Проект "Матрешка"
проект (средняя группа)
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
(СРЕДНЯЯ ГРУППА).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1proekt_matreshka.docx | 939.4 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Восход»
Воспитатель: Сорокина Инна Евгеньевна
ПРОЕКТ НА ТЕМУ «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
(СРЕДНЯЯ ГРУППА).
"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики". Е.Флерина.
Разделы программы:
- Познавательное развитие;
- Социально-коммуникативное развитие;
- Художественно-эстетическое развитие;
- Речевое развитие.
Тип проекта: Информационно-творческий
Сроки реализации: Краткосрочный
Актуальность темы.
Что мы знаем о старине, о давно минувших днях? Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что западный человек даже менее образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех пор мало что изменилось.
В настоящее время, наших детей трудно очень удивить. В детских магазинах море всяких игрушек: куклы, солдатики, пистолеты, лото, лего, кухни, спальни и т.д. Эти игрушки производство западных стран и наши дети ими играют и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и их родители мало, что знают, о том какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Матрешка – самая известная русская народная игрушка. Но мало кто знает, как она появилась.
Появление матрешки удивляет детей – что же таится внутри, какая она, самая маленькая куколка? Когда главный секрет открыт, начинается игра, какая фигурка меньше или больше; выше или ниже.
Целенаправленное ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки.
Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности.
Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней.
Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
Предмет исследования: Русская матрешка.
Проблема.
Значимая для детей проблема: как появилась матрешка, какие бывают матрешки? На решение этой проблемы и направлен мой проект.
При помощи беседы был выявлен недостаток знаний о русских народных матрешках.
Цель:Формирование духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; воспитывать у детей интерес к истории России, народному творчеству на примере русского народного костюма и русской национальной матрешки;продолжать учить детей видеть прекрасное, красивое.
Участники проекта:
- Дети средней группы;
- Родители и другие члены семьи воспитанников детского сада;
- Воспитатели группы.
Задачи для детей:
- Познакомить детей с историей возникновения и особенностями росписи русской матрешки;
- Развивать познавательный интерес; интерес к народному творчеству; творческие способности, фантазию;
- Научить украшать матрешку; развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки;
- Воспитывать у детей любовь и уважение к труду народных умельцев, эстетический и художественный вкус, бережное отношение к народной игрушке.
Задачи для родителей:
- Вызывать интерес к русской народной игрушке;
- Приобщать к истокам русской народной культуры;
- Учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Задачи для воспитателя:
- Способствовать творческой активности детей;
- Создать условия для формирования у детей познавательных умений;
- Вовлекать семьи воспитанников в образовательный процесс;
- Развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Ожидаемый результат:
- Дети проявят интерес к истории происхождения матрешки;
- Дети приобретут знания об особенностях русской народной игрушки (материал, форма, цвет, узоры);
- Дети разучат простейшие элементы росписи;
- Дети научатся различать особенности разных матрешек;
- Возрастет творческая активность в разных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации;
- Дети будут бережно относиться к русской народной игрушке;
- Расширение и активизация словарного запаса слов;
- Родители примут активное участие в жизни группы, участвуя в выставке матрешек.
Этапы работы над проектом:
Этап первый:
- Определение у детей уровня сформированных представлений о русской народной игрушке – матрешке;
- Постановка цели, определение задач;
- Изучение программно-методического обеспечения.
Этап второй:
- Определение структуры воспитательно-образовательной деятельности;
- Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды по проекту.
Этап третий:
- Создание условий, побуждающих детей к познавательной и творческой деятельности;
- Реализация плана и основных направлений проекта.
Этап четвертый: Выставка детско-родительских работ «Семейная матрешка». Совместная деятельность родителей и детей поможет узнать традиции русского народа и еще больше полюбить русскую игрушку – матрешку, так как она несет в себе любовь и дружбу.
Предметно-развивающая среда:игрушки-матрешки; иллюстрации матрешек.
Направление реализации проекта: совместная деятельность с детьми; взаимосвязь с родителями.
Мероприятия для детей:
- Беседы с детьми на темы «Русская игрушка – матрешка», «О цветовой гамме матрешек», «Из чего сделана матрешка»
- Чтение художественной литературы: Л.Некрасовой «Мы веселые матрешки», В.Приходько «Матрешка на окошке», С.Маршака «Восемь кукол деревянных», В.Берестова «Матрешкиныпотешки», В.Моисеева «Кто матрешку сделал, я не знаю», Ю.Володиной «Танец матрешек», Е.Крысина, Р.Караперяна, Л.Громовой, Н.Радченко, А.Кулешовой, С.Иванова стихи о матрешках; В.Приходько «Подарили мне матрешку», А.Гришин «Цветастое платье», рассказ Якова Тайца «Сколько?»; З.Медведева «У меня матрешка есть», Т.Подцветова.
- Оформление мини-музея «Матрешка».
- Сюжетно-ролевая игра «День рождения у матрешки Матрены».
Непосредственная образовательная деятельность:
- Познавательное развитие. Формирование целостной картины мира «Знакомство с русской матрешкой».
- Познавательное развитие. Формирование элементарных математических представлений.
- Художественно-эстетическое развитие. Рисование «До чего ж ты хороша, русская матрешка!», Аппликация «Нарядные матрешки», Лепка «Хоровод веселых матрешек».
- Физическое развитие «Упражнение матрешек с платочками».
Для родителей:
- Выставка рисунков, работ по аппликации, лепка матрешки.
- Консультация для родителей на тему «История возникновения русской народной игрушки. «Матрешка» в жизни ребенка. Как можно играть с матрешками».
Вывод:
В ходе проекта дети познакомились с русской народной игрушкой Матрешкой. Узнали, что она появилась давно. В этой игрушке отразились народные представления о семье, мире, добре, красоте.
Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Дети узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делают по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. Дети узнали историю происхождения и особенности росписи русской народной игрушки. Дети с большим удовольствием участвовали в реализации проекта, проявляли инициативу в играх и проявили творческий подход в художественной деятельности: нарисовали своих матрешек, научились передавать простейшие элементы росписи матрешки. Также поиграли с матрешкой, прочитали стихи про матрешек, спели песни, потанцевали.
Но главное дети поняли, что кукла-матрешка – это заботливая, добрая, надежная мама, которая объединяет, сближает и защищает маленьких и слабых. Такую игрушку делают только в нашей стране, только русские мастера. А радует русская игрушка всех людей на земле. Когда к нам в Россию приезжают гости из других стран, они обязательно везут домой на память нашу матрешку, которая является символом народного искусства, и очень нравиться людям, потому что она несет в себе любовь и дружбу.
Родители стали больше интересоваться жизнью детей в группе, проявлять инициативу, пополнять развивающую среду.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.
Формирование целостной картины мира.
Тема:«Знакомство с русской матрешкой»
Цель занятия:
Познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой - матрешкой.
Образовательные задачи:
- познакомить детей с русской народной матрешкой;
- познакомить детей с историей матрешки, как народного промысла;
- формировать у детей интерес и любовь к народному творчеству;
- формировать у детей грамматически правильную речь; обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать у детей воображение, память, мышление речь.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к истории России, народному творчеству на примере русской национальной матрешки:
- воспитывать культуру общения, умение работать в команде;
- воспитывать патриотические чувства, развивать эстетический вкус.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Под русскую народную мелодию «Калинка», к детям входит воспитатель в русском народном костюме. В руках у него «Чудесный мешочек».
Воспитатель:
Здравствуйте, ребята!
Видеть вас я рада!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Мы навстречу всем откроем
И ладошки, и сердца
Чтоб повсюду в нашем крае
Поселилась доброта!
Занимайте свои места и обратите внимание на мой красивый наряд. Кто мне ответит, как он называется?
Дети: Русский народный сарафан.
Воспитатель: Верно, ребята, это русский народный сарафан. А вы знаете, что русские женщины в старину ходили с покрытыми головами? Повязывали красивые платки и носили длинные сарафаны, вот такие, как у меня. А в руках у меня «чудесныймешочек». Но что, же в нем? А для того чтобы это узнать, нужно отгадать загадку. Слушайте внимательно.
В гости к нам пришла игрушка
Не лошадка, не петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может – три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… матрешка.
Воспитатель: Да, правильно, это Матрешка! Дети, а кто знает загадки о матрешке?
1 ребенок:
Деревянные подружки
Любят прятаться друг в дружке,
Носят яркие одежки,
Называются - матрешки.
2 ребенок:
В нашем городе чудесном,
Традиций много интересных.
Здесь в праздник, ярмарки проходят
На площадь жители приходят.
Царит веселье, радость, смех.
Товар найдется здесь для всех.
Я на ярмарку ходила
И игрушку там купила.
Какую? Скорее, друзья, отгадайте?матрешка
3 ребенок:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке
А всего одна игрушка.Матрешка.
Воспитатель: Какая интересная кукла! О матрешке, слагались легенды, как и о народных героях. Русскую матрешку знают везде, и никто не покидает Россию, не купив матрешку.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как появилась Матрешка? Матрешка появилась очень давно, в конце 19 века. Купчиха Мамонтова привезла из далекой Японии интересную японскую игрушку. Она была выполнена очень необычно и представляла собой множество вставляемых друг в друга фигурок Японского мудреца. Фукурума – добродушного, лысого старичка с головой вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Токарь по дереву Василий Петрович Звездочкин выточил из дерева первую русскую матрешку, фигурки тоже вкладывались одна в другую, а художник Сергей Васильевич Малютин расписал их под девочек и мальчиков. Поэтому первая отечественная матрешка представляла собой группу детей: 8 кукол изображали детей разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки до завернутого в пеленки младенца. И назвали новую игрушку Матрена т.к. это имя было самое распространенное на Руси.
Матрешка на окошке в ярком сарафане,
И вся семья в доме деревянном.
Очень любят все матрешки
Разноцветные одежки: всегда расписаны
На диво очень ярко и красиво.
Ах, матрешечка – матрешка
Хороша, не рассказать:
Очень любят с тобой детки
В нашем садике играть.
Щечки яркие, платочек,
По подолу цветики
Весело кружатся в танце
Яркие букетики.
Воспитатель: Они игрушки знатные, складные и ладные.
Матрешки всюду славятся. Они нам очень нравятся. А еще наши матрешки любят танцевать и играть.
А теперь я предлагаю вам превратиться в веселых матрешек и немного поплясать.
Физкультминутка «Нарядные Матрешки».
Хлопают в ладошки дружные матрешки (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки. (Руки на пояс, поочередно выставляют
ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево-вправо)
Всем знакомым поклонись (наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища
направо-налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)
Воспитатель: Молодцы! Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху и березу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было. Когда готова каждая кукла, ее покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. После окончательно сушат и полируют. После этого подготавливают краски для работы. Готовят краски, которые нужны для росписи матрешки. Художник подбирает краски такого цвета, которые ему нужны. Мастера используют зеленый, красный, синий, желтый, черный. В росписи художники используют яркие, сочные цвета разного цвета. Затем расписывает матрешку. Вот и готова наша веселая Матрешка.
Воспитатель: Матрешка – уникальная народная деревянная игрушка, потому что наряду с русской березой и русским самоваром, она стала символом страны России.
Посмотрите на лицах матрешек, какие они веселые, румяные, так и светятся добротой! Матрешки очень дружные и никогда не ссорятся, а еще, ребята, матрешки любят танцевать, и мы с вами тоже станцуем их любимый танец.
Что ж матрешечки, сидите?
А плясать вы не хотите?
Выходите поскорей,
Потанцуем веселей.
Под музыку»Калинка» выбегают Матрешки.
Дети:
Эй, Матрешки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Ах, матрешки, ах матрешки, Ах, матрешки, вы матрешки,
Раз, два, три, четыре, пять. Глазки удивляются.
Все упали на пол с полки Кто Вас видит, всякий раз
Я устала вас считать. Вами восхищается.
Собирала я матрешек, Ах, матрешки, вы матрешки,
Помещала их в одну. Глазки голубые.
Как они все поместились, Кто придумал вас для нас?
Я сама и не пойму. Забавные такие.
Ах, матрешки, вы матрешки, Все матрешки хороши -
Ротик улыбается. С первой по седьмую.
Что вы нравитесь всем детям, Я себе играть возьму,
Никто не сомневается. Самую большую.
Воспитатель: Матрешка является русской народной игрушкой и олицетворяет весь русский народ с его широкой душой. Яркими красками, большими дружными семьями. Уже много лет дети любят играть ею. Она прославляет такие чувства, как любовь и дружбу и украшает наши квартиры. Их дарят гостям других наций.
Детей можно поделить на команды, это зависит от количества матрешек.
Дети, выполните несколько заданий: 1) ответите на вопрос: «Из чего сделана матрешка?»
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Итак, второе задание: «Расставь матрешек по росту».
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: «Как появилась в России матрешка?»
Дети: ответы команд.
Воспитатель: И последнее задание: «Сколько спряталось матрешек?»
Дети: выполняют задание.
Воспитатель: «Что означает русская матрешка для иностранцев»
Дети: ответы команд.
Подводится итог, какая команда, правильно и быстро выполнила все задания.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе.
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: рисование).
Тема:«До чего ж ты хороша, русская матрешка!»
Цель:Учим рисовать всем ворсом и ватной палочкой.
Образовательные задачи:
- знакомить детей с декоративно-прикладным искусством посредством художественного слова, музыки и рисования;
- продолжать знакомить детей с народной игрушкой;
- учить составлять узор из отдельных элементов;
- упражнять в рисовании узора всем ворсом кисти и ее концом, а так же ватной палочкой;
- формировать интерес и любовь к народному творчеству;
- формировать у детей грамматически правильную речь; обогащать словарный запас.
Развивающие задачи:
- развивать познавательный интерес детей;
- развивать у детей воображение, память, мышление, речь;
- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки;
- развивать умение замечать сочетание цветов;
- развивать творческие способности детей;
- развивать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами.
Воспитательные задачи:
- воспитывать у детей интерес к культуре своих предков;
- воспитывать уважение к труду русских мастеров;
- воспитывать чувство любви к деревянной игрушке;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности;
- воспитывать самостоятельность, внимание, активность.
Материал: Матрешки, бумажная матрешка расписная, бумажная матрешка не расписанная, силуэты матрешек; гуашь, кисти, ватные палочки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, сегодня для Вас я приготовила сюрприз – волшебную шкатулку. Вот она, но чтобы ее открыть, нужно сказать волшебные слова:
Нам, шкатулка, дай ответ,
Поскорей открой секрет.
(Дети говорят слова, воспитатель заглядывает в шкатулку).
Воспитатель: А чтобы узнать, что в шкатулке, вам надо отгадать загадку:
В этой молодице
Прячутся сестрицы
Каждая сестрица
Для маленькой – темница. Матрешка.
Воспитатель: Молодцы! Отгадали, о матрешке. Садитесь на коврик рядком, слушать сказку ладком. Чур, сказку не перебивать. А кто перебьет, тому комар в рот попадет.
(Звучит музыка, дети садятся на ковер рядом с воспитателем).
Давным-давно в одном царстве-государстве жил да был один мастер, который очень любил ребятишек: девчонок и мальчишек. И любил этот мастер с утра до вечера игрушки для детей делать. Однажды задумал он сделать для детей необычную игрушку – куклу с чудесным секретом: внутри первой куклы сидела кукла поменьше, а в той еще меньше, и еще, и еще. Яркими красками разрисовал, одел в нарядное платьице. Веселая получилась куколка, смешная. И он долго-долго думал, как же назвать ему эту куклу. Назвал ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. С той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами, ягодами, другими
узорами. Вот так ребята родилась русская матрешка. А вы хотите увидеть этих матрешек?
Дети: Да.
Воспитатель: Я приглашаю Вас в музей деревянной и бумажной игрушки. Ребята, посмотрите, сколько здесь матрешек! Точили матрешек по русским селам, где издавна работали умельцы с деревом: в Сергиевом Посаде, в селе Полховский Майдан, Семеново и др. Хочу обратить внимание на то, что у каждой матрешки свой неповторимый узор на фартуке или на косынке. По этому узору можно определить, из какого уголка России та или иная матрешка. Эта матрешка из города Семенова, значит, зовут ее…Семеновская.
Информация для воспитателей: В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышня-северянка).
Воспитатель: Какие сарафаны у матрешек?
Дети: У одной – красный, у другой – синий с цветочками, у третьей – малиновый с белым платочком в горошек, у четвертой – яблоки на переднике.
Воспитатель: Из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит, какие они?
Дети: Деревянные.
Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Сначала из дерева делают фигурки, затем фигурки расписывают. Какие они становятся?
Дети: Красивые, нарядные.
Воспитатель: У каждой матрешки на голове платочек, сарафаны. Были такие матрешки раньше самой любимой игрушкой у всех ребят. Да как же иначе? Матрешки – куклы веселые, жизнерадостные. Глянешь на их лица, и настроение сразу поднимается, а уж как они любят петь и танцевать! Вижу по глазам, что и вам тоже хочется танцевать.
Звучит тихая музыка Физкультминутка:
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево).
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, дети выставляют поочередно левую и правую ножку каблучком, показывая руками.)
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево.)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки.
(Растирание руками щек.)
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево.)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»).
Воспитатель: Только произошла беда. Жила-была матрешка. И была она веселой, озорной, любила играть, петь и танцевать. А больше всего она очень любила своих подружек и часто приглашала их в гости, пекла для них пироги и угощала их чаем с пирогами. Решили матрешки пирогов напечь, да поспешили. Засыпали свой нарядный сарафан мукой и не видно на нем узора. Надумали они переодеть сарафан, нарядиться красиво, но потерялся ключик от сундучка, где лежат наряды. Дети, а вы бы хотели стать художниками о росписи матрешек?
Дети: Да.
Воспитатель:Молодцы! Очень любят все матрешки разноцветные одежки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдемте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрешку.
Дети садятся за столы, на которых лежат бумажные матрешки, тихо играет музыка и воспитатель читает стихотворение.
Мастера, скорей за дело, украшай матрешек смело, составляй любой узор, чтобы радовал он взор. Цветастое платье, румяные щечки! Ее открываем – в ней прячется дочка. Матрешки танцуют, матрешки смеются и радостно просят тебя улыбнуться! Они к тебе прыгают прямо в ладошки – какие веселые эти матрешки.
Воспитатель напоминает об аккуратности в работе с краской, о назначении салфетки. Дети опускают в гуашь ватную палочку и ударяют ею по бумаге, держа вертикально.
Воспитатель: Матрешки получились очень красивые. Ах! Да разве может всем нам не понравиться русская матрешка – русская красавица. Какие вы молодцы! Посмотрите, до чего ж ты хороша, русская матрешка!Вы талантливые художники. Какие яркие, не похожие друг на друга матрешки у вас получились.
Посмотрите, вот они
И румяны и пышны
В сарафанах пестрых
Наши русские матрешки.
Кукла матрешка – нарядна, красива.
Кукла матрешка – улыбка России.
Матрешка – игрушка, ты всем нам нужна.
Матрешка – подружка на все времена.
Давайте мы с вами устроим выставку матрешек.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе.
Формирование элементарных математических представлений.
Тема:Разные матрешки.
Цель:Продолжаем знакомить с подружками – матрешки.
Образовательные задачи:
- Закрепить счетные умения в пределах пяти;
- Закрепить умение при сравнении предметов выделять параметр высоты, употребляя слова: высокая, низкая, еще ниже, самая низкая;
- Формировать умение давать полный ответ на поставленный вопрос;
- Упражнять в счете звуков на слух в пределах пяти;
- Продолжать знакомить детей с историей появления матрешки.
Развивающие задачи:
- Закрепить с детьми знания цветов;
- Закрепить с детьми геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник);
- Закрепить с детьми счет углов в геометрических фигурах;
- Закрепить умение считать звуки и отсчитывать количество предметов.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, активность;
- Воспитывать чувство любви к деревянной игрушке;
- Воспитывать внимание, самостоятельность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: Ребята, я обнаружила у нас в группе какой-то конверт. Давайте посмотрим, что же в нем. Листок, а в нем загадка: На крыльцо резной избушки. Вышли бойкие подружки: пять красавиц расписных. Все в платочках кружевных! Все в передниках цветастых! Пять румяных! Пять глазастых! Сестры-куколки стоят. Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, кто это?
Дети: Матрешки.
Воспитатель: Правильно, это матрешки. Мы с вами в детском саду и вы дома с родителями из бумаги, дерева, ткани, картона, пластилина делали красивых матрешек.
(Дети говорят, каких матрешек они делали вместе с родителями).
Воспитатель:Матрешки пришли к нам в гости. Хотите, я вам расскажу, как появились матрешки? Садись поудобнее на ковер. Матрешкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. Матрешка – одна из самых популярных русских игрушек. Первая матрешка представляла собой девушку в костюме: сарафане, переднике, платочке с петушком. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика. Последняя матрешка изображала младенца. По преданию, кто, увидев такую куклу, смеясь, воскликнул: «До чего же похожа на нашу Матрену!» С тех пор и зовут эту игрушку матрешкой. Матрешку сделать непросто. Сначала из дерева (липы или березы) делают заготовку. Работу мастер начинает с самой маленькой и потом их размеры становятся все больше. А художник веселыми красками расписывает матрешек, одевая их в нарядную одежду. И вот матрешка уже улыбается. А что ей скучать? Она ведь не одна, а с целой дружной семьей. Матрешек стали делать в разных городах, а вкладываемых фигурок становилось все больше. Но матрешки – это не всегда девочки-куколки. Бывают и богатыри. Такие есть и у нас. А бывают и великаны, ростом с вас. И вот таких красивых матрешек стали возить в разные страны, показывать на выставках за границей. И с тех пор русскую матрешку любят во всем мире и нам эта игрушка тоже нравится. А хотите поиграть с матрешкой.
Дети: Да.
Воспитатель: Как вы думаете, матрешка пришла одна к нам в гости?
Дети: Нет
Воспитатель: А почему вы так думаете?
Дети:Матрешек всегда много.
Воспитатель: Матрешка не одна к вам пришла, а с сестрицами-подружками своими. Только, где же они, подружки – сестрички?
Дети: Внутри, в другой матрешке, спрятались.
Разломила пополам:
Интересно, что же там?
Там еще одна матрешка,
Улыбается, смеется,
Хоть и жаль ее ломать,
Буду дальше разбирать.
Воспитатель: Давайтепознакомимся с подружками. Выставляю матрешек. Вот как их много. Давайте посчитаем.
Дети:Один, два, три, четыре, пять. Всего пять.
Воспитатель: А можно ли посчитать матрешек слева на право? Изменится ли от этого их количество? Пересчитайте матрешек слева направо. Сколько получилось? Дети считают.
Расставьте матрешки в порядке убывания, а затем в порядке возрастания.
Воспитатель: Дети, одинаковы ли они по размерам?
Дети: Нет.
Воспитатель: Они разные по высоте. Имя ребенка, иди покажи, какие они?
Самая высокая, ниже, еще ниже, еще ниже, самая низкая).
Физкультурная минутка: зрительная гимнастика и различение цветов. Выполняется в положении стоя. По мотивам стихотворения «Матрешка» Э.Медведевой.
У меня матрешка есть, новая игрушка,
В желтом сарафанчике славная толстушка.
Найдите глазками эту матрешку, возьмите треугольник того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с треугольников вверх и помашите матрешке.
А ее откроешь – в ней сидит вторая,
Вся в зеленом, как весной травка молодая.
Найдите глазками эту матрешку, возьмите треугольник того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с треугольников вверх и помашите матрешке.
А вторую отвернешь – там еще матрешка,
Та матрешка - в синем крошка,
Найдите глазками эту матрешку, возьмите треугольник того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с треугольников вверх и помашите матрешке.
В ней – любимая матрешка.
Вся она как маков цвет: сарафан на ней надет,
Алый, как цветочек, и под цвет платочек,
Пуще всех ее храню, больше всех ее люблю
Маленькую крошку – красную матрешку.
Найдите глазками эту матрешку, возьмите треугольник того же цвета, что и сарафан этой матрешки. Поднимите руку с треугольников вверх и помашите матрешке.
Дети садятся за столы. У каждого ребенка тарелочка в ней пять матрешек, круг, квадрат, треугольник.
Воспитатель: Положите перед собой круг и расставьте матрешек по краям круга. Посчитайте, сколько матрешек?
Дети: Четыре матрешки.
Воспитатель: А теперь возьмите в руки квадрат. Положите его перед собой и расставьте матрешек по углам квадрата. По одной матрешке в каждый угол. Сколько матрешек заняли места в углах квадрата? Сколько углов у квадрата?
Дети: Четыре матрешки, четыре угла у квадрата.
Воспитатель: Уберите квадрат и положите перед собой треугольник. Расставьте матрешек по углам треугольника. В одном углу – одна матрешка. Сколько всего матрешек вместили углы треугольника? Сколько углов у треугольника?
Дети: Три матрешки. Три угла у треугольника.
Игровое упражнение «Матрешки слушают музыку».
Воспитатель: Ребята, матрешки очень любят слушать музыку. Послушайте и вы, музыку и сосчитайте звуки и отсчитайте звуки (стучу в барабан…) А дети считают звуки и отсчитывают столько матрешек, сколько звуков они слышали.
Воспитатель: Сколько звуков вы слышали? Сколько матрешек вы отсчитали? Почему вы отсчитали столько матрешек? Понравилось ли вам играть с матрешками? А какое у вас было настроение, когда к вам в гости пришли матрешки? (Дети: хорошее, радостное, веселое, праздничное).
Воспитатель: Как бы вы изобразили веселое настроение? Я с вами согласна. Когда у людей веселое, радостное настроение, они улыбаются друг другу. Давайте повернемся к матрешкам и улыбнемся на прощание!
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе.
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: аппликация).
Тема: «Нарядные матрешки».
Цель:Учимся украшать силуэт матрешки.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей интерес к народной игрушке;
- Расширять круг представлений о разнообразии этой игрушки;
- Формировать умение украшать силуэт матрешки разнообразными узорами;
- Расширять кругозор детей в области применения нетрадиционных изобразительных техник;
- Дать некоторые доступные для ребенка исторические сведения о ней.
Развивающие задачи:
- Развивать сенсорные навыки;
- Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение, фантазию детей;
- Развивать умение доводить начатое дело до конца;
- Развивать умение детей самостоятельно выбирать различные нетрадиционные техники и использовать их в своей работе, совершенствуя навыки и приемы работы с ними;
- Продолжать развивать любовь к русской культуре.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь и уважение к народному искусству, создавать радостную творческую атмосферу на занятии;
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- Воспитывать самостоятельность, активность;
- Воспитывать аккуратность в работе, уважения к труду рядом сидящего.
ХОД ЗАНЯТИЯ
В группу приходит сказочный герой (кукла Петрушки, Буратино…) и загадывает загадку:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Воспитатель: Правильно, ребята. Это матрешка, она совсем необычная. Из чего сделаны матрешки?
Дети: Из дерева.
Воспитатель: Значит, какие они?
Дети: Деревянные.
Воспитатель: Молодцы, конечно деревянные. Очень красиво расписаны. Матрешку можно собирать и разбирать. Когда ее разберешь, то получится несколько кукол-матрешек.А в какие еще игрушки вы любите играть? (ответы детей).
Воспитатель: Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным-давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами. Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева. Придумали мастера занятную деревянную куклу.Похожаона была на простую деревенскую девочку (показ матрешки). Одета она была в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. В большой кукле пряталось целое семейство кукол – одна другой меньше. А деревенских девочек часто называли именем Матрена. И куклу стали называть ласково – матрешка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво ее разрисовал. Много матрешек делали. И своим детям, и соседским, да еще на базар отвозили, а там такую красотищу сразу же раскупали. Мастеров было много и матрешка стала меняться. Стала более яркой и красочной. Прошло много лет, а матрешка так же любима нашими детьми. Дети любят играть с матрешками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрешку. Ведь она является символом нашей страны – России!
Игра «Матрешка и мышь».
Вот матрешечки гуляли, (гуляют по комнате врассыпную)
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали (собирают ягоды)
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели (садятся на пол и едят ягоды с ладошки)
Как матрешечки устали
Под кусточком задремали (закрывают глаза и кладут ладошки под щечку)
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали
А потом они плясали
Свои ножки показали.
Так, так и так (выставляют ножки на пятку)
Свои ножки показали. (кружатся, топая ногами)
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки(прикладывают поочередно руки то к одному, то
Побежали по дорожке к другому уху)
Чьи-то серенькие ножки.
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь! (детибегут к своим стульчикам).
Воспитатель: Сегодня я хочу вам показать вот такую матрешку. Как вы думаете, почему она такая грустная?
Дети: Она одна, она не яркая.
Воспитатель: У нее нет подружек. Очень любят все матрешки разноцветные одежки: всегда расписаны на диво очень ярко и красиво. Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?
Дети: Сарафан, платок, фартук, бусы.
Работа детей за столами. Детские работы вывешивают на доску, повторяя слова:
Мы матрешки, мы сестрички, мы толстушки – невелички. Как пойдем плясать и петь. Вам за нами не успеть.
Дети совместно с воспитателем рассматривают готовые поделки.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.
Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе.
Художественно-эстетическое развитие (изобразительная деятельность: лепка).
Тема: Хоровод веселых матрешек.
Цель:Учить детей лепить матрешку.
Образовательные задачи:
- Формировать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с матрешкой;
- Продолжать знакомить детей с историей появления игрушки;
- Закрепить прием примазывания и оттягивания от куска пластилина.
Развивающие задачи:
- Развивать творческие способности; умение объединять свою работу с работами других детей;
- Развивать мелкую моторику, творческое мышление, воображение;
- Развивать умение доводить начатое дело до конца.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать старание;
- Воспитывать внимание, усидчивость, активность.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит музыка «Русская матрешка».
Воспитатель: Ребята, вы любите играть?
Дети: Да.
Воспитатель: Какие у вас любимые игрушки?
Дети: отвечают.
Воспитатель: Ребята, давайте перенесемся на много лет назад, и представим, во что играли дети на Руси, когда еще не было специальных фабрик по изготовлению игрушек и магазинов. Что могли быть за игрушки? Из каких материалов они могли быть сделаны? И кто их делал?
Дети: делают свои предположения.
Воспитатель: В деревнях и в городах всякие игрушки и забавы для детей мастерили народные мастера. Вот более 100 лет назад два народных мастера Василий Звездочкин и художник Сергей Малютин изготовили одну игрушку, а какую, вы сейчас должны отгадать: Я на ярмарке была, корзиночку вам принесла. Корзиночка не простая и товар в ней расписной. Что же в этой корзиночке? Открою секрет. Это – народная игрушка, а какая, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Дети: матрешка.
Воспитатель: Послушайте, что я расскажу вам о матрешке. Разные бывают на свете игрушки. И очень большие, и совсем маленькие. Из дерева и ткани, из глины и соломы. Одних можно укладывать спать, других – кормить и купать. У каждой игрушки есть имя: Катя, Маша, Наташа. А есть игрушки, носящие одно и то же имя – Матрешка. Много, очень много этих кукол. Они живут в больших и маленьких городах, в поселках, деревнях. Это игрушка особенная. Она легко разбирается. В каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше. Матрешку знают во всем мире. Это русский сувенир. Ее изготавливают из липы и березы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Сначала самую маленькую, котораяне разбирается, потом следующую – побольше, затем – еще больше, в последнюю очередь – самую большую. Потом игрушки расписываются яркими красками, «одевают» их в пестрые сарафаны и платки, прорисовывают лицо, чтобы на нем блестели глазки, розовели щечки. И ожила матрешка!
Воспитатель: А сейчас, ребята, давайте с вами отдохнем!
Физкультминутка под музыку.
Похлопаем в ладошки, похлопаем немножко, ведь к нам пришли Матрешки, очень хорошо! Их в гости приглашаем и чаем угощаем, за чаем не скучаем, вот как хорошо! Давайте мы попляшем, давайте мы попляшем, попрыгаем, поскачем, пусть все на нас глядят. Без дела не скучаем, без дела не скучаем, всех в гости приглашаем, вы приходите к нам.
Воспитатель: Я предлагаю сегодня вылепить матрешек. А чтобы вы лучше справились с работой, матрешка привела с собой своих младших сестер(выдаю каждому ребенку по матрешке). Садитесь удобнее, а я вам покажу, как нужно лепить матрешку из куска пластилина, потому что у этой матрешки голова плавно переходит в туловище. Скажите, у цилиндра я оттягиваю одну сторону – это будет голова матрешки. Теперь я разглаживаю пластилин пальцем по линии шеи и плеч. А другой конец получившейся формы сплющиваю, чтобы матрешка была устойчивой. Скажите, что еще мне осталось сделать? (Украсить, нарисовать ручки). Для этого я использую стеку и прорисовываю сарафан, руки, лицо (можно использовать заготовки лица,выполненные на бумаге). Теперь матрешке повяжу платочек. Вот какая красивая матрешка!
Дети приступают к работе, воспитатель следит за последовательностью лепки, за правильным использованием стеки.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какие у нас получились матрешки. А для этого поставим их в круг: первой в хороводе будет стоять самая красивая матрешка, за ней – самая веселая, потом – самая румяная и т.д. Дети рассматривают матрешек и делятся впечатлениями о них и о своей работе.
Конспект непосредственной образовательной деятельности по физическому развитию в средней группе.
«Физическое развитие»; физическая культура.
Тема: Упражнение матрешек с платочками.
Цель:Учить выполнять движения с платочками.
Образовательные задачи:
- Упражнять в ходьбе и беге по одному, в ходьбе и в беге врассыпную;
- Упражнять в сохранении равновесия при ходьбе по шнуру;
- Закреплять умение прыгать на двух ногах через предметы;
- Развивать физические качества: ловкость, быстроту;
- Вызвать интерес, желание заниматься физической культуры.
Развивающие задачи:
- Развивать ловкость и координацию движений в прыжках через препятствие;
- Развивать мелкую и крупную моторику.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать дисциплинированность, волевые качества;
- Воспитывать подвижности, выносливость.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Мотивационно-побудительный этап деятельности.
Дети заходят в спортивный зал и строятся по росту. Воспитатель предлагает разгадать загадку О.Карелина:
Она на вид одна, большая, но в ней сестра сидит вторая,
А третью – во второй найдешь.
Их друг за дружкой разбирая, до самой маленькой дойдешь.
Внутри их всех – малютка, крошка.
Все вместе - сувенир… (матрешка).
Воспитатель: Сегодня на занятии мы превратимся в кукол – матрешек.
Воспитатель раздает ребятам платочки и показывает игрушку матрешку.
Часть I. Ходьба и бег в колонне по одному, обозначая повороты на углах зала (ориентиры – кубики или кегли). Ходьба и бег врассыпную. Ходьба друг за другом, перестроение в две колонны – 1 минута.
Распоряжение: Спина прямая, дыхание не задерживать, движения выполнять четко.
Организационно-поисковый этап деятельности.
Воспитатель выполнить общеразвивающие упражнения с платочком под музыку – часть II.
- «Матрешки поднимают платочки» И.п. – стойка: ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках, хват за концы сверху. Платочек вперед, вверх, вперед, вернуться в исходное положение (4-5 раз). Указание: Руки прямые, тянемся вверх.
- «Матрешки пляшут» И.п.- стойка: ноги на ширине плеч, платочек в правой руке. Поворот вправо, взмахнуть платочком, вернуться в и.п. Переложить платочек в левую руку, тоже повторить влево (по 3 раза в каждую сторону). Указание: Поворачиваемся вправо, влево.
- «Матрешки приседают» И.п. – стойка: ноги на ширине ступни, платочек в обеих руках внизу, хват сверху за концы. Присесть, платочек вперед, встать, опустить платочек, вернуться в исходное положение (6 раз). Указание: Спина прямая.
- «Матрешки машут платочками» И.п. – стойка: ноги на ширине плеч, платочек в согнутых руках перед собой. Наклон вперед, помахать платочком вправо – влево, выпрямиться, вернуться в исходное положение (6 раз)Напоминание: Голову не опускать, согнутые руки перед собой.
- «Веселые матрешки» И.п. – стойка: ноги слегка расставлены, платочек в правой руке. Прыжки на двух ногах на месте в чередовании с небольшой паузой. Выполняется под счет воспитателя на счет 1-8, повторить 3 раза. Указание: Прыгаем легко.
Основные виды движений.
1.Равновесие – ходьба по шнуру, положенному прямо, с приставлением пятки одной ноги к носку другой, руки на поясе. Длина шнура 2м. Повторить 2 раза.
Воспитатель кладет два шнура вдоль зала и после показа и объяснения предлагает детям встать в две колонны и приступить к выполнению задания. «Матрешки идут по мостику»Напоминает, что голову и спину надо держать прямо, не спеша пройти до конца шнура, а затем занять место в конце своей колонны.
2. «Матрешки прыгают» Прыжки через 4-5 брусков, помогать себе взмахом рук. Высота бруска 6см (3 раза). Указание:Руки на поясе. Способ: поточный.
Упражнение в прыжках через бруски проводится после того, как все дети пройдут по шнуру. Главное – это энергичное отталкивание от пола и приземление на полусогнутые ноги.
3.Воспитатель проводит игру малой подвижности «Найдем матрешку». Воспитатель заранее прячет в каком-либо месте игрушку матрешку и предлагает поискать ее. Тот, кто заметит, где находится игрушка, подходит к воспитателю и тихо ему об этом говорит. Когда большинство детей справят с заданием, воспитатель разрешает подойти к игрушке и принести ее.
Рефлексивно-корригирующий этап деятельности.
Воспитатель благодарит и хвалит детей за старание. Побуждает детей к уборке спортивного инвентаря
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Тема: «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ У МАТРЕШКИ МАТРЕНЫ.
Цель: Продолжаем знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой.
Образовательные задачи:
- Знакомить детей с правилами сервировки стола;
- Знакомить с правилами поведения за столом, со столовой посудой;
- Учить правильно, отирать посуду для чаепития;
- Способствовать объединению детей для совместных игр.
Развивающие задачи:
- Развивать эстетический вкус;
- Развивать доброжелательные отношения между детьми.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: чайная посуда, скатерть, матрешка Матрена, образные игрушки (заяц, лиса и др.)
ХОД ИГРЫ:
Воспитатель говорит, что у матрешки Матрены сегодня день рождения, и она приглашает в гости. Советует детям подумать, что они подарят Матрене, чем порадуют ее. Ребята пока вы думаете, давайте отдохнем. Все вместе встанем в круг и послушайте меня:
Ребята, посмотрите, сколько игрушке у нас сегодня на стульях сидят, поздоровайтесь с ними.
Соберемся все мы в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Поздоровайтесь с гостями,
Они сейчас побудут с нами «Здравствуйте!»
Воспитатель подсказывает, что они могут взять гостей, которые подарят Матрене подарки (мишка – мед, лиса – игрушку, зайка – сладкую морковку).
Затем воспитатель предлагает детям помочь Матрене красиво накрыть стол для гостей и приготовить чай. Дети собираются на день рождения.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ. «МАТРЕШКА» В ЖИЗНИ РЕБЕНКА. КАК МОЖНО ИГРАТЬ С МАТРЕШКАМИ».
ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ИГРУШКИ.
Во всем мире известна и любима русская матрешка. Родиной матрешки считается город Сергиев Посад, где впервые была изготовлена деревянная барыня, из которой при раскрытии появлялись подобные женские фигурки разного размера. Изобретение русской матрешки датируется сравнительно недавно – конец 19 века. В этот период знаменитый токарь Василий Петрович Звездочкин, который занимался изготовлением деревянных игрушек, по просьбе художника Сергея Васильевича Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вложил такие же раскрывающиеся заготовки, но различные по размеру.
Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела русских красавиц. Матрешка состояла из восьми деревянных кукол. Позже число кукол варьировалось и доходило даже до сорока восьми деревянных барынь. Матрешки производили артели С.И.Мамонтова в Сергиевой Посаде. Русская матрешка выставлялись на выставках в Париже. Эта удивительная игрушка привлекала внимание иностранцев, которые стали делать заказы русским умельцам.
В основном были распространены матрешки, которые состояли из 3, 8 и 12 кукол. Чем больше было кукол, тем ценнее становилась матрешка.
Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке. Девицы держали в руках серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины ягод. Позднее на матрешках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.
Однажды пытались изменить форму матрешек, например, возникали конусообразные куклы, которые вставлялись одна в другую. Но подобная форма не была популярна среди народа, поэтому мастера вернулись к прежней.
Матрешки различались и по росписи. В настоящее время выделяют следующие виды росписи:
- Загорские (яркие, насыщенные цвета и множество мелких, четко прорисованных элементов);
- Мериновские (крупные цветы);
- Семеновские (строгая симметричная роспись);
- Полховские (изображение цветов шиповника);
- Вятские (барышни-северянка).
Для изготовления матрешки применяют липу, которую после окрашивания покрывают прозрачным лаком на масляной основе. Сначала мастер вытачивает самую маленькую цельную фигурку. Затем делает нижнюю часть следующей фигурки. После обработки этот элемент хорошо высушивает, и только затем проводит подгонку верхней части фигурки. По этой схеме заготавливаются все составные части матрешки. Высушенные детали в обязательном порядке обрабатывают крахмальным клеем, который служит основой для росписи. После того, как изделие высохнет, приступают к росписи матрешек.
Сначала мастер рисует лицо. Голову матрешки изображают прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его дополняет передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.
После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрешку от воздействия влаги и сколов.
«МАТРЕШКА В ЖИЗНИ РЕБЕНКА»
Чем привлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомя детей с русской народной, традициями, обычаями, мы уделяем внимание духовно-нравственному воспитанию. Более ста лет русская матрешка является модным сувениром. Однако не стоит забывать что, прежде всего, матрешка – детская развивающая игрушка, которая имеет немало пользы для ребенка. Что развивает эта игрушка?
Игра – это основная форма организации досуга ребенка, она занимает большую часть времени, которую он бодрствует. Именно в процессе игры малыш познает мир, открывает для себя много нового и интересного. Матрешка – одна из первых игрушек для малыша. Большим достоинством ее является то, что она безопасна, так как матрешка изготовлена из дерева и не имеет острых углов. Матрешка, несмотря на свою простоту, помогает развивать мелкую моторику, чувство формы и цвета, а также воспитывает усидчивость. Очень маленькие дети вначале могут только раскладывать и складывать матрешку. Кажется, что тут такого. Но нет, таким образом, ребенок развивает мелкую моторику пальчиков. Развивая пальчики, мы активизируем деятельность головного мозга малыша, а это речь, мышление, память, внимание и многое другое. Простое складывание и раскладывание в дальнейшем усложняем - мы начинаем сравнивать. Берем двухместную матрешку, открываем ее и достаем из нее другую поменьше. Рассматривая матрешку, совместно с взрослым, ребенок усваивает такие понятия, как большая – маленькая матрешка. На примере с матрешкой дети учатся распознавать другие большие и маленькие предметы. Научившись складывать и раскладывать матрешку, определять большая или маленькая матрешка, можно акцентировать внимание ребенка на том, во что она одета. Мы рассматриваем, какого цвета платок, сарафан у матрешки, какие узоры и формы изображены. Таким образом, матрешка помогает нам изучить цвета. Уникальным свойством матрешек является возможность развития сюжетной линии. На форме матрешки может быть использованы персонажи из сказок. Например, из сказки «Колобок» и «Репа». Такие матрешки могут быть использованы в ролевых играх и театральной деятельности, что способствует развитию речи у ребенка. Собирая матрешку, ребенок должен совместить нижнюю и верхнюю части, так, чтобы совпал рисунок на матрешке. Эта сторона деятельности ребенка помогает выработать ему усидчивость, внимание и упорство. При этом взрослые создают условия знакомства детей с народной игрой и игрушкой.
Воспитание юной души –настоящее искусство, которое строится на идеи добра. А добро, проявляется с первыми проблесками сознания, с первыми преставлениями и мыслями об окружающем мире. Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребенка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума, характера и интеллекта.
Сухомлинский писал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В КАКИЕ ИГРЫ МОЖНО ИГРАТЬ С МАТРЕШКАМИ?
1.Поначалу малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап – составление половинок – покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
2.Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешек по росту – забудьте одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешек с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок (конструктора, строительного материала) несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
3.Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.
4.Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
5.На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги, как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
6.В отсутствие ребенка расставьте матрешек в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.
7.В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
8.Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и давайте им имена по названиям пальцев.
9.Разложите внутрь матрешек ягодки разных размеров (картонные кружочки) или горошины по возрастанию количества. Можно написать цифры на донышках и положить в матрешку столько же горошинок.
10.Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет обыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке.
Несколько советов.
После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных куколок, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.
Постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопись говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином
Л. Некрасова «Мы веселые матрешки» Мы веселые матрешки, | В. Приходько Матрешка на окошке | |
Валентин Берестов «Матрешкиныпотешки» Хлебом-солью всех встречаем, | В. Приходько Подарили мне матрешку. Владимир Моисеев Кто матрешку сделал, я не знаю. | |
Ю. Володина «Танец матрешек» Мы матрёшки Вот такие крошки | А. Гришин Цветастое платье, | |
Е. Крысин В одной кукле – кукол много, | Р. Карапетян Как в большой-большой матрешке, | |
Л. Громова Подарили Маше | Н. Радченко На полке куколка стоит, | |
С. Маршак | Восемь кукол деревянных, | С. Иванов Ой, ты барышня-матрёшка, А. Кулешова Кукла славная – матрешка, |
З.Медведева | У меня матрешка есть, Новая игрушка, В желтом сарафанчике Славная толстушка. А ее откроешь – В ней сидит вторая, Вся в зеленом, как весной Травка молодая… А вторую отвернешь – Там еще матрешка. Та матрешка вовсе крошка, То – любимая матрешка. Вся она как маков цвет – Сарафан на ней надет Алый, как цветочек, И под цвет платочек. Пуще всех ее храню, Больше всех ее люблю, Маленькую крошку – Красную матрешку. |
Т.Подцветова
Румяна, весела, задорна,
Всегда секретами полна,
Характером своим невздорна-
Искрится счастием она.
То символ русский, дух великий,
Он рос и креп в былых веках.
Народ прекрасно-многоликий
В ее обличье и устах.
«Здоровый дух - в здоровом теле!» -
Все это сказано про нас.
Сильны мы в отдыхе и деле.
Наш труд красив, как русский пляс.
С осанкой гордой, величавой
Стоит матрешка - дух Руси.
И взгляд ее направлен прямо.
В ней светят мудрости лучи.
И кажется совсем простушкой.
Но гениальность в простоте.
Одна она, но в ней - подружка,
А может даже целых две.
Никто не знает, что храниться
Внутри заветного ларца.
Быть может, спрятана жар-птица,
Любви привет для молодца.
И как бы русские метели
По жизни рьяно не мели,
Матрешка - баба в русском теле,
С основой крепкой - хоть умри!
Сколько? (Я.Тайц)
Папа принес Маше матрешку и сказал:
- Вот тебе три игрушки.
- Почему три? – спросила Маша.
- Одна матрешка.
- Давай считать, - сказал папа.
- Одна?
- Одна!
Папа открыл матрешку, там другая поменьше.
- Две?
- Две!
Папа открыл вторую, а там еще одна, самая маленькая.
- Три?
- Три – засмеялась Маша.
- То-то, - сказал папа.
Вот они все стоят!