Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Памятники Самары"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Смирнова Елена Петровна

Цель: развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatniki_samary.docx20.57 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Конспект НОД “Памятники Самары”

Образовательные задачи:

        расширить представления детей о городе;

        познакомить с историей памятников Самары.

Развивающие задачи:

        развивать познавательную активность детей;

        вызывать у детей интерес к познанию богатства языка и речи;

        расширение запаса общих сведений о родном городе.

Воспитательные задачи:

воспитывать у детей любовь, чувство гордости по отношению к своему городу.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, двигательная, коммуникативная,

Оборудование: иллюстрации достопримечательностей города, билеты.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о родном городе, заучивание стихотворений о городе Самаре, рассказывание об истории родного города, рисование «Моя Самара».

Работа с родителями: принести открытки и фотографии города, книги о Самаре, рассказать детям о достопримечательностях города.

Предполагаемые результаты: пополнение и активизация словарного запаса детей, развитие логического и образного мышления, систематизация знаний по теме «Мой город», воспитание интереса к  истории родного города, чувство патриотизма.

 

 

 

 

Логика проведения

Звучит гимн Самары.

Воспитатель:

- Ребята, сегодня мы поговорим о нашем родном городе. Как он называется? (Наш город называется Самара.)

Правильно, у нашего города красивое старинное название. 427 лет назад недалеко от слияния двух рек, Волги и Самары, была построена крепость. Самара изначально была небольшим бревенчатым городком с высокими стенами и дозорными вышками. Гарнизон города отражал набеги степных кочевников да лихих разбойников. Вокруг крепости стали селиться ремесленники, крестьяне, торговцы. В 1888 году крепость стала называться городом. Сначала город рос очень медленно. В старой Самаре было много особняков, церквей, красивых зданий. (Воспитатель показывает детям иллюстрации с видами старого города.) Вы можете увидеть старинные дома в центре современной Самары.

  Было время, когда наш город переименовали, кто знает, как много лет назывался наш город? ( Куйбышев.)

 Но горожане решили вернуть городу старинное красивое название. И такое решение горожан поддержало правительство нашей страны. Так город вновь стал называться Самарой.

Сегодня наша Самара – это очень большой, красивый, современный город, в котором живут больше миллиона человек; это крупный промышленный, научный и культурный центр. (Воспитатель показывает иллюстрации современной Самары.)

Ребята, кто знает стихотворение о Самаре?

  Один ребёнок читает стихотворение:

                 Город мой необозримый

                 В свете солнечного дня

                 Красотой неповторимой

                 Тешит, радует меня.

                 Я люблю мой милый город,

                 Что светлей и краше стал.

                 Он ещё ведь очень молод –

                 Пятый век лишь разменял.

                 Парки, улицы, бульвары

                 Взгляд ласкают много лет.

                 Для меня родней Самары

                 Города на свете нет!                                        

 Воспитатель:  Вот какими красивыми словами наш поэт-земляк Василий Семёнов описал наш родной город!

Воспитатель:  

- Самара — старинный русский город с великолепными набережными  с видом на бескрайние волжские просторы, с красивыми широкими площадями.
 Славится Самара как город, внесший большой вклад в развитие отечественной космонавтики, как «запасная» столица страны в период ВОВ, как родина самого вкусного шоколада. Эти и другие примечательные моменты нашли своё отражение в памятниках Самары. Ребята, давайте отправимся в экскурсию по городу. Автобус уже ждёт. В автобусе место займёт тот, кто скажет, что ему нравится в нашем городе. (Ответы детей, раздача билетов)

Вы были просто ребятами, а, сев в автобус, стали кем? ( Мы стали пассажирами.)

      Предлагаю начать экскурсию с космических объектов. Ребята, вы когда-нибудь видели настоящую ракету-носитель весом 20 тонн? Для этого необязательно ехать на космодром Байконур или Плесецк, а достаточно посетить центр нашего города. На одной из площадей Самары, в конце проспекта Ленина установлен этот памятник. Он называется "Монумент ракета-носитель «Союз» музея «Самара Космическая» им. Д.И. Козлова". А вот и первая остановка. Перед вами ракета, её высота составляет 68 метров, а вес — 20 тонн. Эту ракету никогда не запускали в космос. Сейчас на ней нет оборудования, но ракета была на космодроме в качестве образца для тренировки боевых расчетов. Памятник появился в Самаре в сентябре 2001 года, когда прошло ровно пятьдесят лет с момента первого полета человека в космос.

Ребята, кто первый космонавт? (Юрий Алексеевич Гагарин.)

Как назывался первый космический корабль? ( «Восток»)

Что в Самаре названо в честь Ю. А. Гагарина? ( Имя Гагарина носит одна из улиц нашего города, есть и парк имени Ю. Гагарина.)

В честь пятидесятилетия полёта человека в космос в парке имени Ю.А. Гагарина появился его памятник.

Следующая остановка - Монумент Славы. Он находится на Центральной площади города, состоящей из двух – Самарской и площади Славы.
Чтобы наше путешествие было интересным, я предлагаю вам поиграть  «Скажи со словом» (игра с мячом)

  • космическая (станция, ракета, еда и др.)
  • космический (музей, скафандр, полёт и др.)
  • космическое (путешествие, приключение и др.)

Мы приехали, выходите. Перед вами монумент Славы - фигура рабочего с крыльями на поднятых к небу руках. Сейчас это один из самых высоких объектов города – более 50 метров. «Рост» самого рабочего – 13 метров, а размер пьедестала, на котором он установлен – целых 40. Монумент Славы символизирует вклад в создание авиационной индустрии страны и выпуск во врeмя Великой Отечественной Войны сaмолета-штурмовика ИЛ-2.

Ребята, давайте поиграем. Игра «Подбери признак».

Самолёт (какой?) – быстрый, пассажирский, боевой и др.

Ракета (какая?) – космическая, боевая и др.

Подбор синонимов.

Самолёт быстрый, а как сказать по-другому (стремительный, скоростной);

большой (огромный, громадный, гигантский).

Физкультминутка. Мы активно отдыхаем
 Руки ставим перед грудью,
 Разводить их резко будем
 С поворотом — раз-два-три.
 Не бездельничай, смотри! (Руки перед грудью, рывки руками.)
 Приседаем - раз-два-раз,
 Ножки разомнём сейчас.
 Сели-встали, сели-встали. (Приседания.)
 И немножечко устали.
 На ходьбу мы перейдём,
 Сядем и передохнём. (Присели.)
 Мы активно отдыхаем —
 То встаём, то приседаем —
 Раз-два-три-четыре-пять,
 Вот как надо отдыхать. (Приседания.)
 Головой теперь покрутим —
 Лучше мозг работать будет. (Вращения головой.)
 Вертим туловищем бодро —
 Это тоже славный отдых. (Вращения туловищем.)
 Мы готовы для похода.
 Мы готовы для похода.
 Поднимаем выше ноги. (Ходьба на месте.)
 Птицы учатся летать,
 Плавно крыльями махать.
 Полетели, полетели,
 Опустились, посидели. (Руки прямые перед грудью, затем рывком разводятся в стороны.)
 Наклоняемся вперёд,
 Прогибаемся назад.
 Кто носочки достаёт? (Наклоны вперёд-назад.)

- Едем дальше, садимся в автобус.

Чтобы не скучать в пути, поиграем «Скажи наоборот» (игра проводится с мячом):

Узкая улица – широкая улица

Длинная улица – короткая улица

Ближняя улица – дальняя улица

Чистая улица – грязная улица

Старинная улица – современная улица

Светлая улица – тёмная улица

Городская улица – сельская улица

Вот и остановка.

На пересечении самарских улиц Аэрoдрoмная и Ревoлюциoнная,  на территoрии небoльшoгo сквера устанoвлена стела в честь Oльги Санфирoвoй. Санфирoва Oльга Александрoвна рoдилась в гoрoде Самаре 19 апреля 1917 гoда. В декабре 1941 гoда она пoступила в вoенную авиациoнную шкoлу пилoтoв, в действующей армии Ольга Александровна с мая 1942 гoда. Кoмандир нoчнoгo бoмбардирoвoчнoгo авиапoлка Санфирoва O.А. сoвершила 630 бoевыхнoчныхвылетoв. Лётчица пoгибла смертью храбрых 13 декабря 1944 гoда при вoзвращении с бoевoгo задания. Недалеко от стелы находится парк культуры и отдыха имени 30-летия Победы. В парке установлена стела в честь победы в Великой Отечественной войне, вблизи находятся чаша для «Огня Победы» и мемориальный комплекс, стилизованный под кремлевские стены из красного кирпича.

Продолжим нашу поездку. Игра «Дополни предложение». (Дидактическая задача: развивать у детей речевую активность, быстроту мышления).

В нашем городе есть …

Мы живём в городе Самаре, значит мы … (самарцы)

В Саратове(саратовцы)

В Казани (казанцы)

В Астрахани (астраханцы)

В Сызрани … (сызранцы)

В Нижнем Новгороде (нижегородцы)

В Волгограде (волгоградцы)

В Тольятти  (тольяттинцы)

В Чебоксарах (чебоксарцы)

В Ярославле (ярославцы)

В Москве … (москвичи)

В Санкт- Петербурге (петербуржцы)

Вот и последняя остановка.

На пересечении улиц XXII Партсъезда и Юрия Гагарина находится памятник шоферам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. На постамент установлен легендарный автомобиль ЗиС-5. Этот грузовик грузоподъёмностью 3 тонны являлся одним из основных транспортных средств Красной Армии во время ВОВ. На памятнике шоферам установлена табличка с надписью: 1941-1945 шоферам и машинам. Потомкам пример». Регистрационный знак автомобиля 41-45 ВОВ.

Наша экскурсия закончилась. Пока мы возвращаемся в детский сад, давайте  полюбуемся нашим городом. Удивитесь! (мимика)

Скажите радостно: «Самара – красивый город!» Спросите. Сообщите об этом.

Наш город большой, а будет ещё … (больше).

Наш город зелёный, а будет ещё … (зеленее).

Наш город красивый, а будет ещё … (красивее).

Понравилась экскурсия?

Где мы сегодня с вами побывали? ( Ответы детей. )

Что больше всего запомнилось?

Наша экскурсия закончилась, поэтому хочется сказать: «Добро пожаловать в город Самару!»

 

 

 

 

 

Литература

  1. Аверина Т.В., Николаева Л.А., Горина Н.В. Первоцвет. Познавательное развитие детей старшей группы детского сада.- Самара, 2008.
  2. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2012.
  3. Маханёва М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: Пособие для реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2004.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуга для детей старшего дошкольного возраста «Весенние месяцы в гостях у детей»

Досуговое мероприятие в игровой форме с элементами театрализации позволит детятям закрепить представления о весне: о последовательности месяцев, их основных признаках....

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие в сказку"

Формирование элементарных математических представлений - одно из средств умственного развития ребенка, средство познания и восприятия окружающего мира. Целью воспитания и обуч...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Дети войны» (разработано в соответствии с ФГОС)

Конспект НОД в подготовительной группе, по патриотическому воспитанию,  познакомит  дошкольников с жизнью детей во время войны....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста"Кот Леопольд в гостях у детей".

Конспект для детей старшего дошкольного возраста«Кот Леопольд в гостях у детей» Цель: заложение основ толерантности у старших дошкольников.Задачи:Образовательные:Способствовать формированию ...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по познавательному развитию детей "Портрет земли"

Непосредственная образовательная деятельность по ознакомлению старших дошкольников с картой мира, ее обозначениями. Знакомство с различными картами....