Проект по этнокультурному самоосознанию "Тихо сказка входит в дом"
проект (старшая группа)
Данный проект направлен на ь развитие этнокультурного самосознания детей старшего возраста. В игровой форме дети знакомяться с различными традициями соего народа, с опытом, который отражается в народных сказках
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проект в рамках этнокультурной практики для детей старшего возраста | 277.74 КБ |
Предварительный просмотр:
XVII Областной конкурс инновационных проектов и методических разработок «Пчелка -2020»
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
«Детский сад № 6» пос. Механизаторов о. Муром
Представляет конкурсную работу
НА ТЕМУ
«Формирование этнокультурной компетентности дошкольника на основе технологии использования сказок в рамках проекта
«Тихо сказка входит в дом…»
Муром 2020 год
Информационная справка о ДОУ
Название учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 6» пос. Механизаторов, о.Муром
Адрес: 602209, Владимирская область, Муромский район, пос. Механизаторов, дом 47
Телефон: 8 49( 234) 5-11-16
Электронный адрес ДОУ: sad6.m@yandex.ru
Количество детей: В учреждении воспитываются 130 детей в возрасте от 1 до 7 лет: 2 группы ясельного возраста и 4 дошкольных групп общеразвивающего типа.
Реализуемые программы: Образовательная программа МБДОУ, составленная на основе программы « От рождения до школы» Н.Е. Веракса.
Руководитель: Романова Людмила Васильевна
Специалисты: Старший воспитатель, музыкальные руководители, логопед.
Воспитатели: 14 квалифицированных педагогов
Условия: Музыкальный и физкультурный залы, групповые комнаты с отдельными спальнями, спортивная площадка, логопункт.
Сведения об авторах проекта
Елисеева Елена Дмитриевна - воспитатель МБДОУ
« Детский сад № 6» пос.Механизаторов» г. Муром
Образование: специальное педагогическое
Квалификационная категория: без категории
Электронный адрес: eliseevo@rambler.ru Педагогический стаж: 1 год
Гудина Елена Сергеевна – воспитатель МБДОУ
МБДОУ« Детский сад № 6 пос. Механизаторов » г. Муром
Образование: высшее пcихологическое, педагогическое
Квалификационная категория: первая
Педагогический стаж: 19 лет
Стаж работы в должности: 4 года
Электронный адрес: gudina.elena2018@yandex.ru
Заявка на участие в конкурсе
«Пчелка – 2020»
Номинация | Формы и технологии полиэтнокультурного воспитания детей дошкольного возраста. |
Название конкурсной работы | Формирование этнокультурной компетентности дошкольника на основе технологии использования сказок в рамках проекта «Тихо сказка входит в дом…» |
Наименование организации заявителя | Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 пос.Механизаторов»г.Муром |
Номер телефона с указанием кода города | 8(49234 )5-11-16 |
E- mail | sad6.m@yandex.ru |
Авторы проекта (Ф.И.О.должность) | Гудина Елена Сергеевна – воспитатель МБДОУ Елисеева Елена Дмитриевна- воспитатель МБДОУ |
Краткая аннотация содержания работы | Данная работа направлена на развитие этнокультурной компетентности у детей старшего дошкольного возраста, осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников. |
Паспорт проекта « Тихо сказка входит в дом… »
Среднесрочный проект для детей старшей группы
Тип проекта информационно - познавательный, творческий
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели группы, длительность в течение двух недель
Актуальность проекта: Перед дошкольными образовательными учреждениями государство ставит в числе наиболее важных задачи формирования с самого раннего детства базовой культуры личности: основ гражданственности, любви к родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию; уважения к старшим и сверстникам, культуре и традициям других народов .Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействия.
Гармоничное развитие дошкольника без активного участия его родителей в образовательном процессе ДОУ невозможно.
Поликультурное воспитание – это воспитание ребенка на культуре народов региона, где проживает малыш, с приоритетом для него культуры его национальности.
Современная модель сотрудничества д/сада с семьёй понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка. Сотрудничество семьи и д/сада в процессе поликультурного воспитания должно строиться под девизом: « Все друг другу мы нужны». Именно поэтому работа с семьями воспитанников всегда направлена на реализации процесса вовлечения родителей в учебно-воспитательный процесс д/сада.
Проблема реализации данного проекта вытекает из приобщения детей дошкольного возраста к семейным национальным традициям, обычаям, специфике их культуры и целостностей.
Цель Осознание важности и необходимости поликультурного воспитания дошкольников всеми членами семьи воспитанников. Осуществление единства воспитательного воздействия семьи и ДОУ на дошкольников.
Задачи проекта:
- Приобщать детей к художественной литературе, сказкам ,былинам.
- Расширять представление о колорите, особенностях русской народной культуры.
- Воспитывать положительное этнотолерантное отношение и поведение личности дошкольника в условиях образовательной среды МБДОУ.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы и коллективного творчества.
- Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной деятельности
- Создать условия для формирования целостного этнокультурного пространства художественно эстетического воспитания в МБДОУ, опирающихся на взаимодействия педагога, родителей и ребенка
- Способствовать приобщению детей к основным этнокультурным ценностям национальной и региональной культуры, формированию духовно-нравственных качеств, интереса и любви к родному краю через сказку
Проект формирует компетентности по следующим направлениям:
Социально-личностное развитие:
Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми и взрослыми.
Воспитывать интерес к традициям и бережное отношение к культуре своего народа.
Формировать сознание ребенка как носителя этноса с опорой на сказки
Познавательно-речевое развитие:
Формировать представления детей о разнообразии русской культуры, традиций
Расширить представления о родной природе, животных,
Художественно-эстетическое развитие:
Воспитывать эстетический вкус
Обогащать музыкальные впечатления детей.
Интеграция образовательных областей в проекте:
- Познавательной
- Речевой
- Социально-коммуникативной
- Художественно-эстетической
Проект по методу: Познавательно-творческий
- Совместно с родителями собираем информацию о сказках
- Оформляем результаты в виде поделок, рисунков; книжек
- Готовим презентацию по сказкам
Проект по характеру контактов:
- осуществляется внутри одной возрастной группы (старшая группа «Солнышко»);
- в контакте с семьей, специалистами ДОУ.
Реализация проекта
Проект проходил по трем этапам.
Предварительная работа
- Подбор литературы, картин, презентаций о сказках
- Создание временного уголка проектной деятельности, где расположены различные атрибуты проекта.
- Индивидуальное заучивание детьми, пословиц, поговорок ,потешек
- Изготовление книжки - сказки детьми и родителями
- Получили необходимую информацию из Интернета (с помощью родителей)
Формы работы с детьми:
Тематические беседы:
Занятия на основе метода интеграции с привлечением специалистов различного профиля (муз. руководителя, педагогов и др.);
Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
Чтение художественной литературы,
Игры: настольные, дидактические, подвижные, сюжетно — ролевые;
Выставки рисунков и поделок (в группе, детском саду);
Конкурс рисунков совместно с родителями о народных сказках;
Составление и рассматривание альбомов;
Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
Использование народных игр, в том числе хороводов;
Участие в оформлении уголка по народным промыслам в группе.
Формы работа с родителями:
Консультирование родителей;
Участие в сборе предметов народного творчества;
Родительское собрание « Этнокультурная толерантность в нашей жизни»;
Мастер — класс для пап и мам по изготовлению поделок к праздникам;
Подбор предметов народного быта, «волшебных» предметов из сказок.
Проект « Тихо сказка входит в дом…»
Участники проекта: дети 5 лет, воспитатели группы, родители
Сроки проведения: 2 недели (13.01.2020-24.01.2020).
Итоговое событие: Викторина «Сказка в гости к нам идет»
Образовательные Области | Задачи | ||
Воспитательные | Развивающие | Обучающие | |
Физическое развитие | 1Воспитывать стремление учувствовать в совместных играх со сверстниками, играть в парах -Динамическая пауза ,физминутки Ритмическая русская народная игра 2Воспитывать любовь к физической культуре | 1Развивать быстроту, ловкость, координацию движения в процессе подвижных игр | 1.Упражнять в беге, в ходьбе : игра эстафета , игра эстафета 2.упражнять в развитии внимания |
Социально- коммуникативное | 1Воспитывать стремление помочь другому 2Воспитывать гордость и любовь к своей Родине, ее традициям и историей 3.Воспитывать бережное отношение к традициям своей семьи, | 1Развивать игровой замысел, способствовать использованию в играх русских традиций. 3Развивать умение выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру. | 1Расширять представления детей об истории родного края ,его традициях, -сбор информации с родителями о русских традициях, обычаях 2Систематизировать и обобщить знания об изготовлении хлеба -рассматривание картин с героями сказок -рассматривание иллюстраций из русских народных сказок, |
Познавательное Развитие | 1.Вовлечь детей в опытно экспериментальную деятельность, способствовать проявлению любознательности в процессе опытно исследовательской деятельности | 1Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу. | Познакомить с историей |
Художественно эстетическое | 1Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам в процессе творчества Воспитывать эстетический вкус, аккуратность, усидчивость. Закреплять привычку убирать своё рабочее место после продуктивной деятельности | Развивать мелкую моторику рук, -координацию рук; -лепка героев сказок из соленого теста; - создание книги - альбома о сказке; Развивать творческое воображение, умение самостоятельно определять замысел будущей работы, дизайн. | 1.Обучать лепить героев русских народных сказок |
Речевое развитие | 1Приобщать детей к художественной литературе - знакомить с рассказами, стихами, сказками, поговорками | 1Развивать речь, умение задавать вопросы, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память, активизировать словарь 2.Развивать способность составлять сказку, используя распространенные предложения, развивать воображение в процессе фантазирования на заданную тему | 1Обогащать словарь существительными, глаголами, 2Развивать память в процессе заучивания сказок |
Изменения предметно развивающей среды к проекту | |||
Центр развития | План | Факт | |
Педагоги | Дети, семья | ||
Книжный мир | 1Сказка « Петушок и бобовое зернышко» 2. Сказка « Маша и медведь» 3.Сказка «Кот, петух и лиса». 4.Сказка « Петушок и курочка» 5.Сказка « Теремок» 6Сказка «Гуси лебеди»» | 1Творческие работы детей и родителей « Сказка в книжке». 2.Подборка сказок, пословиц, поговорок из русских народных сказок, крылатых выражений 3.Подборка старинных костюмов из сказок 4.Загадки про животных 5.Дидактические настольно печатные игры по теме | |
Юный художник | 1Краски, кисти, альбомы для изображения героев сказок 2.Трафареты с героями сказок 3.Цветная бумага, клей 4.Пластилин, доски | 1 .Выставка рисунков « Сказка в рисунках детей» 2.Раскраски с изображением сюжетов и героев сказок, 3.Подборка картин художников с героями русских народных сказок | |
«Веселые нотки» | Аудиозапись русских народных сказок, музыка из сказок | ||
Театр | 1.Маски героев русских народных сказок 2.Костюмы лисички, медведя, волка 3.Вещи из сказок | ||
Познавательное развитие | 1. Дидактические игры « Расскажи сказку по серии картинок», « Составь сказку», «Назови сказку», 2.Загадки о сказках 3.Составление для родителей списка художественных для чтения дома. 4.Беседы по теме | 1.Создание картотек игр : « У медведя во бору», «Гуси лебеди», «Волк и семеро козлят» и другие. |
Реализация основного этапа проекта
Образовательная деятельность 1 неделя
дата | Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Планирование образовательной деятельности |
пн | Утро: беседа с детьми о сказках, какие они сказки помнят и любят, рассматривание новых книг в книжном уголке. Рассматривание любимых героев в сказках. Отгадывание загадок о сказках. Игра «Из какой сказки волшебная вещь». Вечер: Ежедневное чтение сказок Оформление выставки детско - родительских творческих отчетов « Тихо сказка входит в дом...» | Познание НОД « Сказка ложь, да в ней намек…» Чтение художественной литературы. Ежедневное чтение сказок. Чтение сказки «Теремок» Физическая культура Подвижная игра « У медведя во бору». |
вт | Утро: Чтение пословиц и поговорок , потешек о русском быте и гостеприимстве Вечер Настольно печатные игры « Помоги героям попасть в сказку» Беседа « Что это значит» Рассматривание иллюстрации художников с героями сказок Раскрашивание изображений с сюжетами сказок | Нод художественно-эстетическое развитие. Рисование по сказке «Три медведя» Познавательная беседа: « Чему учит сказка » Подвижная игра « Кот и мышь». |
Ср | Утро: Беседа «Любимый сказочный герой» Посещение книжного центра с выставкой сказок, его обновление, пополнение Наблюдение за тем, как воспитатель замешивает соленое тесто Вечер Выставка рисунков Игра « На поляне сказок» Чтение сказки « Петушок и бобовое зернышко » | Нод художественно-эстетическое развитие. Лепка из соленого теста героев из сказки «Теремок» Консультация для родителей «Значение сказки в жизни вашего ребенка» |
Чт | Утро Чтение сказки «Зимовье», беседа по сказке, ответы на вопросы Вечер Инсценировка сказки « Колобок» беседа с детьми по теме презентации Пальчиковые игры по мотивам народных сказок | НОД Аппликация по мотивам сказки |
Пт | Утро Чтение русских народных сказок о дружбе « Петушок и бобовое зернышко », «Теремок», «Гуси лебеди» беседа по сюжету сказок, ответы на вопросы Вечер рассматривание иллюстраций в книгах | Развитие речи Рисование (по замыслу). Физическая культура. Игра «Золотые ворота» Родительское собрание « Этнокультурное воспитание детей в семье и дома» |
2 неделя проекта
Образовательная деятельность в ходе режимных моментов | Планирование образовательной деятельности | |
пн | Утро беседа «Почему русские народные сказки называют народными?»; Вечер Разучивание пальчиковой гимнастики «Будем сказки называть» Разучивание подвижной игры «Наш платочек голубой» | Познание Нод «Мой любимый герой сказки» |
вт | Утро Чтение сказки «Гуси лебеди» Беседы по безопасности: нельзя оставаться на улице одному, это опасно; нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться; Вечер Сюжетная лепка по русским народным сказкам | Чтение художественной литературы, сказка «Варежка»,беседа по сказке |
ср | Утро Дидактическая игра «Расскажи сказку по серии картинок» Вечер Сюжетно ролевая игра «К нам гости пришли» | НОД Аппликация «Заюшкина избушка» |
Чт | Утро Прослушивание аудиозаписи русской народной сказки «Зимовье» Вечер Отгадывание загадок Игра с мячом «вопрос -ответ» по прочитанным сказкам | |
Пт | Утро Итоговая беседа о русских народных сказках Вечер Дидактические игры | НОД Викторина по русским народным сказкам |
Результативность проекта:
- Умение детей дать эстетическую оценку окружающим явлениям, событиям, предметам, нравственную — поведению людей;
- Появление у детей устойчивого положительного интереса к эстетическим явлениям окружающей действительности
- Наличие творческих проявлений в декоративно-прикладной, изобразительной, музыкальной, художественно-речевой и театрализованной деятельности;
- Приобретение детьми опыта собственной творческой деятельности,
Использованные ресурсы:
1. Фольклор – музыка – театр: Программа и конспекты занятий педагогов, работающих с дошкольниками: программно — методическое пособие Под ред. С. И. Мерзляковой. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. 320 с.
2Алексахин Н. Н. Голубая сказка. М.: Народное образование, 1996. 120 с
3.Алешина Н.В. Знакомство дошкольников с родным городом и страной (Патриотическое воспитание). М.: УЦ Перспектива, 2011. 145 с.
4. Грибовская А. А. Знакомство с русским народным декоративно-прикладным искусством и декоративное рисование, лепка, аппликация москвичей-дошкольников. М.: МИПКРО, 1999. 240 с.
5. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей/авторы составители: Ю.Е. Антонов, Л.В., О.В. Розова, И.А. Щербакова, М.: АРКТИ, 2003. 144 с.
6.Клиенов А. П. Народные промыслы. М.: Белый город, 2002. 180 с.
7.Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей детского сада. Под ред. Н.А. Ветлугиной. 2-е изд., перераб. М.: Просвещение. 1985. 207 с.
8.Азбука нравственного воспитания. Пособие для учителей. /Под ред. Каирова И. А., Богданова О. С. Москва: Творческий центр «Сфера», 1999г
9. Бударина Т. А., Маркеева О. А. «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб,2001.
10 . Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском саду» СПб «ДЕТСТВО ПРЕСС»2008.
11. Князева О. Л. М. Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» СПб,2004
12. Науменко Г. М. «Фольклорный праздник».-М., 2000
13. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду/Под ред А. В. Орловой. М. - 2001.
14. Рябцев Ю. С. «Путешествие в Древнюю Русь. Рассказы о русской культуре».-М., 1998
Приложение к проекту
Викторина «Русские народные сказки»
Цель:
Приобщение детей к русским народным сказкам занимающей достойное место в русской культуре;
Закрепить знание детей о русских народных сказках.
Задачи:
Обучающие: уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках;
-обучать адекватным способам поведения в чрезвычайных ситуациях на примере поступков сказочных героев;
Воспитывающие:
-способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказках;
- воспитывать доброту, любовь к родной культуре через русские народные сказки;
-воспитывать интерес к русским народным сказкам;
Развивающие: развивать личностные качества: уверенность в себе и своих возможностях, активность, инициативность, самостоятельность, доброжелательность;
-развивать мышление, память, внимание; зрительное, слуховое и целостное восприятие; развивать умение действовать согласованно;
-обеспечить эмоциональное благополучие детей во время мероприятия; пальчиковая гимнастика.
Предварительная работа:
- чтение и слушание русских народных сказок с беседами по содержании;
-оформление тематической выставки книг; беседа «Почему русские народные сказки называют народными?»;
-разучивание подвижной игры «Наш платочек голубой»;
- разучивание пальчиковой гимнастики «Будем сказки называть»;
- раскрашивание иллюстраций из сказок.
-сюжетная лепка по русским народным сказкам;
-беседы по безопасности: нельзя оставаться на улице одному, это опасно; нельзя убегать от взрослых далеко, можно потеряться;
-загадывание загадок о сказках;
Оборудование и материал:
ИКТ, презентация к викторине, мольберт, столы, стулья по количеству детей., иллюстрации к сказкам.
Ход:
Дети входят в группу под музыкальное сопровождение «В гостях у сказки»,их встречает воспитатель, переодетый в бабушку Маланью, дети рассаживаются за столы, обозначенные соответствующей картинкой к эмблеме команд.
Бабушка Маланья (воспитатель): Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, проходите, рассаживайтесь по удобнее.
Дай бог тому, кто в нашем дому –
Здоровья дорогим гостям,
Да милым детушкам.
Поздоровайтесь друг с другом с соседом справа, слева.
- Удобно вам? (да)
Тогда слушайте внимательно:
- Меня зовут бабушка Маланья.
Я знаю, что вы, дорогие ребята слушали и читали много русских народных сказок.
И сейчас я узнаю, на сколько, вы были внимательными, сумеете ли вы узнать сказки и их героев.
Бабушка Маланья: Приглашаю вас на викторину по русским народным сказкам.
Бабушка Маланья :Отправляемся друзья,
В чудо сказу – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть.
- Закрываем глазки – раз,
Открываем глазки – два.
Раз, два, три, четыре,
Раскрываем глазки шире.
Будем в викторину мы играть.
Будем сказки вспоминать.
СЛАЙД 2. «Разминка
Бабушка Маланья:
Задание 1. Сейчас вы по очереди будете называть русские народные сказки. Команда, которая назовет больше сказок, получает два жетона; команда, которая назовет меньше сказок – один жетон.
Ребята, выкрикивать с места нельзя! Если кто-то из команды будет выкрикивать, то у этой команды будут вычитаться жетоны. Вы будете поднимать руки, а я буду вас спрашивать по очереди!
(дети называют русские народные сказки)
Бабушка Маланья:Молодцы, ребята! Быстро справиться сумели.
СЛАЙД 3.
«В сказке - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»
Бабушка Маланья:
Задание 2. «В сказке - ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!» Как вы думаете, ребята, почему так говорят? (сказка учит детей… учит доброму)
- Действительно, вместе с героями сказок мы преодолеваем различные трудности, а значит, учимся выбирать правильное решение в сложных ситуациях, учимся верить в добро и в собственные силы.
В этом задании вы должны назвать сказку и сказать чему она нас учить. Помните, главное правило нашей игры – не выкрикивать! За активное участие команда получит два жетона.
СЛАЙД 4. Появляется картинка к сказке «Колобок» (без щелчка)
Бабушка Маланья: А вот и первая картинка, что эта за сказка? («Колобок»)
- Вспомните, чем закончилась сказка? (Лиса съела Колобка)
- А как же Колобок оказался в лесу в лапах у лисы? (Он убежал в лес)
- Зачем Колобок покатился в лес? Чтобы его лиса там съела или по другой причине? Как вам кажется? (Колобок просто захотел погулять)
- Ах, вот оно что! Ребята, можно ли гулять одному по незнакомым местам? Почему?
- Чему нас учит эта сказка? (предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду; доверие к незнакомцам – с незнакомцами не разговаривать; непослушание колобка привело к гибели)
Бабушка Маланья:Молодцы, ребята
СЛАЙД 5. Появляется картинка к сказке «Гуси-лебеди» (без щелчка)
Бабушка Маланья:А вот и вторая картинка, что за сказка? («Гуси-лебеди»)
- Что же случилось в сказке? (девочка не послушалась, что ей наказывали отец с матерью, и ее братец попал в беду, гуси-лебеди налетели и унесли братца)
- Какому важному правилу учит эта сказка? (наказ, слушаться родителей, старших; не оставлять маленьких детей без присмотра, они не могут себя защитить)
Бабушка Маланья:Ай, да молодцы, ребятки!
СЛАЙД 6. «SMS-ка» (каждая картинкапо щелчку)
Ребята, я сегодня получила сообщения и не могу понять от кого они пришли. Помогите мне, пожалуйста. Но, помните наше главное правило – не выкрикивать. За правильные ответы команды получают по одному жетону.
Итак:
• «Спасите, нас съел серый волк» (козлята);
• «Все закончилось благополучно, только мой хвост остался в проруби» (волк);
• «Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду» (Маша);
• «Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал стул» (Медвежонок).
• «Помогите, мой брат превратился в козленочка» (Аленушка);
• «Помогите, наш дом сломан, но сами целы» (звери)
Бабушка Маланья: Молодцы, ребята!
Наши ручки так устали.
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть
Рукавичка, теремок,
Колобок – румяный бок.
Есть Снегурочка – краса,
Три медведя, волк – лиса.
Не забудем Сивку-Бурку,
Нашу вещую каурку.
Репку мы не забываем
Знаем волка и козлят.
Этим сказкам каждый рад.
СЛАЙД 7. Рефлексия. Чему нас учат сказки? Отгадывание загадок
(появлениезагадок по щелчку)
Бабушка Маланья: Отгадали, поиграли.
Интересно было с вами,
Время с пользой провели.
Расходиться нам пора.
Вам понравилась игра? (Да)
Отгадайте вы загадки.
И скажите, чему нас учат сказки?
1. Ах ты, Петя-простота,
Сплоховал немножко:
Не послушался кота,
Выглянул в окошко. («Кот, петух и лиса» (дружбе, небезопасно уходить из дома с чужими)
2. Эта рыжая хитрушка
Попросилась с ней в избушку.
За нее попросила курочку,
За курочку попросила гусочку…
Так и стала та палочка
Для нее выручалочка. (Лисичка со скалочкой (обманывать не хорошо)
3. Красна девица, грустна
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка. («Снегурочка»(нельзя в подражание друзьям делать то, что угрожает для жизни и здоровья)
4. Что за чудо, что за диво
Сани едут без коней(«По щучьему велению»(учит смелости, честности, доброте)
5. От мачехи и сестер Одни упреки и укор.
Ох, не сносить головушку,
Если б не коровушка. («Крошечка-Хаврошечка»(доброте, трудолюбию)
6. Вор пшеницу воровал,
А Иван его поймал.
Вор волшебным оказался.
И Иван на нем катался («Сивка-Бурка»(доброте)
Бабушка Маланья: Молодцы, ребята!
Родительское собрание
«Родителям о толерантности»
Родительское собрание «Родителям о толерантности»
Актуальность:
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Образовательная
Научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая
Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная
Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Методы и приемы:
1. Лекция с элементами беседы
2. Решение педагогической ситуации
3. Тестирование
4. Проблемные вопросы.
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,
терпимости, дружбы между народами, мира и всеобщего братства»
(Декларация прав ребёнка)
Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, проектор, мультимедийная презентация.
Ход беседы:-Добрый вечер, уважаемые родители!
-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.
-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.
Вопрос:
-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)
Мини-лекция
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность:
-уважение друг к другу;
-понимание непохожего на вас человека;
-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;
-терпение друг к другу;
-терпение к разным национальностям, сословиям;
-умение общаться между людьми;
-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;
-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.
Задание.
-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)
-Сравните ваш цветок с цветком на слайде.
Мини-лекция.
-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.
Вопрос:
Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают)
Мини-лекция.
-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.
-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.
Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.
При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.
Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.
Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.
-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.
Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?» (Приложение 1)
-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.
Решение педагогической ситуации:"Конфликт опасен, если он не разрешим”
Мама
- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!
Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”
Разрешение конфликта с позиции толерантности:
Мама
- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод:
Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.
Причина конфликта, выход из конфликта.
Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
-Наша беседа близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех
.Спасибо за внимание!