Инновационный педагогический опыт
проект

«Проектная  деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_aysura.docx507.8 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Тийнеш»

Инновационный педагогический опыт по теме:

«Проектная  деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».

C:\Users\Зарина\Desktop\kartinka_5832943a579fd.png

Автор: Енчинова Айсура Олеговна

с. Новый Бельтир

2020  г.

Автор опыта: Енчинова Айсура Олеговна

Дата рождения: 14.07.1990 г.

Образование: Алтайская государственная академия образования, 2013г.

Квалификация: учитель физики и информатики.

Переподготовка: Горно-Алтайский педагогический колледж

Программа: дошкольное образование.

Адрес: Кош-Агачский район село Новый Бельтир ул. Спортивная, 1

Условия возникновения опыта ( новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности)

Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности.

Поэтому необходимы новые наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач перед образовательным учреждением и нами - педагогами. Сегодня одним из наиболее ярких, развивающих, интересных, значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.

От современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского и проектного обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам проектного и исследовательского поиска.

Это еще важно и потому, что самые ценные и прочные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Напротив, знания, усвоенные путем выучивания, по глубине и прочности обычно существенно им уступают. Не менее важно и то, что для ребенка естественнее и поэтому гораздо легче постигать новое, действуя подобно ученому (проводить собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения), чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде».

В результате этой технологии, дети становятся активными участниками воспитательного процесса. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. Опыт самостоятельной деятельности развивает в детях уверенность в своих силах, снижает тревожность при столкновении с проблемами, создает привычку самостоятельно искать пути решения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно. А ведь именно через творческие способности человек может наиболее полно раскрыться как личность. Современное общество предъявляет большие требования к таким качествам личности, как креативность, способность к саморазвитию.

Основной целью проектного метода в детском саду является: развитие свободной творческой личности. Основными задачами по достижению цели являются:

Задачи развития:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей детей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Идея изменений (в чем сущность инновационного (передового) педагогического опыта: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий; в изменении содержания образования, организация учебного или воспитательного процесса, др.)

Проект - это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему и определить цель (замысел, поэтому проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер).   Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта» (Н. Е. Веракса).

Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием.

Актуальность и перспективность опыта.

Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Всякий здоровый ребенок уже с рождения – маленький исследователь. Он настроен на познание мира, он хочет узнать его как можно лучше. Именно это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально развивалось в процессе саморазвития. Используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности  (технологию проектного обучения), мы реализуем личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.

Использование метода проекта в дошкольном образовательном учреждении как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания объектов действительности. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия в ней родителей.

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Для успешной реализации проектной деятельности, прежде всего необходимо:

- самообразование;

- активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, мастер -   классов;

Результат изменений

Во время проектной деятельности я наблюдала отчетливые позитивные изменения в познавательном развитии детей. Дети научились договариваться, прислушиваться к идеям своих товарищей, приходить к единому мнению при решении задач. Уровень умений детей составлять коллективные рассказы, создавать коллективные работы, договариваться с партнерами, объединяться в группы значительно вырос за период проектно - исследовательской деятельности. Дошкольники без затруднений вступают в контакт как со взрослыми, так и со сверстниками; объединяются в группы для совместной деятельности; переживают за продукт деятельности всего коллектива.

Описание педагогического опыта

Метод проекта содержит разнообразные формы исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность воспитателя с детьми дошкольного возраста.  Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немало важно, проект учитывает совместную познавательно – поисковую деятельность детей,  педагогов и родителей.

Проекты в детском саду носят, как правило, обучающий характер. Дошкольники по своему психофизиологическому развитию еще не способны самостоятельно от начала до конца создать собственный проект. Поэтому обучение необходимым умениям и навыкам является основной задачей воспитателей.

              Чаще всего в ДОУ используются следующие виды проектов:

  • исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде стендов, драматизации, детского дизайна;
  • ролево-игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по- своему поставленные проблемы);
  • информационно - практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы( оформление и дизайн группы, витражи и др.);
  • творческие: (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например, «театральная неделя»).

По продолжительности проекты могут быть: краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности и долгосрочные — несколько месяцев.

К этапам метода проекта относятся такие как: целеполагание, разработка плана действий, работа над проектом, презентация проекта.

  1. Этап разработки проекта (целеполагание), где воспитатель выносит проблему на обсуждение детям, далее выдвигается гипотеза, которую педагог предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.
  2. Этап разработки плана действий по достижению цели, где в процессе обсуждения педагог должен учитывать индивидуальные, возрастные особенности дошкольников. Так, например, для детей младшего дошкольного возраста педагог может использовать подсказку, наводящие вопросы, а старшим дошкольникам необходимо предоставлять больше самостоятельности. В результате в конце данного этапа педагог вносит изменения в свой тематический план.
  3. Этап работы над проектом (практическая часть), где дети самостоятельно и/или совместно с взрослым реализуют план действий по достижению поставленной цели.
  4. Презентация проекта (подведение итогов), где работа может осуществляться в различных формах в зависимости от возраста детей и темы проекта: альбомы, игры – викторины, фотовыставка, газеты и другое. Педагог совместно с детьми проводит рефлексивный момент по итогам работы, а так же определяет задачи для новых проектов.

Отметим, что реализация проектной деятельности в ДОУ осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в  непосредственном  контакте с различными объектами социальной среды (экскурсии, встречи с людьми разных профессий, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела). Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Использование метода проекта в работе с детьми дошкольного возраста решает ряд важных задач:

  • обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
  • развитие познавательных способностей;
  • развитие творческого воображения;
  • развитие творческого мышления;
  • развитие коммуникативных навыков.

Последовательность работы над проектами:

  1. Ставит перед собой цель, исходя из интересов и потребностей детей;
  2. Вовлекает в решение проблемы (обозначение «детской цели»);
  3. Намечает план движения к цели (поддерживает интерес детей и родителей);
  4. Обсуждает план с родителями;
  5. Обращается за рекомендациями к специалистам ДОУ (творческий поиск);
  6. Вместе с детьми и родителями рисуют план – схему проведения проекта и вывешивают на видное место;
  7. Собирает информацию, материал (изучает с детьми план-схему);
  8. Проводит занятия, игры, наблюдения, опыты (мероприятия основной части проекта) и т.д.;
  9. Дает домашнее задание детям и родителям;
  10. Переходит к самостоятельным творческим работам (поделки, рисунки, альбомы, акции, КВН и т.д.);
  11. Организует презентацию проекта (праздник, открытое занятие…);
  12. Подводит итоги, выступает на педсовете, «круглом столе», проводит обобщение опыта.

«Юным учёным» объясняется, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое «сообщение» по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими друзьями. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?

Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому следует предупредить, что есть много способов получения необходимых знаний.

Здесь вырабатывается план действий. Попробуйте ответить на вопрос что уже известно, а что нет. Теперь легко будет сформулировать: «Что предстоит сделать?». Это и будет ваш план действий.

- Что мы знаем по данной теме?

- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?

- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?

Необходимо подвести дошкольников к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол ставится карточка с символом «подумать».

Следующий вопрос:

- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?

Отвечая на него, дети постепенно выстраивают линию из карточек:

  1. «подумать»,
  2. «спросить у другого человека»,
  3. «получить информацию из книг»,
  4. «понаблюдать»,
  5. «посмотреть по телевизору»,
  6. «провести эксперимент»,
  7. «обсудить в группе»,
  8. «подведение итогов»,
  9. «оформление результатов»,
  10. «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта
  11. «презентация проекта».

Показателем эффективности внедрения метода проектирования в воспитательно-образовательную работу ДОУ я считаю:

  • высокую степень развития любознательности детей, их познавательной активности, коммуникативности, самостоятельности;
  • повышение готовности детей к восприятию нового материала;
  • активное участие родителей в жизни ДОУ.

В своей деятельности я реализовываю краткосрочные проекты. Так как, именно краткосрочные  проекты дают возможность реализовать  задачи проекта на одном или нескольких специально организованных занятиях, в рамках совместной со взрослыми или самостоятельной детской деятельности. И решение  проблемных ситуаций наступает в короткое время, что не дает угаснуть познавательному интересу ребенка.

Дети с  интересом  включаются в проекты по экологии. Совместно с детьми и родителями были реализованы следующие проекты:

  • Покормите птиц зимой (Приложение №1)
  • Комнатные  растения -  наши друзья (Приложение №2)
  • Вода на земле (Приложение №3)

Очень интересным для детей были проекты по познавательно – творческому развитию «Книга – верный, книга – первый, книга – лучший друг ребят» (Приложение №4) и  «Пожарная безопасность». (Приложение №5)

Также в нашем ДОУ реализовываются проекты посвященные праздникам. В  своей деятельности я со своей группой реализовали такие проекты, как «День мамочек» (Приложение №6), «Новый год у ворот» (Приложение №7)и «Слава армии родной» (Приложение №8).

Особое  внимание в проектной деятельности уделяю моментам,  связанные   с региональным компонентом программы. Реализован проект «Моя малая Родина» (Приложение №9).

При организации своей работы проектной деятельности я опиралась на:

  • теоретические и практические исследования отечественных педагогов - Л.С. Киселевой, Т.А. Данилиной, М.П. Зуйковой, Т.С. Лагода, О.С. Евдокимовой, В.Н. Журавлевой, Т.Г. Казаковой;
  • литературу — Л.В. Михайлова — Свирская «Метод проектов в образовательной работе детского сада»

Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду».

Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников».

Киселева Л.С. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

Штанько И.В. «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» и т.д.

Основными средствами реализации проектно-исследовательской деятельности стали проекты, исследования, специальные занятия, при проведении которых гармонично сочетались разнообразные формы – круговые беседы, занятия, специализированные игры, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы и выставки. В организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители.

Заключение (предполагаемый масштаб и формы распространения изменений)

Анализируя, проделанную работу, я пришла к выводу, что проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно - ориентировано подхода к образованию. В проектной деятельности происходит формирование субъективной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, это в свою очередь способствует личностному развитию ребенка.

Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении как взрослых, так и детей.

Особенность в проектно-исследовательской деятельности и взросло-детских проектах заключается в том, что в проекте принимают участие дети, родители, педагоги. Совместный сбор материалов по теме занятия, игры, конкурсы, презентации раскрыли творческие способности детей, вовлекли родителей в воспитательный процесс что, естественно сказалось на результатах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт на тему "Метод проектов в экологическом образовании ребенка дошкольного возраста"

Использование метода проектов в работе с детьми способствует активному повышению самооценки ребёнка. Этот метод  основывается на интересах детей ,предлагает самостоятельную активность воспитанник...

Инновационный педагогический опыт на тему : «Значение мелкой моторики пальцев рук в развитии речи детей дошкольного возраста».

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, р...

Инновационный педагогический опыт "Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с родным городом"

«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной ...

Собственный инновационный педагогический опыт

«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению»...

Инновационный педагогический опыт "Сохранение и укрепление здоровья детей с нарушениями речи средствами специальных игр и упражнений"

Инновационный педагогический опыт работы учителя-логопеда.Цель работы:          §  Сохранение и укрепление  здоровья детей, повышение  их  готовности...

Инновационный педагогический опыт «Использование современных технологий в формировании информационно-музыкальных компетентностей у детей старшего дошкольного возраста».

Семенар музыкальных руководителей 2012 года в нашем городе проходил впервые, где приняли участие все детские сады города и района...

Инновационный педагогический опыт работы "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО АСПЕКТА «МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»"

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в  жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитан...