Рабочая программа на 2021-2022 учебный год (средняя группа)
рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка» г. Горно – Алтайска.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год средняя группа | 468.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №12 «Березка» общеразвивающего вида города Горно-Алтайска»
Принята на заседании педагогического совета Протокол № ___от ________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12 «Березка» г.Горно-Алтайска» __________Г.А. Левинская Приказ №_____ от _______ |
Рабочая программа
средняя группа
на 2021-2022 учебный год
Разработчик:
Гаршина Людмила Викторовна
Бурбуева Елизавета Александровна
г. Горно – Алтайск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ………………………………………..……………………………......3
1.1. Пояснительная записка……………....…………………………………………...3
1.1.1. Цели и задачи реализации программы……………………………………….3
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы…….......……………..4
1.2. Планируемые результаты……………………………………………..………….5
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе……………………………………………………………………………..... 6
2. СОДЕРЖАТЕЬНЫЙ РАЗДЕЛ …………….....……………………………………..……..7
2.1. Общие положения………………………………………………………………….7
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях……….7
2.2.1. Дошкольный возраст…………………………………………………..………..7
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»…….....…7
Образовательная область «Познавательное развитие»…………………….……11
Образовательная область «Речевое развитие»…………………………………....12
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»………….15
Образовательная область «Физическое развитие»……………………….………18
2.3. Особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников………19
2.4. Содержание коррекционно-развивающей работы..…………………………20
3. ОРГАНИЗАЦОННЫЙ РАЗДЕЛ……………………………………………………….…23
3.1. Режим дня и распорядок……………………………………………………...….23
3.2. Планирование образовательной деятельности……………………………….27
3.3. Культурно-досуговая деятельность……………………………………………28
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы..............................................................................................................................38
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 12 «Берёзка» г. Горно – Алтайска.
Программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени дошкольного образования.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Значимые характеристики детей для разработки и реализации программы
Возрастные особенности детей 4-5 лет подробно представлены в программе «От рождения до школы» / под ред.Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
- Направленность группы - общеразвивающая
- Возрастная группа – средняя группа
- Состав группы – 24 человека
- Девочки – 8, мальчики – 16
- Национальный состав – 13 русских, 11 алтайцев.
Анализ состава семей
2021 - 2022 | ||
Количество детей | 24 | |
Особенности семьи | Полные семьи | 24 |
Не полные семьи | 0 | |
Опекуны | 0 | |
Многодетные | 6 | |
Образование | Высшее | 15 |
с/спец. | 9 | |
Среднее | 0 |
1.1.1. Цели и задачи реализации программы
Цель реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
Развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
- Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
- Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
- Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
- Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
- Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
- Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
- Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Разработанная программа предусматривает включение воспитанников в процессы ознакомления с региональными особенностями Республики Алтай с культурой, языком и традициями народов РА. В качестве содержательного ориентира используется программно – методическое пособие «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО» Е.Н. Тобоевой.
Представлена возможность изучения алтайского языка в форме кружка в среднем дошкольном возрасте по желанию родителей (законных представителей).
Основными задачами данной работы является развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры, бережно-уважительного отношения к окружающему миру; приобщение к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали), культуре и традициям народов РА.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы
Программа учитывает принципы «Программы от рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой
- Принцип культуросообразности;
- Принцип возрастного соответствия;
- Принцип развивающего образования;
- Принцип поддержки разнообразия детства;
- Принцип интеграции образовательных областей;
- Принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса;
- Принцип позитивной социализации детей;
- Принцип индивидуализации дошкольного образования;
- Принцип открытости дошкольного образования;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- Принцип сотрудничества организации с семьей.
1.2. Планируемые результаты освоения детьми
Целевые ориентиры (на этапе завершения освоения программы)
Результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами через раскрытие динамики формирования целевых ориентиров воспитанников в каждый возрастной период освоения Программы по всем направлениям развития детей.
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей. В качестве инструмента используется диагностика развития детей от 3 до 7 лет.
1. Карта развития ребенка заполняется на основе наблюдения за детьми в свободной самостоятельной деятельности, организуемые воспитателями всех возрастных групп 3 раза в год – в начале, середине и конце учебного (сентябрь, январь, май).
2. Унифицированная форма наблюдения (карта развития) используется в 5-ти видах детской деятельности в диапазоне от 3 до 7 лет:
- в сюжетной игре;
- в игре с правилами;
- в продуктивной деятельности;
- в познавательно-исследовательской деятельности;
- в двигательной активности.
3. Каждый вид деятельности детей дошкольного возраста способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы:
- творческая инициатива,
- инициатива как целеполагание и волевое усилие,
- коммуникативная инициатива,
- познавательная инициатива (любознательность),
- двигательная инициатива.
4. Каждая унифицированная карта развития включает описание показателей трех уровней (низкий, средний, высокий) проявления инициативы у детей в диапазоне от 3 до 7 лет.
5. Карта развития позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне.
Позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу».
6. Педагогическая диагностика проводится воспитателями групп.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
- Индивидуализация образования (в том числе поддержки ребенка построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития)
- Оптимизация работы с группой детей.
При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводят квалифицированные специалисты (педагоги-психологи, психологи).
Участие ребенка в психологической диагностики допускается только согласие его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться в решении задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Специфика образовательной программы определяется признанием самоценности дошкольного периода в жизни ребенка, развитием его личности с учетом личностно - ориентированного содержания образования, профессионализма и мастерства педагогов МБДОУ.
Основу организации образовательного процесса составляет комплексно - тематический принцип, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.
Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
2.2. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка представленными в пяти образовательных областях
2.2.1. Дошкольный возраст
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Цель:
Позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Социально-коммуникативное развитие направлено на:
- усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
- развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
- становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
- развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
- формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества;
- формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Вариативная часть
Социально-личностное развитие | Формирование культуры общения и доброжелательного отношения к сверстникам, взрослым в процессе народных игр. Обращение внимания детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений алтайского народа. Стимулирование ситуативных проявлений желания принять участие в труде, умение преодолевать небольшие трудности. Расширение и обогащение представления детей о труде людей родного города. Ознакомление с «зеброй», светофором и правилами поведения на улице: разговаривать негромко, соблюдать чистоту. Передача детям знаний о доступных их пониманию опасных ситуациях, происходящих дома, в детском саду и на улицах родного города. Формирование элементарных представлений о некоторых растениях, о домашних и диких животных родного края. Воспитание эстетических чувств, побуждение интереса к слушанию сказок, небольших рассказов, стихотворений. Воспитание умения слушать сказки, небольшие рассказы, стихи; обучение пониманию смысла произведения; ознакомление детей с прекрасными образцами русского и алтайского фольклора. |
Формы работы с детьми по образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие»
Содержание | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1.Развитие игровой деятельности:
| 4 - 5 лет | В соответствии с режимом дня | Занятия, экскурсии, наблюдения, чтение художественной литературы, досуги, праздники, сюжетно-ролевые игры. | Сюжетные самостоятельные игры (на основе опыта детей). Вне игровые формы: изобразительная деятельность, труд в природе, конструирование, экспериментирование, бытовая деятельность, наблюдения, самодеятельность дошкольников. |
2. 2. Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми | 4 – 5 лет | Индивидуальная работа во время утреннего приема, культурно-гигиенические процедуры, игровая деятельность во время прогулки (напоминание), дежурство; тематические досуги | Беседы- занятия, чтение худ. литературы, проблемные ситуации, поисково- творческие задания, экскурсии, праздники, просмотр видеофильмов, решение задач | Игровая деятельность (игры в парах, совместные игры с несколькими партнерами, сюжетно-ролевые игры, дежурство, самообслуживание, продуктивная деятельность |
3. Формирование гендерной, семейной и гражданской принадлежности
| 4 – 5 лет | Тематические досуги, проектная деятельность, исследовательская деятельность | Викторины, КВН, познавательные досуги, тематические досуги, чтение, рассказ, экскурсии, просмотр видеофильмов, беседы. | Продуктивная деятельность, дежурство |
4. Формирование патриотических чувств | 4 – 5 лет | Игра, наблюдения, упражнения | Познавательные беседы, развлечения, моделирование, настольные игры, чтение, творческие задания, видеофильмы | Рассматривание иллюстраций, изобразительная деятельность |
5. Формирование основ собственной безопасности
| 4 – 5 лет | Сюжетно-ролевые игры, минутки безопасности, показ, объяснение | Беседы, чтение, рассказ, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, целевые прогулки, просмотр видеофильмов | Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность |
6. Формирование чувства принадлежности к мировому сообществу | 4 – 5 лет | Объяснение, напоминание, наблюдение | Познавательные викторины, КВН, конструирование, моделирование, чтение | Рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность |
7. Развитие трудовой деятельности
| 4 – 5лет | Объяснения, обучения, напоминания. | Чтение художественной литературы, поручения, игровые ситуации, досуг | Рассматривание иллюстраций, сюжетно-ролевые игры |
| 4 - 5 лет | ТрТрудовые поручения, участие в совместной со взрослыми уборке игровых уголков, участие в ремонте атрибутов для игр, книг. Уборка постели после сна, сервировка стола, помощь воспитателю к подготовке материалов к занятию и уборка столов после занятий. | Коллективный труд, поручения, продуктивная деятельность, экскурсии | Творческие задания, дежурство, поручения, |
| 4 - 5 лет | Показ, объяснение, дежурство в уголке природы. Трудовые поручения, участие в совместной работе со взрослым в уходе за растениями и животными уголка природы | Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов, целевые прогулки | Продуктивная деятельность, ведение календаря природы, тематические досуги |
| 4 -5 лет | Показ, объяснения. Трудовые поручения, участие в ремонте атрибутов для игр, подклейке книг. Изготовление пособий для занятий, самостоятельное планирование трудовой деятельности. Работа с природным материалом, бумагой, тканью, изготовление игр и игрушек своими руками | Совместная деятельность детей и взрослых, продуктивная деятельность | Продуктивная деятельность |
| 4 - 5 лет | Экскурсии, наблюдения, рассказывание, обучение, чтение, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов | Дидактические игры, чтение, практическая деятельность, встречи с людьми интересных профессий, создание альбомов | Сюжетно-ролевые, практическая деятельность |
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
Т.Ф. Саулина | Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения | М.: Мозаика –Синтез | 2015 |
В.И. Петрова, Т.Д. Стульник | Этические беседы с детьми 4-5 лет | М.: Мозаика –Синтез | 2015 |
И .А. Лыкова, В.А. Шипунова | Программа «Детская безопасность» | М.: Мозаика –Синтез | 2015 |
Л.В. Куцакова | Трудовое воспитание в детском саду | М.: Мозаика –Синтез | 2014 |
К.Ю. Белая | Формирование основ безопасности у дошкольников | М.: Мозаика –Синтез | 2019 |
О.В. Дыбина | Ознакомление с предметным и социальным окружением | М.: Мозаика –Синтез | 2015 |
Р.С.Буре | Социально – нравственное воспитание дошкольников (3-7 лет) | М.: Мозаика –Синтез | 2015 |
Н.Ф.Губанова | Развитие игровой деятельности | М.: Мозаика –Синтез | 2016 |
Вариативная часть | |||
Е.Н. Тобоева | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» | 2015 |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель:
Развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Познавательное развитие предполагает:
- Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания;
- Развития воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- Формирование первичных представлений о малой Родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Вариативная часть
Познавательное развитие | Ознакомление с национальными традициями и обычаями алтайского народа, предметами быта, музыкальными инструментами. Развитие умения отличать национальный колорит, особенности быта и труда людей, проживающих в Горном Алтае. Развитие сенсорной культуры, используя образцы национальной одежды. Расширение знаний детей о Республике Алтай, о своем родном городе Горно-Алтайске, воспитание интереса к явлениям родной природы. |
Формы работы с детьми по образовательной области «Познавательное развитие»
Содержание | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1.Формирование элементарных математических представлений
| 4 - 5 лет | Игровые упражнения, объяснение, рассматривание, наблюдение | Интегрированные занятия, проблемно-поисковые ситуации, упражнения, игры (дидактические), рассматривание, наблюдение, досуг, КВН, чтение | Игры (дидактические, развивавающие) |
2. Познавательно-исследовательская деятельность | 4 – 5 лет | Игровые упражнения, обследование, наблюдение, наблюдение на прогулке, игры- экспериментирования, развивающие игры, проблемные ситуации | Интегрированные занятия, экспериментирование, игровые упражнения, игры (дидактические), тематическая прогулка, КВН, проектная деятельность | Игры (дидактические, развивающие), игры-экспериментирования, игры с использованием дидактических материалов, наблюдение |
3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
| 4 – 5 лет | Игровые обучающие ситуации, наблюдение, труд в уголке природы, цветнике, подкормка птиц, выращивание растений, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность | Игровые обучающие ситуации наблюдение, рассматривание, просмотр фильмов, слайдов, труд в уголке природе, цветнике, целевые прогулки, экологические акции, экспериментирование, опыты, моделирование, исследовательская деятельность, комплексные, интегрированные занятия, конструирование, развивающие игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, экологические досуги, праздники | Игры с правилами, рассматривание, наблюдение, экспериментирование исследовательская деятельность, конструирование, развивающие игры, моделирование, самостоятельная художественно-речевая деятельность, деятельность в уголке природы |
Методическое обеспечение образовательной области «Познавательное развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
О.В. Дыбина | Ознакомление с предметным и социальным окружением | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2015 |
Е.Е.Крашенинников, О.Л.Холодова | Развитие познавательных способностей дошкольников | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2016 |
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимов | Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2016 |
И.А. Помораева, В.А. Позина | Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2016 |
Ю.Л. Павлова | Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром (3-7 лет) | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2015 |
О.А. Соломенникова | Ознакомление с природой. Средняя группа | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2016 |
Вариативная часть | |||
Е.Н. Тобоева | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» | 2015 |
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель:
Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Речевое развитие включает:
- Владение речью как средством общения и культуры;
- Обогащение активного словаря;
- Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- Развитие речевого творчества;
- Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Направления работы по развитию речи детей в ДОУ:
- Развитие словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение;
- Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения;
- Формирование грамматического строя:
- морфология (изменение слов по родам, числам, падежам);
- синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений);
- словообразование;
4.Развитие связной речи:
- диалогическая (разговорная) речь;
- монологическая речь (рассказывание);
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове;
6. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Вариативная часть
Речевое развитие | Знакомство с книжной культурой, детской литературой, фольклором, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Обучение пониманию смысла произведений, обращение внимание детей на положительных сказочных героев и персонажей литературных произведений алтайского народа. |
Формы работы с детьми по образовательной области «Речевое развитие»
Содержание | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1. Развитие свободного общения с детьми и взрослыми | 4 - 5 лет | Поддержка социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа; образцы коммуникативных кодов взрослого; коммуникативные тренинги; тематические досуги гимнастики (мимическая, логоритмическая). | Имитационные упражнения, пластические этюды; сценарии активизирующего общения; чтение, рассматривание иллюстраций (беседа); коммуникативные тренинги; совместная продуктивная деятельность; работа в книжном уголке; экскурсии; проектная деятельность | Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей; игры с правилами; игры парами (настольно печатные); совместная продуктивная деятельность детей |
2. Развитие всех компонентов устной речи | 4 – 5 лет | Речевые д/ игры; чтение, разучивание; беседа, досуги, разучивание стихов | Сценарии активизирующего общения; экспериментирование с природным материалом; разучивание стихов, пересказ; речевые задания и упражнения; разучивание скороговорок, чистоговорок; артикуляционная гимнастика; проектная деятельность. | Совместная продуктивная и игровая деятельность детей; самостоятельная художественно-речевая деятельность |
3. Практическое овладение нормами речи (речевой этикет) | 4- 5 лет | Образцы коммуникативных кодов взрослого; использование в повседневной жизни формул речевого этикета; беседы | Интегрированные занятия; тематические досуги; чтение художественной литературы; моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций | Самостоятельная художественно-речевая деятельность; совместная продуктивная и игровая деятельность детей |
4.Формирование интереса и потребности в чтении | 4 -5 лет | Физкультминутки, тематические досуги; праздники, литературные викторины | Чтение художественной и познавательной литературы; творческие задания, пересказ; | Пересказ, рассматривание иллюстраций, продуктивная деятельность, игры |
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Автор, составитель В.В.Гербова | Название Коммуникация. Развитие речи и общения в 1 младшей группе детского сада. | Издательство М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | Год издания 2012 | |
В.В.Гербова | Развитие речи: Средняя группа | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2016 | |
Хрестоматия для чтения детям в детском саду | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2017 | ||
О.С. Ушакова | Развитие речи детей 4 - 5 лет. | М.: ТЦ Сфера | 2015 | |
| Хрестоматия Алтайские сказки | АУ РА «Литературно-издательский Дом «Алтын-Туу». Горно – Алтайск | 2018 | |
Вариативная часть | ||||
Е.Н. Тобоева | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» | 2015 |
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Цель:
Достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Художественно – эстетическое развитие предполагает:
- Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
- Становление эстетического отношения к окружающему миру;
- Формирование элементарных представлений о видах искусства;
- Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Вариативная часть
Художественно-эстетическое развитие | Развитие интереса к национальной алтайской музыке; закрепление понятий трех основных музыкальных жанров: песня, танец, марш на основе национального репертуара. Использование народных хороводных игр. Формирование интереса к алтайскому и русскому декоративно-прикладному искусству; обучение украшению изделий национальным орнаментом. |
Формы работы с детьми по образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Содержание | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1.Музыкальная деятельность | 4 – 5 лет | Использование музыки: | Занятия, -музыкальные игры, хороводы с пением | Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. ТСО Создание для детей игровых творческих ситуаций способствующих сочинению мелодий по образцу и без него, используя для этого знакомые песни, пьесы, танцы. |
2. Изобразительная деятельность | 4 – 5 лет | Использование различных естественно возникающих ситуаций, | Занятия по теме, по замыслу, | Изготовление украшений, подарков, декораций.
|
3. Развитие игровой деятельности (театрализованные игры) | 4 – 5 лет | Использование различных естественно возникающих ситуаций, | Изготовление украшений, атрибутов. Игры драматизации, кукольные спектакли, концерты. | Изготовление украшений, декораций. |
4. Приобщение к искусству | 4 – 5 лет | Использование различных естественно возникающих ситуаций , | Занятия, | Изготовление украшений, подарков. |
Конструктивно-модельная деятельность | 4 - 5 лет | Использование различных естественно возникающих ситуаций, беседы, | Использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ), | Изготовление поделок, подарков. Создание разнообразных построек и конструкций. Сюжетно-ролевая игра, рассматривание иллюстраций, схем. |
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно – эстетическое развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
Т.С. Комарова | Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2015 |
И.А. Лыкова | Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа | М.: Издательство «Цветной мир» | 2017 |
Л.В.Куцакова | Конструирование из строительного материал: Средняя групп (4 - 5 лет) | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2015 |
Т.С. Комарова | Развитие художественных способностей дошкольников | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2014 |
Вариативная часть | |||
Е.Н. Тобоева | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» | 2015 |
работников образования Республики Алтай» |
Образовательная область «Физическое развитие»
Цели:
- Гармоничное физическое развитие;
- Формирование интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой;
- Формирование основ здорового образа жизни.
Физическое развитие включает:
- Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
- Способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Формы работы с детьми по образовательной области «Физическое развитие»
Содержание | Возраст | Режимные моменты | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1.Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
| 4 - 5 лет | Индивидуальная работа, беседы и рассматривание иллюстраций и тематических сюжетных картинок., чтение художественной литературы, | Индивидуальная работа, | Самостоятельная двигательная деятельность детей, игровые упражнения, подвижные и спортивные игры. Использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Действия с предметами, орудиями, дидактическими игрушками. |
2. Физическая культура
| 4 - 5 лет | Индивидуальная работа, | Индивидуальная работа, подвижные игры и игровые упражнения, | Самостоятельная двигательная деятельность детей, |
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»
Автор, составитель | Название | Издательство | Год издания |
Л.И. Пензулаева | Оздоровительная гимнастика | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2014 |
Л.И. Пензулаева | Физическая культура в детском саду. Средняя группа | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2014 |
М.М.Борисова | Малоподвижные игры и игровые упражнения | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2015 |
Э.Я. Степаненкова | Сборник подвижных игр | М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ | 2015 |
Е.А. Алябьева | Знакомим детей с человеческим организмом | М.: ТЦ СФЕРА | 2016 |
2.3. Особенности взаимодействия педагогов
с семьями воспитанников
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни группы;
- ознакомление родителей с содержанием работы группы , направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Реальное участие родителей в жизни группы | Формы участия | Периодичность Сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований | -Анкетирование - Социологический опрос | 3-4 раза в год По мере необходимости 1 раз в квартал |
В создании условий | - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; | 2 раза в год Постоянно Ежегодно |
В управлении группы | - участие в работе родительского комитета. | По плану |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки «ПДД», «Роль семьи воспитания ребёнка», семейные и групповые фотоальбомы, фоторепортажи «Из жизни группы», «Копилка добрых дел», «Мы благодарим»; -памятки; -консультации «Возрастные особенности детей 4 - 5 лет», «Секреты воспитания вежливого ребёнка», «Как научить ребёнка личной безопасности на улицах»; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания «Возрастные особенности детей 4 - 5 лет», «Ребёнок и компьютер», «Что должен знать и уметь ребёнок дошкольного возраста 4 - 5 лет»; - мессенджеры и соцсети. | 1 раз в квартал 1 раз в месяц По годовому плану 1 раз в квартал 1 раз в квартал В течении года |
В воспитательно-образовательном процессе группы, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | -Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Совместные праздники, развлечения. - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах
| 2 раза в год 1 раз в квартал 2 раза в год Постоянно по годовому плану
|
2.4. Содержание коррекционно – развивающей работы
Совместная деятельность педагогов ДОУ (педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед) рассматривается как метод, нацеленный на создание у детей целостной картины мира.
Совместно с педагогом-психологом ДОУ осуществляется индивидуальная работа, которая направлена на развитие определённых интегративных качеств ребёнка. Создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.
Основные виды деятельности:
- диагностическая работа;
- консультативная работа;
- экспертная деятельность;
- просветительская деятельность;
- организационно-методическая работа.
Совместно с учителем-логопедом создаются условия, способствующие полноценному речевому развитию детей с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей в освоении Программы.
Основные виды деятельности:
- диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй);
- осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, введение в самостоятельную речь;
- вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи;
- консультирует педагогов и родителей о применении логопедических методов и технологий;
- информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития;
Музыкальный руководитель и воспитатель тесно взаимодействуют при подготовке к различным мероприятиям. Но ещё и, проводя совместный мониторинг, выявляются одарённые дети или дети, у которых не сформированы или находятся в стадии формирования навыки художественно-эстетической направленности, что позволяет корректно строить индивидуальную работу с учетом особенностей каждого ребенка. Основные виды деятельности:
- осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей;
- осуществляет учёт психоречевого и физического развития детей
при подборе музыкального, песенного репертуара;
- использует в работе с детьми элементов психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и пр.
Инструктор по физической культуре в ДОУ совместно с воспитателем реализует в образовательном пространстве здоровьесберегающие технологии. Они обеспечивают ребенку сохранение здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по формированию здорового образа жизни. Также, по итогам мониторинга и наблюдений за всеми детьми, инструктор по физической культуре приводит пример упражнения, на которое нужно обратить внимание для развития определённого элемента. Это могут быть и дозированные физические нагрузки, физкультурные минутки, паузы, оздоровительный бег на прогулке, утренняя гимнастика, пальчиковая гимнастика, дорожка здоровья, подвижные игры, спортивные игры (элементы) – все направлено на укрепление здоровья и способствует снижению заболеваемости.
Основные виды деятельности:
- оценка физической подготовленности детей;
- составление и реализация перспективного планирования укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей;
- разработка и реализация плана – системы физкультурно-оздоровительных мероприятий в группе;
- проведение физ. занятий и праздников;
- участие в проведении корригирующей гимнастики после дневного сна, утренней гимнастики, закаливании;
- контроль за состоянием здоровья детей, их работоспособностью, утомляемостью, физической и психической нагрузкой;
- проведение тематических родительских собраний, бесед, индивидуальных и групповых консультаций, семинаров – практикумов, с использованием наглядной информации.
Особое внимание обращает на личностно-ориентированный подход в воспитании, на развитие двигательных качеств, особенностей его индивидуального развития. Ставя в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природного потенциала.
Основные виды деятельности при взаимодействии с медицинским персоналом:
- организует проведение профилактических и оздоровительных
мероприятий;
- осуществляет контроль по соблюдению требований санитарно – эпидемиологических норм и правил;
- осуществляет контроль по соблюдению режима и качества питания;
- осуществляет оценку физического развития детей по данным
антропометрических показателей;
- осуществляет оценку состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
Каждый ребёнок уникален в своей индивидуальности и имеет право развиваться в собственном темпе.
Способы и направления поддержки детской инициативы
Одним из подходов дающим возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является развитие кружковой работы.
Работа кружков позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Для детей 4 - 7 лет в ДОУ представлена возможность посещать следующие кружки (платные и бесплатные):
Наименование кружка | Возраст | Направление |
Английский язык | 4-7 | Речевое |
«Айучак» | 4-7 лет | Познавательное, речевое |
Хореография | 4-7 лет | Художественно-эстетическое |
Логопедия | 4-7 года | Речевое |
«Здоровячок» | 4-7 | Физическое |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Режим дня и распорядок
Режим пребывания детей в группе - 12 часов (с 7.00 до 19.00). Правильно построенный режим дня предполагает оптимальное соотношение периодов бодрствования и сна в течение суток, целесообразно сочетание различных видов деятельности и отдыха в процессе бодрствования.
Режим способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления, создает благоприятные условия для своевременного развития, формирует способность к адаптации к новым условиям.
Группа работает по двум временным (сезонным) режимам: на теплый и на холодный периоды года. В режиме дня группы указано примерное время, протекающее от включения первого ребенка в данный режимный процесс до его окончания последним ребенком.
При осуществлении режима следует обеспечить своевременную смену видов деятельности детей, что позволяет учитывать физиологические потребности и физические возможности детей данного возраста.
Ежедневная организация жизни и деятельности детей
Ежедневная организация жизни и деятельности детей осуществляется с учетом:
- построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
Организация режима дня
При проведении режимных процессов придерживаются следующих правил:
- полное и своевременное удовлетворение всех органических потребностей детей (в сне, в питании);
- привлечение детей к посильному участию в режимных процессах; поощрение самостоятельности и активности;
- формирование культурно-гигиенических навыков;
- эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов;
- учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- соблюдение двигательной активности детей с учетом индивидуальных возрастных особенностей;
- спокойный, доброжелательный тон обращения, бережное отношение к ребенку.
Основные принципы построения режима дня:
- режим дня выполняется на протяжении всего периода воспитания детей в дошкольном учреждении, сохраняя последовательность, постоянство и постепенность;
- режим дня учитывает психофизиологические особенности дошкольника;
- организация режима дня проводится с учетом теплого и холодного периода года.
«Режим дня на холодный (сентябрь – апрель) период года»
Режимные моменты | Время |
Прием, осмотр, свободные игры, самостоятельная деятельность, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Утренний круг | 8.20-8.35 |
Подготовка к завтраку, завтрак дежурство | 8.35-8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.55 -9.10 |
Образовательная деятельность, занятия со специалистами, кружки | 9.10-10.00 |
Второй завтрак | 10.00 -10.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка (игры, труд, наблюдение) | 10.10 – 12.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.00 – 12.15 |
Подготовка к обеду, обед | 12.15 – 12.30 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.30 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, полдник | 15.00 – 15.20 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность, | 15.20 – 16.00 |
Прогулка (спортивные игры, индивидуальная работа) | 16.00-17.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 17.00-17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.30 |
Вечерний круг | 17.30-17.40 |
Самостоятельная деятельность, уход детей домой | 17.40 – 19.00 |
«Режим дня на теплый (май-август) период года»
Режимные моменты | Время |
Прием, осмотр, свободные игры, самостоятельная деятельность, дежурство, утренняя гимнастика | 7.00 – 8.20 |
Утренний круг | 8.20-8.40 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.40 – 8.55 |
Игры, самостоятельная деятельность детей, выход на прогулку | 8.55 – 9.10 |
Образовательная деятельность на участке | 9.10 – 9.30 |
Возвращение с прогулки, подготовка к завтраку | 9.50-10.10 |
Второй завтрак | 10.10-10.20 |
Подготовка к прогулке , прогулка | 10.20 – 12.10 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 12.10 – 12.20 |
Подготовка к обеду, обед | 12.20 – 12.35 |
Подготовка ко сну, дневной сон | 12.35 – 15.00 |
Постепенный подъем, воздушные процедуры, полдник | 15.00 – 15.40 |
Игры, самостоятельная и организованная детская деятельность | 15.40 – 16.00 |
Подготовка к прогулке , прогулка | 15.55- 17.00 |
Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность | 17.00 -17.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 17.15-17.30 |
Вечерний круг | 17.30-17.40 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 17.40 – 18.40 |
Самостоятельная деятельность, уход детей домой | 18.40 – 19.00 |
При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать также индивидуальные особенности ребенка (длительность сна, вкусовые предпочтения и темп деятельности, характер и т.д.).
Режим двигательной активности детей
Система физкультурно-оздоровительной работы включает лечебно-профилактические и физкультурно-оздоровительные мероприятия
Формы работы | Виды занятий | Кол-во и длительность занятий (в мин.) |
ООД Физическая культура | В помещении | 2 раза в неделю, 20-25 мин. |
На улице | 1 раз в неделю, 20-25 мин. | |
Физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня | Утренняя гимнастика (по желанию детей) | Ежедневно, 6-8 мин. |
Подвижные и спортивные игры и упражнения на прогулке | Ежедневно 2 раза (утром и вечером), 20-25 мин. | |
Физкультминутки (в середине статического занятия) | Ежедневно в зависимости от вида и содержания занятия, 3-5 мин. | |
Активный отдых | Физкультурный досуг | 1 раз в месяц, 20 мин. |
Физкультурный праздник | 2 раза в год, до 45 мин. | |
День здоровья | 1 раз в квартал | |
Самостоятельная двигательная деятельность | Самостоятельное использование физкультурного и спортивно-игрового оборудования | Ежедневно |
Самостоятельные подвижные и спортивные игры | Ежедневно |
3.2. Планирование образовательной деятельности
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4. 3648 - 20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573).
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки, в первой половине дня в средней группе 40 мин., в середине образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.
Перерывы между периодами организованной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Организованная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 20 минут в день.
Организованная образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников, оснащенности ДОУ, культурных и региональных особенностей, специфики ДОУ, от опыта и творческого подхода педагога.
Одной из форм организованной образовательной деятельности является «занятие», которое рассматривается как - занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Это занимательное дело основано на одной из специфических детских деятельностей (или нескольких таких деятельностях - интеграции различных детских деятельностей), осуществляемых совместно со взрослым, и направлено на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей (интеграция содержания образовательных областей). Реализация занятия как дидактической формы учебной деятельности рассматривается только в старшем дошкольном возрасте.
Понедельник | Рисование Физическая культура Родная речь | 9.10 – 9.30 11.10 – 11.25 15.30-15.45 |
Вторник | ФЭМП Музыка | 9.10 – 9.30 10.35.10.50 |
Среда | Лепка / аппликация Физическая культура | 9.10 – 9.30 11.10 – 11.25 |
Четверг | Родная речь Ознакомление с окружающим миром Физическая культура (в) | 9.10 - 9.25 9.35 – 9.55 15.30 – 15.45 |
Пятница | Развитие речи Музыка | 9.10 – 9.30 11.20 – 11.40 |
Способы и направления поддержки детской инициативы
Одним из подходов дающим возможность воспитать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является поддержка детской инициативы, что позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развить его индивидуальные способности, проявить творческий потенциал, укрепить здоровье.
Направления | Кол-во детей | Количество (в неделю) |
Хореография (платный) | 2 | |
Английский язык (платный) | 2 | |
Алтайский язык | 2 | |
«Апельсинка» - вокальный | 2 | |
«Здоровячок» (платный) | 2 | |
Занятия с логопедом (платный) | 2 |
3.3. Культурно-досуговая деятельность
В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Построение всего образовательного процесса вокруг одного центрального блока дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления в соответствии с их индивидуальными и возрастными возможностями.
В комплексно-тематическом плане выделена тема, разделенная на несколько тем. Одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Комплексно-тематическое планирование рассматривается как примерное. Темы или названия тем, содержание работы, временной период могут меняться в соответствии с особенностями возрастной группы, другими значимыми событиями. Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
неделя | Тема, средняя группа | Итоговое мероприятие | |
сентябрь | 1 | До свидания, лето! День Знаний | Музыкальное развлечение «День знаний» |
2 | Учимся общаться | Психолог | |
3 | Мой дом. Предметы помощники | Фотовыставка в группе | |
4 | Безопасность | Выставка ПДД | |
октябрь | 1 | Красота осени | Конкурс рецептов |
2 | Осень мир животных и растений | «Дары осени» | |
3 | Мой город | Макет в уголке природы | |
4 | Я и моя семья | День алтайского языка | |
ноябрь | 1 | Все мы разные | Неделя права |
2 | В мире материалов. Что из чего? | Праздник осени | |
3 | Путешествие в прошлое | Выставка национальных костюмов | |
4 | День Матери. | Выставка в группе | |
декабрь | 1 | Здравствуй, Зимушка-зима. | Мини-музей |
2 | Зимние забавы В мире доброты.. | Развлечение «День матери» | |
3 | Зима. Мир животных и растений | Изготовление кормушек | |
4 | Новый год у ворот | Декада инвалидов | |
январь | 1 | Зимние каникулы | Макет в уголке природы |
2 | Зимние каникулы | Новогодний праздник | |
3 | По следам Нового года Любимые игрушки. | Развлечение «По следам Нового года» | |
4 | ЗОЖ. Тело человека | Лыжня | |
февраль | 1 | Огород на подоконнике | Посадка семян |
2 | Все работы хороши | Конкурс работ «Неопалимая Купина» | |
3 | Сильные и смелые | Зарница | |
4 | Знакомство с народной культурой и традициями. | Праздник Чага-Байрам | |
март | 1 | Маму я свою люблю | Утренник 8 марта |
2 | Ранняя весна | Масленница | |
3 | Весна. Мир Животных и растений | Выставка детских работ «Весна идет!» | |
4 | Сказка в гости к нам приходит | Фестиваль «Театральная жемчужина» | |
апрель | 1 | Быть здоровыми хотим | Спортивное мероприятие «Папа, мама, я-спортивная семья» |
2 | Земля. Планета. Космос. | День космонавтики | |
3 | Земля - наш общий дом. | Пожарная безопасность | |
4 | Весна-красна. | Макет в уголке природы | |
май | 1 | День Победы. | Смотр песни и строя |
2 | На бабушкином дворе! | Фотовыставка | |
3 | Экологическая тропа | Тематический альбом | |
4 | Стали мы на год взрослее Здравствуй лето! | Выпускной бал |
Календарный план воспитательной работы
Направление и задачи воспитания
| |||||||||
Воспитательное событие | Задачи воспитания | Мероприятия | |||||||
Для детей | Для родителей | Для педагогов | |||||||
1 сентября | Формирование у дошкольников представления о мире профессий взрослых, положительная установка к обучению в школе | Образовательное событие: игра -путешествие «День знаний». | Видеоролики «Золотые правила воспитания» | Психологический тренинг «Настрой на позитивный лад» | |||||
«Внимание – дети!» Месячник безопасности дорожного движения. Сентябрь. | Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: умения договариваться, умения соблюдать правила | Квест-игра «Тропа безопасности» | Акция «Жизнь ребенка на дороге зависит от меня» | Консультация «Обучение детей правилам дорожного движения» | |||||
Выставка совместных работ «ПДДешка» | |||||||||
Тематическая неделя «Учимся общаться» | Формирование навыков, необходимых для полноценного существования в обществе: заботы, ответственности, эмпатии. | Сюжетно-ролевые игры в семью. | Акция «Лестница любви». | Консультация «Педагогическое общение» | |||||
Курсы по программам тематики проблем воспитания | |||||||||
Месячник пожилого человека. Октябрь. | Формирование у ребенка представлений о взаимопомощи, милосердии и заботе. | Беседы на тему помощи старшему поколению | Фотовыставка «Маленькие помощники» | Встреча с ветеранами труда детского сада | |||||
Неделя психологии. Ноябрь. | Формирование ценностного отношения детей к другому человеку, развитие дружелюбия | Различные виды деятельности по теме «Дружба – это лучшее что есть у человека» | Консультация «Как научить ребенка дружить?» | Практическая консультация с педагогами «Детская дружба» (Молодых Н.Н.) | |||||
28 ноября – День матери | Формирование ценностного отношения к семье, милосердия, заботы. | Музыкально-литературная композиция ко Дню Матери. Выставка рисунка «Портрет моей мамы» | Выставка семейных коллажей «Любимое занятие мамы» | Педагогический час с консультацией на тему «День Матери в России» | |||||
3 декабря – День инвалидов | Развитие способности поставить себя на место другого как проявление личностной зрелости и преодоление детского эгоизма. Формирование милосердия, заботы. | Беседа «В мире доброты» и просмотры мультипликационных фильмов. | Оформление папки «Здоровый образ жизни ребенка дошкольного возраста» | Тренинг для педагогов «На помощь ребенку инвалиду» | |||||
1 апреля | Формирование представлений о добре и зле, навыков необходимых для полноценного существования в обществе: эмпатии (сопереживания), коммуникабельности, умения договариваться, умения соблюдать правила. | Игровая программа «День смеха». | Акция «Подари улыбку» | Акция «Стена приветствий и пожеланий» | |||||
Последняя неделя мая | Формирование у дошкольников представления о мире профессий взрослых, появление к моменту подготовки к школе положительной установки к обучению в школе как важному шагу взросления | Утренник «До свидания, детский сад!». Экскурсия в школу. | Подготовка к школе. Буклет. Встреча с учителем школы | Самоанализ педагогов о проделанной работе. | |||||
| |||||||||
Новый год. Декабрь. | Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов. | Утренник «Новый год у ворот». | |||||||
Конкурс «Игрушка на елку» | Смотр зимних участков «Лучший символ года» | ||||||||
Старый новый год. 14 января. | Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов. | Театрализованное представление «Пришла коляда, отворяй ворота». | |||||||
Чага Байрам. Февраль | Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов. | Конкурс рисунков «Мой любимый город» | Экскурсия знакомство с краеведческим музеем. Экскурсия в драматический театр. | ||||||
Масленица март | Приобщение к традициям и культуре родной страны (по группам) | Развлечение в традициях народа | |||||||
8 марта | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания отношений между людьми. Воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов | Конкурс «А ну-ка девочки!» | |||||||
| |||||||||
День флага. 22 августа | Воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, ощущения принадлежности к своему народу. | Беседа. | Консультация «Я люблю свою малую Родину» | ||||||
20 октября – День алтайского языка | Воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства собственного достоинства как представителя своего народа | Выставка предметов одежды и быта алтайского народа (педагог по алтайскому языку) | Папка-передвижка «Национальные игры» | Прослушать гимн Республики Алтай (на алтайском языке) | |||||
4 ноября – День народного единства | Формирование любви к родному краю, родной природе, родному краю, культурному наследию своего народа | Образовательное событие «Россия – родина моя» «Все мы разные» | Оформление альбома «Народные былины» | Митинг на площади Ленина | |||||
23 февраля | Воспитание нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране – России, ощущения принадлежности к своему народу. | Игра-соревнование между детьми старших и подготовительных групп «Мой папа самый лучший». | Создание видеоролика с поздравлением мамам. | ||||||
9 мая | Воспитание чувства любви, интереса к своей стране-России, своему народу и народу России в целом. | Конкурс чтецов «Никто не забыт, ничто не забыто» к 9 мая. Совместное творчество детей и родителей. Конкурс рисунка «Рисуем Победу» | Флешмоб «Мы помним, мы гордимся» | ||||||
Участие во Всероссийском уроке Победы «Сады Победы» Участие во Всероссийской акции «Окна Победы» | |||||||||
| |||||||||
10 октября – День сельскохозяйственного работника | Формирование ценностного отношения к труду, трудолюбия. Связывать развитие трудолюбия с формированием общественных мотивов труда, желанием приносить пользу людям. | Сельскохозяйственная Ярмарка. Дежурство в группах «Уход за растением», посильная помощь воспитателям Чтение сказок о трудолюбивых и ленивых героях «Морозко», «Хаврошечка» «По щучьему велению» «Госпожа Метелица» Чтение книг о мастерстве и профессиях В Маяковский «Кем быть», Д. Родари «Чем пахнут ремесла» Экскурсия в младшую группу для оказания помощи малышам во время одевания на прогулку. Проект «Труженники города» Чтение басни И.Крылова «Стрекоза и муравей» Закрепление знаний о профессиях: знакомство с трудом работников детского сада | Консультация «Трудовые обязанности дома» Озеленение и благоустройство участка группы совместно с родителями. Оформление стенда «Знай, люби и береги» | Смотр-конкурс «Лучший центр сюжетно-ролевых игр» | |||||
| |||||||||
февраль | Развитие любознательности, формирование опыта познавательной инициативы | Проект «Юный огородник» | |||||||
| |||||||||
Ноябрь. | Формирование у дошкольников культурно-гигиенических знаний, воспитание экологической культуры и положительного отношения к труду. | Спортивное развлечение для малышей «Путешествие в страну «Здоровейка». Традиция «Веселые старты с первоклассниками» | Традиция «Неделя здоровья». Конкурс «Папа, мама, я – спортивная семья». | Проект «Здоровьесберегающие традиции в деятельности дошкольного учреждения» | |||||
Лыжня России 2022. Январь | Формирование элементарных представлений в области физкультуры и здоровья | Эстафета-соревнование. | |||||||
7 апреля Всероссийский день здоровья. | Формирование у дошкольников культуры здоровья на основе здоровья формирующих и здоровье сберегающих технологий. | Конкурс рисунков «Мы со спортом крепко дружим!» | Психологический тренинг «Хорошее настроение – залог успеха» | ||||||
Формирование у дошкольников культурно- гигиенических навыков и навыков здорового образа жизни, культуры здоровья. | Спортивный праздник-квест «День Здоровья». | ||||||||
В течение года | Просмотр мультфильмов В. Сутеев «Мешок яблок», «Золотая антилопа», «Заколдованный мальчик». Чтение художественной литературы р.н.с. «Финист-ясный сокол», Л. Толстой «Косточка» | Консультация для родителей «Правила поведения на природе», «Правильное отношение к природе начинается в семье» Памятка для родителей «Правила поведения в лесу» | Консультация для воспитателей «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» |
Специфика национальных, социокультурных условий
В качестве содержательного ориентира используется Е.Н. Тобоева «Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»
Цель работы: развитие духовно-нравственной культуры ребенка, формирование ценностных ориентаций средствами традиционной народной культуры родного края.
Задачи:
- Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к старшим, обычаям и традициям своей семьи;
- Способствовать воспитанию у детей уважительного отношения к истории Горного Алтая и народностям его населяющим;
- Воспитывать уважительное отношение к труду;
- Воспитывать в детях любовь к городу, в котором они родились и живут, чувство гордости за страну, уважения к людям, живущим в России.
Принципы:
- Системность и непрерывность;
- Личностно-ориентированный гуманистический характер взаимодействия детей и взрослых;
- Свобода индивидуального личностного развития;
- Признание приоритета ценностей внутреннего мира ребенка, опоры на позитивный внутренний потенциал развития ребенка;
- Принцип регионализации (учет специфики региона).
Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с Республикой Алтай и городом Горно-Алтайском
№ п\п | Тема | Средняя группа |
1 | Я, моя семья | Понятия «семья». Члены семьи. Место ребенка в семье (сын, дочь, брат, сестра, внук, внучка). Семейные обязанности |
2 | Родной город | Город, в котором я живу. Улица, на которой я живу. Улица, на которой находится детский сад. Некоторые достопримечательности города. Современные и старинные постройки. |
3 | Природа родного края | Растения сада, огорода, цветника, характерные для Республики Алтай. Домашние и дикие животные, среда их обитания. |
4 | Быт, традиции | Знакомство с русской избой и домашней утварью. Загадки о предметах быта. Знакомство с традиционными народными праздниками. |
5 | Русский, алтайский, казахский народный костюм | Знакомство с народным костюмом. Материал, из которого изготовлен костюм. Детали костюма. |
6 | Народные игры | Народные игры Республики Алтай |
Методическое обеспечение
№ п/п | Автор, составитель | Наименование издания | Издательство | Год издания |
1 | Е.Н. Тобоева | Этнокультурная составляющая в содержании дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО | Министерство образования и науки Республики Алтай БОУ «Институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай» | 2015 |
2 | Хрестоматия «Алтайские сказки» | АУ РА «Литературно-издательский Дом «Алтын-Туу»» | 2018 | |
3 | Г.Н. Огнева | Детям о культуре и искусстве алтайского народа, пособие для воспитателей детских садов | Горно-Алтайское книжное издательство, «Юч-Сумер» | 1992 |
4 | Е.П. Зайцева | Алтайский национальный костюм | Горно - Алтайское отделение Алтайского книжного издательства | 1990 |
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды группы
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и участка, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию различных образовательных программ; учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых осуществляется образовательная деятельность, учитываются возрастные особенности детей.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение | ||
Предметно-развивающая группы | ||||
Центр развития «Физкультурный уголок» | Расширение индивидуального двигательного опыта в самостоятельной деятельности. | Оборудование: для прыжков; для ходьбы, бега, равновесия; для катания, бросания, ловли; атрибуты к подвижным и спортивным играм; нетрадиционное физкультурное оборудование. | ||
Центр развития «Уголок природы» | Расширение познавательного опыта, использование его в трудовой деятельности. | календарь природы и погоды; комнатные растения в соответствии с возрастными рекомендациями; сезонный материал; макеты; литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы; материал для проведения элементарных опытов; обучающие и дидактические игры по экологии; инвентарь для трудовой деятельности; природный и бросовый материал. | ||
Центр развития «Уголок развивающих игр» | Расширение познавательного сенсорного опыта детей. | дидактический материал по сенсорному воспитанию; дидактические игры; настольно-печатные игры; познавательный материал; материал для детского экспериментирования. | ||
Центр развития «Конструктивно-модельный уголок» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. | напольный строительный материал; настольный строительный материал; пластмассовые конструкторы; транспортные игрушки. | ||
Центр развития «Игровая зона» | Реализация ребенком полученных и имеющихся знаний об окружающем мире в игре. Накопление жизненного опыта. | атрибутика для сюжетно-ролевых игр по возрасту детей («Семья», «Больница», «Магазин», «Детский сад» «Парикмахерская»); предметы-заместители. | ||
Центр развития «Уголок безопасности» | Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности. | дидактические, настольные игры по профилактике ДТП; дорожные знаки; литература о правилах дорожного движения. | ||
Центр развития «Национально-региональный компонент» | Расширение представлений детей о Горном Алтае, накопление познавательного опыта. | символика республики Алтай, города Горно-Алтайска; наглядный материал: иллюстрации, альбомы, картины; предметы народно-прикладного искусства; предметы национального быта; детская художественная литература на алтайском и русском языках. | ||
Центр развития «Книжный уголок» | Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | детская художественная литература в соответствии с возрастом детей; наличие художественной литературы; иллюстрации по темам образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и ознакомлению с художественной литературой; материалы о художниках-иллюстраторах; портреты поэтов, писателей (средний возраст); тематические выставки. | ||
Центр развития «Театрализованный уголок» | Развитие творческих способностей детей, стремление проявить себя в играх-драматизациях. | ширмы; элементы костюмов; различные виды театров (в соответствии с возрастом); предметы декораций. | ||
Центр развития «Творческая мастерская» | Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца. | Бумага разного формата, разного вида, разной формы, разного тона; достаточное количество цветных карандашей, красок, кистей, тряпочек, пластилина (стеки, доски для лепки); наличие цветной бумаги и картона; достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации; бросовый материал (фольга, фантики от конфет и др.); альбомы-раскраски. | ||
Центр развития «Музыкальный уголок» | Развитие творческих способностей в самостоятельно-ритмической деятельности | детские музыкальные инструменты; магнитофон; музыкальные игрушки (озвученные, не озвученные); игрушки-самоделки; музыкально-дидактические игры; музыкально-дидактические пособия. | ||
Приемная | Стенды информационные для родителей | Кабинки, скамейки | ||
Спальня | Дневной сон, гимнастика после сна | Шкафы для методической литературы | ||
Участки | Прогулки, наблюдения; игровая деятельность; самостоятельная двигательная деятельность; трудовая деятельность. | Прогулочные площадки для детей всех возрастных групп; игровое, функциональное и спортивное оборудование; цветники |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год .Средняя группа
Рабочая программа на 2017-2018 учебный год .Средняя группа...
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)
Рабочая программа на 2019-2020 учебный год (средняя группа)...
Рабочая программа на 2020-2021 учебный год Средняя группа
Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Рабочая программа - это нормативно-управленческий документ, структурная и функциональная единица образовательного пространства, обеспечивающая динамическое ...
Рабочая программа на 2020 – 2021 учебный год средняя группа (4 – 5 года)
Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства в независимости от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса....
Рабочая программа на 2021-2022 учебный год средняя группа
Рабочая программа...
Рабочая программа на 2021-2022 уч.год старшая логопедическая группа
Рабочая программа на 2021-2022 уч.год старшая логопедическая группа...
- Мне нравится (1)