консультация для родителей «Роль семьи в социализации ребенка»
консультация (старшая группа)
«Роль семьи в социализации ребенка»
Проблема социализации подрастающего поколения актуальна. Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их сверстники 20 -30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, компьютеризации детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_sotsializatsii_rebenka.docx | 27.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МУ «комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ»
Муниципальное детское дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №72 «Аленушка» комбинированного вида г. Улан-Удэ
Консультация для родителей на тему:
«Роль семьи в социализации ребенка»
Воспитатель: Петрова Марина Юрьевна
2019г.
«Роль семьи в социализации ребенка»
Проблема социализации подрастающего поколения актуальна. Очевидно, что современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их сверстники 20 -30 лет назад. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, компьютеризации детской субкультуры, отсутствие «дворовой» социализации, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Поэтому эффективная социализация, то есть приобщение к общепринятым нормам, правилам и ценностям существующим в обществе, - одно из главных условий жизни ребёнка в обществе и личной готовности ребёнка к школе.
Развитие ребёнка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими людьми. Первые 5 лет у человека формируется самое важное – структура личности. В этот период ребёнок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворяются его потребности. Опыт взаимоотношений с ними служит для ребёнка школой социального общения. В семье должно поддерживаться любое проявление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребёнок учится высказывать своё мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребёнок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.
Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны, но должны быть едиными.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей - рядом с ребёнком должен постоянно находиться любящий и понимающий взрослый человек.
Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.
Для ребенка семья - это мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, радоваться, сочувствовать.
В семье формируется чувство безопасности, дается ребенку возможность без страха взаимодействовать с внешним миром, в семье учат детей определенным способам и моделям поведения, свойственным их родителям. Родители влияют на поведение ребенка, поощряя или осуждая определенный тип поведения, психологический климат семьи влияет на успешность взаимодействия ребенка с социумом. Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
«Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - пожнете судьбу»
(Уильям Мейкпис Теккерей)
Социализация ребенка в семье зависит от стиля семейного воспитания и семейных условий:
Авторитарный стиль – все решения принимают родители.
Демократический стиль – родители поощряют личную ответственность
Попустительский стиль - неспособность семьи контролировать поведение
Хаотический стиль – это отсутствие единого подхода к воспитанию
Опекающий стиль – стремление постоянно быть около ребенка,
решать за него все возникающие проблемы.
Неблагоприятные семейные условия:
отрицательный пример родителей
аморальный образ жизни
нарушение структуры семьи
недостаток общения родителей с детьми.
Благоприятные семейные условия:
Для ребёнка семья — это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.
Вирджиния Сатир признаком здоровой или функциональной семьи считает наличие семейных традиций, которые являются одним из важнейших механизмов передачи следующим поколениям семьи законов внутрисемейного взаимодействия: распределения ролей во всех сферах семейной жизни, правил внутрисемейного общения, в том числе способов разрешения конфликтов и преодоления возникающих проблем.
Вирджиния Сатир здоровыми считала те семьи, в которых:
- каждый член семьи воспринимается как равный другим;
- доверие, честность, взаимоподдержка и открытость являются существенными;
- каждый в семье несёт свою часть ответственности за семью в целом;
- отдыхают, получают удовольствие, радуются и грустят вместе;
- существенное место занимают традиции и ритуалы;
- все в семье принимают особенности и уникальность каждого из них;
- уважается право на приватность (на наличие личного пространства, на неприкосновенность частной жизни);
- чувства каждого человека в семье принимаются и прорабатываются.
Дети, воспитывающиеся в атмосфере любви и понимания растут счастливыми, имеют меньше проблем в общении со сверстниками, трудностей с обучением в школе.
Нарушение детско-родительских отношений отрицательно сказывается на становлении личности ребенка, ведет к формированию различных психологических проблем.
В целом, можно сделать следующий вывод
Семья играет большую роль в процессе социального развития человека.
Нуждаясь в родителях, в их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными.
Доверие, уважение, понимание, любовь – то, что должно присутствовать в отношениях с родителями.
В основе новой философии взаимодействия семьи и дошкольного учреждения лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. Политика превращения воспитания из семейного в общественное уходит в прошлое.
Однако далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс взаимодействия с ребенком. Причины разные: одни семьи не хотят воспитывать ребенка; другие – не умеют этого делать; третьи – не понимают, зачем им это нужно. Во всех случаях нужна квалифицированная помощь ДОУ. Возрастание роли образования, которое наблюдается во многих странах мира, в том числе и в нашей стране, меняет отношение к дошкольным учреждениям. Чтобы эффективно выполнять педагогическую функцию, ДОУ должно пересматривать содержание и качество образовательной работы с детьми, искать пути более сильного влияния на каждого ребенка. Это ставит педагогический коллектив ДОУ перед необходимостью искать в лице семьи союзника в воспитании ребенка и создавать единое пространство для развития ребенка. В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна, наконец, стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью номер один, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
В детском саду:
создается благоприятный психологический климат для ребенка
повышается уровень эффективности приобретения знаний, навыков и умений;
вырабатывается единый подход по оказанию всесторонней помощи ребенку;
родители информируются о достижениях, имеющихся в системе воспитания и обучения;
приветствуется включение родителей в общеобразовательный процесс с учетом интересов ребенка.
Между семьей и воспитателем должно быть: сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание, диалог, взаимоуважение и конструктивное взаимодействие.
Вывод: Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и должны быть едиными.
Тем не менее, семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, т.к. «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям.
В заключение хочется сказать, что
Если ребенка постоянно критикуют, он учится НЕНАВИДЕТЬ
Если ребенок живет во вражде, он учится быть АГРЕССИВНЫМ.
Если ребенок растет в упреках, он учится ЖИТЬ С ЧУВСТВОМ ВИНЫ.
Если ребенок растет в терпимости, он учится ПОНИМАТЬ ДРУГИХ.
Если ребенка хвалят, он учится БЫТЬ БЛАГОРОДНЫМ
Если ребенок растет в честности, он учится БЫТЬ СПРАВЕДЛИВЫМ
Если ребенок растет в безопасности, он учится ДОВЕРЯТЬ
Если ребенка поддерживают, он учится ЦЕНИТЬ СЕБЯ.
«Ребенок учиться тому, что видит у себя в дому, родители пример ему...»
(Себастьяна Бранбта)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Роль семьи в воспитании ребенка"
Семья имеет несколько функций:Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть это те отношения, которые ребенок получает в первые 3 года жизни, когда он научается различать то, как к ...
Консультация для родителей «Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей«Роль семьи в развитии ребенка дошкольного возраста»...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в воспитании ребенка»
«Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Роль семьи в воспитании ребенка»
«Роль семьи в воспитании ребенка» Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность ...
Консультация для родителей «Роль семьи в воспитании ребенка»
Материал будет полезен родителям детей дошкольного возраста, воспитателям детей дошкольного возраста...
Консультация для родителей: "Роль семьи в развитии ребенка младшего возраста"
Роль семьи в развитии ребенка младшего возраста...
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»
Консультация для родителей: « Роль семьи в жизни ребенка»...