возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является поддержка детской инициативы, что позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.

Направления

Кол-во детей

Количество (в неделю)

Хореография (платный)

2

Английский  язык (платный)

2

Алтайский язык

2

«Апельсинка» - вокальный

2

«Здоровячок»  (платный)

2

Занятия с логопедом (платный)

2

3.3.  Культурно-досуговая деятельность

 В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

   Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в соответствии с их индивидуальными и возрастными возможностями.

   В комплексно-тематическом плане выделена тема, разделенная на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.

   Комплексно-тематическое планирование рассматривается как примерное. Темы или названия тем, содержание работы, временной период могут меняться в соответствии с особенностями возрастной группы, другими значимыми событиями.  Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

неделя

Тема,

средняя группа

Итоговое мероприятие

сентябрь

1

До свидания, лето! День Знаний

Музыкальное развлечение «День знаний»

2

Учимся общаться

Психолог

3

Мой дом. Предметы помощники

Фотовыставка в группе

4

Безопасность

Выставка ПДД

октябрь

1

Красота осени

Конкурс рецептов

2

Осень мир животных и растений

«Дары осени»

3

Мой город

Макет в уголке природы

4

Я и моя семья

День алтайского языка

ноябрь

1

Все мы разные

Неделя права

2

В мире материалов. Что из чего?

Праздник осени

3

Путешествие в прошлое

Выставка национальных костюмов

4

День Матери.

Выставка в группе

декабрь

1

 Здравствуй, Зимушка-зима.

Мини-музей

2

Зимние забавы В мире доброты..

Развлечение «День матери»

3

Зима. Мир животных и растений

Изготовление кормушек

4

Новый год у ворот

Декада инвалидов

январь

1

Зимние каникулы

Макет в уголке природы

2

Зимние каникулы

Новогодний праздник

3

По следам Нового года Любимые игрушки.

Развлечение «По следам Нового года»

4

ЗОЖ. Тело человека

 Лыжня

февраль

1

Огород на подоконнике

Посадка семян

2

Все работы хороши

Конкурс работ «Неопалимая Купина»

3

Сильные и смелые

Зарница

4

Знакомство с народной культурой и традициями.

Праздник Чага-Байрам

март

1

 Маму я свою люблю

Утренник 8 марта

2

Ранняя весна

Масленница

3

Весна. Мир Животных и растений

Выставка детских работ «Весна идет!»

4

Сказка в гости к нам приходит

Фестиваль «Театральная жемчужина»

апрель

1

Быть здоровыми хотим

Спортивное мероприятие «Папа, мама, я-спортивная семья»

2

Земля. Планета. Космос.

День космонавтики

3

Земля - наш общий дом.

Пожарная безопасность

4

Весна-красна.

Макет в уголке природы

май

1

День Победы.

Смотр песни и строя

2

На бабушкином дворе!

Фотовыставка

3

Экологическая тропа

Тематический альбом

4

Стали мы на год взрослее

Здравствуй лето!

Выпускной бал

Календарный план воспитательной работы

Направление и задачи воспитания

  1. Социальное направление воспитания

Воспитательное событие

Задачи воспитания

Мероприятия

Для детей

Для родителей

Для педагогов

1 сентября

Формирование у дошкольников представления о мире профессий взрослых, положительная установка к обучению в школе

Образовательное событие: игра -путешествие «День знаний».

Видеоролики «Золотые правила воспитания»

Психологический тренинг «Настрой на позитивный лад»

«Внимание – дети!» Месячник безопасности дорожного движения.

Сентябрь.

Формирование  навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: умения договариваться, умения соблюдать правила

Квест-игра «Тропа безопасности»

Акция «Жизнь ребенка на дороге зависит от меня»

Консультация «Обучение детей правилам дорожного движения»

Выставка совместных работ «ПДДешка»

Тематическая неделя «Учимся общаться»

Формирование  навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: заботы, ответственности, эмпатии.

Сюжетно-ролевые игры в семью.

Акция «Лестница любви».

Консультация «Педагогическое общение»

Курсы по программам тематики проблем воспитания

Месячник пожилого человека.

Октябрь.

Формирование  у ребенка представлений о взаимопомощи, милосердии и заботе.

Беседы на тему помощи старшему поколению

Фотовыставка «Маленькие помощники»

Встреча с ветеранами труда детского сада

Неделя психологии.

Ноябрь.

Формирование ценностного отношения детей к другому человеку, развитие дружелюбия

Различные виды деятельности по теме «Дружба – это лучшее что есть у человека»

Консультация «Как научить ребенка дружить?»

Практическая консультация с педагогами «Детская дружба» (Молодых Н.Н.)

28 ноября – День матери

Формирование ценностного отношения к семье, милосердия, заботы.

Музыкально-литературная композиция ко Дню Матери.

Выставка рисунка «Портрет моей мамы»

Выставка семейных коллажей «Любимое занятие мамы»

Педагогический час с консультацией на тему «День Матери в России»

3 декабря – День инвалидов

Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. Формирование милосердия, заботы.

Беседа «В мире доброты» и просмотры мультипликационных фильмов.

Оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста»

Тренинг для педагогов «На помощь ребенку инвалиду»

1 апреля

Формирование представлений о добре и зле, навыков необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, умения договариваться, умения соблюдать правила.

Игровая программа «День смеха».

Акция «Подари  улыбку»

Акция «Стена приветствий и пожеланий»

Последняя неделя мая

Формирование у дошкольников представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления

Утренник «До свидания, детский сад!».

Экскурсия в школу.

Подготовка к школе. Буклет.

Встреча с учителем школы

Самоанализ педагогов о проделанной работе.

  1. Этико-эстетическое направление воспитания

Новый год. Декабрь.

Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.

Утренник «Новый год у ворот».

Конкурс «Игрушка на елку»

Смотр зимних участков «Лучший символ года»

Старый новый год.

14 января.

Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.

Театрализованное представление «Пришла коляда, отворяй ворота».

Чага Байрам.

Февраль

Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов.

Конкурс рисунков «Мой любимый город»

Экскурсия знакомство с краеведческим музеем. Экскурсия в драматический театр.

Масленица

март

Приобщение к традициям и культуре родной страны (по группам)

Развлечение в традициях народа

8 марта

 Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания отношений между людьми. Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов

Конкурс «А ну-ка девочки!»

  1. Патриотическое направление воспитания

День флага. 22 августа

Воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, ощущения принадлежности к своему народу.

Беседа.

Консультация «Я люблю свою малую Родину»

20 октября – День алтайского языка

Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа

Выставка предметов одежды и быта алтайского народа (педагог по алтайскому языку)

Папка-передвижка «Национальные игры»

Прослушать гимн Республики Алтай (на алтайском языке)

4 ноября – День народного единства

Формирование любви к родному краю, родной природе, родному краю, культурному наследию своего народа

Образовательное событие «Россия – родина моя» «Все мы разные»

Оформление альбома «Народные былины»

Митинг на площади Ленина

23 февраля

Воспитание нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, ощущения принадлежности к своему народу.

Игра-соревнование между детьми старших и подготовительных групп «Мой папа самый лучший».

Создание видеоролика с поздравлением мамам.

9 мая

Воспитание чувства любви, интереса к своей стране-России, своему народу и народу России  в целом.

Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» к 9 мая.

Совместное творчество детей и родителей. Конкурс рисунка «Рисуем Победу»

Флешмоб «Мы помним, мы гордимся»

Участие во Всероссийском уроке Победы «Сады Победы»

Участие во Всероссийской акции «Окна Победы»

  1. Трудовое направление воспитания

10 октября – День сельскохозяйственного работника

Формирование ценностного отношения к труду, трудолюбия. Связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям.

Сельскохозяйственная  

Ярмарка.

Дежурство в группах

«Уход за растением», посильная помощь воспитателям

Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях «Морозко», «Хаврошечка» «По щучьему велению» «Госпожа Метелица»

Чтение книг о мастерстве и профессиях В Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»

Экскурсия в младшую группу для оказания помощи малышам во время одевания на прогулку.

Проект «Труженники города»

Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» Закрепление знаний о профессиях: знакомство с трудом работников детского сада

Консультация «Трудовые обязанности дома»

Озеленение и благоустройство участка группы совместно с родителями.

Оформление стенда «Знай, люби и береги»

Смотр-конкурс «Лучший центр сюжетно-ролевых игр»

  1. Познавательное направление воспитания

февраль

Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы

Проект «Юный огородник»

  1. Физическое и оздоровительное направление воспитания

Ноябрь.

Формирование у дошкольников культурно-гигиенических знаний, воспитание экологической культуры и положительного отношения к труду.

Спортивное развлечение для малышей «Путешествие в страну «Здоровейка».

Традиция «Веселые старты с первоклассниками»

Традиция «Неделя здоровья». Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья».

Проект «Здоровьесберегающие традиции в деятельности дошкольного учреждения»

Лыжня России 2022.

Январь

Формирование элементарных представлений в области физкультуры и здоровья

Эстафета-соревнование.

7 апреля Всероссийский день здоровья.

Формирование у дошкольников культуры здоровья на основе здоровья формирующих и здоровье сберегающих технологий.

Конкурс рисунков «Мы со спортом крепко дружим!»

Психологический тренинг «Хорошее настроение – залог успеха»

Формирование у дошкольников культурно- гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни, культуры здоровья.

Спортивный праздник-квест «День Здоровья».

В течение года

Просмотр мультфильмов В. Сутеев «Мешок яблок», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик».

Чтение художественной литературы р.н.с. «Финист-ясный сокол»,

Л. Толстой «Косточка»

Консультация для родителей «Правила поведения на природе», «Правильное отношение к природе начинается в семье»

Памятка для родителей «Правила поведения в лесу»

Консультация для воспитателей «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста»

Специфика национальных, социокультурных условий

        

В качестве содержательного ориентира используется Е.Н. Тобоева «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель работы: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.

Задачи:

  • Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к старшим, обычаям и традициям своей семьи;
  • Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории Горного Алтая и народностям его населяющим;
  • Воспитывать уважительное отношение к труду;
  • Воспитывать в детях любовь к городу, в котором они родились и живут, чувство гордости за страну, уважения к людям, живущим в России.

Принципы:

  • Системность и непрерывность;
  • Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых;
  • Свобода индивидуального личностного развития;
  •         Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка;
  • Принцип регионализации (учет специфики региона).

Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с Республикой Алтай и городом Горно-Алтайском

п\п

Тема

Средняя группа

1

Я, моя семья

Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности

2

Родной город

Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города.  Современные и старинные постройки.

3

Природа родного края

Растения сада, огорода, цветника, характерные для Республики Алтай. Домашние и дикие животные, среда их обитания.

4

Быт, традиции

Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками.

5

Русский, алтайский, казахский народный костюм

Знакомство с народным костюмом. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма.

6

Народные игры

Народные игры Республики Алтай

        

Методическое обеспечение

№ п/п

Автор, составитель

Наименование издания

Издательство

Год издания

1

Е.Н. Тобоева

Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай»

2015

2

Хрестоматия «Алтайские сказки»

АУ РА «Литературно-издательский Дом «Алтын-Туу»»

2018

3

Г.Н. Огнева

Детям о культуре и искусстве алтайского народа, пособие для воспитателей детских садов

Горно-Алтайское книжное издательство, «Юч-Сумер»

1992

4

Е.П. Зайцева

Алтайский национальный костюм

Горно - Алтайское отделение Алтайского книжного издательства

1990

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, учитываются возрастные особенности детей.

Вид помещения

Основное предназначение

Оснащение

Предметно-развивающая группы

Центр развития «Физкультурный уголок»

Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности.

Оборудование:

для прыжков;

для ходьбы, бега, равновесия;

для катания, бросания, ловли;

атрибуты к подвижным и спортивным играм;

нетрадиционное физкультурное оборудование.

Центр развития «Уголок природы»

Расширение познавательного опыта, использование его в трудовой деятельности.

календарь природы и погоды;

комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями;

сезонный материал;

макеты;

литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

материал для проведения элементарных опытов;

обучающие и дидактические игры по экологии;

инвентарь для трудовой деятельности;

природный и бросовый материал.

Центр развития «Уголок развивающих игр»

Расширение познавательного сенсорного опыта детей.

дидактический материал по сенсорному воспитанию;

дидактические игры;

настольно-печатные игры;

познавательный материал;

материал для детского экспериментирования.

Центр развития «Конструктивно-модельный уголок»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.

напольный строительный материал;

настольный строительный материал;

пластмассовые конструкторы;

транспортные игрушки.

Центр развития «Игровая зона»

Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта.

атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Детский сад» «Парикмахерская»);

предметы-заместители.

Центр развития «Уголок безопасности»

Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности.

дидактические, настольные игры по профилактике ДТП;

дорожные знаки;

литература о правилах дорожного движения.

Центр развития «Национально-региональный компонент»

Расширение представлений детей о Горном Алтае, накопление познавательного опыта.

символика республики Алтай, города Горно-Алтайска;

наглядный материал: иллюстрации, альбомы, картины;

предметы народно-прикладного искусства;

предметы национального быта;

детская художественная литература на алтайском и русском языках.

Центр развития «Книжный уголок»

Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию.

детская художественная литература в соответствии с возрастом детей;

наличие художественной литературы;

иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой;

материалы о художниках-иллюстраторах;

портреты поэтов, писателей (средний возраст);

тематические выставки.

Центр развития «Театрализованный уголок»

Развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя в играх-драматизациях.

ширмы;

элементы костюмов;

различные виды театров (в соответствии с возрастом);

предметы декораций.

Центр развития «Творческая мастерская»

Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца.

Бумага разного формата, разного вида, разной формы,  разного тона;

достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки);

наличие цветной бумаги и картона;

достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации;

бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.);

альбомы-раскраски.

Центр развития «Музыкальный уголок»

Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности

детские музыкальные инструменты;

магнитофон;

музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные);

игрушки-самоделки;

музыкально-дидактические игры;

музыкально-дидактические пособия.

Приемная

Стенды информационные для родителей

Кабинки, скамейки

Спальня

Дневной сон, гимнастика после сна

Шкафы для методической литературы

Участки

Прогулки, наблюдения; игровая деятельность; самостоятельная двигательная деятельность; трудовая деятельность.

Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп; игровое, функциональное и спортивное оборудование; цветники

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа на 2017-2018 учебный год .Средняя группа

Рабочая программа на 2017-2018 учебный год .Средняя группа...

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)

Рабочая программа на 2019-2020 учебный год  (средняя группа)...

Рабочая программа на 2020-2021 учебный год Средняя группа

Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица образовательного пространства, обеспечивающая динамическое ...

Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год средняя группа (4 – 5 года)

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в независимости от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса....

Рабочая программа на 2021-2022 уч.год старшая логопедическая группа

Рабочая программа на 2021-2022 уч.год старшая логопедическая группа...