Использование методов сказкотерапии в работе с детьми
методическая разработка
Частым запросом от родителей в рамках работы в детском дошкольном учреждении являются различные страхи детей (страх животных, темноты, других детей и пр.). В каждом случае есть свои причины и факторы, формирующие актуальную проблему, но со всеми этими запросами можно работать методами сказкотерапии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_metoda_skazkoterapii.docx | 20.81 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование методов сказкотерапии в работе с детьми»
Частым запросом от родителей в рамках работы в детском дошкольном учреждении являются различные страхи детей (страх животных, темноты, других детей и пр.). В каждом случае есть свои причины и факторы, формирующие актуальную проблему, но со всеми этими запросами можно работать методами сказкотерапии. В своей работе я совмещаю сказку с арт-терапией (музыка, глина, рисование), элементами sand-play и театрализованной деятельностью.
Сказка о Зайчике Прыг – Скок и мудром Еже Колючке
Сказка была использована при работе с мальчиком 5 лет, который боялся темноты и «жутких чудовищ-монстров». Запрос поступил от мамы: ребенок боится спать один, ночник и не помогает, часто просыпается ночью, плачет. Была проведена консультация родителей с рекомендациями убрать вечерний просмотр телевизора, компьютерные игры. Мама увеличила время совместных прогулок на свежем воздухе, чтении книг по возрасту.
«Знаешь, Никита, я тебя очень хорошо понимаю… Когда я была маленькой… Да, представляешь, я тоже была когда-то маленькой. Так вот, в то время я вообще не могла засыпать одна, было очень страшно, мне казалось, что когда в комнате выключается свет, кто-то начинает пыхтеть, шуршать под моей кроватью. Это было очень страшно, ты согласен со мной? Но вот однажды моя бабушка (она была очень мудрая и добрая) рассказала мне одну историю, которая помогла мне стать смелой и перестать бояться. Хочешь я по секрету расскажу ее тебе? Устраивайся поудобнее и слушай!
Жил в густом лесу один зайчонок со своей мамой Зайчихой. Как ты думаешь, как звали этого зайчика?... Как ты угадал?! Точно, его звали именно Прыг-Скок. Так вот, все бы ничего: зайчик Прыг-Скок был очень хорошим зайчиком, помогал маме, ходил в лесной детский садик, у него были друзья, но очень уж этот зайчик боялся темноты. Вот так же как ты и я в детстве. Ничего Прыг-Скок не мог с собой поделать, он понимал, что в его комнатке нет никого страшного, но когда мама укладывала его спать…. Ушки у зайчика начинали дрожать, сон куда-то пропадал, и становилось очень страшно… Ничего не помогало: ни мамины уговоры, ни свет в коридоре их просторной норки. Зайчик не высыпался, из-за чего днем был невнимательный и в плохом настроении, а мама расстраивалась и начинала его ругать.
Но вот однажды шел грустный зайчик по лесу, зевал и тер лапками свои глазки-бусинки оттого, что снова не выспался. А навстречу ему шел Еж-Колючка, которого знал и уважал весь лес. Никто не подозревал, сколько лет было Колючке, но зато все знали, что это был самый мудрый зверь в лесу. Многие жители леса приходили ему за советом, и для каждого из них Еж-Колючка находил свой способ помочь. Колючка спросил у Прыг-Скока, почему он такой грустный, и зайчик рассказал мудрому Ежу о своей проблеме. Мудрый Еж почесал свои колючки на голове, и сказал: «Знаю я одно средство, чтобы помочь тебе. Но оно работает только тогда, если ты сам хочешь измениться. Ты же хочешь стать смелым и отважным Зайцем? Тогда слушай! Я тебе скажу на ушко волшебные слова, повторяй их тогда, когда становится страшно» И Еж наклонился к длинным ушкам Прыг-Скока и прошептал:
«Я отважный, храбрый, смелый,
Ловкий, сильный и умелый!
Ничего я не боюсь,
если страшно – рассмеюсь!»
Запомнил? А в придачу к этому заклинанию я подарю тебе чудесный фонарик: он рассеивает все страхи, положи его к себе под подушку. Я верю, что у тебя все получится!» Зайчик поблагодарил мудрого Ежа и поспешил домой. В этот вечер мама с удивлением заметила, что Прыг-Скок с нетерпением ждет наступления темноты. С этой ночи зайчик совсем перестал бояться спать, он стал смелым и храбрым зайцем. А через несколько дней он научил волшебным словам своего друга Бельчонка, который тоже, как оказалось, боялся темноты.
Вот такую сказку рассказала мне моя бабушка, и посмотри, что она мне подарила (тут можно достать заранее приготовленный маленький фонарик), я хочу подарить его тебе. Ты запомнил волшебные слова? Помнишь, что говорил мудрый Еж? Ты должен очень захотеть стать смелым! Я верю, что у тебя все получится!
Дальше работу можно построить следующим образом: нарисовать сказку, проиграть сказку, используя маски, театральные атрибуты, песочницу, в зависимости от динамики состояния ребенка.
В заключении могу сказать, что элементы сказкотерапии можно очень эффективно применять в работе с детьми, меняя героев и сюжеты сказок и историй в зависимости от возраста ребенка и задач, поставленных перед специалистом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
В статье изложены особенности использования метода комплексной сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья....
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
В статье рассказывается об особенностях использования метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста....
Презентация " Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"
Презентация "Использование методов сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста"...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста .Сказкотерапия как метод психологической коррекции
Сказка – это не только полезное, но и интересное захватывающее «лекарство», поэтому современные психологи эффективно используют сказкотерапию в своих консультациях. Такой метод помог...
Сказкотерапия в работе с дошкольниками. Особенности использования метода сказкотерапии в работе с дошкольниками
laquo;Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями, можетпомочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».Д. Ро...
Использование метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста
Так что же такое сказкотерапия? Первое, сто приходит в голову-лечение сказками. Знания испокон веков передавались через притчи, истории, сказки, легенды, мифы. Причем же здесь лечение?...
Коррекционно-развивающий проект: "Использование метода сказкотерапии в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Актуальность моей темы обусловлена тем, что дети с нарушениями речи должны получать не только своевременную и квалифицированную коррекционную логопедическу...