Консультация для воспитателей "Мини-музеи как средство нравственно-патриотического воспитания"
консультация

Пряслихина Татьяна Александровна

Музей  обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Неоценимую помощь в нравственно - патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, которая позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллек­тива дошкольного учреждения с родителями. Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа  по созданию мини-музеев.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospitateley.docx35.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

"Мини-музеи в детском саду как средство нравственно- патриотического воспитания"

        автор  воспитатель МБДОУ детский сад №40 "Берёзка"

Пряслихина Татьяна Александровна

        Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.

        Заложить в  наших детях,  нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких.

        Включение личности в общество должно сопровождаться воспитательно-образовательным процессом, через социокультурные институты, а именно через музеи –хранилище истории.

        Музей  обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.

         Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.

        Основой любого музея являются экспонаты, среди которых немало уникальных коллекций.

        Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности,  креативности,  коммуникативности  и других базовых качеств личности. 

        Неоценимую помощь в нравственно - патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, которая позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.

        Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа  по созданию мини-музеев.

Цель:

обеспечить условия для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Реализация направления «Музейная педагогика».
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
  • Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми     формами.
  • Формирование у дошкольников представления о музее.
  • Расширение кругозора дошкольников.
  • Развитие познавательных способностей и деятельности.
  • Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
  • Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
  • Развитие творческого, логического мышления и воображения.
  • Формирование активной жизненной позиции.
  • Приобщение детей к человеческим ценностям и формирование личностной культуры в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания. 

        Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».

        Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены,  и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

        Мини-музей  вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду, дополняет образовательный процесс.
        В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, бабушек, дедушек. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, играть, то есть прикоснуться к истории . Это очень привлекает детей, а раз у детей есть интерес, то и обучение становится более эффективным.

        Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов:  

 Принцип интеграции  учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации её общих задач и задач по образовательным областям

Принцип наглядности наполняет мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.

Принцип доступности дети могут трогать, брать экспонаты, изучать их, играть с ними;

Принцип интерактивности воспитанникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать  их в общую экспозицию и т.д.).

Принцип достоверности экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы  доступным для ребенка языком.

Принцип вариативности  экспозиции должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип партнерства созданы условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект -субъектных отношений в системе «взрослый—ребенок», «ребенок—ребенок».

Принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип культуросообразности приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе занятий  в музейном пространстве.

Психологическая комфортность и безопасность деятельности.  Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.

        Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, представлений детей о музеях.

        Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».

С целью заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев можно провести опрос- анкетирование, консультации, родительское собрание.

        В рамках подготовительного этапа  разрабатывается тематическое планирование мини-музеев, музейных экспозиций и алгоритм по созданию мини-музеев: 

1) выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога
2) определение места размещения
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления
5) подбор экспонатов
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности

Второй этап, практический — «Создание мини-музея».

        1.Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге.

При  создании мини – музеев, в группе устанавливаются общие правила: принесённые вещи нужно давать играть всем детям группы, не прятать и не жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать, включать в игры.

        2.Оформление мини-музея:

Внимание детей еще кратковременно и неустойчиво. Эффективность работы музея зависит как расположены экспонаты. Наиболее оптимальным вариантом является размещение на двух уровнях: вертикальном и горизонтальном.

        В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования,  их можно расположить на горизонтальном уровне:

  • стеллажи
  • столики разной величины
  • тумбы
  • крупные строительные кубики и т.д.

Но все же основная задача мини-музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. И в этом случае подходит расположение по вертикали:

  • настенные  полочки
  • ширмы
  • стенды
  • размещение на сухих или искусственных ветках деревьев

        3.Месторасположение мини-музеев 

Отметим сразу, что у любого расположения мини-музея есть свои минусы и плюсы.

        Групповое помещение
Плюсы: В этом варианте материалы музея можно выстраивать постепенно, можно в любое время обратиться к материалам музея,  дети группы могут по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельно эксперименты.
Минусы: Постоянный доступ к музею детей одной группы, а удаленность от раздевалки ограничивает общение детей с родителями по темам музея.
        Раздевалка
Плюсы: те же, что и в группе. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Минусы: постоянный доступ к музею детей и родителей только одной группы.
        Холлы
Плюсы: 
мини-музей находится в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Также, рассматривать экспозиции могут все родители индивидуально и с детьми.
Минусы: бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.

        Третий этап, заключительный – представление мини-музея.

предусматривает  подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада.

        Как пример, хочу рассказать как началась работа над созданием мини-музея в нашей группе. Я работаю с детьми  младшей группы (3-4года). При приёме детей провели с родителями анкетирование, где одним из пунктов был вопрос: "Чем увлекается, какие любимые игрушки у вашего малыша?"         Большинство родителей ответило, что это иностранные куклы, игрушки и персонажи из мультфильмов и т.д. 

Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам. Это и послужило причиной создания мини-музея "Деревянной игрушки", где ребята узнают какой была игрушка, её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть. ... , в этом не только познавательный интерес, но и приобщение детей к народной культуре.

        Родители откликнулись и приняли активное участие в сборе игрушек  и в помощи оформления музея.

        Целью создания мини-музея является всестороннее развитие и приобщение маленького человека к традициям русского народа.

        Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
        Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...

Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"

Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...

«Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» консультация для родителей

Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте. Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патрио...

Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...