«Программа по выявлению и развитие способностей к творческой деятельности у дошкольников
рабочая программа
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, является продолжением детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sposobnostyam.docx | 123.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
1.1. Пояснительная записка
Известные ученые Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец отмечали, что раннее вовлечение детей в творческую репродуктивную деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает потребностям и возможностям ребенка. У детей широко развивается самостоятельное творчество: художественное, музыкальное, театральное, литературное, эстетическое и т.д.
При занятиях творческой деятельностью развиваются творческие способности. Способности – это то, что не сводится к знаниям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
Творчество – это психический процесс создания новых ценностей, является продолжением детской игры. Творчество предполагает наличие у субъекта способностей, мотивов, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В творчестве особое место занимает воображение. Наряду с ним творчество включает в себя интенсивную работу мышления, оно пронизано эмоциональностью и волей. У детей способности к творчеству складываются постепенно, проходя несколько стадий. Эти стадии протекают последовательно: прежде чем быть готовым к следующей стадии, ребенок обязательно должен овладеть качествами, формирующимися на предшествующих.
Очень важным для развития мышления являются задания на исследования образа представления. Дети обучаются расчленять представление на отдельные части, анализировать контуры предметов, сопоставлять похожие предметы между собой и находить сходство и различие.
Выделение отдельных компонентов образа позволяет ребенку соединять детали разных образов, придумывая новые, фантастические объекты или явления. Так, ребенок может предоставить животное, соединяющее в себе части многих животных и поэтому обладающие такими качествами, которых нет ни у одного существующего животного в мире. В психологии эту способность называют фантазией.
Можно выделить несколько психологических качеств, лежащих в основе фантазирования:
- четкое и ясное представление образов предметов;
- хорошая зрительная и слуховая память, позволяющая длительное время удерживать в сознании образ-представление;
- способность мысленно сопоставлять два и более предмета и сравнивать их по цвету, форме, размеру и количеству деталей;
- способность комбинировать части разных объектов и создавать объекты с ноыми свойствами.
Хорошими стимулами для фантазий являются незаконченные рисунки, неопределенные образы типа чернильных пятен или каракулей, описание необычных, новых свойств предметов.
Таким образом, одним из направлений развития творчества на этапе наглядно-действенного мышления является выход из рамок привычных мыслительных стереотипов. Это качество творческого мышления называется оригинальностью, и зависит оно от умения мысленно связывать далекие, не связываемые обычно в жизни образы предметов.
Творить ребенок способен только при условии нормального эмоционального состояния, поэтому одной из целей данной программы является устранение негативных личностных проблем ребенка и поддержка благоприятного эмоционального климата в микрогруппе детей.
Развитию творческого мышления способствует также и творческое воображение. Совместимость трех этих сфер – мышления, воображения и эмоций способствует развитию творческих способностей ребенка дошкольного возраста.
1.1.1. Нормативно-правовая база программы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- ФГОС ДО (Пр. Минобразования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.20013 № 26.
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детской сад № 78 «Исток»
1.1.2. Цели и задачи
Цель программы
Определение и выявление способностей, создание условий для проявления инициативности, самостоятельности, творческих способностей детей в различных видах деятельности.
Задачи программы
- Формирование у детей интерес к творческой деятельности.
- Формирование личностно-значимые качества, навыки социально-психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
- Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.
- Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей (законных представителей) и педагогов в вопросах воспитания и развития творческих способностей детей.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не
осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления
- том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей.
Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение.
Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.
Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.
- этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью.
Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения.
- этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина).
К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола. Но такой скачок в психическом развитии ребенка становится возможным благодаря развитию речи.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством. Такое словотворчество позволяет ребенку к концу этого возрастного периода перейти к отвлеченной речи, пересказать сказку, рассказ, поделиться своими впечатлениями, переживаниями.
- этом возрастном периоде характерной особенностью речи ребенка является использование ее для общения со сверстниками. А общение, в свою очередь, развивает речь. Ребенок задает вопросы, рассказывает сказки, рассуждает, фантазирует, пересказывает, обменивается впечатлениями и т. д. Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д. Его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.
Между четвертым и пятым годами ребенок может целенаправленно запоминать. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Но память ребенка четвертого года жизни и начала пятого носит в основном характер непроизвольного запоминания. Все интересное для ребенка запоминается само собой. Трудно запоминаются отвлеченные понятия: дни недели, месяцы, времена года и т. д.
Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни. Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации.
- возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений. 4-5 лет - важный период для развития детской любознательности.
Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.
Ребенок 4-5 лет чрезвычайно вынослив и может совершать довольно длительные прогулки, во время которых получает много новых, интересных впечатлений, и таким образом его знания об окружающем мире значительно расширяются. Все совершенней становится его ручная умелость, он проявляет удивительную ловкость при выполнении различных действий.
Ребенок постепенно овладевает координацией мелких движений рук и зрительного контроля. Что дает возможность совершенствования способностей к изобразительной деятельности.
Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но
- играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых.
- игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию.
1.1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса
Рабочая программа сформирована в соответствии с основными принципами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии ребенка;
- полноценное проживание ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;
- учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Рабочая программа строится на методологических подходах и принципах определёнными ФГОС, основными положениями основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, парциальных программ:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации
- практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- направлена на охрану и укрепление здоровья воспитанников, их всестороннее
(социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое) развитие;
- основывается на фундаментальных исследованиях отечественной научной психолого-педагогической и физиологической школы о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, научных исследованиях, практических разработках и методических рекомендациях, содержащихся в трудах ведущих специалистов в области современного дошкольного образования, нормативных правовых актах,
регулирующих деятельность системы дошкольного образования;
- направлена на взаимодействие с семьёй в целях осуществления полноценного развития ребёнка, создания равных условий образования детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.
Эти принципы дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности.
К 5-6 годам своей жизни ребёнок уже обладает обширным культурным опытом, переданным ему в ходе семейной социализации, владеет достаточным, хотя и неактуализированным, багажом образов (представление о цвете, форме, геометрических знаках), символических смыслов (знание того же языка), мифологем (сказки, игры, загадки, пословицы). Программа предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности, что позволяет говорить о наполнении занятий метапредметным содержанием (по А.В. Хуторскому : «Метапредметное содержание- то что предшествует учебному предмету, как бы находится за ним, существует до его конкретного проявления»).
Данная программа имеет художественную направленность и рассчитана на реализацию в течение двух лет: в средней и старшей группе.
Продолжительность занятия согласно требованиям СанПиН для данного возраста – 20-25 минут.
Новизна программы заключается:
- в формировании у старших дошкольников основ художественного творчества на основе метапредметных связей и жизненного опыта;
- в возможности включения в процесс занятия современных компьютерных технологий и оборудования, выхода в сеть Интернет и использования цифровых образовательных ресурсов;
- применения на занятиях нетрадиционных техник рисования, что способствует активному развитию воображения учащихся.
Педагогическая целесообразность программы связана с принципом модульного изложения дидактического материала на основе метапредметных связей и стилевого подхода к изучаемому материалу.
Содержание программы построено по принципу концентричности: от простого к сложному.
На первых этапах дети знакомятся с основными цветами в рисовании, геометрическими формами, что впоследствии служит основой для использования данного материала при изучении следующих разделов по обучению нетрадиционным методикам рисования.
Далее, изучая программу, дети продолжают работать с геометрическими формами, знакомятся с техникой изображения животных, детских игрушек на основе геометрических форм, продолжают изучать нетрадиционные техники рисования (выдувание, рисование поролоном и мыльными пузырями, листьями и др.)
Программа рассчитана для детей 4-6 лет.
Основные формы и методы работы
Программа предполагает использование различных форм и приемов работы учащихся.
Основной формой работы является учебное занятие.
В ходе изучения программы и в зависимости от поставленных целей проводятся различные по типу занятия. В начале освоения программы - это занятия по изучению нового материала, далее проводится несколько занятий, позволяющих детям закрепить и прочно усвоить изученный материал. Также практикуются занятия, обобщающие и итоговые, на которых педагог выявляет степень усвоения знаний и навыков.
Организация и проведение образовательного процесса строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Художественная деятельность учащихся на занятиях находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), восприятие явлений действительности, обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях. При отборе учебного материала важное значение имеет выявление нравственного, эстетического содержания разнообразных художественных явлений.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса
По характеру восприятия учебного материала:
- словесные (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные (демонстрация наглядных пособий, организация наблюдений в природе, в кабинете);
- практические (упражнения, практические занятия).
На занятиях применяется также метод педагогической игры (использование игровых приёмов и ситуаций).
Основной формой общения на занятиях должен стать диалог, что помогает развивать способность говорить и доказывать, логически мыслить;
В ходе реализации программы применяются и такие формы работы с детьми как беседа, нацеленные на создание условий для развития способности слушать и слышать, видеть и замечать, концентрироваться, наблюдать и воспринимать;
включение детей в творческий процесс направлено на развитие их творческих способностей;
организация игровых ситуаций помогает приобретать опыт взаимодействия, принимать решения, брать на себя ответственность;
конкурсы и смотры достижений (выставки) помогают доводить работы до результата, фиксировать успех, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижения других детей.
Программа подчеркивает важность увлеченности учащихся искусством для формирования у них познавательного интереса. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться на каждом занятии. Для этого предусмотрен ряд специальных методических приемов. Опираясь на возрастной принцип и в связи со спецификой предмета, предполагающей объяснения, иллюстрирование и практическую работу педагога и детей на каждом занятии используются наглядные, словесные и практические методы и приемы. Так как одна из ведущих задач - творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие воображения и фантазии. На каждом занятии детям дается возможность пофантазировать, поощряется создание собственных образов. Полезно систематизировать все интересные находки по развитию детского воображения в процессе художественной деятельности на занятиях для организации коллективных выставок по изобразительному искусству.
Методы обучения | ||
Словесные | Наглядные | Практические |
Объяснение | Демонстрация картин и образцов рисунков | Анализ картин и рисунков |
Беседа | Наблюдение по демонстрационному материалу | Самоанализ |
Рассказ | Наглядные пособия | Рассказ по рисунку |
Ожидаемый результат
По окончании обучения по программе учащиеся научатся ориентироваться на плоскости листа, смогут назвать несколько геометрических форм, их отличительные признаки, перечислить цвета и их оттенки в рисовании, самостоятельно выбрать технику раскрашивания в зависимости от предлагаемого педагогом наброска, раскрасить его, овладеют основами образного языка рисования, выработают и закрепят потребность в творчестве, общении с изобразительным искусством, будут способны эстетически воспринимать предметы и явления действительности, проявлять эмоционально-чувственное отношение к ним.
Умения и навыки
К концу обучения по программе учащиеся должны:
- иметь представление о выразительных возможностях художественных материалов, элементарных и нетрадиционных техниках;
- при выполнении практических работ уметь использовать элементарные образные возможности художественных знаний и умений (цвет, тон, линия, объем, пространство, пропорции, формы, и т. д.)
- уметь рассматривать и выражать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства;
- различать произведения изобразительного искусства.
Проблема критериев оценки успешности деятельности детей в рамках предлагаемой программы решается в двух аспектах: качественном и количественном.
С точки зрения качественного аспекта проводится анализ динамики развития качества творческих работ от первой до последней.
С точки зрения количественного аспекта результативность может быть зафиксирована в виде тестов. Наиболее эффективными могут быть две тестовые методики: форма А «теста творческого мышления» П.Торренса, имеющая целью измерение так называемого коэффициента творчества и «Методика изучения детской креативности» Е.Туник. Замеры по П.Торренсу проводятся педагогом-психологом в начале курса, по Е.Туник – в конце.
Определение уровня обученности по программе
С целью определения уровня обученности освоения программы
проводится вводная (начало обучения по программе), промежуточная (в середине курса
изучения программы), итоговая аттестации (конец обучения по программе).
Уровень освоения программы определяется по двум направлениям: оценка специальных
знаний, умений и навыков и оценка творческого развития учащихся.
Критерии оценки уровня развития специальных знаний, умений и навыков
1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ:
а) карандаш: умение использовать линии с различным нажимом, пятна, растушевку,
штриховку для создания выразительной композиции;
б) акварель: применение различных приёмов – вливание цвета в цвет, растяжение цвета;
в) гуашь: использование различных способов наложения цветового пятна.
2. ЗНАНИЯ О СРЕДСТВАХ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ:
а) цвет: умение использовать цвет как средство передачи настроения, состояния,
выделения главного;
б) линия: использование различных по характеру линий для передачи наибольшей
выразительности образа. Владение разными материалами;
в) колорит: гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов.
Эмоциональное воздействие.
3. ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) «рисование с натуры»: передача характерных особенностей, локального цвета предмета, его изменений на свету, в полутени и тени;
б) рисование по памяти и по воображению: самостоятельность, оригинальное композиционное решение. Применение средств художественной выразительности, наиболее полно отражающих замысел;
в) декоративное рисование: умение создавать декоративный образ, стилизовать природные
формы, гармоничное использование в стилизации природных форм различных орнаментов. Зрительное равновесие форм и цвета.
4. МЫСЛИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
а) образное мышление: создание ярких выразительных образов;
б) воображение: творческая активность, фантазия, самостоятельное создание новых оригинальных образов;
в) аналитическое мышление: умение анализировать, давать оценку.
Степень выраженности оцениваемого критерия оценивается по 5-бальной системе.
- 1-2 балла соответствуют уровню ниже среднего (обучающийся овладел менее чем ½ объёма знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период);
- 3-4 балла соответствуют среднему уровню (объём усвоенных знаний составляет более ½;
- 5 баллов соответствует уровню выше среднего (обучающийся освоил весь объём знаний, умений и навыков, предусмотренных программой за конкретный период).
Организация, формы и виды контроля
Учитывая возраст детей, практикуется безоценочная (безотметочная) система.
Основные формы контроля усвоения материала: фронтальный опрос, выполнение творческих заданий и коллективных работ, краткие опросы в форме тестов, викторины.
Виды контроля | Сроки проведения | Формы проведения |
Вводная аттестация | Начало обучения по программе | Работы на свободную тему, тесты, тематические рисунки, наблюдение |
Промежуточная аттестация | По итогам изучения основных разделов | Собеседование, наблюдение, практическая работа |
Итоговая аттестация | Конец обучения по программе | Тестовые задания, наблюдение, собеседование |
В ходе реализации программы и на основании разработанных критериев усвоения программного материала педагог неоднократно тестирует учащихся, что позволяет ему в дальнейшем вести целенаправленную работу с учащимися, требующими индивидуального подхода.
Формы подведения итогов реализации программы
Итогом работы детей являются выставки рисунков, где дети демонстрируют свои знания и умения в форме презентации выставки. Возможны варианты представления как коллективных, так и персональных выставок.
Темы блоков для старшей группы: 1.Осенняя природа, 2. Веселая палитра, 3. Птицы, 4. Зимние мотивы, 5. Мягкие и пушистые, 6. Человек и транспорт, 7. Декоративно-прикладное искусство, 8. Ползают, летают, плавают, 9 .Рисуем мыльными пузырями.
Темы блоков для подготовительной группы: 1.Осенняя природа, 2. Декоративно-прикладное искусство,3. Птицы, 4. Зимние мотивы, 5. Человек, 6. Мир животных 7. Весна пришла.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название разделов и тем | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
| |||
1. | Вводное занятие. Правила техники безопасности и ОБЖ на занятии. Знакомство с художественными принадлежностями. | 1 | - |
| |||
1. | Ориентация на плоскости листа. Вертикальное расположение листа. Середина (центр) листа. | 0,5 | 0,5 |
2. | Ориентация на плоскости листа. Горизонтальное расположение листа. Середина (центр) листа. | 0,5 | 0,5 |
3. | Верх и низ. Ориентация на плоскости листа. | 0,5 | 0,5 |
4. | Лево, право. Ориентация на плоскости листа. | 0,5 | 0,5 |
5. | Итоговое занятие «Муха в альбоме». | - | 1 |
III. Азбука художника. Изучаем цвета (13 ч.) | |||
1. | «Радужные ступени или нити жизни». Основные цвета в рисовании. | 0,5 | 0,5 |
2. | Нарисуем красный цвет. | - | 1 |
3. | «Оранжевое солнце, оранжевое небо…» | - | 1 |
4. | Желтый. Рисование «солнечных фруктов». | - | 1 |
5. | Зеленый. Рисование ели различными способами. | - | 1 |
6. | Голубой. Рисование воздушного шара в небе. | - | 1 |
7. | Синий. «Мы на море» (морской пейзаж). | - | 1 |
8. | Фиолетовый. Рисование букета анютиных глазок. | - | 1 |
9. | Белая сказка зимы. | - | 1 |
10. | Ночной пейзаж («Зимняя ночь за окном»). | - | 1 |
11. | Оттенки цветов. Знакомство с оттенками различных цветов в рисовании. | - | 1 |
12. | Сказка превращений, или как из трёх цветов сделать шесть. | - | 1 |
13. | Итоговое занятие. Выставка рисунков. | - | 1 |
IV. Формы в рисовании (9 ч). | |||
1. | Круг. Что можно нарисовать из круга? Рисование фигур на основе круга. | - | 1 |
2. | Овал. Что можно нарисовать из овала? Рисование фигур на основе овала. | - | 1 |
3. | Квадрат. Что можно нарисовать из квадрата? Рисование фигур на основе квадрата. | - | 1 |
4. | Треугольник. Что можно нарисовать из треугольника? Рисование фигур на основе треугольника. | - | 1 |
5. | Прямоугольник. Что можно нарисовать из прямоугольника? Рисование фигур на основе прямоугольника. | - | 1 |
6. | Ромб. Рисование воздушного змея. | - | 1 |
7. | Трапеция. Рисование фигур на основе трапеции. | - | 1 |
8. | Многоугольник. Что можно нарисовать из многоугольника? Рисование фигур на основе многоугольника. | 0,5 | 0,5 |
9. | Итоговое занятие. Рисование робота посредством различных геометрических фигур. Выставка рисунков. | - | 1 |
V. Нетрадиционные техники в рисовании (38 ч.) | |||
1. | Рисование пальчиками (осень, машина, самолет). | - | 3 |
2. | Рисование ладошкой. Рисование жирафа, тюльпанов, деревьев, петушка. | - | 4 |
3. | Монотипия. Рисование бабочки, цветка. | - | 2 |
4. | Оттиск печатями из картофеля, пробкой. Получение изображений рыбки, фруктов, чашки. | - | 3 |
5. | Рисование ватной палочкой. Получение изображения медвежонка, ландышей, букета. | - | 3 |
6. | Кляксография. Получение изображения паутинки, кактуса. | - | 2 |
7. | Оттиск печатками из листьев. Получение изображения стрекозы, бабочки, букета из осенних листьев. | - | 3 |
8. | Рисование мятой бумагой. Получение изображения фиалок, кораблика, дерева, зимнего пейзажа за окном. | - | 4 |
9. | Рисование мыльными пузырями. Рисование одуванчиков, воздушных шаров, медведя. | - | 3 |
10. | Рисование зубной щеткой. Получение изображения елочки, солнца над горами. | - | 2 |
11. | Рисование способом примакивания кисти к листу бумаги. Получение изображения негритенка, ветки сакуры, осеннего пейзажа. | - | 3 |
12. | Рисование нитками. Получение изображения северного сияния, букета для мамы. | - | 2 |
13. | Рисование восковыми мелками и акварелью. Рисование тюльпанов. | - | 1 |
14. | Рисование свечой и простым карандашом. Рисование букета нарциссов. | - | 1 |
15. | Рисование поролоном. Получение изображения снегиря, кошки. | - | 2 |
VI. Подведение итогов (2 ч.) | |||
1. | Итоговое занятие. Рисование по воображению. Выставка рисунков. Диагностика уровня обученности. | - | 2 |
Содержание программы
Курс программы состоит из 6 разделов:
- Введение.
- Ориентация в пространстве.
- Азбука художника. Изучаем цвета.
- Формы в рисовании.
- Нетрадиционные техники в рисовании.
- Подведение итогов.
Методическое обеспечение программы
Программно-методическое обеспечение:
- наглядные пособия (репродукции картин, портреты художников, схемы, таблицы, предметы для постановок натюрмортов);
- образцы рисунков;
- цветовой круг;
- методические разработки занятий, игр, бесед, экскурсий, конкурсов, викторин;
- методические материалы по диагностике уровня освоения образовательной программы;
- журналы, книги;
- аудиокассеты и CD - диски с детскими песнями, классической музыкой, инструментальными композициями.
Список использованной литературы
- Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. 1-4 кл. / М.А.Абрамова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 122с.: ил. – (Библиотека учителя начальной школы).
- Копцева Т. А. Природа-художник. Пособие для учителя. М.: Интерпракс, 1994.
- Левин С. Д. Ваш ребёнок рисует. М.: Советский художник, 2000.
- Любимова Т.Т. Учить не только мыслить, но и чувствовать. – Чебоксары, 1994 г.
- Никитин Б. Развивающие игры. – М. 1995.
- Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М., 1998.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. – СПб., 1996.
- Русские народные сказки (любое издание).
- Символика поведения. Потанина Л.Т., Щуркова Н.Е. – М.: педагогическое общество России, 2001. – 96с.
- Эдвардс Б. Художник внутри вас / Пер. с англ.; Худ. Обл. Б.Г.Клюйко. – Мн.: ООО «Попурри», 2000. – 256 с иллюстрациями.
- Алексеева В. В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1993.
- В.Одоевский Городок в табакерке (в любой редакции).
- Зиедонис И. Разные проказные сказки. - Рига, 1988.
- Кэрролл Л. Логическая игра. – М., 1991.
- Ларри Я. Необыкновенные приключения Карика и Вали (в любой редакции).
- Ле Гуин У. Волшебник Земноморья: Фантастическая трилогия (любое издание).
- Лагерлёф С. Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона с дикими гусями, (любое издание).
- Линдгрен А. Мио, мой Мио (любое издание).
- Нийт Э. Папа, я и зайчонок. – Таллин, 1982.
- Энде М. Бесконечная книга (в любой редакции).
- Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1983.
- Я учусь рисовать. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. – 32с.: ил. – (серия «Готовимся к школе»).
- Я учусь рисовать акварельными красками. – М.: «Белфаксиздатгрупп»: Издательский дом «ЮНИОН», 2006. -40с.: ил. – (Серия «Шаг за шагом»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности у воспитанников
Программа по выявлению и развитие способностей к творческой деятельности у воспитанников...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка" на 2019-2020 уч.г.
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» МБДОУ «Детски...
Программа по выявлению и развитие способностей к творческой деятельности у воспитанников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка» на 2020-2021 уч.г.
Программа по выявлению и развитие способностей к творческой деятельности у воспитанников 5-6 лет старшей группы № 5 «Колокольчики» МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка&raqu...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» МБДОУ «Детский сад № 79 «Соловушка" на 2021-2022 уч.г.
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности у воспитанников 6-7 лет (включительно) подготовительной к школе группы № 5 «Колокольчики» МБДОУ «Детский сад ...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Раскрытие интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциала детей 5-7 лет (включительно) в процессе творческой активности....
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников...
Программа по выявлению и развитию способностей к творческой деятельности воспитанников
Раскрытие интеллектуально-личностный и познавательно-творческий потенциала детей 5-7 лет (включительно) в процессе творческой активности....