Консультация для воспитателей "Мини-музеи как средство нравственно-патриотического воспитания"
консультация
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество. Неоценимую помощь в нравственно - патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, которая позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями. Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа по созданию мини-музеев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_vospitateley.docx | 35.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
"Мини-музеи в детском саду как средство нравственно- патриотического воспитания"
автор воспитатель МБДОУ детский сад №40 "Берёзка"
Пряслихина Татьяна Александровна
Тема патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна в наши дни и работа над ней имеет глубокий смысл. Дети должны знать прошлое своей страны, так как им строить её будущее.
Заложить в наших детях, нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влечениям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно – патриотических чувств у дошкольника. Суть нравственно – патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких.
Включение личности в общество должно сопровождаться воспитательно-образовательным процессом, через социокультурные институты, а именно через музеи –хранилище истории.
Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми, помогает детям понять язык вещей, постичь их культурное значение и рукотворность, становится незаменимым помощником в изучении культуры своего народа, воспитывает патриотические чувства и творчество.
Музей — это учреждение, которое комплектует, хранит и изучает памятники истории, искусства, культуры и представляет их для просмотра людям.
Основой любого музея являются экспонаты, среди которых немало уникальных коллекций.
Коллекционирование приучает ребенка к аккуратности, усидчивости, работе с материалом, развивает любознательность и познавательную активность, воспитывает качества нужные для исследовательской работы, способствует развитию инициативности, креативности, коммуникативности и других базовых качеств личности.
Неоценимую помощь в нравственно - патриотическом воспитании оказывает музейная педагогика, которая позволяет реализовывать комплексные и дополнительные образовательные программы; является действенным модулем развивающей предметной среды; средством индивидуализации образовательного процесса; способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности; помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями.
Одним из инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников является работа по созданию мини-музеев.
Цель:
обеспечить условия для нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Реализация направления «Музейная педагогика».
- Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ
- Обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами.
- Формирование у дошкольников представления о музее.
- Расширение кругозора дошкольников.
- Развитие познавательных способностей и деятельности.
- Формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
- Формирование умения самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.
- Развитие творческого, логического мышления и воображения.
- Формирование активной жизненной позиции.
- Приобщение детей к человеческим ценностям и формирование личностной культуры в процессе духовно-нравственного и патриотического воспитания.
Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями».
Часть слова «мини-» отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Мини-музей вносит разнообразие в развивающую предметно-пространственную среду, дополняет образовательный процесс.
В обычном музее ребенок лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Он знает, что в этом музее многое сделано его руками, руками его родителей, бабушек, дедушек. Ему здесь разрешается переставлять экспонаты, брать их в руки, рассматривать, играть, то есть прикоснуться к истории . Это очень привлекает детей, а раз у детей есть интерес, то и обучение становится более эффективным.
Несмотря на разнообразие мини-музеев, можно выделить ряд принципов:
Принцип интеграции учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации её общих задач и задач по образовательным областям
Принцип наглядности наполняет мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.
Коллекция музея должна содержать большой наглядный и практический материал.
Принцип доступности дети могут трогать, брать экспонаты, изучать их, играть с ними;
Принцип интерактивности воспитанникам предоставляется возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т.д.).
Принцип достоверности экспонаты должны достоверно отражать тематику мини-музея, объяснять различные процессы и явления в рамках выбранной темы доступным для ребенка языком.
Принцип вариативности экспозиции должны постоянно дополняться и обновляться с учетом возрастных особенностей детей группы.
Принцип партнерства созданы условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности в рамках субъект -субъектных отношений в системе «взрослый—ребенок», «ребенок—ребенок».
Принцип природосообразности учитывает психофизиологические особенности детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Принцип культуросообразности приобщает детей к мировой культуре, общечеловеческим ценностям через освоение ценностей и норм национальной культуры в ходе занятий в музейном пространстве.
Психологическая комфортность и безопасность деятельности. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их родителей. Прежде чем начать знакомство дошкольников с мини-музеями, педагогам совместно с родителями необходимо провести серьезную предварительную работу, направленную на эмоциональную подготовку, представлений детей о музеях.
Всю работу по созданию мини-музеев можно разделить на три этапа.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
С целью заинтересованности родителей и их готовности к взаимодействию в работе по созданию мини-музеев можно провести опрос- анкетирование, консультации, родительское собрание.
В рамках подготовительного этапа разрабатывается тематическое планирование мини-музеев, музейных экспозиций и алгоритм по созданию мини-музеев:
1) выбор темы мини-музея происходит исходя из интересов детей, инициативы педагога
2) определение места размещения
3) планирование экспозиций,
4) выбор дизайна оформления
5) подбор экспонатов
6) оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
7) разработка форм работы с экспозициями
8) разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей
9) разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея
10) планирование организации поисково-познавательной деятельности
Второй этап, практический — «Создание мини-музея».
1.Сбор экспонатов, и регистрация их в каталоге.
При создании мини – музеев, в группе устанавливаются общие правила: принесённые вещи нужно давать играть всем детям группы, не прятать и не жадничать; все вещи в музее можно и нужно брать в руки, рассматривать, включать в игры.
2.Оформление мини-музея:
Внимание детей еще кратковременно и неустойчиво. Эффективность работы музея зависит как расположены экспонаты. Наиболее оптимальным вариантом является размещение на двух уровнях: вертикальном и горизонтальном.
В одной плоскости лучше всего смотрятся коллекции, т.е. предметы одного наименования, их можно расположить на горизонтальном уровне:
- стеллажи
- столики разной величины
- тумбы
- крупные строительные кубики и т.д.
Но все же основная задача мини-музея – показать объект с разных сторон, отразить его взаимосвязи с другими объектами. И в этом случае подходит расположение по вертикали:
- настенные полочки
- ширмы
- стенды
- размещение на сухих или искусственных ветках деревьев
3.Месторасположение мини-музеев
Отметим сразу, что у любого расположения мини-музея есть свои минусы и плюсы.
Групповое помещение
Плюсы: В этом варианте материалы музея можно выстраивать постепенно, можно в любое время обратиться к материалам музея, дети группы могут по желанию рассматривать экспонаты, задавать вопросы, пользоваться дидактическими играми, проводить самостоятельно эксперименты.
Минусы: Постоянный доступ к музею детей одной группы, а удаленность от раздевалки ограничивает общение детей с родителями по темам музея.
Раздевалка
Плюсы: те же, что и в группе. Кроме того, у детей появляется возможность общения с родителями по теме музея.
Минусы: постоянный доступ к музею детей и родителей только одной группы.
Холлы
Плюсы: мини-музей находится в общедоступном месте, что дает возможность посещать их в любое удобное для воспитателя время. Также, рассматривать экспозиции могут все родители индивидуально и с детьми.
Минусы: бесконтрольный доступ к музею ограничивает возможность представления в нем редких и ценных экспонатов.
Третий этап, заключительный – представление мини-музея.
предусматривает подведение итогов работы, открытие мини-музеев в ДОО, организацию выставки для родителей и гостей детского сада.
Как пример, хочу рассказать как началась работа над созданием мини-музея в нашей группе. Я работаю с детьми младшей группы (3-4года). При приёме детей провели с родителями анкетирование, где одним из пунктов был вопрос: "Чем увлекается, какие любимые игрушки у вашего малыша?" Большинство родителей ответило, что это иностранные куклы, игрушки и персонажи из мультфильмов и т.д.
Народные игрушки чрезвычайно быстро исчезают из детства, предпочтение отдаётся иностранным игрушкам. Это и послужило причиной создания мини-музея "Деревянной игрушки", где ребята узнают какой была игрушка, её историю, виды игрушек, сказки, стихи про игрушки, как с ними можно играть. ... , в этом не только познавательный интерес, но и приобщение детей к народной культуре.
Родители откликнулись и приняли активное участие в сборе игрушек и в помощи оформления музея.
Целью создания мини-музея является всестороннее развитие и приобщение маленького человека к традициям русского народа.
Таким образом, мини-музей, созданный руками педагога, воспитанников и их родителей, становится интерактивным, а значит близким и понятным каждому ребенку. Все это позволяет воспитывать в дошкольниках чувство гордости за общее дело, свою группу, детский сад, семью и малую Родину.
Так давайте же воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...
Консультация для пед.совета "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания"
Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы...
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»
Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...
«Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания детей» консультация для родителей
Первые чувства патриотизма. Доступны ли они в дошкольном возрасте. Можно сказать, что да дошкольнику доступны чувства любви к своей семье родному краю, городу, родной природе. Это и есть начало патрио...
2018-2019 Консультация для воспитателей:"Музыка - как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"
В помощь воспитателю....
Консультация для воспитателей «Музыка как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – это основа общего развития ребёнка. Главные задачи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольника:- сохранить лучшие качества в детях;- заложить нравственные осн...
Консультация :Предметно - развивающая среда как средство нравственно-патриотического воспитание дошкольников.
консультация для воспитателей...