"Береги природу"
методическая разработка

Широкова Виктория Дмитриевна

Актуальность исследования.

В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В обучении дошкольников уже сегодня необходимо проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания – одна из важнейших задач воспитательного процесса у дошкольников.

На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. А для того чтобы это не случилось надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

 

Методическая разработка направлена на изучение процесса экологического воспитания дошкольников

Цель работы: формирование системы экологических знаний и представлений у детей дошкольного возраста на занятиях и в повседневной жизни.

Задачи:

• Способствовать расширению и углублению представлений детей о природе (интеллектуальное развитие);

• Воспитывать бережное отношения к природе, умение заботиться о ней и ее обитателях (нравственное воспитание);

• Развивать эстетические чувства (умение увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её).

 

 

Для реализации намеченных задач мною был составлен следующий план работы:

• Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблеме экологического воспитания дошкольников;

• Составить календарный план по экологическому воспитанию дошкольников на занятиях и в повседневной жизни;

• Определить уровень сформированности экологических знаний дошкольников на начальном этапе и на заключительном.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, ценностных ориентаций, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально – природной среде.

Экологическая культура рассматривается учеными как культура единения человека с природой, гармоничного слияния социальных нужд и потребностей людей с нормальным существованием и развитием самой природы. По моему мнению, человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому каждому, особенно будущим поколениям, необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценности ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды.

Поэтому для меня как для педагога, главная цель экологического воспитания – формирование высокой экологической морали человека, несущего ответственность за судьбу своего и будущих поколений, живущих в одном единственном доме – Земля.

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности. Под этим понимается взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни: детский сад, - школа – вуз (колледж, техникум, училище) – послевузовское образование. В системе непрерывного экологического образования большое значение имеет школа, а в школе начальные классы. Это объясняется тем, что дети младшего школьного возраста очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, искренне сочувствуют и сопереживают. В этом возрасте идёт активный процесс целенаправленного формирования знаний, чувств, оценок, эмоций, развитие способностей и интересов.

Практическая часть.

1.1.Мною были проведены циклы занятий, направленных на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам. Были проведены занятия на темы: "Кто живет в реке и в озере", "В гостях у Гриба - Лесовика" и др.

 

Большое внимание уделялось общению детей с природой: с деревьями, птицами, насекомыми. Нельзя привить эмоциональное отношение к природе по книгам и рисункам. Ребенку нужно ощутить запах травы после дождя или прелой листвы осенью, услышать пение птиц. Поэтому я постоянно выводили своих воспитанников на прогулки, экскурсии. Например, была проведена целевая прогулка "Зима на участке детского сада".

В ходе прогулок я знакомила детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках мы вместе с детьми организовывали игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на нашем участке имеется такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Детям очень нравится играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром "Султанчики", "Разноцветные ленточки". Через такие игры дети могут определить силу и направление ветра, его контрастность.

Окружающая природа - источник развития не только ума, но и нравственных чувств ребенка. Очень важно вызвать у ребенка положительное отношение к предметам и явлениям природы. Самым действенным средством для этого будут частые, непосредственные наблюдения.

Например, наблюдая за изменениями происходящими в природе осенью, я пыталась сформировать представление об осени у детей на основе трех групп признаков: изменений в неживой природе (день укорачивается, становится холоднее, чаще идут дожди, дуют холодные ветры); изменений в растительном мире (листва на деревьях меняет окраску и опадает, травы желтеют и вянут); изменений в живом мире (насекомые исчезают, перелетные птицы улетают на юг, звери готовятся к зиме). На протяжении всей работы у детей накапливаются конкретные знания о том, что происходит с природой осенью. В старшем дошкольном возрасте важно осознание того, что преобразования происходят постепенно. Именно поэтому обобщенное представление об осени у дошкольников формировалось не только на основе ее характерных признаков, но и на их изменчивости.

В своей работе с детьми я также использовала следующие циклы наблюдений:

 за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь); за аквариумными рыбками (октябрь - ноябрь); за елью, ночным небом (декабрь); за зимующими птицами на участке (январь - февраль); за ростом лука на подоконнике, ветками деревьев в вазе (февраль - март); за пробуждением мать-мачехи и одуванчиков на участке (апрель - май); за божьей коровкой (в весенне-летнее время).

При проведении таких циклов наблюдений я заметила, что у детей создается прочный фундамент конкретных знаний о природе ближайшего окружения, развивает умения взаимодействовать с ней.

При формировании экологических знаний у детей я придавала большое значение исследовательской деятельности - проведению опытов. Опыты я всегда строила на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В ходе обучения я обращала внимание на то, чтобы задействовать все органы чувств ребенка, а не только слух и зрение. Для этого детям предоставлялась возможность потрогать, понюхать окружающие его объекты и даже попробовать их на вкус, если это безопасно. Именно на прогулке в ходе опытов дети знакомились со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Ведь опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

1.2. Экскурсии - один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях дети знакомились с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям я заметила, что у детей развивается наблюдательность, возникает интереса к природе. Находясь в лесу, в парке, на берегу реки во время экскурсии дети собирали природный материал для последующих наблюдений и работ в группе, в уголке природы, исследовали растения, почву, воду, камни и т. д. С нашими детьми были организованы очень интересные экскурсии в природу: "Осенний лесопарк", "Весна - красна", "К реке", "Золотой луг" и многие другие. Красота природы, окружающая детей, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

1.3. Использование художественной литературы

Важное внимание при формировании экологических знаний у детей я уделяла прочтению художественной литературы о природе. Ведь именно она глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использовала литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми я проводила беседу, задавала вопросы, видела в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Очень приятно, когда дети сами задают вопросы, где видно, что у них проявляется забота и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.

1.4. Формирование экологической культуры дошкольников в игре

Большое значение при закреплении экологических знаний у детей я придавала ведущей форме деятельности дошкольников - игре (сюжетно-ролевые, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания). Для удобства использования экологических игр на занятиях мною были изготовлены картотеки экологических игр по возрастам. С детьми мы играли в различные экологические игры: "Что сажают в огороде", "Найди листок, как на дереве", "Вершки - корешки", "Огонь, вода, земля, воздух", "Знаешь ли ты грибы?", "Узнай и назови", "Путешествие по лесу" и многие другие. Развить положительные эмоции по отношению к природе помогали игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка симпатии к животным, растениям, объектам неживой природы, например "Приготовь лекарство", "Построй домик животному".

 

Практическая деятельность детей проявлялась в их участии при уборке территории, ее благоустройстве, посадке цветов. Всем детям очень понравилось такое занятие как выращивание цветов на нашем участке. Ведь это самое доступное для детей практическое занятие. Участвовали в труде ребята активно, с желанием и старанием. На территории нашего участка имеется небольшой цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я старалась объяснить необходимость и целесообразность этого труда, помогала испытывать радость от хорошо выполненной работы. Я уверена, что дети, занимавшиеся хотя бы раз посадкой зеленых насаждений, как правило, не ломают их, не рвут впоследствии.

В зимний и осенний период года дети трудились в уголке природы. Они учились ухаживать за комнатными растениями. Подобраны были растения контрастные по строению стебля, форме, величине требующие разнообразных приемов ухаживания. Я заметила, что при получении новых знаний, дети охотнее ухаживали за растениями, с желанием принимали друг у друга эстафету дежурства.

 

Хорошей традицией у нас стала забота о зимующих птицах. Еще с младшей группы я проводила различные занятия, беседы с детьми о птицах. Я рассказывала детям о том, как птицам тяжело в зимнее время, о том, как люди могут им помочь пережить холодную зиму. Вместе с детьми на прогулках зимой мы всегда подкармливали птиц, наблюдали за тем, как они клюют корм, как перемещаются по нашему участку. У детей это вызывало огромный интерес и желание заботиться о зимующих птицах. А в старшей группе мы с ребятами даже приняли участие в городской природоохранной акции "Поможем птицам". Целью этого мероприятия явилось формирование гуманного отношения к обитателям природы - зимующим птицам, а так же воспитание интереса и желания заботиться о них: делать домики, подкармливать. Еще больший интерес и желание помогать зимующим птицам у детей вызвало это мероприятие. Кроме этого, мы с детьми изготовили листовки в защиту пернатых в зимнее время, которые были распространены в нашем микрорайоне.

1.5. Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. Мною были проведен праздник, посвящённые дню защиты Земли: "Наш дом - Земля", а также "Весенний праздник птиц". По ходу сюжета разыгрываемой детьми сказки, отдельного эпизода мы старались вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.

 

 

 

2. Взаимодействие с родителями дошкольников как метод экологического воспитания.

Большое значение я придавала работе с родителями. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использовала как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы, так и нетрадиционные -  круглый стол, дискуссии).

В начале работы я выяснила, как родители относятся к проблемам экологического воспитания детей, и провела анкетирование родителей по теме "Экологическое воспитание детей", которое дало мне дополнительную информацию, использованную впоследствии в работе с дошкольниками. Оказалось, что многие родители думают, что говорить с детьми об экологическом воспитании рано. Поэтому мною проводились групповые, индивидуальные беседы с родителями, давались краткие советы и рекомендации.

Мною было проведено родительское собрание на тему "Экологическое воспитание дошкольников", где я поставила перед родителями следующие задачи:

Приучать детей не рвать без необходимости цветы, не ломать кустарники, не портить деревья; учить ребят бережно относиться к насекомым, птицам, животным, при необходимости оказывать им помощь; систематически в доступной форме объяснять детям взаимосвязь природы и человека; воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателям.

Я советовала родителям обращать внимание детей на красоту окружающей природы, объясняла, что во время наблюдений расширяется кругозор, любознательность, внимание, мышление. И времени на это отводить специально не надо, достаточно смотреть вокруг по пути в детский сад или домой. Всегда можно увидеть интересное: как солнышко встает, как блестят капельки росы на траве, как блестит снежок, как сверкает иней на деревьях.

Эффективной формой работы с родителями, которую я использовала в своей работе, является круглый стол "Воспитание доброты к природе". Начинала его я с прослушивания магнитофонной записи рассказов детей о своих питомцах. Для родителей, дети которых проявляют жестокость к животным, цель такой беседы - не навреди. А для родителей, дети которых проявляют равнодушие, цель - заинтересовать. Поэтому для каждой подгруппы родителей я организовывала отдельную беседу.

В ходе работы я предлагала родителям сходить с детьми в лес, к реке, рассмотреть те или иные объекты, послушать пение птиц. Советовала родителям, какие книги можно прочитать с детьми, какие стихи разучить. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

 

 

Заключение

 

В результате проделанной работы есть положительные результаты: повысился уровень экологической культуры у детей; дети научились осознанно и правильно относиться к объектам и явлениям природы, практическим действиям по её охране; развиты умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

 

У детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

Используемая литература:

1. Лучич М. В. Детям о природе. М., 2016.

2. Николаева С. Н. Юный эколог. М., 2016.

3. Николаева С. Н. Место игры в экологическом воспитании детей. М., 2016.

4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., 2014.

5. Рыжова Н.А. Наш дом — природа. М., 2016.

6. Рянжин С. В. Экологический букварь. СПб., 2015.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Берегите природу» Сценарий экологического праздника, по охране окружающей природы для детей подготовительной группы

Сценарий  экологического   праздника, по охране окружающей  природы для детей  подготовительной группы....

Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"

Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.

Комплексное занятие по ознакомлению природы в старшей группе «Береги природу» с элементами рисования.Программные задачи:- продолжать вызывать познавательный интерес к миру растений;- форми...

Презентация для детей "Берегите природу: от грязной природы не будет роду"

Презентация для детей"Берегите природу: от грязнойприроды не будет роду"...

Проект "Береги свет, тепло и воду - береги природу!"

Познавательно-исследовательский проект с детьми стршего дошкольного возраста....