Картотека логических и развивающих игр для детей 6 - 7 лет
картотека (подготовительная группа)
Школьная программа с каждым годом становится все сложнее и сложнее, некоторые родители ищут для ребенка репетитора, но занятия в таком формате вряд ли понравятся малышу. Так можно отбить желание у детей учиться. Родители часто недооценивают роль игры при подготовке к школе и в этом их ошибка. Все малыши любят играть, делают это с удовольствием. В игровой форме лучше усваивается материал, которые помогут подготовить ребенка к школе. Данные игры могут использовать в своей работе и педагоги ДОО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека логических и развивающих игр для детей 6 - 7 лет | 769.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №18 имени Мамистова В. А. города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области (ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска)
структурное подразделение «Детский сад «Центр коррекции и развития детей»
Картотека логических и развивающих игр
для детей 6 – 7 лет
Составила воспитатель:
Десятова Л.П.
Новокуйбышевск
2021 г.
КАРТОТЕКА
Развивающие и логические игры для детей 6-7 лет
Развивают концентрацию внимания, память, интеллект.
Школьная программа с каждым годом становится все сложнее и сложнее, некоторые родители ищут для ребенка репетитора, но занятия в таком формате вряд ли понравятся малышу. Так можно отбить желание у детей учиться. Родители часто недооценивают роль игры при подготовке к школе и в этом их ошибка. Все малыши любят играть, делают это с удовольствием. В игровой форме лучше усваивается материал, которые помогут подготовить ребенка к школе.
Игра 1. «Новоселье у матрешек.
Цель: Учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: взрослый рассказывает: «Матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще больше, на четвертом – еще больше. А на пятом, на самом последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли кто, где живет. Помоги матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
Игра 2. «Расселили птиц»
Цель: развивать логическое мышление.
Игровой материал и наглядные пособия: 20 карточек с изображением птиц: домашних, перелетных, зимующих, певчих, хищных и т. п.
Описание: предложить ребенку расселить птиц по гнездам: в одно гнездо — перелетных птиц, в другое — всех тех, кто имеет белое оперение, в третье — всех птиц с длинными клювами. Какие птицы остались без гнезда? Каких пернатых можно поселить в несколько гнезд?
Игра 3. «Логические концовки»
Цель: развивать логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Описание: детям предлагается закончить предложения:
• Лимон кислый, а сахар… (сладкий).
• Ты ходишь ногами, а бросаешь… (руками).
• Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).
• Если два больше одного, то один… (меньше двух).
• Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа… (вышел позже Саши).
• Если река глубже ручейка, то ручеек… (мельче реки).
• Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).
• Если правая рука справа, то левая… (слева).
• Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки… (женщинами).
Игра 4. «Фокусники»
Цель: развитие воображения, мышления.
Задание: рассказать, во что превратится.
Стул без спинки______________
Чашки без ручки ______________
Мороженое без холодильника ____
Всадник без лошади ____________
Дерево без веток ______________
Стол без ножек________________
Ливан без спинки _____________
Самолёт без крыльев___________
Книга без страниц _____________
Подушка без перьев ___________
Спички без серы ______________
Снеговик без холода___________
Телевизор без электричества____
Карандаш без грифеля _________
Кофта без рукавов_____________
Кепка без козырька ___________
Окно без стекол_______________
Сад без деревьев ______________
Игра 5. «Следователи»
Цель: развитие операции анализа, синтеза.
Задание: на основании 2-х суждений сделать самостоятельное умозаключение.
- Все овощи растут на грядке. Морковь продаётся в магазине. Значит.. (её привезли в магазин с огорода).
- Все дети растут. Катя пока маленькая. Значит _______________________________.
- Все рыбы не могут жить без воды. Сома положили в лодку. Значит ____________________.
- Все конфеты сладкие. Пете нельзя есть сладкое. Значит _____________________
- Всем цветам нужна вода. Катя долго не поливала цветы. Значит ___________.
- Всю одежду надо содержать в чистоте. Сережа испачкал рубашку. Значит ________.
- Все изделия из стекла хрупкие. Наташа уронила сумку с вазой на пол. Значит ___________.
Игра для ребенка — естественная потребность, поскольку именно в игровой форме малыши познают мир, разбираются в том, как он устроен, осознанно осмысливают полученный опыт.
Игра важна не просто как источник радости и хорошего настроения, она развивает мозг, воображение, творческие способности, словарный запас, социальные навыки, способность к обучению и восприятию более сложной информации.
Викторины развивают память, мышление, учат мыслить быстро, принимать решения.
Чтобы вам было легче и проще поиграть с ребенком, не откладывая, публикуем несколько викторин здесь. Играйте с удовольствием и пользой для ребенка!
Игра 6. Развивающая викторина по сказкам для детей 6-7 лет
- От кого первого ушёл Колобок? (От бабушки)
- Как звали друга Чебурашки? (Крокодил Гена)
- Кто был умывальников начальник? (Мойдодыр)
- У кого был братец Иванушка? (У Алёнушки)
- Какой дуб стоял у Лукоморья? (Зелёный)
- Кем была невеста, в которую попала стрела? (Царевной-лягушкой)
- От кого убежала посуда в сказке? (От Федоры)
- На чем прилетит волшебник и подарит 500 эскимо? (На голубом вертолёте)
- Кто из героев сказок всегда лежал на печке? (Емеля)
- Что тянули и бабка, и дедка, и Жучка, и внучка и многие другие? (Репку)
- Кто развалил теремок? (Медведи)
- Как звали самую маленькую героиню сказок? (Дюймовочка)
- Кто лето целое пропел? (Стрекоза)
- Как в большинстве случаев начинаются сказки? (Жили-были)
- Кто первым повстречался Колобку в пути? (Заяц)
Игра7. Викторина про животных для детей 6-7 лет
- Кто всю зиму спит? (Медведь)
- У кого много ног? (Осьминог)
- Как называется большая хищная рыба? (Акула)
- Какое животное любит бананы (Обезьяна)
- Кто медленный и у неё есть панцирь? (Черепаха)
- Самая маленькая птичка зовётся … (колибри)
- У кого на носу есть рог? (Носорог)
- Кто шире всех открывает рот? (Бегемот)
- Какое животное самое ленивое? (Ленивец)
- Каких попугаев часто заводят дома? (Волнистых)
- Кто умеет красиво распускать хвост? (Павлин)
- Как называется домашний домик для рыб? (Аквариум)
- Самое грязное животное? (Свинья)
- Какая птица летать не умеет? (Пингвин)
- Кого называют «санитаром леса»? (Дятла)
Игра 8. Судоку для детей 6-7 лет
Если говорить о традиционном судоку – это числовая головоломка, но для ребенка можно сделать более легкую версию – с картинками. Проще всего, воспользоваться шаблоном – их в сети Интернет огромный выбор. Конечно, можно создать и свои варианты головоломок.
Задача малыша – правильно расставить картинки, заполнить пустые ячейки. Цель – одинаковые картинки не должны повторяться в одной строке и столбце.
Судоку для детей: В каждой строке и столбце должно быть 3 разных картинки.
Игра развивает внимание, логическое мышление, а психологи отмечают, что решение судоку развивает участки мозга, которые ответственны за принятие решений.
Реши судоку: цифры от 1 до 4 не должны повторяться ни по вертикали, ни по горизонтали
Игра 9. Эрудит
Это коллективная игра, в которой принимают участие от 2 до 6 человек. Игроки расстилают поле, поделенное на клетки, где нужно составлять слова по принципу кроссворда. Выигрывает тот, кто составит больше слов. Эрудит развивает логическое мышление, грамотность, увеличивает словарный запас и наблюдательность.
Игра 10. Дженга
Другое название игры – падающая башня. На первом этапе строится башня из специальных деревянных блоков, затем каждый участник по очереди должен вытащить по одному блоку снизу и положить его сверху. Чей ход оказался последним успешным перед обрушением башни.
Игра развивает мелкую моторику, пространственное, а также архитектурное мышление.
Игра 11. Магический лабиринт
Изюминка этой настольной игры – двойное дно – под игровым полем расположен лабиринт. К каждой фигурке снизу крепится магнит, если при перемещении игрок сталкивается с препятствием, магнит падает, а игрок возвращается к старту. Таким образом, выигрывает тот игрок, который запоминает лабиринт и всего его препятствия. Игра развивает пространственное мышление, логику, память.
Игра 12. Веселая рыбалка
Правила игры:
1. Расположите карточки с изображение рыбок на пруду лицом вниз.
2. Каждый игрок бросает по очереди кубик и следует указаниям на нем.
3. Когда все рыбки будут выловлены – игроки подсчитывают очки на карточках с рыбками и тот, у кого количество очков больше – побеждает!
Игра увеличивает словарный запас, улучшает реакцию, а также коммуникативные навыки и дар убеждения.
Игра 13. Кто на кого похож
В эту интересную игру с удовольствием играют и взрослые. Задача – искать схожие черты у разных предметов. Играть можно на улице, сравнивая предметы, которые попадают в поле зрения, а также дома, но в этом случае потребуются карточки с картинками живых и неживых предметов, их нужно составлять по схожим признакам. Играть можно с одним или с несколькими детьми.
Игра отлично развивает творческое мышление, креативность, умение принимать нестандартные решения, анализировать.
Игра 14. Третий лишний
Задача взрослого – предложить ребенку 3-4 карточки с изображениями, которые группируются по определенному признаку. Ребенок должен найти лишний предмет и объяснить свое решение.
Таким образом, ребенок учится анализировать, видеть общие черты и различия, обосновывать свои решения.
Игра 15. «Правильно-неправильно
Суть игры – ведущий предлагает игрокам разные суждения, ребенок должен быстро ответить – истинное суждение или ложное. Фразы взрослый зачитывает достаточно быстро, дети должны на слух воспринимать информацию и дать.
Игра 16. Подумай и ответь
Играть можно как с одним ребенком, так и с группой детей. Суть игры заключается в следующем – взрослый загадывает слово и называет отдельные детали целого предмета, например, загаданное слово – чайник, а дополнительные слова – ручка, носик, пар.
Игра развивает умение анализировать, сообразительность, образное мышление.
Игра 17. Танграм
Суть игры, которую придумали в Древнем Китае, — сложить из нескольких геометрических фигур (в наборе их 7) сложное изображение, например, автомобиль, дом, животное, цифру, букву. Начинать нужно с простого и постепенно усложнять задачи. Главное правило — использовать все элементы набора.
Игра 18. Лего
Если говорить о наборах для детей 6-7 лет — это больше сотни элементов, а также наличие нескольких тематических героев. Ребенку нужно собрать объекты, используя все детали. Такой формат игры подойдет для командной работы. От малыша потребуется усидчивость, интеллектуальные способности, внимание.
Конструктор Лего развивает мелкую моторику, нестандратное мышление, настойчивость, умение достигать цели и решать проблемы, работать в команде.
Игра 19. Лабиринт-куб
Конструктор представляет собой прозрачный куб, внутри которого находится металлический шарик. Задача — провести шарик лабиринтом из одного угла в другой.
Игра развивает пространственное мышление, зрительно-моторную координацию, логику и воображение. Психологи отмечают, что лабиринт-куб — отличная подготовка для обучения письму, поскольку задействована система «глаз-рука», когда глаз видит картинку и рука одновременно выполняет действие.
Игра 20. Блоки Дьенеша
Логические блоки Дьенеша – это развивающая игра.
Цель и задача: развитие умения выполнять логические операции – разбивать объекты по свойствам, кодировать информацию, обобщать и находить различия, сравнивать, классифицировать. Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером, толщиной, развивать пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирование, речь, логическое мышление, самостоятельность и произвольность).
Игра 21. Палочки Кюизенера
Палочки Кюизенера
Цель и задачи: знакомство с понятием цвета, величины, длины, высоты, ширины; знакомство детей с последовательность, чисел натурального ряда, осваивание прямого и обратного счета, знакомство с составом числа, овладения арифметическими действиями сложения и вычитания, развитие умения делить целое на части и измерять объекты. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии, способности к моделированию и конструированию, развитие пространственных представлений, логического мышления, памяти, внимания. Воспитание самостоятельности, инициативы
Игра 20. Пазлы
В 6-7 лет дети легко сортируют детали по цвету, форме и фрагменту изображения. Ребенок без проблем справится с пазлами в количестве 100 и более фрагментов.
Игра развивает мелкую моторику, логическое мышление, восприятие связи между целым и его частью.
Игра 21. Змейка Рубика
В конце прошлого столетия эта головоломка стала настоящим хитом, сегодня змейка Рубика настоящий бестселлер и не теряет своих позиций. Настоящие профи могут собрать из змейки более 100 фигур, но ребенок, конечно, будет начинать с малого. Змейка развивает логическое мышление, учит ребенка ориентироваться в пространстве и воображению.
Игра 22. Квадриллион
Конструктор состоит из 12 разных деталей, которые отличаются цветом и формой, также есть четыре магнитные решетки, из которых собирают игровое поле. Игрок должен заполнить это поле таким образом, чтобы использовать все детальки и не оставить выемки пустыми. Магнитную основу можно соединять разными способами, соответственно, количество возможных заданий достигает 80. Начинать нужно с простого уровня и постепенно усложнять.
Игра 23. Электронный конструктор для детей дошкольников
Эта игра позволяет ребенку получить первые, базовые знания в области электроники. Вместе с родителями дети научатся собирать приборы, разбираться в электронных схемах. Поскольку конструктор предусмотрен для детей 6-7 лет, детали собираются без пайки. Из предложенных элементов можно собрать фонарик, вентилятор, приемник и многое другое.
Игра 24. «Кто я?»
Суть игры следующая — ведущий достает карточку, на которой написано слово (тематика разная — природные явления, профессии, животные). Не глядя на карточку, показывает ее детям. Игроки начинают задавать уточняющие вопросы, чтобы угадать — кто или что на карточке.
Такая игра отлично расширяет кругозор, помогает детям запомнить больше слов и понять их значение, развивает фантазию и аналитическое мышление.
Игра 25. Поделки из пластилина
Перед школой ребенку необходимо развивать мелкую моторику, поэтому поделки из пластилина окажутся весьма кстати. Кроме этого, занятия с пластилином или цветным тестом развивают пространственное мышление.
Игра 26. Оригами
Некоторые родители считают, что в 6-7 лет ребенок еще мал для работы с ножницами, обратитесь к древнему искусству оригами. А с готовыми фигурками можно разыгрывать сценки, придумывать сказки. Складывание различных фигурок развивает мелкую моторику, логическое и пространственное мышление.
Игра 27. Будущий вратарь
Еще одна игра на развитие мелкой моторики. Возьмите большой лист ватмана или склейте несколько листов. Начертите несколько извилистых линий. Положите листы на пол и попросите малыша провести мячик от начала линии к противоположному краю. Чем меньше в руках мячик, тем сложнее задание.
Игра 28. Вспомни и покажи
Для игры используются любые мелкие предметы, чем их больше, тем сложнее задача. Взрослый раскладывает фигурки на столе и просит малыша их запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает одну фигурку, малыш должен сказать — какой именно фигурки нет на столе. Игра развивает внимание, память, учит ребенка быть сосредоточенным.
Игра 28. Изучаем алфавит
Бывает ребенок отлично знает алфавит, но не соотносит буквы со словами. Для развития речи в магазинах представлены разные настольные игры, кубики, звуковые плакаты. Самый простой вариант игры — вы показываете малышу картинку с предметом, а он сверху кладет букву, с которой начинается слово.
Игра 29. «Корректор»
Еще одна игра на усвоение алфавита и букв. Возьмите журнал или старую книгу с крупным шрифтом, маркер. Попросите ребенка закрасить на одной странице только одну букву, например, М. Затем задание можно усложнить — одну букву зачеркнуть, а вторую обвести в кружок.
Эта игра помимо обучения алфавиту учит вниманию и усидчивости.
Игра 30. Шашки
Шашки – древняя игра, а теперь это вид спорта! Шашки развивают логическое мышление, ориентирование на листе бумаги, речь, пространственное воображение и т.д. Воспитывают твердость духа, умение проигрывать, делают более разнообразным эмоциональный фон ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие элементов логического мышления посредством развивающих игр у детей 5-го жизни
Развитие логики с помощью развивающих игр...
картотека Логические игры, направленные на формирование элементарных математических представлений у детей средней группы
картотеку игр можно использовать при индивидуальных и гркппровых занятих...
Картотека подвижных и развивающих игр для детей 3-4 лет
Картотека содержит подборку игр способствующих физическому и интеллектуальному развитию ребенка 3-4 лет. Материал составлен с учетом возрастных особенностей детей и может быть использован в повседневн...
Картотека игр с развивающей игрой - головоломкой «PLAY THE GAME» для развития логического мышления, повышения уровня знаний по развитию элементарных математических представлений мелкой моторики, зрительной координации, сенсорных представлений у детей с О
Участники: дети старшего дошкольного возраста.Интеграция областей: познавательное, речевое, социально – коммуникативное, художественно-эстетическое развитие.Цель:- внедрение развивающей игры - г...
Картотека музыкальных коррекционно-развивающих игр для детей дошкольного возраста
Музыкальные коррекционно-развивающие игры, способствуют повышению уровня музыкального развития детей и коррекции имеющихся у них нарушений. Предназначены для проведения музыкальных занятий, заня...
Картотека игровых и развивающих упражнений для детей 2 года жизни
Игровые упражнения — основное средство физического воспитания дошкольников. Они используются для решения комплекса оздоровительных и воспитательных задач, всестороннего развития личности ребенка...
Развивающая игра для детей старшего возраста "Логические таблицы"
Уважаемые родители, перед вами развивающая игра для детей старшего возраста, при помощью которой малыши не только смогут повторить геометрические фигуры, цвета и оттенки, но и развить зрительное...